Как начисляется плата за детский сад?
Содержание
- Компенсация за детский сад-что это такое?
- Регламентирующие законы
- Как рассчитывается сумма выплат?
- Сколько можно получить?
- Пример расчета компенсации
Компенсация за детский сад-что это такое?
Согласно действующим нормам, семьи с детьми, посещающими дошкольное заведение, вправе получить денежную компенсацию в определенном проценте от необходимой выплаты за услуги учреждения.
Правом заявить о правах на возмещение наделены мать, отец ребенка, либо другой опекун, заключивший договор с детским садом и выплачивающий деньги за пребывание ребенка в нем.
Так за первого ребенка положено 20%, за второго уже половина, а за третьего и всех последующих – все 70%. Кроме вышеуказанных есть некоторые категории граждан, которым предоставляется 50% компенсация уже за первого малыша.
К ним относятся:
- сотрудники ликвидаторы ЧАЭС;
- сотрудники МДОУ;
- военнослужащие по призыву;
- родители-инвалиды.
Отдельным порядком происходит компенсация для детей военнослужащих. Так за первого и второго малышей возместят 80%, за последующих 90%.
Подробнее онюансах выплаты разным категориям граждан .
Согласно ФЗ №388, регионы вправе предоставлять компенсации на основании критериев нуждаемости, то есть оставить по своему усмотрению выплаты только для малообеспеченных либо для многодетных семей.
Поэтому узнавать конкретно, что можно получить нужно в том ДОУ, который посещает ребенок.
В любом случае мать или отец обязаны предоставить в территориальный орган социальной защиты населения список необходимых документов и заполнить нужное заявление.
Если у семьи есть право на льготу (например, ликвидаторы аварии ЧАЭС), это также должно быть документально подтверждено. В противном случае заявление не удовлетворят.
Регламентирующие законы
Права на получение семьями компенсаций за садик регламентированы Федеральными законами №273-ФЗ и №388-ФЗ, а также №81-ФЗ.
Порядок выплат закреплен в Федеральном законе №76-ФЗ, также Приказе Минобороны №555. Льготы семьям военных закреплены в Приказе Минобороны №862.
Это основные нормативно-правовые акты. Помимо этого, регионами разработаны другие программы поддержки, но они действуют не во всех областях.
Как рассчитывается сумма выплат?
Закон о компенсации распространяется на всех граждан РФ. Но не все семьи смогут претендовать на возмещение.
Это возможно благодаря закону №388 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости” от 29.12.2015.
Он позволяет устанавливать региональным властям порог для выплат на своё усмотрение. Во многих регионах РФ основной критерий – минимальный размер зарплаты, исходя из которого определяются доходы семьи и устанавливаются критерии нуждаемости.
Важно: в таком случае для получения компенсации необходимо предоставить справку о доходах семьи за три календарных месяца.
При расчете учитывается период, фактически проведенный сыном или дочерью в саду. Если малыш проходил в сад две недели, то за две недели и возместят затраты, даже если родители внесли полную месячную плату. Для получения компенсации необходимо собрать документы и написать заявление на выплату.
Размер компенсации рассчитывается по следующему принципу:
- Рассчитывают стоимость одного дня пребывания в учреждении (доход воспитателя делится на количество дней месяца).
- Число фактически проведенных ребенком дней в заведении умножают на стоимость однодневного пребывания.
- После этого полученное число делят на сто и умножают на коэффициент (20, 50, 70).
Можно и не делить на сотню, а сразу умножить полученное на 0,2, 0,5 или 0,7.
Сколько можно получить?
Возмещение за посещение садика зависит от количества детей, которые ходят туда и от размера стоимости. Единого правила тут нет, каждый регион устанавливает размер отдельно.
Подробнее о порядке выплаты компенсации в этой статье.
Помимо компенсации для семей, которые платят за услуги садика, существует еще компенсация за непосещение ребенком ДОУ в случае нехватки там мест.
Но действует подобная программа не во всех городах. Для Красноярска это 3 тысячи 709 рублей. В Кирове уже меньше – 2 тысячи 500 рублей. Пермяки вправе рассчитывать за нехватку садов на 5 тысяч 295 рублей, жители Томска – на 4 тысячи, ну а семьи Самары – всего на одну тысячу рублей.
Пример расчета компенсации
Можно рассмотреть начисление на примере конкретной семьи. В семье Ивановых трое детей: шесть лет, четыре года и два года. Все трое ходят в садик, за который приходится платить сумму на содержание детей в саду по 3 тысячи рублей в месяц за каждого отпрыска.
Сколько можно будет получить денег? Собрав нужные документы, мама получит 20% за старшего – 600 рублей. За среднего уже полторы тысячи – это половина от месячной стоимости. За самого младшего 70% – это составит 2 тысячи 100 рублей.
Сложив все вместе, получается 4 тысячи 800 рублей. Это и будет сумма возврата.
Полезное видео
Дополнительную информацию можете посмотреть в видео ниже:
Итак, получается, что во многих субъектах РФ семьи с детьми вправе получить компенсацию, предоставив нужные документы. Но сумма и критерии получения в разных регионах различны, поэтому конкретные размеры компенсации нужно узнавать в ДОУ, которое посещает ваш малыш.
Условия платы за детский сад
Федеральным законом об образовании разделены функции:
-
по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и
-
по осуществлению присмотра и ухода за детьми
в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:
-
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),
-
а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).
пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.
пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Присмотр и уход за детьми в детских садах
Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.
Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
часть 1 Статьи 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:
-
устанавливать плату, взимаемую с родителей, и
-
ее размер,
-
если иное не установлено Федеральным законом об образовании.
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:
-
комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
-
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и
-
режима дня.
пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:
- договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.
Размер родительской платы за детский сад
При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:
-
расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также
-
расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Это связано с тем, что:
-
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,
-
посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),
-
в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,
отнесено к полномочиям субъектов РФ.
пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:
-
в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и
-
это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Меры социальной поддержки при оплате детского сада
В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
- при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;
часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
-
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,
-
но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,
-
не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,
-
не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.
часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:
-
должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен
-
либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:
-
установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также
-
утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:
- также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:
-
как для семей, имеющих детей,
-
так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году
В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.
Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:
Условия оплаты детского сада | Родительская плата за детский сад, рублей/день |
Пребывание одного или 2-х детей до 3-х лет в группе с 8-10 часовым пребыванием | 88,14 |
Пребывание в детском саду с 10-12 часовым рабочим днём | 114,7 |
Для детей от 3 до 7 лет пребывание в группе с 8-10 часовым рабочим днём | 105,65 |
Группа с 10-12 часовым днём | 137,49 |
Круглосуточный детский сад | 144,73 |
Многодетная семья с 3-мя и более детьми | |
За ребёнка до 3-х лет с 10 часовым днём | 61,70 |
За ребёнка до 3-х лет за пребывание в течение 10-12 часов | 80,29 |
Круглосуточные группы | 84,52 |
За детей от 3 до 7 лет 10 часовое пребывание | 73,96 |
За детей от 3 до 7 лет за пребывание в течение 10-12 часов | 96,24 |
За детей от 3 до 7 лет круглосуточное пребывание | 101,31 |
Для иллюстрации усредненный размер родительской платы в детских садах в региональном разрезе приведен в следующей таблице (данные Росстата на начало 2018 года):
Регион | Родительская плата за детский сад, рублей/месяц |
Дальневосточный округ | |
Амурская область | 3 251 |
Камчатский край | 3 325 |
Магаданская область | 4 032 |
Приморский край | 1 684 |
Сахалинская область | 3 097 |
Чукотский автономный округ | 3 000 |
Хабаровский край | 3 087 |
Приволжский федеральный округ | |
Кировская область | 1 114 |
Нижегородская область | 1 705 |
Пензенская область | 1 225 |
Пермский край | 1 479 |
Башкортостан | 1 265 |
Республика Марий Эл | 1 758 |
Республика Мордовия | 1 316 |
Республика Татарстан | 1 474 |
Самарская область | 1 354 |
Ульяновская область | 1 401 |
Саратовская область | 1 284 |
Северо-западный федеральный округ | |
Архангельская область | 2 286 |
Вологодская область | 1 754 |
Калининградская область | 1 625 |
Ленинградская область | 1 817 |
Мурманская область | 2 219 |
Новгородская область | 1 428 |
Псковская область | 1 695 |
Республика Карелия | 2 645 |
Республика Коми | 2 481 |
Чувашская республика | 1 749 |
Удмуртия | 1 164 |
Санкт-Петербург | 839 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 1 500 |
Брянская область | 930 |
Владимирская область | 2 141 |
Воронежская область | 1 214 |
Ивановская область | 1 265 |
Калужская область | 946 |
Костромская область | 1 493 |
Курская область | 1 676 |
Липецкая область | 1 024 |
Москва | 2 018 |
Московская область | 2 541 |
Орловская область | 864 |
Рязанская область | 1 171 |
Смоленская область | 1 687 |
Тамбовская область | 1 217 |
Тверская область | 1 425 |
Крымский федеральный округ | |
Республика Крым | 706 |
Севастополь | 1 795 |
Родительская плата за детский сад в регионах во многом определяется их финансовыми возможностями.
За более подробной информацией об оплате детского сада (за реальным размером родительской платы за детский сад) необходимо обращаться в свой региональный орган власти в сфере образования:
-
обычно это территориальные подразделения соответствующих министерств образования,
-
но в разных регионах РФ название ведомства может отличаться.