Почему нельзя драться в школе?

Почему нельзя драться в школе?

Ученики в любом возрасте могут вступать в конфликты — некоторые из них заканчиваются дракой. Разбираемся, что должен делать учитель, если на уроке или перемене подрались школьники, кто несет ответственность за драку вне школы и как могут помочь родители.

Кто несет ответственность за драки в школе и вне школы?

За все происшедшее в школе несут ответственность учителя и директор. Когда драка произошла в классе, так или иначе виноват учитель. Если на перемене, ответственность лежит на дежурном учителе или администраторе.

За драки вне школы учитель и администрация несут ответственность в двух случаях: если все произошло на выезде и если ребенок стоял на внутришкольном учете. В первом случае у учителя спросят, почему ученик подрался, особенно если он должен был ехать на экскурсию, а находился в другом месте. Во втором случае спросят с психолога и социального педагога, которые должны быть тщательнее отслеживать контакты школьников.

Согласно законам РФ за ребенка до 14 лет несут ответственность родители, в том числе административную. С 14 лет ребенок частично отвечает сам — по крайней мере, в плане административной и уголовной ответственности.

Чем драки грозят ученику?

Если обучающемуся нет 14 лет, то отвечать будут его родители. При этом родители несут только материальную ответственность, то есть могут заплатить штраф.

К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Это уже преступление.

С 14 лет ребенок несет как административную, так и уголовную ответственность. С него могут взыскать штраф, отчисления, если у него есть собственный источник доходов. На него могут завести уголовное дело за причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкие телесные повреждения и убийство. Тяжесть физического ущерба оценивают эксперты. Как правило, при вреде от побоев средней тяжести пострадавший должен провести в больнице не менее трех недель. К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Когда ребенку исполняется 16 лет, он может нести уголовную ответственность за хулиганство и побои. Отягчающим обстоятельством для ученика будет драка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и умышленные действия.

Зачинщику в первый раз грозит взыскание от администрации школы. Если взыскание будет повторным, дело выносят на обсуждение родительского комитета, представительства учеников. Школа может отчислить ученика старше 15 лет за неоднократное нарушение дисциплины и правопорядка при согласии этих представительных органов.

Чем драки учеников грозят учителю?

Если учитель был в классе, то скорее всего видел зарождающийся конфликт несовершеннолетних и мог его предотвратить. Поэтому ему грозит взыскание со стороны администрации, а директору — штраф. Но если учитель и директор докажут, что их вины нет, то не грозит ничего. Доказательства потребуются, когда школьники или родители подадут заявление о драке в полицию.

За драку несовершеннолетних детей вне школы сложно привлечь к ответственности учителя и директора. Если ученик состоял на внутришкольном учете или на учете КДН, то состоится диалог между администрацией и КДН. Как он пройдет, зависит от всех обстоятельств и поведения ученика, бывает очень по-разному.

Драка в классе: что делать?

Что делать. Редко, но школьники и школьницы могут подраться прямо на уроке или на перемене в присутствии учителя. Учитель должен разнять дерущихся и при этом не причинить вреда никому из них. Лучше всего развести их в разные стороны. Еще лучше, если в этом не будут участвовать другие ученики. Когда учитель понимает, что его сил не хватает, нужно отправить любого ученика за помощью в ближайший кабинет.

Куда сообщать. Директору образовательного учреждения или его заместителям.

Они принимают решение — сообщать ли в полицию, скорую. Обычно, если нет следов побоев, все чувствуют себя хорошо, то в полицию не сообщают. Но когда драка между конкретными учениками произошла не в первый раз, то стоит вызвать полицию вне зависимости от тяжести повреждений и характера причинения вреда. Важно понимать, что снимать побои фельдер не имеет права, только врачи скорой.

Обязательно сообщить родителям и вызвать их в школу. Тут задача учителя — не допустить конфликта между обеспокоенными родителями учеников. Также стоит поставить в известность психолога и ответственного за школьную службу примирения. Они должны запустить процесс примирения участников конфликта.

Если есть необходимость, нужно поставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних. Как правило, учитель может оценить мотивы дерущихся, определить виновного. Если первоклассники не поделили яблоко, не сдержали эмоций и подрались (но не причинили вред), достаточно вмешательства школьного психолога. Не обязательно ставить ребят на внутришкольный учет и тем более сообщать КДН. Но когда причина драки серьезная или «преступление» происходит не в первый раз, важно уведомить КДН.

Как предотвратить. Изначально просто понимать, чем живут дети. Когда учитель уделяет время ученикам, то у него больше шансов увидеть зарождающиеся конфликты: засечь приближающуюся ссору или начинающуюся травлю. Конечно, вряд ли помогут морализаторские беседы, но помогут тренинги. Их может проводить психолог или научить простым техникам педагога. На тренингах ребята смогут научиться работать с гневом, выходить из конфликта без драки, игнорировать обидчика, безопасно проживать эмоции.

Драка на территории школы: что делать?

Что делать. Если ученики дерутся на перемене, это должен заметить дежурный учитель или дежурный администратор. Его задача — сразу разнимать дерущихся и не допустить, чтобы в драку включилось больше детей. Если учителю о школьной драке сообщили другие ученики, он должен незамедлительно прийти на место и разнимать дерущихся (только аккуратно, чтобы ему самому не причинили вред, случайно).

Если всё происходит на крыльце, во дворе или в фойе школы, должен вмешаться охранник. Посторонних людей задерживать нельзя, но нужно вызвать полицию.

Куда сообщать. Поставить в известность администрацию школы и родителей. При необходимости вызвать скорую помощь и оповестить комиссию по делам несовершеннолетних. Если конфликт не привел к серьезным последствиям, не причинил вреда здоровью, то достаточно оповестить психолога и ответственного за школьную службу примирения. При тяжелых последствиях или участии в конфликте кто-то кроме обучающихся вызывайте полицию.

Как предотвратить. Главный способ — создать благоприятную атмосферу в школе. Во многом это работа службы примирения образовательного учреждения: их функционал — гасить начавшиеся конфликты и создавать благоприятную атмосферу. Однако без помощи учителя вряд ли что-то выйдет: он с детьми больше времени проводит, его модель поведения прежде всего считывают дети. Ученики не роботы: им нужна разрядка. Хорошо бы научить их достигать разрядки без драки.

Драка вне школы: что делать?

Что делать. Самое главное для учителя — узнать об этой драке. Лучше от других учеников, чем от полиции. Это не значит, что нужно создавать сеть осведомителей и знать в лицо всех хулиганов. При доверительном общении ученики не расскажут сплетни, а поделятся тем, что их задевает. Иногда из разговора можно понять, что произошло что-то важное и опасное вне школы. А еще важно рассказывать детям про УК РФ и те последствия, которыми грозит драка.

Куда сообщать. Все зависит от того, откуда поступил сигнал. Если учитель узнал о драке от учеников, то стоит сообщить директору, родителям, КДН и в полицию. Если сигнал пришел от КДН или полиции, то скорее всего они сообщат родителям сами. Школа должна не уходить от разговора с родителями: провести его максимально быстро и безопасно.

Как предотвратить. Прививать культуру общения. Скорее всего, ученики привыкшие к доброжелательной атмосфере в школе, не будут идти на конфликты во внешнем мире. Но их нужно учить навыкам безопасности — тщательно выбирать знакомых для прогулки, не соглашаться на рискованные предложения, не злоупотреблять алкоголем, а лучше не употреблять его вообще.

Потом были недели в больнице, серьезная операция и долгое восстановление. Мать пострадавшего школьника потребовала компенсации от родителей драчуна. Те в свою очередь предъявили материальные претензии к школе. Дело разобрали местные суды. Но с их мнением не согласился Верховный суд РФ. В итоге Верховному суду пришлось отвечать на вопрос, так кто же должен платить за последствия школьной драки — родители или школа?

В районный суд обратилась мать пострадавшего ученика. Предъявила иск к родителям второго драчуна и просила суд взыскать моральный вред — 300 тысяч рублей. В суде женщина рассказала, что ноябрьским днем сразу после уроков на школьном дворе произошла драка между двумя учениками, в результате пострадал ее сын.

Родители второго ребенка подали встречный иск. Он был к маме пострадавшего мальчика и к средней школе. Во встречном иске родители второго ребенка написали, что мать пострадавшего ребенка, «оказывая психологическое давление», буквально заставила их написать расписку, что они должны ей заплатить 100 тысяч рублей за моральный и материальный ущерб. Они даже выплатили часть — 30 тысяч. Больше платить не стали. Считают, что оставшиеся деньги должна заплатить школа, так как несчастье случилось на ее территории. А уже выплаченные ими 30 тысяч семье школа должна вернуть.

Районный суд встал на сторону пострадавшей мамы и взыскал с семьи второго участника драки 70 тысяч плюс судебные расходы. Встречный иск с претензиями родителей к школе и с просьбой посчитать данную ими расписку недействительной райсуд отклонил.

Липецкий областной суд немного подправил своих коллег. Написал взять — не 70 тысяч с семьи, а с папы — 35 и с мамы 35 тысяч рублей. В остальном согласился с решением районного суда.

Проигравшая семья дошла до Верховного суда. Вот как он увидел этот спор. Исходя из материалов дела, последний урок закончился в 13.45. А уже в 14.00 «на территории земельного участка, находящегося в пользовании школы», мальчишки подрались.

По заявлению мамы пострадавшего местная полиция провела проверку. Выяснила, что «причинитель вреда не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности». Экспертиза сказала, что ученику нанесен «тяжкий вред здоровью».

Райсуд, принимая решение, исходил из того, что драка была после уроков, поэтому, по его мнению, «малолетние выбыли из-под контроля образовательного учреждения». Поэтому школа не может нести ответственности за действия ученика. Липецкий областной суд уточнил — несчастный случай произошел после уроков, «а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением». А еще апелляция подчеркнула, что мама пострадавшего школьника к школе претензий не предъявляла.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ напомнила, что по Гражданскому кодексу (статья 1073) за вред, который причинил несовершеннолетний ребенок, отвечают родители или опекуны. А если малолетний в это время был «под надзором в образовательной, медицинской или иной организации, которая за ребенка отвечает», то за вред ответит организация: «Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения».

Высокая судебная инстанция напомнила коллегам и про Закон «Об образовании в РФ». Там сказано, что образовательные организации должны создавать безопасные условия для детей и своих работников. Есть приказ министерства образования и науки (№ 536 от 11 мая 2016 года), которым утверждены особенности режима отдыха и рабочего времени педагогов и «иных работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Если коротко, то там сказано, что в рабочие дни не менее чем за 20 минут до начала уроков и за 20 минут после окончания уроков работники должны дежурить.

Был пленум Верховного суда о процессах, которые касались причинения вреда здоровью (№ 1 от 26 января 2010 года). И там подчеркивалось, что если причинен ущерб малолетним (в том числе самому себе) и это случилось, когда он был в образовательном, медицинском или других заведениях, то должностные лица именно этих организаций отвечают за возмещение вреда, «если не докажут, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора».

Родители, опекуны и учреждения для сирот отвечают за вред, который причинили дети тогда, когда «имело место безответственное отношение к воспитанию и неосуществление должного надзора».

Вывод Верховного суда из всех перечисленных норм — образовательные, медицинские и прочие организации, где малолетний временно находился, а также лица, которые «осуществляют над ним надзор», по Гражданскому кодексу отвечают только за «неосуществление надзора в момент причинения вреда». При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним, пока он был под надзором в школе или больнице, суды должны учитывать пределы ответственности родителей или опекунов и организаций, где дети были.

В нашем случае, судя по справке районной опеки, семья мальчика, с которой требовали деньги, — нормальная, воспитывает троих детей, ни на каких учетах не стоит. А сельская школа, по мнению Верховного суда, должна доказать, что ее вины в причинении морального вреда пострадавшему мальчику нет.

Местные суды, сказал Верховный суд, «пришли к ошибочному выводу, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного заведения, в связи с чем сельская школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия». По Гражданскому кодексу (статья 1073) образовательные, медицинские и иные организации, где ребенок временно находится, отвечают за «осуществление должного надзора» и надзор должен быть весь период нахождения ребенка в школе, садике или больнице. Причем как внутри здания, так и на «закрепленной за образовательной организацией территории».

Местные суды, подчеркнул Верховный суд, не учли, что вред ребенку был причинен непосредственно после окончания уроков, то есть в период, пока дети находятся под надзором школы. По мнению высокого суда, «юридически значимые обстоятельства по делу определены не были и предметом исследования и оценки судов не являлись». Районный суд должен был поставить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика среднюю школу. Но этого сделано не было.

Все решения по делу отменены. Его пересмотрят в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ.

Точка зрения

Урок пацифизма

Фото: Александр Корольков/ РГ

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания:

— В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки. Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы. И одновременно навело на простую, но важную мысль — воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Естественны ли мальчишеские драки в школе? Да! Исчезнут ли школьные драки когда-нибудь? А прекратятся ли когда-нибудь на Земле войны? Нет, не прекратятся. И думать иначе могут только самые наивные пацифисты.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты — дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях. Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на «тропу войны». В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах. В-четвертых, надо активнее привлекать в школы организации, которые занимаются профилактикой буллинга и учат детей правильным способам разрешения конфликтов посредством тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Подготовила Ксения Колесникова

Дети склонны с ранних лет проявлять агрессию. Как правило, начало драчливого периода совпадает с поступлением ребёнка в детский сад или начальную школу. И причиной драк ребёнка может быть его не умение сосуществовать в коллективе, не знание правил поведения в детских учреждениях.

Возможно дома родители на проявление агрессии своего чада могли снисходительно улыбнуться, мол что здесь такого стукнул соседского мальчика.Так ведь не больно же, пластмассовой лопаткой вред не причинишь. В детском саду за этот же проступок малыша накажут, он окажется на распутье. Кто же прав в этой ситуации? И как ему стоит поступать в будущем? В таких случаях родителям нужно уделить ребенку время, выслушать мотивы его поступков и научить его общению со сверстниками.

Почему нельзя драться в школе?

Стоит рассказать своему мальчику или девочке, что в школах и детских садах существуют определенные правила поведения, и стоит их придерживаться. Для того, чтобы ребёнку было легче находится в коллективе нужно учить его вежливости в общении с одноклассниками. Расскажите, что если он хочет поиграть с какой-либо игрушкой, а она у другого ребёнка ее можно просто попросить. И использовать нужно волшебное слово.Оно называется «пожалуйста». А поиграв необходимо сказать спасибо.В большинстве случаев этого достаточно, чтобы предотвратить огромное число конфликтных ситуаций.

Как поступить учителю, если его подопечные постоянно ввязываются в драку.

Учитель в классе непререкаемый авторитет. Дети его слушают, а родители уважают. Поэтому и работу по наведению порядка в молодом коллективе следует начать ему. Проводить беседы с учениками, классные часы на темы дружбы. Читать произведения великих писателей, которые научат детей поведенческим моделям. Расскажут в лёгкой и доступной форме как ведут себя настоящие друзья, что они всегда помогут справиться с любой бедой, что никакие неприятности не смогут помешать настоящим друзьям.

Книги можно взять любые, почти в каждом из написанных произведений затрагивается тема взаимоотношений. Маленьким детям можно прочесть» Винни-пух и его друзья» о приключениях маленького медвежонка и его верных друзей. Дети постарше с интересом послушают «Радуга для друга» историю рассказал Михаил Самарский. Она о дружбе слепого мальчика и собаки поводыря.

Таким образом с помощью литературы можно решить несколько проблем: привить ребёнку любовь к чтению книг и рассказать о важности дружбы между людьми.

Мнение психологов о детской агрессии

Психологи говорят, что агрессия у детей это способ справится со стрессовой ситуацией. Ребёнок попадает в новый коллектив, возникает непонимание между детьми, но он не знает как реагировать на все происходящее и единственный известный ему способ. Это драка и крики. В силу своей эмоциональной неразвитости он не знает как себя необходимо вести и как реагировать на изменившуюся обстановку.Если на помощь в такой ситуации придут взрослые и расскажут ребенку как нужно правильно реагировать, то конфликта можно будет избежать.

С детства учите свое чадо держать свои эмоциональные всплески под контролем, не доводя до истерики проговаривайте каждую непростую ситуацию, учите детей правильному общению со сверстниками, уважению к старшим людям.Можно разрешить ребёнку дома выпустить пар, поколотить мячом об стенку изо всех сил. Запишите его в какую-нибудь спортивную секцию, где можно потратить излишнюю энергию без вреда для здоровья.

Учите своего отпрыска вежливости и культурным манерам. Став взрослее ваш ребёнок скажет вам спасибо. Жить в обществе нужно по правилам, установленном в этом обществе. Если в детском возрасте переходить границы дозволенного, в более старшем можно столкнуться с проблемами с законом. Этого просто нельзя допустить. Будьте внимательнее к своим детям. Иногда все что им нужно это только внимание и любовь собственных родителей.

10 октября 2019 Аверьянова Света

Когда ваш мальчик однажды вернётся со школы с новостью о том, что он подрался с одноклассником, первое, что нужно сделать маме — спокойно выслушать своего повзрослевшего будущего мужчину. Именно так, и никак иначе. Если мама изначально будет относиться к сыну, как к бестолковому сорванцу, который влез в бессмысленную драку, так оно и произойдёт. Он будет расти в атмосфере, где все окружающие люди считают его глупцом, а это приведёт к разрушению любых волевых зачатков в парне.

Поступок мальчика может быть плохим, а может быть хорошим. Но это никогда не должно отражаться на уважении, которое мама испытывает по отношению к сыну.

Что такое драка по большому счёту, особенно, драка между двумя мальчишками (девочек для примера не берём, поскольку девочек трогать нельзя ни при каких обстоятельствах и родители должны это своим сыновьям прививать, как основную жизненную ценность). Драка — это не просто размахивание кулаками. Это в большей степени заявление о себе и о своём праве быть именно таким, какой ты есть.

«Мой сын никогда не станет драчуном»

Позиция некоторых родителей — «мой сын не такой, он никогда не ввяжется в драку» имеет место быть, правда, не все заявляют о ней открыто. Насколько это утверждение реально и есть ли объективные предпосылки, которые ставят честную границу между детьми, которые склонны к проявлению агрессивного поведения и теми, кто никогда не ударит сверстника?

Важно: Мальчик никогда не дерётся только в каком-то одном месте, группе, коллективе.

Если маленький драчун поколачивает младшего брата дома, то скоро на него начнут жаловаться воспитатели детского сада за проявления физического насилия в отношении других детей, а потом и учителя в школе.

Некоторые дети действительно склонны ввязываться в кулачные бои. Такие мальчишки испытывают трудности в решении социальных проблем, и это часто приводит к агрессивному поведению. Социальной проблемой может быть что угодно: от получения первых навыков обмена игрушками в песочнице, до отказа от вредных привычек, которые уже практикуют друзья.

Большинство детей учатся справляться с этими проблемами по мере взросления. Но некоторые дети испытывают трудности в формировании элементарных волевых установок. Они часто прибегают к физическому насилию и агрессии, вместо того, чтобы преодолевать эти противоречия мирным путём.

Родители допускают большую ошибку, когда в ситуации драки их сына со сверстником или одноклассником они начинают задавать вопросы: «Почему ты это сделал?». Хотя намного корректнее в этой ситуации задать вопрос: «Чего ты пытался достичь, когда ударил сверстника?». Причина любой драки не так важна сама по себе. Драку нужно рассматривать, как попытку достижения определённого результата. Только в этом случае имеет смысл искать пути преодоления физического рукоприкладства в будущем.

Важно: Помните, если двое мальчишек с неустойчивым восприятием мира вступают в кулачный бой, — правды здесь не найти. Отсутствие навыков мирного разрешения проблем в сочетании с физическим насилием только усиливает противоречия.

Виды мальчишеской драки

Мальчишки дрались, и будут драться всегда, так устроена их природа. Но надо понимать, что драки не все одинаковы и желание вступить в физическое противостояние у детей школьного возраста происходит по трём основным мотивациям:

  • Драка-протест. Когда ребёнок пытается противостоять всему, с чем сталкивается в своей жизни. Это может быть новый коллектив, новая сфера деятельности, новые жизненные обстоятельства, места и так далее. Мальчик неосознанно относится ко всему оппозиционно, он воспринимает любую точку зрения других детей, как попытку затронуть его личностные качества, задеть его. В этой ситуации драка начинается как бы сама по себе. Мальчик просто не умеет иначе реагировать на возникающие противоречия с внешним миром. Эта драка не имеет причины.
  • Драка — ответ на словесные оскорбления. Мальчишки часто обзывают друг друга нехорошими словами, а потом дерутся. Эта форма агрессии, которая, словно снежный ком, охватывает детское сознание. Одно обидное слово может привести к череде физических нападок.
  • Драка, основанная на вспышке гнева. Когда поведение одного ребёнка провоцирует другого на физическое рукоприкладство. В основе этой мотивации лежит злость.
    Все эти мотивации, так или иначе, связаны с одной главной причиной вступления мальчика в драку — неумение решать проблемы «Я — Социум». Навыки решать противоречия с другими людьми мирным путём — это те главные основы, которые должен освоить ребёнок, чем раньше, тем лучше.

Совет маме: Если ваш сын подрался, не задавайте себе вопрос: «почему?», задайте вопрос: «чего мальчик хотел достичь?»!

Именно поэтому, в случаях с драками, первое, что должны сделать родители — разобраться в ситуации и не выносить раньше времени никаких обвинительных приговоров.

Детская агрессия

Проявления детской агрессии являются прямым отражением несовершенных моделей поведения взрослых людей. Дети видят мир взрослых и как могут реагируют на него. В семье, где люди уважают друг друга, ценят и любят, вероятность возникновения агрессивного детского поведения минимальна.

В семьях, где папа с мамой обсуждают возникающие жизненные проблемы спокойно, без криков и рукоприкладства и дети вырастают уравновешенными и миролюбивыми. Если ребёнок из подобной семьи и вступит в драку, то чаще всего для этого будет веская причина.

В тех семьях, где между родителями процветает грубость и непонимание, где конфликты разрешаются только силой и авторитарной волей одного из родителей, ребёнок впитает эту модель взаимоотношений, словно губка. Такая агрессия закрепится в глубине его сознания, и в будущем, скорее всего, этот мальчик будет проецировать линию поведения заимствованную в семье на своё окружение.

7 советов родителям драчуна

Когда вашего сына наказали в школе за то, что он ввязался в драку, узнайте все подробности случившегося. Чтобы не допустить повторения неприятного инцидента сделайте следующее:

  1. Дайте сыну время прийти в себя. Когда мальчик вернётся домой, дайте ему десять минут, не нападайте с порога с вопросами. Пусть всё идёт как всегда, сын умоется, поужинает, займётся своими делами и так далее.
  2. Будьте спокойны и последовательны в разговоре с сыном.

    Когда вы, наконец, начнёте разговор, старайтесь избегать обвинений. Вместо этого начните с фактов, которые вам известны.

    Скажите о том, что вам рассказал классный руководитель. Только произносите все предложения без оценок. Не лукавьте и не задавайте риторических и ложных наводящих вопросов из разряда: «Сегодня в школе произошло что-нибудь, о чём ты не хочешь мне говорить?» Вместо этого спросите прямо: «Я узнала от учителя, что ты сегодня подрался. Как это случилось?»

  3. Внимательно выслушайте сына, не перебивая. Позвольте парню сначала рассказать вам всю историю, как он её видит и понимает. Не прерывайте его на полпути, говоря: «Ну, это не то, что они сказали». Если вы это сделаете, то никогда не услышите его версию. Суть в том, что если вы услышите всю историю, по крайней мере, у вас появится общее, целостное представление для анализа ситуации. Часто восприятие ребёнка отличается от восприятия взрослого. Кстати, эти ошибочные представления вы сможете помочь вашему сыну скорректировать. Поэтому, слушайте и старайтесь услышать всё, даже то, о чём сам ребёнок может не догадываться!
  4. Накажите сына за отказ говорить с вами откровенно и честно. Безусловно, методы табу — не самый лучший психологический способ воздействия, но в ситуации, когда сын пришёл после драки и отказывается вступать с вами в диалог, требуют введения определённых запретов и ограничений. Вы можете на время лишить сына права смотреть телевизор, играть на приставке и так далее. Эти меры пусть продолжаются до тех пор, пока, ребёнок не осознает, что вы должны обсудить возникшую ситуацию.
  5. Постарайтесь не произносить слово «но» в разговоре с сыном. Это слово блокирует дальнейшее течение разговора. Стройте свою речь таким образом, чтобы выяснить, чего ваш сын хотел добиться в результате драки. Здесь важно поймать момент, когда именно у мальчика перестали работать навыки мирного разрешения конфликта. Только с помощью внимательного слушания вы сможете это понять, а, следовательно, и предупредить в будущем.
  6. Поговорите с классным руководителем. Узнайте, какие меры традиционно принимает руководство школы в подобных ситуациях. Будьте максимально честны и открыты, покажите педагогам, что вы настроены дружелюбно и конструктивно, что вы готовы нести ответственность за поступок вашего сына, и не желаете этого избежать. Действуйте во всех смыслах цивилизованно.

    Если драка произошла в пределах школьной территории, то существует школьный устав, который непременно регламентирует подобные инциденты. Какие бы санкции ни вынесли школьные учителя в отношении вашего сына, помните о том, что дома вы также должны провести воспитательную работу. Мальчик должен осознать, что за плохой поступок всегда следует наказание.

    Будет справедливым ввести запрет на пользование компьютером в игровых целях, а также на другие ежедневные детские развлечения.

  7. Организуйте встречу с родителями второго мальчика, с которым подрался ваш сын. Какой бы ни была причина драки, которую устроил ваш сын в школе, для того, чтобы объективно разобраться в ситуации и не допустить подобные деяния в будущем — устройте встречу с родителями второго драчуна.

    Это нужно по многим причинам.

    Во-первых, так вы продемонстрируете своё желание разрешать конфликты коллегиально и мирно. А если вы так настроены, значит и ваш ребёнок рано или поздно освоит схожие навыки. Во-вторых, для чёткого представления реальной картины стоит услышать все возможные версии конфликта. В-третьих, встреча с родителями поможет вам всем принять верную позицию относительно воспитания ваших детей.

Если ваш сын подрался в школе в первый раз — это могла быть случайность. Если такие моменты происходят постоянно, задача родителей, — всерьёз задуматься о том мире, в котором живёт их семья, какие в этом мире ценности и приоритеты. Главное — осознать, что мальчик взрослеет и становится самостоятельной единицей этого социума, но пока что он несёт в себе только те качества, которые взял в родном доме.

Памятка для родителей

Ребенок дерется в школе…Почему? и Что делать?

Все родители мечтают о том, что их ребёнок вырастет и будет доставлять им много радости, давать повод гордиться им. Но вот ребёнок приходит в школу и попадает в новую среду, где сразу понятно, что первым будет тот, кто лучше. Лучшим можно быть не только в учёбе, но, если наука не даётся, и в драке. Можно выделить несколько причин такого поведения ребёнка:

  1. Слишком строгий контроль в семье (Родителям необходимо помнить, что дети, находящиеся под жестким контролем родителей, дерутся в школе чаще, чем дети других категорий. Жизнь под присмотром озлобляет и ожесточает ребёнка)
  2. Отсутствие взаимопонимания
  3. Желание казаться лучше (Если не в учёбе, то хотя бы в драке)
  4. Неумение общаться со сверстниками
  5. Неуверенность ребёнка в себе (Мальчику, будущему мужчине, необходимо уметь защитить себя и при необходимости дать сдачу обидчику. Чем уверенней в себе ребёнок, тем спокойнее он реагирует на проявление к нему агрессии. Физическое здоровье и уверенность в себе развивают спортивные секции)
  6. Насилие в семье ( Физическое насилие или чтение морали далеко не всегда приносят положительный эффект. Ожесточённая схватка с родителями под названием «Кто кого?» часто приобретает форму замкнутого круга, из которого просто невозможно выбраться)
  7. Серьёзное несчастье в жизни ребёнка, выбившее его из колеи (Так ребёнок может давать выход стрессу через агрессию)
  8. Привлечение внимания

Одноклассники могут не принимать вашего ребёнка в свой коллектив, и тот, чтобы привлечь их внимание, начинает задираться, обзываться. Учитель чаще всего не выясняет подробности, а просто наказывает нарушителя дисциплины. Драки редко происходят на глазах родителей, поэтому выяснить, кто виноват, сложно. Тем более, что драка драке — рознь. Одно дело, если ребёнок сам является зачинщиком (н-р, обзывается), совсем другое дело, когда он защищает свою честь (н-р, у него отобрали портфель), сломал просто карандаш однокласснику или разбил ему нос и порвал рубашку… Родителям важно научить ребёнка отстаивать свои интересы, но объяснить, что драка — это последний выход, её нужно избегать, а решать проблему надо пытаться другими путями.

  • Необходимо поговорить со свидетелями драки (другими учениками, учительницей). Делать это надо, когда ребёнка нет рядом. А он, в свою очередь, сам должен изложить свою версию происшедшего.

Если ребёнок может осмысленно и чётко рассказать о причине драки, то, скорее всего, он прав. Если же ответы будут уклончивы или он будет уходить от разговора, придумывать что-то на ходу, в этом случае он чувствует себя неправым.

  • Если ребёнок видит в своих сверстниках обидчиков или врагов, необходимо попробовать найти в них хорошие качества

Многое зависит от реакции родителей на драку. Бесполезно кричать на ребёнка, тем более, бить его. Помогите ребёнку справиться с его злостью, объясните, что такое чувство — нормальная защитная реакция, и ребёнок имеет право злиться! Нужно давать этой агрессии выход, но не в драке. Не навешивайте на него чувство вины за эту эмоцию. Обязательно разберитесь, кто прав, кто виноват в драке, кто нарушил правила…Затем вместе придумайте несколько других способов решения конфликта.

Если ребёнок не может найти себе друзей, помогите ему, научите, как сближаться с людьми.

В любом случае не нужно остро реагировать на поступки ребёнка. Действовать надо мягко, по-родительски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *