Оперативное право

Оперативное право

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества .

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению .

Комментарий к статье 296 Гражданского Кодекса РФ

1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), и учреждения независимо от того, что или кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) является их собственником. Законом об унитарных предприятиях в ст. 115 ГК внесены важные изменения. Согласно последним казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, как это имело место ранее, но и на базе имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.

Объектом права оперативного управления служит имущественный комплекс казенного предприятия и имущество учреждения.

2. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, обладающее государственным, муниципальным или частным (применительно к учреждениям) имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Соответственно значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника. Собственник вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Но в отличие от п. 3 ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР» это право собственника не носит теперь безусловного характера. В том случае, если казенное предприятие или учреждение обратятся в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных органов об изъятии их имущества, эти органы обязаны доказать, что имущество действительно является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

3. Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств (подробнее об этом см. п. 4 коммент. к ст. 298), в то время как казенное предприятие — всем своим имуществом.

Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса ответчиком по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенных предприятий и учреждений, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса им является орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

В соответствии со ст. 24 Бюджетного кодекса перечень главных распорядителей федерального бюджета утверждается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 115-ФЗ (СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3338).

Общий перечень главных распорядителей средств федерального бюджета определен в приложении 11 к Закону о бюджетной классификации, а главный распорядитель на конкретный финансовый год утверждается соответствующим федеральным законом о бюджете.

При рассмотрении исков о привлечении к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий или учреждений вопрос о том, какой орган уполномочен выступать от лица собственника в суде, решается на основании правовых актов субъекта Федерации или муниципального образования. Если в данном законодательстве этот вопрос не решен, таковым признается финансовый орган субъекта Федерации или муниципального образования.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В Постановлении от 01.10.2002 N 578/01 Президиум ВАС РФ указал, что субсидиарными должниками учреждений уголовного наказания в виде лишения свободы выступают органы уголовно-исполнительной системы. Вывод суда о том, что данные органы отвечают только при наличии денежных средств на счетах специальных внебюджетных фондов, противоречит правилам гражданского законодательства (Вестник ВАС РФ, 2003, N 1, с. 15).

Подробнее о порядке взыскания за счет средств федерального бюджета в случае субсидиарной ответственности Российской Федерации см. Постановление Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 «Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета» (СЗ РФ, 2001, N 10, ст. 959).

Другой комментарий к статье 296 ГК РФ

1. Право оперативного управления имуществом является производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограниченны по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника и назначения имущества. В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК) и учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК). В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций ГК вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297) и учреждением (ст. 298).

2. В ГК нет общей нормы о правах собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, наподобие той, которая относится к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении (ст. 295). Предполагается, что положения, содержащиеся в п. п. 1 и 2 ст. 295, без необходимости их повторного включения в ГК, полностью распространяются и на право оперативного управления. Законодатель пошел дальше. Он, в частности, предоставил право собственнику в одностороннем порядке изымать у казенного предприятия и учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Статья 11. Закрепление муниципального имущества
на праве оперативного управления

1. Управление муниципальной собственностью, переданной учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Комитет.

Комитет осуществляет управление муниципальной собственностью в части закрепления за муниципальным учреждением как движимого, так и недвижимого имущества на праве оперативного управления и контроля за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества.

2. Учреждение осуществляет в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, уставом учреждения.

3. В оперативном управлении учреждения может находиться:

— недвижимое имущество (здания, сооружения, нежилые помещения);

— движимое имущество (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности);

— объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на земельном участке, переданном учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью и отражается на балансе учреждения в порядке, установленном действующим законодательством.

5. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договорам или иным законным основаниям, поступает в оперативное управление соответствующего учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

6. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом.

7. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения.

8. Закрепление объектов муниципального имущества за учреждением на праве оперативного управления осуществляется как при создании, так и в период его деятельности на основании распоряжения заместителя главы города — председателя Комитета.

9. Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения с момента государственной регистрации права.

Право оперативного управления на движимое имущество, закрепленное за предприятием на основании распоряжения Комитета, возникает с момента передачи имущества по передаточному акту.

10. Закрепление за муниципальными учреждениями имущества на праве оперативного управления отражается в учредительных документах учреждения и передаточном акте.

С момента фактической передачи муниципального имущества учреждению на праве оперативного управления на учреждение переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.

11. Учреждение несет ответственность за сохранность и целевое использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности учреждения в этой части осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом, который вправе производить документальные и фактические проверки.

Неиспользуемое, используемое не по назначению имущество, закрепленное за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, либо не отраженное в балансе имущество, Комитет вправе изъять в установленном законом порядке.

12. При передаче учреждению недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры обязанность по оформлению соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры, лежит на учреждении.

I. Общие положения

1. Оперативное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОУ МВД России)<1> является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<2>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам организации обеспечения управления силами и средствами органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России<3>, в чрезвычайных ситуациях (чрезвычайных обстоятельствах), сбора информации об оперативной обстановке в субъектах Российской Федерации, организации межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах<4>.

<1> Далее — «Управление».

<2> Далее — «Министерство» или «МВД России».

<3> Далее — «органы, организации и подразделения системы МВД России».

<4> В том числе на арендуемой Российской Федерацией у Республики Казахстан территории комплекса «Байконур».

Пункт ] в ред. приказа МВД России от 14.03.2015 N 331.

2. Структура и штатное расписание Управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<1> по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность Управления<2>.

<1> Далее — «Министр».

<2> Далее — «заместитель Министра».

Пункт 2 вред, приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N 331.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

4. Работа Управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

5. Управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

6. Управление в установленном порядке совместно с органами, организациями и подразделениями системы МВД России обеспечивает эффективность деятельности оперативных управлений (отделов, отделений, групп)<*> территориальных органов МВД России.

<*> Далее — «оперативные подразделения».

7. Управление имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Управления.

Управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

II. Основные задачи Управления

8. Основными задачами Управления являются:

8.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области использования сил и средств органов, организаций и подразделений системы МВД России в чрезвычайных ситуациях, анализ, прогнозирование и обеспечение управления силами и средствами Министерства в чрезвычайных ситуациях, контроль и методическое обеспечение деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России.

8.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Управления.

8.3. Определение приоритетных направлений организации деятельности сил и средств органов, организаций и подразделений системы МВД России, требующих оперативного реагирования на изменение ситуации.

8.4. Обеспечение комплекса организационно-практических мероприятий МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств и локализации их последствий в двух и более субъектах Российской Федерации, а также при осложнении обстановки в отдельном субъекте Российской Федерации по особому распоряжению.

8.5. Организационно-методическое обеспечение деятельности оперативных подразделений территориальных органов МВД России.

Подпункт 8.5 в ред. приказа МВД России от 14.03.2015 N 331

III. Основные функции и полномочия Управления

9. Основными функциями Управления являются:

9.1. Осуществление комплексного анализа состояния и реализации государственной политики по использованию сил и средств органов, организаций и подразделений системы МВД России в чрезвычайных ситуациях, анализ, прогнозирование и обеспечение управления силами и средствами Министерства в чрезвычайных ситуациях, контроль и методическое обеспечение деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России.

9.2. Анализ и оценка состояния использования сил и средств органов, организаций и подразделений системы МВД России при чрезвычайных ситуациях, определение

приоритетных направлений совершенствования их деятельности.

9.3. Анализ эффективности мер, принимаемых органами, организациями и подразделениями системы МВД России по совершенствованию использования сил и средств МВД России при возникновении чрезвычайных ситуаций.

9.4. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Управления и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России.

9.5. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Управления.

9.6. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров в сфере внутренних дел.

9.7. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

9.8. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

9.9. Ведение баз данных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Управления, проведение работы по их систематизации.

9.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования, организация и координация действий органов, организаций и подразделений системы МВД России в рамках участия в деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

9.11. Обеспечение контроля за уровнем служебно-боевой готовности сил и средств органов внутренних дел к действиям при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций.

Подпункт 9.11 вред, приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

9.12. Участие в разработке единой политики в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с социальными и этническими конфликтами, а также при введении правового режима чрезвычайного или военного положения.

9.13. Координация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России по своевременному реагированию на осложнения оперативной обстановки; взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительной власти.

9.14. Организация оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки при чрезвычайных обстоятельствах и в условиях правовых режимов чрезвычайного и военного положений, а также обеспечение контроля за готовностью сил и средств территориальных органов МВД России.

9.15. Организация и обеспечение контроля, координация действий органов, организаций и подразделений системы МВД России при проведении крупномасштабных комплексных операций в двух и более федеральных округах Российской Федерации, а также при осложнении обстановки, чрезвычайных обстоятельствах и в условиях введения правового режима чрезвычайного или военного положения.

9.16. Обобщение и анализ ежесуточной информации об оперативной обстановке на территории Российской Федерации, доклад руководству Министерства о ее изменении. Подготовка соответствующих информационных материалов в федеральные органы государственной власти.

9.16′. Обеспечение круглосуточного приема, анализа и учета поступающих на «телефон доверия МВД России» сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, направление данных сообщений для проверки в структурные подразделения центрального аппарата МВД России и территориальные органы МВД России.

Подпункт 9.16′ дополнен приказом МВД России от 14.12.2017 N 924.

9.17. Изучение организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, принятие мер по ее совершенствованию и улучшению результатов.

9.18. Утратил силу приказом МВД России от 14.03.2015 N 331.

9.18′. Участие в установленном порядке в проведении инспектирований, контрольных и целевых проверок территориальных органов МВД России.

Подпункт 9.18′ дополнен приказом МВД России от 14.12.2017 N 924.

9.19. Подготовка управленческих решений Министра внутренних дел Российской Федерации по участию сил и средств органов, организаций и подразделений системы МВД России в выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

9.20. Обеспечение участия Министерства в деятельности Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба.

9.21. Организация сбора информации об общественно-политической, социальной и оперативной обстановке на территориях субъектов Российской Федерации и взаимообмен ею с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации.

9.22. Организация межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка на объектах военно-промышленного, ядерного, оружейного и атомно- энергетического комплексов Российской Федерации, относящихся к особорежимным объектам.

Подпункт 9.22 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924

­9.23. Обобщение, анализ и систематизация в системе МВД России информации по вопросам борьбы с незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ, радиоактивных отходов.

Подпункт 9.23 вред, приказов МВД России от 14.03.2015 N 331 ,от 14.12.2017 N 924.

9.24. Осуществление в рамках компетенции взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах.

Подпункт 9.24 в ред. приказов МВД России от 14.03.2015 N331 , от 14.12.2017 N924.

9.25. Формирование заявок на проведение научных исследований, участие в обеспечении внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность оперативных подразделений территориальных органов МВД России.

Подпункт 9.25 в ред. приказа МВД России от 14.03.2015 N 331.

9.26. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам деятельности Управления. Разработка рекомендаций и методических пособий.

9.27. Использование в своей деятельности информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

9.28. Утратил силу приказом МВД России от 14.03.2015 N 331.

9.28′. Участие в соответствии с компетенцией в разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, федеральных целевых программ, программ (мероприятий) Союзного государства, в реализации которых МВД России принимает участие, а также ведомственных целевых программ.

Подпункт 9.28′ дополнен приказом МВД России от 14.12.2017 N 924.

9.29. Рассмотрение обращений граждан; иных писем, заявлений; публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Управления.

9.30. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

9.31. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности Управления.

10. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

10.1. Создавать рабочие группы и комиссии.

10.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Управления.

Ю-З. Привлекать по согласованию с заместителем Министра в установленном порядке для выполнения возложенных на Управление задач научные и иные организации, общественные объединения, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Подпункт 10.3 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N331.

10.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Управления.

10.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его территориальных органов, образовательных и научных организаций системы МВД России для решения задач, возложенных на Управление.

Подпункт 10.5 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

10.6. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Управления, проверки деятельности оперативных подразделений и дежурных частей территориальных органов МВД России.

10.7. Вносить предложения заместителю Министра о постановке на особый контроль оперативных подразделений, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.

Подпункт 10.7 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N 331.

10.8. Заслушивать отчеты начальников (заместителей начальников) оперативных подразделений, а по согласованию с руководством Министерства — начальников территориальных органов МВД России по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления.

Подпункт 10.8 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N 331.

10.9. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.

10.10. Организовывать в установленном порядке повышение квалификации руководителей и сотрудников оперативных подразделений территориальных органов МВД России, включая их стажировку в Управлении.

Подпункт 10.10 вред, приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

10.11. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

10.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

10.13. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Управлению нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Организация и обеспечение деятельности Управления

11. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

12. Начальник Управления:

12.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление задач и функций и реализацию предоставленных прав.

12.2. Распределяет по согласованию с заместителем Министра функциональные обязанности между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением ими возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.

Подпункт 12.2 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N 331.

12.3. Утверждает положения и планы работы структурных подразделений Управления.

12.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Управления.

12.5. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Управления временные подразделения целевого назначения для выполнения задач, возложенных на Управление.

12.6. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Управления.

12.7. Осуществляет в пределах предоставленных полномочий прием, назначение, перемещение, временное отстранение и увольнение сотрудников и работников Управления.

Подпункт 12.7 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

12.8. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Управлении.

12.9. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников на переподготовку и повышение квалификации.

Подпункт 12.9 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

12.10. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Управления; присваивает сотрудникам Управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковник полиции сотрудникам Управления.

12.11. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления и налагает на них дисциплинарные взыскания; вносит заместителю Министра представления к награждению государственными и ведомственными наградами сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами заместителя Министра или Министра.

Подпункт 12.11 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427 , от 14.03.2015 N 331, от 14.12.2017 N924.

12.12. Вносит начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей оперативных подразделений.

12.13. В установленном порядке в пределах предоставленных Министром прав поощряет граждан, оказавших содействие Управлению в решении поставленных задач, вносит начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России и заместителю Министра предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Управлению в решении поставленных задач.

Подпункт 12.13 вред, приказов МВД России от 30.12.201 I N 1427 , от 14.03.2015 N 331

12.14. В установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления в служебные командировки.

Подпункт 12.14 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

12.15. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Управления соответствующие надбавки и выплаты.

Подпункт 12.15в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N924.

12.16. Предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Управления.

Подпункт 12.16 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N924.

12.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением государственной службы и работы в Управлении.

Подпункт 12.17 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N924.

12.18. Организует в пределах своей компетенции:

разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

оказание по поручению заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

Подпункт 12.18 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427,т 14.03.2015 N 331, от 14.12.2017 N 924.

12.19. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Управлении, а также обеспечивает выполнение в Управлении мероприятий гражданской обороны.

12.20. Участвует по решению заместителя Министра в согласовании назначения руководителей оперативных подразделений в порядке, установленном нормативными

правовыми актами МВД России.

Подпункт 12.20 в ред. приказов МВД России от 30.12.2011 N 1427, от 14.03.2015 N 331.

12.21. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.

12.22. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Управления, обработку персональных данных с учетом их конфиденциальности и безопасности, а также требований по защите, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Подпункт 12.22 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

12.23. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Управлении.

12.24. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Управления и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

13. При начальнике Управления действует совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Управления.

Пункт 13 в ред. приказа МВД России от 14.12.2017 N 924.

14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утверждено приказом МВД России от 16 июня 2011 г. N 682 «Об утверждении Положения об Оперативном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации»

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к Ст. 296 ГК РФ

1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях — на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).

С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. N 5804/04.

2. Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием — возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.

3. Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограниченны по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.

Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Это может быть соответственно либо Правительство РФ, либо иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или муниципального образования в зависимости от того, какое публично-правовое образование является собственником имущества учреждения или казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Также ограничения установлены и иными законами, регулирующими деятельность учреждений, например Законом РФ «Об образовании».

Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, — гласит Закон, — вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества. В ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.

В одном из судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 14128/08.

4. Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

В судебной практике сложились определенные подходы к пониманию того, какое имущество может быть излишним, либо неиспользуемым, либо используемым не по назначению. Так, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ отметил следующее: «Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, установлено, что данные институты используют переданное им для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдают в аренду, а также владеют помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества» . В другом деле суд нашел основания для изъятия имущества, так как исходил из представленного учебным комбинатом списка обучающихся у него студентов и установленных Жилищным кодексом РФ нормативов жилой площади на одного человека, а также из специфики деятельности образовательного учреждения при определении площади общежития, необходимой для осуществления его уставной деятельности. Помимо этого судом было принято во внимание, что оспариваемым распоряжением нарушена целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление образовательному учреждению .

———————————
Определение ВАС РФ от 27 июля 2009 г. N 7689/09.

Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09.

5. Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *