Закон регулирующий

Закон регулирующий

Все предметы → Предпринимательское право

1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности. ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».

3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».

4. Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. casinoplay.com.ua «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».

6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».

Существует ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания». Общий порядок — после 10 дней федеральные законы вступают в законную силу после их официального опубликования.

Содержание

Правовое регулирование предпринимательства: общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность (далее — ПД) характеризуется следующими признаками:

  • она является самостоятельной;
  • осуществляется на свой риск;
  • направлена на получение прибыли систематически;
  • осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
  • подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.

Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).

Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:

  • «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»;
  • «Виды предпринимательской деятельности в России — таблица».

О регистрации в качестве предпринимателя и закрытии ПД рассказано в наших статьях:

  • «Сколько времени занимает процесс регистрации индивидуального предпринимателя?»;
  • «Какие документы выдаются при регистрации ИП? Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации?»;
  • «Закрытие ИП — пошаговая инструкция в 2018 году»;
  • «Какие отчеты нужно сдать при закрытии ИП?».

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.

Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:

  • предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
  • обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).

Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:

  • конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).

Техническое регулирование и предпринимательство

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.

Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396, А33-16286/2016).

Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:

Конституционные основы предпринимательства в России

В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:

  • любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Саморегулирование предпринимательства в РФ

Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.

Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:

  • По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
  • Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
  • В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
  • В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.

Методы госрегулирования предпринимательской деятельности

Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:

  1. Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
  2. Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.

Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.

Виды госрегулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

  1. В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
  2. По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
  3. В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
  4. В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
  5. Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство

Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.

В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования. Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).

Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:

  • правовое положение субъектов ПД;
  • основания возникновения прав и особенности их осуществления;
  • корпоративные отношения;
  • обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

О гражданско-правовом обеспечении предпринимательства читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики.

О проблемах судебной практики по отдельным вопросам предпринимательства читайте также в нашей статье «ВС РФ выпустил обзор практики по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательства».

Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства

Гос. регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе базовых идей, основных начал — принципов правового регулирования ПД. К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:

  • свобода ПД;
  • защита интересов субъектов ПД;
  • поощрение ПД;
  • приоритет экономических методов регулирования;
  • конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;
  • верховенство закона.

Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования ПД в соответствующей области. Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — закон № 35-ФЗ) определены, в частности, такие принципы, как:

  • сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;
  • баланс интересов потребителей и поставщиков;
  • сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД…», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия «ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Об отдельных аспектах предпринимательской деятельности читайте также в наших статьях:

  • «В России вводится обязательная классификация гостиниц»;
  • «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге».

Законодательство о предпринимательстве без регистрации

Среди принципов правового регулирования предпринимательской деятельности была указана свобода ПД. Вместе с тем ее осуществление предполагает ряд формальностей, в частности регистрацию в качестве предпринимателя (за некоторыми исключениями, например при случаях самозанятости граждан, оказывающих репетиционные и иные подобные услуги, для чего регистрация не требуется, но необходима подача уведомления).

Подробнее о видах деятельности, которые могут осуществляться без госрегистрации, рассказано в нашей статье «Оказание услуг без регистрации ИП — виды деятельности». О проектах изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность без регистрации, читайте в нашей статье «Предлагается разрешить физлицам осуществлять некоторые виды предпринимательства без регистрации ИП (законопроект)».

Об уведомлении о начале предпринимательской деятельности читайте в нашей статье «В 2018 году уведомить о начале предпринимательской деятельности будет легче».

Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности, касающиеся осуществления ПД без регистрации, в частности по вопросам ответственности за незаконное предпринимательство:

  • КоАП РФ (ст. 14.1);
  • УК РФ (ст. 171);
  • ГК РФ (ст. 23);
  • НК РФ (п. 7.3 ст. 83 и др.).

Также указанному вопросу посвящены разъяснения судов, например п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих…» от 24.10.2006 № 18.

Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.

Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:

  • закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
  • организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
  • при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).

Пределы регулирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность регулируется с учетом соблюдения правил о пределах ее осуществления и пределах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу госрегулирование должно соответствовать идее ограниченного вмешательства государства в экономическую сферу, принципам сбалансированности и пропорциональности интересов ее участников.

Также вопросы пределов касаются следующих аспектов ПД:

  • ПД должна осуществляться с учетом пределов обычного делового (предпринимательского) риска (определение ВС РФ от 11.10.2017 № 310-ЭС17-15142 по делу № А14-7150/2016);
  • законодательством определена предельная доходность малого и среднего предпринимательства (судебная практика по спорам с госорганами, касающимся указанных пределов, — определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016);
  • необходимость соблюдения пределов полномочий госорганов при проверках субъектов ПД (судебная практика по вопросам превышения полномочий в данной сфере — определение ВС РФ от 03.04.2018 № 309-КГ18-2227 по делу № А60-4883/2017).

***

Итак, в настоящей статье было раскрыто госрегулирование ПД, которое является многоаспектным. В статье, в частности, раскрыты источники, пределы, методы и виды такого регулирования, а также более подробно изложены вопросы регулирования отдельных сфер ПД.

Понимать, что собой представляют современные рыночные отношения, необходимо как для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать экономическое состояние государства, так и для грамотного подхода к формированию стратегии развития предприятия.

Что такое рынок

Под этим термином кроется одно из наиболее значимых экономических достижений в истории человечества. С тех пор, как много тысяч лет назад рынок получил более-менее ясную форму, он постоянно меняется и развивается.

Если попытаться дать широкое определение этому явлению, то есть смысл говорить об экономических отношениях, которые подразумевают обмен товаров и услуг с последующим формированием спроса, предложения и цен.

Давая узкое определение, под рынком стоит понимать институт, который обеспечивает взаимную связь производителей и потребителей.

Важно знать, что существуют законы развития рынка, которые оказывают значительное влияние на состояние экономики различных государств. И если их грамотно использовать, то можно эффективно корректировать экономические процессы.

Рост потребностей

Законы рынка включают такую закономерность, как постоянный рост потребностей человека. По сути, это есть объективная схема развития общества, под влиянием которого происходит изменение структуры (ориентир на качество) и увеличение разновидностей товаров и услуг, предлагаемых потребителю. Этот процесс можно охарактеризовать как положительный, поскольку он способствует повышению качества продукции и более полноценному насыщению рынка актуальными позициями.

Объем услуг и товаров, равно как и их количество, увеличивается вдвое приблизительно раз в 10 лет.

Спрос

Изучая законы рынка, необходимо уделить внимание спросу. Под данным термином стоит понимать представленную на рынке форму выражения потребности покупателей. При этом она обеспечивается соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос — это потребность покупателя, который обладает денежными средствами, необходимыми для приобретения конкретных услуг и товаров. При этом важно понимать следующий факт: чем выше будет цена на определенное благо, тем меньше покупателей проявят желание относительно приобретения такого продукта. Именно эта зависимость потребления от ценообразования получила название «закон спроса».

Такая закономерность определяет существование отрицательной связи между количеством конкретного блага, которое будут покупать потребители, и ценой на него.

Какие факторы оказывают влияние на спрос

Если объективно оценивать законы рынка, то стоит отметить, что на практике спрос подвержен влиянию некоторых факторов:

  • Наличие аналогов (заменителей). Если покупатель имеет возможность выбирать среди нескольких товаров или услуг, обладающих похожими свойствами, то он может отдавать предпочтение конкретной торговой марке из-за личной лояльности к ней, не связанной с ценой.
  • Размеры рынка конкретного товара. Когда идут регулярные поступления определенного товара, и уровень его потребления постоянно увеличивается, то покупатели ожидают, что им предложат более приемлемую цену.
  • Психологический фактор. На вкусы покупателей активное влияние оказывает социальная среда. По этой причине люди с разным уровнем материального достатка будут ориентированы на различные группы товаров и услуг. Ключевую роль в данной ситуации играет индивидуальная шкала ценностей и потребностей.
  • Уровень доходов в обществе. Экономические законы рынка гласят, что место определенного продукта (морковь, картофель и т. п.) в структуре покупок будет изменяться в соответствии с увеличением или уменьшением доходов населения.
  • Сезон. Этот фактор влияет на актуальность различных товарных групп. В качестве яркого примера подобного влияния можно привести спрос на теплую одежду и чай.
  • Мода. Изменение тенденций в сфере одежды и не только. Значительно влияет на уровень спроса.

Предложение

Существует закон предложения рынка, суть которого сводится к описанию поведения на нем производителей товара, характеризуя изменение цены на продукцию после изменения предложения этого товара.

Другими словами, повышение цен будет стимулировать производителей насыщать рынок большим количеством конкретной продукции. Но если вследствие определенных процессов цену на товар нужно будет снижать, то поставщикам станет невыгодно предлагать эту группу товара на определенном рынке, и его предложение, соответственно, снизится.

Фактически предложение отображает то количество продукта, которое производитель намерен и способен выпустить и впоследствии продать. То есть данный показатель проясняет тот факт, по каким ценам предприятия готовы будут насытить рынок определенным количеством товара.

Что влияет на предложение

Ключевым фактором, который оказывает влияние на предложение, являются издержки производства, зависящие от цен на технологии и ресурсы. Например, при низкой стоимости ресурсов дорогостоящие производственные технологии приведут к высоким издержкам в процессе выпуска товара. Что касается высоких цен на ресурсы, то этот фактор может поднять уровень издержек выше ценовой категории, установленной на рынке. Это неизбежно приведет к снижению предложения.

На объем выпускаемой продукции оказывает влияние и научно-технический прогресс. Речь идет о значительном снижении издержек производства посредством внедрения высоких технологий. Следствием такого процесса является увеличение предложения.

В качестве еще одного фактора, оказывающего влияние на степень предложения, можно определить уровень монополизации рынка. В этом случае цены будут изменяться даже при низкозатратных технологиях производства. При монополиях теряется гибкость ценовой политики.

Спрос и предложение

В этом случае стоит обратить внимание на равновесие этих двух законов. Для такого состояния рынка характерно совпадение уровня предложения и спроса на конкретную группу товара.

Фактически в рынке всегда присутствует стремление к равновесию, поскольку это выгодно и производителям, и потребителям. Когда спрос и предложение не соответствуют друг другу, это может привести к дефициту товара. Объяснить данную закономерность можно тем фактом, что стоимость продукта оказывается ниже равновесной рыночной цены. В результате повышается спрос на товар, что приводит к дефициту и последующему росту цены.

Возможен и другой сценарий, который имеет название товарного излишка: цена предлагаемого товара выше равновесной рыночной стоимости. В этом случае будет снижаться спрос, и производитель окажется вынужден снизить объемы производства. Для восстановления прежних показателей предприятию нужно будет опустить цену.

Таким образом, закон равновесия рынка можно определить как очень важный фактор, оказывающий существенное влияние на состояние экономики.

Конкуренция

Под данным термином стоит понимать соперничество тех компаний, которые производят одинаковую продукцию. Такое соперничество имеет вполне логичную цель — привлечение потенциального покупателя к определенному бренду.

Закон конкуренции рынка очень важен, поскольку он обеспечивает условия, необходимые для достижения экономической эффективности производства и максимального повышения уровня прибыли. Под действием этого закона происходит вытеснение с рынка дорогой продукции, которая при этом имеет низкое качество.

Стоит отметить, что соперничество предприятий — это одна из ключевых концепций рыночной экономики, которая обосновывает капиталистический подход к процессу производства. При этом для успешной реализации данной схемы необходима качественная работа антимонопольного законодательства.

Функции закона конкуренции

Для того чтобы лучше понять суть этой экономической закономерности, необходимо обратить внимание на то, какую роль играет конкуренция в процессах рыночной экономики:

— Ценообразование. Эта функция является одной из ключевых. Суть ее сводится к тому, что конкуренция влияет на уровень затрат производства независимо от группы товара. Именно этот фактор и определяет в конечном счете равновесную рыночную цену продукции.

— Стимулирование. Благодаря факту активной конкуренции, производители вынуждены использовать новые технологии, разрабатывать более актуальные формы организации труда, расширять ассортимент, постоянно работать над качеством продукции и ценовой политикой.

— Регулирование. В этом случае речь идет о перенаправлении капиталов из малодоходных отраслей в актуальные направления деятельности. Это позволяет достичь баланса между общественными потребностями и производством.

— Дифференциация товаропроизводителей. Процесс конкуренции естественным образом отделяет прогрессивные производства от неэффективных. Суть в том, что, благодаря закону конкуренции, создаются благоприятные условия лишь для тех компаний, которые для достижения лучших результатов максимально эффективно используют производственные ресурсы.

— Контроль. Суть данной функции сводится к процессу контроля конкурентоспособности каждой компании.

Очевидно, что законы рынка — это неотъемлемая часть успешной современной экономической модели.

Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора1. Право на одностороннее изменение условий договора и случаи такого изменения могут быть установлены в договоре, если он связан с осуществлением всеми сторонами предпринимательской деятельности (абз. 1 п. 2 ст. 310 ГК РФ). В случае если одна из сторон такую деятельность не осуществляет, право на одностороннее изменение договора может быть предоставлено только ей (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ). По договору поставки, как правило, обе стороны — предприниматели. Однако по смыслу ст. 506 ГК РФ покупатель может приобретать товары не для предпринимательской деятельности, а в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (например, некоммерческая организация приобретает офисную мебель для использования в целях, не связанных с извлечением прибыли). В таком случае в силу абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ право на одностороннее изменение цены может быть предоставлено только такому покупателю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *