Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств?

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств?

Комментарий к статье 10
1. Комментируемая статья устанавливает правила, касающиеся последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Эти последствия означают наступление ответственности за нарушение обязательств.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В отношении размера подлежащих возмещению убытков в гражданском праве действует общий принцип, заключающийся в необходимости их полной компенсации. Это означает, что подлежат возмещению все причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства или причинением вреда убытки.
Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Установление неустойки на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств является в гражданском праве довольно распространенным явлением. Хотя право потерпевшей стороны на получение неустойки, в принципе, не обусловлено наличием и размером фактического ущерба, вопрос о соотношении неустойки и убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства имеет важное практическое значение. Основания для требования неустойки и возмещения убытков должны быть однотипны.
В случае когда неустойка устанавливается законом, вопрос о соотношении неустойки и убытков, как правило, решается в том же законе. Комментируемым Законом неустойки (штрафы, пени) предусмотрены ч. 6 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 9, ч. 7 ст. 19 (см. комментарии к ним).
2. Исходя из того, что основной функцией ответственности за нарушение обязательства является компенсация потерь, понесенных кредитором в результате нарушения, Гражданским кодексом в ст. 394 устанавливается в качестве общего правила право кредитора получить помимо неустойки возмещение убытков только в части, не покрытой неустойкой. Неустойка в этом случае носит зачетный характер. Однако абз. 2 п. 1 ст. 394 ГК РФ допускается, что законом или договором может быть предусмотрено возмещение убытков сверх неустойки. В этом случае неустойка выполняет карательную функцию. Именно такой вид неустойки предусматривается комментируемой статьей. Как показывает практика, использование такой неустойки в договорных отношениях нередко оказывается результатом злоупотребления доминирующим положением одного из контрагентов, что недопустимо с точки зрения устанавливаемых Гражданским кодексом пределов осуществления гражданских прав (см. ст. 10 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 393 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. Особенно это важно в условиях рыночной экономики с ее постоянно изменяющимися ценами на товары, услуги, работы и банковские кредиты.

Что понимать под неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по ГК РФ

Как вытекает из п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), обязательством будет считаться обязанность по совершению лицом действия в пользу другого, равно как и воздержание от определенного действия. Сторонами в указанном случае выступают кредитор и должник, а участвовать можно нескольким лицам одновременно (для любой из сторон или с обеих сторон допустима множественность). Иными словами, это временные или постоянные правоотношения, следующие из договоров или законодательства.

Вопросу правового упорядочивания исполнения обязательств законотворец посвятил целую гл. 22 ГК РФ. Так, ст. 309 обязывает исполнять обязательства соответствующим образом, что подразумевает исполнение согласно условиям, установленным в нормативном акте или соглашении. При отсутствии таковых обязательство исполняется так, как исполнялось обычно в отношениях сторон либо как заведено в деловом обороте.

Еще один важный критерий исполнения обязательств — необходимость его реального исполнения (то есть в натуре). Кредитор получает именно то, что обозначено установленным обязательством, а не нечто иное.

Исходя из норм ст. 310–311 ГК РФ, вполне можно сделать вывод, что выполнение обязательства только в части или полный отказ от необходимых для его выполнения действий является неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств (НИО). Другими словами, неисполнение тождественно отказу от исполнения. Если же обязательство выполнено, но не в том виде и качестве, как было оговорено и ожидалось, это ненадлежащее исполнение.

Об исполнении обязательств в период эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Основания считать обязательства невыполненными или ненадлежаще выполненными

Исполнение обязательства будет считаться неисполненным либо ненадлежащим, если оно подпадает под критерии, указанные в ст. 312–317 ГК РФ.

А именно:

  • выполняется третьим лицом, но должник такие обязательства на него не возлагал;
  • принято ненадлежащим лицом;
  • исполнено с нарушением сроков;
  • отличается по месту совершения от ранее оговоренного места исполнения обязательства;
  • реализовано в несоответствующей договоренностям валюте.

Виды ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Законодателем установлены санкции за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в широком диапазоне. Как и большинство других, нарушенные в рассматриваемом случае права и законные интересы сторон восстанавливаются в судебном порядке. Порядок рассмотрения судами вопросов об ответственности за нарушенные обязательства разъяснен в постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 (далее — постановление № 7).

Сами же виды ответственности, которую может понести нарушитель в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, перечислены в гл. 25 ГК РФ. Так, кредитор вправе требовать от должника:

  1. Полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды).
  2. Уплаты неустойки — в виде штрафа (единоразовой фиксированной выплаты) либо пени (выплата осуществляется в рассрочку).
  3. Уплаты процентов за неправомерное удержание денежных средств (ст. 395 ГК РФ).

Одновременно у должника есть право возразить относительно размера таких убытков, если он представит доказательства того, что кредитор вполне мог их уменьшить, но не сделал этого (ст. 5 постановления № 7).

При возмещении убытков в обязательном порядке должно наступить нарушение в виде неисполнения либо НИО. А вот для возмещения потерь в смысле ст. 406.1 ГК РФ такое наступление необязательно. Достаточно будет доказать, что эти потери уже понесены либо будут неизбежны в будущем (ст. 15 постановления № 7).

Наконец, кредитор может расторгнуть обязательство, если допущенное должником нарушение существенно (данную меру нельзя однозначно отнести к ответственности).

Уплата неустойки как вариант ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств

Как уже было сказано выше, когда на случай неисполнения либо НИО предусмотрена уплата неустойки, ее размер устанавливается в виде штрафа либо пени. В договоре можно предусмотреть одновременное взыскание за нарушение и штрафа, и пени, что не будет двойной ответственностью (п. 80 постановления № 7). Одновременно допустимо изменение размера неустойки в сторону уменьшения через суд (ст. 333 ГК РФ).

Кроме того, неустойка может быть (ст. 60–68 постановления № 7):

  • зачетной (убытки покрываются в части, не покрытой неустойкой);
  • исключительной (платится только неустойка, но не убытки);
  • штрафной (сумма убытков погашается сверх неустойки);
  • альтернативной (взыскивается что-то одно по выбору кредитора — либо неустойка, либо убытки).

***

Таким образом, ненадлежащее исполнение обязательства определено в ГК РФ методом от противного — когда поясняется, каким исполнение должно быть. Ненадлежащее исполнение — это гражданское правонарушение, караемое с помощью имущественных мер ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

исполнения исполнительных документов

Проанализировав случаи не надлежащего исполнения судебных решений или же затягивания сроков их исполнения, депутат Мажилиса РК С. В. Киселев, выявил целый ряд причин и проблем, препятствующих реализации законных интересов взыскателей и предлагает варианты изменения существующего положения.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» первоочередной задачей исполнительного производства является обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений, а также в предусмотренных Законом случаях решений и постановлений иных органов. Вопросу исполнения судебных решений и других исполнительных документов в Казахстане на протяжении последних лет уделялось много внимания, были приняты действенные меры по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве, изменению структуры органов исполнительного производства, улучшению материально-технического обеспечения судебных исполнителей, что значительно облегчило работу судебных исполнителей и дало ряд положительных результатов. Тем не менее, проблема эффективности исполнительного производства до настоящего времени является чрезвычайно актуальной, поскольку надлежащее и эффективное исполнение судебных решений является исключительно важным условием для укрепления и развития эффективной и пользующейся доверием со стороны граждан судебной системы. От того, насколько быстро и качественно исполняются судебные решения, зависит степень доверия граждан и всего общества к судебной процедуре как способу защиты нарушенных прав и интересов.

В связи с чем анализ случаев не надлежащего исполнения судебных решений или же затягивания сроков их исполнения позволил выявить целый спектр причин и проблем, препятствующих реализации законных интересов взыскателей.

1. Сейчас нередки случаи явного воспрепятствования должниками исполнению судебного решения, что проявляется в отказе должников допустить судебного исполнителя в помещение, где находится имущество, а также в применении в отношении судебных исполнителей физического насилия и угроз. В соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» исполнение в таких в случаях может быть осуществлено при содействии судебных приставов. Однако в соответствии с Законом «О судебных приставах» их подразделения образуются при судах, а не при судебных исполнителях. Фактически судебные приставы задействованы в обеспечении охраны зданий судов, порядка в залах судебных заседаний, и не имеют времени на взаимодействие с судебными исполнителями. В связи с этим, для придания судебным исполнителям полноты власти при исполнении необходимо наделить их соответствующими силовыми полномочиями, которыми обладают в настоящее время судебные приставы.

2. Следующую значительную проблему составляют вопросы кадрового состава, недостаточного уровня квалификации судебных исполнителей и отсутствие материальной заинтересованности. Обязательное и своевременное исполнение требует грамотного совершения исполнительных действий и высокого профессионализма. В то время как на практике имеет место острая нехватка кадров и постоянное их обновление, что оказывает негативное влияние на функционирование всей системы исполнительного производства. Судебные исполнители несут колоссальную нагрузку, что является одной из причин, влияющих на своевременность исполнения судебных решений. Большинство из них, приобретая необходимые профессиональные навыки, меняют место работы в поисках лучших условий труда. С момента принятия нового Закона «Об исполнительном производстве…» исполнительская санкция, взысканная с должника после полного принудительного исполнения документа, перечисляется в республиканский бюджет (до принятия данной нормы судебный исполнитель, непосредственно производивший взыскание, имел право на вознаграждение в размере 5%, и, соответственно, был заинтересован в скорейшем и полном исполнении). Кроме того, ст. 83 Закона «Об исполнительном производстве…» не содержит четкого требования о наличии специального юридического образования для лица, которое может быть назначено судебным исполнителем. Указанный факт в совокупности с отсутствием системы мотивации труда несомненно негативно влияет на качественный и количественный состав судебных исполнителей.

3. Помимо перечисленных выше организационных проблем в деятельности судебных исполнителей существуют также определенные несоответствия Закона «Об исполнительном производстве…» с другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, что порождает ряд противоречий и делает некоторые его положения не исполнимыми на практике.

Законодателям следует обратить внимание на фактическое отсутствие действенных мер ответственности за неисполнение судебных решений. Так, в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве…» судебный исполнитель наделен правом внесения соответствующих представлений в судебные и правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного исполнителя и уклонение от исполнения решения суда. Однако подавляющее большинство таких представлений остается без удовлетворения по причине отсутствия доказательств уклонения должника от исполнения судебного решения и, соответственно, отсутствия состава преступления (правонарушения). В частности, дознаватели, рассматривающие материал о привлечении к уголовной ответственности уклоняющегося должника, руководствуясь действующими уголовно-процессуальными нормами, обосновывают отказ в возбуждении уголовного дела тем, что должник не имеет умысла на уклонение от исполнения, если у него нет средств на погашение суммы долга либо принимаются определенные меры к исполнению. При этом такими «мерами» могут считаться формальные запросы должника в вышестоящие инстанции, либо выплата должником незначительной части долга по отношению к общей сумме задолженности. А несообщение должником судебному исполнителю сведений о наличии у него денежных средств и имущества и месте его нахождения или сокрытие им установленного имущества (например, зарегистрированной автомашины) вообще не квалифицируется как нарушение законодательства и деяние, за которое наступает ответственность по этим статьям.

Имеется ряд несоответствий и с банковским законодательством. Так, в соответствии со ст. 35 Закона «Об исполнительном производстве…» взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные суммы должника, в том числе и находящиеся в банковских учреждениях, если иной порядок не определен в исполнительном документе. Таким образом, прежде всего судебный исполнитель обязан проверить наличие у должника расчетных счетов и денежных средств на указанных счетах, что возможно сделать только с санкции прокурора. По установленному порядку запрос направляется в Национальный Банк Республики Казахстан, который направляет соответствующие запросы в банки второго уровня Республики Казахстан. Также, в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» банки не вправе сообщать подобную информацию судебным исполнителям, в связи с чем направляют ответы на запросы судебного исполнителя в суд, вынесший решение. Таким образом, в общей сложности процесс собирания информации со всех банков республики может занять несколько месяцев. Кроме того, в случае наличия расчетного счета у должника, арест на указанные средства налагается также только с санкции прокурора, а инкассовое распоряжение принимается банком только вместе с оригиналом исполнительного листа, где он может находиться в картотеке банка до одного года, после чего в случае не поступления денежных средств на указанный счет будет возвращен судебному исполнителю для дальнейшего исполнения. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о невозможности в данном случае соблюдения установленных для судебного исполнителя сроков исполнения.

Существует также и еще одно противоречие между Законом «Об исполнительном производстве…» и налоговым законодательством Республики Казахстан. Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 года инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на взимание с налогоплательщиков сумм налогов, штрафов и пени, не внесенных в установленные сроки, исполняются банками всех уровней в первоочередном порядке. В то время как согласно Закону «Об исполнительном производстве …» требования по обязательным платежам в бюджет удовлетворяются в четвертую очередь. Указанное несоответствие зачастую порождает неправильное исполнение инкассовых распоряжений банками, что также сказывается на качестве исполнения исполнительных документов.

4. Следующей проблемой исполнительного производства является большие трудности в исполнение судебных решений о взыскании сумм с организаций, финансируемых из местного и республиканского бюджетов. В этом случае вступают в действие не нормы Закона «Об исполнительном производстве..», а нормы других нормативных правовых актов, включая положения Гражданского кодекса РК, Указа Президента, имеющего силу закона, «О государственных органах», Правил использования средств резерва Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 1999 года № 1408, а также Инструкции о порядке исполнения исполнительных документов государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского и местных бюджетов. Какие-либо конкретные сроки для исполнения судебных решений государственными органами указанными нормами не предусмотрены. И в данном случае судебные исполнители бессильны. Взыскатели не могут получить исполнение в течение нескольких лет, так как исполнение невозможно из-за отсутствия средств в бюджете. Следует отметить, что отсутствие какой-либо процедуры для обязательного и своевременного исполнения решения суда государственными чиновниками вызывает недоумение. Ведь в соответствии с указанными выше актами погашение обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов и их территориальных подразделений по решениям судов отнесено к непредвиденным расходам. Таким образом, сама непредвиденность этих расходов уже предполагает наличие четкого механизма для их срочного изыскания. В данном случае этот вопрос требует безотлагательного решения, в том числе, возможно, создание специального фонда для выплаты по исполнительным документам.

5. Сама процедура исполнения, описанная в Законе «Об исполнительном производстве…» имеет ряд недоработок и внутренних несоответствий. В том числе, спорными до сих пор остаются отдельные вопросы реализации арестованного имущества. Так, согласно ст. 49 Закона выбор формы реализации имущества (через торговые организации или на торгах) определяется судебным исполнителем с учетом вида имущества и мнений взыскателя и должника. В то время как на объективное и однозначное мнение должника в данном случае рассчитывать не приходится. Более того, в стране в целом отсутствует единый банк данных, который бы содержал полную информацию об имуществе и денежных средствах должника. То есть, исполняя судебное решение на территории одной административно-территориальной единицы, не представляется возможным получить сведения о наличии у должника имущества в каком-либо другом городе (области). Нет также единого банка данных о месте работы должника и его доходах.

6. Не достаточно продумана процедура авансирования судебных расходов. Большинство компетентных органов (Центры судебных экспертиз, Центры по недвижимости) отказываются выдавать свои экспертные заключения и акты оценки имущества без предварительной оплаты своих услуг.

7. Немаловажным вопросом является и объявление розыска должника. В соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» объявление должника в розыск является основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения до установления места нахождения должника. Однако нередки случаи, когда должник просто скрывается, а судебный исполнитель располагает всеми необходимыми данными о его имуществе, на которое может быть обращено взыскание. Но в соответствии с законом принимать какие-либо меры к исполнению в данном случае невозможно. Сами же определения судов о розыске должников, как правило, органами внутренних дел исполняются в течение очень длительного времени либо по различным причинам не исполняются вообще.

8. Явным пробелом в законодательстве является норма об обращении взыскания на заработную плату должника. В соответствии со ст. 57 Закона «Об исполнительном производстве…» взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, при взыскании суммы, не превышающей двукратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм. То есть, в случае если сумма взыскания не велика и может быть единовременно погашена путем удержания из заработной платы должника, но превышает 2 МРП, судебный исполнитель не может упростить таким образом исполнение и обязан проводить длительные процедуры обращения взыскания на имущество должника.

Таким образом, причины неудовлетворительного исполнения могут быть связаны, как с объективными обстоятельствами (например, отсутствие имущества у должника) и недоработками в законодательной базе, так и субъективными — отношением судебного исполнителя к исполнению своих обязанностей.

Проблемы, связанные с исполнением различных исполнительных документов, требуют безотлагательного разрешения. По-нашему мнению, для повышения эффективности системы исполнительного производства, необходимо:

· — повысить статус судебных исполнителей, предоставив судебным исполнителям новые, более широкие полномочия, которыми в настоящее время обладают судебные приставы;

· разработать и внести в законодательство ряд норм, предусматривающих жесткие санкции в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений;

· закрепить в законодательстве конкретные требования к уровню профессиональной подготовки кандидатов на должность судебного исполнителя;

· изменить систему материального вознаграждения судебных исполнителей с целью повышения их заинтересованности в исполнении судебных решений;

· обеспечить прозрачность деятельности судебных исполнителей, законодательно и четко определив порядок работы с документами от начала поступления исполнительного листа до его исполнения, устранив несоответствия как внутри самой законодательной базы по исполнительному производству, так и ее несоответствия с другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

· законодательно обязать должника предоставлять полную информацию о принадлежащем ему имуществе или банковских счетах, предусмотрев ответственность за сокрытие или непредоставление всех запрашиваемых данных.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств исполнитель и потребитель несут ответственность, установленную федеральными законами, настоящими Правилами и договором, если им определен более высокий размер ответственности.

При установлении нарушений исполнителем законов Российской Федерации, настоящих Правил и иных правовых актов, неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств исполнитель несет ответственность в виде:

уплаты неустойки (штрафа, пени), установленной федеральным законом или договором;

возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также информации о них;

возмещения убытков, причиненных невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязательств;

компенсации морального вреда.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, и возмещении вреда подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке либо по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соглашение об ограничении в договоре с потребителем размера ответственности исполнителя, заключенное до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, недействительно независимо от такого признания судом, если размер ответственности для таких обязательств или за нарушение таких договоров определен федеральным законом.

Любые соглашения исполнителя с потребителем, имеющие целью ограничить или устранить имущественную ответственность, возлагаемую на исполнителя, считаются недействительными.

В случае непредоставления или ненадлежащего обеспечения электрической и тепловой энергией, газом, холодной и горячей водой, предусмотренных договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, потребитель по своему выбору имеет право:

оплатить в следующем расчетном периоде данные коммунальные услуги в меньшем размере согласно договору;
предъявить исполнителю требование произвести перерасчет платы за непредоставленные (или предоставленные ненадлежащим образом) коммунальные услуги с отражением этого в платежном документе (извещении, счете-квитанции);
на возврат ему денежной суммы, уплаченной за непредоставленные или предоставленные ненадлежащим образом коммунальные услуги в случае нарушения требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг электро, тепло, газо, водоснабжения. Неоднократность случаев неправомерного непредоставления или предоставления ненадлежащим образом коммунальных услуг, их несоответствие стандартам, делающие невозможным использование коммунальных услуг без нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, относятся к существенным недостаткам;
кроме мер ответственности, перечисленных ранее, также на возмещение реального ущерба, причиненного ему вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (ст. 15, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требования потребителя о перерасчете платы за коммунальные услуги, а также о возмещении причиненных ему убытков подлежат удовлетворению исполнителем не позднее десятидневного срока, начиная со дня предъявления соответствующего требования.

В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работ (ненадлежащего оказания или неоказания услуг) по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) квартиры, дома, в том числе общего имущества многоквартирного дома, ремонту и эксплуатации лифтов, мусоропроводов и другого внеквартирного инженерного оборудования, содержанию и уборке внутри подъездных и придомовой территорий, сбору и вывозу бытовых отходов и других, предусмотренных договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, по выбору потребителя:

а)оплачивает такие работы (услуги) в следующем расчетном периоде в меньшем размере согласно договору;

б)предъявляет исполнителю одно из следующих требований:

произвести перерасчет платы за такие работы (услуги) с отражением этого в платежном документе (извещении, счете-квитанции);
безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги);
повторно выполнить работу;
возместить понесенные потребителем расходы на устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

в)вместо предъявления требований, указанных ранее в подпунктах «а» и «б», отказывается от договора с исполнителем (в том числе в случае обнаружения существенных недостатков выполненной работы или предоставленной услуги) и требует возврата ему денежной суммы, уплаченной за такие работы (услуги). При этом потребитель вправе выбрать по своему усмотрению другого исполнителя, направив соответствующее мотивированное требование управляющей компании, муниципальному заказчику или собственнику жилищного фонда.

При расторжении договора по причине нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) он не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

При любом из требований, указанных ранее в подпунктах «а», «б» и «в», потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Удовлетворение требований о безвозмездном устранении недостатков или о повторном выполнении работ (оказании услуг) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Требования потребителя произвести перерасчет платы за услуги (работы), о возмещении расходов на устранение недостатков оказанной услуги или результата работы своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о предоставлении услуг, подлежат удовлетворению исполнителем в десятидневный срок, начиная со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если зтот срок не установлен, — в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), которая была исполнена ненадлежащим образом.

В случае предъявления потребителем требования о перерасчете платы за услуги (работы) в расчет принимаются тарифы на момент предъявления потребителем такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о перерасчете.

При добровольном удовлетворении предъявленного потребителем требования о перерасчете платы за коммунальные услуги электро, тепло, газо, водоснабжения, размера оплаты работы (услуги) в расчет принимаются тарифы на момент предъявления потребителем требования об уменьшении их размера оплаты или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении размера оплаты данных услуг.

За нарушение сроков устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг и выполнения законных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пени) в порядке и размере, установленных статьями 23 (частью первой пункта первого), 28 (частью первой пункта пятого), 30 (частью третьей), 31 (частью первой пункта третьего) Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», за каждый месяц, неделю, день, час просрочки выполнения требований потребителя, если такой срок определен в месяцах, неделях, днях, часах.

Договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг между потребителем и исполнителем могут быть установлены иные основания неустойки (штрафа, пени), а по основаниям, предусмотренным федеральным законом, — более высокий ее размер.

Неустойка (штраф, пени) исчисляется от размера оплаты отдельного вида жилищной или коммунальной услуги, определенной за период ее необоснованного непредоставления или ненадлежащего предоставления.

По заявлению потребителя неустойка должна быть выплачена исполнителем одним из следующих способов:

за счет уменьшения размера оплаты соответствующей жилищно-коммунальной услуги в следующем расчетном периоде;
выполнения для потребителя дополнительных работ без их оплаты;
возвращения части ранее внесенного платежа (аванса) путем перевода суммы неустойки на счет потребителя в банке, или пересылки ему по почте, или выдачи непосредственно на руки.

По требованию потребителя исполнитель обязан письменно подтвердить свое согласие добровольно выплатить неустойку избранным им способом. В этом случае данное соглашение подписывается обеими сторонами.

По требованию потребителя возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков жилищно- коммунальных услуг, а также информации о них осуществляется путем:

предоставления жилища (вещи) того же рода и качества вместо поврежденного жилища (вещи);
проведения ремонта жилища, исправления поврежденной вещи;
возмещения причиненных убытков.

Исполнитель обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков (непредоставления или некачественного предоставления) жилищно-коммунальных услуг, по требованию любого потерпевшего независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Данная ответственность возлагается на исполнителя независимо от его вины.

Вред, причиненный вследствие недостатков централизованного отопления, снабжения электрической энергией, газом и водой, недостатков работы или услуги по обслуживанию жилища, непредоставления полной и/или достоверной информации о стандартах и правилах жилищно-коммунального обслуживания, подлежит возмещению исполнителем.

Исполнитель освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю из-за недостатков предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или вины потребителя.

Исполнитель возмещает ущерб, причиненный при ненадлежащем предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в размере:

стоимости ремонта жилища, поврежденного (испорченного) имущества, указанного в акте проверки и дефектной ведомости, при невозможности его восстановления (ремонта);
суммы, на которую понизилась стоимость жилища и/или поврежденного (испорченного) имущества, указанного в акте проверки и дефектной ведомости.

Стоимость ремонта жилища, поврежденного (испорченного) имущества, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный ремонт (имущество), определяется исходя из его цены на момент предъявления потребителем требования о возмещении ущерба.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверхнеустойки (пени), установленной законом или договором, если иное не установлено законом.

Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем в натуре.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Потребитель вправе обратиться с жалобой на действия или бездействие исполнителя в органы Государственной жилищной инспекции, а также обратиться в суд за защитой своих прав и интересов при получении жилищных и/или коммунальных услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *