Задолженность по коммунальным платежам

Задолженность по коммунальным платежам

АРГУМЕНТАЦИЯ

для обоснования правовой позиции Ответчика

по искам управляющих организаций и ТСЖ о взыскании задолженности по жилищным и (или) коммунальным платежам

Использованы внаглую некоторые идеи, высказанные комментаторами

Когда тема обсуждается с заинтересованно, появляется много полезного комментариях,

у меня возникает своего рода обязанность — придать теме более или менее завершенный вид.

Так вот представляемая АРГУМЕНТАЦИЯ — это как раз такой продукт

1. Первичные учетные документы. Общие понятия

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения …» отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ, ГК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.

Коммерческие и некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными требованиями к правовому механизму регулирования бухгалтерского учета — в соответствии со ст.1-2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ).

Согласно п.8 ст. 3 названного закона фактом хозяйственной жизни предписано считать «сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств». В свою очередь, в соответствии с ч.1 ст. 9 закона все факты хозяйственной жизни организации должны оформляться первичными учетными документами.

На движение денежных средств оказывают влияние события, связанные с начислением платы за оказанные услуги, а также с поступлением денежных средств. Это означает, что в соответствии с требованиями закона у организации должны быть первичные учетные документы по начислению платы.

2. Реквизиты первичных учетных документов

Каждый первичный документ должен обладать реквизитами, указанными в ч.2 ст. 9 ФЗ — конкретно:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно п.8 ГОСТ 7.0.8 – 2013 «Система стандартов… Термины и определения» официальным документом признается «документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке». Это означает, что первичный учетный документ является официальным документом, в котором надлежит обеспечить 7 реквизитов, включая наименование документа, указания даты, четкого количественного измерения факта хозяйственной жизни и подписи должностного лица.

Конституционный Суд РФ в своих Определениях 1671-О-О, 2224-О еще раз обратил внимание на то, что «термин «официальный документ», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике»; «правильное оформление и удостоверение официального документа является его формальным признаком, обязательным условием признается наличие содержательного признака, который заключается в том, что официальный документ должен определенным образом воздействовать на правовые отношения. Он может создавать определенные права и/или накладывать конкретные обязанности».

3. Правовые последствия отсутствия первичных учетных документов

В свою очередь, отсутствие надлежаще оформленных внутренних документов организации, которыми урегулированы вопросы начисления платы, лишает организацию права на выставление каких-либо материальных притязаний на оплату чего-либо. В равной мере объяснения рукводителя или главного бухгалтера организации не могут заместить отсутствие первичных учетных длокументов, к числу которых относятся

  1. 1. Первичный учетный документ для открытия лицевого счета на имя ……. в виде подписанного организацией с собственником помещения Договора управления (при наличии существенных услоий Договора, принятых общих собраним);
  2. 2. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа, которым утвержден расчет для каждой квартиры ДОЛИ в стоимости затрат на содержание и ремонт общего имущества(а основании решения общего собрания );
  3. 3. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа), которым утвержден РАЗМЕР стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества на очередной год (на основании рещения собрания);
  4. 4. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа), которым предписано принимать расчет ТАРИФЫ на коммунальные услуги (на основании официального документа об утверждении тарифов)
  5. 5. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказ) о порядке и сроках расщепления и перечисления платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям;
  6. 6. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказ) о порядке приемки исполнения
  7. 7. Первичные учетные документы в виде Актов приемки исполнения;
  8. 8. Первичный учетный докмент в виде Должностной инструкции главного бухгалтера (в особенности важно, какие первичные документы указаны в качестве оснований для начислений);
  9. 9. Приказ №1 об Учетной политике организации
  10. 10. Оборотные ведомости за исковой период.

4. Недопустимость подмены первичных учетных документов платежными документами или выписками (карточками) из лицевых счетов

Наличие платежных документов не может восприниматься доказательством соответствия процедуры начисления платы в требованиям закона. Выписка из лицевого счета также не относится к первичным учетным документам.

Выписка не содержит количественных, стоимостных и временных показателей оказанных услуг, по которым можно было бы проверить

начисленные суммы, а также правильность перерасчетов. Именно такая аргументация приводится в судебной практике, например в Определении Московского областного суда от 12.04.2011 по делу N 33-8244.

Выписка из лицевого счета вопреки требованиям ст. ст. 157, 158 ЖК РФ не содержит сведений о тарифах начислении, количестве предоставляемых услуг, льготах, перерасчетах и тому подобное, то есть не содержат необходимых подробных сведений, которые позволили бы проверить начисленные суммы. Этот довод приведен, в частности, в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.07.2015 по делу N 33-24678/15

Нет никаких правовых оснований для приравнивания Выписки из лицевого счета расчету задолженности по оплате по содержанию жилья и коммунальных услуг. Этот довод приведен в Апелляционном Определение Свердловского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-4587/2014.

5. Технология выявления задолженности

Согласно ч.1 ст, 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 5 этого закона активы и обязательства являются объектами бухгалтерского учета, а в статье 11 закреплено требование о том, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. Поскольку дебиторская задолженность выявляется в ходе инвентаризации активов, а кредиторская — пассивов, это означает соблюдения процедуры инвентаризации задолженностей является императивным требованием Федерального закона.

6. Списание безнадежной задолженности

Задачу инвентаризационной комиссии можно сформулировать как проверку наличия документов, подтверждающих действительную величину каждой задолженности. Если первичные документы отсутствуют, такую задолженность необходимо признать неподтвержденной, и, следовательно, в отношении ее можно говорить о том, что такой актив (или, иными словами, дебиторская задолженность) в учете существовать не может и должен быть списан в установленном порядке.

Первичными учетными документами в соответствии с ч.1 ст. 9 закона должны оформляться все факты хозяйственной жизни организации. Списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденной документально, должны быть отражены той датой, по состоянию на которую проводится инвентаризация, то есть 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

7. Действующий отраслевой порядок инвентаризации задолженности

Приказом Госстроя России от 21 апреля 2003 г. N 142 утвержден «Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса», которым также предусмотрено ежегодно проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Отраслевая особенность оформления результатов инвентаризации в отношении граждан-должников сводится к обязательному составлению трех документов:

— Акт инвентаризации расчетов с дебиторами по всем видам платежей — по форме в Разделе №1 приложения №1 (17 граф, 32 строки) http://www.zakonprost.ru/content/base/part/317447

— Акт сверки расчетов с дебиторами — по форме в приложении №3

Особенное значение Акт сверки. Для его составления надлежит известить каждого должника о необходимости принять участие в составлении такого Акта, При уклонении должника от принятия участия в оформлении Акта сверки доказательством может быть почтовые квитанции об отправлении юридически значимого сообщения в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ.

На основании изложенного можно считать установленным

1)Право предъявления каких-либо материальных притязаний, связанных с показателями, зависящими от бухгалтерского учета и отчетности, подтверждается документами о надлежащем осуществлении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2) Положения Федерального закона относительно выявления задолженности, ее оценки, сроков оформления и порядка проведения инвентаризации являются обязательными для исполнения всеми организациям, осуществляюшими деятельность по предоставлению коммунальных услуг и оказанию жилищных услуг. Порядок проведения инвентаризации определяется Приказом по Учетной политике организации.

3)Подзаконнными нормативно-правовыми актами наличие задолженности доказывается совокупностью из трех первичных учетных документов:

— Акта инвентаризации расчетов с дебиторами по всем видам платежей за каждый год —

— Справка к Акту инвентаризации расчетов за жилищно-коммунальные услуги с гражданами за каждый отчетный год по состоянию на 31 декабря;

— Акт сверки расчетов с дебиторами за каждый год;

4)Доказательством уважительности отсутствия Актов сверки расчетов с конкретным дебитором могут быть почтовые квитанции о направлении в адрес предполагаемого должника извещений относительно оформления таких актов;

5) Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами; следовательно, выписка из лицевого счета, а тем более письма на тему о задолженности заменить Акт инвентаризации, Справку к Акту инвентаризации и Акт сверки

При возникновении задолженности за коммунальные услуги важно знать ее точную сумму, чтобы правильно планировать траты в будущем месяце и избегать накопления долгов и начисления пени за просрочки. Для выяснения точной суммы долга любым способом и проверки уже произведенной оплаты собственнику потребуется номер лицевого счета, привязанный к его жилплощади.

Что такое лицевой счет

Индивидуальным, или единым лицевым счетом называют уникальный номер, который управляющая организация привязывает к каждому собственнику жилплощади. Лицевой счет создается организацией, собирающей платежи, с целью оптимизации внутренней базы данных о жильцах и повышения степени защиты таких данных.

Лицевой счет содержит следующую информацию:

  • ФИО ответственного плательщика;
  • количество занимаемых квадратных метров;
  • перечень прописанных лиц;
  • наименование услуги ЖКХ;
  • данные о приборах учета;
  • данные о ранее проведенных платежах и начислениях.

Размер задолженности является разностью между начислением и внесенной в кассу УК суммой.

Узнать номер своего счета (обычно 8-10 цифр) можно одним из следующих способов:

  • позвонив в управляющую организацию;
  • посмотрев в левом верхнем углу квитанции;
  • посмотрев на сайте УК или ТСЖ.

Квитанцию на оплату коммунальных услуг можно взять в офисе УК или распечатать с сайта компании.

Важно учесть, что каждой составляющей квартплаты (за водоснабжение, электричество, обслуживание дома и т. д.) присваивается свой номер счета. Для одного плательщика номера счетов за разные услуги обычно отличаются на 1-2 цифры.

Определение суммы долга по лицевому счету

Узнать размер задолженности за услуги ЖКХ по номеру лицевого счета можно следующими способами:

  • путем совершения звонка в УК или ЕРКЦ;
  • через систему ГИС ЖКХ;
  • путем использования сторонних онлайн-сервисов;
  • через фирму-поставщика ресурсов;
  • на сайте УК или ТСЖ;
  • в почтовом отделении.

При звонке в УК достаточно назвать номер счета и адрес, в почтовом отделении потребуется предъявить паспорт и назвать номер счета.

Система ГИС ЖКХ

Узнать задолженности через систему ГИС ЖКХ можно следующим путем:

  1. Зарегистрироваться на портале Госуслуг.
  2. Перейти в личный кабинет ГИС ЖКХ.
  3. Привязать номер счета к своему аккаунту.
  4. Посмотреть размер долга.

Для регистрации на портале нужно нажать соответствующую клавишу.

В открывшемся окне ввести свои личные данные.

Важно учесть, что для полноценного использования ресурса нужно пройти личную верификацию. Эта процедура является бесплатной и осуществляется при предъявлении паспорта в любом отделении МФЦ или ЗАГСа.

После верификации нужно зайти в систему ГИС ЖКХ с использованием логина и пароля, полученных при регистрации на Госуслугах, и щелкнуть по кнопке «Подключить лицевой счет к личному кабинету».

Появится всплывающее окно, в поля которого нужно ввести адрес и номер лицевого счета плательщика и нажать кнопку «Подключить».

Далее нужно заново зайти в личный кабинет ГИС ЖКХ и в колонке слева появится список долгов с указанием суммы и получателя платежа.

Кликая по пунктам списка задолженностей, можно узнать точные реквизиты получателя и совершить оплату в режиме онлайн.

Каждый пользователь системы ГИС ЖКХ может привязать несколько лицевых счетов – для каждой получаемой услуги.

Если при вводе номера счета была допущена ошибка, система сообщит об этом и предложит ввести номер заново.

Другие способы

Для услуг, на получение которых были заключены прямые договоры с поставщиками, выяснить сумму задолженности можно путем сообщения номера лицевого счета и адреса по телефону формы или в офисе.

Сторонние ресурсы обычно объединяют данные нескольких крупных УК или ТСЖ, узнать сумму долга онлайн на таких ресурсах можно путем ввода номера лицевого счета, ФИО и адреса. Важно учесть, что при использовании сторонних ресурсов нужно соблюдать технику безопасности:

  • оценивать рейтинг сайта;
  • не вводить данные паспорта и кредитных карт.

Оптимальным вариантом для проверки суммы долга с помощью номера лицевого счета является использование сайта УК или ТСЖ, непосредственно обслуживающего потребителя.

Для этого в соответствующем поле сайта нужно нажать кнопку «Проверить наличие задолженности» и ввести номер счета.

Проверка проведения платежа

После внесения оплаты за долги по услугам ЖКХ необходимо проверить поступление денег на счет получателя. Это также можно сделать с использованием номера лицевого счета. Существуют следующие способы проверки:

  • звонок в бухгалтерию получателя (УК, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации);
  • просмотр состояния на сайте ГИС ЖКХ или УК.

Также проверить оплату ЖКХ по лицевому счету можно на портале Госуслуг. Для этого нужно нажать на значок своего аватара в личном кабинете Госуслуг и в появившемся окне нажать на кнопку «Все уведомления».

Уведомление о получении платежа обычно появляется в течение нескольких минут после его проведения. Если уведомление не приходит более суток, нужно обратиться к получателю или в техподдержку портала Госуслуг.

Номер лицевого счета позволяет получить сведения о долгах за коммунальные услуги в режиме реального времени без визита в офисы поставщиков услуг. При вводе номера счета на онлайн-порталах важно понимать, к какой коммунальной услуге он привязан, а при возникновении сомнений в корректности отображаемой информации нужно немедленно обращаться в офис УК.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *