Срок давности налога

Срок давности налога

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации. В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика. Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания. Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года. Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты. Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию. Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника. Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке. Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника. Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении. При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа. Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании. При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте. Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются. Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании. Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое «ограничение» на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк «зарезервирует» на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве «арестован» счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг. Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен. Списание средств со счета по инкассовому поручению — еще не повод ждать мгновенную «разблокировку» счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта. Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета. Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют. В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника. Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества. Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей. Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев. Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.

Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности. Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.

Какой срок давности по налогам в 2018 году?

Правильно вести речь о сроке давности взыскания налога. Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.

В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:

  • физлица;
  • организации (юрлица) и ИП.

Определен срок уплаты задолженности — три года

Для физических (частных) лиц

Срок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст. 48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы. Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:

  • на имущество физлиц;
  • на транспорт.

НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.

Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период. Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.

Налоговая служба имеет право подать иск в суд на неплательщика, потребовав уплатить не только задолженность, но штрафы и пени

Нетрудно понять, что сумма долга, требующая погашения, значительно вырастет.

Для юридических лиц и ИП

Процесс взимания недоимки с юрлиц и ИП регламентируется ст. 46, 47 НК РФ. Если инспекция взыскала с предприятия (предпринимателя) лишнюю сумму сбора, штрафа, пени, налогоплательщик может подать заявку о возврате переплаты. Это можно сделать в течение 30 дней с момента, когда:

  • его уведомили об излишней уплате налога;
  • решение суда о том, что инспекция взыскала большую сумму, чем нужно, вступило в силу.

Если же указанный период уже истек, можно обратиться в судебный орган. В этом случае отрезок времени по налогам юрлиц и предпринимателей составит 3 года с момента, когда их известили о переплате суммы налога, либо когда должник узнал об этом. Налогоплательщик при переплаченном налоге может пропустить стадию обращения в инспекцию и сразу писать заявление в судебную инстанцию.

Во время взыскания налоговой задолженности с ИП и предприятий через суд срок давности составляет:

  • при оплате долга за счет средств на расчетных счетах — 6 мес.;
  • при обращении взыскания на прочее имущество налогоплательщика — два года.

Применение такого понятия, как срок исковой давности по налогам для юридических лиц, является аналогичным, как и по отношению к частным лицам.

Обратите внимание!

Стоит отметить, что во время ревизии предприятия рассматривают документы только за последние 3 года. Исключение составляет ситуация, если ранее были препятствия для осуществления контролирующих действий инспекции.

В случае, если доходы физлица получены в ходе предпринимательской деятельности, действуют те же положения, которые регулируют и деятельность юрлица. С другой стороны, они попадают под те же правила, которые относятся и к физическим лицам. Особых норм, которые подходят только для ИП, не установлено.

Долг ИП списывается лишь в следующих ситуациях:

  • смерть;
  • признание финансово несостоятельным.

Истекший срок давности по налогам в 2018 году

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет. К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.

Обратите внимание!

ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.

Если долг не превышает 3 тыс. руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.

Резюме

Таким образом, налогоплательщик, который заплатил в бюджет больше положенного, имеет право на письменное обращение к налоговикам о возврате переплаченных средств на протяжении 3-х лет. Срок исковой давности, в том числе и по налогам, заканчивается совершением налогоплательщиком действий, которые свидетельствуют о признании задолженности.

Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.

Как видим, в области налогообложения временные отрезки имеют большое значение. Но здесь также имеется много особенностей, которые могут затянуть разбирательство на долгое время. Конечно, лучше не допускать никаких просрочек и недоимок по платежам в налоговую, добросовестно исполнять все имеющиеся обязательства.

Можно сделать вывод, что вопрос определения сроков давности, действующих при неуплате налогов, характеризуется как запутанный и довольно сложный. В той ситуации, если выставленные налоговой службой требования о выплатах кажутся некорректными, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам портала Правовед.ru.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Налоговый вычет не имеет срока давности, но об этом знают далеко не все. Получать вычет можно только если за отчетный период были отчисления подоходного налога, а если же его не было, то и претендовать на возврат его не стоит. Но его можно получать не год в год, а по истечению некоторого времени, как только появиться официальный доход.

Основы выплаты

Практически каждый гражданин, который купил жилье, имеет право на возмещение части средств потраченных на него. Но прежде чем заявлять свои права нужно разобраться во всех законных аспектах возврата имущественного налогового вычета.

Объекты, на какие распространяется:

  1. Жилые дома, квартиры, доли в квартире.
  2. Земельные участки, их доли на которых расположен объект.
  3. Земля, предназначенная для строительства.

Кроме того в налоговый вычет можно включать затраты понесенные на покупку строительных материалов, ремонт квартиры (при условии что она сдавалась без отделки или с черновой). Также разрешено компенсировать средства, уплаченные на разработку проекта, на работы по подключению коммуникаций.

Важно! Все эти затраты могут быть включены в вычет, только при условии документального подтверждения того, что их необходимо было проводить. То есть если в купленной квартире есть чистовая отделка, но она просто не нравиться, рассчитывать на возмещение средств потраченных на проведение ремонта не стоит.

Кто не может рассчитывать на возврат, независимо от сроков покупки недвижимости

Есть категории лиц, которым вычет не положен, среди них:

  • Ребенок, которому меньше 18 лет.
  • Студент, которые не имеет официального места работы.
  • Пенсионер, у которого нет налогооблагаемого дохода. Но он может иметь любой доход, причем это не обязательно зарплата. Ключевое требование, чтобы из него уплачивался подоходный налог.
  • Индивидуальные предприниматели и юридические лица.
  • Любые лица, имеющие доходы, которые не облагается 13% налогом.
  • Те, кто купил недвижимость у родственника.
  • Человек, не являющийся резидентом РФ, то есть находиться в стране менее 183 дней в году.
  • Те, кто не имеют свидетельства о праве владения на жилье.
  • Если квартира куплена при содействии социальной службы, за государственные средства или субсидирование, в том чисел за материнский капитал. Если помощь в покупке предоставлял работодатель.

О сроках давности

Законы РФ не устанавливают сроки давности на получение налогового вычета. Имеется в виду, что независимо от того когда была куплена недвижимость, часть средств за нее можно вернуть на протяжении всей жизни.

Основные моменты:

  1. Период, начиная с которого можно обращаться за вычетом, начинается с момента получения права собственности.
  2. Для расчета можно брать последующие 3 года, тот период, который предшествовали приобретению включать в декларацию нельзя.
  3. Если жилье куплено по договору купли-продажи – право на имущественный вычет появляется с момента регистрации прав владения.
  4. При условии приобретения по договору ДУ – это дата подписания акта приема-передачи, то есть срок, с которого дом сдан в эксплуатацию.

Есть одно исключение – оно касается переноса права на вычет для пенсионеров. Если неработающий пенсионер купил недвижимость, то он имеет право использовать подоходный налог, который был им уплачен в период за 3 года до момента покупки.

Максимальные суммы, которые можно вернуть:

  • При использовании собственных средств – 260 тыс. рублей.
  • Если взят кредит – 390 тыс. рублей, но только в уплату процентов.

Примеры

Гражданин А приобрел квартиру по договору купли-продажи в августе 2016 года, спустя месяц оформил на нее свидетельство о праве собственности. Он хочет получить сразу максимально возможный вычет за приобретение. Поэтому ему придется ждать до 2020 года, так как именно в начале его он может получить возврат за 2016, 2017, 2020 года. Гражданин А мог поступить по-другому и каждый год, в 2017, 2020 и в 2020 подавать документы для возврата налога. Естественно на такой период растянутся выплаты, если налогов, которые он уплатил в бюджет, не будет хватать для выплаты всей суммы сразу.

Гражданин В оформил ДДУ в 2016 году, объект сдадут в начале 2020 года. Как только он получит акт приема-передачи, он приобретает право на налоговый вычет, но первый выплаты возможно получить лишь в 2020 году, так как декларацию и весь пакет документов он будет сдавать именно в 2020. Гражданин может поступить по-другому, и в этом же году оформить выплату НДФЛ через работодателя. В этом случае, уже через 1,5-2 месяца он может рассчитывать на прибавку в виде 13% НДФЛ, которые не будут вычитаться из его зарплаты.

Для обоих примеров есть важные моменты:

  1. Оба гражданина должны весь период официально работать и уплачивать 13% НДФЛ.
  2. Оба не могут получить возврат, используя в качестве отчетного периода предыдущее года. Для первого примера – это 2012, 2013, 2014. Для второго 2014, 2016, 2017, причем не важно в каком году был оформлен ДДУ, ведь в расчет берется только дата передачи объекта в собственность.

Срока давности нет

Действительно, срока давности для имущественного налогового вычета, нет. Заявить право на него можно спустя любое время после покупки, даже через 20 лет. Независимо от года подачи заявки на возврат в расчет могут браться только 3 предыдущих года. То есть если квартира была куплена в 2000 году, а обращение за возвратом последовало только в 2017, то в расчет берутся 2013, 2014, 2016 гг.

Также стоит знать такие моменты:

  1. Недвижимость, купленная до 1 января 2014 года, имеет базу вычета 1 млн., а не 2 как сейчас. Это значит, что можно вернуть не более 130 тыс. рублей.
  2. Что касается квартиры и другого жилья купленного после этой даты, размеры вычета 260 тыс. для собственных средств и 390 для кредитных.

Гражданка В купила квартиру в 2002 году, но на протяжении 5 лет, то есть с 2002 по 2007 работала неофициально, то есть отчислений подоходного налога не производила, потом на протяжении 6 лет находилась в декрете. В 2016 году она официально трудоустроилась, а значит начала перечислять средства в госбюджет. С 2017 года она имеет право заявлять права на налоговый вычет. Но об этом праве она не знала, когда узнала в 2020, подала декларацию и весь пакет документов. В итоге она может получить вычет за 2016, 2017 года, а в следующем 2020 может заявить права на недоиспользованную сумму. Естественно она может рассчитывать не более чем на 130 тыс. рублей.

Гражданин Г в феврале 2014 году купил квартиру, но после этого уволился с работы. О праве на вычет он не знал. Узнал только в 2016, но на тот момент работал не официально. С 2017 устроился на официальную работу. Вычет он заявит только в 2020 году, при этом включить в расчет сможет 2017 год. Сумма, на которую он рассчитывает, равняется по максимуму 260 тыс.

Вывод

Сроки давности для налогового вычета не работают, но прежде чем подавать документы нужно узнать все аспекты получения. Такие, как периоды, которые берутся в расчет суммы, подлежащие оплате в форме вычета.

Согласно положениям налогового кодекса, физические и юридические лица, получающие прибыль на территории страны, обязаны платить налоги. К сожалению, эта обязанность соблюдается не всеми налогоплательщиками. Поэтому закон предусматривает возможность принудительного взыскания неоплаченных налогов с должников, включая набежавшие пени. При этом законодатель устанавливает сроки налоговой давности: временной интервал, по истечении которого, любые претензии по оплате налогов со стороны ФНС становятся неправомерными. Рассмотрим, какие сроки налоговой давности предусматриваются законодателем для физических и юридических лиц.

Понятие налоговой давности

Под сроком налоговой давности обозначается период, на протяжении которого ФНС может взыскать образовавшуюся задолженность в принудительном порядке. Отсюда следует, что налоговики могут взыскать с должников задолженность лишь в том случае, если обращение в суд произошло до истечения предусмотренных законом временных интервалов.

Однако здесь есть один нюанс. Срок налоговой давности устанавливается для привлечения нарушителей к ответственности. Основные положения по этому вопросу раскрываются в ст. 113 Налогового Кодекса РФ. Это означает, что к человеку/организации, нарушившим порядок уплаты налогов не могут применяться карательные санкции, предусмотренные положениями КоАП или Уголовного кодекса. При этом обязанность погасить образовавшуюся задолженность, никуда не исчезает.

Если обратиться к п.1 ст. 113 НК РФ можно понять, что срок налоговой давности определяется как 3 года с момента совершения налогового преступления либо со следующего дня по окончании расчётного периода. Второй момент касается правонарушений, подпадающих под действие статей 120, 122, 129.3 и 129.5 Налогового кодекса.

Важно! Под расчётным периодом понимается календарный год либо другой временной интервал, актуальный для отдельных видов налогов. Отсюда следует, что для различных видов налоговых правонарушений, сроки давности будут исчисляться по-разному. Помимо этого, порядок принудительного взыскания и период осуществления данной процедуры, напрямую зависит от статуса правонарушителя: физическое или юридическое лицо.

Статья 113 Налогового кодекса РФ «Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения»

Статья 120 Налогового кодекса РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)»

Статья 122 Налогового кодекса РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)»

Статья 129.3 Налогового кодекса РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми»

Статья 129.5 Налогового кодекса РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)»

Разновидности сроков давности

Действующее законодательство Российской Федерации, резиденты страны не только обязаны платить налоги, но и должны проводить отчисления строго в установленные законом сроки. Если этого не происходит, образуется состав налогового правонарушения. Это даёт ФНС право взыскивать задолженность принудительно, через суд, и привлекать виновных к ответственности в рамках действующего законодательства.

Однако сроки давности для таких действий предусматриваются разные. Выглядит это так:

  1. Исковая давность — взыскание задолженности по неуплаченным налогам через суд. Подаются такие иски в период от 6-ти месяцев до 2-х лет с момента извещения должника о выявленном правонарушении.
  2. Привлечение к ответственности — назначение наказания за налоговые преступления. Максимальный срок для привлечения к ответственности ограничен 3-мя годами. По истечении этого периода времени, нарушитель уже не подлежит наказанию.

Оба срока давности действуют независимо друг от друга. Например, если судебное разбирательство длится больше 2-х лет, суд не может вынести решения относительно принудительного взыскания долгов. Зато сможет привлечь должника к ответственности за совершённое правонарушение. Несмотря на то что взыскать задолженность на основании судебного решения не получится, долг по налогам продолжает числиться за нарушителем. Списать его можно лишь в том случае, если задолженность признаётся безнадежной к взысканию.

Важно! Общее обязательство по уплате налогов не имеет ограничений по периодам давности!

Сроки давности для физического лица

Здесь многое зависит от суммы задолженности и вида налога. В частности, если речь идёт о предъявлении претензии по неуплате налогов физлицу, сделать это можно в течение полугода со дня истечения сроков внесения таких платежей. Если за 3 года с момента образования налоговой задолженности, сумма неуплаченных налогов превосходит 3 000 рублей, ФНС вправе направить исковое требование в суд о принудительном взыскании долга. Делается это в течение полугодового интервала времени, с момента возникновения такого права.

Однако здесь есть ряд нюансов. Например:

  1. Земельный и имущественный налоги могут взыскиваться только за последние 3 года. В частности, если ФНС выходит в суд с требованием погасить имеющуюся задолженность, налоги взыскиваются только за период 2016-2018 гг.
  2. Автотранспортный налог также взыскивается только за последние три года. Однако здесь есть исключение, для автотранспорта, задействованного для выполнения сезонных работ, например, снегоуборочная техника. В таких ситуациях допускается частичное освобождение от уплаты налогов.

На заметку! Закон допускает возможность восстановления истекшего срока исковой давности. Поэтому в ряде случаев, суд может взыскать налоговую задолженность, даже если разбирательства по этому вопросу займут больше 3-х лет. Взыскание налогов ФНС

Какие сроки исковой давности применимы к взысканию налогов с юридического лица

В общих чертах здесь также действует срок налоговой давности в 3 года. Однако отличается юридическая сторона процедуры взыскания задолженности.

Выглядит это так:

  1. Через 2 месяца после установленного срока уплаты налога, организация получает уведомление о списании денежных средств.
  2. Если 2-месячный срок предъявления претензии упущен, через полгода следует обращение в суд.
  3. Если финансовые возможности организации не позволяют рассчитаться с долгами, через год после истечения требований об уплате, ФНС вправе принудительно взыскать всю сумму за счёт имущества должника.

Нужно уточнить, что взыскание налоговой задолженности с юридических лиц возможно в досудебном или судебном порядке. При этом если организация прекратила своё существование, это не является законным основанием для освобождения от налоговых обязательств.

Принципы расчёта

Порядок взыскания налоговой задолженности напрямую зависит от статуса налогоплательщика. Например, с индивидуальных предпринимателей и организаций, ФНС может взыскивать долги в бесспорном порядке, без обращения в суд. Законодатель полагает, что получив извещение от ФНС об образовавшейся задолженности, коммерсанты обязаны немедленно оплатить долг. Если оплаты по требованию не происходит, налоговая служба обращается в кредитно-финансовую организацию, занимающуюся обслуживанием счетов компании-должника. Если на счетах есть необходимая сумма для погашения задолженности, банк по умолчанию перечисляет её по реквизитам ФНС.

Как упоминалось выше, досудебное решение этого вопроса возможно в течение 2-х месяцев с момента выявления недоимок. Если срок упущен или на счетах компании недостаточно средств для погашения имеющейся задолженности, ФНС выходит в суд, и подаёт иск о принудительном взыскании. Досудебное урегулирование конфликта в таких ситуациях, становится невозможным.

В случае с физическими лицами, порядок расчётов исковой давности и принципы взыскания задолженности, отличается. В частности, взыскать долги по налогам с физлица можно только в судебном порядке. Обнаруживаются такие недоимки в автоматическом порядке. Происходит это уже на следующий день, после того, как истекает установленный срок оплаты. После этого, ФНС выставляет должнику требование о погашении. Если сумма долга не дотягивает до финансовой планки в 500 рублей, претензия предъявляется в течение года. В остальных случаях, этот срок составляет 3 месяца. В требовании указывается вид налога, по которому образовалась недоимка, общая сумма к оплате и максимальный срок погашения. Если конкретные сроки не указаны, задолженность должна быть погашена в течение 8-ми дней.

Если сумма неуплаченных налогов превышает 3 000 рублей, в течение 6-месячного срока налоговая может взыскать денежные средства в принудительном порядке. Если взыскание производится за счёт имущества должника, этот срок увеличивается до 2-х лет. В ситуациях, когда общий размер задолженности не превышает 3 000 рублей, взыскание выполняется в течение полугода по истечении 3-летнего срока налоговой давности.

Меры ответственности

Первое, о чём следует помнить должникам — это начисление пени. Штраф начисляется уже со следующего дня появления налоговой задолженности, и составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка. Для организаций эта ставка действует только в течение первого месяца. Потом ставка меняется на 1/150, и сохраняется в таком объёме до момента погашения долга.

Помимо этого, законодателем предусмотрена система денежных штрафов, в размере:

  • 20% от суммы неуплаченных налогов, если правонарушение не предполагает злого умысла;
  • 40%, если должник умышленно уклоняется от уплаты налогов.

В ряде случаев, виновные могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. На основании этого документа виновным грозит денежный штраф до 300 000 рублей либо лишение свободы до 2-х лет. Если злодеяние совершено в особо крупных размерах либо по предварительному сговору, группой лиц, меры ответственности ужесточаются. В частности, штраф увеличивается до 500 000 рублей, лишение свободы — до 6-ти лет.

Важно! Основанием для привлечения физ.лиц к уголовной ответственности за неуплату налогов, считается задолженность, превышающая 900 000 рублей. Для юр.лиц и организаций, порог ответственности составляет 5 000 000 рублей.

Когда срок давности может быть приостановлен

Это возможно в случаях, когда нарушитель создаёт непреодолимые препятствия для проведения проверки или работы выездной комиссии. В результате этих действий, комиссия ФНС не может получить доступ к подотчётной документации, следовательно, определить объём невыполненных обязательств.

При этом закон никак не регулирует само понятие непреодолимых препятствий. Поэтому срок исковой давности приостанавливается с момента составления акта, указывающего на невозможность проведения налоговой проверки. Возобновляются сроки после того, как налоговики получают доступ к необходимым бумагам и другим формам бухгалтерской отчётности. Этот факт подтверждается документально.

Новая редакция Ст. 55 НК РФ

1. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3 настоящей статьи.

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) по 31 декабря этого календарного года.

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении определения первого налогового периода по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом, деятельность которых на дату такого признания не приводила к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

3. При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация (утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

3.1. Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3.2 настоящей статьи.

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

3.2. При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с начала квартала, в котором прекращена организация (утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена и утратила силу) в одном квартале, налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

3.3. Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный месяц, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3.4 настоящей статьи.

При создании организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца календарного месяца, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

3.4. При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с начала календарного месяца, в котором прекращена организация (утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена и утратила силу) в одном календарном месяце, налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

3.5. В целях исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом.

При создании организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) первым налоговым (расчетным) периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца календарного года, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

При постановке на учет в налоговом органе адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, первым расчетным периодом для таких лиц является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до конца календарного года, в котором осуществлена постановка на учет в налоговом органе таких лиц.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым (расчетным) периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

При снятии с учета в налоговом органе адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, последним расчетным периодом для таких лиц является период времени с начала календарного года до дня снятия с учета в налоговом органе таких лиц.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, осуществлены в течение календарного года, расчетным периодом для таких лиц является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе таких лиц.

4. Правила, предусмотренные пунктами 2 — 3.4 настоящей статьи, не применяются в отношении налогов, уплачиваемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными главами 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 настоящего Кодекса.

5. Утратил силу с 1 января 2007 г.

6. При самостоятельном признании себя иностранной организацией, деятельность которой на дату такого признания не приводила к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, налоговым резидентом Российской Федерации определение первого налогового периода по налогу на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном настоящим пунктом.

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено указанное заявление, до конца этого календарного года.

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.

При этом, если заявление иностранной организации, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором представлено указанное заявление.

7. Утратил силу с 19 августа 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 173-ФЗ

Комментарий к Статье 55 НК РФ

Статья 55 НК РФ дает определение налогового периода. Это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ).

С 1 января 2007 г. один из пунктов данной статьи утрачивает силу (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ). Сейчас в нем указано, что имущество (объект налогообложения), которое было приобретено (реализовано) после начала календарного года, то налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика (п. 5 ст. 55 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 17 Кодекса налоговый период является одним из элементов налогообложения, причем обязательным элементом налогообложения, т.е. если налоговый период не определен, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Согласно п. 3 ст. 11 Кодекса понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса). На основании приведенного правила п. 1 ст. 55 Кодекса установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В качестве иного налогового периода, нежели календарный год, как следует из п. 4 комментируемой статьи, может быть установлен календарный месяц или квартал.

Налоговой период по конкретному налогу также имеет значение для вступления в силу акта законодательства по этому налогу, т.к. согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (см. комментарий к ст. 5 Кодекса).

Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Как следует из положений ст. 12 Кодекса, налоговый и отчетный периоды по всем видам налогов — федеральным, региональным и местным — устанавливаются Кодексом (см. комментарий к ст. 12 Кодекса). Однако, при установлении отчетного периода по отдельным региональным или местным налогам Кодекс предусматривает полномочия соответственно законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований не устанавливать отчетный период по этим налогам:

в соответствии с п. 3 ст. 379 гл. 30 «Налог на имущество организаций» части второй Кодекса законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе не устанавливать отчетные периоды;

согласно п. 3 ст. 393 гл. 31 «Земельный налог» части второй Кодекса при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

2. Пункт 2 ст. 55 Кодекса содержит общие правила определения налогового периода для случаев создания организации:

если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Правила п. 2 комментируемой статьи установлены по аналогии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» также установлено, что данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Представляется, что это правило применимо и для заполнения налоговой декларации (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

3. В пункте 3 ст. 55 Кодекса содержится общее правило об определении налогового периода для случаев ликвидации или реорганизации юридического лица: если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Пункт 3 комментируемой статьи также устанавливает правила определения налогового периода для случаев ликвидации (реорганизации) юридического лица в году их создания, а также в году, следующим за годом их создания, при условии, что они были созданы в период времени с 1 декабря по 31 декабря:

если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации);

если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Правила п. 3 ст. 55 Кодекса, как указано непосредственно в нем, не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Приведенное положение установлено исходя из предусмотренных ст. 50 Кодекса особенностей правопреемства юридических лиц в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при их реорганизации в форме выделения и присоединения (см. комментарий к ст. 50 Кодекса).

4. В соответствии с п. 4 ст. 55 Кодекса правила, предусмотренные п. 1 — 3 комментируемой статьи, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал.

Соответственно, налоговый период, установленный как календарный месяц или квартал, не может состоять ни из одного, ни тем более из нескольких отчетных периодов.

В случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов, установленных как календарный месяц или квартал, согласно п. 4 комментируемой статьи производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

5. Пункт 5 ст. 55 Кодекса устанавливает правило определения налогового периода по налогам на имущество, приобретенное, реализованное (отчужденное или уничтоженное) после начала календарного года: налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

В письмах Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-01-02/26 <О налоге на имущество> <*> и ФНС России от 17 февраля 2005 г. N ГИ-6-21/136@ «О налоге на имущество организаций» <**> показано, каким образом установленный гл. 30 «Налог на имущество организаций» части второй Кодекса порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций учитывает основное требование ст. 55 Кодекса, т.е. период времени фактического нахождения имущества на балансе организации.

———————————
<*> Официальные документы. 2005. N 7.

<**> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2005. N 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *