Как получить категорию?

Как получить категорию?

Опытные водители нередко задумываются о том, чтобы вписать в свое удостоверение дополнительную категорию и получить возможность управлять другими транспортными средствами. Чаще всего автолюбители переходят на мотоциклы и, соответственно, стремятся получить категорию А в дополнение к имеющейся Б. Для выполнения подобной процедуры потребуется заново пройти теоретический и практический экзамен, а перед этим, увы, дополнительное обучение в автошколе.

Права такого уровня позволяют водителю управлять абсолютно всеми мотоциклетными транспортными средствами, без ограничения по объему двигателя и максимальной скорости. К таковым относятся:

  • непосредственно мотоциклы;
  • скутеры и мопеды;
  • квадрициклы;
  • трехколесные средства передвижения;
  • мотоциклы с колясками и прицепами.

Обратите внимание! Согласно ПДД, максимальный вес полностью снаряженного трехколесного и четырехколесного мототранспортного средства, подходящего для управления водителем с правами категории А, составляет 400 килограмм. Для управления более тяжелыми ТС необходимо получить более высокую категорию.

Данный класс водительских прав доступен всем гражданам, достигшим возраста 18 лет и прошедшим экзамен в ГИБДД.

Подкатегория А1 позволяет водителю управлять легким мотоциклетным транспортом. Понятие легких мотоциклов, согласно ПДД, включает следующие характеристики:

  • объем двигателя не более 125 кубических сантиметров;
  • мощность силовой установки не превышает 11 000 Вт.

Помимо этого, подкатегория А1 позволяет управлять:

  • трехколесным транспортном с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров;
  • мототранспортом массой менее 550 килограмм в нагруженном состоянии.

Проходить обучение на права подкатегории А1 имеют право граждане, достигшие возраста 14 лет. Непосредственное получение удостоверения и последующее управление легким мотоциклом возможно с 16 лет.

Согласно статье 25 ФЗ, подкатегория М позволяет управлять:

  • мопедами;
  • скутерами;
  • минибайками;
  • легкими квадрициклами.

Вышеописанные мототранспортные средства должны обладать двигателем объемом не более 50 кубических сантиметров и мощностью до 4 000 Вт. Помимо этого, мотоциклы и скутеры, управляемые водителем с подкатегорией М, должны иметь ограничение максимальной скорости на уровне 50 км/ч.

Если подкатегория М не открыта, но имеется любая другая категория водительских прав, гражданин автоматически получает законную возможность на управление ТС, указанными в списке выше.

До 2013 года существовала законная возможность получения категории А для владельцев прав с открытой категорией Б без дополнительного теоретического экзамена и обучения в автошколе.

Однако, на текущий момент, согласно постановлению правительства РФ №1097, все обладатели прав вне зависимости от имеющейся категории, для получения любой другой (кроме M) обязаны пройти повторное обучение и сдать экзамены.

Необходимость повторной сдачи экзамена обусловлена:

  • отличиями в правилах для различных видов транспорта;
  • необходимостью дополнительной проверки знаний водителя;
  • регулярными изменениями в ПДД.

Допуск к экзамену производится при наличии:

  • заявления в ГИБДД на получение дополнительной категории;
  • документов, подтверждающих факт прохождения обучения в автошколе;
  • паспорта;
  • медицинской справки о состоянии здоровья.

С 2013 года возможность самостоятельной подготовки к аттестации на получение водительского удостоверения упразднена. По состоянию на 2020 год для получения дополнительной категории А при наличии Б водителю необходимо заново пройти обучение в автомобильной школе и последующую сдачу экзамена из двух частей.

Из расчета 3 занятий за неделю длительность обучения водителя в автошколе составит 4 месяца. За это время преподаватели изложат всю теоретическую часть, а инструкторы дадут практические навыки вождения мотоцикла.

Стоимость получения категории А складывается из нескольких составляющих.

  1. Плата за работу инструкторов в автомобильной школе. Стоимость услуг автошколы составляет от 12 000 до 25 000 рублей в зависимости от региона страны и престижа учреждения.
  2. Получение медицинского заключения о состоянии здоровья. Полное обследование, необходимое для получения прав, обойдется в сумму от 1 500 до 3 000 рублей в зависимости от региона, города и конкретного медучреждения (частного или муниципального).
  3. Оплата сдачи всех частей государственного экзамена. Стоимость приема экзамена составляет в среднем 4 500 рублей.
  4. Оформление пластикового водительского удостоверения или внесения поправок в старое. Для получения документа мотолюбителю придется оплатить государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Обратите внимание! За езду без нужной категории в ПДД предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тысяч российских рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Более того, наказание предусмотрено и передавшему управление.

До 2013 года наличие удостоверения с более высокой категорией позволяло получать привилегии при расширении прав. Однако на текущий момент для получения допкатегории А водителю придется пройти полноценное обучение в автошколе и сдать экзамен, состоящий из двух частей.

  • В ходе теоретической аттестации экзаменуемому предстоит ответить на 20 вопросов билетов ПДД.
  • На практической части сотрудник ГИБДД предложит выполнить четыре различных маневра.

Категория A1 дает ее обладателю право управлять только легкими мотоциклами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания объемом от 50 до 125 «кубиков» или электромоторами мощностью до 11 кВт. До 2013 года в российских правилах не существовало отдельной категории для таких мотоциклов: обладатели прав общей категории А имели право с 16 лет ездить на мотоциклах без ограничений по мощности, кубатуре и т. п.

После изменения системы получения водительских удостоверений и запуска пластиковых карточек международного образца картина существенно изменилась.

Какие права дает категория A1 водительского удостоверения?

Сейчас легкие мотоциклы несовершеннолетние могут водить только при наличии отдельной категории A1. Ее обладатель может ездить за рулем мотоцикла по любым дорогам. «Взрослую» мототехнику с объемом двигателя более 125 куб. см можно водить только с 18 лет. Если к этому моменту у водителя уже открыта A1, то придется отучиться второй раз — уже на полноценную категорию A, при этом A1, естественно, проставляется в права без каких-либо дополнительных испытаний, потому что легкими байками управлять легче и особых навыков для этого не требуется.

Другим «бонусом» для обеих категорий A является автоматическое открытие категории М. Кроме того, последнюю вам автоматически выдадут при замене старого водительского удостоверения по любой причине: будь то истечение срока годности, утеря или открытие новой категории в правах.

Тем, кто считает новый порядок слишком жестким, стоит напомнить, что обсуждались и куда более крутые меры, причем именно в отношении категории Aкак особой группы риска. Изначальный законопроект предусматривал, что полноценную категорию A можно было бы получить только после года безаварийной езды на малокубатурных мотоциклах, причем для этого пришлось бы сдавать отдельный экзамен. В итоговую редакцию закона это положение не попало, поэтому теперь A1 стала достаточно «маргинальной» категорией, необходимой довольно узкому кругу водителей — например, тем, кто принимает участие в юношеских соревнованиях по мотогонкам. Остальные, как правило, предпочитают ждать наступления восемнадцатилетия, чтобы два раза не тратиться на обучение и не сдавать экзамен.

Следует учитывать, что мотоциклы, попадающие в категорию A1, в отличие от транспортных средств категории М, являются полноценными транспортные средства, которые необходимо ставить на учет и получать все документы как на полноценный мотоцикл. Они могут обладать достаточной энерговооруженностью и представлять не меньшую опасность, чем любой другой мотоцикл. Обладатели «младшей» категории A1 при управлении мотоциклами большей кубатуры, чем разрешено данным видом водительского удостоверения, могут быть оштрафованы сотрудниками ГИБДД. Фактически это нарушение приравнивается к езде без прав и наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и отстранением водителя от управления транспортным средством.

Как сдать экзамены на права категории A1?

Раньше все экзамены на категорию A принимались на простеньких мотоциклах, оснащенных моторами объемом 125 куб. см., самыми популярными из них были китайские копии популярного японского мотоцикла Yamaha YBR-125. С введением новых правил выдачи прав учебная техника нашла новое применение: теперь на ней сдают на категорию A1. Этим обуславливается тем, что сдать на A1 отдельно куда проще, чем на М — многие мотошколы просто не имеют возможности закупить скутеры или мопеды в необходимом количестве и предпочитают вообще не учить на «младшую» категорию отдельно. Хорошим бонусом будет возможность школы предоставить свою технику для сдачи экзамена в ГИБДД, ведь проходить сопряженный с дополнительным стрессом экзамен легче на знакомом мотоцикле, и в этом случае меньше вероятность ошибки.

Поэтому найти мотошколу, которая проводит обучение на категорию A1, сравнительно легко. Обучение предусматривает изучение теории и практики вождения и не может длиться менее определенного количества часов. На то, чтобы полностью пройти курс и получить необходимый для сдачи экзамена в ГИБДД сертификат о завершении обучения, нужно будет заложить от полутора месяцев. Остальное зависит от вашей личной обучаемости и способностей к управлению мототехникой. При этом многие инструкторы шутят, что даже цирковой медведь в состоянии сдать экзамен на права, намекая на то, что сносно управлять мотоциклом можно научить любого, кто имеет такое желание.

Сколько стоит получить категорию А1?

Цены на обучение стартуют от 10 тысяч рублей, но могут быть и существенно выше. Ценник практически не зависит от региона, скорее на него влияет список «опций», которые готова предоставить мотошкола. В «обычных» школах цена может доходить до 25 тысяч рублей, но в эту сумму заложено большее количество часов вождения, а для начинающего байкера это один из важнейших показателей. Чем больше будет наката во время обучения, тем меньше вероятность аварий и падений в «реальном» вождении. Именно поэтому свою первую мотошколу имеет смысл выбирать тщательно: именно от опыта инструкторов будет зависеть ваша безопасность, а то и жизнь.

Вместе с тем, многие мотошколы вообще предпочитают не связываться с отдельными курсами для кандидатов на категорию А1: для этого нужна другая техника, да и не всем хочется возиться с обучением несовершеннолетних. Кстати, им для обучения нужен дополнительный документ — нотариально заверенное согласие родителей на посещение уроков в мотто- или автошколе.

Всем остальным гражданам сдавать именно на категорию А1 фактически бессмысленно, проще сразу открыть полноценную категорию А и не ограничивать себя 125 кубиками. Однако никакого запрета на получение отдельной категории А1 в правилах нет — возможно, такая опция пригодится людям, для которых разница в весе между 125 и 250-кубовым мотоциклом настолько существенна, что они даже на экзамене не смогут проехать на более тяжелом мотоцикле.

Документы, необходимые для сдачи экзамена на категорию А1, практически идентичны списку для сдачи на большинство других популярных категорий прав — справка из мотошколы, медсправка и паспорт. Справка «стоит» от 1 до 2 тысяч рублей, причем особенное внимание нужно уделить ее правильному оформлению — часто врачи «на автомате» ставят отметку только напротив самой популярной категории В. К водителям мотоциклов применяются немного другие требования по здоровью, поэтому необходимо проследить, чтобы справка была действительна именно для той графы в в/у, на которую вы предполагаете держать экзамен.

Большинство автошкол включают в стоимость обучения не только учебную технику, но и оборудование безопасности, в первую очередь — шлем. Если вы серьезно намерены водить мотоцикл, а не открываете категорию «на всякий случай», то настоятельно рекомендуем обзавестись своей экипировкой — шлемом, защитой локтей и коленей, «черепахой», перчатками, мотоботами, мотоштанами и мотокурткой. Они точно будут удобнее, чем казенные, и наверняка защитят вас при аварии или падении лучше, чем это может сделать «универсальная», самая дешевая экипировка, которая обычно используется в мотошколах. А главное — для езды на мотоцикле так называемый «экип» все равно придется приобрести.

Финальный этап, прибавляющий к общей стоимости получения прав еще несколько тысяч рублей, — это сама процедура получения водительского удостоверения. По нынешним временам это удовольствие обойдется в сумму от 500 до 3000 рублей в зависимости от типа документа, который вы выберете. Однако самых дешевых прав за 500 рублей вы скорей всего не увидите: хитрые сотрудники МРЭО наверняка будут говорить, что у них нет необходимого оборудования для их выдачи, хотя юридически между тремя существующими типами водительских удостоверений нет никакой разницы.

Мечты о мотоцикле преследовали меня со школы. Все эти Явы и Чезеты с обрезанными рулями и стеклопластиковыми обтекателями. Вы помните рокеров восьмидесятых? Да, тогда их почему-то звали рокерами. Видимо потому что рычали они громко.

Но мечты мечтами, а мама сказала «только через мой труп», чем похоронила все робкие надежды хотя бы на двухскоростник Карпаты.
Потом было как-то не до мотоциклов, а потом некогда, а потом еще потом. И вот в октябре, вернувшись с отпуска, я решил – пора. И пошел в мотошколу MotoDrive, чего и всем советую. В мотошколе было два мотоцикла, один убитый Йобырь и второй убитый совсем Лифан и веселый инструктор, который заставлял ездить на холостом ходу и выполнять всякие дурацкие элементы типа езды по линии разметки, восьмерки и прочие змейки. Никакого драйва.

Недождавшись окончания уроков вождения, в конце октября приехал к восьми в ГИБДД, оплатил сборы и к 8-10 был у окна номер 1. Техник в окошке попеняла на то, что я опоздал, документы взяла, и послала ждать ответа в окошке нумер 6.

Через сорок минут я понял, что что-то идет не так. Ну не могут так долго готовить направление на экзамен. И только я собрался идти обратно в первое окно как меня вызвали. Подхожу, и первое что я вижу это мои права разрезанные пополам. О блин! Начинаю догадываться что меня вместо экзаменов послали на замену прав… дальше идет горячее сорокаминутное выяснение на темы «кто виноват», и «что делать» с привлечение руководства. В итоге через два с половиной часа после приезда я имею на руках новенькие права, правда без категории А (а могли бы и компенсировать моральную травму и опоздание на работу), и направление на экзамен…

Первый теоретический экзамен я естественно завалил. Естественно, потому что «фигли нам кабанам, мы уже двадцать лет за рулем» и правила перед сдачей даже не открывал. Ну и позорно слил. Опыт опытом, но он не подходит для решения каверзных вопросов на тему медицинской помощи в случае ДТП.

Второй раз приехал сдавать 5 ноября. И меня завернули. Типа, с 5 ноября сдать на категорию А можно только после мотошколы, в составе группы, тыры-пыры всюду дыры. Ругаться и искать правду было бесполезно, потому что в ГИБДД на тот момент никто сам нечего не знал. К вечеру все рассосалось, и в конце недели я приехал снова. Меня снова завернули, но я тут проявил принципиальность, дошел до подполковника который руководит этим отделом, и экзамен таки сдал.

Полдела было сделано, осталось сдать практику. Практику, как говорили все, можно сдать либо за деньги, либо с n-ной попытки, где n это коэффициент вашего везения, умноженный на ваши умения. Денег было жалко. Решил, что буду сдавать в общем порядке. Приехал в воскресение. Завернули. Оказывается с ноября практический мото-экзамен принимают только по вторникам. Параллельно на работе наступила жопа, отпроситься с утра стало невозможно. Во вторник уехал с работы на полчаса раньше, приехал к половине шестого, и был послан. Типа поздно, а народу много. Народу действительно было немало, поспрошал у людей, все приехали в два-три часа дня, и пока ждут. Плюнул и уехал.
Сегодня приехал к половине десятого. Народ кучкуется у входа на площадки. На территорию не пускают. Холодно. На мото сдавать народу дофига стоит. Человек сорок. В 10 вышел техник, собрал листочки и сказал ждать двадцать минут, пока не рассветёт. В 10-30 пошла сдаваться первая группа. Народ из-за ворот выходил в основном расстроенный. Многие пришли сдавать второй-третий, а то и четвертый разы.
Пока кучковались у ворот ведущих к площадкам сдачи, приехала патрульная машина и начала штрафовать всех кто стоял под знаком стоянка запрещена. Я там тоже стоял. Но тут… Но тут объявили мою фамилию. Попал я в третью, последнюю дообеденную, группу. Удача.

Пошли на площадку. Пока ждал своего выхода больше переживал за уже почти потерянные 3000 рублей за неправильную парковку. Вызвали четвертым. Все трое до меня не сдали. Напялив шлем, я оседлал Минск. И первое упражнение завалил. Забыл, что надо делать после разворота, то ли ли медленно ехать, то ли или разгоняться-переключаться на вторую, и обратно. Пока соображал, что надо включать вторую, задергался и заглох. Поехал на змейку и колейную доску. Проехал. Поехал на восьмерку. Проехал. Вернулся и проехал таки первое упражнение. Сдал. Я сам себе поверить не мог. Объясняю это тем, что мотоцикл на котором я учился ездить был в худшем состоянии чем этот Минск. Так что для меня катание на экзаменационном мотике было проще чем на учебном.

Мотоцикл Минск. На таком сдают практику.

Вышел на улицу, а там инспектор ГИБДД так и приходует всех стоящих вдоль забора. Пошел сдаваться, не прятаться же по углам, но при виде моей довольной рожи у него проснулся аппетит, и объявив амнистию полицейский уехал обедать. Ура!

Дальше я до четырех вечера ждал, когда же мне выдадут права. Вызвали. Расписался. Пошел фотографироваться, где меня огорошили, что хотят выдать только категорию B. После небольшого переполоха, таки получил заветные права с категориями А и B.

УРААААА! Осталось купить что-то…

Наличие водительского удостоверения на управление транспортного средства высшей категории освобождает от необходимости отдельной подготовки для получения прав на вождение транспорта низшей категории.

Это означает, что перед тем, как открыть категорию А, если есть В, водитель не должен проходить дополнительную подготовку.

Как получить категорию А, если есть Б?

Чтобы открыть категорию А при наличии В, водителю достаточно собрать необходимый пакет документов и после оформления сдать экзамены. Процедура пересдачи будет состоять из теоретической и практической частей. Аналогичным упрощенным способом также можно получить категорию В при открытой Д. Для этого автовладелец должен собрать такие бумаги:

  • удостоверение водителя;
  • паспорт;
  • талон к водительскому удостоверению;
  • квитанция об уплате государственных сборов;
  • медицинская справка.

Справка из больницы оформляется по установленному образцу. В теле такого документа отмечается возможность управления транспортным средством выбранной категории. Вместе с целым пакетом бумаг водитель должен написать заявление, пример которого можно взять в МРЭО. В регистрационно-экзаменноционном отделе ГИБДД окажут все необходимые консультативные услуги. На сайте https://www.gibdd.ru можно отыскать данные о часах работы такого отдела по месту прописки и узнать контактные данные.

Условия допуска к экзамену

Следует обратить внимание на одну очень важную деталь — стать слушателем курса могут лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, а к практическому экзамену допускаются только граждане, достигшие шестнадцатилетия. Переподготовка с категории B на A также обязывает автовладельца пройти предварительное медицинское обследование. Водитель будет допущен к практическому экзамену только после предоставления справки о его годности к управлению таким видом транспорта.

При условии отсутствия какой-либо категории прав водителю предоставляется возможность пройти теоретический курс по индивидуальной программе. В таком случае его обучением занимаются частные инструкторы, которые имеют соответствующую лицензию на осуществление деятельности такого типа.

Теоретическая часть

Экзамен по теории в случае открытия категории А при наличии категории В позволяет экзаменатору определить уровень теоретической подготовки водителя. На основе полученных результатов инструкторами принимается решение о целесообразности допуска владельца транспортного средства к сдаче практической части экзамена.

Экзаменующемуся предоставляется на выбор перечень билетов, каждый из которых содержит по двадцать вопросов. Водитель должен выбрать один правильный ответ из всего приведенного списка.

Вопросы, которые содержатся в таких билетах, могут касаться не только ПДД. Водитель также должен знать методы оказания доврачебной помощи. При проведении теоретического экзамена кандидат на получение новой категории прав должен рассказать об основных положениях по допуску транспортных средства к эксплуатации. Экзаменующемуся будут заданы вопросы, касающиеся технических аспектов безопасного вождения, а также факторов, которые могут привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Водитель обязан в идеале знать все элементы конструкции транспортного средства, состояние которых оказывает непосредственное влияние на безопасность дорожного движения. Кроме этого, кандидат на получение новой категории должен юридически подкован в области законодательной базы РФ, которая касается безопасного движения.

Практическая часть

Практическая часть экзамена во время переподготовки водителя с целью получения новой категории прав проводится на закрытой площадке или автодроме. Экзаменующийся должен подтвердить свои умения и навыки в управлении ТС. Для того, чтобы водитель мог адаптироваться к условиям экзамена, ему предоставляется возможность предварительно опробовать трассу. На это отводится не более двух минут. Все ошибки вождения, которые были допущены при этом, не будут занесены в протокол. После выполнения пробной поездки водитель может заявить о своей неготовности к сдаче экзамена. В таком случае попытка засчитана не будет.

Практический экзамен позволяет инструкторам определить умение водителя управлять мотоциклом на большой и малой скорости, переключать скорости, маневрировать в ограниченном пространстве. При этом экзаменаторы обращают внимание на то, как экзаменующийся может пользоваться зеркалами заднего вида и трогаться с места. Отдельным пунктом стоит задание, в котором водитель должен продемонстрировать вождение мотоцикла одной рукой. Практический экзамен в 2020 году состоит из трех различных упражнений, которые включают в себя несколько маневров.

Упражнение №1 Упражнение №2 Упражнение №3
  • «габаритный коридор»;
  • «габаритный полукруг»;
  • «разгон-торможение».
  • «змейка»;
  • «колейная дорогая»;
  • «управление на малой скорости».
  • «габаритная восьмерка».

Видео: Объяснение упражнений практической части экзамена на категорию А

Порядок подготовки и проведения экзаменов

Экзамен по практике проводится по индивидуальной программе. Он может приниматься у одного или нескольких кандидатов на получение новой категории прав. В последнем случае экзаменационные упражнения выполняются поочередно. Метод проведения определяется материально-технической базой автошколы. Все используемые транспортные средства должны иметь исправное техническое состояние. Данный момент подтверждается документально свидетельством о прохождении технического осмотра.

Площадка, на которой проводится сдача практического экзамена, также должна отвечать необходимым требованиям. Она должна иметь соответствующее качество покрытия и освещения. Экзаменатор контролирует ход выполнения заданий и вносит соответствующие замечания в экзаменационный лист. Чтобы сдать на категорию А, если есть В, следует в общей сумме набрать меньше пяти штрафных баллов. В таблице представлены основные моменты, за которые они могут быть начислены.

Штрафной балл За что начисляется?
1 балл
  • блокировка колеса перед стоп-линией;
  • не подача сигнала рукой;
  • не включение ближнего света;
  • не подача сигнала торможения рукой.
3 балла
  • не включение нейтральной передачи при работающем двигателе после остановки;
  • не переключение передач;
  • заглох двигатель перед началом движения;
  • невыполнение временного норматива при движении на малой скорости;
  • несвоевременная подача сигнала поворота.
5 баллов
  • отклонение от траектории движения;
  • пересечение линии разметки;
  • пересечение стоп-линии;
  • остановка раннее, чем за 40 см до стоп-линии;
  • сбивание оградительных конусов;
  • касание поверхности площадки ногой.

При условии, если водитель допустил ошибку при выполнении одного упражнения из всего комплекса, то ему предоставляется повторная возможность сдачи. В случае получения отрицательной оценки экзаменующемуся придется в другой раз пересдавать весь комплекс.

Экзаменатор четко следит за качеством выполнения практических заданий и фиксирует все идентифицированные ошибки. На основе полученных результатов выставляется итоговая оценка. Экзаменатор может находиться в транспортном средстве или же за его пределами. В проведении экзаменационных мероприятий могут принимать участие представители автотранспортных предприятий, образовательных учреждений, военных комиссариатов. Здесь они будут выступать в качестве помощников.

В случае положительного итогового результат после экзамена следует обратиться в ГАИ для последующего открытия новой категории. После оформления всех документов водителю предоставляется возможность эксплуатации транспортных средств, попадающих в категорию А.

Что в итоге?

При необходимости открытия категории А водительское удостоверение категории В позволяет своему владельцу избежать теоретической и практической подготовки. Чтобы получить право управления транспортным средством данной категории, достаточно сдать экзамен. Предварительно автовладелец должен предоставить необходимый пакет документов.

Транспортные средства категорий А и А1 популярны среди водителей, а особенно у молодежи. Они маневренны, легки в управлении, не требуют огромных затрат в содержании, расходуют немного топлива. Но категория А, невзирая на относительную лёгкость управления, предусматривает обязательную базовую подготовку в автошколе для водителей и наличие удостоверения. Нарушение правил повлечёт за собой административную ответственность.

Любые виды мотоциклов являются довольно опасным средством передвижения, поэтому требуют от водителя достаточной квалификации.

Какие ТС входят в категории А, А1 и М

Перед тем, как поступать в автошколу, будущему водителю не помешает узнать все подробности про открытие категории А водительских прав и что это вообще такое. В категорию А входят тяжёлые мотоциклетные ТС. Это полностью оборудованное средство передвижения может весить до 400кг, а объём двигателя рабочий – более 125 см кубических.

Такой мотоцикл может также оборудоваться и коляской (или боковым прицепом), хотя последние несколько десятилетий это приспособление используется мотоциклистами крайне редко. В эту же категорию входят и мощные 3- и 4-колесные ТС, но с общим весом в пределах тех же 400кг.

Категория А даёт право водителю управлять ТС ещё двух категорий:

  1. А1 является подкатегорией. Это те же мотоциклы, только с меньшими показателями объёма двигателя – в диапазоне 50-125 см. куб., а мощность допускается до 11 КВт. Сюда же относятся и 3-колёсные ТС с весом до 550 кг, максимальная скорость которых ограничена 45км/ч.
  2. М – мопеды, скутеры и прочие лёгкие ТС, чей двигатель в объёме не выше 50 см. куб. Лёгкие квадроциклы находятся в этой же категории. С некоторых пор все эти средства передвижения получили огромную популярность среди водителей, так как не требовали подготовки и ношения шлема. Но именно столь широкое распространение вынудило законодателей ужесточить правила.

Для каждой категории мотоциклов имеются свои возрастные стандарты:

  1. Права категории А смогут получить граждане с 18 лет.
  2. Категория прав А1 доступна с 16 лет. Автоматически открывается, если получить категорию А.
  3. Категория М предусматривает специальное обучение только для граждан с возраста 16 лет или более старших людей, не имеющих никаких водительских прав, так как автоматически открыть её можно, имея удостоверение на любую категорию вождения.

На каждую из категорий классификации обучение можно пройти и раньше указанного возраста (в 14-15 лет на А1 и М, с 16 – на А), но сдать экзамен и получить документ (удостоверение водителя) получится только при достижении положенной даты.

Когда водитель получает категорию А, А1 или М, отметка об этом делается на обратной стороне удостоверения, в соответствующей строке и графе. В столбец рядом заносятся ограничения.

Обучение в автошколе на категории А и А1

Чаще всего будущие водители поступают на обучение вождению в обычную лицензированную автошколу. За несколько месяцев (или чуть больше) человек изучит теорию, правила дорожного движения, приобретёт необходимые практические навыки.

С особым вниманием следует отнестись к выбору заведения. Оно должно иметь хорошую репутацию и опытных инструкторов в штате. Не помешает также убедиться, что лицензия на право обучения не просрочена.

Для поступления необходимо:

  • написать заявление;
  • собрать и предоставить пакет документов;
  • оплатить обучение (по договорённости с самим заведением, это делается либо единовременно, либо поэтапно, цены также различаются в зависимости от самой школы);
  • заключить договор на обучение;
  • пройти медкомиссию, а справку принести в автошколу;
  • если обучающемуся меньше 27 лет, то предоставляется военный билет.

В пакет документов входят:

  • копия паспорта (1 и 2 стр.);
  • фотографии 3х4 (в каждом салоне специалисты знают, какие фото необходимы на права);
  • если имеется удостоверение на другую категорию, то и его копию.

Учебный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Теория. Будущие водители изучают ПДД, устройство мотоцикла, правила его эксплуатации, подбор правильной экипировки, оказание медицинской помощи в случае аварии и пр.
  2. Практика на автодроме. Инструктор научит мотоциклиста пользоваться техникой: заводить двигатель, трогаться с места и тормозить, различным тактикам управления и езды. В среднем на это уходит около 10 часов.
  3. Перед основным экзаменом в Госавтоинспекции нужно сдать внутренний в самой автошколе. Это хорошая тренировка для водителей.

После успешного прохождения обучения, автошкола подаст документы в Госавтоинспекцию (к которой прикреплена), где будет назначена дата экзамена. Инструктор из школы также будет присутствовать на нём.

Экзамен ГИБДД – теоретическая часть

Самый ответственный этап – экзамен в ГИБДД. Сдавать его можно в любом отделении России, независимо от прописки и места проживания. Единственный нюанс – не везде есть автопарк для этих целей.

Чтобы получить допуск к экзамену, необходимо снова собрать документы:

  • паспорт (либо другое удостоверение, например, военный билет либо удостоверение военнослужащего);
  • справка о прохождении медосмотра для прав категории А;
  • сертификат из автошколы о том, что пройден курс обучения;
  • заявление (бланк можно получить в отделении ГИБДД или самостоятельно найти и скачать на сайте);
  • квитанция об оплате госпошлины (2 000 рублей).

Экзамен ГИБДД состоит из двух этапов – на знание теории и практическое вождение.

Первая часть теоретическая, она выглядит так:

  1. Экзаменующийся садится за компьютер. Индивидуальное задание для него приходит с сервера МВД.
  2. Общая база состоит из 800 вопросов, программа в случайном порядке выбирает среди них 20. Из 4 предложенных вариантов ответа к каждому заданию экзаменующийся выбирает один. Вопросы касаются не только ПДД, но и всей той теории, что преподавалась в автошколе – правила эксплуатации мотоцикла, первая медицинская помощь, экипировка, факторы возникновения ДТП и пр.
  3. Будущий водитель имеет право лишь на 2 ошибки. Если их окажется больше, то через неделю экзамен повторится. В третий раз можно пересдавать через месяц. Всего даётся три попытки. Если все они окажутся неудачными, то курс обучения придётся повторить.

Времени для изучения теории предоставляется достаточно. Водителю не обязательно заучивать учебник наизусть. Если несколько раз внимательно прочитать материал, вникнуть в каждый пункт, то эта часть экзамена не вызовет затруднений.

После успешной сдачи теории последует практика. Не обязательно сдавать вождение в тот же день – гражданину для этого отводится целых 3 месяца.

Практика вождения на экзамене в ГИБДД

Транспортное средство (мотоцикл) предоставит автошкола, ГИБДД либо разрешается привезти свой, на котором водитель уже имел возможность попрактиковаться.

Как уже упоминалось выше, на категорию А можно сдавать экзамен только с 18 лет (на А1 – с 16). И если водители, претендующие на категорию В, сдают практику на автодорогах в условиях города, то для будущих мотоциклистов достаточно автодрома.

Сначала предоставляется 2 минуты на ознакомление с площадкой для вождения. В случае сильного волнения или если у водителя есть ощущение, что он пока не готов, то можно отказаться, перенести испытания на более поздние сроки (главное – решиться на повтор в течение 3 месяцев). Экзаменаторы не засчитают это, как неудачную попытку.

Перед началом процесса водитель надевает шлем, размещается на сидении, убирает подножку, заводит мотоцикл и не забывает включить фару. Как только инспектор даёт команду, в течение 30 сек нужно приступить к выполнению упражнений. Само испытание включает в себя 6 элементов.

Что должен уметь водитель:

  1. Тронуться с места.
  2. Управлять техникой на низкой и высокой скорости.
  3. Маневрировать в узком пространстве.
  4. Переключать скорости.
  5. Правильно высаживать пассажира.
  6. Недолгое время управлять одной рукой.

Последовательность упражнений в каждом отделе ГИБДД своя, перечисленные элементы в разном составе присутствуют в нескольких манёврах.

Например, экзаменующемуся предложат три задания:

  1. Тронуться с места, продемонстрировать разгон и торможение во время выполнения габаритного коридора, а затем габаритного полукруга.
  2. Проехать на низкой скорости по колейной дороге, «змейкой».
  3. Выполнить габаритную восьмерку.

Условия испытания достаточно строгие. Перед началом инструктор пояснит водителю, что средняя скорость движения по площадке 10 км/ч, точность и скорость должны соблюдаться строго. Выполнить упражнение нужно в отведённое время (не желательно ехать ни быстрее, ни медленнее). Запрещено выезжать за границы площадки, ехать в другую сторону, останавливаться в неположенном месте и т. п. Разрешается не более чем по 2 раза совершать промахи: сбить конус, подставить ногу, заглохнуть.

За определённые нарушения инспектор начисляет штрафные баллы и заносит их в протокол. За небольшое превышение этих баллов экзаменатор позволяет тут же пересдать манёвр. Если нарушений много, то водителю придётся позднее пересдавать практику полностью.

Получение прав

После успешной сдачи всех экзаменов, водитель получает права категории А на мотоцикл. На этот момент должна быть оплачена госпошлина. В 2018 году её размер 2 000 рублей.

В эту сумму входит:

  • оплата работы сотрудников ГИБДД;
  • само удостоверение в виде пластиковой карточки (экзамены, в том числе и повторные, проводятся бесплатно).

При получении новых категорий (либо по причине замены, потери) каждый раз гражданину выдаётся новая карточка, а значит, каждый раз за получение платить придётся 2 000 рублей. Водительское удостоверение на бумажной основе постепенно из оборота исчезает, хотя получить его пока ещё можно.

Оплата пошлины осуществляется несколькими способами: в кассе банка, через банковские терминалы. Взять реквизиты и даже сформировать готовый платёжный документ можно на официальном сайте ГИБДД. Если подать заявление на сервисе Госуслуги, то оплатить госпошлину можно со скидкой (только безналичным платежом).

Езда с просроченными правами (а также без прав или открытых категорий) карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС, поэтому не стоит экономить на оплате пошлины.

Открытие категории А, когда уже есть категория В

Водитель, имеющий ВУ с открытой категорией В (на автомобиль), может пожелать также открыть и категорию А. Этот процесс проходит быстрее и проще – обучение в автошколе не требуется, нужно просто сдать экзамен в ГИБДД.

Так как между автомобилем и мотоциклом имеются различия (как в управлении, так и в ПДД), то экзамен включает и теоретическую часть.

Основной список документов примерно одинаковый во всех отделениях ГИБДД (но могут потребоваться и другие бумаги):

  • ВУ категории В;
  • талон, который подкрепляет это удостоверение;
  • паспорт;
  • заявление (его обычно заполняют на месте);
  • квитанция об оплате (пластиковую карточку выдадут новую, когда будет открыта ещё одна категория, поэтому без госпошлины до экзамена не допустят);
  • медицинская справка

Даже если водитель недавно проходил медкомиссию, то для категории А придётся пройти ещё раз – необходимо врачебное заключение именно на эту категорию ТС. Пакет документов предоставляется водителем в экзаменационный отдел ГИБДД. Всю информацию, включая контактные данные, можно найти на официальном сайте.

В остальном прохождение экзамена не отличается от того, что сдают начинающие неопытные водители.

Соблюдение ПДД на мототехнике такие же, как и для остальных категорий, кроме нескольких особенностей: мотоциклисту категорически запрещено ездить без специального шлема (велосипедные, строительные и т. п. использовать запрещено), нельзя свободно ездить по магистралям на скутерах или мопедах (только по отдельной полосе) и т. п.

Водителю, разобравшемуся в тонкостях категорий А и А1 водительских прав, понятно, что это обучение на вождение мотоциклов, только с разными характеристиками. Категория А1 (как и М) открывается автоматически, когда водитель получает ВУ на ТС класса А. Для водителя с категорией В не нужно сдавать экзамен на М.

Post Views: 4 Рейтинг автора 1 Панкратов Олег Панкратов Олег Викторович Капитан отдельного батальон ДПС ГИБДД г.Москва Написано статей и ответов 269

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *