140 статья УК РФ

140 статья УК РФ

СТ 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном
порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,
либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния
причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Содержание

Второй комментарий к Ст. 140 УК РФ

1. Объектом преступления является конституционное право каждого получать информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29 Конституции РФ). Согласно же ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Объективная сторона данного преступления заключается:

1) в бездействии или действиях, т.е. в неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации;

2) наступлении определенных последствий;

3) причинной связи между действиями (бездействиями) и указанными последствиями.

Преступление является оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан в связи с отказом в предоставлении гражданину указанной информации.

3. Субъектом данного преступления является только государственный служащий или лицо, обладающие собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан (например, должностные лица органов дознания).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

Объектом отказа в предоставлении информации являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В зависимости от вида причиненного преступлением вреда возможен факультативный объект. Например, честь, достоинство в случае невозможности из-за неправомерного отказа в предоставлении информации опровергнуть порочащие человека сведения (отказано в предоставлении документов, свидетельствующих, что лицо освобождено от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, о характере собранной в отношении его информации личного характера и др.).

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является его предмет — собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2) информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Предметом рассматриваемого преступления является информация, закрепленная на материальном носителе в виде документов и материалов.

Определяющее значение в определении правомерности предоставления информации имеет ее статус (режим пользования).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Законом запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Персональные данные (информация о гражданах) относятся к категории конфиденциальной информации. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <1> персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Неправомерная выдача информации с ограниченным доступом может повлечь уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ, в частности по ст. ст. 155, 283 и другим статьям УК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Содержание преступления с объективной стороны заключается в выполнении одного из альтернативных деяний: а) отказе в предоставлении гражданину информации; б) уклонении должностного лица от предоставления информации; в) предоставлении заведомо неполной информации; г) предоставлении заведомо ложной информации.

Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина и причинную связь между деянием и наступившим вредом. Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица. Поскольку последствия не конкретизированы, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

Под предоставлением неполной информации понимается выдача для ознакомления только части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать выдачу для ознакомления либо письменное представление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

Отказ в предоставлении информации представляет собой прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

К уклонению от предоставления информации следует отнести активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

При определении правомерности требования о предоставлении информации следует руководствоваться следующими положениями: а) от кого исходит это требование; б) какова компетенция органа или лица, делающего запрос; в) какова форма запроса (устная, письменная); г) каков статус запрашиваемой информации.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины. Деяние может рассматриваться как преступление только при наличии прямого умысла. Виновный осознает, что он в прямой или завуалированной форме отказывает в предоставлении требуемых документов или материалов либо дает заведомо неполную или заведомо ложную информацию, предвидит, что этими действиями причиняет вред правам и законным интересам гражданина, и желает его причинить либо относится безразлично.

Мотивация совершения этих действий для квалификации значения не имеет.

Если виновный, руководствуясь нормами закона, ошибочно полагает, что он не вправе предоставлять запрашиваемую информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные. Предоставление ложной либо неполной информации должно быть заведомым для виновного, т.е. он должен быть осведомлен о характере и неполноте содержания предоставляемой информации. Предоставление непроверенной либо ненадлежаще проверенной информации не образует в действиях виновного состава преступления.

Субъект преступления специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Другой комментарий к статье 140 УК РФ

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в законном порядке документы и материалы, содержащие информацию, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок, пенсионного дела; сведения о близких родственниках).

2. Объективная сторона преступления выражается:

1) в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

2) в предоставлении неполной или заведомо ложной информации.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченное предоставлять гражданам соответствующую информацию.


СТ 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Уголовная ответственность

За незаконный отказ должностных лиц в предоставлении материалов, документов, собранных в установленном порядке и непосредственно касающихся свобод и прав гражданина, такие лица наказываются:

  • Денежным взысканием до 200 тыс. р. или равным доходам виновного за 1,5 г.
  • Запретом вести деятельность или замещать посты определенных видов в течение 2-5 лет.

Аналогичные санкции предусмотрены и в случае предоставления заведомо ложных или неполных сведений. Однако обязательным условием наступления ответственности является причинение вреда законным интересам граждан или их правам.

Отказ в предоставлении гражданину информации (Ст. 140 УК РФ и ст. 5.39. КоАП РФ)

Статья 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Статья 5.39 КоАП РФ

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

По УК РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ это подчеркивается.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д. Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

ПО КоАП РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует административную ответственность за указанные правонарушения.

4. Объектом правонарушений, предусмотренных в настоящей статье, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни. Объективную сторону правонарушения составляет совершение всех указанных в статье действий (бездействия).

5. Субъектом этих правонарушений являются должностные лица. Правонарушение совершается, как правило, умышленно. В отдельных случаях возможна вина в форме неосторожности.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1). Возбуждение дела по данной статье осуществляет прокурор (ст. 28.4).

Специфика деяния

Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.

Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют. Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.

Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.

Уклонение от предоставления данных

Им считается активное поведение, которое выражает отказ в завуалированной форме. Уполномоченный служащий может уклоняться от предоставления субъекту данных, придумывая различные предлоги, не имеющие никаких (ни фактических, ни юридических) оснований. К примеру, при отказе в предоставлении информации гражданину должностное лицо может сослаться на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют, хотя на самом деле они имеются в распоряжении.

Уклонением следует считать и бездействие. Речь, в частности, об отсутствии и устного, и письменного ответа на запрос.

Для признания деяния наказуемым по УК РФ отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоправным, т. е. противоречить положениям закона или иного нормативного акта.

Судебная практика по статье очень редкая, потому что должностные лица часто понимают, на что идут при отказе информации или предоставлении ее в неполном либо ложном виде.

Примеры судебных дел:

  • Гражданин Е. обратился в суд с заявлением против работника ЗАГСа В., которая отказала ему предоставлять данные о том, действительно ли его бывшая жена вышла замуж повторно. Суд отказал Е. в возбуждении дела, так как В. действовала согласно правилам. У нее не было права предоставлять ему информацию, так как это бы нарушило личную жизнь его бывшей жены. Дополнительно у Е. не было оснований запрашивать такую информацию, так что дело было закрыто, Е. вынесли предупреждение о ложном доносе.
  • Гражданка Ф. обратилась в полицию с заявлением на сотрудника полиции другого отдела Г. Он был обязан дать ей информацию о том, в какую колонию-поселение отправили ее сына. Но тот отказал в предоставлении информации, ссылаясь на указанный в деле адрес. Гражданка заявила, что у нее нет дела, поэтому она попросила его помочь. Г. отказал, ссылаясь на отсутствие полномочий. Суд решил, что Г. виновен, так как обладал той информацией и был обязан ее предоставить. Тот признал свою вину, сказал, что просто был в плохом настроении, поэтому отказал. Ему выписали штраф и предупреждение.
  • Гражданин К. подал в суд против депутата городской администрации Н., который отказал ему в предоставлении информации о причинах отказа согласования с ним митинга. Выяснилось, что К. подал документы на проведение одиночного пикета и ждал ответа. В итоге ему не дали ответа, а личное посещение ответственного депутата закончилось ничем. Суд рассмотрел дело и признал Н. виновным, так как он был обязан выдать необходимую информацию, которая была нужна К. и подтверждалась его конституционными правами. Н. оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Решения, которые выносятся чаще всего

Чаще по статье выносятся обвинительные решения. Судебная практика по ней необширная. Так, в 2020 по статье не было возбуждено ни одного дела. Это связано с тем, что должностные лица четко понимают свои обязанности и несут ответственность за свои поступки.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства, влияющие на наказание

В статье не указаны отягчающие и смягчающие обстоятельства. К ним можно отнести те, которые указаны в самом Уголовном кодексе. Но, так как статья применяется редко, то отягчающие и смягчающие обстоятельства при вынесении решения также используются крайне редко.

Специфика состава

Незаконный отказ в предоставлении гражданину информации имеет материальную конструкцию. Наказание вменяется в случае, если действия/бездействия уполномоченного субъекта причинили интересам или правам заявителя ущерб.

Последствия преступления в законе не конкретизируются. Соответственно, они могут быть различными. К примеру, отказ в предоставлении информации гражданину может повлечь материальный или моральный вред, ущемление интересов лица и пр.

О чем статья УК?

Отказ в предоставлении гражданину информации со стороны должностного лица карается различной ответственностью. В статье одна часть, она дает условия совершения преступления и описывает наказания, предусмотренные за деяние.

Изложение и основные положения

Статья 140 Уголовного кодекса РФ указывает, что незаконный отказ лица в выдаче собранных в законном порядке документов, материалов, которые затрагивают права и свободы, или предоставление неполной, ложной информации карается законом. Если такое деяние причинило вред правам и интересам граждан, положены штраф, лишение права деятельности.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

Если должностное лицо совершило преступное деяние против законного порядка, то наказания таковы:

  • штраф до 200 тысяч рублей или зарплата за 18 месяцев;
  • лишение права деятельность или должности на 2-5 лет.

Пояснения

Как выше говорилось, право на информацию закреплено в Конституции. При этом Основной Закон допускает его ограничение исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Соответствующее положение закреплено в 3 части 55 статьи Конституции.

Следует обратить внимание, что право лица на получение информации ограничивается только федеральным, а не региональным законом.

В соответствии с 3 частью 41 статьи Конституции, при сокрытии служащими обстоятельств или фактов, представляющих для здоровья/жизни людей опасность, указанные должностные лица привлекаются к ответственности.

Особенности терминологии

Под предоставлением заявителю материалов, документов следует понимать использование им информационных ресурсов. Порядок доступа и пользования источниками данных определяется в ФЗ № 24. В соответствии с положениями нормативного акта, информацией являются сведения о предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах вне зависимости от формы предоставления. Документированными данными (документами) считаются сведения, содержащиеся на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Пользователями информации являются граждане, госорганы, структуры местной власти, общественные объединения, организации и пр. Эти субъекты имеют равные права на доступ к государственным ресурсам и не должны обосновывать их владельцам необходимость ознакомления с запрашиваемыми данными. Исключением являются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.

Общественная опасность состоит в ограничении прав, свобод граждан, в препятствии их реализации, подрыве доверия к власти и самоуправлению. В статье 1 часть, которая отражает общественно опасные деяния небольшой тяжести.

Комментарии к ней:

  • Основной объект – общественные отношения, складывающиеся из обязанности органов власти и должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления, затрагивающими права и свободы.
  • Факультативный объект – честь, достоинство, репутация.
  • Объективная сторона – отказ в предоставлении документов, материалов, которые непосредственно затрагивают права и свободы лиц. Также объективной стороной служит предоставление неполной или ложной информации, если деяние причинило вред.

  • Граждане имеют равные права на доступ к информационным ресурсам, не обязаны обосновывать необходимость такой информации. Органы власти должны создавать доступные информационные ресурсы и в пределах компетенции массово информировать пользователей по вопросам прав, свобод. Также под вопросом безопасность этой информации.
  • Граждане могут получать документированные сведения, уточнять их для обеспечения полноты. Ограничение доступа к информации допустимо на основаниях в соответствии с федеральным законом №149.

Неправомерный отказ – отказ, если обязанность предоставить документы предусмотрена законодательством. Предоставление неполной информации – предоставление части информации при наличии обязанности предоставить ее полностью. Заведомо ложная информация – та, которая искажена и не соответствует представленной в документе.

  • Преступление окончено по составу в момент причинения вреда интересам граждан. Вред – моральный вред при нарушении личных неимущественных прав, вред при затруднении или невозможности реализации конституционных прав из-за непредставления или искажения информации.
  • Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел. Мотив и цель не имеют значения.
  • Субъект специальный – должностное лицо.

Права и обязанности компетентных структур и лиц

Правила получения информации определяются владельцем соответствующего ресурса. Перечни видов сведений, данные об условиях и порядке доступа к ним предоставляются пользователям бесплатно.

Органы госвласти, организации, ответственные за создание и использование баз данных, должны обеспечить условия для оперативного предоставления полной и достоверной информации в соответствии с обязанностями, предусмотренными в положениях (уставах).

Правила накопления, обработки и использования документированных сведений с ограниченным доступом, порядок их защиты и доступа к ним устанавливаются уполномоченными структурами, ответственными за определенные массивы данных, в рамках их компетенции.

Права заявителей

Гражданам и юрлицам должен предоставляться доступ к документированным сведениям о них, право уточнять их для обеспечения достоверности и полноты данных. Заинтересованные субъекты вправе знать, кто и для чего использовал или использует информацию о них.

Ограничение доступа заявителей к таким данным допускается только по основаниям, установленным в федеральном законодательстве.

Владелец ресурса, на котором содержится документированная информация, должен предоставить ее бесплатно по требованию субъектов, которых она касается.

Нормативное регулирование

В отечественной правовой системе существует ряд законов, предусматривающих ответственность за отказ в предоставлении сведений. Так, в соответствии с 13 статьей ФЗ № 44 от 16.04.2001 г., отказ в доступе к государственной базе данных о детях, оставленных без родительского попечения, предоставление заведомо недостоверных сведений о них, сокрытие информации о них или иные противоправные действия, ущемляющие право граждан на информацию или создающие препятствия для его реализации, могут быть оспорены в суде. Обжалование осуществляется в порядке, закрепленном в ГПК.

В соответствии с ФЗ № 131, структуры местной власти и их служащие обязаны обеспечивать каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомиться с документами, материалами, которые имеют непосредственное отношение к свободам и правам заявителя. Кроме того, указанные лица и органы должны предоставлять достоверные и полные сведения о своей работе, если другое не закреплено в федеральном законодательстве.

Информация о деятельности федеральных структур власти

Правительство и прочие исполнительные органы федерального уровня должны обеспечивать доступ юридических и физлиц к сведениям о своей работе. Для этого устанавливается перечень сведений, обязательных для публикации на информационных ресурсах публичного пользования.

К таким данным относят информацию о:

  • нормативных актах, принимаемых правительством, федеральными ведомствами и министерствами;
  • персональных данных председателя и членов правительства, руководителях органов исполнительной власти федерального уровня, их территориальных подразделениях, а также других должностных лицах.

Такая необходимость обуславливается властными полномочиями правительства, обязывающего ведомства и министерства создавать публичные информационные ресурсы.

Характер нарушений

Ненадлежащее исполнение или невыполнение обязанностей, установленных Конституцией и федеральным законодательством, рассматривается как административное правонарушение, наказание за которое определено в статье 5.39 КоАП.

Им, в частности, считается несвоевременная или нерегулярная публикация информационных ресурсов в Интернете, прочих системах публичного пользования.

По смыслу ст. 5.39 КоАП предоставление заявителю доступа к интересующим его сведениям не связано с их содержанием, однако обуславливается регламентацией права лица федеральным законом. Соответственно, субъекту должна предоставляться не только информация, которая имеет непосредственное отношение к его свободам и правам, но и другие сведения, к которым, в частности, относятся данные о работе Правительства и исполнительных структур федерального уровня.

Ответственность за неправомерный отказ

Правонарушение будет считаться законченным, если гражданин в результате преступной деятельности или бездеятельности сотрудника гос.органа понес вред в любом его виде.

Согласно ст.140 УК РФ, должностное лицо может быть приговорено к следующим типам наказаний:

  • уплата штрафа суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие определенных должностей на период — от 2 до 5 лет.

Такие типы мер пресечений выбраны не случайно. Они призваны научить провинившегося сотрудника ответственности и не допускать впредь совершения подобных небрежностей.

Если будет установлено, что гражданин виновен по ст.5.39 КоАП РФ, то тогда речь будет идти о штрафе размером от 5 000 до 10 000 руб.

Также к ним могут назначаться дисциплинарные взыскания или прочие санкции от начальства должностного лица, которое допустило ошибку.

Когда же применяется ст.5.39 КоАП и ст.140 УК РФ? Вторая используется в случае, если потерпевший гражданин понес значительный вред. Для этого потребуется предоставить в суде какие-либо материальные доказательства вины сотрудника госструктуры.

Отказ в предоставлении гражданину информации — прямое нарушение Конституционного права, и за подобные действия виновным грозит уголовная или административная ответственность. Это прямо прописано в 24 статье Конституции, где прямо указано, что любые органы самоуправления и госструктур, а также должностные лица не должны препятствовать гражданам в ознакомлении с информацией, непосредственно касающейся их прав и свобод. Единственное исключение: ситуации, предусмотренные действующим законодательством.

Рассмотрим, в каких случаях непредоставление информации становится административным проступком или уголовно-наказуемым деянием.

Базовые понятия

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.

Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:

  • статья № 24 часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
  • статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.

Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.

Важно! Исключением является информация закрытого характера, предназначенная лишь для ограниченного круга лиц. Скачать для просмотра и печати:

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г

Статья 24 Конституции РФ

Неправомерный отказ: уголовная ответственность или административное правонарушение

Ответственность за нарушение перечисленных выше Конституционных прав предусматривается статьей 140 УК РФ и 5.39 КоАП. В целом, эти статьи одинаковы, но имеются некоторые нюансы разграничивающие административное нарушение и преступление.

Уголовная ответственность наступает в случаях:

  • неправомерный отказ в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, напрямую затрагивающих права/свободы гражданина;
  • искажение информации или предоставление ложных сведений, данных не в полном объеме.

В обоих случаях обязательным условием наступления уголовной ответственности выступает причинение вреда законным интересам/правам человека такими деяниями.

В рамках административного правонарушения присутствует ответственность за:

  1. Незаконный отказ в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством.
  2. Несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо ложных данных.

Здесь причинение вреда или иных последствий не требуется. Достаточно самого факта.

На основании вышеизложенного изменяется состав злодеяния: формальный и материальный. В первом случае, к виновному будет применена статья Уголовного кодекса, в рамках которой может налагаться штраф до 200 000 рублей и запрет работать на установленных должностях в течение 2-5 лет.

Административная ответственность предусматривает взыскание штрафа в размере 5 000-10 000 рублей.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 140 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Неправомочный отказ, сопряженный с ложью, оговорками и умолчанием

Здесь подразумевается факт, что должностное лицо отказывает гражданину в выдаче нужной информации под следующими предлогами:

  • молчание;
  • нежелание идти на контакт;
  • предоставлении информации частично;
  • выдача данных заведомо ложного характера;
  • введение в заблуждение со ссылкой на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют.

Обязанности уполномоченных лиц

Государственные структуры, органы местного самоуправления и другие организации, в чьём ведении находятся базы данных, обязаны обеспечить оперативность и достоверность передачи запрашиваемых сведений в полном объёме.

Порядок получения информации определяется владельцами указанных баз данных. При этом пользователи должны бесплатно информироваться о видах, условиях и правилах доступа к интересующим сведениям.

Характеристика злодеяния

Рассмотрим уголовно-правовые особенности таких преступлений.

Специфика правонарушения

Отказ в предоставлении данных носит открытый характер: должностное лицо проявляет открытое нежелание сообщать какие-либо сведения по запросу. При этом форма такого несогласия уже не играет решающей роли: сделан он в устном или письменном виде.

Здесь можно выделить и предоставление заведомо ложных сведений. Правонарушением также будет считаться факт, когда недостоверная информация содержится лишь в части запрошенных материалов.

Особенности состава злодеяния

Если рассматривать такие преступления в правовом поле УК РФ, то состав преступления будет материальным, что выражается в непосредственном причинении вреда. При этом сам вред и его формы законом не конкретизируются. Следовательно, сюда можно отнести имущественный ущерб, например, сотрудник банка промолчал, что остался непогашенный остаток по кредиту, на который стали накручивать проценты.

Другой пример, не получив своевременно актуальных сведений человек пропустил очередь на получение жилплощади или не предпринял мер для лечения опасного заболевания. Кроме этого, сюда можно отнести и нравственный вред, который выражается в отсутствии защиты государством прав и личных интересов граждан.

Однако, здесь можно выделить любопытный нюанс, который собственно и создает почву для преступления: гражданин должен самостоятельно обратиться с запросом и получить отказ в предоставлении интересующих сведений.

Важно! На практике это выглядит так: если гражданин лично не обратился в банк, чтобы получить справку об отсутствии задолженностей, в то время, как на остаток копятся проценты, то это не является уголовно наказуемым деянием. С другой стороны, если у потерпевшего на руках имеется официальный ответ о том, что кредит погашен полностью, и впоследствии ему будет предъявлено требование о погашении процентов — здесь явно просматривается состав преступления.

Субъективная сторона

Здесь подразумевается предумышленность действий обвиняемого: должностное лицо понимает, что обязано сообщить информацию, но не делает этого по каким-либо соображениям. При этом такой гражданин полностью осознает, что нарушает нормы действующего законодательства. Отметим, что мотивы, послужившие причиной правонарушения, не учитываются.

Добавим, что субъект у таких злодеяний всегда специальный — должностные лица, в обязанность которых входит обеспечение беспрепятственного доступа граждан к базам данных.

Разновидности

Сюда можно отнести действия или бездействие должностного лица, послужившие причиной того, что обратившемуся с запросом не была предоставлена информация в полном объёме.

Это может быть:

  • игнорирование;
  • намеренное искажение данных;
  • частичное утаивание важных сведений;
  • несоблюдение сроков, отведенных инструкцией на обработку запроса.

На этот счёт, в статьях УК и КоАП не содержится информации, следовательно, здесь прослеживается простой состав преступления, поэтому злодеяние не содержит квалифицирующих признаков.

Как обжаловать отказ

Получив отказ, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, надзорные организации или органы исполнительной власти. Для этого существует определённый порядок действий.

Образец заявления

Начнём с того, что установленной законом формы таких обращений не предусмотрено, поэтому у каждой организации может быть индивидуальный бланк заполнения. Однако вне зависимости от этого, жалоба должна быть обоснованной, с обязательными ссылками на конкретные нарушения.

Порядок составления

Вне зависимости от формы, в теле жалобы обязательно должна отображаться такая информация:

  • обстоятельства отказа;
  • указание конкретного должностного лица, допустившего правонарушение;
  • требование о принятии соответствующих мер: выдачу материалов по запросу, привлечение виновного к ответственности.

Кроме этого, необходимо указать свои контактные данные.

Куда обращаться

Если госслужащие отказывают гражданам в предоставлении информации, обратиться можно:

  • вышестоящая инстанция или надзорный орган;
  • прокуратура;
  • суд.

Юридическая практика

Гражданка А оформила покупку телефона в кредит через салон сотовой связи. Задолженность была ей полностью погашена в течение 12 месяцев, согласно условиям кредитного договора. Спустя некоторое время, к А пришли приставы с судебным постановлением о взыскании задолженности по кредиту в размере 25 000 рублей.

Гражданка А обратилась в суд с претензией о предоставлении ей недостоверной информации. Учитывая факт, что у истца отсутствовали доказательства её обращения и отказа банка в предоставлении информации, судебное производство было отклонено за отсутствием состава преступления.

Другой комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ особо подчеркивается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение свидетельствует об уважении прав и законных интересов своих граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц. К сожалению, до сих пор значительное число российских граждан в силу различных обстоятельств не могут ознакомиться с документами, на основании которых они или их родственники были репрессированы, осуждены. Поэтому заслуживает пристального внимания уголовно-правовая норма, запрещающая неправомерно отказывать гражданам получать полную и объективную информацию, затрагивающую права и свободы гражданина.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоречащим закону или другим нормативным актам. Он должен быть письменным или устным.

Предоставление неполной или заведомо ложной информации — это ознакомление гражданина не со всеми имеющимися документами и материалами, а также предоставление сведений, не соответствующих содержащимся в документах и материалах, о чем было известно должностному лицу. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д.

Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *