Земли лесного фонда в чьей собственности

Земли лесного фонда в чьей собственности

Понятие права собственности

Право собственности – наиболее полное вещное право на лесные участки вместе с растущими на данных участках лесами. Право собственности рассматривается в объективном и субъективном понимании.

Определение 1

В субъективном понимании право собственности определяется как закрепленная за собственником законно обеспеченная возможность владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом по личному усмотрению и в собственном интересе посредством совершения по отношению к этому имуществу любых действий, не нарушающих закон и иные правовые акты и не нарушающие права и охраняемые законодательством интересы остальных лиц, а также возможность устранения вмешательства всех 3-х лиц в его хозяйственное господство.

Определение 2

Право собственности в объективном понимании – это правовой институт, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют особую область имущественных отношений, связанных с землей и другими природными ресурсами.

Согласно действующему Лесному Кодексу Российской Федерации право собственности на леса напрямую не закреплено в законодательной системе. В ней право собственности на леса закреплено через определение собственности на земельные участки, где растут леса.

Определение 3

Лес – это сложная вещь, которая включает несколько частей: земельный участок, лесную растительность и другие части.

Леса находятся на территории земель лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Лесные участки, входящие в составе земель лесного фонда, являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Многие леса произрастают на землях лесного фонда, потому являются федеральной собственностью. В лесном кодексе России не предусмотрена возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда. Также в федеральную собственность входят леса, растущие на землях обороны и безопасности, в заповедниках, национальных парках и пр.

В Лесном Кодексе России в 2006-м г. обозначена собственность на леса субъектов России в качестве разновидности госсобственности. Субъекты России называются участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного Кодекса России.

Пример 1

Собственность субъектов РФ на леса, к примеру, напрямую закрепляется частью 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, которая называет полномочия органов госвласти субъектов России – владение, пользование и распоряжение лесными участками, которые находятся в собственности субъектов России.

Собственность субъектов России на земельные участки закреплена статьей 18 Земельного Кодекса России. Собственностью субъектов России являются земельные участки, признанные таковыми федеральным законодательством, право собственности субъектов России на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные субъектами России по основаниям из гражданского законодательства.

Муниципальная собственность на леса

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.

У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Замечание 1

Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).

В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.

В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.

Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.

Право собственности в российском законодательстве

Конституция России раскрывает содержание права собственности на землю и остальные природные ресурсы. Согласно статье 36 Конституции России собственникам разрешено свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и прочими природными ресурсами, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам иных лиц.

Общий термин права собственности вне зависимости от объекта права собственности сформулирован в статье 209 Гражданского Кодекса России, которое полностью согласовано с указанной нормой Конституции России. Право собственности выражается в правомочиях владения, пользования и распоряжения.

Замечание 2

Согласно гражданскому законодательству собственник имеет право по личному усмотрению совершать по отношению к принадлежащему ему имуществу любые действия, которые не противоречат законодательству и другим правовым актам и не нарушают прав и охраняемых законом интересов остальных лиц, включая право на отчуждение своего имущества в собственность другим лицам, право передачи им имущества, оставаясь при этом собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, право передачи имущества в залог, и обременять его иными методами, распоряжаться им любым образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского Кодекса России).

Лесное законодательство не раскрывает содержания указанных правомочий, но в цивилистической науке ученые почти единодушно видят решение этого вопроса.

Определение 4

Правомочие владения представляет собой основанную на законе (либо юридически обеспеченную) возможность иметь у себя имущество, содержать в собственном хозяйстве (считать на балансе и т.д.).

Определение 5

Правомочие пользования представляет собой аналогичную возможность эксплуатации (в хозяйственных целях) имущества посредством извлечения из него полезных качеств, его потребления.

Определение 6

Право распоряжения трактуется в качестве соответствующей возможности определения судьбы имущества посредством изменения его принадлежности, состояния либо назначения (отчуждение, уничтожение и т.д.).

Лесное законодательство определяет специфические черты, содержание права федеральной собственности на леса, растущие на землях лесного фонда, и особенности механизма осуществления правомочий собственника на данный природный ресурс. Нормы о праве собственности, взятые из гражданского законодательства, конкретизируются в лесном законодательстве. Данное обстоятельство обуславливается содержанием пункта 3 статьи 129 Гражданского Кодекса России, в соответствии с которым земля и прочие природные ресурсы отчуждаются или переходят от одного лица к иному в том размере, в каком их оборот допускается законодательством о земле и остальных природных ресурсах.

Вывод 1

Итак, гражданское законодательство устанавливает приоритет природоресурсного законодательства. Помимо этого, в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского Кодекса России правомочия владения, пользования и распоряжения землей и остальными природными ресурсами реализуется собственником в том объеме, в каком их оборот допускается законодательством в случае, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам других лиц. Данная норма устанавливает предел реализации права собственности.

С первого взгляда, Россия обладает теми же правомочиями, что и частные земельные собственники, то есть в содержание права федеральной собственности на леса входят те же самые права владения, пользования и распоряжения. Но право госсобственности на леса имеет свою специфику. В связи с чем профессор О. И. Крассов сделал следующее заключение: согласно правовой конструкции субъекта права публичной собственности, при которой право собственности реализуется органами госвласти или органами местного управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, устанавливающими статус данных органов, нет оснований для признания за данными субъектами 2-х правомочий: владения и пользования.

Профессором О. И. Крассовым проанализировано содержание правомочий собственника касательно содержания права публичной (государственной) собственности на землю, в том числе растущие на ней леса. Согласно действующему законодательству единственные правовые формы владения землей – это учет участков земли, отражение соответствующей информации в документации государственного земельного кадастра и гос. регистрация определенного права на земельный участок. Но этого не достаточно для признания того, что Россия реализует право владения в классическом понимании.

Определение 7

Под правом пользования участком земли подразумевается его непосредственная эксплуатация и извлечение доходов.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Однако субъект права публичной собственности никогда самостоятельно не использует земельный участок. Правомочия владения и пользования земельным участком всегда осуществляется субъектом права на земельный участок, происходящего от права собственности на него (постоянного, то есть бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения), однако не субъектом права госсобственности. У физических и юридических лиц, реально использующих земельные участки, которые находятся в госсобственности, есть эти правомочия только в силу закона. У субъекта права публичной собственности на землю есть только одно, но самое главное правомочие собственника – право распоряжения.

Поскольку субъект права госсобственности не наделен правами владения и пользования земельными участками, то к нему не применяется комплекс прав и обязанностей, предусматриваемых статьей 40 Земельного Кодекса России касаемо прав собственников земельных участков на их использование и статьей 42 касаемо обязанности собственников участков земли и лиц, которые не являются собственниками участков земли, по использованию этих земельных участков. Это можно объяснить тем, что целый комплекс прав и обязанностей собственников земельных участков связан исключительно с правомочиями владения и пользования земельным участком, которыми наделяются физ. и юр. лица, реально использующие в своих целях земельные участки. Не применяются к субъектам права публичной собственности на землю также требования статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации касаемо охраны земель.

Эта точка зрения обоснуется также и потому, что при описании права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, с точки зрения цивилистической «триады», не имеют реального содержания. В Лесном Кодексе Российской Федерации не предусматривается то, что государство (в отличие от субъектов) реализует правомочия владения, пользования, распоряжения лесами. Данные правомочия субъектов России предусматриваются пунктом 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, в соответствии с которым полномочиями органов госвласти субъектов России является владение, пользование, распоряжение участками леса, которые находятся в собственности субъектов России.

Замечание 3

Отметим, что применение традиционной «триады» правомочий собственника затруднительно при раскрытии сущности права федеральной собственности также и потому, что согласно действующему Лесному Кодексу России главные полномочия государства в сфере лесных отношений передаются субъектам России, которые они и реализуют.

У права собственности на леса есть также и такая особенность – неразрывная связь с природными объектами (земельные участки, объекты животного мира), что выражает интересы российского народа.

Вывод 2

Проанализировав законодательство, с уверенностью можно сделать вывод, что Россия реально не исполняет право собственности, а правами в сфере лесных отношений обладают органы госвласти субъектов России.

Итак, «цивилистическая триада» рассчитывается, в первую очередь, на раскрытие сущности права частной собственности, однако ее трудно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, так как последняя имеет свою специфику.

Замечание 4

Субъект права федеральной гос. собственности на леса – это Российская Федерация, обладающая своими особенностями.

Российское государство согласно законодательству не является юр. лицом. И все же согласно статье 124 Гражданского Кодекса Российская Федерация выступает субъектом гражданско правовых отношений, так как приравнивается к остальным участникам данных отношений – физ. и юр. лицам. Но имеются существенные отличия между публичными образованиями такими, как Российская Федерация, субъекты России, муниципальные образования и физ. и юр. лицами как субъектами права. Пункт 2 статьи 124 Гражданского Кодекса России допускает использование к публичным образованиям общих норм о юр. лицах, если другое не вытекает из законодательства либо особенностей данных образований.

Российское государство может обладать любым имуществом на правах собственности, включая изъятое из оборота, в отличие от субъектов России, у которых нет имущества на праве собственности, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации.

Российское государство как таковое не может непосредственно самостоятельно реализовывать право собственности, так как термин «государство» обладает абстрактным характером. Процессом управления и распоряжения принадлежащим ему имуществом руководят органы исполнительной власти и специально уполномоченные юр. и физ. лица. Российское государство реализует право собственности посредством разветвленной сети собственных органов.

Замечание 5

Согласно статье 7 Лесного Кодекса России от 1997-го г. все леса, кроме тех, что расположены на землях обороны и землях городских и сельских поселений, формировали лесной фонд. В Лесной Кодекс России от 1997-го г. на лесной фонд установлена федеральная собственность (статья 19). Леса, находящиеся на землях обороны, тоже числились в федеральной собственности (статья 19 Лесного Кодекса России от 1997-го г.). Вопросы о форме собственности на леса, растущие на землях пунктов населения, не были решены в законодательстве. Поэтому Лесной Кодекс России от 1997-го г. установил исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация поменялась после принятия нового Лесного Кодекса России в декабре 2006-го г. Тут говорится, что леса находятся на землях лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Участки леса в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Леса на остальных участках вправе находиться в других формах собственности.

Замечание 6

Таким образом, в пункте 3 части 3 статьи 23 Лесного Кодекса России от 2006-го г. в отличие от Лесного Кодекса России от 1997 -го г. напрямую закреплено то, что леса вправе находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут стать частной собственностью. Но обратим внимание, что подавляющее множество лесов все-таки находится в федеральной собственности, так как леса произрастают в основном на землях лесного фонда.

Земельным законодательством не урегулирована полностью проблема о праве собственности на участки земли с произрастающими лесами. Согласно абзацу 2 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса России ограничены в обороте участки земли, входящие в состав земель лесного фонда. Еще ограничиваются в обороте леса, растущие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, и на участках земли, предоставляемых для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных потребностей.

Замечание 7

Согласно части 2 статьи 27 Земельного Кодекса России участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не вхожи в частную собственность, кроме случаев, закрепленных федеральным законодательством.

Проблема касаемо права собственности на леса на землях обороны ранее напрямую регулировалась пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996-го г. об обороне. Здесь говорится, что земли и остальные природные ресурсы, предоставляемые для Вооруженных Сил Российской Федерации, остальных войск, воинских образований и органов, являются федеральной собственностью. В данный момент из формулировки сей статьи «леса, воды» изъяли. Но леса относят к природным ресурсам, потому можно логическим толкованием этой статьи постановить, что леса, предоставляемые для Вооруженных Сил Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Причем земли и остальные природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов России, муниципальной и частной собственности, могут изыматься для потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, остальных войск, воинских образований и органов лишь согласно законодательству России (пункт 11 статьи 1 Федерального закона об обороне.

В действующем Лесном кодексе России, также как и Лесном Кодексе России от 1997-го г. не урегулирован вопрос о праве собственности на леса, растущие на землях пунктов поселений, в т.ч. городские леса. Городские леса не относятся к землям лесного фонда. Формы собственности на участки леса в составе земель других категорий определены согласно земельному законодательству (часть 2 статьи 8 Лесного Кодекса России). Но в земельном законодательстве данная проблема не разрешена.

Требуется закрепление в Лесном Кодексе России федеральной собственности на леса, растущие на землях пунктов поселений. Это увеличит их защищенность, не допустит отчуждение с целью использования участков земли для посторонних целей, положительно повлияет на экологическую обстановку в городах, так как она находится в прямой зависимости от состояния лесов. Городские леса имеют большое значение для людей, которые проживают на землях населенных пунктов.

Вести лесопарковое хозяйство в городских лесах довольно затратно и убыточно с позиции возможности получения дохода, потому для сохранения полезных свойств городских лесов требуется финансирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов из бюджета Федерации. Государство по своим финансовым возможностям превосходит, к примеру, органы местного управления. Федеральная собственность на городские леса нужна, чтобы обеспечивать единый правовой режим всех лесов на территории Российской Федерации.

При существенных изменениях, произошедших в лесном законодательстве, главное достоинство нового Лесного Кодекса Российской Федерации, как и ранее функционировавшего Лесного Кодекса России от 1997-го г., состоит в том, что им не допустима возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда. Это обозначено в статье 27 Земельного Кодекса России, согласно которой земли лесного фонда ограничиваются в обороте. Как звучит абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного Кодекса России, земельные участки, относящиеся к землям, ограниченным в обороте, не передаются в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

Замечание 8

В настоящий момент вводить частную собственность на леса точно преждевременно. У крупных лесопромышленников нет цели скупать большие участки леса под заготовку древесины. Не стоит идеализировать самосознание частных компаний-собственников участков лесного фонда. Если они станут рубить древесину, то при цикле ее выращивания до 1 столетия придется ждать плодоношения плантаций свыше 1 века, а рассчитывать на обогащение смогут только их внуки либо правнуки.

Опыт Соединенных Штатов, Канады и иных зарубежных стран также говорит о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в Соединенных Штатах) собственность признается формой собственности, которая наилучшим образом отвечает экономическим и экологическим национальным интересам.

Вывод 3

Итак, можно сделать заключение, что новый Лесной Кодекс России вводит разнообразные формы собственности на леса с определенной оговоркой. Хотя физ. и юр. лиц Лесной Кодекс России не определяет субъектами права собственности на леса, однако в части 1 статьи 6 Лесного Кодекса России закрепляется, что леса находятся на землях лесного фонда и землях других категорий. Причем в части 2 статьи 8 Лесного Кодекса России законодатель развивает такую мысль: формы собственности на участки леса в составе земель других категорий устанавливаются по земельному законодательству. Иначе говоря, леса могут произрастать на землях, которые находятся в частной собственности (к примеру, на землях сельхозназначения) согласно земельному законодательству.

Гос. собственность на лесные участки на землях лесного фонда обладает целевым характером: ее правовое регулирование подчиняется обеспечению рационального и неистощительного использования лесных угодий, сохранению биологического многообразия лесных экологических систем.

Леса согласно Лесному Кодексу РФ используются при определенных титулах. Лесным Кодексом РФ закреплены следующие права пользования лесными участками (статья 9 Лесного Кодекса России):

  • постоянное (бессрочное) пользование участками леса;
  • ограниченное пользование чужими участками леса (сервитут);
  • безвозмездное срочное пользования участками леса;
  • аренда участков леса.

Права на земельные участки лесного фонда появляются и прекращаются в соответствии с основаниями и порядком, предусмотренным в гражданском законодательстве, законодательстве Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельном законодательстве, если другое не предусматривается в Лесном Кодексе России.

Замечание 9

Арендовать лесные участки имеют право граждане и юр. лица. Для этого необходимо заключить договор аренды лесного участка.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Права на земли лесного фонда установлены Лесным кодексом Российской Федерации.

Лесные участки могут принадлежать лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования), праве безвозмездного пользования. Также на эти земли можно установить обременения: аренда и сервитут.

Необходимо понимать, что лесные участки могут быть в составе не только земель лесного фонда, но и в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемой природной территории, земель безопасности и обороны.

В этой статье будут подробно рассмотрены все права только на лесные участки, которые находятся в составе земель лесного фонда.

Право собственности на участки лесного фонда

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Это связано с тем, что в реестре неправильно установлены границы. В таком случае есть риск принудительного изъятия такого земельного участка в федеральную собственность. Например, Федеральное агентство лесного хозяйства может обратиться в суд и изъять у собственника лесной участок.

Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2017 года.

Ссылка на .

Федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии».

Применение данного Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда.

В частности, Закон:

  • защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами земель лесного фонда,
  • защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельскохозяйственным землям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду.

В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам.

Для того, чтобы решить данную проблему Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.

Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.

Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде.

Жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.

Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.

Росреестр, после вступления Закона в силу, занимается наиболее важными направлениями реализации:

  1. устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда,
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.

При выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр.

Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.

Для того чтобы официально устранить противоречия, собственнику необходимо обратиться в МФЦ или через портал Госуслуги на «Внесение изменений в сведения ГЛР и ЕГРН”. В течении 10 рабочих дней Комитет лесного хозяйства даст письменный ответ с положительным или отрицательным ответом.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Если сведения о границах лесных участков внесены в ЕГРН, то устранение пересечения Вашего участка с границами лесного фонда необходимо производить в порядке, предусмотренном статьей 60.2 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В этом случае обращаться необходимо в Росреестр.

Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона «О Государственной регистрации прав”),

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона «О Государственной регистрации прав”.

В случае если сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо взаимодействовать с органом лесного хозяйства субъекта РФ

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.

К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу «Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Субъектами договора аренды могут быть все дееспособные и совершеннолетние физические лица, индивидуальные предприниматели, а также зарегистрированные в официальном порядке юридические лица, о которых нет сведений в реестре недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений.
К арендаторам, которые продлевают договора, выдвигаются также требования отсутствия задержки арендной платы за три оплачиваемых периода подряд и нарушений других условий соглашения.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

  1. Организатор аукциона делает извещение, а также подготавливает всю необходимую документацию.
  2. За 60 дней до даты проведения конкурса на сайте министерства появляется вся необходимая информация.
  3. Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.
  4. В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.
  5. Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 304-КГ17-6817 по делу N А70-7318/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды руководствовались статьями 7, 15, 27, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 23, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и исходили из отсутствия оснований для предоставления обществу в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку установили, что он относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 303-ЭС17-6630 по делу N А51-9349/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об установлении границ участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку формирование и кадастровый учет спорных лесных участков осуществлены ранее, чем в ГКН внесены сведения о смежных земельных участках, у ответчиков отсутствовали основания для утверждения их схем и формирования за счет части территории арендованных партнерством лесных участков.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, межевой план лесных участков, заключение кадастрового инженера, руководствуясь статьями 214, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», Положением о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, установили границы лесных участков и смежных земельных участков в указанных истцом координатах.

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2017 N 310-ЭС17-6621 по делу N А23-7172/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании отсутствующим права собственности РФ на земельные участки. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки нарушает право собственности истца на земельный участок.

Право собственности на них зарегистрировано в 2015 году за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Основанием для регистрации права собственности послужила часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N 310-КГ17-896 по делу N А09-13150/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконным отказа государственного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводам о том, что лесное и земельное законодательство не содержит запрета на предоставление в безвозмездное (срочное) пользование лесного участка из земель населенных пунктов органу местного самоуправления.

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда установлены статей 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N АКПИ17-192 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 приложения 1 к Положению о национальном парке «Земля леопарда», утв. Приказом Минприроды России от 04.06.2012 N 142.

Спорные участки Славянского участкового лесничества являются частью лесного фонда и в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Доводы административных истцов о том, что изъятие спорных участков Славянского участкового лесничества из состава охотничьих угодий Хасанской общественной организации охотников и рыболовов Администрацией Приморского края не проводилось, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку предметом административного дела об оспаривании нормативного правового акта является законность отнесения земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, к особо охраняемым территориям.

Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 32-КГ16-34 Об отмене определения Саратовского областного суда от 14.01.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28.04.2016 и направлении для рассмотрения по существу дела по административному исковому заявлению о признании не действующим в части решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24.06.2011 N 01-7/367 «Об утверждении генерального плана Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу части 1 статьи 125 и части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 2-АПГ16-28 Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 12.10.2016, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим решения Совета Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области от 14.11.2013 N 36 «Об утверждении Генерального плана Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области».

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от 17 декабря 2007 г., имеющихся в материалах дела, земельные участки из земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства с кадастровыми номерами 35:03:000000:91 и 35:03:000000:84, расположенные по адресу: Вологодская область, Белозерский район и Вологодская область, Белозерский район, Белозерский лесхоз принадлежат на праве собственности Российской Федерации в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 N 306-ЭС16-20227 по делу N А55-32120/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о расторжении договора аренды лесного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 448, 450, 451, 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 12, частью 2 статьи 24, статьями 27, 74, частью 1 статьи 74.1, частью 6 статьи 87, частью 3 статьи 105 ЛК РФ, Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьями 8.1 и 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пунктом 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества, расположенного на территории Самарской области, утвержденным приказом Министерства от 17.08.2012 N 215 (далее — лесохозяйственный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для расторжения спорного договора аренды.

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 N 306-КГ16-20226 по делу N А55-32122/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о расторжении договора аренды лесного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 448, 450, 451, 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 12, частью 2 статьи 24, статьями 27, 74, частью 1 статьи 74.1, частью 6 статьи 87, частью 3 статьи 105 ЛК РФ, Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьями 8.1 и 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пунктом 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества, расположенного на территории Самарской области, утвержденным приказом Министерства от 17.08.2012 N 215 (далее — лесохозяйственный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для расторжения спорного договора аренды.

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014 Требование: Об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане. Решение: Требование удовлетворено в части установления границ участка в соответствии с результатами судебной экспертизы, так как отсутствуют доказательства перевода лесного участка из земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, в силу ст. 8 ЗК РФ и ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).

Здравствуйте, Александра.

Леса могут находится на лесных участках, которые расположены на землях лесного фонда и землях иных категорий.

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

ЛК РФ Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

ЛК РФ Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

ЛК РФ Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Если лесной участок находится на землях лесного фонда, то такой участок находится в федеральной собственности. Если на иной категории земель, то в зависимости от конкретной категории земель определяется то, в какой собственности может находится лесной участок. Соответственно распоряжение судьбой лесных участков прямо зависит от того на какой категории земель он находится.

Все вопросы связанные с использованием лесов подробно регулируются Лесным кодексом РФ, в том числе есть статья по поводу строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Если участок занятый лесом находится на землях лесного фонда, то есть четкий перечень случаев, когда возможно строительство (ч. 1 ст. 21 ЛК РФ). Если же лес находится на землях не лесного фонда, то строительство допускается в соответствии с целевом назначением этих земель.

.

ЛК РФ Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);

5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществления рекреационной деятельности;

7) осуществления религиозной деятельности.

2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.

4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.

5. В целях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

5.1. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Граждане, в случае, если они считают, что нарушены нормы и земли используются не правильно или имеет место другое нарушение лесного законодательства имеют право обратиться с жалобами. Но непосредственно какого-то согласия от них касаемо, допустим строительства на лесных участках не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *