Земли водного фонда

Земли водного фонда

Комментарий к Ст. 102 ЗК РФ

1. Земли водного фонда имеют особенности статуса, правового режима и определения границ. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий, наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и другими, выделяются земли водного фонда.

Статья 102 ЗК излагается в редакции ФЗ о введении в действие ВК. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важно определить, что следует понимать под землями, покрытыми водами, сосредоточенными в водных объектах, где находятся их границы.

Согласно ст. 1 ВК водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК. Согласно ч. 2 ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.

Согласно п. 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК и ЗК.

Последнее время много говорилось об обособленных водных объектах и возможности их приватизации и дальнейшего соответствующего использования. Согласно ст. 1 ВК 1995 г. под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимался небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В ст. 11 ВК 1995 г. предусматривалось, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка, а положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. Из этого исходит и гл. 17 ГК.

Принадлежность обособленного водного объекта к земельному участку, на котором он расположен, и к недвижимому имуществу делала его предметом гражданского оборота и полноправным (хотя и своеобразным) объектом имущественных отношений с вытекающими отсюда последствиями, в том числе в виде приватизации обособленных водных объектов, их купли-продажи, дарения, обмена, залога и т.п.

В обсуждавшихся новых редакциях ВК предполагалось, с одной стороны, установить в земельном законодательстве пределы по площади и удаление от поселений обособленных водных объектов, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а с другой — расширить (а может быть, и исключить) понятие обособленного водного объекта в целях возможности приватизации и иных, не только обособленных, водоемов.

В новом ВК 2006 г. понятие «обособленный водный объект» отсутствует. По ВК пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно ч. 2 ст. 8 соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Понятие пруда и обводненного карьера является важным для определения их режима: эти водные объекты и соответствующие земли водного фонда относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог, другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК).

Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК).

2. Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь в 27 млн. га. Земли под водой составляют более 72 млн. га, из них к категории земель лесного фонда относятся 18 млн. га, сельскохозяйственного назначения — 13 млн. га, земель запаса — 10 млн. га, земель промышленности и иного специального назначения — более 2 млн. га и т.п. Статистики территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано.

3. Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, сооружений на землях водного фонда обусловливает повышенный и специальный режим использования и охраны земель водного фонда, особое внимание к резервированию земель для них.

В ВК регулируются использование водохранилищ (ст. 45), охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны (ст. 65), требования к которым должны учитываться при использовании земель водного фонда и их резервировании.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 и др. ВК предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.

Использование и резервирование водных объектов и земель водного фонда для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются приоритетными. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для указанных целей определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Режим использования, резервирования и охраны земель водного фонда, их особенности и специфические требования во многом определяются способами, задачами и целями водопользования, которые предполагают установление дополнительных требований к землепользованию.

Следующей после питьевого водоснабжения целью водопользования является использование вод для отраслей народного хозяйства. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, и владельцы земель водного фонда обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и земель водного фонда, обеспечивать сохранение температурного режима.

Гидроэнергетика осуществляет водопользование с учетом интересов других водопользователей и землепользователей. При этом режим наполнения и сработки водохранилищ и иных искусственных объектов учитывает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных запасов.

Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, их земельным участкам, виновные в соответствующем наполнении или сработке водохранилища должны его возместить. Для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ определяются и устанавливаются набор и перечень специальных государственных требований и правил пользования.

Должны приниматься меры по сокращению сбросов воды из мелиоративных систем, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Ответственность за осуществление этих мер несут владельцы мелиоративных систем и соответствующих земель.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту вод, земель водного фонда и водосборных площадей .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. авт. колл. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998.

При необходимости сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты или их участки с прилегающими землями могут предоставляться преимущественно для этих целей (после питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). При этом берега должны содержаться в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также осуществляться мероприятия по охране рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений .
———————————
См.: Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». М.: Юстицинформ, 2005.

Места обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с ФЗ «О животном мире».

В связи с этим надо иметь в виду новую редакцию ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета» и новую ст. 6.1 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира» ФЗ «О животном мире», введенные в соответствии со ст. 7 ФЗ от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Сплав древесины на судоходных путях без судовой тяги, как и молевой сплав (россыпью), запрещается. Организации сплава древесины должны регулярно проводить очистку водных объектов и земель водного фонда от затонувшей древесины.

Использование и резервирование земель водного фонда осуществляются и для плавания на маломерных судах. Правила охраны жизни людей на воде утверждены в субъектах РФ с учетом типовых федеральных правил, предусматривающих обустройство баз и прибрежных земельных полос. Инспекция по маломерным судам передана из МПР России в МЧС России, которое и осуществляет наряду с другими уполномоченными органами нормативно-правовое регулирование использования и охраны земель прибрежных полос, на которых располагаются базы и стоянки маломерного флота.

В современных условиях урбанизации, расширения жилищного строительства, усиления ритма труда возрастает значение использования земель водного фонда для рекреации — отдыха, купания, плавания на судах, спорта и т.п.

Массовый отдых, туризм, спорт, любительское рыболовство с участием большого количества людей осуществляются в местах, устанавливаемых уполномоченными на это органами с учетом вышеуказанного понимания земель водного фонда и водного объекта.

Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

Не загораживаются и могут резервироваться земли водного фонда, предназначенные для обеспечения тушения пожара. После нескольких жертв на пожаре во Владивостоке в 2006 г., когда пожарные машины не смогли подъехать к очагу возгорания и оказать помощь людям в горящем здании из-за поставленных вокруг автомобилей, инспекции пожарного надзора МЧС России должны усилить контроль за подъездными путями, тем более к накопителям воды в противопожарных целях.

Основным уполномоченным государственным органом в описываемой области является Роснедвижимость, это агентство находится в ведении Минэкономразвития России, поскольку на названное министерство возложено определение основных направлений политики в области экономического развития и имущественных отношений, а земельные участки, земельный кадастр являются своеобразным видом и объектом гражданского оборота, кадастра объектов имущества.

В соответствии с Положением об МПР России оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление использованием и охраной земель водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных) и др.

МПР России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере определения общих требований к использованию и охране каскадов или системы водохранилищ, а также нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и т.п.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 20 декабря 2006 г.) , организует, в частности, подготовку и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос; представляет в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, по установлению их правового режима.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564; N 32. Ст. 3348; 2006. N 24. Ст. 2607; N 52 (ч. 3). Ст. 5598.

Согласно Положению о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (в ред. от 14 декабря 2006 г.) , она осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262; 2005. N 50. Ст. 5321; 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5587.

При резервировании земель нередко осуществляется перевод земель и земельных участков из одной категории в другую. В соответствии со ст. 12 «Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда» ФЗ о переводе земель из одной категории в другую такой перевод допускался в случаях:

— создания особо охраняемых природных территорий;

— установления или изменения черты поселений;

— размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

— прекращения существования водных объектов, изменения русла и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 19 ФЗ о введении в действие ВК изменена ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, и перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в настоящее время в случае:

— если земли заняты водными объектами;

— строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

— изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

В ФЗ о переводе земель из одной категории в другую предусматриваются состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2), порядок рассмотрения ходатайств о таких переводах (ст. 3), исключительные основания отказа в переводе земель (ст. 4) и др.

Эти общие правила перевода земель или земельных участков из одной категории в другую распространяются на перевод земель особо охраняемых территорий, земель лесного фонда, земель запаса и земель иных категорий.

4. Повышенный контроль за землями природоохранных зон и иных особо охраняемых территорий, рассмотренный в комментариях к статьям гл. XVII, не исключает необходимости усиления контроля за иными землями, в том числе за землями водного фонда, где функции Российской Федерации и регионов постоянно меняются.

Согласно ст. ст. 71 — 73 ЗК осуществляются государственный, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль. В ст. 36 «Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов» ВК предусматриваются задачи государственного «водного» контроля и надзора, критерии отнесения объектов контроля к федеральному либо региональному (субъектов РФ) уровню, установление перечня должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих этот контроль и надзор, права соответствующих государственных инспекторов.

В 2004 г. из компетенции субъектов РФ по осуществлению земельного и водного контроля по законодательству РФ часть функций передавалась органам исполнительной власти РФ. В настоящее время они возвращаются в ведение субъектов РФ .
———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль. Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством, важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Основным актом водного законодательства является ВК . Поэтому важно сопоставить нормы Земельного и Водного кодексов РФ.
———————————

См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2007.

Имеют некоторую специфику права и обязанности владельцев земель водного фонда. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, пользуются правами и выполняют обязанности землеобладателей и водопользователей. Однако эти права могут быть законодательством ограничены, например в водоохранных зонах, а обязанности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам.

Развиваются земельный и водный, публичный и частный сервитуты, устанавливаемые на основании соглашений, договоров, судебных решений. Институт сервитута — ограничения права собственности, иного вещного права — принадлежит гражданскому праву и предусматривается в ст. ст. 274 — 276 ГК.

Могут устанавливаться сервитуты в целях прохода и проезда, водоснабжения и мелиорации, забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, использования водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и т.д.

Последнее время поднимаются вопросы обеспечения общего водопользования, подходов к водоемам в местах привычного массового купания и иного вида отдыха; они могут решаться посредством установления сервитута, при котором обременение земельного участка не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения им.

В ст. 39 ВК предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Весьма важно информационное обеспечение использования и охраны земель водного фонда. Новый ВК в ст. 30 «Государственный мониторинг водных объектов» и ст. 31 «Государственный водный реестр» предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 6 ВК информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т.е. поверхностных водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Споры по поводу земель водного фонда рассматриваются в судебном порядке.

Так, ФАС Поволжского округа (Постановление по делу N А06-103-16/2001) установил, что ОАО «С» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Астрахани и Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Астрахани о признании недействительными договоров о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды по мотиву их несоответствия ВК.

Арбитражный суд Астраханской области в иске отказал со ссылкой на то, что при заключении договоров аренды администрация города Астрахани действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Свои доводы заявитель жалобы мотивировал тем, что в соответствии с ВК поверхностные водные объекты находятся в федеральной собственности и поэтому администрация не вправе сдавать в аренду землю, находящуюся под водной поверхностью.

Как следует из материалов дела, между администрацией города Астрахани (арендодатель) и ОАО «С» (арендатор) было заключено два договора о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды земли водного фонда.

Срок действия договоров был установлен в один год. По истечении срока действия договора стороны свои взаимоотношения больше не урегулировали. Земельное законодательство не устанавливает, что продолжение пользования земельным участком по истечении предусмотренного договором срока является основанием считать договорные отношения возобновленными.

В соответствии с п. 2 ст. 607 ГК законом могут устанавливаться особенности сдачи в аренду земельных участков. Поэтому говорить о применении п. 2 ст. 621 ГК, т.е. о возобновлении договорных отношений на неопределенный срок, в данном случае неправомерно, поскольку такой подход противоречит существу земельных правоотношений и не согласуется с нормами, регулирующими арендные отношения. Таким образом, прекратившие свое действие договоры аренды в силу ст. 168 ГК не могут признаваться недействительными.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Статья 102. Земли водного фонда. 1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

2. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
3. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Комментарий к статье 102
1. В Земельном кодексе РФ к землям водного фонда отнесены земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Таким образом, основным критерием отнесения земель к землям водного фонда является наличие на поверхности суши водных объектов. В отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991 г. в новом законе не перечислены виды водных объектов. Их определение и виды установлены в Водном кодексе РФ .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
Так, поверхностными водными объектами является постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты подразделяются на:
поверхностные водотоки и водохранилища на них;
поверхностные водоемы;
ледники и снежники (статья 9).
При отнесении земель к землям водного фонда имеет значение устойчивость покрытия земель водными объектами, т.е. земли должны быть покрыты водой вечно или большую часть времени года. Если земли заливаются водой не на длительный срок, например в период половодья, суточных колебаний речного стока, в период морских приливов, они не считаются водопокрытыми.
Не все искусственные каналы являются поверхностными водными объектами, а лишь каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. Поэтому земли временных оросительных каналов и борозд, площади лиманного орошения (земледельческие поля орошения) не относятся к землям водного фонда.
2. В Водном кодексе РФ поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (статья 7).
Следовательно, берега водного объекта также должны относиться к землям водного фонда. В Земельном кодексе РФ указаны пределы берега поверхностного водного объекта, который входит в состав земель водного фонда, — земли водоохранных зон водных объектов. Поэтому можно сделать вывод, что водоохранные зоны как неразрывно связанные с водным объектом находятся в составе земель водного фонда . Это еще одно отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991 г.
———————————
Территория водоохранных зон была включена в состав земель водного фонда при прохождении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ после принятия Земельного кодекса РФ в первом чтении. Для сравнения см.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 июня 2001 г. N 1655-III ГД «О проекте N 85788-3 Земельного кодекса Российской Федерации» // Парламентская газета. 2001. 7 июля. N 124 — 125.
Вместе с тем в статье 111 Водного кодекса РФ дано определение водоохранной зоны. Это территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5567.
Земли водоохранных зон рек и водоемов в соответствии со статьей 97 Земельного кодекса РФ относятся также к землям природоохранного назначения. При этом на землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель.
Так как в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах в пределах водоохранных зон при их ширине более 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий менее 3 градусов допускается размещение дачных и садово-огородных участков, территория водоохранных зон может быль включена в состав земель поселений или земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в пределах водоохранных зон и зон охраны источников питьевого водоснабжения правовой режим земель водного фонда и земель природоохранного назначения, а в некоторых случаях и иных категорий земель пересекается. При возникновении коллизии правовых норм следует исходить из принципов, установленных в статье 1 Земельного кодекса РФ.
3. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
В статье 85 Водного кодекса РФ определены цели и способы использования водных объектов, в соответствии с которыми используются и земли водного фонда.
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов. Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Согласно статье 133 Водного кодекса РФ использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. Это означает, что при отсутствии подземных водных объектов, которые могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поверхностные водные объекты должны использоваться в первую очередь для удовлетворения нужд населения в питьевой воде и хозяйственно-бытовых нужд.
4. Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подлежат особой охране. Для этой цели устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
В соответствии с п. 10 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах при установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.
В настоящее время правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения устанавливается в соответствии с санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.027-95», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7 .
———————————
Справочно-правовая система :Эксперт.
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
5. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством. Вместе с тем к земельным отношениям нормы водного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ).

Следующая статья «
К тексту закона «

Структура водного фонда

При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление поверхностных вод в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.

В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!

В земли водного фонда РФ входят все водные объекты, размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим структуру земель водного фонда РФ.

Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.

Распределение по категориям

Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает категория земель водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.

Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:

  1. Поверхностные воды.

  2. Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.

Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Государственный водный кадастр (ГВК). Фонд находится под защитой и охраной государства.

ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда,

О землях промназначения читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemli-promnaznacheniya-eto.html

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.

Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.

Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 9 из 12 читателей считают Запись полезной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *