МФО лицензия

МФО лицензия

Выдача займов коммерческими компаниями — часто встречающееся явление в бизнесе. Компании, занимающиеся различной дея­тельностью, могут предоставлять денежные средства взаймы как своим сотрудникам и организациям своего же холдинга, так и сторонним компаниям-партнерам. В определенный момент, когда количество выдаваемых зай­мов конкретной компании становится, по ее мнению, значительным, руководство может задаться вопросом: допустимо ли это? Главное опасение — не будут ли такие действия приравниваться к выдаче кредитов и не привлекут ли компанию к ответственнос­ти за незаконное осуществление банковской деятельности без лицензии? О том, обоснованны ли эти опасения, а также о критериях разграничения деятельности по выдаче кредитов и обычных займов — в этой статье.

Выдачей заемных средств в настоящее время занимаются различные участники оборота — кредитные организации, кредитные кооперативы, мик­рофинансовые организации, однако в законе нет запрета на осуществление такого вида коммерческой деятельности обычными предпринимателями, поскольку на операции по выдаче займов специального разрешения не требуется. В законе нет положения о том, что ее могут осуществлять только вышеперечисленные организации, равно как и нет указания на то, что иные участники оборота ее осуществлять не вправе.

Привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады и выдачу кредитов могут осуществлять кредитные организации на основании выданной им ЦБ РФ лицензии.

Вместе с тем в ГК РФ преду­смотрена конструкция договора займа, имеющая сходство с приведенными операциями. Для заключения такого договора наличие банковской лицензии не требуется и специальная правоспособность также не нужна. Наличие у компании общей правоспособности дает ей право выдать займы своим контрагентам на согласованных между ними условиях.

Содержание

За совершение банковских операций без лицензии могут привлечь к уголовной ответственности

Разграничение приведенных договорных конструкций имеет важное практическое значение, поскольку за незаконное осуществление банковской дея­тельности без лицензии преду­смотрена уголовная ответственность (ст. 172 УК РФ). Она наступает при условии, если причинен крупный ущерб гражданам или сама деятельность сопряжена с извлечением крупного дохода. При этом в ст. 172 УК РФ указано на наступление уголовной ответственности за осуществление незаконной банковской деятельности (банковских операций) без раскрытия содержания такого преступного деяния.

Из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики можно увидеть, что по ст. 172 УК РФ может быть осуждено лицо, совершающее такие действия, которые подпадают под признаки банковских операций и при этом их не вправе совершать иные лица в рамках своей предпринимательской деятельности.

Так, например, в одном деле по ст. 172 УК РФ были осуждены члены преступной группы, которые занимались незаконными переводами денежных средств без открытия счетов, обналичивали их по поручениям третьих лиц под видом фиктивных хозяйственных операций, для чего в платежных поручениях делали ссылки на несуществующие договоры поставки, подряда либо изготавливали их без реального исполнения соответствующих сделок, выполняли поручения на транзитный перевод денег и за все свои услуги взимали комиссию в виде процента с сумм переводов. Деятельность этой группы осуществлялась длительное время, она носила стабильный, постоянный характер с четко распределенными ролями внутри группы, с подчинением и четким исполнением указаний организатора, с соблюдением и обеспечением необходимых и заранее продуманных мер безопасности, конс­пирации, защиты от разоблачения, материально-техническим обеспечением (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2014 б/н).

Для применения ст. 172 УК РФ в действиях подсудимых обязательно наличие признаков банковских операций. Такие действия, как обналичивание денежных средств с использованием подставных фирм и фиктивных до­кумен­тов, получение, перевозка и выдача денег, не могут рассматриваться исключительно как незаконная банковская деятельность, поскольку их совершение характерно и для любой другой предпринимательской деятельности. Подобная деятельность группы граждан, совершенная хотя и с использованием отдельных признаков банковской деятельности, образует состав другого преступ­ления — незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), а не незаконную банковскую деятельность, которая является специальным составом по отношению к незаконному предпринимательству (постановление Московского городского суда от 26.09.2014 № 4у/7-5081/14).

Как видно из приведенных примеров, незаконная банковская деятельность проявляется в осуществлении без лицензии ЦБ РФ действий, подпадающих под признаки банковских операций, которые не имеют сходства с любыми иными хозяйственными операциями, для которых наличие лицензии необязательно. Открытие и ведение счетов, осуществление денежных переводов по поручениям клиентов, выдача банковских гарантий, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств и драгоценных металлов — эти и другие банковские операции могут совершать только кредитные организации на основании лицензии. За совершение подобных операций без лицензии может наступить уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ в случае, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Лицензия для заключения договора займа не требуется

А вот такая операция, как выдача займа, прямо предусмотрена § 1 главы 42 ГК РФ, при этом для ее осуществления наличие лицензии в качестве обязательного условия не предусмотрено. Такую деятельность вправе осуществлять любые организации, обладающие общей правоспособностью, возникающей у них после регистрации в ­ЕГРЮЛ.

Кроме того, при выдаче займов заемщикам не причиняется никакого ущерба в принципе, наоборот, им предоставляется имущественное благо, имею­щее для них потребительскую ценность: они получают доступ к финансовым ресурсам в условиях свободного денежного рынка, где не лишены возможности выбрать займодавца из числа имеющихся игроков и наиболее оптимальные для себя условия финансирования. Ограничение деятельности по выдаче займов не допускается, поскольку это противоречит принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав, закрепленному в ст. 1 ГК РФ.

Нет никаких оснований для привлечения компании, занимающейся выдачей займов, к административной ответственности, поскольку преду­смотренная ст. 15.26 КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности применяется только за такие нарушения, как осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности (ч. 1) и нарушение кредитной организацией установленных регулятором нормативов и иных обязательных требований (ч. 2).

Аналогичным образом и в ст. 15.26.1 КоАП РФ установлена ответственность только за нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности, то есть незаконные действия, осуществляемые непосредственно самими микрофинансовыми организациями.

В судебной практике вопрос разграничения банковских операций и заемных операций регулярно поднимается, в связи с чем участникам гражданского оборота следует учитывать следующие важные аспекты, которые позволят им в случае необходимости доказать, что в их деятельности нет ничего противозаконного.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № ­395-1 «О банках и банковской дея­тельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Следовательно, под банковской деятельностью надлежит понимать совокупность банковских операций, имеющих конечной целью извлечение прибыли.

Из сопоставления договоров сразу видно, что кредитный договор характеризуется особым субъектным составом в отличие от договора займа. Ведь предмет договора займа шире, чем предмет кредитного договора: по нему, помимо денежных средств, могут также передаваться вещи, определяемые родовыми признаками.

Выдача и получение займов, исходя из содержания ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не являются ни банковской операцией, ни банковской сделкой, следовательно, к банковской деятельности они отнесены быть не могут. Такое же мнение высказывает Минфин России, указывая, что операция по предоставлению займов не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, а их предоставление не требует получения лицензии на осуществление банковских операций. При этом закон не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов (письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67).

Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 4 информационного письма от 10.08.94 № С1-7/ОП-555 «Об ­отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике», если учреждения в нарушение устава занимаются как предпринимательской деятельностью выдачей кредитов (независимо от того, за счет каких источников сформированы финансовые ресурсы) под проценты и заключают кредитные договоры без получения лицензий, такая деятельность должна признаваться не соответствующей законодательству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда же одна организация передает заемщику свои свободные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии не требуется, в том числе и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.

Данную позицию в настоящее время разделяют многие окружные арбитражные суды. Они отмечают, что действую­щее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения лицензии на осуществление деятельнос­ти по предоставлению займов. Круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен.

Кроме того, деятельность организации по выдаче займов не может быть признана банковской деятельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Банковская деятельность, для осуществления которой требуется получение специальной лицензии, не ограничивается только выдачей заемных денежных средств.

В противном случае запрет взаимного предоставления денежных средств в заем юридическими лицами в условиях свободы договора (ст. 421 ГК РФ) делает невозможным такую свободу, исключает получение прибыли, являющейся основной целью деятельнос­ти коммерческой организации в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу № А12-2852/2010, Уральского округа от 08.12.2010 № Ф09-7808/10-C5 по делу № А60-46243/2009-С2, от 08.12.2010 № Ф09-7833/10-C5 по делу № А60-46126/2009-C2 и от 11.10.2010 № Ф09-7797/10-C5 по делу № А60-46032/2009-С2 и др.).

Систематическая выдача микрозаймов не микрофинансовой организацией подпадает под понятие недобросовестной конкуренции

2 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № ­151-ФЗ «О мик­рофинансовой дея­тель­нос­ти и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № ­151-ФЗ), имеющий важное значение для развития гражданского оборота, поскольку в нем говорится о возможности осуществления коммерческими организациями, не имеющими статуса кредитной организации, в качестве одного из основных видов своей деятельности привлечение займов и их последующую выдачу.

Вовлечение в сферу розничного кредитования новых игроков — микрофинансовых организаций было призвано сделать кредитные продукты для населения, малых и средних предприятий более доступными, упростить процедуры их предоставления, повысить конкуренцию на рынке кредитования.

Основная новелла вышеука­занного закона заключается в том, что теперь и коммерчес­кие и даже некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, имеют право заниматься привлечением денежных средств и выдачей кредитов без каких-либо ограничений в пределах лимита 1 млн руб., включая все проценты за пользование суммой займа на весь период его предоставления (микрозаймы) при выполнении ряда условий.

Прямо в Законе № 151-ФЗ не сказано о том, что другие организации не вправе заниматься деятельностью по выдаче зай­мов на регулярной основе, однако для компании, занимаю­щейся на профессиональной основе выдачей займов под процент, существует риск привлечения к ответственности за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) по заявлению конкурентов (например, микрофинансовой организации) или кого-то из недовольных клиентов, поскольку выдаваемые антимонопольным органом предписания на прекращение указанной деятельности суд может оставить в силе и обязать компанию-зай­модавца прекратить вести свой бизнес по выдаче займов. В судебной практике есть негативные примеры.

Так, в одном деле окружной суд, признавая наличие в действиях компании–займодавца признаков нарушения антимонопольного законодательства, мотивировал свои выводы следующим.

На основании ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ не допускается недоб­росовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 151-ФЗ юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерчес­кой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр мик­рофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Законодательством РФ для микрофинансовых организаций установлены определенные требования, например, к органам управления, нормативам достаточности собственных средств и ликвидности и т. п.

Из анализа действующего законодательства следует, что сис­тематическая деятельность по предоставлению микрозаймов (до 1 млн руб.) может осуществляться только юридичес­кими лицами либо специально созданными с целью ее осуществления в предназначенной для этого организационно-правовой форме (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и т.п. ), либо приобретшими статус микрофинансовых организаций посредством внесения ЦБ РФ сведений о них в соответствующий реестр.

В связи с этим деятельность по выдаче займов на систематической основе компанией, не включенной в реестр мик­рофинансовых организаций, подпадает под понятие недоб­росовестной конкуренции, содержащееся в п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 этого закона, поскольку, заключая договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, получает преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, которые работают на данном рынке и не заключают договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, соблюдая все требования, предусмотренные законодательством к мик­рофинансовой деятельности, не избегая контроля со стороны государства (постановление АС Уральского округа от 09.02.2015 по делу № А50-5904/2014).

Для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций

Однако, отметим, что положения Закона № 151-ФЗ, равно как и нормы иных законодательных актов, не исключают возможности выдачи займов компанией без регистрации в качестве микрофинансовой организации. Об этом, в частности, свидетельствует судебная практика, сложившаяся после принятия данного закона.

Так, к примеру, ФАС Уральского округа в одном деле на основе анализа норм ст. 49, п. 1 ст. 809, п. 1 ст. 810, п. 1 ст. 819 ГК РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения организацией лицензии при осуществлении деятельности по предоставлению займов, так как круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен. Кроме того, деятельность организации, связанная с выдачей займа, не может быть признана банковской дея­тельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Необходимо также учитывать, что банковская деятельность, для осуществления которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), не ограничивается только выдачей заемных денежных средств (постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2011 № Ф09-9382/10-С5 по делу № А60-46089/2009-С2).

Следовательно, для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций, на проведение которых требуется наличие лицензии. Осуществление же только одной-единственной операции по выдаче денежных средств достаточных оснований для квалификации операций зай­модавца в качестве незаконной банковской деятельности не имеется.

Заемщик, взявший денежные средства взаймы, но уклонившийся от их возврата, не сможет ссылаться на отсутствие у займодавца специального разрешения (лицензии) на выдачу займов, поскольку в любом случае при доказанности фактов выдачи займа и наличия просроченной задолженности суд удовлетворит требования займодавца (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.10.2013 по делу № 33-3531-2013).

Таким образом, следует признать, что действующим законодательством РФ прямо не установлен запрет на заключение договоров займа обычными хозяйствующими субъектами. Они вправе заниматься такой деятельностью. Вместе с тем такая деятельность для хозяйствующих субъектов не должна быть единственной и наряду с ней они, не формально указав в уставе, а фактически должны заниматься и другими видами хозяйственной деятельности.

Стоимость в 2020 году 9790 рублей. Акция в январе! Действует цена 2019 года!

Срок 14-30 дней.

На 01.01.2020 года мы внесли 425 компаний (в том числе 3 фонда) в гос. реестр МФО.

Бесплатный аудит учредительных документов и наименования на соответствие требованиям ЦБ РФ.

Есть готовые МКК c ПВК. Стоимость 160 000 рублей.

Вы получаете:

  1. Юридическая консультация
  2. Анализ представленных клиентом документов на соответствие требованиям законодательства
  3. Подготовка комплекта документов, по которым проходит регистрация в реестре МФО, чтобы регистрация микрофинансовой организации прошло успешно
  4. Подача документов для внесения в реестр МФО
  5. Скидка 50% на разработку правил внутреннего контроля для МФО (11 документов. Обязательно для всех МФО)
  6. Скидка 50% на прохождение обучения по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (обязательно для всех МФО)
  7. Проверка всех документов и наименования вашей компании на соответствие законодательству об МФО.

Если у вас еще нет юридического лица, то мы зарегистрируем вам микрофинансовую фирму под ключ. Стоимость от 35 000 рублей. Печать в подарок.

Дополнительные услуги:

  1. Регистрация ООО (МКК) в ФНС под ключ без вашего выезда в налоговую в любом регионе РФ 12000 рублей. Пошлина и другие расходы включены в стоимость. Юридический адрес за дополнительную плату.
  2. Вступление в СРО МФО без выезда под ключ. 5000 рублей.
  3. Ежемесячная сдача отчетов в ЦБ, Росфинмониторинг и СРО по запросу в зависимости от объемов.
  4. Стоимость разработки правил микрозаймов составляет 5980 рублей.
  5. Стоимость разработки правил внутреннего контроля в соответствии с 115-ФЗ составляет 18800 рублей (цена с учетом скидки: 9400 рублей).
  6. Стоимость внесения в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора и разработки документации по персональным данным в соответствии с 152-ФЗ составляет 22300 рублей (с учетом скидки 11150 рублей).
  7. Стоимость целевого инструктажа ответственного сотрудника за внутренний контроль составляет 11000 рублей (с учетом скидки 5500 рублей).

Что такое регистрация МФО?

Регистрация – это юридическая фирма, у которой имеется определенная правовая и организационная регистрация. После регистрации такие микрофинансовые фирмы могут выдавать займы населению в сумме до одного миллиона рублей.

Если ваша организация желает осуществлять подобную деятельность, то ей необходима регистрация в реестр, где есть и другие микрофинансовые организации. Это довольно сложная процедура, которая потребует не только хорошо разбираться в федеральном законодательстве, но и обладать знаниями приказов ФСФР и НПА Банка РФ.

Процесс деятельности мфо представлен в федеральном законе № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций». В нем определены правовые нормы, на основании которых микрофинансовая фирма может проводить свою работу, а также принцип контроля государством. Там же четко описывается процедура выдачи займов, включая суммы и условия. В законе сформулирован принцип получения статуса мфо и функции контролирующей организации в этой области деятельности. Как только компания зарегистрируется как юридическое лицо с правом ведения дел по микрофинансовым видам деятельности, вся информация о ней заносится в реестр. Следует иметь в виду, что индивидуальные предприниматели не могут вести микрофинансовую деятельность.

Ведущим направлением нашей компании является регистрация в реестре МФО.

Регистрация в реестр МФО и другие регистрации проходят следующие этапы

Сама регистрация разбивается на следующие пункты. Сначала осуществляется аудит учредительной документации вашего предприятия. Далее комплектуется комплект документов для передачи его в Центральный Банк РФ. Через две недели ваша микрофинансовая организация вносится в реестр, о чем говорит получаемый вами документ-свидетельство о регистрации МФО. Однако может быть и обратная ситуация, когда государственный орган отказывает о внесении в реестр и регистрации. Это случается, когда документы организации находятся не в полном порядке или по иным причинам.

С момента регистрации ваша организация получает соответствующий статус, и только после регистрации организации она может осуществлять свою деятельность по выдаче микрозаймов населению. Статус снимается в тот день, когда информация о фирме исключается из реестра. В случае положительного результата от государственного органа на юридический адрес организации присылается свидетельство о том, что, проведена регистрация и фирма встала на учет. После этого можно выделить следующие ее функции:

  • Регистрация дает право выдавать населению микрозаймы, размер которых не превышает одного миллиона рублей.
  • После получения от заемщика заявления с просьбой о выдаче суммы организация имеет право потребовать от него все необходимые документы с целью проверки платежеспособности, а также для обеспечения выполнений его обязательств по заключенному договору.
  • МФО вправе не выдавать требуемый займ, предоставляя отказ с объяснением.
  • Регистрация дает право, что организация вправе оказывать другие услуги, учитывая ограничения, которые указаны в федеральном законе. Т.е. она может выдавать другие займы или вести какую-либо иную деятельность, порядок которой определен также федеральным законом. Это должно быть отражено в учредительных документах.
  • Регистрация дает право фирме брать кредиты или (и) иные займы от различных фирм, в том числе основанных на добровольных взносах или благотворительных пожертвованиях. Получение денежных средств может быть в любой другой форме, если это не противоречит федеральному законодательству, а также в установленных ограничениях.

Регистрация Банка России в государственный реестр за 2017-2020 г:

Регистрация 2017-2020 года (по всем компаниям мы храним заявления с отметками ЦБ о принятии):

24.12.2019 внесено 2 наших мкк

05.12.2019 внесена 1 наша мкк

19.11.2019 внесена 2 наши мкк

11.10.2019 внесено 2 наших мкк

23.09.2019 внесена 1 наша мкк

18.09.2019 внесена 1 наша мкк

30.08.2019 внесена 1 наша мкк

13.08.2019 внесена 1 наша мкк

17.07.2019 внесено 2 наша мкк

01.07.2019 внесена 1 наша мкк

18.06.2019 внесена 1 наша мкк

03.06.2019 внесена 1 наша мкк

20 мая 2019 года внесена 2 наши мкк

13 мая 2019 года внесена 1 наша мкк

10 апреля 2019 года внесена 1 наша мкк

01 апреля 2019 года внесено 2 наших мкк

18 марта 2019 года внесено 2 наших мкк

11 марта 2019 года внесена 1 наша мкк

22 февраля 2019 года внесена 1 наша мкк

28 января 2019 года внесена 1 наша мкк

15 января 2019 года внесено 2 наших мкк

17 декабря 2018 года внесена 1 наша мкк

23 ноября 2018 года внесена 1 наша мкк

19 ноября 2018 года внесено 2 наших мкк

25 октября 2018 внесена 1 наша мкк

11 октября 2018 года внесена 1 наша мкк

08 октября 2018 года внесена 2 наша мкк

03 сентября 2018 года внесена 1 наша мкк по новым правилам ЦБ!

02 августа 2018 года внесена 1 наша мкк по новым правилам ЦБ!

09 июня 2018 года внесено 2 наши мкк по новым правилам ЦБ!

06 июня 2018 года внесено 4 наши мкк по новым правилам ЦБ!

08 мая 2018 года внесена 1 наша мкк

07 марта 2018 года внесено 2 наши мкк.

12 февраля 2018 года внесена 1 наша мкк.

25 декабря 2017 года внесено 2 наших мкк.

15 ноября 2017 года внесено 2 наших мкк.

4 сентября 2017 года внесена 1 наша мкк.

16 августа 2017 года внесена 1 наша мкк.

1 августа 2017 года внесена 1 наша мкк.

19 июля 2017 года внесено 4 наши мкк.

27 июня 2017 года внесено 3 наших мкк.

06 июня 2017 года внесено 2 наши мкк.

26 мая 2017 года внесена 1 наша мкк.

15 мая 2017 года внесено 2 наши мкк.

27 апреля 2017 года внесено 4 наших мкк.

12 апреля 2017 года внесено 2 наши мкк.

31 марта 2017 года внесено 4 наших мкк.

03 марта 2017 года внесено 8 наших мкк.

31 января 2017 года внесена 1 наша мкк.

25 января 2017 года внесено 3 наших мкк.

Решения 2016 года:

22 декабря внесено 6 наших мкк

08 декабря внесено 2 наших мкк.

07 ноября внесено 6 наших мкк.

12 октября внесено 6 наших мкк.

27 сентября внесены 2 наши микрокредитные компании.

02 сентября внесена 1 наша микрокредитная компания.

10 августа внесена 1 наша микрокредитная компания.

26 июля внесена 1 наша микрокредитная компания.

14 июля внесено 3 наших микрокредитных компаний.

27 июня 2016 года внесены 2 наши микрокредитные компании.

28 марта 2016 года внесено 14 наших компаний.

25 марта 2016 года внесены 2 наши компании.

22 марта 2016 года внесены 2 наши компании.

16 марта 2016 года внесена 1 наша компания.

Правовая помощь в регистрации микрокредитной компании по требованиям ЦБ РФ и в получении свидетельства о включении в государственный реестр микрофинансовых организаций в любом регионе РФ.

Результат работы получение Заказчиком свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций

Статус микрофинансовой организации может получить только юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель лишен такой возможности. Еще одна необходимая составляющая статуса микрофинансовой организации – это внесение сведений о микрофинансовой организации в государственный реестр микрофинансовых организаций.Таким образом, созданное юридическое лицо и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в указанный реестр.

Наши специалисты оказывают пошаговое юридическое сопровождение регистрации микрокредитной компании одного из видов микрофинансовой организации. Ниже Вы можете ознакомиться с перечнем наших услуг. Мы находимся в городе Казани (Республика Татарстан), но оказываем услуги по всей России. Подробнее о стоимости услуг и перечне необходимых документов Вы можете узнать по электронной почте info@law115.ru

Вы можете получить устную или письменную консультацию по организационным вопросам открытия микрокредитной компании на территории Российской Федерации.

Наши специалисты имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрокредитных компаний. Оказывают наиболее полные, точные и оперативные консультации.

Пошаговое юридическое сопровождение микрокредитной компании

Регистрация микрокредитной компании в налоговых органах Российской Федерации.

На данном этапе наши специалисты окажут Вам необходимую консультацию по выбору юридического адреса микрокредитной компании, проведут проверку наименования микрокредитной компании, подготовят рекомендации по подбору учредителей микрокредитной компании и единоличного исполнительного органа.

Создание МКК начинается с регистрации юридического лица. Перед открытием МКК следует проверить соответствие учредителей микрофинансовой организации и ее единоличного исполнительного органа квалификационным требованиям установленным Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ. Во-первых, требования к учредителю(ям) микрофинансовой организации — отсутствие судимости за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти. В-вторых, единоличным исполнительным органом микрофинансовой организации не могут являть следующие лица:

  • лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
  • лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

На первом этапе специалисты компании Ю-Питер Консалтинг подготовят для Вас необходимые документы:

  • Устав микрокредитной компании в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
  • Протокол (решение) о создании микрокредитной компании.
  • Заявление по форме №Р11001
  • Приказ о назначении директора.
  • Приказ о назначении бухгалтера.

Необходимые документы и информация об учредителе(ях) и единоличном исполнительном органе для подготовки документов в налоговые органы:

  • ИНН учредителя(ей) МКК
  • Паспортные данные учредителя(ей) МКК
  • Должность руководителя МКК
  • ИНН единоличного исполнительного органа
  • Паспортные данные единоличного исполнительного органа
  • Контактный телефон
  • Юридический адрес
  • Гарантийное письмо от арендодателя (при заключении договора аренды)
  • Наименование юридического лица: ООО Микрокредитная компания «____________».

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО может быть в случае наличия в реестре полного и (или) сокращенного наименования МФО, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о микрофинансовой организации были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление. Таким образом, принимать решение о выборе полного и (или) сокращенного наименования юридического лица слеует с учетом сведений, содержащихся в реестре МФО и ЕГРЮЛ. Согласно части 5 статьи 4 Закона № 151-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре МФО, являются открытыми и общедоступными. Реестр МФО размещен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме этого, в соответствии с пунктом 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. При этом суды при определении тождественности или сходства до степени смешения фирменных наименований используют, в том числе, Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197 (далее – Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного решения и другого. Согласно пункту 4.2 Методических рекомендаций сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Необходимо отметить, что пунктом 4.2.4.2 Методических рекомендаций определено, что если словесное обозначение состоит из охраноспособных и неохраноспособных элементов, то при экспертизе учитывается тождество и сходство именно охраноспособных элементов.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, микрофинансовой организации или иной финансовой организации, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующей микрофинансовой организации. При этом данный запрет не распространяется на микрофинансовые организации, использующие полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, аффилированных с ними микрофинансовых или иных финансовых организаций.

В связи с изложенным следует принимать решение о выборе наименования Общества с учетом вышеуказанной информации, а также нормы об аффилированности, установленной пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ.

Внесение сведений о микрокредитной компании в реестр микрофинансовых организаций Банка России.

Подготовка документов для внесения сведений о микрокредитной компании в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Внесение сведение о юридическом лице в реестр МФО это следующий этап регистрации микрокредитной укомпании. Этот этап еще коротко называют регистрация МФО в ЦБ или регистрация МФО в реестре. Порядок внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций установлен указанием Банка России от 28.03.2016 №3984-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)».

В Департамент допуска на финансовый рынок Банка России микрофинансовые организации представляют следующие документы:

  1. заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов;
  2. копия учредительных документов юридического лица;
  3. копия решения о создании юридического лица;
  4. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  5. копия решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица, действующих на день представления документов в Банк России;
  6. сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица;
  7. оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
  8. правила внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  9. копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.
  10. документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
  11. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя (участника, акционера) — иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями (участниками, акционерами).

Образец заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и сведений об учредителях (акционерах, участниках) юридического лица

Вышеперечисленные документы направляются в Банк России на адрес Департамента допуска на финансовый рынок по почте заказным письмом (бандеролью) с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12.

На этом этапе соискатель на статус микрокредитной компании обязан открыть временный личный кабинет:

За внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в размере 1500 рублей. Пошлина может быть оплачена наичными денежными средствами или безнаичными (через расчетный счет микрокредитной компании). Пошлина, уплаченная наличными денежными средствами, может быть зачтена в случае представления платежного документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины законным или уполномоченным представителем юридического лица, содержащего в графе «Основание платежа» указание на то, что уплата государственной пошлины осуществляется от имени налогоплательщика, и расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу представителю юридического лица денежных средств на уплату государственной пошлины за счет собственных денежных средств юридического лица.

Подготовка уведомлений в Банк России, саморегулируемую организацию, бюро кредитных историй и Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Банк России ведет единый реестр саморегулируемых организацией в сфере финансового рынка. Так, в указанный реестр входят три организации, которые осуществляют саморегулирование деятельности микрофинансовых организаций (так называемые СРО МФО): В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в течение 90 (девяноста) дней, следующих за внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

  1. Союз «Микрофинансовый Альянс «Институты развития малого и среднего бизнеса»;
  2. Саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций «Единство»;
  3. Саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие».

Кроме этого, согласно статье 16 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны представлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях». Так, согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. №218-ФЗ микрофинансовые организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, без получения согласия на ее представление.

Только после получения свидетельства СРО и договора с БКИ микрофинансовая организация вправе начать выдавать займы.

Создание сайта микрокредитной компании и наполнение его необходимым контентом.

Стоимость услуги договорная по согласованию с Заказчиком.

Подготовка документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативными актами Банка России в сфере ПОД/ФТ:

5.1. Практическое пособие для учета прохождения сотрудниками микрокредитной компании обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с требованиями Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях».

5.2. Практическое пособие для оформления результатов работы в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с требованиями Указания Банка России от 15.12.2014 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5.3. Практическое пособие для документального оформления процедуры назначения на должность специального должностного лица микрокредитной компании, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Для микрокредитной компании неоднократное в течение года нарушение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» влечет исключение из государственного реестра Банка России. Также за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена административная ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях до 1 000 000 рублей.

Подготовка документов в соответствии с базовыми стандартами для микрофинансовых организаций.

7.1. Практическое пособие по базовому стандарту защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, утвержденного Банком России 22 июня 2017 года (вступил в силу с 1 июля 2017 г.).

7.2. Практическое пособие по базовому стандарту управления рисками микрокредитной компании, утв. Банком РФ от 27.07.2017 г. (вступил в силу 27 января 2018 года).

Подготовка документов для соблюдения микрокредитной компанией требований Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», в том числе постановка микрокредитной компании на специальный учет в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (реестр операторов персональных данных).

На всех вышеперечисленных этапах наши специалисты окажут Вам необходимую правовую помощь. Оплата пошаговая.

Для тех, кто желает передать ведение документооборота по Федеральному закону №115-ФЗ нашим специалистам (аутсорсинг) мы можем предложить абонентское обслуживание.

В заключение следует рассказать о дополнительных расходах при регистрации микрокредитной компании:

  • Государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций
  • Вступительный взнос при вступлении в саморегулируемую организацию.

Что такое МФО

Микрофинансовая организация – это юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр ЦБ РФ. По сути МФО — это обычное юридическое лицо (ООО, АО, ПАО), но с определенным статусом, полученным от Центробанка России.

МФО ведет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. В отличие от банков, осуществляющих кредитование населения, для получения займа в МФО не требуется огромного количества документов, а также справок о подтверждении доходов.

Также существенным отличием потребительских займов в МФО от обычных кредитов, является условие о процентах и срок выдачи займа. Проценты по договорам микрозайма начисляются ежедневно, а срок заключения таких договоров редко превышает один год. При этом МФО могут выдавать микрозаймы только в рублях.

Федеральный закон об МФО

Деятельность микрофинансовых организаций регулируется законом ФЗ № 151 от 02.07.2010 года.

Виды МФО в 2018 году

На практике существует 9 форм ведения бизнеса в виде микрофинансовой организации: клиринговая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, акционерный инвестиционный фонд, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, кредитная организация.

В зависимости от направления деятельности и объема оказываемых услуг МФО бывают двух видов:

1. Микрокредитная компания (МКК) — это организация осуществляющая деятельность по выдаче микрозаймов. В названии организации обязательно должно быть указано словосочетание «Микрокредитная организация» и ее правовая форма.

Для оказания услуг микрозайма, МКК не вправе привлекать денежные средства физических лиц и ИП, за исключением собственных средств учредителей МКК. Также МКК не может выпускать облигации, выдавать физ. лицам микрозаймы на сумму свыше 500 000 рублей, выдавать займы по системе онлайн. По закону возможно открытие ООО с минимальным размером капитала в 10 000 рублей.

2. Микрофинансовая компания (МФК) — это организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность с учетом ограничений установленных федеральным законодательством и нормативными актами Банка России. Для осуществления деятельности в качестве МФК необходим уставной капитал в размере не менее 70 миллионов рублей. В наименовании обязательно должно указываться что это микрофинансовая организация и ее правовая форма.

МФК для осуществления своей деятельности может привлекать средства физлиц и предпринимателей в размере не менее 1,5 млн. руб. Также есть возможность выдавать микрозаймы онлайн. Микрозаймы для физ. лиц и ИП не должны превышать суммы в 3 миллиона рублей.

МФК может выпускать облигации номиналом менее 1,5 млн. руб. для приобретения инвесторами и номиналом более 1,5 млн. рублей для всех граждан. При этом Банк России контролирует соблюдение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФК, выпускающей облигации.

Может ли ИП получить статус МФО?

Индивидуальным предпринимателям нельзя заниматься микрофинансовой деятельностью и регистрировать МФО.

Как открыть МФО: пошаговая инструкция

Прежде чем получить статус МФО в Центробанке вам необходимо открыть юридическое лицо. Наиболее распространенной формой для создания МФО является общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Регистрируем юридическое лицо (ООО)

Процедура регистрации ООО для деятельности микрофинансовой организации ничем не отличается от оформления обычного общества. Единственное на что стоит обратить внимание:

  • в заявлении на регистрацию в качестве основного вида деятельности указывается код ОКВЭД 64.92.7;
  • в наименовании организации должно быть словосочетание: «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания».

Примечание: словосочетание «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания» можно использовать в наименовании ООО без статуса МФО только в течение первых 90 календарных дней со дня регистрации ООО.

Необходимые документы для регистрации ООО в 2018 году

Для регистрации ООО нужно подготовить следующие документы:

  • Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001 – 1 экз.
  • Решение единственного учредителя (если учредитель один) – 1 экз.
  • Протокол собрания учредителей (если учредителей несколько) – 1 экз.
  • Договор об учреждении ООО (если учредителей несколько) – 1 экз.
  • Устав ООО – 2 экз.
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ООО в размере 4 000 рублей.
  • Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса – 1 экз.

Куда подавать документы для регистрации ООО?

Подготовленные документы нужно подать в регистрирующую ИФНС по юридическому адресу ООО.

Срок регистрации ООО в 2018 году

В случае успешного прохождения процедуры регистрации через 3 рабочих дня вам должны выдать учредительные документы ООО. После этого можно переходить к подготовке документов для Центробанка.

Необходимые документы для регистрации МФО в Центробанке

Для получения статуса МФО в Центральный банк нужно подать следующие документы:

  • Заявление от руководителя о внесении ООО в реестр микрофинансовых организаций.
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию МФО в размере 1 500 рублей.
  • Копия устава и решения о регистрации МФО.
  • Копия приказа о назначении директора.
  • Данные об учредителях ООО.
  • Справка об отсутствии судимости руководителя и учредителей.
  • Сведения о юридическом адресе ООО.
  • Правила внутреннего контроля.
  • Выписка из ЕГРЮЛ об ООО с подписью руководителя и печатью (в большинстве случае Центробанк ее запрашивает из налоговой самостоятельно).

Куда подавать документы для регистрации МФО

Сформированные документы нужно подать в соответствующее территориальное учреждение Центрального банка.

Срок регистрации МФО в 2018 году

МФО регистрируют в течение 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течение 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.

Сведения о новых МФО вносятся в государственный реестр в течении 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течении 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.

Государственный реестр МФО ЦБ РФ 2018

Сведения обо всех успешно зарегистрированных МФО вносятся в государственный реестр, который находится в общем доступе на официальном сайте Центрального банка РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *