Тест по международному праву

Тест по международному праву

C — суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования.

3.Виды норм международного права:

А — нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;

B — Juscogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы;

C — административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

Основные принципы международного права :

А — принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств;

B — принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

C — принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

4.Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права, — это:

А — Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г.;

B — Статут Международного суда ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990 г.;

C — Статут Международного суда ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Парижская хартия для Новой Европы 1990г., Венская декларация и Программа действий 1993 г.

5.Принцип территориальной целостности государств — это:

А — отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

B — запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;

C — признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент или в будущем.

6.Принцип нерушимости государственных границ:

А — признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

B — государственные границы, определенные государствами исторически однажды, не подлежат какому-либо изменению;

C — государство самостоятельно определяет свои границы, правила их пересечения и пограничный режим.

7.Принцип неприменения силы или угрозы силой:

А — все государства — члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

B — государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом;

C — прежде чем прибегнуть к оружию, государства должны обращаться, насколько это позволяют обстоятельства, к мирным средствам решения международных столкновений.

8.Международно-правовой обычай — это:

А — сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;

B — норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер;

C — неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках.

Классификация международных договоров:

А — индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные;

B — «джентльменское соглашение», письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные;

C — «джентльменское соглашение», тайные, всеобщие, межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные.

8.Стадии заключения международных договоров:

А — договорная инициатива, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора;

B — выражение согласия на обязательность договора, оговорка, составление и принятие текста договора, регистрация и опубликование договора;

C — договорная инициатива, направление оферты, получение акцепта, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора, назначение депозитария, регистрация и опубликование договоров, оговорки.

Стороны в международном межгосударственном договоре:

А — физические и юридические лица, их законные представители, специализированные органы ООН, главы государств и правительств, министерств и ведомств, международные должностные лица;

B — участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организации, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация;

C — транснациональные корпорации, участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организация, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация, международные должностные лица.

9.Понятие оговорки к международным договорам:

А — это ошибка в тексте международного договора в результате неаутентичности перевода на язык государства-участника;

B — это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации;

C — это явно выраженное несогласие государствами или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.

Виды признания в международном праве:

А — признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;

B — признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

C — признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

10.Классификация современных международных организаций:

А — наднациональные, межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные, общей компетенции, специальной компетенции, открытые, закрытые;

B — межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные;

C — политические, экономические, социальные, военные, наднациональные, межгосударственные, неправительственные.

11.Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН:

А — Совет безопасности;

B — Экономический суд;

C — Всемирный почтовый союз;

Дипломатические представительства — это:

А — посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

B — посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях;

C — посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях.

12.Классы дипломатических представителей:

А — посол, посланник, поверенный;

B — генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул;

C — посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул.

Консульские представительства — это:

А — генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства;

B — посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

C — консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства.

13.Внутригосударственные Органы внешних сношений — это:

А — высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;

B — высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел;

C — правительственные, неправительственные.

Зарубежные органы внешних сношений — это:

А — дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах;

B — правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации;

C — дипломатические представительства, консульские учреждения.

Делимитация — это:

А — нанесение линии государственной границы на карту;

B — запрет на размещение военных объектов на территории государства;

C — обозначение на местности линии государственной границы;

14.Виды территорий в международном праве :

А — государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;

B — поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;

C — открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.

15.Виды государственной территории:

А — открытое море, находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними;

B — сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра и воздушное пространство над ними без каких-либо ограничений по глубине и высоте, которые государство считает принадлежащими ему;

C — находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними высотой до 100-110 км.

16.Классификация морских пространств в международном праве :

А — внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море;

B — искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы;

C — океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря.

Понятие территориального моря:

А — это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага — за архипелажными водами);

B — это моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства;

C — это моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага.

17.Понятие открытого моря:

А — это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;

B — это все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;

C — это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами.

Понятие морской исключительной экономической зоны:

А — это район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;

B — это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых;

C — это территория открытого моря, где расположены промышленные и другие добывающие объекты экономического характера.

18.Понятие континентального шельфа:

А — это дно мирового океана и недра подводных районов, отнесенные к определенному континенту глубиной более 200 морских миль от линии наибольшего отлива;

B — это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;

C — это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых.

Международные реки — это реки:

19.А — протекающие по территории двух и более государств;

B — протекающие по границе двух или нескольких государств;

C — как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств.

20.Виды ответственности в международном праве :

А — политическая ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дипломатическая ответственность;

B — политическая ответственность, материальная ответственность;

C — политическая ответственность, материальная ответственность, дипломатическая ответственность, консульская ответственность.

Формы политической ответственности:

А — репатриация, рецепция, реституция;

B — реституция, репарация, рецепция;

C — сатисфакция, репрессалия, реторсия.

21.Классификация международных споров:

А — по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;

B — по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;

C — по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира.

Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:

22.А — общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии;

B — специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов;

C — специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт.

23. Классификация международной безопасности:

А — межгосударственная, Западная, Восточная, Североамериканская, Южноамериканская, 23.Африканская, Океании;

B — космическая, ядерная, химическая, биологическая, радиационная, национальная;

C — всеобщая безопасность, региональная безопасность.

24.Мирные средства разрешения международных споров:

А — согласительные комиссии, мирные конференции, двусторонняя дипломатия, многосторонняя дипломатия, челночная дипломатия;

B — переговоры, консультации сторон, обследование, примирение (согласительная процедура), добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство;

C — встречи «без галстука», демонстрация силы государства путем передислокации собственных вооруженных сил к границе, превентивная дипломатия, санкции по решению Совета Безопасности ООН.

25.Предмет регулирования права вооруженных конфликтов:

А — общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии;

B — специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов;

C — специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт.

26.Комбатанты — это:

А — лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, а также партизаны, военные разведчики и добровольцы;

B — лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях;

C — военные шпионы, наемники, интендантский и медицинский персонал.

К видам преступлений против человечности относятся:

А — международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников;

B — агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны;

C — геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид.

27.Под геноцидом в международном праве понимается:

А — бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления одной расовой группы;

B — действия, направленные на уничтожение расовой группы;

C — действия, направленные на уничтожение экологических систем и объектов.

«Экстрадиция» — это:

А — выдача преступника другому государству;

B — согласие на исполнение дипломатом его обязанностей;

C — доступ в открытые морские порты;

28.Объект и субъект в международно-правовой регламентации положения населения:

А — объект — отношения государств по вопросам соблюдения. прав человека, субъект — население определенного государства;

B — объект — международные и внутригосударственные правоотношения по поводу регламентации положения населения определенного государства; субъект — государство, международная организация, народ, борющийся за независимость;

C — объект — права населения, находящегося на территории определенного государства; субъект — международные правительственные и неправительственные гуманитарные организации.

29.Категории населения государства:

А — граждане, иностранцы, лица без гражданства;

B — мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;

C — совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные.

30.Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН:

А — экономические споры международного государства;

B — споры между государством и гражданином;

C — политические споры между государствами;

31.Отраслевые принципы международного экономического права :

А — принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона;

B — принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

C — принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств.

Отраслевые принципы международного воздушного права :

А — принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

B — равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;

C — принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

32.Правовой статус воздушного судна:

А — воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту управления им гражданами того или иного государства;

B — воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту использования воздушного пространства того или иного государства;

C — воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту его регистрации в том или ином государстве.

33.Правовое положение экипажа воздушного судна:

А — определяется законодательством государства — эксплуатанта (владельца) воздушного судна;

B — определяется законодательством государства регистрации воздушного судна;

C — вообще никак нормативно не определено.

Ответственность в международном воздушном праве :

А — ответственность государств, ответственность авиаперевозчика; ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам;

B — ответственность пассажиров, ответственность диспетчерских служб, ответственность международных организаций, ответственность туристских организаций;

C — ответственность грузоперевозчиков, ответственность страховых компаний, ответственность служб аэропортов.

34. Объекты и субъекты международного космического права:

А — объекты — правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты — субъекты международного публичного права;

B — объекты — правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты — международные и внутригосударственные научно-исследовательские организации, видные ученые, обсерватории;

C — объекты — внеземные цивилизации, установление контакта с иными мирами, планеты солнечной системы, Луна и другие космические тела, космические летательные аппараты и их компоненты, исследования и полученные знания о Вселенной; субъект — все человечество и цивилизованные формы существования внеземного разума.

35.Отраслевые принципы международного космического права :

А — принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

B — принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства, принцип равенства народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип равного права всех государств на исследование и использование космоса, принцип сотрудничества государств, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, принцип добросовестного выполнения международных обязательств в области космических программ;

C — равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса, обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.

36.Правовой статус космических объектов:

А — космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

B — космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

C — космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

37.Принципы международного права окружающей среды:

А — национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;

B — недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;

C — недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.

Основы международного права

  1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.
  2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные — отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений — государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера — т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права — государства и борющиеся нации — в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

Основы правового регулирования международных отношений

  1. Право международных организаций
  2. Дипломатическое и консульское право
  3. Право международных договоров
  4. Мирное урегулирование международных споров и ответственность по международному праву

1. Право международных организаций — это отрасль меж­дународного публичного права, принципы и нормы которого регламентируют порядок создания и деятельности междуна­родных организаций, их взаимоотношения с другими субъек­тами этого права.

Международная организация — это организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Правовой основой международных организаций являются правила организации: учредительные акты организации (уставы), принятые в соответствии с ними решения и резолюции. Стать членом организации можно только в результате процедуры приема. Функции и полномочия организации закреплены ее Уставом.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев:

1) в зависимости от круга членов различают организации:

  • всеобщие (универсальные), т. е. потенциально рассчитанные на участие всех государств;
  • региональные, т.е. открытые только для государств определенного географического района (Организация африканского единства, Лига арабских государств, Совет Европы и др.);

2) в зависимости от характера «компетенции» организации делятся на обладающие:

  • общей компетенцией. Это значит, что компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества (ООН, СНГ);
  • специальной компетенцией (Международная морская организация).

2. Дипломатическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств. Источниками дипломатического права являются прежде всего обычные нормы. В большинстве своем эти нормы являются общепри­знанными. Они кодифицированы и дополнены в ряде универ­сальных конвенций.

Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы: 1) внутригосударственные (центральные); 2) зарубежные.

В свою очередь внутригосударственные органы внешних сношений делятся на:

  • конституционные (парламент, глава государства, правительство и его глава);
  • специализированные (органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России это МИД и Министерство экономического развития и торговли).

Зарубежные органы внешних сношений можно также разделить на 2 группы:

  • постоянные (дипломатические представительства государств — посольства и миссии);
  • временные (специальные миссии, направляемые в другое государство для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях и др.).

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии.

Посольства — это представительства первого, высшего класса. Оно возглавляется чрезвычайным и полномочным послом.

Миссии — представительства второго класса. Во главе миссии — посланник или поверенный в делах.

Основная функция представительства состоит в предста­вительстве своего государства: ведении переговоров с прави­тельством страны пребывания, защите интересов своих граждан и юридических лиц, информации своего правительства об условиях и событиях в стране пребывания, развитии со­трудничества в области экономики, культуры, науки. Дипломатические иммунитеты и привилегии принадлежат дипломатическому представительству как органу государства и сотрудникам представительств. Помещение дипломатических представительств неприкосновенно.

Наряду с дипломатическими отношениями государства издавна устанавливают и консульские отношения — это меж­дународные административно-правовые отношения, пред­назначенные для защиты прав и интересов физических и юри­дических лиц соответствующего государства на территории другого. Консульские учреждения создаются государствами для поддержания и развития экономических, правовых и иных связей. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между государствами, означает, как правило, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений.

Существует четыре класса консульских учреждений:

  • генеральное консульство;
  • консульство;
  • вице-консульство;
  • консульское агентство.

Консулы являются должностными лицами государства. Для назначения консула не требуется предварительного согласия принимающего государства на определенное лицо. Направ­ляющее государство выдает ему «консульский патент». От страны пребывания консул получает консульскую «экзекватуру» — разрешение на выполнение функции консула в своем округе. Консульские учреждения выполняют три основные фун­кции: защиту интересов государства и его граждан, юриди­ческих лиц; содействие развитию дружеских отношений; информацию в области консульской деятельности, которая включает предоставление соответствующих сведений заин­тересованным гражданам и юридическим лицам.

3. Право международных договоров — это отрасль между­народного права, определяющая порядок закрепления, действия и прекращения международных договоров. Источниками права договоров являются обычные нормы, которые в значительной мере кодифицированы и развиты универсальными конвенциями.

Стороной в договоре могут быть все субъекты междуна­родного права, и прежде всего государство в целом. Субъект федерации в порядке редкого исключения может участвовать в договоре, если это предусмотрено федеральной конституцией.

В зависимости от органов, представляющих государство, различают договоры:

а) межгосударственные (заключаются на высшем уровне и от имени государств);
б) межправительственные (от имени правительств);
в) межведомственные (от имени ведомств).

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние.

Договоры, содержащие нормы, объект и цели, которые представляют интерес для всех государств, называют общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть «открытыми», т. е. в них должны иметь право участвовать все государства. В «закрытых» договорах участвуют только за­ключившие его государства. К «полуоткрытым» могут присо­единиться и другие государства, но только с согласия его уча­стников (например, НАТО). Договоры государств определенного географического района именуют «региональными» (например, в рамках СНГ).

Заключение договора включает обычно три стадии:

Первая — принятие текста с согласия всех участников переговоров, которое не налагает юридических обязательств. Двусторонний договор после этого обычно поступает на под­писание.

Вторая — установление о том, что подготовленный текст является окончательным и изменению не подлежит. На этой стадии осуществляется подписание договора. Оно может быть окончательным или предварительным. К предварительному подписанию стороны прибегают в том случае, если считают необходимым выполнение каких-либо условий.

Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением в зависимости от порядка, пре­дусмотренного договором.

Ратификация — это акт утверждения договора органами государства, выражающих согласие на его обязательность. Порядок ратификации определяется национальным правом. В соответствии с Конституцией РФ ратификация в нашей стране осуществляется Федеральным Собранием в форме закона.

4. Согласно международному праву каждое государство обязано разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир. Устав ООН делит споры на две категории:

а) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности;
б) любые другие споры.

Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях государств. Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон. Такими средствами являются: переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, установление фактов (следственная процедура), примирение (согласительные процедуры).

Международные переговоры являются наиболее динамич­ным и эффективным средством разрешения споров. В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов.

Консультации — это разновидность переговоров. Они ис­пользуются в двух видах: как единовременные контакты, без соблюдения особых формальностей; как регулярная форма контактов в целях контроля за выполнением каких-либо со­глашений.

Добрые услуги означают деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторо­нами. Добрые услуги может оказывать государство или меж­дународные организации или даже авторитетное частное лицо. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено от всех участников спора.

Посредничество — это способ решения спора, при кото­ром третья сторона непосредственно участвует в переговорах с целью согласования взаимных претензий и вынесения соб­ственных приемлемых для сторон предложений. Посредника­ми могут быть как государство, так и международная органи­зация и отдельные лица.

Установление фактов (следственные процедуры, рассле­дование) — процедуры, применяемые в случае необходимо­сти установления фактов, лежащих в основе спора. В таких случаях обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включается и третья сторона. Результатом такой процедуры является доклад, сообщаемый сторонам.

Примирение (согласительная процедура) сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно оно осуще­ствляется согласительной комиссией.

Судебные средства разрешения споров. Целью судебного разбирательства является установление правовой нормы, которая должна применяться для разрешения спора самим судебным органом или сторонами. Окончательное решение принимает международный судебный орган; его решение юридически обязательно для сторон.

Международно-правовая ответственность — это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязанности. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.

Существуют два вида международно-правовой ответствен­ности государств: политическая; материальная.

1. Политическая ответственность, как правило, сопровож­дается применением принудительных мер в отношении госу­дарства-правонарушителя и сочетается с материальной от­ветственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответ­ственности являются: реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой.

Реторсия — это ограничительные меры одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (ограничение прав иностранцев, повышение таможенных пошлин на товары этого государства).

Репрессалии (невооруженные) — это правомерные при­нудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправо­мерные действия другого государства с целью восстановле­ния нарушенных прав (разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.).

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинений, выражение сожаления или сочувствия).

Ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материально­го объекта (пример, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

2. Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Формы материальной ответственности: репарации; реституции; субституции.

Репарации — возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами (репарации с Германии по решению Крымской конференции 1945 г. составили 20 млрд. долларов).

Реституции — это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющими государствами с территории противника.

Субституции — это разновидность реституции. Они представляют собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей и т.п.

F1. Международное право

F2. Составитель Искевич И.С. Влазнев В.Н.

V2:Международное право как особая система юридических норм

I: {{1}} k=c

S:Современное международное право — это: универсальная правовая система, нормы которой 1)создаются путем соглашений между государствами; 2)регулируют международные отношения и связанные с ними внутригосударственные отношения; 3)соблюдаются добровольно государствами и наряду с этим обеспечиваются мерами индивидуального или коллективного принуждения; 4)отражают характер и уровень политической борьбы на международной арене; 5) регулируют только отношения между государствами, вне связи с внутригосударственными отношениями;

+: 1,2;3,4;

-: 2,3,4,5;

-: 1,2,4,5;

-: 1,3,4,5;

-: все ответы неправильные.

I: {{2}} k=b

S: Что представляет собой международное право:

-: Систему норм, регулирующих межгосударственные отношения;

-: Совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;

+: Самостоятельную правовую систему;

-: Комплексную правовую систему, состоящую из норм и институтов различных отраслей международного и национального права.

I: {{3}} k=a

S: Международное право регулирует отношения между:

-: государствами и физическими лицами;

+: государствами и международными организациями;

-: государствами и юридическими лицами;

-: физическими лицами разных стран.

I: {{4}} k=a

S: Международное право – это:

+: совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, создаваемые государствами в форме международных договоров и обеспечиваемые самими участниками отношений, т.е. государствами;

-: отрасль права, а не самостоятельная система.

I: {{5}} k=b

S: Что является предметом международного права при узком подходе?

+: только межгосударственные отношения;

-: межгосударственные отношения негосударственного характера;

-: определенные внутригосударственные отношения.

I: {{6}} k=c

S: Основными источниками международного права являются:

-: резолюции и постановления международных организаций;

-: декларации и заявления государств;

+: договоры и обычаи;

-: внутригосударственное законодательство.

I: {{7}} k=b

S: Что не присуще современному международному праву:

+: декларирование запрета агрессивных, захватнических войн;

исключение из равноправного общения так называемых слаборазвитых стран;

-: наличие универсальных, общепризнанных норм, а также локальных норм;

-: международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

I: {{8}} k=b

S: Международное право регулирует отношения между:

-: государствами и физическими лицами;

+: государствами и международными организациями;

-: государствами и юридическими лицами;

-: физическими лицами разных стран.

I: {{9}} k=b

S: Предметом регулирования международного права являются:

-: правоотношения между государствами и иностранными физическими лицами;

-: правоотношения, обремененные иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

+: правоотношения между государствами и международными межправительственными организациями;

-: правоотношения между международными организациями и физическими лицами.

I: {{10}} k=b

S: С какого периода говорят о современном международном праве?

-: после французской буржуазной революции 1789 года;

-: после 1917 года;

-: после создания Лиги Наций;

+: после Второй Мировой войны.

I: {{11}} k=b

S: В какой период начало зарождаться международное право?

-: после 1917 года;

-: после французской буржуазной революции 1789 года;

+: с момента появления государств;

-: после Второй мировой войны.

I: {{12}} k=b

S: В систему международного права не входит:

-: Отрасль международного права;

-: Институт международного права;

+: международные отношения.

I: {{13}} k=b

S: Объектом международно-правого регулирования являются:

-: правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;

+: публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;+

-: отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи.

Согласно предложенному выше определению понятия междуна¬родного права, объектом его регулирования являются международные общественные отношения. Следовательно, необходимо определить, о каких именно общественных отношениях идет в данном случае речь.
При этом закономерно прежде всего возникает вопрос о том, что порождает право вообще и международное право в частности, каковы объективные основы международного права?
Этот сложный философского плана вопрос глубоко исследован, например, В.А. Василенко в его монографии, к которой мы и отсылаем читателя.
Приведем лишь одну выдержку из этого труда: «В широком смысле составной частью и вместе с тем глубинной объективной основой всей общественной жизни, включая такие ее элементы, как государство и право (национальное и международное), является система обществен¬ных производственных отношений — демографических, экономичес¬ких, духовных, информационных — и соответствующая система про¬изводительных сил. В реальной практике между национальным и меж¬дународным правом и их объективной основой существуют весьма сложные закономерные связи» (с. 52).
Более же конкретно международное право регулирует те общест¬венные отношения, которые не регулируются и не могут регулировать¬ся внутригосударственным правом, поскольку субъекты международ¬ных общественных отношений неподвластны какому-либо государст¬ву. Следовательно, объектом международно-правового регулирования являются в известном смысле междувластные отношения. И это дей¬ствительно так, ибо прежде всего и главным образом международное право регулировало и продолжает регулировать отношения между го¬сударствами.
Кроме того, в современных условиях субъектами международных отношений выступают различные объединения государств: междуна¬родные организации, международные органы и иные международные институции, также не подчиненные власти какого-либо государства или какой-либо иной публичной (общественной) власти.
Таким образом, для субъектов международных отношений — госу¬дарств и различных их объединений — характерна их неподчиненность внешней власти, т.е. их известная самостоятельность и независимость, в том числе взаимная независимость. Речь идет, разумеется, о юриди¬ческой неподчиненности (независимости) какой-либо внешней пуб¬личной власти субъектов международных отношений, поскольку это касается международно-правового регулирования их взаимоотношений.
В этом состоит главная специфика международного права, его су¬щественное отличие от внутригосударственного права. Действительно, последнее устанавливается государством в лице компетентных органов государственной власти, выражающих волю государства.
Методом же международно-правового регулирования международных общественных отношений является соглашение между незави¬симыми субъектами этих отношений по поводу установления правил их взаимного поведения и придания таким правилам юридически обя¬зательного характера, т.е. правил, выражающих их взаимно согласован¬ную и тем самым общую волю. Вырабатывая такие соглашения, субъ¬екты международных отношений руководствуются, естественно, свои¬ми собственными интересами, целями и потребностями. В итоге согласованная общая воля, выраженная в установленном юридически обяза¬тельном правиле поведения, является результатом достигнутого компромисса и потому далеко не всегда отвечает реальным объективным потребностям соответствующего международно-правового регулиро¬вания.
Очевидно, что объектом современного международно-правового регулирования являются не все международные отношения независи¬мых субъектов, а лишь та часть таких отношений, в регулировании которой возникла и осознана настоятельная социальная потребность. Более того, можно утверждать, что реальное международно-правовое регулирование отстает от действительных социальных потребностей по ряду причин, в частности в связи со сложностью и длительностью процесса международного правотворчества.

Наконец, международное право как совокупность и система меж¬дународно-правовых предписаний (норм) является, бесспорно, главным регулятором международных общественных отношений, но не единственным. Устав Организации Объединенных Наций, например, гласит, что улаживание или разрешение международных споров или ситуаций должно проводиться мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, что междуна¬родные обязательства субъектов международного общения должны ими добросовестно выполняться и т.п. Словом, в приведенных и иных случаях речь идет о категориях международной морали, которая иг¬рает весьма существенную роль в регулировании международных об¬щественных отношений. Существуют также нормы международной вежливости, международных церемониалов, так называемого дипло¬матического протокола, международные обыкновения и т.д. Не буду¬чи юридически обязательными, такие нормы не только строго соблю¬даются, но и влияют на соблюдение международно-правовых пред¬писаний, а также содействуют прогрессивному развитию междуна¬родного права.
Таково кратко положение дел с объектом международно-правового регулирования.

Создание ООН открыло новую эпоху в международном праве, положив начало ее современному периоду. Устав ООН закрепил качественно новые основы международного общения, базирующиеся на провозглашенных учредителями ООН целях:

  • – поддерживать международный мир и безопасность;
  • – развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • – осуществлять международное сотрудничество в целях разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
  • – поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.

ООН согласно Уставу была провозглашена «центром для достижения этих общих целей».

В отличие от международного права предыдущих периодов, включавшего в круг своих субъектов («международных личностей») только «цивилизованные» и «образованные» государства, современное международное право признает субъектами международного права все без исключения признанные государства, невзирая на уровень их социального, экономического и культурного развития.

Ф. Ф. Мартенс, характеризуя классическую систему международного права, утверждал: «Непосредственными субъектами международного права и деятелями международного общения являются независимые народы или государства европейской цивилизации». Современное международное право основано на признании суверенности каждого государства, устанавливая, в частности, обязанность любого государства уважать правосубъектность каждого из них с момента возникновения.

Международное право предыдущих этапов развития во многом носило декларативный характер. Современное международное право базируется на признании международно-правовых норм как основном источнике международного права. Отечественная доктрина международного права исходит из теории согласования воль государств как способа создания норм международного права (хотя истоки данной теории относятся к ранним этапам развития международного права, она не являлась общепризнанной).

Современное международное право базируется на качественно новых принципах международного общения. Наряду с теми, которые признавались в международном праве и на предыдущих его этапах (например, обязанность государств исполнять международные обязательства – pacta sunt servanda и др.), в Уставе ООН закреплены новые, к числу которых относятся принципы, обеспечивающие поддержание международного мира и безопасности, независимое существование государств, развитие международного сотрудничества. В отличие от классического международного права, в котором права человека входили во внутреннюю компетенцию государства, согласно современному международному праву (ч. 3 ст. 1 Устава ООН) государства должны обеспечивать права человека всем без различия расы, пола, языка и религии.

Современное международное право характеризуется расширением сферы действия, которая распространилась на все пространство Земли, а также космос. Появление новых областей международно-правового регулирования обусловило его прогрессивное развитие и кодификацию, что нашло отражение в появлении новых отраслей международного права, регулирующих сферы, ранее находившиеся в исключительной компетенции национальных государств.

Современное международное право отличается расширением круга его субъектов за счет наиболее активных негосударственных акторов, реально влияющих как на международное правотворчество, так и на повышение степени имплементации международных норм, как па международном, гак и внутригосударственном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *