Ст 14 ЖК РФ

Ст 14 ЖК РФ

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ размера пеней не допускается.

Как уже отмечалось, в Жилищном кодексе РФ установлен запрет на увеличение установленного размера пеней, поэтому в соответствующем жилищном договоре можно предусмотреть только уменьшенный по сравнению с предусмотренным в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ размер такой неустойки. Изменение размера пеней односторонним волеизъявлением стороны жилищного договора без согласия другой стороны следует считать невозможным.

Российским законодательством предусмотрены также иные негативные последствия неисполнения обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые могут быть применены к злостному неплательщику. К ним относятся, например:

  • расторжение договора социального найма в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 6 месяцев (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ);
  • расторжение договора коммерческого найма жилого помещения в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за 6 месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более 2 раз по истечении установленного договором срока платежа (п. 2 ст. 687 ГК РФ);
  • выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи в случае невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 6 месяцев без уважительных причин (ст. 90 ЖК РФ).

Размер пеней может быть уменьшен в судебном порядке. При решении вопроса об уменьшении размера пеней необходимо иметь в виду, что размер пеней может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащие уплате пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства – цена услуг, сумма договора и пр.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

Срок по умолчанию для оплаты за коммунальные услуги или за жильё

В пункте первом вышеуказанной статьи закон гласит, что коммуналку нужно платить до 10 числа того месяца, который следует за прошедшим месяцем, за который необходимо вносить платёж. При этом правовые нормы оставляют людям некоторые возможности для гибкого манёвра, поскольку срок оплаты можно изменить и перенести, если участники ТСЖ примут решение об этом на общем собрании или жители многоэтажки внесут такие изменения в договор об управлении их многоквартирным домом.

Зачем создатели ЖК РФ установили именно эти положения закона, касающиеся точного определения срока оплаты? В комментариях к данному пункту кодекса многие авторы пишут, что причина, вероятнее всего, заключается в том, что в реальности, а не на бумаге, достаточно часто люди всеми способами стараются избежать дополнительных расходов, в том числе, и за коммунальные услуги.

Поэтому законодатель посчитал нужным тщательно урегулировать как срок, так и порядок оплаты коммунальных услуг, чтобы устранить любого рода неопределённости в этом вопросе и, следовательно, избежать появления многочисленных споров, которые лягут дополнительной нагрузкой на судебные органы. В то же время, законотворцы предоставляют гражданам возможность выбора и изменения даты оплаты, воспользовавшись одним из предоставленных нормами права способов для осуществления этого, не сковывая их одной, заранее определённой датой.

Мы уверены, что Вам будет полезна информация об актуальных особенностях действия закона о капитальном ремонте многоквартирных домов.

История установления срока оплаты за коммунальные услуги

Вообще, установление в качестве срока оплаты по умолчанию именно десятого числа имеет давнюю и интересную историю. Это пришло в современную РФ ещё с ранних послереволюционных времён, когда только что утвердившаяся советская власть в целях упорядочения сбора денежных средств с населения в качестве платы за коммунальные услуги учредило так называемые ЖАКТы или, иными словами, жилищные акционерно-коммунальные товарищества, которые централизованно собирали оплату за коммуналку с людей.

Поэтому законодатель в РФ, придерживаясь сложившейся традиции в жилищных отношениях, не пытается придумать что-то новое и внести какое-либо изменение в Жилищный кодекс, которое установит другие сроки и сломает уже устоявшийся обычай, а применяет уже апробированное правило, касающееся срока оплаты коммунальных услуг. Кроме того, люди, принимавшие новый Жилищный кодекс, придерживались исторически сложившейся логики деловых отношений, существовавшей в нашей стране, суть которой заключается в том, чтобы сначала потребителями были получены услуга либо товар и только затем последовала оплата по факту исполненного. Подобный подход был принят также и в отношении коммунальных услуг.

Как потребители могут узнать о сумме задолженности за коммунальные услуги или за пользование жильём?

Согласно п.2 статьи сто пятьдесят пять ЖК РФ, денежные средства вносятся гражданами, являющимися потребителями услуг коммунального характера, на основании так называемых платёжных документов или, проще говоря, счетов, а также информации, которая указывает, сколько человеку нужно заплатить за коммуналку, размещённой в информационной компьютерной системе.

Платёжные документы

Авторы юридических комментариев по Жилищному кодексу под понятием «платёжные документы» обычно понимают официальную бумагу от организации, занимающейся предоставлением людям услуг по коммуналке, на которой указывается объём услуги, потреблённый гражданами, и, соответственно, её стоимость, выраженная, как правило, в рублях. Эти платёжные документы, как указывалось выше, чаще всего называют счетами, но у них есть и другие названия, например, уведомление об оплате или извещение об оплате и т.п.

Такие счета выступают в качестве основания того, что гражданин-плательщик должен внести плату организации-услугодателю на определённую сумму. Разумеется, если вы не согласны с выставленным в отношении вас требованием, то можете прийти к поставщику услуг и попросить сделать перерасчёт, а в случае отказа — решить проблему при помощи суда, если вы, конечно, согласны потратить достаточно большое количество времени на судебные тяжбы.

Информация, размещённая в информационных компьютерных системах

В ч.2 пункта 2 ст.155 Жилищного кодекса объясняется, что такое «информация, указывающая размер платы за коммуналку, размещённая в информационных компьютерных системах». Под ней понимаются следующие разновидности информации:

  1. Сведения в системе о начислениях суммы оплаты за коммуналку.
  2. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем с помощью e-mail.
  3. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем посредством использования информационных терминалов.

Что приоритетнее при несовпадении сведений

Законодатель даёт на этот вопрос исчерпывающий ответ в ч.2.3 пункта 2 ст.155, которая появилась благодаря внесению в нормативный акт изменений в июле 2014 года. Там установлено, что в случае возникновения противоречий, возникших между платёжным документом и информацией в системе касательно сведений о размере оплаты за коммуналку, важнее и приоритетнее считаются сведения, находящиеся в виде информации, размещённой в информационной компьютерной системе.

Кто и кому оплачивает коммунальные услуги или пользование жильём

В пунктах с третьего по десятый ст.155 Кодекса подробно описана структура лиц, выступающих в качестве потребителей вышеупомянутых услуг, и,соответственно, указаны лица, которые управомочены правовыми нормами на сбор финансовых средств, поступающих от потребителей. Итак, рассмотрим подробнее эти две категории граждан и организаций и их взаимоотношения друг с другом:

  • Лица, которые выступают в качестве нанимателей жилья по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, платят наймодателю как за жильё, так и за коммуналку.
  • Если лица, которые являются нанимателями по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, живут в многоэтажке, находящейся под управлением УК (управляющей компании), то они обязаны согласно положениям пункта четыре ст.155 платить за коммуналку и за жильё этой управляющей компании.
  • Лица, которые предоставляется жильё из специальных фондов, предназначенных под социальное использование, оплачивают услуги коммунального характера и пользование жильём наймодателю по умолчанию. Однако, в договоре может быть прописано, что наниматель обязан самостоятельно платить за услуги организациям, занимающимся их предоставлением потребителям.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как решат управляющие органы жилкооператива или ТСЖ.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, не состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как определено в договоре между ними и этими организациями.
  • В пункте 6.2 ст.155 написано, что если дом находится под управлением какой-либо управляющей организации, например, ТСЖ, жилкооператива, иной разновидности потребительского кооператива или управляющей компании, которые аккумулируют на своих счетах финансовые средства, уплаченные за коммуналку, то эти организации отвечают перед потребителями за осуществление своевременных расчётов с компаниями, поставляющими тепло, электричество и другие полезные для жильцов услуги коммунального характера.
  • В пункте 6.3 данной статьи прописано одно важное исключение, касающееся того, что, невзирая на наличие ТСЖ или иной компании, берущих на себя функции по взаимодействию с поставляющими услуги коммунального характера организациями, потребители могут на общем собрании решить, что они будут сами и напрямую платить поставщикам услуг коммунального характера без посредничества ТСЖ или других управляющих компаний, например, жилкооперативов.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, проживают в многоэтажках, где нет ТСЖ или другой управляющей компании, например, жилкооператива, созданных по инициативе людей, живущих в этих многоэтажках, то они должны платить в управляющую организацию, назначенную по результатам конкурса администрацией муниципалитета, за услуги коммунального характера. В отношении этих людей также действует правило, прописанное в п. 6.3 данной статьи.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, приобрели жилище в новой многоэтажке или новостройке, то у них есть следующие варианты того, кому платить за коммуналку:
    • Управляющей организации, которая выиграла конкурс, являвшийся открытым;
    • Непосредственно самому застройщику;
    • Управляющей организации, которую застройщик выбрал самостоятельно и заключил с ней соответствующий договор на обслуживание.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, сами и непосредственно занимаются управлением своим домом, то они должны платить за услуги коммунального характера так, как указано в договорах, заключённых ими с соответствующими организациями-поставщиками этих услуг.

Как быть с оплатой коммуналки или пользования жильём, если вы не пользуетесь жилым помещением?

Законодатель внёс в пункт одиннадцатый статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса в 2015 году некоторые изменения, которые немного по-иному урегулировали периодически возникающие жизненные ситуации с временным отсутствием потребителей услуг или неиспользованием ими жилья. Что в этом случае устанавливают правовые нормы?

  1. Наниматель должен платить установленную денежную сумму по соцнайму или другой разновидности договора найма, даже если он не проживает в жилье, являющемся объектом договора.
  2. Что касается коммуналки, то размер денежных средств, которые необходимо будет уплатить, зависит от того, есть ли у потребителя дома счётчики на основные виды услуг коммунального характера, например, воду, газ или электричество. При наличии счётчиков вопрос решается очень просто: вы не пользуетесь услугами, на счётчиках не фиксируются новые показания, и, соответственно, вам не следует беспокоиться о том, что вы кому-то должны. Но при отсутствии приборов учёта, когда начисление идёт исходя из нормативов, урегулировать проблему становится немного сложнее, но тем не менее возможно. Чтобы решить её, вам нужно прийти в УК или жилкооператив, или ТСЖ, которые занимаются обслуживанием жилья, в котором вы проживаете, и составить заявление, в котором вы попросите не взимать с вас деньги за услуги коммунального характера, так как вы определённый промежуток времени не будете жить в своей квартире. При этом вы обязательно должны приложить к вашему заявлению бумагу, которая будет являться доказательством вашего непроживания в течение некоторого периода времени, например, путёвка в санаторий, удостоверение командированного и т.п..

Авторы юридических комментариев указывают на то, что если вы рассчитываете, что с вас не будут требовать плату за услуги коммунального характера, поскольку в вашем жилище никто не прописан, то это не так и вы заблуждаетесь. Если объём услуги вычисляется не по счётчику, а по нормативу, то с вас будут брать плату как будто в вашем жилье постоянно проживает один человек.

Как платят за коммуналку временные жильцы?

Если вы проживаете в съёмном жилье и планируете на время поселить с собой других людей, то имейте в виду, что вам будет нужно урегулировать возникающий в связи с этим вопрос об оплате услуг коммунального характера с вашим наймодателем и заключить, если потребуется, дополнительное соглашение. Люди, проживающие с вами временно, не являются юридическими участниками правоотношений с вашим наймодателем, поэтому если они откажутся оплачивать свою часть коммуналки, то вам придётся платить за них, поскольку эта обязанность будет возложена на вас по закону. В связи с этим хорошо подумайте, прежде чем приводить кого-либо в арендованное жильё в качестве временного жильца.

Порядок информирования потребителей об увеличении платы

Согласно нормам права, указанным в пункте тринадцать статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса, потребители услуг должны знать о том, что планируется увеличение тарифов и, соответственно, возрастёт общая стоимость услуг коммунального характера. Причём граждане должны извещаться об этом письменно за тридцать суток до прихода новых счетов, в которых найдут своё отражение новые цены, подписывая уведомление, где сообщается о грядущем повышении.

Если же организация, которая занимается тем, что обслуживает ваш дом, халатно и легкомысленно отнеслась к обязанности письменно уведомить вас о будущем увеличении тарифов, то вы можете требовать, чтобы все негативные последствия и издержки были возложены на эту организацию, а именно: с того момента, как произошло повышение цен на услуги коммунального характера, и до того момента, как вы узнали об этом, разницу между новыми и старыми ценами должна оплачивать организация, которая занимается управлением вашим домом.

Пеня за неоплату коммунальных услуг и платежей за капремонт

Пеня за неоплату коммунальных услуг

Ч.14 ст.155 ЖК РФ прописывает негативные и вредные последствия для недобросовестных граждан, которые по каким-либо причинам не платят вовремя за коммуналку, в виде пени. Она имеет двойную функцию:

  1. С одной стороны, это инструмент, с помощью которого законодатель стремится добиться того, чтобы люди в срок и точно оплачивали предоставленные им услуги.
  2. С другой стороны, это санкция штрафного характера, которая наказывает недобросовестных плательщиков, плохо выполняющих свои обязательства.

Фактически, пеня представляет собой разновидность неустойки, смысл которой заключается в том, что должник обязан дополнительно к сумме долга выплатить определённый процент, который взимается за каждый просроченный день до тех пор, пока должник не предоставит кредитору требуемые деньги полностью.

Размер пени должен отталкиваться от некоего эталона, в качестве которого российский законодатель избрал ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Что такое ставка рефинансирования в нескольких словах? Это способ воздействия, который применяет Центральный банк для того, чтобы влиять на финансовую ситуацию в стране, особенно в кредитной сфере. Проще говоря, это величина процента кредита, под которую ЦБ согласен предоставлять деньги другим банковским учреждениям, работающим в России.

В связи с внесёнными изменениями в указанную часть и статью Жилищного кодекса, осуществлёнными в конце 2015 года, размер пени на настоящий момент составляет 1/300 от действующей на момент возникновения задолженности по коммуналке ставки рефинансирования. Обратите внимание, что санкция в виде пени начинает действовать только в том случае, если срок, в течение которого вы тянете с оплатой, превысил 31 день с последнего установленного в счёте дня платежа. Обычно это или 25, или 26 число месяца, следующего за истекшим. Процент, который вы будете платить за сутки просроченного платежа, вычисляется следующим образом:

  1. На май 2018 года ЦБ установил ставку рефинансирования, равную 9,25%
  2. Делим 9,25 на 300.
  3. Получаем 0,03%.

Важным изменением, касающимся каждого человека, проживающего в России, является то, что законодатель предусмотрел повышение пени более чем в два раза, если вы просрочили внесение финансовых средств на счета организаций, предоставляющих услуги коммунального характера, на 91 сутки и более со дня, когда у вас была последняя возможность оплатить коммуналку без штрафных санкций. В данном случае пеня увеличивается до 1/130 от ставки рефинансирования и может начисляться бессрочно, до момента полного погашения невыплаченного платежа.

В то же время люди, принимавшие этот нормативный акт, ограничили потенциальный беспредел с размерами пени и её взиманием, который может возникнуть в регионах или муниципальных образованиях, жёстко определив, что никто не имеет законного права увеличить установленные федеральным законодателем проценты неустойки.

Пеня за неоплату платежей за капремонт

Это новшество в жилищном законодательстве появилось в начале июля 2016 года, и его появление вызвано, вероятнее всего, массовым отказом населения оплачивать непонятный ему капремонт, который неизвестно когда будет и будет ли вообще. Поэтому на собственников законом была возложена ответственность за отказ вносить деньги на счета региональных операторов, ведающих вопросами капремонта, в виде неустойки, составляющей 1/300 от ставки рефинансирования.

Она начинает начисляться по прошествии 31 дня с момента наступления последнего дня, когда собственник должен был уплатить взнос, и возрастает бессрочно, пока долг не будет закрыт в полном размере. Выгодоприобретателем, которому оплачиваются штрафные пени, является региональный фонд или оператор, занимающийся вопросами капремонта.

Ст.155 Жилищного кодекса России с внесёнными в неё последними изменениями, начинающими действовать с начала января 2017 года, регулирует важнейшие правоотношения, которые касаются абсолютно всех людей, проживающих на территории России. Дело в том, что эта статья подробно определяет то, как все мы должны оплачивать коммунальные услуги, какой срок оплаты за коммунальные услуги установлен нормами права и каким образом должен быть урегулирован вопрос по оплате водоснабжения, электричества и прочих подобных услуг в отношениях между арендодателем жилья и его нанимателем.

Срок по умолчанию для оплаты, установленный законом, за коммунальные услуги или за жильё

В пункте первом вышеуказанной статьи закон гласит, что коммуналку нужно платить до 10 числа того месяца, который следует за прошедшим месяцем, за который необходимо вносить платёж. При этом правовые нормы оставляют людям некоторые возможности для гибкого манёвра, поскольку срок оплаты можно изменить и перенести, если участники ТСЖ примут решение об этом на общем собрании или жители многоэтажки внесут такие изменения в договор об управлении их многоквартирным домом.

Зачем создатели ЖК РФ установили именно эти положения закона, касающиеся точного определения срока оплаты? В комментариях к данному пункту кодекса многие авторы пишут, что причина, вероятнее всего, заключается в том, что в реальности, а не на бумаге, достаточно часто люди всеми способами стараются избежать дополнительных расходов, в том числе, и за коммунальные услуги.

Поэтому законодатель посчитал нужным тщательно урегулировать как срок, так и порядок оплаты коммунальных услуг, чтобы устранить любого рода неопределённости в этом вопросе и, следовательно, избежать появления многочисленных споров, которые лягут дополнительной нагрузкой на судебные органы. В то же время, законотворцы предоставляют гражданам возможность выбора и изменения даты оплаты, воспользовавшись одним из предоставленных нормами права способов для осуществления этого, не сковывая их одной, заранее определённой датой.

История установления срока оплаты за коммунальные услуги.

Вообще, установление в качестве срока оплаты по умолчанию именно десятого числа имеет давнюю и интересную историю. Это пришло в современную РФ ещё с ранних послереволюционных времён, когда только что утвердившаяся советская власть в целях упорядочения сбора денежных средств с населения в качестве платы за коммунальные услуги учредило так называемые ЖАКТы или, иными словами, жилищные акционерно-коммунальные товарищества, которые централизованно собирали оплату за коммуналку с людей.

Поэтому законодатель в РФ, придерживаясь сложившейся традиции в жилищных отношениях, не пытается придумать что-то новое и внести какое-либо изменение в Жилищный кодекс, которое установит другие сроки и сломает уже устоявшийся обычай, а применяет уже апробированное правило, касающееся срока оплаты коммунальных услуг. Кроме того, люди, принимавшие новый Жилищный кодекс, придерживались исторически сложившейся логики деловых отношений, существовавшей в нашей стране, суть которой заключается в том, чтобы сначала потребителями были получены услуга либо товар и только затем последовала оплата по факту исполненного. Подобный подход был принят также и в отношении коммунальных услуг.

Как потребители могут узнать о сумме задолженности за коммунальные услуги или за пользование жильём?

Согласно п.2 статьи сто пятьдесят пять ЖК РФ, денежные средства вносятся гражданами, являющимися потребителями услуг коммунального характера, на основании так называемых платёжных документов или, проще говоря, счетов, а также информации, которая указывает, сколько человеку нужно заплатить за коммуналку, размещённой в информационной компьютерной системе.

Платёжные документы.

Авторы юридических комментариев по Жилищному кодексу под понятием «платёжные документы» обычно понимают официальную бумагу от организации, занимающейся предоставлением людям услуг по коммуналке, на которой указывается объём услуги, потреблённый гражданами, и, соответственно, её стоимость, выраженная, как правило, в рублях. Эти платёжные документы, как указывалось выше, чаще всего называют счетами, но у них есть и другие названия, например, уведомление об оплате или извещение об оплате и т.п.

Такие счета выступают в качестве основания того, что гражданин-плательщик должен внести плату организации-услугодателю на определённую сумму. Разумеется, если вы не согласны с выставленным в отношении вас требованием, то можете прийти к поставщику услуг и попросить сделать перерасчёт, а в случае отказа — решить проблему при помощью суда, если вы, конечно, согласны потратить достаточно большое количество времени на судебные тяжбы.

Информация, размещённая в информационных компьютерных системах.

В ч.2 пункта 2 ст.155 Жилищного кодекса объясняется, что такое «информация, указывающая размер платы за коммуналку, размещённая в информационных компьютерных системах». Под ней понимаются следующие разновидности информации:

1. Сведения в системе о начислениях суммы оплаты за коммуналку.

2. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем с помощью e-mail.

3. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем посредством использования информационных терминалов.

Что приоритетнее при несовпадении сведений: платёжный документ или информация в системе?

Законодатель даёт на этот вопрос исчерпывающий ответ в ч.2.3 пункта 2 ст.155, которая появилась благодаря внесению в нормативный акт изменений в июле 2014 года. Там установлено, что в случае возникновения противоречий, возникших между платёжным документом и информацией в системе касательно сведений о размере оплаты за коммуналку, важнее и приоритетнее считаются сведения, находящиеся в виде информации, размещённой в информационной компьютерной системе.

Кто и кому оплачивает коммунальные услуги или пользование жильём.

В пунктах с третьего по десятый ст.155 Кодекса подробно описана структура лиц, выступающих в качестве потребителей вышеупомянутых услуг, и,соответственно, указаны лица, которые управомочены правовыми нормами на сбор финансовых средств, поступающих от потребителей. Итак, рассмотрим подробнее эти две категории граждан и организаций и их взаимоотношения друг с другом:

• Лица, которые выступают в качестве нанимателей жилья по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, платят наймодателю как за жильё, так и за коммуналку.

• Если лица, которые являются нанимателями по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, живут в многоэтажке, находящейся под управлением УК (управляющей компании), то они обязаны согласно положениям пункта четыре ст.155 платить за коммуналку и за жильё этой управляющей компании.

• Лица, которые предоставляется жильё из специальных фондов, предназначенных под социальное использование, оплачивают услуги коммунального характера и пользование жильём наймодателю по умолчанию. Однако, в договоре может быть прописано, что наниматель обязан самостоятельно платить за услуги организациям, занимающимся их предоставлением потребителям.

• Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как решат управляющие органы жилкооператива или ТСЖ.

• Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, не состоят в ТСЖ или жилкооперативе, то они должны платить за них так, как определено в договоре между ними и этими организациями.

• В пункте 6.2 ст.155 написано, что если дом находится под управлением какой-либо управляющей организации, например, ТСЖ, жилкооператива, иной разновидности потребительского кооператива или управляющей компании, которые аккумулируют на своих счетах финансовые средства, уплаченные за коммуналку, то эти организации отвечают перед потребителями за осуществление своевременных расчётов с компаниями, поставляющими тепло, электричество и другие полезные для жильцов услуги коммунального характера.

• В пункте 6.3 данной статьи прописано одно важное исключение, касающееся того, что, невзирая на наличие ТСЖ или иной компании, берущих на себя функции по взаимодействию с поставляющими услуги коммунального характера организациями, потребители могут на общем собрании решить, что они будут сами и напрямую платить поставщикам услуг коммунального характера без посредничества ТСЖ или других управляющих компаний, например, жилкооперативов.

• Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, проживают в многоэтажках, где нет ТСЖ или другой управляющей компании, например, жилкооператива, созданных по инициативе людей, живущих в этих многоэтажках, то они должны платить в управляющую организацию, назначенную по результатам конкурса администрацией муниципалитета, за услуги коммунального характера. В отношении этих людей также действует правило, прописанное в п. 6.3 данной статьи.

• Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, приобрели жилище в новой многоэтажке или новостройке, то у них есть следующие варианты того, кому платить за коммуналку:

o Управляющей организации, которая выиграла конкурс, являвшийся открытым;

o Непосредственно самому застройщику;

o Управляющей организации, которую застройщик выбрал самостоятельно и заключил с ней соответствующий договор на обслуживание.

• Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, сами и непосредственно занимаются управлением своим домом, то они должны платить за услуги коммунального характера так, как указано в договорах, заключённых ими с соответствующими организациями-поставщиками этих услуг.

Как быть с оплатой коммуналки или пользования жильём, если вы не пользуетесь жилым помещением?

Законодатель внёс в пункт одиннадцатый статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса в 2015 году некоторые изменения, которые немного по-иному урегулировали периодически возникающие жизненные ситуации с временным отсутствием потребителей услуг или неиспользованием ими жилья. Что в этом случае устанавливают правовые нормы?

1. Наниматель должен платить установленную денежную сумму по соцнайму или другой разновидности договора найма, даже если он не проживает в жилье, являющемся объектом договора.

2. Что касается коммуналки, то размер денежных средств, которые необходимо будет уплатить, зависит от того, есть ли у потребителя дома счётчики на основные виды услуг коммунального характера, например, воду, газ или электричество. При наличии счётчиков вопрос решается очень просто: вы не пользуетесь услугами, на счётчиках не фиксируются новые показания, и, соответственно, вам не следует беспокоиться о том, что вы кому-то должны. Но при отсутствии приборов учёта, когда начисление идёт исходя из нормативов, урегулировать проблему становится немного сложнее, но тем не менее возможно. Чтобы решить её, вам нужно прийти в УК или жилкооператив, или ТСЖ, которые занимаются обслуживанием жилья, в котором вы проживаете, и составить заявление, в котором вы попросите не взимать с вас деньги за услуги коммунального характера, так как вы определённый промежуток времени не будете жить в своей квартире. При этом вы обязательно должны приложить к вашему заявлению бумагу, которая будет являться доказательством вашего непроживания в течение некоторого периода времени, например, путёвка в санаторий, удостоверение командированного и т.п..

Авторы юридических комментариев указывают на то, что если вы рассчитываете, что с вас не будут требовать плату за услуги коммунального характера, поскольку в вашем жилище никто не прописан, то это не так и вы заблуждаетесь. Если объём услуги вычисляется не по счётчику, а по нормативу, то с вас будут брать плату как будто в вашем жилье постоянно проживает один человек.

Как платят за коммуналку временные жильцы?

Если вы проживаете в съёмном жилье и планируете на время поселить с собой других людей, то имейте в виду, что вам будет нужно урегулировать возникающий в связи с этим вопрос об оплате услуг коммунального характера с вашим наймодателем и заключить, если потребуется, дополнительное соглашение. Люди, проживающие с вами временно, не являются юридическими участниками правоотношений с вашим наймодателем, поэтому если они откажутся оплачивать свою часть коммуналки, то вам придётся платить за них, поскольку эта обязанность будет возложена на вас по закону. В связи с этим хорошо подумайте, прежде чем приводить кого-либо в арендованное жильё в качестве временного жильца.

Порядок информирования потребителей об увеличении платы за коммунальные услуги.

Согласно нормам права, указанным в пункте тринадцать статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса, потребители услуг должны знать о том, что планируется увеличение тарифов и, соответственно, возрастёт общая стоимость услуг коммунального характера. Причём граждане должны извещаться об этом письменно за тридцать суток до прихода новых счетов, в которых найдут своё отражение новые цены, подписывая уведомление, где сообщается о грядущем повышении.

Если же организация, которая занимается тем, что обслуживает ваш дом, халатно и легкомысленно отнеслась к обязанности письменно уведомить вас о будущем увеличении тарифов, то вы можете требовать, чтобы все негативные последствия и издержки были возложены на эту организацию, а именно: с того момента, как произошло повышение цен на услуги коммунального характера, и до того момента, как вы узнали об этом, разницу между новыми и старыми ценами должна оплачивать организация, которая занимается управлением вашим домом.

Пеня за неоплату коммунальных услуг и платежей за капремонт.

Пеня за неоплату коммунальных услуг.

Ч.14 ст.155 ЖК РФ прописывает негативные и вредные последствия для недобросовестных граждан, которые по каким-либо причинам не платят вовремя за коммуналку, в виде пени. Она имеет двойную функцию:

1. С одной стороны, это инструмент, с помощью которого законодатель стремится добиться того, чтобы люди в срок и точно оплачивали предоставленные им услуги.

2. С другой стороны, это санкция штрафного характера, которая наказывает недобросовестных плательщиков, плохо выполняющих свои обязательства.

Фактически, пеня представляет собой разновидность неустойки, смысл которой заключается в том, что должник обязан дополнительно к сумме долга выплатить определённый процент, который взимается за каждый просроченный день до тех пор, пока должник не предоставит кредитору требуемые деньги полностью.

Размер пени должен отталкиваться от некоего эталона, в качестве которого российский законодатель избрал ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Что такое ставка рефинансирования в нескольких словах? Это способ воздействия, который применяет Центральный банк для того, чтобы влиять на финансовую ситуацию в стране, особенно в кредитной сфере. Проще говоря, это величина процента кредита, под которую ЦБ согласен предоставлять деньги другим банковским учреждениям, работающим в России.

В связи с внесёнными изменениями в указанную часть и статью Жилищного кодекса, осуществлёнными в конце 2015 года, размер пени на настоящий момент составляет 1/300 от действующей на момент возникновения задолженности по коммуналке ставки рефинансирования. Обратите внимание, что санкция в виде пени начинает действовать только в том случае, если срок, в течение которого вы тянете с оплатой, превысил 31 день с последнего установленного в счёте дня платежа. Обычно это или 25, или 26 число месяца, следующего за истекшим. Процент, который вы будете платить за сутки просроченного платежа, вычисляется следующим образом:

1. На май 2017 года ЦБ установил ставку рефинансирования, равную 9,25%

2. Делим 9,25 на 300.

3. Получаем 0,03%.

Важным изменением, касающимся каждого человека, проживающего в России, является то, что законодатель предусмотрел повышение пени более чем в два раза, если вы просрочили внесение финансовых средств на счета организаций, предоставляющих услуги коммунального характера, на 91 сутки и более со дня, когда у вас была последняя возможность оплатить коммуналку без штрафных санкций. В данном случае пеня увеличивается до 1/130 от ставки рефинансирования и может начисляться бессрочно, до момента полного погашения невыплаченного платежа.

В то же время люди, принимавшие этот нормативный акт, ограничили потенциальный беспредел с размерами пени и её взиманием, который может возникнуть в регионах или муниципальных образованиях, жёстко определив, что никто не имеет законного права увеличить установленные федеральным законодателем проценты неустойки.

Пеня за неоплату платежей за капремонт.

Это новшество в жилищном законодательстве появилось в начале июля 2016 года, и его появление вызвано, вероятнее всего, массовым отказом населения оплачивать непонятный ему капремонт, который неизвестно когда будет и будет ли вообще. Поэтому на собственников законом была возложена ответственность за отказ вносить деньги на счета региональных операторов, ведающих вопросами капремонта, в виде неустойки, составляющей 1/300 от ставки рефинансирования.

Она начинает начисляться по прошествии 31 дня с момента наступления последнего дня, когда собственник должен был уплатить взнос, и возрастает бессрочно, пока долг не будет закрыт в полном размере. Выгодоприобретателем, которому оплачиваются штрафные пени, является региональный фонд или оператор, занимающийся вопросами капремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *