Сроки следствия по уголовным делам

Сроки следствия по уголовным делам

В связи с реформированием органов внутренних дел Российской Федерации, а также в целях осуществления процессуального контроля за расследованием уголовных дел, обеспечения строгого соблюдения законности и прав граждан, руководствуясь частью пятой статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1, — приказываю:

Установить следующий объем и пределы процессуальных полномочий руководителей органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1. В Следственном департаменте МВД России (приложение N 1):

1.1. Начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления — начальнику 1 отдела (по расследованию деятельности организованных преступных сообществ и преступлений коррупционной направленности) (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе);

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пункта 8 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

1.2. Начальникам отделов управления по расследованию организованной преступной деятельности и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым в данных отделах) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

2. В следственных частях главных управлений МВД России по федеральным округам (приложение N 2):

2.1. Начальникам следственных частей главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части третьей статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 12 месяцев).

2.2. Начальникам отделов (отделений, групп), дислоцированных со следственной частью, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

2.3. Начальникам отделов (отделений, групп), расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации следственной части, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

3. В главных следственных управлениях, следственных управлениях, следственных отделах министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации (приложение N 3):

3.1. Заместителям начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 8 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

3.2. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности, дислоцированных со следственной частью, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

3.3. Начальникам управлений (отделов, отделений), непосредственно подчиненных ГСУ (СУ, СО), осуществляющих расследование преступлений, дислоцированных с ГСУ (СУ, СО), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части первой статьи 214 УПК.

3.4. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места ее дислокации, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальникам управлений (отделов, отделений), непосредственно подчиненных ГСУ (СУ, СО), осуществляющих расследование преступлений, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации ГСУ (СУ, СО), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

3.5. Начальникам отделов (отделений), входящих в состав управлений (отделов) ГСУ (СУ, СО), непосредственно подчиненных ГСУ (СУ, СО), осуществляющих расследование преступлений, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части первой статьи 214 УПК.

4. В следственных управлениях управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по административным округам г. Москвы (приложение N 4):

4.1. Начальнику следственного управления и его заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

4.2. Заместителю начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 8 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

4.3. Начальникам отделов следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) и их заместителям предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

5. В следственных управлениях управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственных управлениях (отделах, отделениях, группах) линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Приложение N 5):

5.1. Начальникам следственных управлений управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальникам следственных управлений линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при штатной численности личного состава свыше 100 единиц) и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями), предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части третьей статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 12 месяцев).

5.2. Заместителям начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 8 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

5.3. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственных управлений управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при штатной численности личного состава свыше 100 единиц), дислоцированных с СУ, и их заместителям предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

5.4. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственных управлений управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при штатной численности личного состава свыше 100 единиц), расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места ее дислокации и их заместителей (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

5.5. Начальникам следственных управлений (отделов, отделений) линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при штатной численности личного состава до 100 единиц) и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями),

начальникам отделов (отделений, групп) следственных управлений (отделов, отделений) по расследованию преступлений линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации СУ (отдела, отделения) и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

5.6. Начальникам отделов (отделений, групп) следственных управлений (отделов, отделений) по расследованию преступлений линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, дислоцированных с СУ (отделом, отделением), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 УПК (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения).

6. Начальнику следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» и его заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части третьей статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 12 месяцев).

7. В следственных управлениях управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу) (при штатной численности свыше 100 единиц) (приложение N 6):

7.1. Заместителю начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 8 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

7.2. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

7.3. Начальникам отделов (отделений) по расследованию преступлений на обслуживаемой территории и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

7.4. Начальникам отделений (групп), входящих в состав отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

8. В следственных управлениях управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по нескольким муниципальным образованиям (при штатной численности свыше 100 человек) (приложение N 7):

8.1. Начальнику следственного управления и его заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

8.2. Заместителю начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения;

б) пунктов 8 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) части третьей статьи 152 УПК.

8.3. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

8.4. Начальникам отделов (отделений) по расследованию преступлений на обслуживаемой территории и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

8.5. Начальникам отделений (групп), входящих в состав отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

9. В следственных управлениях (отделах, отделениях) управлений (отделов) Министерства внутренних дел Российской Федерации по району (муниципальному району), городу (городскому округу) (при штатной численности до 100 единиц) (приложение N 8):

9.1. Начальникам отделов (отделений, групп) СУ (отдела, отделения) по расследованию преступлений, дислоцированных с СУ (отделом, отделением), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями), предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

9.2. Начальникам отделов (отделений, групп) СУ (отдела, отделения) по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации СУ (отдела, отделения), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

3 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

10. В следственных управлениях (отделах, отделениях, группах) по иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (при штатной численности до 100 единиц) (приложение N 9):

10.1. Начальнику следственного управления (отдела, отделения, группы) и его заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

6 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

10.2. Начальникам отделов (отделений, групп) СУ (отдела, отделения) по расследованию уголовных дел, дислоцированных с СУ (отделом, отделением), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения;

б) пунктов 5, 6, 8, 9 и 10 части первой статьи 39 УПК;

в) статьи 124; части третьей статьи 152; части шестой статьи 162; части первой статьи 214; части шестой статьи 220 (права давать согласие на направление уголовного дела прокурору после подписания следователем обвинительного заключения) УПК.

10.3. Начальникам отделов (отделений, групп) СУ (отдела, отделения) по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации СУ (отдела, отделения), и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39 УПК, за исключением:

а) части второй статьи 109 УПК (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше

3 месяцев);

б) части пятой статьи 162 УПК (продлевать срок предварительного следствия свыше 3 месяцев).

11. Считать утратившими силу приказы Следственного комитета при МВД России от 2 марта 2009 г. N 10 и от 1 ноября 2010 г. N 52.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Следственного департамента МВД России генерал-майора юстиции Т.К. Герасимову.

13. Приказ довести до сведения личного состава органов предварительного следствия в системе МВД России.

Заместитель Министра —
начальник Следственного департамента МВД России
генерал-лейтенант юстиции В. Кожокарь

1Далее — «УПК»








Уголовный процесс с точки зрения постороннего, непосвященного наблюдателя – это совершенное преступление, потерпевший, подозреваемый, свидетели, улики… Но для человека знающего, то есть, для адвоката, уголовное дело – это настолько хитрое сплетение разных интересов и целей (потерпевшего, следователя, подозреваемого), что разобраться во всем этом сложно. И практически невозможно – без подготовки, без знаний, без опыта – без всего того, чего обычно нет у участников уголовного дела, но есть у адвоката по уголовным делам.

Конечно же, ведение уголовных дел – не самая обязательная услуга, которую я оказываю, как уголовный адвокат. Но подумайте: а у вас есть знания и подготовка к тому, что вас ждет в процессе расследования уголовного дела, не важно, являетесь вы потерпевшим, подозреваемым или свидетелем? Если нет, то вам лучше обратиться к адвокату – так вы сможете избежать очень много неприятных моментов. Особенно важно получить помощь адвоката в том случае, если вы являетесь подозреваемым, или, тем более, обвиняемым по уголовному делу.

Что такое ведение уголовных дел судебным адвокатом?

Прежде всего, ведение уголовных дел это защита прав и интересов клиента в ходе досудебного расследования, а так же, на судебном процессе. Благоразумнее всего будет обращение к адвокату еще на том этапе задержания, ареста или первого визита к следователю. Чем раньше вы обеспечите себя защитой, тем лучше.

Ведение уголовного дела – это присутствие на допросах и других следственных процедурах, это тщательное изучение материалов уголовного дела, это консультирование клиента по всем правовым вопросам. Активное участие адвоката гарантирует проведение досудебного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, то есть, без нарушений и давления со стороны следователя. А это очень важно, прежде всего, для подозреваемого, но и для установления истины по делу тоже, конечно же.

Кроме того, уголовный адвокат не ограничивается только защитой прав клиента. Адвокат, как и следователь, собирает доказательства и всю информацию, которая поможет установить истину по делу. Заключения экспертов и специалистов, показания свидетелей, поиск свидетелей, «пропущенных» следствием – все это работа адвоката.

Ведение судебных дел адвокатом

Адвокат не оставляет клиента без защиты и во время суда. Ведение судебных дел не менее важно, чем ведение дела на этапе досудебного расследования. Судебное заседание является тем самым решающим процессом, на котором подозреваемый, точнее, уже подсудимый, будет либо оправдан, либо осужден. Понятно, что цель стороны обвинения – доказать виновность подсудимого и добиться для него максимально строгого наказания. Цель же адвоката прямо противоположна. Ведение судебных дел, грамотное, досконально проработанное ведение судебного дела позволяет добиться либо оправдательного, либо максимально мягкого приговора.

Ведение дела в суде – это единственная возможность для обвиняемого (то есть уже подсудимого) в правильном свете представить свои показания, доказать свою невиновность. Конечно же, без участия адвоката это невозможно. Но даже если в суде первой инстанции не удалось доказать невиновность подзащитного, или суд вынес слишком строгий приговор, всегда есть возможность восстановить справедливость, подав иск в апелляционный или кассационный суд. И ведение дел в суде апелляционном или кассационном тоже входит в услуги адвоката.

Основными факторами, влияющими на сроки рассмотрения уголовного дела судом на стадии судебного разбирательства, являются: сложность уголовных дел, поступивших в суд; объем материалов дела, которые должны быть рассмотрены судом; низкое качество расследования, проведенное органами дознания и предварительного следствия; длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания; ненадлежащее исполнение постановлений и определений судей о приводе лиц; систематическая неявка основных участников судебного разбирательства (свидетелей, подсудимого, потерпевшего, защитника, государственного обвинителя) на судебные заседания. Говорить о рассмотрении уголовных дел судом на стадии судебного разбирательства в «разумные» сроки можно будет только в том случае, когда указанные выше факторы будут сведены к минимуму.

Абдулвалиев А.Ф.

В статье 14 международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года отмечено, что «каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства быть судимым без неоправданной задержки».

В статье 6 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» указано, что «каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Уголовное дело на стадии судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве должно быть рассмотрено судом в «разумные» сроки, достаточными для полного, объективного и всестороннего исследования материалов дела и вынесения соответствующего приговора.

К сожалению, в российском уголовном судопроизводстве имеет место необоснованное затягивание сроков рассмотрения уголовного дела судом на стадии судебного разбирательства, связанное с различными факторами, что впоследствии может привести к нарушению прав участников уголовного судопроизводства.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ №52 от 27.12.2007г. названы основные причины, влияющие на затягивание сроков судебного разбирательства. В Постановлении, в частности, говорится, что «на сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают такие факторы, как длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, назначенных в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам…».

В Европейском суде по правам человека чаще всего рассматриваются дела по жалобам российских граждан, связанных с необоснованным затягиванием рассмотрения уголовных дел в судах общей юрисдикции в Российской Федерации. Так, Европейским судом по правам человека было рассмотрено дело Зементовой Т.Н. против Российской Федерации. Основанием подачи жалобы заявительницей в Европейский суд явилась чрезмерная длительность разбирательства уголовного дела судами общей юрисдикции, составившая шесть лет два месяца и одиннадцать дней (уголовного дело в отношении заявительницы рассматривалось в период с 29 декабря 1999 года по 9 марта 2006 года). Таким образом, было нарушены требования «разумности срока», предусмотренного п.1 ст.6 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Европейский суд отмечает, что данное дело представляло определенную сложность, поскольку оно касалось обвинений в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями, совершенных группой лиц, в том числе и заявительницей. Тем не менее, по мнению Европейского суда, сама по себе сложность данного дела не является достаточным основанием длительного разбирательства.

Разумность продолжительности производства по делу, в соответствии с требованием Европейского суда, надлежит оценивать в свете конкретных обстоятельств дела с учетом критериев, изложенных в нормах прецедентного права. В частности надлежит учитывать сложность дела, действия заявителя и действия компетентных органов. Необходимо также принимать во внимание и то, что для заявителя является важным в деле.

При рассмотрении уголовного дела на стадии судебного разбирательства, судьям чаще всего приходится сталкиваться с такой проблемой, как систематическая неявка участников уголовного судопроизводства на судебные заседания, что впоследствии ведет к затягиванию судебного процесса.

Неявка на судебное заседание одних участников создает неудобство другим участникам процесса, в частности это касается подсудимого, так как нередко суду приходится решать вопросы о продлении срока содержания его под стражей. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.03.2004г. №1 сказано, что «срок содержания под стражей, исчисляемый со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора, не может превышать шесть месяцев. Если срок заключения под стражу в качестве меры пресечения, избранной подсудимому, который обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, истекает, то суд вправе продлить его на основании части 3 статьи 255 УПК РФ. В определении (постановлении) должно содержаться обоснование необходимости дальнейшего содержания подсудимого под стражей и указан срок, на который он продлен».

Если в отношении подсудимого разъяснение дал Верховный суд РФ, то с остальными участниками процесса не все столь ясно. Нарушение срока рассмотрения уголовного дела возникает вследствие «затягивания» судебного процесса в основном из-за неявки свидетелей.

Частое отложение рассмотрения уголовного дела приводит к тому, что потерпевшему, например, приходится постоянно срываться с работы, тратить денежные средства на поездки в суд. Сложнее всего, когда потерпевший живет в другом городе, расположенном на значительном расстоянии от места проведения судебного заседания. Зачастую защитник идет на умышленное затягивание судебного процесса путем заявления дополнительных ходатайств о проведении каких-либо повторных экспертиз, даже в том случае, если отсутствуют противоречия между заключениями экспертов. Это влечет отложение судебного разбирательства на более поздний срок. Иногда, данные действия защитника нередко направлены на то, чтобы подсудимый смог избежать наказания в связи с истечением срока давности совершенного преступления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» отмечено следующее: «Несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации». Этим же Постановлением Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что, судам общей юрисдикции следует принять необходимые меры по устранению ошибок и упущений в применении законодательства о процессуальных сроках рассмотрения уголовных дел, влекущих увеличение сроков судебного разбирательства дел; за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи.

Но зачастую виновниками затягивания судебного процесса являются не только судьи, но и сами участники судебного разбирательства, включая и защитника, и государственного обвинителя.

В 2006 году судьей при рассмотрении уголовного дела по обвинению подсудимого С. по ч.3 ст.158 УК РФ было вынесено частное постановление, в котором было указано, что: «государственный обвинитель, будучи не готов к прениям сторон, затягивая рассмотрение дела, заявил ходатайство о предоставлении времени для подготовки к судебным прениям, хотя доказательства, которые могли бы существенно повлиять на обвинение подсудимому, исследованы не были, кроме того, государственным обвинителем необоснованно было заявлено ходатайство о запросе приговора в отношении подсудимого С. от 1998г, когда данный приговор уже находился в материалах дела».

Л.М. Володина справедливо пишет, что «проблема затягивания судебного процесса – прежде всего следствие несовершенства законодательной регламентации, отсутствия установленных законом гарантий, обеспечивающих выполнение одного из важнейших положений ст.6 (§1) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод – требования «разбирательства дела в разумный срок». Закон, установив определенные сроки, должен закрепить и гарантии их соблюдения. Уголовно-процессуальная форма призвана обеспечить четкий порядок производства по делу, несоблюдение процедуры означает, что в ее механизме есть недоброкачественные элементы, препятствующие эффективному решению поставленных задач».

Как одним из действенных методов соблюдения срока судебного заседания, а также предупреждения и пресечения систематической неявки на судебный процесс, могло бы стать установление ответственности участникам судопроизводства за систематическое затягивание сроков судебного разбирательства. Опрос судей Тюменского областного суда показал, что около 70% респондентов согласны с применением санкций участникам судебного разбирательства за умышленное затягивание судебного процесса.

Согласно ст. 117 УПК РФ в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, предусмотренных УПК, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть возложено денежное взыскание в размере до двух тысяч пятисот рублей в порядке, установленном статьей 118 УПК РФ.

И.Л. Петрухин, комментируя ст.117 УПК РФ, поясняет, что денежные взыскания могут быть наложены при неисполнении не всех процессуальных обязанностей, а только тех, которые прямо указаны как таковые в УПК РФ. В частности, денежные взыскания могут быть наложены на свидетеля и потерпевшего, не явившихся без уважительных причин по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда.

К тому же в ч.2 ст.111 УПК РФ указано, что в случаях, предусмотренных кодексом, дознаватель, следователь или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) денежное взыскание. Следовательно, указанные меры могут быть применены к участникам уголовного судопроизводства за систематическую неявку на судебные заседания.

Таким образом, основными факторами, влияющими на сроки рассмотрения уголовного дела судом на стадии судебного разбирательства, являются: сложность уголовных дел, поступивших в суд; объем материалов дела, которые должны быть рассмотрены судом; низкое качество расследования, проведенное органами дознания и предварительного следствия; длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания; ненадлежащее исполнение постановлений и определений судей о приводе лиц; систематическая неявка основных участников судебного разбирательства (свидетелей, подсудимого, потерпевшего, защитника, государственного обвинителя) на судебные заседания.

Говорить о рассмотрении уголовных дел судом на стадии судебного разбирательства в «разумные» сроки можно будет только в том случае, когда указанные выше факторы будут сведены к минимуму.

Литература

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // «Российская газета», № 4, 12.01.2008.
  2. Постановление Европейского суда по правам человека от 27.09.2007 «Дело «Зементова (Zementova) против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2008. №7. С. 102 — 111.
  3. Постановление Европейского суда по правам человека от 15.07.2002 «Калашников против Российской Федерации» // Европейский суд по правам человека. Первые решения по жалобам из России (сборник документов).- М., 2004. С. 88 — 115.
  4. По изученным материалам уголовных дел Калининского районного суда за 2004-2007гг.
  5. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 №1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». / Бюллетень Верховного Суда РФ, №5, 2004.
  6. В 2005 году судье Тюменского районного суда по уголовному делу по обвинению подсудимых П. и К.. в двойном убийстве и умышленном уничтожении имущества приходилось 14 раз откладывать рассмотрение дела только из-за неявки свидетелей обвинения (всего же данное уголовное дело откладывалось 19 раз). // Уголовное дело №1-104/05. Архив Тюменского районного суда за 2005г.
  7. В 2008 году при рассмотрении в Калининском районном суде г. Тюмени уголовного дела по ч.4 ст.159 УК РФ защитник заявил ходатайство о повторном проведении почерковедческой экспертизы. Суд указанное ходатайство отклонил, так как аналогичная экспертиза уже было проведена ранее, а проведение повторной экспертизы может привести к затягиванию процесса. // Уголовное дело №1-351-08. Архив Калининского районного суда г. Тюмени за 2008 год.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // «Российская газета», № 4, 12.01.2008.
  9. Уголовное дело №1-282-06 // Архив Калининского районного суда г. Тюмени за 2006г.
  10. Володина Л.М. Проблемы уголовного процесса: закон, теория, практика. Монография / Л.М. Володина. – Москва: Издательская группа «Юрист». 2006. С.273.
  11. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (6-е издание, переработанное и дополненное) / отв. ред. И. Л. Петрухин. ТК Велби, издательство «Проспект», 2008.

Опубликовано: Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики России и стран СНГ: Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:

Срок досудебного следствия – промежуток времени, установленный на уровне законодательства процессуального характера для своевременного и безотлагательного выполнения действий процессуального и следственного характера, позволяющих в наиболее короткие сроки раскрыть преступление и привлечь к ответственности виновного человека.

Что говорит УК РФ о сроках предварительного расследования?

Своевременное завершение следствия досудебного характера без нарушения сроков способствует в максимально краткие промежутки времени раскрыть преступление, а также определить, зафиксировать и использовать найденные в процессе проверок и обысков доказательства. Это позволит создать прочную доказательную базу для разбора дела в суде, для обеспечения предоставления возможности сторонам и иным лицам в процессе принять необходимое содействие.

По основному правилу, длительность досудебного следствия и иные временные промежутки исчисляются в месяцах, поэтому такой срок заканчивается в тот день, когда заканчивается указанный месяц. Если отрезок времени заканчивается в выходной или выпадает на праздничный день, последний день срока передвигается на следующий за нерабочим.

Ст. 162 УПК РФ в действующей редакции рассматривает, когда начинают исчисляться сроки досудебного исследования дела и какова их максимальная продолжительность по любым преступлениям (к примеру, по делам о грабеже, мошенничестве и другим).

Согласно части первой рассматриваемой статьи провести расследование досудебного характера по различным делам, имеющим уголовную направленность, и завершить это дело ведущий дело сотрудник должен в двухмесячный срок после вынесения документа о возбуждении дела о совершённом преступлении.

Срок в два месяца на осуществление досудебных мероприятий следственного характера по делам в сфере уголовных нарушений заключительным не является, хотя, подчиняясь классическому законодательству, ведущий дело сотрудник должен реализовать все зависящие от него действия и процедуры, чтобы его не нарушить. Также ведущий дело сотрудник обязан пользоваться возникающими возможностями провести досудебное расследование быстрее.

Срок следствия включает время с даты, когда дело было возбуждено, и до момента, когда ведущим дело сотрудником было вынесено и направлено прокурору заключение с предъявляемым обвинением.

При необходимости заключение обвинительного характера заменяется постановлением для суда об активации к задержанному принудительных мер медицинского характера. Если дело прекращается без выдвижения обвинения, то в день издания нужного постановления срок считается завершённым.

Из двухмесячного срока исключаются следующие периоды:

  1. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для осуществления других действий и мер процессуального характера.
  2. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для пересмотра обвинительных пунктов.
  3. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат дела для переквалификации преступных действий преступника.
  4. Когда прокурором принято решение возвратить следователю дело для устранения установленных вышестоящим лицом недочётов в вынесенном уполномоченным лицом обвинительном заключении.
  5. Период приостановления движения дела.

Эти версии оснований обязательны для исключения их из общего срока досудебного следствия.

В том случае, если в течение двухмесячного срока проведённые следственные действия не дали никаких результатов или в течение двух месяцев имя преступника не стало известным, дело считается не имеющим фигуранта. Дело находится как бы в состоянии «спячки», и при появлении новых данных продолжает рассматриваться.

Исключения, касающиеся сроков предварительного следствия

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы продлить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.

Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.

Порядок продления сроков

Увеличение сроков досудебного следствия происходит посредством вынесения следователем или дознавателем постановления, представляемого руководителю органа следствия в течение пяти дней до момента истечения окончательных сроков следствия.

Если сроки продлены, ведущий дело сотрудник обязан сообщить об этом в письменной форме следующим лицам:

  • потерпевшему;
  • представителю потерпевшего;
  • обвиняемому;
  • защитнику обвиняемого.

Указанные лица – обязательные участники уголовного процесса, поэтому должны быть информированы.

Конституционным судом Российской Федерации установлено, что ведущий дело сотрудник, занятый процессом досудебного расследования, должен оповестить потерпевшего с представителем, обвиняемого и защитника обвиняемого о вынесении постановления для пролонгации сроков такими формами и способами, которые исключают возможность разглашения тайны следствия.

Громкие дела, связанные с продлением сроков дела

Одно из громких судебных дел рассматривали в Тверском районном суде. Районный судья рассматривал возможность привлечения гражданина Ильи Фарбера за злоупотребление полномочиями должностного характера и получение денежной суммы в качестве взятки к уголовной ответственности.

Суть обвинения, по версии следствия, состоит в следующем. Гражданином Ильёй Фарбером немного ранее была получена взятка в размере трёхсот тысяч рублей от главы субподрядной строительной организации, затем обвиняемый потребовал новую сумму в сто тридцать две тысячи рублей.

После вымогательства второй суммы главой субподрядной строительной компании было подано заявление в отдел полиции по факту вымогательства. На основании полученного заявления оперативниками Тверского отделения управления Федерального отдела по безопасности была установлена слежка за подсудимым, что содействовало задержанию гражданина при обнаружении факта передачи денежных средств.

После задержания Фербера посадили в камеру досудебного заключения на одни сутки. Следователь заявил о том, что есть основания увеличить этот срок до девяноста дней. Представитель гражданина Фарбера подал прошение об отмене документа, дающего право на увеличение срока, заявив, что продление срока досудебного содержания является незаконным, а указанные причины задержания – необоснованными.

Адвокат заявил о нарушениях этим Постановлением законодательных норм уголовно- процессуальной сферы и о том, что увеличением времени содержания обвиняемого в камере нарушаются его конституционные права.

Свою жалобу адвокат направил в вышестоящую по отношению к районному суду апелляционную инстанцию. Жалоба содержала доводы о том, что суд неправильно проанализировал позицию следователя относительно того, что, пребывая вне места заключения, задержанный может скрыться для дальнейшего занятия криминальной деятельностью, уничтожить доказательства, которые ещё не обнаружены полицией, угрожать заявителю, вследствие чего расследование дело может пострадать. Также представитель заявил, что вынесение следователем письменного документа, продлевающего срок задержания подсудимого, является неподтвержденным фактами, а выводы несостоятельны и не подтверждены доказательствами.

Апелляционная судебная инстанция изучила доводы обеих сторон, проанализировала содержание жалобы и документы по уголовному делу и сделала следующие выводы.

Уголовное законодательство во второй части сто девятой статьи УПК определило возможность увеличения срока содержания под стражей сроком до полугода в том случае, если досудебное следствие в течение установленного законом двухмесячного срока закончить не представляется возможным. Увеличение срока больше, чем до шести месяцев, можно применить только к лицам, которые совершили преступления высокой степени тяжести или особой, и только при условии высокой сложности дела.

Сто десятая статья Кодекса устанавливает возможность отмены пресекательной меры в случае отпадения необходимости в ней или же изменения наказания за совершённое уголовное правонарушение в сторону смягчения или ужесточения.

Документы по делу, предоставленные следователем суду, указывают на то, что оформление прошения об увеличении времени содержания обвиняемого Фарбера в камере предварительного заключения было проведено в полном соответствии с уголовными нормами: субъект подачи ходатайства был надлежащим и процессуально соответствующим; прошение, содержащее в документе, было составлено в рамках рассматриваемого уголовного дела; продление судом сроков ареста на досудебном этапе было оформлено надлежащим образом, с учётом положений уголовно-процессуального законодательства и с исполнением содержащихся в сто шестьдесят второй статье Кодекса требований. Кроме того, прошение, составленное следователем, ведущим дело, было санкционировано вышестоящим руководством следственного органа, с учётом положений сто девятой статьи.

Позиция адвоката, изложенная в письменной жалобе, не получила своего подтверждения. Документами по делу подтверждалось, что у следствия были достаточные основания для увеличения срока задержания подсудимого до конца проведения всех необходимых следственных процедур в рамках уголовного производства. Доводы защитника о том, что у следствия не было доказательств, на основании которых оно сделало выводы, что подсудимый может скрыться от сотрудников полиции или суда, каким-либо образом повлиять на свидетельские показания, угрожать истцу, нейтрализовать подтверждающие вину доказательства либо продолжать заниматься противозаконной деятельностью, оказались не подтверждёнными.

Суд со своей стороны изучил предоставленные следователем документы и пришёл к правомерному выводу, что подсудимый гражданин Фарбер, пребывая вне места принудительного заключения, может осуществить следующие незаконные действия:

  1. Скрыться от сотрудников полиции или суда.
  2. Оказать влияние на свидетельские показания.
  3. Нейтрализовать подтверждающие вину доказательства, включая те, которые ещё не были найдены.
  4. Другим способом помешать судебному делопроизводству.

Указанные сведения позволили суду вынести верный вердикт о необходимости утверждения ходатайства об увеличении срока пребывания подсудимого под арестом.

Сведения о личности гражданина Фарбера, которые его адвокат требовал отнести к неоспоримой и достаточной причине изменить подсудимому пресекательную меру, также, по мнению суда, не нашли подтверждения. Суд указал на то, что применение вышеуказанной меры правомерно, так как основания её применения не были законом отменены и не стали более мягкими.

Суд, изучив материалы, которые ему передал сотрудник полиции, занимающийся расследованием, санкционировал оформление более длительного срока задержания. Нарушений в сфере процессуального порядка при уголовном преследования и задержании подсудимого, согласно Кодексу, коллегия судей не выявила. Предъявление обвинения задержанному было осуществлено следователем с соблюдением всех процессуальных норм. Ни одна из инстанций каких-либо нарушений в действиях сотрудников отдела полиции не выявили».

Судом определена обоснованность и процессуальная правильность применения пресекательной меры в виде содержания в камере до завершения досудебного разбирательства.

При рассмотрении ходатайства и самого уголовного дела в судебном процессе судом были предоставлены сторонам равные права для защиты и реализации принципа состязательности. Доказательства, которые стороны предоставили суду, были им тщательно изучены и надлежащим образом зафиксированы.

Апелляционная инстанция суда не нашла ни одного нарушения проведения судебного разбирательства в процессуальном плане, которое суд мог применить в качестве повода к отмене вынесенного следователем постановления об увеличении срока нахождения подсудимого под арестом.

На основании всех фактов и выводов апелляционная инстанция вынесла постановление не отменять решение Тверского районного суда об увеличении срока задержания обвиняемого под арестом, а жалобу представителя подсудимого Фарбера не удовлетворять.

Передавать жалобу в вышестоящие инстанции представитель подсудимого не стал.

Для правильного и своевременного рассмотрения дела главную роль, помимо профессионализма сотрудников следствия, играет соблюдение сроков расследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *