Срок обжалования решения ФАС

Срок обжалования решения ФАС

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 августа 2009 г. N ИА/29631

О ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В связи с вступлением 22.08.2009 в силу Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 160-ФЗ) и в целях единообразного применения территориальными органами ФАС России норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) ФАС России считает необходимым обратить внимание на следующее.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Решение).

Закон о защите конкуренции не содержит положений о моменте вступления в силу Решения комиссии антимонопольного органа.

Тем не менее, из анализа статьи 52 Закона о защите конкуренции можно сделать вывод о том, что решение и предписание Комиссии антимонопольного органа вступают в силу со дня их принятия, поскольку исполнению подлежат только вступившие в законную силу ненормативные акты органов исполнительной власти, а подача в суд или арбитражный суд заявления влечет приостановление исполнения предписания, которое основано на соответствующем решении комиссии антимонопольного органа.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции датой принятия Решения комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме. При этом Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Таким образом, исходя из положений КоАП РФ и Закона о защите конкуренции, дело об административном правонарушении по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия Решения комиссией антимонопольного органа (изготовления Решения в полном объеме).

С этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ вне зависимости от того, было ли оно обжаловано в судебном порядке.

Обжалование Решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ не препятствует производству по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании указанного Решения.

Исходя из судебной практики обжалование в судебном порядке Решения комиссии антимонопольного органа является основанием для приостановления в соответствии со статьей 143 АПК РФ производства по делу об обжаловании в судебном порядке постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, вынесенного на основании этого Решения.

2. При производстве по делам об административных правонарушениях следует учитывать особенности исчисления размеров административных штрафов по статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ для монопродуктовых компаний (компаний, более 75 процентов выручки которых формируется на рынке совершенного правонарушения).

В соответствии со статьями 14.31 и 14.32 КоАП РФ при определении должностными лицами территориальных органов ФАС России размеров административных штрафов, налагаемых на юридических лиц, сумма выручки которых от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки такого лица от реализации всех товаров, размер подлежащего наложению административного штрафа может составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, (от 0,3 до 3 процентов суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение).

3. С момента вступления в силу Закона N 160-ФЗ изменяется порядок освобождения от административной ответственности лица, добровольно заявившего в антимонопольный орган о заключении им соглашения, ограничивающего конкуренцию, или осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий.

Освобождению от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ, подлежит лишь лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий, которое первым выполнило в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

При этом следует учесть, что не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия.

4. Вводится административная ответственность должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления за ограничение конкуренции.

Следует учесть, что с вступлением в силу Закона N 160-ФЗ действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности влекут административную ответственность в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ.

Следовательно, при установлении антимонопольным органом фактов нарушения органом государственной власти или органом местного самоуправления статей 15, 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, установленных соответствующим решением комиссии антимонопольного органа, необходимо решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

При этом повторное, в течение года, нарушение должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления антимонопольного законодательства влечет возможность применения к нему меры административной ответственности в виде дисквалификации. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ решение о дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы может быть принято только судьями районных судов.

При установлении антимонопольным органом фактов нарушения должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления статьи 16 Закона о защите конкуренции дело об административном правонарушении подлежит возбуждению по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ.

Прошу обеспечить доведение указанных разъяснений до сведения всех должностных лиц территориального органа, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

ФАС России — государственная структура, которая занимается надзором за деятельностью монополий, проведением госзакупок, следит за соблюдением норм права о защите конкуренции и рекламе. Правомочна обращаться в судебные органы, рассматривать дела о нарушении антимонопольных законов, принимать решения и проч.

Внесудебный и судебный порядок обжалования

Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.

В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.

Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:

  1. Досудебный порядок обжалования не обязателен.
  2. Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
  3. Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
  4. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
  5. Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.

Срок для обжалования решений ФАС России

При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.

Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.

Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Как обращаться

Письменное заявление следует подать в территориальный орган, который принял решение.

Установлены разные способы, чтобы передать обращение:

  • через приемную ведомства;
  • почтовой связью;
  • МФЦ;
  • на сайте ФАС (через электронную приемную);
  • Госуслуги.

В жалобе следует написать:

  • наименование органа ФАС либо фамилию и должность лица, принявшего решение;
  • наименование заявителя;
  • его адрес, контактные данные (телефон, имейл);
  • причины обжалования;
  • поставить подпись и дату.

Непременно следует указать на нарушения Регламента, которые помогут признать обращение обоснованным.

Если заявление подписывает представитель организации, необходимо приложить копию доверенности. Приобщение остальных документов остается на усмотрение заявителя.

Антимонопольный орган должен разрешить дело и принять решение в тридцатидневный срок. Если потребуется проверка, руководитель вправе продлить рассмотрение оспариваемого акта до тридцати дней, уведомив заявителя об увеличении срока.

Если обжаловалось решение госслужащего территориального органа, решение принимает руководитель соответствующего органа.

Копия решения в течение трёх рабочих дней должна быть отправлена заявителю.

Ведомственная апелляция

Ненормативный акт, составленный комиссией, может быть обжалован в месячный срок в коллегиальный орган ФАС России. Правда, обжаловаться в апелляционную инстанцию могут исключительно решения, которые нарушают единообразное применение норм о конкуренции.

Не рассматриваются в вышестоящем коллегиальном органе жалобы на решения, принятые по законодательству о рекламе, о конкуренции, о контрактной системе.

Нельзя применять досудебный порядок для обжалования решений и предписаний ФАС России и её коллегиальных органов. Для такого обжалования следует обращаться с заявлением в суд.

Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд

Что может обжаловаться

В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.

Правила обращения в суд

Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.

Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.

Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Какие требования надо учесть

Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:

  1. Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
  2. Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
  4. Просительную, в которой указываются требования.

Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.

Мы подготовили шаблон заявления в Арбитражный суд об отмене решения УФАС.
Скачать шаблон заявления.

Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.

Необходимые документы:

  • квитанция оплаты госпошлины;
  • почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
  • доверенность;
  • копия обжалуемого решения;
  • доказательства.

Как рассматриваются жалобы

Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.

Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.

Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.

Рисует Илья Алексеев

Поделитесь с друзьями

Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке

В какой антимонопольный орган следует обращаться?

Что должна содержать жалоба?

Срок обжалования решения ФАС

В какой срок рассматривается заявление?

Результаты обжалования решения ФАС в ФАС

Федеральная антимонопольная служба – орган, который осуществляет контроль в области государственных закупок (223-ФЗ и 44-ФЗ). К компетенции ФАС, помимо прочего, относится вынесение предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

Однако, как показывает практика, очень часто антимонопольная служба выносит некорректные решения, поэтому участники закупок могут воспользоваться правом на обжалование решения ФАС в вышестоящий ФАС.

Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке

Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.

Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:

  1. На первом этапе необходимо определить подразделение ФАС, куда будет подано заявление об обжаловании решения ФАС.
  2. Далее сторона, чьи интересы и права были нарушены решением Федеральной антимонопольной службы, составляет заявление в письменной форме на обжалуемые действия, решения, и приводит доводы в обоснование своей позиции.
  3. Заявление направляется пострадавшей стороной в подразделение ФАС, выбранное на первом этапе, с целью признания их противоречащими закону, нормативным актам.
  4. Вышестоящий орган ФАС осуществляет проверку действий подконтрольного антимонопольного подразделения в законодательно установленные сроки, после чего направляет заявителю полное решение.
  5. Заявителю решение ФАС об обжаловании предоставляется в письменной форме. Если ФАС посчитает действия подконтрольной структуры законными, то в удовлетворении требований заявителю будет отказано, но решение ФАС должно быть аргументировано и подкреплено доказательствами.

Порядок обжалования решения ФАС установлен законодательством РФ и не может быть нарушен ни одной стороной спора. Очень важно соблюдать сроки обжалования и правильно выбирать подразделение ФАС для направления заявления.

В какой антимонопольный орган следует обращаться?

Процедура проверки действий антимонопольного органа будет инициирована вышестоящим органом только в том случае, если от потерпевшей стороны поступит соответствующее заявление.

Жалобу следует направить в вышестоящий орган ФАС или же коллегиальный орган, также осуществляющий пересмотр решений нижестоящих антимонопольных органов в апелляционном порядке. Чтобы выбрать вышестоящий антимонопольный орган, можно перейти на официальный сайт https://fas.gov.ru/units, где представлена полная структура организации по регионам РФ.

Как мы указали выше, заявление должно быть представлено в письменной форме. Однако закон допускает возможность создания электронного документа, но для этого необходимо заверить его электронной цифровой подписью.

Что должна содержать жалоба?

Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:

  • информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
  • реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
  • сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
  • аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство. Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:

  • личное предъявление жалобы в антимонопольную службу;
  • направление документа на электронную почту ФАС;
  • отправка заявления посредством заказного письма через Почту РФ;
  • подача заявления через МФЦ или портал Госуслуги.

Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:

  • нечитабельно;
  • написано с использованием нецензурных слов;
  • содержит угрозы, оскорбления.

Срок обжалования решения ФАС

Пострадавшая сторона может обжаловать во внесудебном порядке решение антимонопольного органа строго в течение 30 дней с момента его вынесения. Если в течение 1 месяца не направить жалобу в вышестоящий ФАС, то отменить решение можно будет только в суде.

Начинается отсчет срока с того момента, когда антимонопольная служба примет полное решение. В большинстве случаев документ подготавливается в течение 10 дней с даты, когда была оглашена резолютивная часть.

В какой срок рассматривается заявление?

Какие сроки установлены законодателем на рассмотрение заявления на обжалование решения УФАС в ФАС России? Точный временной интервал для принятия решения антимонопольным органом прописан в 59-ФЗ. Так, согласно нормативно-правовому акту, стандартный период рассмотрения обращения граждан в государственный орган составляет 30 дней. Если необходимо получение в рамках антимонопольной проверки дополнительных сведений, то срок рассмотрения дела может быть пролонгирован на 30 суток.

Обратите внимание

Если заявление рассматривается апелляционной коллегией, то сроки проверки могут достигнуть 2 месяцев. При проведении дополнительных проверок этот период может быть увеличен на 1 месяц.

Результаты обжалования решения ФАС в ФАС

Итак, после рассмотрения жалобы заявителя в законном порядке могут быть приняты следующие результаты:

  • решение ФАС будет признано незаконным;
  • доводы заявителя, указанные в жалобе, будут признаны частично справедливыми;
  • в удовлетворение жалобы заявителю будет отказано.

Необходима правовая консультация по досудебному порядку обжалования решения ФАС в вышестоящий орган? Эксперты Law & Wise представят ваши интересы в антимонопольном органе. Звоните по телефону +7 (495) 7-222-800, отправьте запрос на электронную почту — info@lwise.pro или напишите нашим специалистам в мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber +7 (903) 7-222-800 чтобы получить консультацию ведущего специалиста нашего юридического бюро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *