Объект стационарной торговой сети

Объект стационарной торговой сети

Статьей 346.43 НК предусмотрено применения патентной системы налогообложения для розничной торговли при двух видах предпринимательской деятельности.

Это:

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети

Согласно определению в этой же статье:

  • стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
  • стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы;
  • нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, неотносимые к стационарной торговой сети;
  • развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата;
  • разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек

Как следует из определений, перечислены вполне конкретные категории торговых объектов, не допускающие расширительного толкования. Поэтому, если согласно правоустанавливающим документам объект относится к магазину и павильону – это стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы. Если к розничным рынкам, ярмаркам, киоскам, палаткам, торговым автоматам — стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов.

Такое же мнение имеет и Минфин: «Таким образом, перечень объектов стационарной торговой сети носит закрытый характер». (Письмо от 14.08.2012 N 03-11-09/64).

Что делать, на какую деятельность получать патент, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять розничную торговлю в здании, не относящемся к этим категориям? Например, если в техническом паспорте указано – «нежилое здание».

Следует отметить, что ответ на этот не является однозначным. Поскольку с целью организации торговли, предприниматель может оборудовать внутри здания полноценный магазин или павильон, а также установить киоск или палатку. В этом случае его объект будет соответствовать определениям Налогового Кодекса и трудностей в его классификации не будет. Для предотвращения налоговых споров следует внести изменения в правоустанавливающие документы: «При осуществлении розничной торговли в арендованном подвальном помещении, которое по документам (поэтажный план, экспликация) не учитывается как объект, предназначенный для ведения торговли, в соответствии с нормами Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», проводится внеплановая техническая инвентаризация объектов учета в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах». (Письмо Минфина РФ от 09.04.2007 N 03-11-05/65)

Аналогичный подход был продемонстрирован в письме ФНС России от 27.05.2014 N ГД-4-3/10161@ «О направлении разъяснений Минфина России»:

«Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории.

Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

Следовательно, применительно к патентной системе налогообложения торговые комплексы и торговые центры (в терминологии государственного стандарта) сами по себе не являются объектами стационарной торговой сети. Кроме того, они не включены в перечень объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговые залы, розничная торговля в которых индивидуальными предпринимателями может быть переведена на патентную систему налогообложения.

В то же время, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой индивидуальными предпринимателями через расположенные в торговых центрах и торговых комплексах объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (магазины и павильоны) и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы), понятия которых даны в пункте 3 статьи 346.43 Кодекса, может применяться патентная система налогообложения.

Также может применяться патентная система налогообложения в отношении розничной торговли, осуществляемой через указанные объекты розничной торговли, расположенные в торговых центрах, торговых комплексах, административных, промышленных, учебных и т.п. зданиях, а также на территории розничных рынков и ярмарок».

Иными словами, если объект не поименован в статье 346.43 НК в качестве объекта стационарной торговой сети, то он им не является. Но внутри этого объекта может существовать объект стационарной торговой сети.

Если же ни один из перечисленных выше объектов торговли не создан, то, по нашему мнению, такую организацию торговли следует классифицировать как розничную торговлю, осуществляемую через объект организации торговли, неотносимый к стационарной торговой сети.

Однако Минфин не считает допустимым применение патентной системы на любом объекте нестационарной торговой сети: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через не поименованные в пункте 3 статьи 346.43 Кодекса объекты нестационарной торговой сети (боксы, контейнеры и другие аналогичные объекты торговли), расположенные в зданиях, строениях и сооружениях, применять патентную систему налогообложения не вправе» (Письмо Минфина России от 13.05.2014 N 03-11-09/22399).

Итак, в настоящее время вопрос не имеет однозначного решения.

Согласно классификации фармацевтической деятельности выделяют следующие розничные аптечные организации:

  • Аптечный киоск — организуется на площадях от 18 кв.м. Имеет массу ограничений по допустимому ассортименту.
  • Аптечный пункт — требует 38 кв.м. и более (если открыт при учреждении медицинского назначения, то достаточно 20кв.м.). Может продавать как рецептурные лекарственные средства, так и те, что отпускаются без рецепта.
  • Аптека — это полнофункциональное розничное фармапредприятие. О нем пойдет речь ниже.

Аптека: основные требования при открытии аптеки.

Вы можете открыть аптеку в помещениях данных типов:

  • Отдельно стоящее здание.
  • Здания, идущие единым блоком, примыкающие, к жилым, производственным, офисным зданиям.
  • В пристройке к жилым домам
  • На первом этаже многоэтажного жилого дома (обязательно должен быть отдельный вход).
  • В медицинских учреждениях в изолированном помещении с отдельным входом.

Существуют требования к помещениям аптек, зависящие от типа аптеки. Аптека готовых форм (без производства лекартсв в аптеке).

Минимальная площадь помещения под аптеку — 100 кв.м., в которые входят следующие помещения:

  • Торговый зал — от 30 кв.м.
  • Торговое помещение для ночной торговли, если практикуется — от 8 кв.м.
  • Помещение для подачи требований — от 10кв.м (для больничной или межбольничной аптеки).
  • Помещение для приемки лекарственных препаратов, их распаковки и для формирования заказов — от 10 кв.м
  • Складское помещение для хранения лекарственных средств и прочих фарма- или парафарма- товаров — от 30 кв.м.
  • Кабинеты и бытовые помещения общей площадью от 30кв.

Для производственной аптеки, имеющей право производства асептических лекарственных препаратов, понадобится минимум 132 кв.м. Добавляются помещения асептического блока (10 кв.м.): 8 кв. м — асептическая, 2 кв. м — шлюзовая.

Надо сказать, что формат производственной аптеки в последние годы постепенно исчезает. Причин множество! От высокой стоимости аренды и дефицита качественных площадей по такие аптеки, до сложностей с закупкой качественного и недорого сырья. Однако, по отзывам населения производственная аптека необходима, по крайней мере одна на район.

Использование помещений аптеки.

Помещения аптеки вне зависимости от ее типа запрещается использовать, что говорится, не по назначению.

Торговый зал аптеки.

Торговый зал аптеки разделяется на зону обслуживания покупателей и зону рабочих мест. Зона для обслуживания покупателя должна иметь минимум 75% от общей площади торгового зала аптеки. Остальное можно занять оборудованием, прилавками, расчетно-кассовыми местами. Если в аптеке имеется отдел «Оптика», то долю зоны обслуживания необходимо увеличить. Зона обслуживания клиентов в аптеке должна быть свободна от прилавков, демонстрационных витрин (в том числе от дисплеев с декоративной косметикой), однако, столики и лавочки для удобства покупателей приветствуются.

Для производственных аптек допускается в ассистентской разместить рабочее место провизора-аналитика. Если производственная аптека обслуживает медицинское или лечебно-профилактическое учреждение, то ассистентская и фасовочная зоны обязаны быть увеличены. В производственной аптеке, имеющей право производства асептических лекарственных препаратов, необходимо четко разделить потоки обычных препаратов и асептически произведенных и упакованных. Для этой цели служит шлюз, кроме того планировка помещения должна учитывать нужны асептического производства лекарств.

Любая аптека должна иметь отдельный склад для хранения готовых препаратов, отпускаемых как по рецептам, так и без них, растительного и химического лекарственного сырья, кислот, наркотических средств, медтехники и очков. Строго запрещается хранить запасы в коридорах, проходах, в производственных помещениях.

Требования к оборудованию для аптеки.

Что касается оснащения аптек, то потребуется специфическая мебель для аптек, вытяжка, холодильник, а также лабораторная мебель в производственную зону. Мебель в аптеке должна находиться в зоне рабочих мест (до 35 кв.м от площади торгового зала). Расстановка мебели и оборудования должна давать доступ для уборки, а также сохранять хорошую освещенность во всех помещениях аптеки.

Требования к внутренней отделке аптеки, освещению и общему микроклмиату помещений аптеки.

Отделка всех внутренних помещений аптеки должна позволять регулярно проводить влажную уборку с использованием моющих средств. рекомендуется использовать водостойкую краску или эмаль, кафель. Важно, чтобы на полах была неглазурованная плитка со сваркой швов. Таким образом, все покрытия и материалы, использованные при отделке помещений аптеки, должны иметь нескользкую поверхность, должны хорошо мыться и быть стойчивыми к воздействию моющих средств, а также противостоять микроорганизмам.

Также были проведены исследования колористических схем, использованных в разных аптеках. специалисты рекомендуют выбирать светлые теплые оттенки для дизайна аптек. Такое дизайнерское решение поможет улучшить микроклимат, повысить настроение персонала и посетителей, что в свою очередь позитивно влияет на продажи.

Освещение в аптеке.

Для помещения аптеки существует жесткое требование к естественному освещению (инсоляции). Известный факт, что природное освещение несет в себе УФ лучи, имеющие противомикробное действие. Также солнечный свет повышает работоспособность, самочувствие работников аптеки. Однако, следует поддерживать комфортный микроклимат, избегая перегрева помещений или воздействия прямых солнечных лучей. По нормативам нужно проветривать и обеспечивать инсоляцию примерно 3 часа в течение рабочего дня.

Для искусственного освещения аптек рекомендованы люминисцентные лампы, имеющие спект излучения максимально приближенный к естественном солнечному свету. Как показывают исследования вляния освещенности рабочих мест в апетеках, правильно организованный свет позволяет увеличить производительность труда на 8-12%. Детально Вы можете изучить параметры освещения в апеках по Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) (№ 309 от 21.10.97 г.) и СНиП 23-05—95.

Температурный режим в аптеках. Вентиляция.

Параметры температурного режима в помещениях аптек регулируются СНиПом 2.04.05-91 от 1996 г. В общих же чертах, необходимо знать следующее: температура для комфортного микроклимата — 18-20С, относительная влажность воздуха около 60% и слабое движение воздуха. Так как необходимо движение воздуха в аптеке, следует обратить внимание на качественное проветривание и вентиляцию. Вентиялция зависит от типа помещения, в котором расположено фармацевтическое учреждение. Обыно это центральная, общедомовая вентиляция. особое значение, как понятно, имеет вентиляция в производственной аптеке, особенно в асептическом блоке, в дистилляционно-стерилизационном блоке. От качества циркуляции и чистоты воздуха зависити микробиологическое состояние производственных помещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *