Запрос объяснительной

Запрос объяснительной

Иногда возникают ситуации, когда начальник требует от подчиненного написать «объяснительную» за какой-либо проступок.

Какие тонкости необходимо учесть, чтобы защитить свои права?

1. За проступком всегда наступает наказание.

В данном случае – наложение взыскания на работника. Если при наложении взыскания руководитель нарушил требования законодательства, то его действия можно обжаловать в контролирующие органы либо в суд.

2. Как дается объяснительная.

В каком виде, устно или письменно, от вас потребовали объяснительную?

Если руководитель устно сообщил данное требование, то работник вправе давать объяснения в той же форме, что и требование (т.е. в устной).

Требование о предоставлении письменных объяснений должно быть оформлено не иначе, как в письменной форме, и вручено работнику в форме уведомления о необходимости предоставить объяснения.

Зачем настолько принципиально действовать работнику? Ответ прост. В письменном уведомлении должен быть указан факт нарушения работника, по которому требуют объяснительную, а также указаны обстоятельства его совершения, время, место, а самое главное – возможные претензии к работнику со стороны начальника.

3. Порядок дачи объяснений в письменной форме.

Для дачи объяснений должно предоставляться работнику 2 рабочих дня, не включая дату получения уведомления. При этом в указанный срок не включаются дни невыхода на работу по уважительным причинам (выходной, праздник, отгул, отпуск, больничный и т.д.). До окончания срока дачи объяснений не имеется оснований для принятия решения о наказании. Только по истечении предоставленного срока руководитель вправе вынести приказ о привлечении к ответственности.

Объяснения необходимо излагать исключительно о тех обстоятельствах, которые указаны в уведомлении, что не позволит работодателю вольно трактовать написанное излишне, а также подводить документы под объяснение работника.

4. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Статья 192 Трудового кодекса РФ
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (в ред. федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части 1 статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в ред. федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ, от 03.12.2012 г. № 231-ФЗ).
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть 4 введена федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 введена федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

С целью установить виновное лицо и определить степень его вины руководитель обязан:

  • назначить служебную проверку и лицо (комиссию) по проведению внутреннего расследования;
  • уведомить сотрудника о необходимости дать объяснения (о чем говорилось выше);
  • придерживаться сроков привлечения к ответственности.

После проведения служебной проверки руководитель знакомится с ее результатами и принимает решение в отношении лица, подлежащего ответственности.

Статья 193 (абз. 3 и 4) ТК РФ
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской – позднее 2 лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее 3 лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Признанное виновным лицо должно быть ознакомлено с приказом о привлечении к ответственности. В случае, если работник не согласен с наложенным взысканием, либо считает проведенную проверку неполной, необоснованной, он должен письменно указать об этом на бланке ознакомления с приказом.

5. Случаи отмены взысканий.

  • работодатель нарушил требования о порядке наложения взыскания (с момента требования объяснений до момента ознакомления с приказом);
  • не учтены уважительные причины, которые повлекли нарушение (форс-мажор).

6. По результатам служебной проверки руководитель и работник подписывают соглашение о порядке возмещения ущерба, нанесенного работодателю (если таковой имел место быть).

Возмещение ущерба возможно, если:

  • работник, признанный виновным, не оспаривает выводы служебной проверки и назначенное наказание;
  • вина работника установлена вступившим в законную силу решением суда или контролирующего органа.

При этом удержание суммы ущерба из заработной платы возможно только с письменного согласия работника.

Если согласия по возмещению ущерба не достигнуто, то взыскание возможно только в судебном порядке.

Любые действия работодателя, в том числе по удержанию с работника денежных средств в счет покрытия ущерба, можно обжаловать в прокуратуру, суд, трудовую инспекцию.

При различных нарушениях со стороны работника, по статье 139 ТК РФ, начальник обязан потребовать у него объяснение. Запрос объяснительной записки может быть в устной или в письменной форме. В законе отсутствует норма, которая бы указывала на форму запроса. Для работодателей предпочтительней, чтобы запрос оформлялся письменно.

Судебная практика показывает, что судья вставал на сторону работника по причине того, что работодатель не оформлял требование к написанию объяснительной записки в письменном виде. Если работник отказывается принять требование от начальника в письменном виде, об этом составляется акт. Но начальник не имеет права указывать подчиненному на обязательность принятия его требования. Это считается незаконным и влечет за собой нарушение трудовых прав работника.

Сроки написания объяснительной записки согласно Трудовому Кодексу – 2 дня. Этот период времени закон дает работнику для того, чтобы он объяснил причины, побудившие его действовать таким образом, нарушив, например, трудовую дисциплину. Закон не предъявляет требований к работнику о том, чтобы он был обязан написать объяснение. Отсутствие этой нормы права в ТК РФ, возможно, связано с требованием разумности. Если работник дорожит работой, он обязательно напишет объяснение. Но распоряжение о предоставлении объяснительной работодателю лучше создать в форме письменного документа.

Как запросить объяснительную с работника?

В делопроизводстве компании объяснительная записка выступает служебным документом. Этот документ должен объяснять причины нарушения трудовой дисциплины работником сухо и сжато, подчиняясь правилам деловой переписки. Работодатель может требовать с работника предоставить объяснительную только при наличии обстоятельств, указывающих на нарушение трудового законодательства.

Эти обстоятельства указаны в ТК РФ:

  • опоздание на работу;
  • невыполнение трудовых обязанностей, предусмотренных функционалом работника;
  • отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов;
  • нанесение урона имуществу работодателя;
  • состояние опьянения (алкогольное или наркотическое);
  • несоблюдение правил охраны труда;
  • непредставление руководству предприятия достоверной информации.

Требование о написании объяснительной записки предъявляет работодатель. Он должен сделать это, поскольку на основании документа работник привлекается к ответственности и определяется степень его вины. Работодатель обязан реально оценить ситуацию, которая произошла с его подчиненным. А задача работника – грамотно изложить суть случившегося с тем, чтобы работодатель отчетливо понимал дальнейшие действия. Если решение, принятое работодателем, не удовлетворит сотрудника, он может обратиться за защитой трудовых прав. Первым звеном защиты обычно выступают КТС (комиссии по трудовым спорам). Но они не всегда создаются на предприятии, поэтому чаще всего граждане обращаются в суд и Трудовую инспекцию.

Работник, получивший от работодателя письменное требование объяснительной, должен ответить на него. И это не зависит от того, по какому из двух вариантов он принял решение: писать записку или не делать этого. Если сотрудник не хочет писать объяснение, он обязан сказать об этом начальнику. Но отказ подчиненного от написания объяснения не может быть расценен начальником в качестве факта свершившегося по его вине правонарушения.

Форма заявления

Унифицированной формы заявления не существует. Поэтому используется свободная форма. Некоторые организации выпускают специальные бланки объяснительных, которые по случаю выдаются работникам. В других ситуациях работник берет лист А4, пишет заявление от руки или на компьютере. На основе текста работодателем проводится оценка правомерности действий работника. Что должно быть указано в тексте объяснительной записки?

Если говорить об идеальном варианте написания этого документа работником, то в документе должно быть отражены ответы на следующие вопросы:

  1. Описание ситуации, в которую попал гражданин.
  2. Отношение к своим действиям.
  3. Признание или непризнание вины.
  4. Мнение работника по его привлечению к ответственности.
  5. Обязательно в объяснительной записке работник должен проставить подпись и дату ее составления. Это объясняется просто: работодатель должен знать, от кого он получает объяснение. А дата ставится для того, чтобы уведомить работодателя о том, что гражданин не пропустил отведенный ему срок для написания объяснения (2 дня). Если записка будет написана спустя неделю, то это уже не повлечет для работника правовых последствий. По факту отсутствия объяснительной записки от работника, его начальник составляет акт. Наказание на работника в случае обнаружения его виновных действий налагается не позднее полугода после случившегося события. За исключением случаев, связанных с нарушениями в области финансов, проведением аудита, ревизий. Срок отодвигается в этих случаях еще на полтора года.

    Содержание объяснительного документа должно быть сжатым и сдержанным. Если работник виноват, то это следует принять и признать. Возможно, признание за собой вины поможет работнику избежать серьезного наказания, но в дальнейшем — это следует отметить в записке — не последует нарушений с его стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *