Договор об обмене

Договор об обмене

Электронный документ, передаваемый по каналам связи

Как предусмотрено в п. 2 ст. 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен в числе прочего путем обмена электронными документами, передаваемыми по каналам связи.

Под электронным документом, передаваемым по каналам связи, понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Данный термин появился в ГК РФ относительно недавно – в ходе масштабных изменений норм обязательственного права, вступивших в силу с 1 июня 2015 г. Практически сразу он породил своего рода эффект завышенных ожиданий, и ряд специалистов рассматривали произошедшие изменения в том смысле, что теперь договоры по электронной почте заключать можно.

Тем не менее это не совсем так. Как и раньше, в п. 2 ст. 434 ГК РФ содержится общее требование о необходимости достоверно установить, что тот или иной документ исходит от стороны по договору. Это правило в равной мере применяется и к электронным документам, передаваемым по каналам связи, и поэтому далеко не каждый такой документ может свидетельствовать о соблюдении сторонами простой письменной формы договора.

Каким образом можно достоверно установить, что электронный документ исходит от стороны по договору? Наиболее очевидный способ – это использование усиленной квалифицированной электронной подписи. Как предусмотрено в Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», документ, подписанный такой подписью, равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно. По существу, с точки зрения закона именно использование такой подписи на электронном документе может сформировать достаточную уверенность в том, что его подписало определенное лицо.

Если стороны обменялось сканами подписанного договора по электронной почте, то этот способ, конечно же, не позволяет достоверно установить, что договор исходит именно от стороны по договору. А раз так, то и говорить о заключении в данном случае договора в простой письменной форме, как это предусмотрено в ст.434 ГК РФ, как минимум, проблематично.

Судебная практика по использованию сканов договоров

Надо признать, что судебная практика, которая складывается по данному вопросу в настоящий момент, является весьма разнородной. Как показывает анализ, шансы отстоять свою позицию все-таки есть, и о наличии договорных отношений могут свидетельствовать следующие индикаторы.

· Очевидные доказательства реальных переговоров по электронной почте с согласованием существенных условий будущих отношений.

· Наличие реальных отношений, подтверждаемых систематическим документооборотом в электронной форме.

· Указание в договоре на применяемые электронные адреса, созданные в домене контрагентов, их реальное использование.

· Пересылка скана договора с электронной почты руководителя организации с указанием в его подписи его ФИО, должности, наименования организации и т.п.

В свою очередь, наличие скана договора может быть недостаточным при наличии следующих обстоятельств.

· Отсутствие электронной переписки.

· Отсутствие ясности относительно полномочий лица, ведущего переговоры.

· Использование электронной почты на mail.ru, gmail.com, yandex.ru и т.п.

· Сомнения относительно четкости и ясности скана с признаками фальсификации.

Методы подтверждения юридической силы договоров, заключенных по электронной почте

Дополнительно к приведенным выше индикаторам на практике выработан ряд инструментов, которые можно использовать для обоснования юридической силы договора, заключенного посредством обмена сканами по электронной почте.

Подтверждение заключения договора конклюдентными действиями стороны договора

Как следует из п. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, по общему правилу, считается акцептом.

Иными словами, если стороны обменялись сканами по электронной почте и одна из сторон приступила к его исполнению (поставила товар, оплатила аванс и т.п.), то фактически эта сторона как бы акцептовала оферту другой стороны. Тем самым существование договора подтверждается.

В судебной практике можно встретить достаточно много примеров, когда подобный подход получал поддержку судов (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2013 N Ф02-138/13 по делу N А19-1050/2012, Арбитражного суда Волго-Вятского округа А19-1050/2012 от 26.03.2015 N Ф01-722/15, Седьмого апелляционного арбитражного суда от 07.04.2016 N 07АП-1144/16, Первого апелляционного арбитражного суда от 15.01.2016 N 01АП-7858/15).

Тем не менее в этом подходе заложен и определенный дефект. Дело в том, что в основе этого подхода лежит предположение, что первая сторона все-таки направила оферту, которую и акцептовала другая сторона, совершив конклюдентные действия в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Как следствие, у первой стороны появляется возможность доказывать, что никакой оферты она на самом деле не выпускала, а направление скана договора по электронной почте не является направлением оферты. Поэтому и акцептовать второй стороне было нечего. Периодически такая логика находит поддержку и в судах (см. постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2016 N Ф07-11447/16 по делу N А56-8103/2016, Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2016 N Ф05-15576/16 по делу N А41-18054/2016).

Фактическое исполнение договора

В основе этого подхода лежит позиция, которая была зафиксирована еще Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 25.02.2014 N 165. В п. 7 этого письма было сказано, что если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.

Впоследствии эта логика была поддержана и в рамках реформы раздела III ГК РФ. Так, как следует из п. 3 ст. 432 ГК РФ, сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе, по общему правилу, требовать признания этого договора незаключенным.

В качестве дополнительного аргумента в рассматриваемой ситуации можно сослаться на норму п. 1 ст. 162 ГК РФ. Она предусматривает, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Иными словами, ничто не мешает обосновывать наличие договора, ссылаясь на любые доказательства, кроме свидетельских показаний. А раз так, то можно использовать и аргументы о полном или частичном исполнении сторонами своих обязательств по спорному договору.

Надо отметить, что судебная практика в целом достаточно положительно смотрит на использование приведенного инструментария (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.12.2015 N Ф01-5106/15, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2016 N Ф07-2469/16, Арбитражного суда Уральского округа от 03.02.2015 N Ф09-9757/14, Девятого апелляционного арбитражного суда от 08.06.2012 N 09АП-13210/12). Хотя надо признать, что и отрицательная судебная практика по этому вопросу также периодически появляется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2016 N Ф05-7836/16).

Последующее одобрение сделки

Следующий подход, который можно использовать для обоснования юридической силы скана договора, основан на применении п. 2 ст. 183 ГК РФ. В нем сказано, что последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Иными словами, если кто-то, у кого не было полномочий, заключил сделку от имени определенного лица, а потом это лицо данную сделку одобрило, то последствия сделки для такого лица наступают с момента ее совершения (а не одобрения).

Примечательным в данном случае является то, насколько широко трактуется понятие последующего одобрения сделки. Как указано в п. 123 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», под последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься:

· письменное или устное одобрение независимо от того, кому оно адресовано;

· признание представляемым претензии контрагента;

· иные действия представляемого, свидетельствующие об одобрении сделки (например, полное или частичное принятие исполнения по оспариваемой сделке, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке, подписание уполномоченным на это лицом акта сверки задолженности);

· заключение, а равно одобрение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой;

· просьба об отсрочке или рассрочке исполнения;

· акцепт инкассового поручения.

Так, в контексте заключения договоров в электронной форме в качестве примера можно сослаться на постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-13764/16 по делу N А40-160239/2015, где одним из оснований для признания договора заключенным стало его последующее одобрение посредством направления уведомления о расторжении этого договора.

Концепция договоров двух уровней

Итак, если вы заключили договор и единственным доказательством этого является обмен сканами по электронной почте, то юридическая сила подобного договора представляется спорной. Тем не менее отчаиваться все-таки не стоит. Анализ судебной практики показывает, что шансы отстоять свою позицию все-таки есть.

Наиболее надежным способом заключения договоров посредством их обмена в электронной форме является использование усиленной квалифицированной электронной подписи. В настоящий момент существует достаточно большое количество специализированных облачных сервисов, которые позволяют обмениваться электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, даже без установки программного обеспечения на локальный компьютер.

Еще один способ «легализовать» обмен юридически значимыми документами в электронной форме – заключить так называемое соглашение между участниками электронного взаимодействия. Дело в том, что Федеральный закон «Об электронной подписи» также допускает существование усиленной неквалифицированной электронной подписи и простой электронной подписи. Данные подписи также могут служить заменой собственноручной подписи, однако только в том случае, когда стороны прямо договорились об этом в заключенном ими соглашении.

С использованием такого соглашения можно, в частности, договориться об обмене договорами по электронной почте. Для этого в соглашении между участниками электронного взаимодействия потребуется реализовать идею о том, что адрес электронной почты как раз и является простой электронной подписью лица, направившего письмо. Такой вариант действий допускает и Минкомсвязи России.

Таким образом, если вам все-таки хочется использовать в своей деятельности электронную почту, то целесообразно правильно «настроить» соответствующее взаимодействие с вашим контрагентом.

Для этого сначала нужно заключить соглашение между участниками электронного взаимодействия (договор первого уровня). При этом совсем необязательно подписывать такое соглашение в виде отдельного документа: соответствующие правила вполне могут быть внедрены в любое другое соглашение, которое вы заключаете с контрагентом.

Впоследствии вы сможете заключать новые договоры с вашим контрагентом, обмениваясь ими по электронной почте.

На первый взгляд может показаться, что подлинник и оригинал – это абсолютные синонимы, и во многом это действительно так. Но если речь идёт об изготовлении технической документации и некоторых других областях человеческой деятельности, то здесь возникает интересный нюанс. Оказывается, объекты отличаются от друга, хоть разницу между ними и тяжело понять без изучения категорий.

Что такое оригинал и подлинник

Оригинал – первоначальный объект, созданный «с нуля» и на этот момент не имеющий аналогов и копий. Им также называют главный экземпляр документа, предназначенного для подписания сторонами (договор купли-продажи, поставки и т.д.).
Подлинник – уникальный объект, обладающий определёнными атрибутами, подтверждающими его оригинальность. Данный термин широко используется в искусстве применительно к авторским шедеврам, которые созданы творцами «с чистого листа» и не являются копиями.

Разница между оригиналом и подлинником

В искусстве подлинник – это объект, созданный мастером и не имеющий аналогов. В качестве подтверждения этого факта используется заключение эксперта либо слова творца. Оригиналом называют исходный материал для изготовления копий, и он может не быть подлинником.
В технической отрасли оригиналом называют документ, созданный на любом материале и использующийся для создания подлинника. Это актуально для конструкторского дела, а также иных сфер. Подлинником будет называться заверенный подписями документ, созданный на материале, который позволяет осуществить его неоднократное копирование без потери качества.
Ещё одно важное отличие – в количестве экземпляров. Если в искусстве подлинник всегда только один, то оригиналов может быть много. При изготовлении технической документации всё наоборот: оригинал один, подлинников – несколько. На бытовом уровне данные понятия являются синонимами, разница интересна только представителям профессий, которые оперируют данными понятиями.

TheDifference.ru определил, что отличие декларации от конвенции заключается в следующем:

В искусстве. Подлинником является авторская работа, оригиналом – объект, предназначенный для копирования, который может не быть авторским.
В конструкторском деле. Оригиналом называется документ, предназначенный для изготовления подлинников, а подлинником – объект, необходимый для создания копий.
Количество. Оригиналов может быть несколько, но подлинник (в искусстве) лишь один. В технической сфере всё наоборот, оригинал один, подлинников – много.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 31 мая 2010 года N 151

Об утверждении Порядка обмена документацией и информационными материалами между Федеральной службой по труду и занятости, территориальными органами Роструда и иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) на базе многофункциональных центров и в электронном виде

(с изменениями на 15 июня 2010 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Роструда от 15 июня 2010 года N 170.
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) на базе многофункциональных центров (далее — МФЦ) и в электронном виде в установленной сфере деятельности и повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций
приказываю:

1. Утвердить Порядок обмена документацией и информационными материалами между Федеральной службой по труду и занятости, территориальными органами Роструда и иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) на базе МФЦ и в электронном виде согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Ю.В.Герций

(с изменениями на 15 июня 2010 года)

I. Общие положения

1. Порядок обмена документацией и информационными материалами между Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд), ее территориальными органами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) на базе многофункциональных центров (далее — МФЦ) и в электронном виде разработан с целью повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций.

2. Обмен документацией и информационными материалами осуществляется в соответствии с:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 536;
Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Роструда от 11 сентября 2007 года N 211 (с последующими изменениями и дополнениями) (абзац в редакции приказа Роструда от 15 июня 2010 года N 170;
Регламентом взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги (исполнении государственной функции) на базе многофункциональных центров, утвержденным приказом Роструда от 27 мая 2010 года N 147;
Соглашением о сотрудничестве, заключенным между Рострудом или территориальным органом Роструда и иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. При предоставлении документации и информационных материалов Роструд и ее территориальные органы действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций).

II. Термины и определения

4. При описании порядка обмена документацией и информационными материалами используются следующие термины и определения:
документация — совокупность официально признанных документов, составленных по определенной форме и содержащих предусмотренную информацию;
информационные материалы — информационные носители, печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные материалы, распространяемые в печатном и электронном виде, предназначенные для информирования получателей государственных услуг (лиц, по отношению к которым исполняются государственные функции).

III. Требования к документации и информационным материалам

5. Информационные материалы предоставляются в объеме и форме, предусмотренными перечнями информационных материалов Роструда, представленными в административных регламентах предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций).

6. Подготовка, оформление и передача документации осуществляются в соответствии с порядком, установленным Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452), Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30), Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 года N 536, Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Роструда от 11 сентября 2007 года N 211 (с последующими изменениями и дополнениями), Регламентом взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги (исполнении государственной функции) на базе МФЦ, утвержденным приказом Роструда от 27 мая 2010 года N 147 (пункт в редакции приказа Роструда от 15 июня 2010 года N 170.

7. Документация и информационные материалы предоставляются в бумажной и (или) электронной форме. Форма предоставления информационных материалов определяется административными регламентами, иными нормативными актами, а при их отсутствии — соглашениями между Рострудом и получателем документации и информационных материалов.

8. Документация и информационные материалы, подлежащие массовому распространению, в том числе посредством размещения на информационных стендах, в брошюрах, листовках и информационно-справочных терминалах (инфоматах), в обязательном порядке предоставляются в электронной форме. Формат предоставления документации и информационных материалов определяется Рострудом и может быть указан в соответствующем соглашении между Рострудом и получателем документации и информационных материалов.

IV. Организация предоставления документации и информационных материалов

9. При организации предоставления документации и информационных материалов Роструд, территориальные органы Роструда определяют должностных лиц, ответственных за обмен документами и информационными материалами (информационный обмен) между сторонами.

10. Подготовленная документация и информационные материалы предоставляются лично представителям получателя, направляются по почте или с использованием сетей связи общего пользования. Способ предоставления документации и информационных материалов определяется в соответствии с соглашениями о сотрудничестве, а также исходя из характера предоставляемых документации и информационных материалов и необходимости требований соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

11. Предоставление документации и информационных материалов лично представителям получателя осуществляется в порядке, предусмотренном в соответствующем административном регламенте.

12. При предоставлении документации и информационных материалов по почте или в электронном виде они направляются адресатам в соответствии с перечнем получателей, установленным в нормативных правовых актах или соглашениях о сотрудничестве. В том случае, если перечень получателей прямо не установлен, документация и информационные материалы направляются в два адреса: МФЦ и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственному за создание МФЦ.

13. Периодичность предоставления документации и информационных материалов устанавливается нормативными правовыми актами и соглашениями о сотрудничестве.

V. Контроль за обменом документацией и информационными материалами

14. Соответствие качества подготовки и своевременности предоставления документов и информационных материалов установленным требованиям (типовые регламенты, регламенты, соглашение о сотрудничестве), обеспечивают уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов путем осуществления контроля за данной деятельностью подведомственных структур.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Интернет открыл доселе невиданные возможности по обмену информацией. Совершенно не обязательно лететь на другой конец света, чтобы пожать руку будущему партнеру и обговорить детали дальнейшей работы. Все нюансы работы можно обсудить и через интернет. Однако некоторые вещи мы продолжаем делать по-старинке. И дело здесь не в нашей склонности к ретроградству, а в особенностях законодательства.

Допустим, вы нашли отличного заказчика на свои услуги или покупателя продукции. Бухгалтерское оформление хозяйственных операций немыслимо без «первички». Но как провести обмен документами между организациями, если контрагенты находятся в разных городах и возможность личной встречи между ними отсутствует?

Сканированные документы

Первая идея, которая может прийти вам на ум – обмен документами по электронной почте или факсу в сканированном виде. К примеру, ООО «Ромашка» на e-mail (или факс) ООО «Василек» высылает скан договора с подписью и печатью. В ООО «Василек» договор распечатывают, подписывают, ставят печать, сканируют и высылают обратно на e-mail (факс) ООО «Ромашка». В итоге у обеих сторон в наличии договоры со своей оригинальной подписью и печатью и со сканированной подписью и печатью контрагента.

Аналогичный «финт ушами» можно проделать не только для договоров, но и для других документов – накладных, актов. Покупателю можно отправить скан счета на оплату.

На самом деле такая ситуация на практике довольно распространенная. Здесь действует лозунг: «Лучше у нас будет хоть что-то, чем ничего». Ведь не каждый контрагент будет заморачиваться отсылками бумажных документов, если ему для учета они без надобности.

Однако имеют ли сканы документов юридическую силу? Сомнительно. Давайте обратимся к законодательству.

Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, кроме сделок, требующих нотариального удостоверения (п.1 ст.161 ГК).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п.2 ст.434 ГК).

Сам по себе сканированный документ не может доказывать, что он действительно был подписан соответствующими лицами. Средством, признанным законодательно и позволяющим достоверно установить создателя электронного документа, является электронная цифровая подпись (закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи»).

А что же факс и электронная почта, могут ли они подтвердить отправителя? Чтобы факсимильный документ мог служить доказательством, нужна его идентификация. Как вы можете быть уверены, что факс, с которого прислан документ, действительно принадлежит вашему контрагенту? По электронной почте документы могут быть отправлены и неуполномоченным лицом.

При работе через интернет оперативность, безусловно, крайне важна. Однако оказывать услуги (отгружать товары) по договору, который в дальнейшем может быть оспорен, крайне рискованно. Денег можно так и не дождаться.

Однако если вы работаете с контрагентом длительное время, то вовсе не обязательно постоянно обмениваться только оригиналами бумажных документов. Вот один распространенный и удобный вариант, как организовать обмен документами между организациями:

1. Сначала вы заключаете договор в письменной форме, в виде одного документа, скрепленного оригиналами подписей и печатями. Это придется сделать через курьерскую службу или почту (см. далее).

2. В составленном договоре прописываете, что такие-то последующие документы при таких-то условиях стороны будут признавать имеющими юридическую силу.

3. В дальнейшем обмениваетесь документами по исполнение договора так, как договорились, например, по электронной почте или факсу.

Примеры формулировок, вносимых в договор

Бумажные документы в оригинале

Если вы пока не располагаете средствами, позволяющими наладить электронный документооборот, то обмен бумажными документами через почту или курьерские службы остается самым подходящим решением. Обмен документами происходит следующим образом:

— составляется документ (как правило, в программе, в том числе в бухгалтерской);

— распечатывается (обычно в 2 экз.), подписывается, ставится печать;

— документ упаковывается в конверт;

— письмо отправляется через почту или курьерскую службу;

— письмо приходит вашему контрагенту, он подписывает документ, ставит печать;

— один экземпляр документа отправляет вам обратно через почту или курьерскую службу;

— вы получаете ваш подписанный экземпляр документа и храните его.

Очевидные минусы:

— если отправка почтой, то это очень долго, документы часто опаздывают;

— документы на почте часто теряются;

— расходы на: бумагу для распечатки документов, краску для принтера, конверты, рабочее время сотрудников на распечатку, запаковку, визиты на почту плюс сама стоимость отправки почтой или курьером.

Как правило, те, кто при словах «электронный документооборот» округляет глаза и заявляет: «ДОРОГО!», не подсчитывал, сколько денег уходит на бумажные отправки (отправить даже одно простенькое заказное письмо с одной-двумя бумажками через почту будет стоить более 30 руб.). Если в месяц у вас отправляется большое количество документов, то, скорее всего, электронный документооборот будет дешевле.

Однако если ваши контрагенты не собираются переходить на электронный обмен документами, то тут ничего не поделать – придется пыхтеть над бумажками. А может, стоит попытаться их убедить с помощью цифр?

Электронные документы

Теперь кратко поговорим о наиболее прогрессивном на сегодняшний день варианте обмена документами на расстоянии – путем использования электронных документов. Электронный документ может быть:

— формализованным (атрибуты файла подлежат автоматической обработке, имеют строгий формат XML-файла – счета-фактуры);

— неформализованным, форма которого может быть любой.

Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Он равнозначен бумажному документу и имеет юридическую силу. Через интернет документ мгновенно доставляется адресату. Отправить можно любой первичный бухгалтерский документ.

Один из распространенных вопросов – обязательно ли работать через оператора электронного документооборота? Ответ – смотря чем обмениваетесь:

1. Прямой обмен документами с контрагентом. Если у обоих есть квалифицированная электронная подпись, то дополнительного соглашения для обмена заключать не потребуется. Документы с электронной подписью можно пересылать напрямую по электронной почте. Для подписания документов электронной подписью может быть использован программный продукт КриптоАРМ, который нужно установить и настроить своими силами.

2. Обмен через оператора. Этот вид обмена обязателен только для счетов-фактур. С остальными документами – по желанию. Плюсы работы через оператора: копии ваших электронных документов хранятся у оператора, что страхует вас от их потери, отправка документов возможная сразу из бухгалтерской программы (например, для отправки через Диадок в 1С создан специальный модуль).

Подготовка квалифицированного сертификата электронной подписи – в среднем 1000 руб. Годовая лицензия на право использования средств криптографической защиты информации (СКЗИ) – от 500 руб. Стоимость отправки документов – пример на картинке.

Детальную процедуру работы и подключения к оператору мы здесь не будем рассматривать, т.к. ваша первая задача – просмотреть предложения и сравнить тарифы, выбрав самый подходящий для вас вариант. Далее техподдержка оператора не позволит вам заблудиться))).

Подключение к электронному документообороту проходит 3 шага:

— подключение к оператору, подписание соглашения с оператором;

— приобретение сертификата подписи и лицензии на СКЗИ;

— подключение ваших контрагентов.

Заключать дополнительные соглашения с контрагентами для обмена документами через оператора не нужно.

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению в вашем интернет-бизнесе, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *