Легализация доходов

Легализация доходов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ)

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 16.11.2005 № 145-ФЗ; от 30.12.2015 № 424-ФЗ; от 23.06.2016 № 215-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции Федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 565-ФЗ)

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ)

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

(Наименование в редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

(Наименование в редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

организация и осуществление внутреннего контроля; (В редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.07.2010 № 176-ФЗ; от 28.12.2013 № 403-ФЗ; от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию); (В редакции Федерального закона от 07.04.2020 № 116-ФЗ)

операторы инвестиционных платформ; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ)

страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сф

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

1) в статье 6:

а) в пункте 1:

в подпункте 1:

в абзаце втором слова «в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности» исключить;

абзац шестой признать утратившим силу;

в подпункте 3:

абзац четвертый признать утратившим силу;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;»;

в подпункте 4:

в абзаце первом слово «сделки» заменить словом «операции»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;»;

в абзаце четвертом слова «получение или» исключить;

абзац пятый признать утратившим силу;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;»;

дополнить новым абзацем восьмым и абзацем девятым следующего содержания:

«передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;»;

абзац восьмой считать абзацем десятым;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.»;

в) в абзаце втором пункта 14 цифры «50» заменить цифрами «10»;

г) дополнить пунктами 16-18 следующего содержания:

«16. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

17. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

18. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.»;

д) абзац второй пункта 2 после слов «иным имуществом,» дополнить словами «других юридических лиц, а также физических лиц»;

е) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

1) кредитные организации — в отношении операций, указанных в подпунктах 1 — 3 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 11, 12, абзацах первом и втором пункта 13, пунктах 14, 15, 16, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг — в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 12, абзаце втором пункта 13, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

3) операторы инвестиционных платформ — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) и страховые брокеры — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

5) лизинговые компании — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

6) организации федеральной почтовой связи — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 17, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

7) ломбарды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

8) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

9) организаторы азартных игр — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

10) операторы лотерей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

11) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

12) операторы по приему платежей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

13) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

14) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

15) микрофинансовые организации — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

16) общества взаимного страхования — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

17) негосударственные пенсионные фонды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

18) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 18, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 7:

а) в подпункте 4 пункта 1:

в абзаце первом слова «в пунктах 1 — 14» заменить словами «в пунктах 1 — 14,16 — 18»;

дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

«сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности);»;

абзац шестой считать абзацем седьмым и в нем слова «идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого» заменить словами «идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых», после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» дополнить словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

абзац седьмой считать абзацем восьмым и его после слов «идентификации представителя физического или юридического лица» дополнить словами «или иностранной структуры без образования юридического лица», после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» дополнить словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

абзац восьмой считать абзацем девятым и дополнить его после слов «идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),» словами «код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги),»;

б) в пункте 14-2 цифры «100 000» заменить цифрами «200 000»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6 и пунктом 1 статьи 75 настоящего Федерального закона. В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.»;

3) абзац второй пункта 1 статьи 75 после слов «иным имуществом,» дополнить словами «других юридических лиц, а также физических лиц».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт «д» пункта 1, подпункт «б» пункта 2 и пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункт «в» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

УДК 343.98

DOI 10.24411/2587-9820-2019-10026

Д. Б. Жамбалов

О СПОСОБАХ И СЛЕДАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ

Аннотация. В статье рассмотрены основные способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, а также типичные следы преступления. Автором сделан вывод о значении рассмотренных элементов криминалистической характеристики для разработки эффективной методики расследования рассматриваемого преступления.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, способ совершения преступления, типичные следы преступления.

D. B. Zhambalov

ABOUT THE METHODS AND TRACES OF LEGALIZATION (LAUNDER) INCOME, OBTAINED BY CRIMINAL MEANS

Keywords: legalization of the proceeds of crime, modus operandi, typical signs of crime.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, является одним из актуальных направлений деятельности правоохранительных и ряда контрольно-надзорных органов. В свете проведения в 2019 г. четвёртого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) указанная проблема имеет особую актуальность.

Вместе с тем анализ материалов уголовных дел по фактам легализации преступных доходов свидетельствует о том, что в разных регионах подходы в выявлении и организации предварительного расследования различны. Более того, согласимся с мнением Ю. В. Крачун о том, что «…вследствие отсутствия единообразия в юридической науке и в правоприменительной практике

следователями принимаются кардинально противоположные решения по сути в аналогичных ситуациях, что является недопустимым …» .

Кроме того, статистические данные свидетельствуют о низкой выявля-емости преступлений указанной категории, несмотря на значительный массив ежегодно регистрируемых преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности, незаконного оборота наркотических средств и прочих потенциально предикатных преступлений. Так, в 2014 г. на территории России было выявлено 774 преступления по признакам легализации денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, в 2015 г. — 863, в 2016 г. — 818, в 2017 г. — 711, и за 11 месяцев 2018 г. — 973 преступления .

В этой связи разработка эффективной методики по расследованию данного преступления является одной из приоритетных задач учёных, решение которой во многом обусловливается раскрытием криминалистической характеристики преступления, а в первую очередь таких его элементов, как способы (схемы) легализации преступных доходов, а также типичные следы, образующиеся в результате реализации указанных схем.

Сведения о способах совершения преступления представляют собой информацию о деяниях субъекта легализации преступных доходов по подготовке и совершению действий, образующих объективную сторону состава преступления, а также действий, направленных на сокрытие следов преступления. Кроме того, данные сведения отражают внешнее выражение этих действий в виде различных материальных и идеальных следов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём понимается — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

В самом общем виде механизм легализации преступных доходов заключается в совершении действий, указанных в диспозиции ст. 174 и 174.1 УК РФ, а именно — финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретёнными преступным путём с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Между тем судебно-следственная практика свидетельствует о большом разнообразии способов легализации преступных доходов, в связи с чем попытки их простого перечисления либо градации по какому-либо одному основанию, на наш взгляд, связаны со значительными трудностями, либо вообще нецелесообразны. Так, все способы легализации преступных доходов

совершаются через финансовые организации и учреждения нефинансового сектора, а также привязаны к различным секторам экономики и (или) областям деятельности, в которых совершаются предикатные преступления и осуществляются рассматриваемые финансовые операции и сделки, и в которых, Росфинмониторинг на постоянной основе проводит оценку рисков «отмывания» преступных доходов.

В частности, Росфинмониторингом опубликованы основные выводы из Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов за 2017—2018 гг., в которых указаны наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости области, где проявление «отмывания» преступных доходов наиболее вероятно. По результатам проведённого анализа были установлены следующие предметные области (зоны) риска:

— кредитно-финансовая сфера;

— сфера бюджетных отношений (включая налоговую сферу);

— область коррупционных правонарушений;

— сфера незаконного оборота наркотиков .

Указанные сферы и области деятельности требуют постоянного мониторинга со стороны уполномоченного органа, в результате которого выявляются определённые риски «отмывания» преступных доходов, требующие разработки мер реагирования со стороны как уполномоченного органа, так и правоохранительных органов. Но проводить научную классификацию способов совершения преступления, основываясь на этом также нецелесообразно, т. к. некоторые схемы легализации могут затрагивать несколько секторов экономики и областей деятельности.

Анализ следственной практики, опроса следователей и оперативных работников, а также указанных публичных материалов Росфинмониторинга позволяет сделать вывод о том, что все схемы легализации преступных доходов состоят из двух и более элементов. Количество указанных элементов в способах легализации зависят от сложности механизма преступления и стадий легализации преступных доходов.

Так, первым и обязательным элементом всех способов легализации являются фиктивные финансовые операции и другие сделки с преступными доходами во всем их многообразии. Изначальная фиктивность этих операций и сделок обусловлена наличием у преступников специальной цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступными доходами. Иначе говоря, преступники, осознавая характер происхождения денежных средств или иного имущества, проводить с ними полностью легальные финансовые операции и сделки не могут. Они, преследуя указанную цель, проводят операции и сделки таким образом, чтобы скрывать источники происхождения этих доходов.

Вторым и последующими элементами любой схемы легализации преступных доходов могут быть использование:

— подставных физических лиц;

— подставных субъектов предпринимательской деятельности, т. е. «фирм-однодневок»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— систем денежных переводов в организациях финансового сектора;

— онлайн кошельков;

— фиктивной внешнеэкономической деятельности;

— объектов недвижимости, транспорта, драгоценных металлов и драгоценных камней, ценных бумаг и других ликвидных активов, и т. д.

Эти элементы, в зависимости от конкретного способа легализации, могут использоваться в различных сочетаниях. Сочетание данных элементов в схемах «отмывания» преступных доходов представим на примере рассмотрения следующих наиболее распространённых способов совершения преступления:

1. Продажа «грязных» денег. Указанный способ легализации состоит в продаже наличных денежных средств, полученных преступным путём организациям и предпринимателям, осуществляющим легальную предпринимательскую деятельность (далее — вовлечённые предприятия) и имеющим денежные средства на счетах в банках. Для этого на подставных лиц регистрируются юридические лица либо они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, которые, в свою очередь, с указанными вовлечёнными предприятиями заключают фиктивные сделки (договоры, контракты) на оказание услуг, выполнение работ или поставку товаров, которые фактически не исполняются. Вместо этого преступники передают определённые суммы наличных средств, полученных преступным путём вовлечённым предприятиям, эквивалентом которых являются денежные средства, поступающие на счета подставных лиц, на основании счетов, выставленных в рамках исполнения фиктивных договоров. Таким образом, преступники получают безналичные средства на счетах своих подставных лиц, происхождение которых оправдывается якобы имевшим место исполнением договоров, а вовлечённые предприятия получают наличные средства с прибылью, т. е. оговорёнными с преступниками суммами вознаграждений.

2. «Обналичивание» денежных средств. Указанный способ в какой-то мере является обратным процессом вышеуказанному способу, т. е. процессу превращения наличных средств в безналичные. Но этот способ является одним из наиболее эффективных инструментов в схемах по «отмыванию» доходов. В рассматриваемом случае преступные доходы, имеющиеся на счетах преступников, под видом различных финансовых операций и сделок перечисляются на счета подставных физических лиц или «фирм-однодневок», в целях их снятия в наличной форме. «Обналичивание» денежных средств

не только отдаляет преступные доходы от основного (предикатного) преступления и может служить одним из этапов сложного процесса легализации, но и служит универсальным средством решения многих финансовых задач преступников. Так, наличные средства, не имеющие прямой связи с базовым преступлением, могут быть использованы для приобретения дорогостоящего имущества, а также обеспечивать функционирование «теневой» экономики, в том числе участвовать в выплате «серых» заработных плат работникам, в расчётах с контрагентами по договорам, обеспечивающими уклонение от уплаты налогов.

3. Обменные сделки. Способ заключается в обмене денежных средств, полученных преступным путём на другую валюту. В результате обменной операции денежные средства, явившиеся предметом базового преступления, отдаляются от основного состава, теряя индивидуальные признаки. Этот способ характеризуется как простотой исполнения, так и его эффективностью. Более того, пользуясь определёнными пробелами в законодательных требованиях по идентификации клиентов при проведении операций с денежными средствами в наличной форме, преступники беспрепятственно могут проводить эти операции на суммы, не превышающие порогового значения, установленные ст. 6 Федерального закона, а именно на суммы до 600 тыс. руб.

4. Превращение наличных денег в финансовые инструменты. Способ заключается в приобретении физическим лицом ценных бумаг за наличный расчёт, в результате чего, как и в предыдущем случае, денежным средствам, полученным преступным путём придаётся законный вид, и указанные доходы отдаляются от предмета предикатного преступления. По механизму совершения данный способ аналогичен предыдущему. Как и в предыдущем случае, преступники могут проводить множество операций с использованием подставных лиц на суммы, не превышающие порогового размера.

5. Перевод денежных средств на счета других лиц, в том числе в другую страну. Способ основан на использовании систем денежных переводов в организациях финансового сектора, а также может быть связан с фиктивной внешнеэкономической деятельностью. В частности, на основании фиктивных договоров либо без составления таковых преступники могут переводить денежные средства, полученные преступным путём, на счета подставных лиц или фирм-однодневок, в том числе имеющих счета в зарубежных финансовых учреждениях. Рассматриваемый способ также может быть связан с уводом денежных средств в оффшорные зоны. Простота исполнения этих операций обусловлена, с одной стороны, тем, что они могут бесконтрольно проводиться на суммы, не превышающие порогового значения, а с другой, в том, что в уголовном законе нет нормы, устанавливающей ответственность за фиктивные сделки как таковые. Хотя, в сущности, эти сделки могут носить преступный характер и при наличии доказательств могут быть квалифициро-

ваны по соответствующим статьям уголовного закона, в том числе по статьям 174 и 174.1 УК РФ. Как показывает следственно-судебная практика, рассматриваемый способ часто используется при «отмывании» доходов, полученных от хищений, совершенных путём мошенничества, а также от наркобизнеса.

6. Слияние доходов, полученных преступным путём, с денежными средствами и иными активами, находящимися в легальном обороте. Этот способ характерен как для учреждений финансового сектора, так и нефинансовых учреждений, например, различных коммерческих организаций. В частности, в результате такого слияния в организации за счёт поступления преступных доходов происходит увеличение активов. Так, преступники могут использовать преступные доходы (денежные средства или иное имущество) в фиктивных сделках по приобретению коммерческой недвижимости, производственного оборудования и других активов. В результате таких операций организация, подконтрольная преступникам, вовлекает преступные доходы в свою деятельность в виде различных активов, завуалировав их происхождение исполнением различных фиктивных сделок. Фиктивные сделки с иным имуществом могут использоваться при легализации недвижимого имущества, приобретённого в результате мошеннических действий.

Отметим, что совершение не только указанных, но и любых других схем по «отмыванию» преступных доходов характерны для организованных групп. И в этом солидарны многие авторы, исследовавшие данную проблему. Так, по мнению Р. В. Жубрина, «… благодаря финансовой подпитке от легализации преступных доходов функционирует транснациональная организованная преступность» . Е. В. Щеглова считает, что «…противодействие легализации преступных доходов является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью… » .

Рассмотренные наиболее распространённые способы «отмывания» преступных доходов отражают механизм совершения преступления, и, конечно же, не являются исчерпывающими. Механизм и способы легализации преступных доходов постоянно развиваются и нуждаются в непрерывном изучении. Тенденция такого развития обусловлена растущим спросом со стороны преступных формирований .

В результате реализации различных способов легализации преступных доходов возникают свойственные этим способам материальные и идеальные следы преступления. Проведенный анализ позволяет выделить три основные группы следов преступлений, которые могут служить доказательственной базой по уголовным делам рассматриваемой категории.

К первой группе следует отнести преступные доходы, а именно денежные средства или иное имущество, явившиеся предметом базового преступления, с которыми совершены или планировалось совершить фиктивные фи-

нансовые операции или сделки, направленные на их легализацию. Установление указанных материальных объектов (следов), которые могут служить вещественными доказательствами, возможно, как правило, на начальном этапе их легализации. При совершении последующих операций и сделок с этими доходами, их индивидуальные идентификационные признаки утрачиваются. Например, объекты недвижимости, полученные преступным путём, могут быть реализованы, т. е. превращены в денежный эквивалент, которые могут быть распределены по разным подставным лицам через финансовые учреждения под видом оплаты по различным сделкам, затем обналичены и т. д. Вследствие указанных действий по их легализации установление предмета преступления и приобщение в качестве вещественных доказательств значительно затрудняется.

Следующую, самую большую и информативную группу следов преступления, которые также носят материальный характер и могут служить вещественными доказательствами по делу, являются документы. Они отражают содержание и факты совершения различных финансовых операций и сделок, которые, в свою очередь, раскрывают способы легализации преступных доходов.

К ним относятся:

— финансовые документы, отражающие факты и объёмы совершения операций и сделок с преступными доходами, например, банковские платёжные документы, бухгалтерские документы об оказании и оплате услуг, работ, поставки товара и пр.;

— правоустанавливающие, регистрационные и связанные с ними документы, отражающие содержание операций и сделок с преступными доходами, а также факты перехода, возникновения права собственности или иного законного права на определённые объекты; к ним относятся, например, договоры, контракты, учредительные документы, решения участников коммерческой организации, записи о регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости, паспорта транспортного средства и свидетельства об их регистрации, заявления, обращения и пр.;

— документы и переписка в электронной форме, содержащиеся в компьютерах, смартфонах и иных носителях информации. Особую ценность представляют файлы (сообщения, текстовые изображения) из электронной переписки между преступниками, отражающие элементы способов и механизма совершения преступления.

Третью группу следов образуют идеальные следы, что является закономерным, т. к. без них нельзя представить процесс следообразования ни по одному преступлению. В рассматриваемом случае ценность представляет информация из памяти лиц, совершавших базовое преступление и легализацию преступных доходов, а также из памяти очевидцев и свидетелей, ко-

торые обладают информацией о происхождении денежных средств или иного имущества, а также о способах их легализации.

Рассмотренные элементы криминалистической характеристики преступления могут являться отправными позициями при разработке эффективной методики расследования легализации преступных доходов.

Список использованных литературы т источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавлено в закладки: 0

Что такое легализация? Описание и определение понятия.
Легализация – это подтверждение подлинности или законности. Этот термин может быть использован применительно к различным сферам: легализация документов, легализация ПО, легализация доходов, легализация алкоголя, или легализация наркотиков.

Рассмотрим, более детально, что значит легализация.

Суть легализации, ее виды

Легализа́ция или узаконивание — придание законной силы, официальное признание, часто с оттенком декриминализации.

Как правило это действие на законном уровне, которое делает теперь законным ту или иную деятельность на территории страны. И если говорить о легализации, то сфер деятельности, где используется легализация, достаточно много.

Виды легализации

Легализация документа — совершение определенных действий, придающих документу юридическую силу.

Легализация наркотиков — признание законным и ненаказуемым употребления, хранения, производства и передачи другому лицу всех или некоторых наркотических средств.

Легализация порнографии — безнаказанное распространение порнографических материалов без ограничений.

Легализация программного обеспечения — отказ от использования «пиратского» программного обеспечения.

Легализация доходов (или отмывание денег) — перевод денег из теневой экономики в экономику официальную.

Легализация мата — признание ненормативной лексики.

Легализация проституции — отказ от уголовного и административного преследования лиц, которые вовлечены в проституцию (может сочетаться с криминализацией клиентов, сутенеров, владельцев борделей и так далее).

Легализация однополых браков — признание за лицами одного пола права вступать в брак.

Легализация оружия — разрешение для граждан иметь оружие.

Легализация алкоголя — отмена сухого закона в ряде стран.

Легализация миграции — признание прав иностранных граждан на работу, проживание и так далее.

Легализация игорных заведений — признание игорных заведений законным видом досуга граждан.

Часто под легализацией понимается проведение мер в рамках декриминализации того или иного явления, к примеру, легализация проституции.

Легализацией называют также узаконивание деятельности организации или компании, наделение какого-либо акта или действия юридической силой, в согласии с действующим законодательством государства.

Конечно, если говорить по справедливости, то легализация многого, что было упомянуто, не должна производится в принципе, но на это влияют различные принятые решения со стороны действующего в стране законодательства. Также легализацией можно определить и «отмывание «денежных средств или другого имущества, приобретённых преступным путем в государстве. История данного вопроса свидетельствует о том, что данная проблема возникла перед правоохранительными системами различных государств сравнительно недавно, несколько десятилетий назад. Так, например, в конце шестидесятых годов двадцатого столетия. Конгресс северной Америки вынужден был признать тот факт, что наличные является важным источником действия организованной преступности в Америке, так как она не оставляет никаких документированных следов расходов, доходов, инвестиций и финансовой деятельности кланов организованного синдиката. Как видим, государство в некоторой степени заинтересованно само в легализации того или иного вопроса, так как видит в этом очевидную выгоду для себя.

Что такое легализация документов?

Легализация документа – это совершение ряда определенных формальных процедур для придания документу юридической силы и подлинности, а также подтверждение проставленных на них печатей или надписей, которые были выполнены в другом государстве. Конечной целью процедуры легализации документа, выданного на территории одного государства, является возможность его представления в официальные органы другого государства. Говоря простыми словами: легализация нужна для того, чтобы Ваш был действительным на территории другой страны.
Легализация распространяется на документы об образовании (диплом, аттестат и т.д.), гражданском состоянии (документы из органов РАГСА: свидетельство о рождении, свидетельство о браке и так далее), справки, доверенности, судебные решения, а также материалы по гражданским, семейным и уголовным делам, документы юридических лиц (справка из налоговой инспекции, свидетельство о регистрации ФЛП, свидетельство о праве собственности, сертификат о регистрации товарного знака, свидетельство об оплате единого налога и т.д.).
Существует ряд документов, которые не подлежат легализации – это подлинники и копии документов, на которых есть фотография (к ним например, относятся паспорта; трудовые книжки; военные билеты; удостоверения личности; пенсионные; водительские права.

Легализация доходов

Сегодня легализация доходов и системы отмывания денег, являются, к сожалению, неотъемлемой составляющей любого бизнеса, у которого имеется теневая сторона (то есть та часть бизнеса, которую скрывают от закона).

Чаще можно встретить схемы отмывания денег, которые направлены на освобождение от налогообложения или вывод подотчетных или учитываемых со стороны наблюдательных органов капиталов для личного использования или же для включения их в дальнейшие незаконные схемы.

Смысл легализации заключается в частичной или полной подмене незаконных источников прибыли вполне легальными. Уклонение от налогов или обналичка по своей сути являются частными случаями отмывания денег и на самом деле имеют более обширные цели. Например, они используются впоследствии, как для развития бизнеса, так и для удовлетворения личных нужд владельца.

Распространенность и объемы отмывания денег напрямую зависят от ограничений, которые накладываются на бизнес. По определению схема отмывания затрагивает лишь теневой бизнес, а вот что им является, определяют рамки, установленные законодательством. При увеличении давления и количества ограничений, которые накладывает государство на бизнес, прямопропорционально увеличивается и потребность в легализации денег. Государство в этом случае значительные средства тратит на пресечение этих действий, устанавливает наказание за отмывание денег, что уже существенно повышает убытки в целом.

Легализация денег существовала с момента появления самих денег и государственности как контролирующего органа, однако решение этой проблемы стало приоритетной задачей лишь в конце прошлого века. Простых способов пресечь отмывание доходов попросту не существует и любые действия, направленные на пресечение незаконной деятельности, лишь усложняет сами процессы легализации прибыли, не избавляясь от первопричины.

Различные существующие методики отмывания денег направлены в первую очередь на запутывание и сокрытие следов, которые могли бы привести следственные органы к первоисточнику получения прибыли, чтобы ответственность за отмывание денег не пришлась на владельца капитала. Уже во вторую очередь стоит проблема эффективного использования отмытых денег.

Легализация наркотиков

Легализация наркотиков является очень дискутируемой темой во многих странах и на разных уровнях. В центре дебатов находится как декриминализация, так и более широкое понятие легализации наркотиков.

Не так давно глобальная комиссия по вопросам наркополитики выступила с заявлением о необходимости фактической легализации наркотиков по всему миру. Среди достаточно весомых аргументов в пользу легализации наркотиков, эта комиссия озвучила следующие причины – карательные методы борьбы, по их субьективному мнению, доказали свою неэффективность, несостоятельность и существенную затратность.

Во многих странах мира в начале двадцать первого века проявилась опасная тенденция к ослаблению запретов и на потребление, и на производство так называемых лёгких наркотиков.

Аргументы за легализацию наркотиков с точки зрения свободы основана на праве самоопределения индивида по отношению к собственному телу. Совершеннолетний человек должен иметь свободу выбора в решении принимать наркотики или нет. А у государства, напротив, не должно быть права вмешиваться, внося изменения в законодательство.

Также имеет место аргумент с точки зрения теории заговора. Бытует мнение, что спецслужбы государства имеют как прямую, так и косвенную выгоду от торговли психоактивными веществами. По определению скольку спецслужбы никем не контролируются, поэтому государство и не может гарантировать, что его спецслужбы придерживаются законов. Если у спецслужб изъять их финансовую базу, то, согласно теории заговора, мир стал бы более мирным.

Криминологическая концепция гласит, что криминализация употребления психоактивных веществ не способна предотвратить употребление, а содействует укреплению и росту организованной преступности. Где существует спрос — образуется рынок, и его криминализация ставит и потребителей, и производителей на антиобщественную и антигосударственную позицию, не имея при этом в своей сущности оснований, поэтому так называемый наркокриминал является исключительно продуктом запрета наркотиков.

На сегодняшний день для решения проблемы наркотиков некоторые крупные страны по-прежнему полагаются на запреты и силовые методы. На начало двавдцать первого века к таким странам относятся: Россия, Индонезия, Иран, и Китай.

Легализация программного обеспечения

Ни для кого не секрет, что во многих компаниях используется нелицензионное программное обеспечение.

Так сложились обстоятельства, что многие предприятия были вынуждены устанавливать программное обеспечение нелегально, заведомо обрекая свой бизнес на серьезные риски, а именно:

  • Юридические – нарушение Закона государства — за это нарушитель может быть подвергнут уголовной ответственности и ряду других наказаний, которые лишают бизнес возможности полноценно и эффективно продолжать свою деятельность.
  • Технические – высокий риск утери данных, нестабильность, несовместимость различного программного обеспечения, отсутствие актуальных обновлений, отсутствие официальной технической поддержки и так далее.

Ввиду таких непредсказуемых событий и рисков производители программного обеспечения сейчас идут навстречу таким предприятиям. Они предусмотрительно рассылают предупредительные письма; предоставляют скидки местным компаниям; предлагают специальные условия компаниям, которые легализуют программное обеспечение. Многие компании, на самом деле осознавая юридические риски применения нелегального программного обеспечения, опасаются высоких затрат при переходе на легальное программное обеспечение и трудоемкости такого процесса. Нередко в таких компаниях даже нет специалистов, которые были бы способны дать реальную оценку и осуществить инвентаризацию уже имеющегося программного обеспечения.

Поэтому в последнее время предлагаются услуги по вопросам легализации. Во многих случаях применение подобных услуг вполне оправданно и с финансовой точки зрения, чтобы лицензировать программное обеспечение с минимальными финансовыми и временными затратами.

Говоря о легализации в целом, отметим, что проблема эта не столь однозначна, как кажется поначалу. Любая легализация — это затраты, любое нелегальное программное обеспечение — это целый букет рисков. Тщательно взвешивая затраты и риски, и домашние пользователи, и руководители компаний должны принимать определенные (и нередко непростые) решения.

Легализация мигрантов

Легализация мигрантов – это процедура урегулирования статуса нелегальных мигрантов путем получения ими легального статуса для пребывания в стране.

Не секрет, что нелегальная миграция — одна из самых затратных, никем не «финансируемых» статей бюджета большинства современных стран, правительства которых просто вынуждены планировать свои расходы на правовое преследование, образование, медицинское обеспечение, другие социальные программы в отношении нелегальных мигрантов и членов их семей, а равно и нести немалые расходы, которые связаны с финансированием учреждений по содержанию нелегальных мигрантов, проводить мероприятия по защите национального рынка труда, а также противодействию несанкционированной занятости.

Все мировые кампании по легализации нелегальных мигрантов движимы либо гуманитарной логикой, либо рационализмом, направленным на обеспечение интересов национального рынка труда. Сегодня принято различать три типа стратегий по легализации sans-papiers:

  1. Формальное регулирование — это когда получение легального статуса осуществляется посредством принятия формального первичного (законодательного) и/или вторичного (подзаконного) акта.
  2. Регулирование сложившейся практики, когда получение легального статуса — это подтверждение сложившихся обстоятельств, как, например, рождение ребенка у родителей с нелегальным статусом и/или брак с гражданином страны, которые являются предпосылками для получения легального статуса.
  3. Неформальное регулирование — когда задержка в получении вида на пребывание и/или жительство в случаях истечения визы, урегулируется наличием разрешения на работу, в том числе полученным вне страны.

Сегодня нет однозначного ответа, стоит ли России в ближайшее время проводить кампанию по легализации нелегалов. Также никто достоверно не знает, какая модель и стратегия для Российской Федерации оптимальна. Такой подход кажется разумным. Конечно, легализация – это такая особенная сфера, в которой спешка просто недопустима, а промедление тоже смерти подобно.

Уверенность мигрантов в правовой защищенности, возрастающая с получением легального статуса, ведет к стремлению получать образование, повышать квалификацию, включаться в трудовую и социальную мобильность, что при правильном подходе дает ощутимый позитивный импульс национальной экономике.

Легализация оружия

Подымая вопрос об этом виде легализации, стоит особо отметить, что за последние три года количество сторонников легализации, например, короткоствольного оружия в России выросло почти в три раза, с 14% до 44%. Те, кто выступают за право на оружие аргументируют это неэффективностью правоохранительных органов, бессилием мирных граждан перед вооружёнными преступниками и говорят о необходимости дать народу право защищать себя самому. Противники же считают, что легализация приведёт к неуклонному и неконтролируемому росту числа убийств.

Легализация однополых браков

Во второй половине двадцатого века на фоне эмансипации геев и лесбиянок, а также их неустанной борьбы за свои гражданские права остро встал вопрос о признании обществом и государством однополых семей, что, конечно, повлекло за собой изменение законодательства в ряде стран мира.

Сегодня однополые браки легализованы во многих странах мира, и данная тенденция продолжает распространяться по всему миру.

Вопрос об узаконивании однополых семейных отношений решается каждым государством мира индивидуально и во многом это зависит от традиций, менталитета, религии и других внутригосударственных факторов.

Легализация проституции

Стоит признать тот горький факт, что ни одно государство мира никакими законами не смогло побороть проституцию. Понятно, что далеко не во всех странах мира законодательно разрешена проституция, хотя есть она повсюду. Но сегодня, как это ни странно, все чаще можно встретить людей, выступающих за легализацию проституции.

Среди весомых, как они считают, агрументов, приводятся доводы, что легализация однозначно уничтожит коррупционную схему, при которой дают взятки проверяющим и контролирующим органам, вместо этого доходы шли бы в казну государства.

При легализации проституции государство берет на контроль данный вид деятельности. Закон регламентировал бы взаимообязательства государства и граждан. Предприятия, которые работают в сфере интимных услуг, контролировали бы состояние здоровья своих работников, обеспечивали медицинские осмотры, что помогло бы снизить риск распространения венерических заболеваний. Кроме того, была бы предусмотрена система безопасности и ряд других мер.

Сегодня в ряде стран мира проституция уже легализирована, а некоторые государства только рассматривают законопроект о легализации проституции.

Вопрос о легализации проституции относится к спорным вопросам, чаще всего вызывает большой резонанс среди экспертов и все чаще дискутируется в обществе.

Мы коротко рассмотрели легализация, виды легализации.

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.
По экспертным данным МВД России, 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:
1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.
Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в оффшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний «грязные деньги». При проведении импортных операций в оффшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм*1;
_____
*1 Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.
2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются оффшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;
3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;
4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.
За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 год) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 году их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 году число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67 %. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем .
Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).
Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.
При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны «работать» на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:
— невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;
— уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.
Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за «отмывание» денег, ответственность.
Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать «грязные» деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были «грязными», уже каким-то способом легализованы.
Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.
Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — КФМ России (с 09.03.2004 — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 года КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.
Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:
— определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;
— определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
— определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
— установление в законодательстве той или иной страны понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.
Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:
1) перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
2) перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;
3) уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;
4) перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
5) перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;
6) уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
7) дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций — Банком России;
8) установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;
9) уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;
10) уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:
— открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
— открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
— устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
11) установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:
— отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;
— наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
12) Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.
Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
— сделки с недвижимым имуществом;
— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *