Закон о ЛПХ

Закон о ЛПХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Принят

Государственной Думой

21 июня 2003 года

Одобрен

Советом Федерации

26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 июля 2003 года

N 112-ФЗ

Содержание

Кто устанавливает

Предельная площадь земельного участка определяется на законодательном уровне. А именно регулируется статьями 11.9 пункт №1, ст. №30 часть №6 ЗК РФ.

Федеральный закон определяет размер земельного участка, находящегося в государственной собственности. Если надел является собственностью субъектов РФ, площадь в этом случает будет определяться региональными нормативами.

Особенности

У государства достаточно в наличии земельных участков, чтобы удовлетворить запросам гражданам. Они предоставляются согласно установленным правилам и требованиям. На основании их же определяются предельные и минимальные размеры. Для строительства дома нужен один участок, а для ведения личного подсобного хозяйства, совершенно другая площадь.

Граждане, владеющие территорией в течение первого года, понимают, что её недостаточно. Соответственно, возникает вопрос, как увеличить полезную площадь, и какими нужно руководствоваться статьями. Для физлиц предлагается несколько вариантов использования земли:

  • Строительство собственного жилого дома или дачи.
  • Для сада и огорода.
  • Развитие фермерского хозяйства.
  • Ведение личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление площади, необходимо указать цель использования. Уже исходя из этого, будет подбираться размер и нахождение участка. У каждого пая есть своё целевое предназначение, и обойти это правило не представляется возможным. А если это сделать, незамедлительно последуют штрафные санкции. Размер участка зависит от региональных законов. Если участок находится в муниципальной собственности, здесь при выдаче надела руководствуются «местными» законопроектами.

Размер и площадь участка под ИЖС

Минимальная площадь надела не должна быть меньше 3 соток. Даже если застройщик согласен взять в пользование участок с меньшей площадью, он не сможет его зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости. Также могут возникнуть проблемы с получением разрешения на ведение строительных работ на данном участке.

Чтобы не ошибиться с выбором площади, предварительно рекомендуется обратиться в местный управляющий орган. Но узнать всю необходимую информацию, можно и не выходя из дома. Для этого воспользоваться интернетом. В поисковой строке указать свой регион, правила использования земли и застройки. Должны заинтересовать цифры, указанные для малоэтажной застройки индивидуального дома.

Минимальная

СНиП требования по отношению расстояния между жилыми постройками со смежными территориальными наделами;

  • расстояние от заборного ограждения до жилого дома;
  • от здания до красной линии (улицы).

Минимальный размер территории рассчитывается не только при определении возможного строительства дома, но и её разделении на несколько долей.

Предельная

Ограничения в размерах земельных участков учитываются только при передаче муниципальногогосударственного надела бесплатно. Если человек захочет купить территорию, тогда никаких ограничений. Он сможет приобрести тот участок, которые его устраивает по площади, инфраструктуре и иным характеристикам.

Чтобы определить размер надела под индивидуальное строительство, во внимание берутся следующие факторы:

  • сколько в наличии имеется свободных земель;
  • уровень спроса среди населения конкретного региона;
  • семейное положение соискателей и наличие детей;
  • по какому проекту планируется возведение дома;
  • иные факторы.

Предлагаем ознакомиться: Ориентир. Долг платежом страшен. Гасим ипотеку аннуитетно и

Чтобы будущее строение соответствовало всем требованиям, необходимо придерживаться СНиП. Поговорим об этом подробнее.

Строительные нормы

Любое здание и строение должно соответствовать установленным нормативам. А именно:

  1. Дом не должен занимать больше 30% от общей площади земли.
  2. На 12 сотках можно построить только 1 жилое здание. Это требование не имеет отношения к хозпостройкам.
  3. Здание должно находиться от улицы на 5 метров и 3 метра от бокового проезда.

Если удастся построить дом с учётом всех перечисленных требований, удастся без особых проблем зарегистрировать права собственности, провести процедуры межевания.

Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

  • вводятся градостроительные регламенты
  • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
  • минимальные и максимальные площади ЗУ

Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков: для ИЖС
  • для огородничества
  • для садоводства
  • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
  • для животноводства
  • для иных целей
  • при решении вопросов:
      о возможности раздела участков
  • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
      при из разделе и объединениии ЗУ
  • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
      садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность
  • при выделе:
      невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель
  • Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

    Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.

    При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

    1. на фактическую площадь ЗУ
    2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

    При этом фактическая площадь не должна быть:

    • выше предельного максимального размера ЗУ
    • меньше минимального размера

    В случаях когда происходит превышение:

    1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
    2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

    единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

    Просто «прирезать» избыток не получится.

    Пример

    У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам — 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, — 15 соток.

    Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

    Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

    Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

    Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

    • вариации погрешностей для садовых участков — от 9 до 50 м2
    • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

    Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:

    1. или зелёных насаждений
    2. или канав на участке
    3. или ограждения

    Даже если предположить, что:

    • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом — 25%
    • предельные размеры не были установлены вообще

    увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

    К участкам:

    • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
    • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

    требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

    Они необходимы для размещения:

    • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
    • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
    • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
    • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
    • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

    Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

    • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
    • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
    • документов территориального планирования
    • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

    Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

    Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

    1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
    2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

    В Приморском городском поселении:

    • для размещения индивидуального дома и ЛПХ: минимальный размер:
        0.05 га — в границах населённого пункта
    • 0.03 га — за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
        0.25 га — в границах населённого пункта
    • 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
      минимальный размер — 0.06 га
  • максимальный размер:
      0.25 га
  • 0.35 га — для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
      минимальный размер — 0.2 га
  • максимальный размер — 1 га
  • В Копорском сельском поселении:

    • для ведения ЛПХ: минимальный размер:
        0.05 га — в границах населённого пункта
    • 0.03 га — за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
        0.25 га — в границах населённого пункта
    • 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
      минимальный размер — 0.05 га
  • максимальный размер — 0.25 га
  • Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:

    • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
    • от численности и плотности населения
    • от направлений и перспектив использования земель
    • от востребованности участков того или иного назначения
    • от многих других факторов

    Многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, ЗУ предоставляются бесплатно.

    Предельные размеры ЗУ устанавливаются местными муниципалитетами. Площадь ЗУ будет разной в разных регионах

    Санкт-Петербург

    Условия предоставления — многодетные семьи должны:

    1. проживать и быть зарегистрированными в Санкт-Петербурге
    2. состоять на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке

    Многодетная семья может воспользоваться одним из вариантов:

    1. получить земельный участок на подготовленных территориях
    2. купить ЗУ в любом российском регионе по земельному сертификату

    Администрация предоставляет их:

    1. без проведения торгов
    2. без предварительного согласования мест размещения.

    ЗУ для многодетных семей образуются

    • из участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга
    • из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими)
    • из участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга

    Предлагаем ознакомиться: Как подарить земельный участок сыну

    Предельный максимальный размер

    Сюда входит сразу несколько понятий. Площадь, допустимый отступ от строений от последних точек земли, максимальный процент застройки территории, разрешённое количество этажей.

    Такие же нормативы чётко прописаны в градостроительном регламенте, который разработан для каждого конкретного региона. Чтобы заранее узнать, на какой участок рассчитывать, какие документы понадобятся и иные формальности, стоит обратиться в местный административный орган. В каждой области действуют свои параметры участков. Так, минимальная площадь под индивидуальное строительство = 3 сотки. Возможно, если удастся договориться с администрацией, удастся получить более просторную территорию.

    Зачастую новые собственники начинают выяснять отношения с соседями смежных участков. Если человек знает свои права и обязанности, сможет отстоять свою точку зрения, подкрепив всё это документально. Если межевание не было проведено, придётся этим заняться. Для этого пригласить кадастрового инженера. По окончанию этого мероприятия, собственник будет точно знать, где заканчиваются границы его участка.

    Размеры земельных наделов

    Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.

    Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.

    Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:

    • минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
    • процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
    • величина отступов, которые не подлежат застройке.

    Участок не соответствует установленным нормам

    Закон запрещает госрегистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормам. Размер земельного участка не может быть больше или меньше. Для каждого конкретного участка устанавливаются определённые размеры, которым он должен соответствовать. И это правило не должно нарушаться, ни при каких обстоятельствах.

    Но есть земельные участки, на которые подобные нормативы не распространяются. А именно:

    • Выкупаемые наделы из муниципального или государственного владения.
    • Территории, которые предназначены для расположения на них государственных и муниципальных объектов.

    На таких землях могут располагаться автодороги, объекты транспорта и путей сообщения, региональные электрические системы. Закон устанавливает понятие неделимых земель. Это участки меньше установленного размера.

    Предельные размеры участков в различных муниципальных образованиях

    Так как ответственность за установку предельных размеров земельных участков возложена на местные власти, то в зависимости от муниципального образования величина может значительно различаться.

    Установление различных нормативов обуславливается следующими причинами:

    • соотношение свободных и занятых участков;
    • плотность населения;
    • численность жителей;
    • перспективы и направления использования земель;
    • востребованность наделов определенного назначения и другие.

    Предельные минимальные и максимальные размеры участков

    Здесь чётко обозначены виды использования территории, оптимальные размеры земли для огородничества, садоводства, фермерского хозяйства и иных назначений.

    Под ИЖС

    Чтобы сократить время проведения процедуры до минимума, есть определённый алгоритм действий. А именно:

    • Ознакомиться с тем градостроительным регламентом, который действует в данном регионе.
    • Изучить схему зонирования. Участок должен иметь чёткие границы, к нему должен быть свободный доступ. Убедиться, что он находится внутри территории РФ, и не выходит за её пределы.
    • Быть в курсе основных требований и условий для участков под ижс. Нельзя нарушать высотность и превышать указанное количество этажей. Жилое здание должно быть возведено на отведённой для него площади.
    • Обратиться в геодезическую компанию, чтобы оформить план размежевания и составить акт. В последнем документе будут указаны территориальные границы.

    После получения кадастрового паспорта и госрегистрации, можно приступать к возведению объекта.

    Для регистрации участка, придётся собрать следующий пакет документов:

    • заявление;
    • личный паспорт и ИНН;
    • план размежевания, акт и кадастровый паспорт;
    • квитанция об оплате государственной пошлины.

    Минимальные и предельные максимальные размеры устанавливаются регионом или муниципалитетом. При возведении дома, следует помнить о территориальных границах. Дистанция должна быть в пределах 8-15 метров.

    Для садоводства

    Раньше эти земельные участки использовались по прямому целевому предназначению. Теперь же, дело обстоит иначе: вместе небольшого садового домика, можно построить полноценный коттедж и проживать в нём круглый год. Это делается для того, чтобы собственник или временный землепользователь смогли там прописаться. В случае отсутствии иного недвижимого имущества. Так, минимальный лимит установлен в рамках 300 квадратных метров. Его можно возвести на 15-20 сотках. Это средний показатель по стране.

    Для ЛПХ

    При получении земельного участка для лпх, необходимо ориентироваться на следующие нижеизложенные условия:

    • Общая площадь жилого строения должна быть в пределах 1500 квадратных метров. Разрешено строить не выше трёх этажей.
    • На 12 сотках можно построить лишь 1 жилое здание.
    • Удалённость от соседних строений 3 и более метров, хозпостройки — от 1 метра.

    На таком земельном участке можно развести птицу, выращивать мелко- и крупнорогатый скот.

    При перераспределении

    Порядок перераспределения границ надела при оформлении «прирезков» регламентируется 2 конкретными статьями. А именно №39.28 и №39.29 ЗК РФ. Но при перераспределении необходимо помнить и об установленных ограничениях. А именно:

    • Изменение расположение территориальных границ, находящиеся в частном или муниципальном владении. Дополнительно необходимо подписать соглашение о развитии застроенного участка.
    • Перераспределение границ предотвращает вклинивания, вкрапления и изломанности. Единственное ограничение состоит в том, что увеличить площадь можно только до максимального значения.

    Расширить границы можно для выращивания садов, ведения огородничества, строительства дома и хозпостроек.

    Правило согласованности перераспределения. Оно заключается в том, что между собственниками и уполномоченным органом должно быть заключено соглашение. То есть каждый из них соглашается на процедуру перераспределения. К договору необходимо будет приложить паспорт кадастра. Его получить после изменения расположения территориальных границ и участков.

    Перед изменением границ, нужно провести межевые работы. Формирование новых территориальных границ допускается на основании, имеющегося межевого проекта и схемы расположения надела.

    Что такое предельные размеры земельных участков?

    Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) – нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

    Они применяются

    • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
    • при разделе участков
    • при выделе наделов из общедолевой собственности

    Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

    • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
      • зданий
      • строений
      • сооружений
    • предельным количеством этажей
    • предельной высотой объектов
    • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
    • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ

    Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

    • земельным и градостроительным законодательством
    • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

    В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

    Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

    Размеры минимальных и максимальных площадей участков

    Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

    • вводятся градостроительные регламенты
    • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
    • минимальные и максимальные площади ЗУ

    Предельные размеры ЗУ – обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

    • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
    • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
      • для ИЖС
      • для огородничества
      • для садоводства
      • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
      • для животноводства
      • для иных целей
    • при решении вопросов:
      • о возможности раздела участков
      • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
    • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
      • при из разделе и объединениии ЗУ
      • при перераспределении ЗУ
    • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
      • садоводство
      • овощеводство
      • цветоводство
      • виноградарство
      • семеноводство
      • птицеводство
      • пчеловодство
      • товарное рыбоводство
      • другая деятельность
    • при выделе:
      • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
        ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
    • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель

    Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

    Если площадь участка не соответствует предельным нормам

    Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам –основание для отказа в государственной регистрации участка.

    При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

    1. на фактическую площадь ЗУ
    2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

    При этом фактическая площадь не должна быть:

    • выше предельного максимального размера ЗУ
    • меньше минимального размера

    В случаях когда происходит превышение:

    1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
    2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

    единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

    Просто «прирезать» избыток не получится.

    Пример

    У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

    Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

    Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

    Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

    Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

    • вариации погрешностей для садовых участков – от 9 до 50 м2
    • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

    Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:

    1. или зелёных насаждений
    2. или канав на участке
    3. или ограждения

    Даже если предположить, что:

    • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом – 25%
    • предельные размеры не были установлены вообще

    увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

    2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

    К участкам:

    • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
    • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

    требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

    Они необходимы для размещения:

    • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
    • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
    • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
    • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
    • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

    Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

    • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
    • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
    • документов территориального планирования
    • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

    3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

    Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

    Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

    1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ()
    2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

    В Приморском городском поселении:

    • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
      • минимальный размер:
        1. 0.05 га – в границах населённого пункта
        2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
      • максимальный размер:
        1. 0.25 га – в границах населённого пункта
        2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
    • для индивидуального жилищного строительства:
      • минимальный размер – 0.06 га
      • максимальный размер:
        1. 0.25 га
        2. 0.35 га – для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
    • сельскохозяйственное использование:
      • минимальный размер – 0.2 га
      • максимальный размер – 1 га

    В Копорском сельском поселении:

    • для ведения ЛПХ:
      • минимальный размер:
        1. 0.05 га – в границах населённого пункта
        2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
      • максимальный размер:
        1. 0.25 га – в границах населённого пункта
        2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
    • для индивидуального жилищного строительства:
      • минимальный размер – 0.05 га
      • максимальный размер – 0.25 га

    Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:

    • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
    • от численности и плотности населения
    • от направлений и перспектив использования земель
    • от востребованности участков того или иного назначения
    • от многих других факторов

    Предельные размеры участков для многодетных семей

    Многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, ЗУ предоставляются бесплатно.

    Предельные размеры ЗУ устанавливаются местными муниципалитетами. Площадь ЗУ будет разной в разных регионах

    Санкт-Петербург

    Условия предоставления – многодетные семьи должны:

    1. проживать и быть зарегистрированными в Санкт-Петербурге
    2. состоять на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке

    Многодетная семья может воспользоваться одним из вариантов:

    1. получить земельный участок на подготовленных территориях
    2. купить ЗУ в любом российском регионе по земельному сертификату

    Многодетные семьи получают участки:

    • для ИЖС
    • для садоводства

    Администрация предоставляет их:

    1. без проведения торгов
    2. без предварительного согласования мест размещения.

    ЗУ для многодетных семей образуются

    • из участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга
    • из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими)
    • из участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга

    Предельные размеры участков составляют:

    • минимальный размер – 0.12 га
    • максимальный размер – 0.15 га

    Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

    Этот документ подтверждает право на дополнительную меру социальной поддержки многодетных семей из бюджетных средств Санкт-Петербурга.

    Денежные средства на покупку участка, затраченные семьёй, возмещаются из земельного капитала в размере:

    • стоимости ЗУ, если она равна земельному капиталу
    • земельного капитала, если цена ЗУ выше

    Сертификат «Земельный капитал» выдается бессрочно и однократно.
    Получить его могут граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в участках:

    • для индивидуального жилищного строительства
    • для ведения садоводства для собственных нужд

    Владельцы сертификатов могут рассчитывать на получение:

    • или бесплатно в собственность участка
    • или денежных средств

    Размеры ЗУ

    • минимальный – 0.12 га
    • максимальный – 0.15 га

    Земельный капитал в Санкт-Петербурге:

    • предоставляется в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки
    • подлежит ежегодной индексации
    • не индексируется после предоставления сертификата

    С 01.01.2019 размер земельного капитала установлен в размере 355 660 рублей 21 копейка.

    Правом на получение бесплатно в собственность земельных участков для дачного строительства обдадают граждане РФ, имеющие трех и более детей, пасынков и падчериц до 18 лет:

    • находящихся под опекой
    • находящихся под попечительством
    • проживающих совместно с ними

    Они должны быть зарегистрированы в реестре нуждающихся в земельных участках У всех членов семьи должна быть постоянная регистрация в Санкт-Петербурге.

    Встать на учёт могут также граждане, не имеющие в собственности ЗУ, предоставленных бесплатно.

    Заявление на получение сертификата нужно подать:

    • или в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства
    • или в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
    • или на сайте госуслуг

    Через МФЦ можно выполнить:

    • постановку на учет в качестве нуждающихся в земельных участках
    • получение сертификата «Земельный капитал»
    • направление средств земельного капитала в Санкт-Петербурге

    Для этого нужно предоставить

    • документы:
      • удостоверяющие личность гражданина РФ
      • подтверждающие наличие в семье детей
    • свидетельство о браке гражданина с матерью (отцом) пасынка, падчерицы гражданина:
      • в отношении пасынков, падчериц
    • свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет
    • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя:
      • в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством
    • решения суда об усыновлении (при наличии)
    • свидетельства об усыновлении:
      • в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев
    • справка о регистрации по месту жительства (форма 9):
      • гражданина
      • членов семьи
    • решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге:
      • в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге

    Для перевода земельного капитала на счёт гражданина нужно предоставить:

    • документ, удостоверяющий личность гражданина.
    • сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»
    • сведения о месте жительства гражданина
    • договор купли-продажи земельного участка:
      • в договоре должна быть указана стоимость ЗУ
    • документы, подтверждающие произведенные расходы

    В случае направления средств земельного капитала на уплату первоначального взноса, погашения основного долга, уплаты процентов по кредитному договору:

    • кредитный договор (договор займа):
      • заемщиком по которому является владелец сертификата или его супруг
    • документ, удостоверяющий передачу кредитором владельцу сертификата денежной суммы
    • документ, подтверждающий оплату денежной суммы по кредитному договору владельцем сертификата или его супругом

    В заявлении необходимо указать способ перечисления денежной выплаты:

    • почтовое отделение
    • реквизиты банковского счёта

    Решение о предоставлении сертификата оформляется распоряжением администрации района. Не позднее 20 рабочих дней со дня его принятия сертификат предоставляется завителю.

    Решение об отказе в предоставлении сертификата направляется гражданину с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

    Республика Татарстан

    В Татарстане многодетные семьи могут получить ЗУ в собственность:

    • однократно
    • бесплатно
    • для одного вида целевого использования ЗУ

    Предельные размеры ЗУ – от 6 до 20 соток

    Это участки:

    • для ИЖС:
      • от 600 до 1500 м2
    • для садоводства или огородничества:
      • от 600 до 1500 м2
    • ведения ЛПХ (приусадебный земельный участок):
    • от 1500 до 2000 м2

    В Законе Республики Татарстан (№ 90-ЗРТ от 20.04.2016 г.) изложены сведения:

    • об условиях и порядке предоставления участков
    • о необходимых документах
    • о способах подачи заявления
    • о сроках рассмотрения заявления
    • др. вопросы

    Участки предоставляются с учётом привязки к месту проживания многодетной семьи:

    • семьям, постоянно проживающим на территории городского округа ЗУ отводятся:
      • или в границах округа
      • или из состава участков в других муниципальных образованиях, относящихся к собственности округа (при согласии семьи)
    • семьям, проживающим на территории муниципального района, земля предоставляется:
      • или в пределах района
      • или из имеющихся в собственности участков, находящихся в других муниципалитетах (при согласии семьи)

    Очередность в получении участков определяется по дате и времени подачи заявления. Списки учётных номеров с указанием очередности размещаются на сайте муниципалитета. Они регулярно обновляются по мере включения семей в эти перечни и передачи им земельных участков. С момента подачи заявления до получения земли должно пройти не более 1 года.

    Если ранее многодетной семье участок уже был предоставлен в аренду и на нём уже находится жилой дом, принадлежащий этой семье, то участок можно переоформить в собственность, но площадь этого участка не должна превышать 20 соток. Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).

    Участок под жилым домом, арендуемый многодетной семьёй, также можно оформить в собственность бесплатно.

    Для этого в местную администрацию вместе с заявлением нужно предоставить документы:

    • выписки из ЕГРН:
      • о праве на жилой дом
      • о праве (аренде) участка под домом
    • правоустанавливающие документы на дом и участок:
      • если права не зарегистрированы в ЕГРН

    Выписки из ЕГРН заявители могут предоставлять по собственной инициативе. Даже если их не будет в приложении к заявлению, администрация получит их из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).

    Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка –тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.

    Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

    Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

    • Земельный кодекс РФ
    • Градостроительный кодекс РФ
    • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
    • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
    • Законы субъектов РФ

    Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

    Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)

    В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

    • градостроительные регламенты
    • временные регламенты застройки земельных участков

    не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

    1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома – 300 м2
    2. для ведения садоводства – 200 м2
    3. для ведения огородничества – 200 м2
    4. для размещения индивидуальных гаражей – 18 м2
    5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества – 5 м2

    Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

    В условиях действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно – через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

    В муниципальным образованиям Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

    • Законом ЛО № 83-оз
    1. участки для садоводства
      • минимальный размер – 0.05 га
      • максимальный размер – 0.12 га
    2. участки для ведения огородничества:
      • минимальный размер – 0.01 га
      • максимальный размер – 0.10 га
    3. участки для ведения животноводства:
      • минимальный размер – 0.01 га
      • максимальный размер – 5.0 га
    • Законом ЛО № 145 оз
    1. участки для ведения ЛПХ:
      • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан – 0.99 га
    2. участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
      • минимальный размер – 0.10 га
      • максимальный размер – 0.25 га
    3. в границах городских округов и городских поселений ЛО
      • минимальный размер – 0,06 га
      • максимальный размер – 0.25 га

    • Законом ЛО № 118 -оз
    1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
      • предельный максимальный размер – 50 га
      • предельный минимальный размер – 1 га

    Примечание:

    минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):

    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

    Полезная информация

    • Земельный налог для физических лиц с 2020 года –
    • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать
    • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
    • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) –
    • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
    • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно
    • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться
    • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
    • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться
    • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться
    • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться
    • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться
    • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
    • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться
    • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ, можно ознакомиться
    • Как изменить территориальную зону участка –
    • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно
    • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать

    1. Земельное законодательство Московской области регулирует отношения по использованию и охране земель (земельные отношения) в Московской области, а также по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Московской области и расположенными на территории иных субъектов Российской Федерации.
    (в ред. Закона МО от 14.07.2011 N 125/2011-ОЗ)
    2. Правовое регулирование земельных отношений в Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными законами Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области.
    3. Законами Московской области:
    Пункт 1) — Утратил силу;
    (в ред. Закона МО от 11.02.2010 N 10/2010-ОЗ)
    2) устанавливаются категории работников организаций, имеющих право на получение служебных наделов, а также условия предоставления служебных наделов;
    3) определяются случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц;
    (в ред. Закона МО от 14.07.2011 N 125/2011-ОЗ)
    4) пункт утратил силу;
    (в ред. Закона МО от 04.03.2019 N 27/2019-ОЗ)
    5) устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
    (в ред. Закона МО от 04.03.2019 N 27/2019-ОЗ)
    5.1) устанавливаются порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия с данного учета, основания для отказа в данном предоставлении, порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно и предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам;
    (в ред. Закона МО от 18.02.2019 N 13/2019-ОЗ)
    6) определяется порядок установления и прекращения органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления) публичных сервитутов, за исключением случаев установления публичного сервитута законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
    (в ред. Законов МО от 20.06.2018 N 86/2018-ОЗ, от 18.02.2020 N 8/2020-ОЗ)
    7) устанавливаются случаи отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд;
    (в ред. Закона МО от 21.02.2018 N 12/2018-ОЗ)
    8) определяются критерии, на основании которых сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается;
    (в ред. Закона МО от 27.07.2013 N 96/2013-ОЗ)
    9) пункт утратил силу;
    (в ред. Закона МО от 18.02.2020 N 8/2020-ОЗ)
    10) устанавливается порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий областного значения;
    11) устанавливается режим охраны земель природоохранного назначения;
    12) устанавливаются особенности использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения;
    13) устанавливается порядок предоставления земельных участков, прекращения прав на них, в том числе при переоформлении прав на земельные участки, и (или) перечень соответствующих документов;
    Пункт 14) — Утратил силу;
    (в ред. Закона МО от 27.12.2008 N 236/2008-ОЗ)
    15) устанавливается максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
    16) устанавливаются предельные максимальные цены кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
    (в ред. Закона МО от 18.12.2019 N 267/2019-ОЗ)
    16.1) устанавливаются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения или реализации которых допускается предоставление юридическим лицам в аренду земельных участков в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области без проведения торгов;
    (в ред. Закона МО от 14.03.2015 N 26/2015-ОЗ)
    16.2) определяются случаи предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов некоммерческой организации, созданной Московской областью или муниципальным образованием Московской области для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования и срок договора аренды такого земельного участка;
    (в ред. Закона МО от 14.03.2015 N 26/2015-ОЗ)
    16.3) определяются муниципальные образования Московской области, в границах которых могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
    (в ред. Закона МО от 14.03.2015 N 26/2015-ОЗ)
    16.4) определяются муниципальные образования Московской области, в границах которых могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по установленным специальностям, и перечень таких специальностей;
    (в ред. Закона МО от 14.03.2015 N 26/2015-ОЗ)
    16.5) устанавливаются основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, принятия решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации;
    (в ред. Закона МО от 14.03.2015 N 26/2015-ОЗ)
    16.6) определяются территории, на которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ;
    (в ред. Закона МО от 03.10.2017 N 162/2017-ОЗ)
    17) регулируются иные земельные отношения, не отнесенные законодательством Российской Федерации к ведению Российской Федерации или к ведению органов местного самоуправления.
    4. Полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Московской области, в том числе с учетом положений законов Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Московской области.
    (в ред. Законов МО от 23.12.2014 N 178/2014-ОЗ, от 18.02.2020 N 8/2020-ОЗ)
    5. До принятия представительным органом местного самоуправления порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, управление и распоряжение указанными земельными участками осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
    Часть 6. — Утратила силу.
    (в ред. Закона МО от 14.07.2011 N 125/2011-ОЗ)
    7. Решения органов местного самоуправления, правовые акты, решения органов исполнительной власти Московской области, принимаемые в соответствии с настоящим Законом, должны содержать сведения о наименовании муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок.
    (в ред. Законов МО от 22.12.2006 N 244/2006-ОЗ, от 18.02.2020 N 8/2020-ОЗ)
    8. Правительство Московской области определяет центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (далее — уполномоченный орган Московской области) и устанавливает их полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    (в ред. Закона МО от 26.02.2016 N 14/2016-ОЗ)

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Личное подсобное хозяйство — деятельность лиц, относящаяся к некоммерческой форме действий, в процессе которой обрабатывается и перерабатывается продукция сельхоз назначения.

    Для регулирования данной деятельности был принят ФЗ 112.

    Общие сведения

    Федеральный закон №112 «О личном подсобном хозяйстве» был принят ГосДумой РФ 21 июня 2003 года, а ободрен законодательный акт был спустя 5 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 112 были внесены в мае 2016 года.

    Ознакомьтесь также с ФЗ № 101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения в последней редакции

    Закон о ЛПХ регулирует отношения, возникающие в процессе ведения гражданами личного подсобного хозяйства. Контроль осуществляется на основании следующих законодательных актов:

    1. Конституция РФ.
    2. ФЗ 112.
    3. Иные федеральные законы.
    4. Правовые акты.

    О последних изменениях в ФЗ О полиции

    Краткое содержание ФЗ о ЛПХ:

    • Статья 1 — перечисляет законодательные проекты, регулирующие положения ФЗ 112.
    • Ст 2 — раскрывает понятие личного подсобного хозяйства.
    • Статья 3 — описывает категории граждан, обладающих правами на ведение личного подсобного хозяйства.
    • Ст 4 — раскрывает список земельных наделов, подходящих для проведения хозяйственных работ.
    • Статья 5 — описывает отношения собственников территорий с органами государственной власти.
    • Ст 6 — перечисляет имущество, которое допускается к использованию во время ведения личного подсобного хозяйства.
    • Статья 7 — раскрывает порядок предоставления государственной поддержки собственникам земельного хозяйства.
    • Ст 8 — описывает порядок ведения учета личных подсобных хозяйств.
    • Статья 9 — раскрывает необходимость граждан вступать в пенсионный фонд.
    • Ст 10 — перечисляет основания для прекращения отношений, связанных с личным подсобным хозяйством.
    • Статья 11 — дата вступления в силу ФЗ 112.

    Об адвокатской деятельности смотрите

    Последние изменения, внесенные в закон о личном подсобном хозяйстве

    Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» подлежал редакции 5 мая 2016 года. Поправки были внесены в следующие статьи:

    Ст 3

    Граждане РФ обладают правом на ведение личного подсобного хозяйства в случае, если они являются дееспособными. Государственной регистрации такая деятельность не подлежит.

    В ходе последней редакции ФЗ 112 пункт 3 и 4 утратил свою силу.

    Ст 4

    В статье 4 описываются категории земельных участков, которые подходят для ведения личного подсобного хозяйства. К ним относятся:

    • территории, находящиеся в границах населенного пункта;
    • участки, расположенные за его границами. Например, полевые.

    Приусадебный надел используется для:

    1. Производства продуктов сельскохозяйственного назначения.
    2. Сооружения дома для проживания.
    3. Возведения построек производственного и бытового характера.
    4. Постройки сооружений, с соблюдением законодательных и санитарных норм.

    Полевой земельный участок используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, с запретом на возведение каких-либо построек. Вам будет интересно также прочесть информацию об изменениях в федеральном законе №141. Подробности

    Количество предоставляемых территорий контролируется:

    • Гражданским;
    • Земельным законодательством РФ.

    В пункт 5 статьи 4 была добавлена информация об отсутствии необходимости в указании максимальных размеров земельных участков, если они сдаются в аренду или территорий, находящихся в государственной собственности.

    Ниже будут рассмотрены статьи ФЗ о ЛПХ, в которые не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения:

    Статья 5

    В ст 5 ФЗ о ЛПХ описывается порядок допустимого вмешательства гос органов в организацию гражданами личного подсобного хозяйства. Согласно положениям закона им запрещается вторгаться в хозяйственную деятельность собственников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России.

    Контроль за такой деятельностью осуществляют:

    • Федеральные органы;
    • Власти местного самоуправления, которые контролируют деятельность граждан.

    Статья 6

    В ст 6 перечислены предметы, которые используются в процессе ведения личного подсобного хозяйства:

    • земельный участок;
    • теплицы;
    • жилой дом и иные постройки и сооружения;
    • животные;
    • птицы и пчелы;
    • техника, предназначенная для проведения сельскохозяйственных работ;
    • инвентарь;
    • оборудование.

    Статья 7

    В ст 7 перечислены методы государственной поддержки граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства:

    • создание благоприятной инфраструктуры обслуживания:
      • удобные пути подъезда к земельному наделу;
      • средства коммуникации;
      • вод и энергосбережение.
    • формирование условий:
      • организационных;
      • правовых;
      • экологических;
      • социальных.
    • проведение осеменения животных и мероприятий по улучшению их жизни;
    • предоставление бесплатных ветеринарных осмотров скота и их вакцинация.

    Вся государственная поддержка проводится из средств, выделенных из Федерального бюджета РФ.

    Статья 8

    В положениях 8 ст перечисляется список данных, которые должны содержаться в похозяйственных книгах:

    1. ФИО хозяина земельного участка.
    2. Данные всех лиц, проживающих с гражданином, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства.
    3. Площадь использованной территории.
    4. Количество:
      • животных;
      • птиц;
      • оборудование и транспорт;
      • построек и сооружений, находящихся на земельной территории.

    Выше перечисленные сведения предоставляются собственником органам местного самоуправления на добровольной основе.

    Скачать 112 ФЗ в последней редакции

    Федеральный закон №112 «О личном подсобном хозяйстве» регулирует отношения, возникающие в процессе проведения сельскохозяйственных работ. Данная деятельность регулируется государственными органами, но им запрещается в нее вмешиваться. Скачать закон о личном подсобном хозяйстве в последней редакции можно по ссылке.

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *