Закон об установке приборов учета

Закон об установке приборов учета

Эксперт-автор статьи Дипломированный юрист. Общий стаж работы по специальности — 13 лет.

Устанавливать приборы учета на трубопроводы в большинстве случаев выгодно. Действующие законы о счётчиках на воду регламентируют порядок расчета при отсутствии водомеров и при их наличии. Сумма к оплате в первом случае может быть значительно выше, чем при расчете по счетчикам. В этой статье разберемся в действующих в 2020 году нормативных актах, нововведениях, обязательствах хозяина квартиры, санкциях и штрафах.

Содержание

Законодательство

Нормативная база, касающаяся установки счётчиков на воду, а также их использования, поверки постоянно пополняется и изменяется.

Местные органы власти могут вносить изменения в существующие положения, издавать новые акты, которые дополняют или расширяют вопросы эксплуатации приборов учета воды.

Общий список основных актов выглядит следующим образом:

  1. Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 (-далее ФЗ № 102-ФЗ), в котором установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений.
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 (- далее ФЗ № 261-ФЗ), регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта. Помимо этого,он регулирует порядок установки и ввода в эксплуатацию счётчиков, в том числе по учёту воды.
  3. Федеральный закон№ 416-ФЗ от 07.12.2011, в котором прописаны все виды правоотношений, касающиеся системы водоснабжении в целом.
  4. Постановление Правительства РФ № 776 от 04.09.2013, в котором описаны вопросы, относящиеся к регулированию порядка учёта водного ресурса, а также сточных вод с использованием водомеров.
  5. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. В этом нормативном акте закреплён порядок расчёта оплаты за потреблённую услугу при отсутствии измерительного устройства.Акт закрепляетнормативы потребления.
  6. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (-далее ПП РФ № 354).В этом документе подробно расписано, как осуществляется расчет платы по прибору учета, а также описаны все иные ситуации, которые могут возникнуть в сфере потребления коммунальных ресурсов.
  7. Постановление Правительства РФ № 603 от 29.06.2016. Этим документом вносятся изменения в некоторые акты, регулирующие вопросы предоставления коммунальных услуг.

Кроме этих документов следует назвать ещё Приказ Минэнерго РФ № 178 от 16.04.2010, согласно которому всем потребителям предлагалось установить счетчики.

А вот уже Постановление Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 определило введение повышенных коэффициентов с 01.01.2015 для потребителей, у которых есть возможность установки измерительного устройства, но приборов нет.

Полный текст Постановления можно сказать здесь.

Отменена ли поверка в 2020 году

В 2020 году из-за пандемии в ряд законов внесли изменения. Это коснулось и приборов учёта. Во время карантина в 2020 году, вплоть до 1 января 2021 года поверка приборов учета (в частности, водосчетчиков) перестала быть обязательной процедурой для физических лиц. Проводить процедуру можно, свидетельство о поверке действительно. Но если вы не сделаете очередную поверку в 2020 году, то применять к вам никаких санкций не имеют права.

Об этом принято Постановление Правительства РФ 424.

Читайте подробности про поверку 2020 в отдельной статье.

Обязательно ли ставить счетчики

Обязательность установки счётчиков закреплена в ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009. Одновременно со вступлением этого акта в силу были внесены изменения в КоАП РФ. В ст. 9.16 были добавлены штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов в части несоблюдения требований об установке измерительных приборов используемых энергоресурсов. Имеются в виду не рядовые хозяева жилья, а управляющие компании.

Пункт 1 ст. 13 в ФЗ № 261-ФЗ устанавливает, что все энергетические ресурсы, в том числе и вода, должны быть учтены с использованием специальных измерительных средств.

Пункт 2 этого же закона говорит о том, что оплату за энергоресурс следует производить, исходя из данных, полученных такими измерительными средствами.

Эти же самые заключения содержатся в главе VII Правил, утверждённых ПП РФ № 354. При этом нормами этого документа закреплён обязательный ввод приборов учёта в эксплуатацию и сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты установки прибора учёта. Данные требования относятся также и к водомерам, устанавливаемые на центральные сети водоснабжения.

Общие правила установки водомеров и их ввод в эксплуатацию выглядят следующим образом:

  1. Водомер, как и другой счётчик, необходимо ввести в эксплуатацию. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты его монтажа при помощи подачи заявки и следующих документов:
  • заявка должна содержать:
    • данные заявителя;
    • тип и место монтажа водомера;
    • данные организации, которая его установила;
    • фактические показания на дату монтажа;
    • дату следующей поверки счётчика;
  • паспорт водомера;
  • сведения о прохождении поверки. Это правило не относится к установке и вводу новых счётчиков.
  1. После ввода водомера в эксплуатацию расчет за потраченную воду, начиная со следующего месяца, будет осуществлять по его показаниям.

Факт невозможности установки приборов учёта должен быть зафиксирован соответствующим актом. Форма этого документа, а также порядок действий определяются Министерством строительства и ЖКХ РФ.

При этом если хозяин квартиры не поставит счетчик, штрафов не будет. Но платить за воду придется по нормативам (которые изначально завышены) с повышающим коэффициентом. То есть потребитель будет сильно переплачивать.

Что говорит закон о поверке и замене счётчиков

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал). По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.

То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.

Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.

Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.

Читайте подробности о процедуре поверки.

Межповерочный интервал счетчиков воды следующий:

  1. Для холодной воды – 6 лет.
  2. Для горячей воды этот срок 4 года или 6 лет (зависит от конкретной модели).

Это обусловлено разным химическим составом воды, который влияет на износ оборудования.

Решать, надо ли менять счетчик или проводить его поверку, потребитель должен самостоятельно. По статистике только небольшое количество водомеров проходят обязательные испытания и по истечении срока межповерочного интервала соответствуют заявленным требованиям.

При этом сама процедура замены прибора учета в квартире проходит в более короткие сроки и сопровождается меньшими тратами.

Поэтому решить,нужно менять счётчики либо проводить их исследование, необходимо исходя из совокупности всех факторов.

Установка умных счётчиков c 2020 года

С июля 2019 года в РФ вводится практика установки интеллектуальных систем снятия и контроля показаний (законопроект №139989–7 Министерства строительства и ЖКХ). В качестве эксперимента уже несколько регионов РФ производят установку таких систем, контролирующих расход потреблённой электроэнергии. Все необходимые поправки в законы об электроэнергетике внесены.

Вопрос по разработке и установке аналогичных систем в сфере водоснабжения продолжается.

Мероприятия по установке умных приборов учёта проводятся силами коммунальной (ресурсоснабжающей) компании. То есть потребителю оплачивать и приобретать такой прибор учёта не нужно.

Счётчик указанного типа передаёт информацию в центр сбора данных по закрытым протоколам связи. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных центра сбора данных. Внесение изменений в показания по указанному прибору, хранящиеся в центре учета, исключено.

Многие регионы уже утвердили нормативные акты, согласно которым умные приборы учета надлежит устанавливать:

  1. В новых многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию.
  2. В домах после проведения капитального ремонта.

Кроме этого, при проектировании и строительстве домов такие системы следует вносить в состав обязательного оборудования.

Штрафы и санкции за нарушения

Никакой ответственности за отсутствие прибора учёта воды в квартире действующее законодательство не содержит. То есть потребитель может не опасаться наложения на него каких-то штрафов.

Расчёт за потреблённую воду будет осуществляться по нормативам, установленным в регионе, с учётом повышающего коэффициента.

А вот если счетчик уже стоит, нельзя вмешиваться в его работу.

В этом случае будет составлен акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом размер платы за потреблённую воду в период неучтённого потребления будет большим по причине расчёта по формуле.

Установка счётчиков позволяет значительно сократить размер платы за потреблённую воду. Эта сфера регламентирована действующим законодательством.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

Вопрос об установке счетчиков у многих не решен до сих пор. Хотя рекомендация устанавливать приборы учета воды действует уже несколько лет. Многие не видят в них выгоды, некоторые элементарно не знакомы с процедурой, которая кажется им слишком мудреной.

Если не установить счетчики воды, штрафов не будет. Но деньги вы все-таки потеряете.

Обязательно ли устанавливать счетчики в 2019-2020 году

Обязательно ли ставить счетчики на воду, описано в №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который был принят 23.12.2009 года. Он четко разъясняет, что от счетчиков можно отказаться, и никаких штрафов за их отсутствие законом не предусмотрено.

Однако те, кто не ставит приборы учета, платят за воду с повышающим коэффициентом. (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603). В 2019 году этот коэффициент повышения равен 1,5.

Потребители, которые не поставили водосчетчик, платят по формуле:

От повышающего коэффициента освобождают тех, кто доказал, что в его квартире или доме нет технической возможности установить водосчетчик.

Для тех, кто платит по счетчикам, формула следующая:

Оплата = (количество воды по счетчикам (в кубических литрах) Х (стоимость кубического литра)

Итак, совсем необязательно устанавливать счетчики в 2019-2020 году. Однако счет за водоснабжение, скорее всего, будет довольно большим.

Надо еще учитывать, что управляющие компании (далее УК) напрямую заинтересованы в монтировании приборов учета воды. УК несет ответственность за исполнение закона домах и квартирах, находящихся в их юрисдикции. Поэтому назойливые звонки от них вам обеспечены.

Чтобы решить,ставить или нет счетчик на воду, необходимо посчитать сумму, затраченную на приобретение водомеров, на монтаж и за ежемесячную оплату. Затем сравнить с суммой оплаты, которая ожидает собственника в 2020 году.

Выгодна ли установка приборов учета воды

Стоит ли устанавливать водомеры и выгодно ли это? Вот основной вопрос у тех, кто колеблется. Некоторые даже рассматривают возможность убрать счетчики, если они уже были установлены.

Чаще всего счетчики воды выгодны и помогают сэкономить. Докажем на цифрах.

Оплата воды в квартире производится по следующей схеме: норматив потребления воды перемножается на количество людей, прописанных в жилом помещении, затем умножается на коэффициент 1,5.

В России среднее значение тарифа на холодную воду составляет 39 руб/кубометр (в каждом регионе свой тариф, это усредненная цена), средний ежемесячный расход по счетчику 4 м3, если прописан один человек. Согласно нормативному расходу за 2019 год, этот показатель равен 7,8 м3 в месяц.

Приведем пример с ситуацией, когда в жилом помещении официально прописан один человек:

39*4 = 156 рублей в месяц со счетчиков

39*7,8*1,5 = 456,3 рубля в месяц без счетчика

Итого расходы за год: со счетчиком: 1872 руб., без счетчика: 5475,6 руб.

Сам прибор стоит порядка 600-800 рублей. Поставить его обойдется в 2-3 тысячи рублей.

Таким образом, уже за год вы сможете «отбить» расходы на приобретение и монтаж водомеров.Интересный факт: когда в доме есть приборы учета, это способствует рациональному потреблению.

Экономия зависит от количества людей, прописанных в жилом помещении. Например, в случае, когда прописано 4 человека, экономия составит около 500 рублей ежемесячно.

Кому их можно не ставить

Иногда можно не устанавливать счетчики на воду на вполне законных основаниях. Есть целый перечень случаев, когда вмонтировать водомерный прибор в квартиру не представляется возможным по ряду технических причин, следовательно, его установка не обязательна.

  • Дом, в котором находится жилое помещение, имеет аварийный статус;
  • Вмешательство в трубопроводную систему может повлечь за собой необратимые последствия в виде нарушения целостности конструкции. В частности, старый, ветхий трубопровод;
  • Иногда из-за конструкции труб не представляется возможным корректная постановка приборов:

Тогда можно не ставить водосчетчик, и повышающего коэффицента в расчете суммы оплаты не будет.

Чтобы документально подтвердить это, необходимо пригласить сотрудника управляющей компании, чтобы тот официально засвидетельствовал факт невозможности установки водомера и выдал соответствующее письменное заключение. Оно является официальным документальным основанием, чтобы отказаться от счетчиков на воду.

Умные водосчетчики станут обязательными

Внедрение»умных»счетчиков воды стало обязательным с 1 июля 2019 года. Мера коснется прежде всего новостроек и жилых строений после капитального ремонта. Предлагается монтировать новые приборы взамен старых, которые вышли из строя или у которых закончился срок эксплуатации.

К концу 2019 года планируется начать широкое внедрение смарт-приборов учета.

«Умные» автоматические водомеры нужны для того, чтобы управляющие компании получали достоверные данные, а система начисления платежей была более прозрачной и удобной для жильцов. Не надо ежемесячно переписывать и передавать данные. Все будет происходить в автоматическом режиме и в режиме реального времени.

Таким образом планируется свести на нет риск неучтенного потребления ресурса. Связано это с подкручиванием показателей, установкой магнитов на водосчетчики. «Умные» приборы сделают эту процедуру невозможной, так как любые махинации будут моментально зафиксированы.

У многих возникнет закономерный вопрос: а за чей счет будет производиться установка этого автоматического оборудования? Пока ясности нет. Единственное что известно, это то, что установка будет проводиться не за счет собственников жилого помещения.

Установку прибора учета воды должны осуществлять застройщики жилья и УК. При этом Федерального закон 188-ФЗ и статьи 166 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации гласят, что если у УК недостаточно средств для установки умных счетчиков, то их можно взять из средств на капитальный ремонт.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

Установка счётчика на холодное и горячее водоснабжение является требованием, обязательным для исполнения всеми потребителями энергоресурсов.

Согласно пятой статье (п.2) закона РФ с регистрационным № 261-ФЗ, который датирован 23.11.09 и действует в настоящее время в редакции от 29.12.14, положения, установленные настоящим законом для энергоресурсов, также распространяются на воду. При этом приводится уточнение: на воду потребляемую, передаваемую или подаваемую с использованием систем ЦВС (централизованного водоснабжения). Именно поэтому настоящий документ иногда именуется «закон об установке счётчиков на воду».

Требования нормативных и законодательных актов по установке счётчиков потребления воды

В рамках федеральной программы сбережения энергоресурсов Министерством Энергетики РФ 16.04.10 был издан приказ за № 178, согласно которому всем энергопотребителям предлагается в срок до 01.01.12. установить счётчики потребления энергоресурсов. Важным моментом является обязательство поставщика энергоресурсов, при невозможности для потребителя немедленной оплаты установки счётчиков, предоставлять ему отсрочку платежа за предоставление данной услуги на срок до 5 лет.

Статус обязательного для исполнения указанное требование приобретает после того, как в законную силу вступил 261-ый закон (см. выше). Одновременно со вступлением в силу указанного закона в Кодекс РФ (КоАП) был внесён ряд изменений, которые предусматривают наложение штрафа на лиц, не выполнивших указанные требования. В частности, лица, отвечающие за содержание жилых домов (многоквартирных) выплачивают штрафы в размере 5-10 тысяч (физические лица), 10 — 15 (индивидуальные предприниматели) и 20-30 тысяч (юридические лица).

Согласно требованиям правительственного постановления № 344, датированного 16.04.13, начиная с 01.01.15, для потребителей, у которых отсутствуют приборы учета, начинается поэтапное повышение коэффициентов расчета оплаты коммунальных услуг.

Статьёй 13 261-го закона, который иногда упоминают, как закон о счётчиках на воду, регламентирован перечень мероприятий, предусматривающих использование приборов учёта. Согласно п.1 настоящей статьи энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с использованием специальных приборов. Указанное требование распространяется на системы централизованного водоснабжения. Пункт 2 устанавливает, что расчёты за потреблённую воду следует проводить с учётом результатов фиксации.

Установленные счётчики должны быть введены в эксплуатацию в течение 30 календарных дней с момента их установки (подписывается акт ввода в эксплуатацию счётчиков воды), а выдаваемые ими показания необходимо учитывать при выполнении расчётов за воду с 1-го числа месяца, который наступает за месяцем установки счётчика.

Закон устанавливает, что рассчитаться за потреблённую воду в том случае, когда приборов учёта нет либо когда они неисправны, можно, применяя расчётные способы определения водопотребления, установленные действующим законодательством (смотри постановление под № 306, датированное 23.05.06 в редакции от 17.12.14).

Пунктом 5.1. было установлено, что до 01.01.15 общие и индивидуальные счётчики водоснабжения (холодного и горячего) должны быть установлены и введены в эксплуатацию на соответствующих объектах, что подтверждает акт на установку счётчиков воды. Указанное требование введено 11.07.11 законом № 197-ФЗ.

Требования настоящего закона в полной мере касаются многоквартирных и частных домов, введённых в эксплуатацию после 01.01.12 (новых и прошедших любые виды ремонта).

Пунктом 9 установлено, что с 01.07.10, организации, ответственные за централизованное водоснабжение и водоотведение, обязаны выполнять работы по установке счётчиков, их обслуживанию и замене (при необходимости). За несвоевременное выполнение такой установки данные организации обязаны выплачивать конечному потребителю неустойку.

Пунктом 12 установлены сроки оборудования счётчиками тех или иных категорий объектов. Здесь же повторно подтверждается право потребителя, устанавливающего счётчик учёта водопотребления, на пятилетнюю рассрочку оплаты установки указанных приборов.

Нормативы оплаты водопотребления

Базовым документом, регламентирующим в настоящее время нормативы потребления горячей и холодной воды, является правительственное постановление от 23.05.06 № 306. Последние изменения в текст постановления были внесены 17.12.14. Важно учитывать, что в Крыму и Севастополе данное постановление вступит в силу только после 01.07.15.

Постановление было принято во исполнение положений ст.157 ЖК РФ. Первым пунктом настоящего документа установлено, что он определяет процедуру установки нормативов потребления горячего и холодного водоснабжения, а также требования к формированию последних. При этом учитываются требования постановления № 1380, датированного 17.12.14.

Согласно 7-му пункту 306-го постановления установлены следующие нормы:

Для водоснабжения холодного:

  • в помещениях жилых – на 1-го человека 1м3
  • на нужды общедомовые – 1м3 на каждый кв.метр площади, относящейся к общей;
  • вода для полива – 1м3 на 1м2;
  • в целях приготовления пищи и водоснабжения с/х животных – 1м3 на одну голову.

Для водоснабжения горячего:

  • в помещениях жилых – 1м3 на одного человека;
  • на нужды общедомовые – 1м3 на 1м2.

Для водоотведения:

  • в помещениях жилых – 1м3 на каждого человека.

Пунктом 10 определено, что эти нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг, которые потребитель получает в жилых помещениях и которые идут на общедомовые нужды.

Тринадцатым пунктом определено, что такие нормативы вычисляются с использованием одного из двух методов: метода аналогов либо метода расчетного (приложение 1 к настоящему постановлению).

Расходы на полив определяются органами местной администрации.

Согласно п.16 изменение указанных нормативов пересчитывается, если изменились технические или конструктивные параметры, касающиеся степени благоустройства жилища, при которых потребление воды возрастает больше, чем на пять процентов.

24 пунктом нормы расхода воды утверждаются с учётом требований правительства России, касающихся правил предоставления коммунальных услуг.

Требования к счётчикам воды прописаны в 35 статье. В статьях 36 -39 определено, когда и в какой последовательности снимаются показания счётчиков водоснабжения.

Изменения величины оплаты водопотребления

В соответствии с постановлением № 344, которое было принято российским правительством 16.04.13, определено, что с 01.01.15 вводятся повышающие коэффициенты, используемые применительно к нормативам коммунальным. В т.ч. и расходы на общедомовые нужды.

Повышение осуществляется только тогда, когда отсутствуют установленные счётчики водопотребления (ИПУ) или ОПУ (общедомовые). Согласно указанному постановлению п. 5 261-го закона был дополнен следующим разделом.

При наличии возможностей технически реализовать установку ИПУ или ОПУ величина нормативов потребления вычисляется с использованием повышающих коэффициентов:

На какие объекты не распространяются требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Наверх
В какие сроки собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Наверх
Какие действия необходимо совершить собтвенникам помещений в многоквартирных домах в целях установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергоресурсов?
Для установки общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью принятия решения о необходимости выполнения указанных работ, а также условий оплаты расходов на установку приборов учета. Решение общего собрания оформляется протоколом общего собрания и доводится до сведения управляющей организации.
Управляющая организация на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает договоры на установку общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов с подрядными организациями.
Наверх
Какие организации могут осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации, осуществляющие снабжение или передачу энергетических ресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Наверх
Какие условия об оплате цены, определенной договором на установку приборов учета используемых энергоресурсов в жилых зданиях, предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ?
Согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение 5 лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Наверх
Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года?
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования жилых зданий, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов указанных объектов, которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный законом срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане – собственники жилых домов, граждане – собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Наверх
Предусмотрена ли Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ возможность установить коллективные (общедомовые) узлы учета тепловой энергии (УУТЭ) за счет бюджетных средств (ссылаются на ст.13 п.11 261-ФЗ)?
В соответствие с п.11 ст.13 261-ФЗ – Субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.
При этом в соответствие с п. 4 ст. 12 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к которым, в частности, относится установка УУТЭ, а собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Наверх
Сколько УУТЭ необходимо установить в многоквартирном доме?
В соответствие со стандартным проектом количество устанавливаемых коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) в многоквартирном доме равно количеству теплоцентров, имеющихся в данном доме.
Наверх
Почему расходы за установку УУТЭ несут только собственники помещений? Возлагается ли обязанность по оплате за УУТЭ на квартиры, предоставляемые по договорам социального найма?
Если собственником жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, является муниципальное образование, соответственно право голоса и обязанности по оплате возлагаются на Администрацию муниципального образования.
Наверх
Будут ли участвовать в оплате за установку УУТЭ коммерческие помещения?
Да. В соответствие с п. 4 ст. 12 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению, к которым, в частности, относится установка УУТЭ. Соответственно собственники нежилых помещений обязаны нести расходы на установку УУТЭ.
Наверх
Каким образом осуществляется расчет оплаты за горячее водоснабжение и отопление без УУТЭ, и как будет осуществляться после установки УУТЭ?
На данный момент расчет размера платы в месяц за отопление осуществляется на основании норматива потребления в месяц, тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области и занимаемой площади помещения.
Расчет размера платы в месяц за горячее водоснабжение (при отсутствии индивидуальных приборов учета горячей воды) осуществляется на основании норматива потребления в месяц, тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области и количества зарегистрированных граждан.
При наличии индивидуальных приборов учета горячей воды размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из фактических показаний приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением управления по регулированию тарифов области.
Согласно статье 13 пункта 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Наверх
Можно ли вначале произвести капитальный ремонт систем горячего и холодного водоснабжения, а затем устанавливать УУТЭ?
В соответствие с Нормами проектирования ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомстата по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23 ноября 1988 г. продолжительность эксплуатации до капитального ремонта стояков ХВС, ГВС и отопления составляет 30 лет.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствие со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из собственников и проведено в порядке, предусмотренном статьями 44-48 ЖК РФ.
Наверх
Какая будет экономия в результате установки УУТЭ?
Функция коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии – это учет потребляемой тепловой энергии.
Прибором, который позволяет не только учитывать, но и контролировать, осуществлять автоматическое управление значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления (СО) и горячего водоснабжения (ГВС) с целью оптимизации теплопотребления жилого здания, а также создания комфортных условий внутри помещений обслуживаемого здания при минимальных энергозатратах является Автоматизированный Тепловой Пункт (АТП).
Стоимость АТП превышает стоимость УУТЭ в 2 (два) раза – ориентировочно от 1 200 тыс. руб.

С ростом платы за коммунальные ресурсы, а также подписанием закона о добровольно-принудительной установке приборов учета на все виды ресурсов, на правовых (и не только форумах) не стихают баталии на тему за чей счет должны устанавливаться приборы учета в квартирах и, как следствие, за чей счет они должны поверяться? Люди читают в интернете советы доморощенных «юристов», которые в свою очередь, своим незнанием законодательства вводят окружающих в заблуждение. В данной публикации я постараюсь подробно описать все аспекты замены и установки индивидуальных приборов учета.

Глава 1. Основные понятия и отличия категорий жильцов.

Итак, в РФ, все граждане, проживающие в жилых помещениях делятся на собственников и нанимателей.

Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Наниматель жилого помещения немного урезан в правах на жилье, но в тоже время, имеет ряд преимуществ по сравнению с собственником. Он занимает жилье на основании договора социального найма (собственником в данном случае будет являться муниципалитет), либо имеет договор аренды жилого помещения, заключенный с физическим лицом. Срок действия договора может быть фиксированным, либо бессрочным (т.е. до наступления смерти нанимателя). Наниматель оплачивает за потребленные коммунальные услуги, арендную плату (если она предусмотрена договором), но не платит взносы на капремонт, налог на имущество, не обязан оплачивать за ремонт имущества собственника, за исключением случаев, когда наниматель нанес ущерб имуществу собственника. При этом, члены семьи нанимателя, к примеру, муниципального жилья имеют право проживать в данном жилье и после смерти нанимателя, если на момент смерти были прописаны в данном жилье.

Глава 2. Порядок установки приборов учета, их обслуживания и поверки.

Согласно п 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), все собственники помещений в обязательном порядке должны оснастить свои помещения приборами учета коммунальных ресурсов. В целях стимулирования к этому, закон устанавливает штрафные повышающие коэффициенты для собственников, имеющих техническую возможность установки приборов учета, но не сделавших это по какой-то причине. Это подтверждается ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ: при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, но это применимо только к собственникам. Наниматель для установки прибора учета должен обратиться письменно к наймодателю, как собственнику жилого помещения.

Рассмотрим основные вопросы по установке приборов учета и их периодической поверки:

Если прибор учета электроэнергии стоит на лестничной площадке, почему я должен (на) его менять за свой счет?

В пункте 5.6.10 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 сказано, что отвечает за сохранность приборов учета, расположенных на лестничной площадке, организация, эксплуатирующая жилищный фонд. Обратите внимание, речь идет о «сохранности», а не обслуживании, замене или ремонте.

Таким образом, согласно норм действующего законодательства, можно сформировать следующую точку зрения:

-счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает;

-такой счетчик не является общедомовым имуществом;

-управляющая организация его содержать не обязана;

-замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.

При этом стоит учитывать ряд норм законодательства. Так, в статье 36 Жилищного кодекса РФ можно найти признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме (лестничный счетчик сюда явно не подходит). В статье 162 Жилищного кодекса РФ можно узнать, что управляющая организация обязана содержать только общее имущество. Из статьи 210 Гражданского кодекса РФ можно узнать, что бремя содержания имущества возлагается на собственника.

Если я наниматель жилого помещения, должен ли я менять (поверять) прибор учета за свой счет?

Как было сказано выше в п. 1, согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя ответственности за состояние своего имущества. Вместе с тем, хочу заметить тот факт, что если договор найма предполагает тот факт, что бремя содержания имущества собственника будет перекладываться на вас, при учете соразмерного уменьшения платы за найм жилья на сумму расходов по содержанию имущества наймодателя, то осуществлять замену и установку приборов учета вам придется за свой счет, при учете того, что вы уведомите об этом наймодателя и согласуете с ним порядок возмещения ваших расходов в письменном порядке.

Как узнать есть ли у меня в помещении техническая возможность для установки приборов учета, при условии, что они раньше отсутствовали и начисление оплаты производилось по нормативу?

Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), ресурсоснабжающая организация обязана установить факт наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета с выдачей мне соответствующего акта, форма которого утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, который не составлен по настоящее время, в виду того, что техническая возможность по установке приборов учета без реконструкции невозможна, о чем сотрудники управляющей компании и ресурсоснабжающей организации осведомлены, но по сей день не предприняли попыток произвести обследование на предмет возможности установки приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Согласно абз. «а» п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: «…установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования)…»

Если при строительстве Вашего многоквартирного дома, в проектной документации не было заложено использование индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения при потреблении соответствующих коммунальных ресурсов, а значит, при их установке, согласно действующих правовых норм потребуется выдача технических условий от ресурсоснабжающих организаций на установку индивидуальных приборов учета, разработка на основании выданных технических условий проекта установки, реконструкция соответствующих инженерных сетей, что повлечет за собой дополнительные расходы.

4. Я не стал устанавливать приборы учета, плачу по нормативу. Почему мне стали приписывать к нормативу коэффициент 1.5?

Действительно, принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды. В связи с последними изменениями в законодательстве, статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

А что вы думаете по поводу того: есть ли реальная экономия от установки приборов учета в условиях постоянно дорожающих коммунальных ресурсов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *