Как начисляется плата за детский сад?

Как начисляется плата за детский сад?

Компенсация за детский сад-что это такое?

Согласно действующим нормам, семьи с детьми, посещающими дошкольное заведение, вправе получить денежную компенсацию в определенном проценте от необходимой выплаты за услуги учреждения.

Правом заявить о правах на возмещение наделены мать, отец ребенка, либо другой опекун, заключивший договор с детским садом и выплачивающий деньги за пребывание ребенка в нем.

Так за первого ребенка положено 20%, за второго уже половина, а за третьего и всех последующих – все 70%. Кроме вышеуказанных есть некоторые категории граждан, которым предоставляется 50% компенсация уже за первого малыша.

К ним относятся:

  • сотрудники ликвидаторы ЧАЭС;
  • сотрудники МДОУ;
  • военнослужащие по призыву;
  • родители-инвалиды.

Отдельным порядком происходит компенсация для детей военнослужащих. Так за первого и второго малышей возместят 80%, за последующих 90%.

Подробнее онюансах выплаты разным категориям граждан .

Согласно ФЗ №388, регионы вправе предоставлять компенсации на основании критериев нуждаемости, то есть оставить по своему усмотрению выплаты только для малообеспеченных либо для многодетных семей.

Поэтому узнавать конкретно, что можно получить нужно в том ДОУ, который посещает ребенок.

В любом случае мать или отец обязаны предоставить в территориальный орган социальной защиты населения список необходимых документов и заполнить нужное заявление.

Если у семьи есть право на льготу (например, ликвидаторы аварии ЧАЭС), это также должно быть документально подтверждено. В противном случае заявление не удовлетворят.

Регламентирующие законы

Права на получение семьями компенсаций за садик регламентированы Федеральными законами №273-ФЗ и №388-ФЗ, а также №81-ФЗ.

Порядок выплат закреплен в Федеральном законе №76-ФЗ, также Приказе Минобороны №555. Льготы семьям военных закреплены в Приказе Минобороны №862.

Это основные нормативно-правовые акты. Помимо этого, регионами разработаны другие программы поддержки, но они действуют не во всех областях.

Как рассчитывается сумма выплат?

Закон о компенсации распространяется на всех граждан РФ. Но не все семьи смогут претендовать на возмещение.

Это возможно благодаря закону №388 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости” от 29.12.2015.

Он позволяет устанавливать региональным властям порог для выплат на своё усмотрение. Во многих регионах РФ основной критерий – минимальный размер зарплаты, исходя из которого определяются доходы семьи и устанавливаются критерии нуждаемости.

Важно: в таком случае для получения компенсации необходимо предоставить справку о доходах семьи за три календарных месяца.

При расчете учитывается период, фактически проведенный сыном или дочерью в саду. Если малыш проходил в сад две недели, то за две недели и возместят затраты, даже если родители внесли полную месячную плату. Для получения компенсации необходимо собрать документы и написать заявление на выплату.

Размер компенсации рассчитывается по следующему принципу:

  1. Рассчитывают стоимость одного дня пребывания в учреждении (доход воспитателя делится на количество дней месяца).
  2. Число фактически проведенных ребенком дней в заведении умножают на стоимость однодневного пребывания.
  3. После этого полученное число делят на сто и умножают на коэффициент (20, 50, 70).

Можно и не делить на сотню, а сразу умножить полученное на 0,2, 0,5 или 0,7.

Сколько можно получить?

Возмещение за посещение садика зависит от количества детей, которые ходят туда и от размера стоимости. Единого правила тут нет, каждый регион устанавливает размер отдельно.

Подробнее о порядке выплаты компенсации в этой статье.

Помимо компенсации для семей, которые платят за услуги садика, существует еще компенсация за непосещение ребенком ДОУ в случае нехватки там мест.

Но действует подобная программа не во всех городах. Для Красноярска это 3 тысячи 709 рублей. В Кирове уже меньше – 2 тысячи 500 рублей. Пермяки вправе рассчитывать за нехватку садов на 5 тысяч 295 рублей, жители Томска – на 4 тысячи, ну а семьи Самары – всего на одну тысячу рублей.

Пример расчета компенсации

Можно рассмотреть начисление на примере конкретной семьи. В семье Ивановых трое детей: шесть лет, четыре года и два года. Все трое ходят в садик, за который приходится платить сумму на содержание детей в саду по 3 тысячи рублей в месяц за каждого отпрыска.

Сколько можно будет получить денег? Собрав нужные документы, мама получит 20% за старшего – 600 рублей. За среднего уже полторы тысячи – это половина от месячной стоимости. За самого младшего 70% – это составит 2 тысячи 100 рублей.

Сложив все вместе, получается 4 тысячи 800 рублей. Это и будет сумма возврата.

Полезное видео

Дополнительную информацию можете посмотреть в видео ниже:

Итак, получается, что во многих субъектах РФ семьи с детьми вправе получить компенсацию, предоставив нужные документы. Но сумма и критерии получения в разных регионах различны, поэтому конкретные размеры компенсации нужно узнавать в ДОУ, которое посещает ваш малыш.

Условия платы за детский сад

Федеральным законом об образовании разделены функции:

  • по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и

  • по осуществлению присмотра и ухода за детьми

в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),

  • а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).

пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.

пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми в детских садах

Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

часть 1 Статьи 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:

  • устанавливать плату, взимаемую с родителей, и

  • ее размер,

  • если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

  • обеспечению соблюдения ими личной гигиены и

  • режима дня.

пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:

  • договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.

Размер родительской платы за детский сад

При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:

  • расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

  • расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Это связано с тем, что:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,

  • посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),

  • в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,

отнесено к полномочиям субъектов РФ.

пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:

  • в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и

  • это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Меры социальной поддержки при оплате детского сада

В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

  • установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

  • но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

  • не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,

  • не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.

часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:

  • должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен

  • либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.

Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:

  • установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также

  • утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.

При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:

  • также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:

  • как для семей, имеющих детей,

  • так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году

В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:

Условия оплаты детского сада Родительская плата за детский сад,
рублей/день
Пребывание одного или 2-х детей до 3-х лет в группе с 8-10 часовым пребыванием 88,14
Пребывание в детском саду с 10-12 часовым рабочим днём 114,7
Для детей от 3 до 7 лет пребывание в группе с 8-10 часовым рабочим днём 105,65
Группа с 10-12 часовым днём 137,49
Круглосуточный детский сад 144,73
Многодетная семья с 3-мя и более детьми
За ребёнка до 3-х лет с 10 часовым днём 61,70
За ребёнка до 3-х лет за пребывание в течение 10-12 часов 80,29
Круглосуточные группы 84,52
За детей от 3 до 7 лет 10 часовое пребывание 73,96
За детей от 3 до 7 лет за пребывание в течение 10-12 часов 96,24
За детей от 3 до 7 лет круглосуточное пребывание 101,31

Для иллюстрации усредненный размер родительской платы в детских садах в региональном разрезе приведен в следующей таблице (данные Росстата на начало 2018 года):

Регион Родительская плата за детский сад,
рублей/месяц
Дальневосточный округ
Амурская область 3 251
Камчатский край 3 325
Магаданская область 4 032
Приморский край 1 684
Сахалинская область 3 097
Чукотский автономный округ 3 000
Хабаровский край 3 087
Приволжский федеральный округ
Кировская область 1 114
Нижегородская область 1 705
Пензенская область 1 225
Пермский край 1 479
Башкортостан 1 265
Республика Марий Эл 1 758
Республика Мордовия 1 316
Республика Татарстан 1 474
Самарская область 1 354
Ульяновская область 1 401
Саратовская область 1 284
Северо-западный федеральный округ
Архангельская область 2 286
Вологодская область 1 754
Калининградская область 1 625
Ленинградская область 1 817
Мурманская область 2 219
Новгородская область 1 428
Псковская область 1 695
Республика Карелия 2 645
Республика Коми 2 481
Чувашская республика 1 749
Удмуртия 1 164
Санкт-Петербург 839
Центральный федеральный округ
Белгородская область 1 500
Брянская область 930
Владимирская область 2 141
Воронежская область 1 214
Ивановская область 1 265
Калужская область 946
Костромская область 1 493
Курская область 1 676
Липецкая область 1 024
Москва 2 018
Московская область 2 541
Орловская область 864
Рязанская область 1 171
Смоленская область 1 687
Тамбовская область 1 217
Тверская область 1 425
Крымский федеральный округ
Республика Крым 706
Севастополь 1 795

Родительская плата за детский сад в регионах во многом определяется их финансовыми возможностями.

За более подробной информацией об оплате детского сада (за реальным размером родительской платы за детский сад) необходимо обращаться в свой региональный орган власти в сфере образования:

  • обычно это территориальные подразделения соответствующих министерств образования,

  • но в разных регионах РФ название ведомства может отличаться.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *