Виновник ДТП без страховки

Виновник ДТП без страховки

В соответствии с законодательством РФ каждому водителю необходимо оформить полис ОСАГО. Если виновник ДТП без страховки, потерпевшему не положена выплата возмещения от страховщика. В таком случае пострадавший может взыскать деньги за причиненный ущерб с виновника аварии. С другой стороны, многих интересует, как происходит возмещение убытков, если потерпевший в ДТП управлял автомобилем без страхового полиса. Любому водителю полезно знать, что делать после аварии, если если нет ОСАГО при ДТП.

Содержание

Возмещение ущерба при ДТП

Статья 12.37 КоАП РФ устанавливает штрафные санкции за управление машиной без страховки в размере 800 рублей. Однако штраф не так страшен, как отсутствие страхового полиса при аварии.

Главным принципом возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, является обязанность страховой компании виновника аварии оплатить нанесенные им убытки потерпевшему. Однако данное правило действует в случае, если у виновной стороны имеется полис ОСАГО. Но что делать при отсутствии у лица, причинившего ущерб, действующей страховки?

Если у виновника аварии нет страхового полиса

Из статьи 1064 ГКРФ следует, что убытки возмещаются лицом, по вине которого они возникли. Даже в случае, если гражданская ответственность водителя не застрахована. Таким образом, если автовладелец, виновный в аварии, не имеет страховки, он будет оплачивать ремонт машины потерпевшего за счет собственных средств. При этом на виновника ДТП возлагается обязанность уплатить штраф за езду без полиса ОСАГО, также и компенсировать моральный ущерб пострадавшему, если суд вынесет такое решение.

Как правило, споры по автопроисшествиям без полиса ОСАГО решаются в судебном порядке, однако возможны и другие варианты урегулирования конфликта.

Существует 3 способа взыскания ущерба:

  1. Добровольное возмещение на месте происшествия.
  2. Досудебное взыскание ущерба.
  3. Судебное разбирательство.

Наименее благоприятным исходом из перечисленных является обращение в судебную инстанцию.

Добровольная компенсация потерь на месте ДТП

Этот вариант является довольно распространенным способом возмещения убытков, возникших в результате автоаварии. На практике он применяется при минимальном ущербе. Как правило, водители, не оформляющие полис ОСАГО, стараются ездить аккуратнее и выплачивать убытки сразу на месте ДТП.

Если виновник согласен возместить нанесенный ущерб по частной договоренности, но не имеет необходимой суммы и просит отсрочку, необходимо:

  • оформить расписку об обязательстве уплаты компенсации с указанием срока;
  • обменяться контактами;
  • зафиксировать все повреждения на фото и видео;
  • по возможности снять видео с согласием виновника оплатить убытки.

Можно взять в качестве залога какую-нибудь ценную вещь, которой располагает виновный. Это не относится к документам, а тем более к паспорту. Поскольку данное действие будет рассматриваться как нарушение закона.

Самой большой сложностью при оплате убытков на месте является определение всех повреждений автомобиля, и соответственно – размера компенсации. Нередко уже при ремонте авто выявляются скрытые дефекты.

Денежная компенсация потерь сразу является лучшим вариантом решения проблемы, поскольку в дальнейшем виновник аварии может передумать возмещать ущерб и попробовать избежать ответственности с помощью юриста. В таком случае, не имея официальных документов из Госавтоинспекции, сложно выиграть судебный процесс даже при наличии у потерпевшего расписки, фото и видеоматериалов.

При достижении обоюдного согласия и выплате суммы ущерба сразу после аварии, пострадавший пишет расписку об отсутствии претензий к виновнику ДТП.

Досудебное возмещение убытков

Чтобы урегулировать спор необходимо попробовать разрешить его мирно без участия суда. Для этого во время оформления происшествия нужно проследить, чтобы инспектор сделал отметку об отсутствии у виновника аварии страховки.

Следующий шаг –фиксация данных виновного лица:

  • фамилия, имя и отчество;
  • адрес регистрации и проживания;
  • телефон.

Затем готовятся документы и составляется юридическая претензия.

Чтобы грамотно оформить бумагу нужно приготовить:

  1. Заключение независимого эксперта о повреждениях и калькуляцию ущерба.
  2. В случае, если авто не подлежит восстановлению, – отчет о его стоимости.

Законодательство не содержит типового бланка юридической претензии. Документ составляется письменно в свободной форме.

В претензии необходимо указать:

  • маршрут;
  • место аварии;
  • дату происшествия;
  • участников столкновения;
  • обстоятельства ДТП;
  • сумму ущерба.

Приводимые в тексте претензии факты нужно подкреплять ссылками на нормативные акты, выводы эксперта, имеющимися в наличии документами. Обстоятельства ДТП не должны противоречить данным, содержащимся в бумагах ГИБДД. Поэтому все сведения, указываемые в претензии следует внимательно сравнивать на соответствие с протоколом и справкой из Госавтоинспекции.

Сумма убытков должна равняться той, которую указал в заключении независимый эксперт. Превышение допустимо за счет включения расходов на проведение экспертиз, услуги хранения, перевозки, работу юриста и эксперта, а также морального вреда. Все суммы необходимо подтвердить документально или приложить расчеты.

В качестве доказательств к претензии прилагаются:

  • документация ГИБДД (протокол, справка о происшествии, постановление об административном правонарушении);
  • письма-уведомления с приглашением виновника на осмотр, экспертизу;
  • заключение независимого эксперта-оценщика;
  • правоустанавливающие и регистрационныедокументы на авто;
  • квитанции, подтверждающие расходы.

Претензия направляется виновнику аварии на почтовый адрес. Документ следует отослать заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Выданные на почте квитанции следует хранить на случай судебного разбирательства.

Большинство виновников происшествий после получения до судебной претензии предпочитают возместить ущерб добровольно, не доводя дело до судебной инстанции. В противном случае, при подаче иска с виновника будут взысканы судебные издержки и моральный вред.

Обращение в суд

Исковое заявление подается в суд по адресу регистрации виновного в ДТП. Если размер требований превышает 50 000 рублей – дело рассматривает районный суд, в ином случае – мировой судья.

К иску необходимо приложить аналогичные документы, как и к юридической претензии. В судебное заседание потребуется предоставить оригиналы. Если потерпевший обратился за юридической помощью нужно оформить доверенность. Кроме прочих документов, необходимо приложить:

  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • копии искового заявления по количеству участников.

В иске следует указать ту же информацию, что и в досудебной претензии, но более подробно. Дополнительно к озвученным необходимо добавить требования о взыскании морального вреда и судебных издержек.

В соответствии с законом исковая давность равняется 3-м годам.

Если страховой полис отсутствует у потерпевшего

Оказавшись в ситуации, когда нет страховки у пострадавшего, что делать знают немногие. При наличии у виновника аварии действующей страховки, возмещение ущерба будет произведено страховой компанией лица, причинившего вред. При этом оплата должна быть произведена в полном объеме согласно установленным страховым тарифам. Потерпевшему в этом случае потребуется заплатить штраф за езду без оформления полиса ОСАГО.

Если же у обоих участников происшествия автогражданская ответственность не застрахована, компенсация потерь пострадавшему будет производиться виновником самостоятельно.

Если страховой полис виновника ДТП поддельный

Фальшивая страховка у лица, виновного в аварии, по последствиям приравнивается к ее отсутствию. В этом случае обязанность по компенсации причиненного ДТП ущерба возлагается на виновника аварии.

Если будет выявлен факт подделки полиса ОСАГО автолюбителя могут:

  • лишить водительских прав;
  • привлечь к административной или уголовной ответственности;
  • оштрафовать на существенную сумму.

При подозрении на недействительность страховки пострадавший может:

  1. Проверить ее подлинность, подав заявление в РСА.
  2. Составить досудебную претензию и направить ее виновнику.
  3. Подать иск в судебную инстанцию с требованием о взыскании взыскать сумм причиненного ущерба, дополнительных издержек и морального вреда.

В ситуации, когда страховщик уже выплатил потерпевшему денежную компенсацию по поддельному полису, он может предъявить регрессный иск с требованием вернуть понесенные компанией расходы.

В заключение: что нужно делать после аварии для возмещения ущерба

Чтобы получить компенсацию убытков, возникших в результате ДТП, потерпевшему следует соблюдать следующих алгоритм действий:

  1. Включить аварийную сигнализацию и выйти из машины.
  2. Автомобиль с места ДТП не перемещать!
  3. Расставить аварийные знаки.
  4. При наличии пострадавших – оказать им первую помощь или вызвать бригаду Скорой помощи.
  5. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции. При отсутствии специального номера – позвонить в полицию.
  6. Осмотреть и зафиксировать повреждения путем фото и видеосъемки.
  7. Выяснить, были ли свидетели происшествия.
  8. Обменяться контактами с виновником аварии и свидетелями.
  9. Дождаться сотрудников ГИБДД, проследить за оформлением места ДТП и получить необходимую документацию для последующего взыскания ущерба.

Затем нужно обратиться к независимому эксперту, уведомить виновника о дате, времени и месте проведения осмотра и экспертизы авто. При соблюдении правил оформления аварии, можно взыскать денежные средства за причиненный ущерб с виновника даже при отсутствии у него страхового полиса.

Рост страховых тарифов, результатом которого явилось подорожание полиса ОСАГО, породил в качестве ответной реакции отказ части автомобилистов от заключения договора страхования своей ответственности.

По неофициальной статистике на сегодняшний день более половины владельцев транспортных средств не оформляют полис ОСАГО. При этом, они объективно полагают, что им грозит лишь штраф и то, назначаемый лишь в том случае, если сотрудниками ГИБДД будет выявлен факт неисполнения обязанности по страхования гражданской ответственности, с заведомо незначительной денежной суммой.

Однако, неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности в случае ДТП влечет более серьезные последствия.

Чем грозит ДТП без страховки в 2017 году?

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Совершение ДТП водителем, не имеющим полиса ОСАГО, грозит лишь ответственностью за неисполнение обязанности владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность. Отсутствие страховки у участника ДТП предполагает наложение на него административного штрафа в размере 800 рублей в соответствии со ст. 12.13 КоАП РФ.

Виновник ДТП без страховки ОСАГО

Требование о возмещении причиненного ущерба с виновника в отсутствии у него полиса ОСАГО основано на общих началах и принципах гражданского законодательства. При этом причины, в силу которых виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность — будь то его желание сэкономить, приобретение автомобиля менее чем за десять дней до ДТП и т.п., при взыскании суммы ущерба не имеют никакого значения. Они не могут служить основанием, освобождающим виновника ДТП от ответственности, равно как и выступать обстоятельством смягчающим его вину.

Важно! Виновник ДТП, при отсутствии у него полиса ОСАГО, оплачивает причиненный ущерб за счет собственных средств.

Отсутствие у виновника ДТП полиса ОСАГО влияет и на определение размера ущерба. В частности, здесь не принимается во внимание износ транспортного средства, сумма к взысканию складывается из полной стоимости заменяемых запасных частей и нормо-часов на восстановительные работы по среднерыночным ценам, действующим в регионе ДТП.

Важно! Виновник ДТП без страховки обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

В общих чертах взыскание ущерба с виновника ДТП, не оформившим полис ОСАГО, в последовательности действий особо не отличается от обращения за обращением компенсацией в страховую компанию. Разница лишь в том, что чаще всего в таких делах взыскивать причиненный ущерб приходится в судебном порядке. В случае если у виновника отсутствует полис ОСАГО — оформление дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудниками полиции. Поэтому прежде чем принимать решение о вызове инспектора ГИБДД или оформлении европротокола, стоит убедиться в наличии у виновника действующего полиса ОСАГО, а при наличии сомнений в его подлинности, проверить через соответствующие сервисы РСА, представленные на их официальном сайте. Поскольку мобильный телефон находится всегда под рукой, сделать это можно в любой момент.

Важно! Обращению в суд предшествует должное оформление дорожно-транспортного происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия и получения необходимых копий документов, следует оценить размер причиненного ущерба и стоимость восстановительного ремонта. Для этих целей организуется проведение экспертизы, о времени и месте проведения которой телеграммой извещается виновник происшествия. До обращения в суд не лишней будет попытка достигнуть соглашения с виновником ДТП о добровольном возмещении причиненного ущерба. Если удастся достигнуть договоренности – составляется письменное соглашение, в котором отражаются причины возникновения долга, его сумма и порядок ее выплаты: либо к определенному времени, либо в течение установленного срока с разбивкой по суммам платежа, либо без таковой.

В случае если виновник не согласен с суммой ущерба или отказывается ее выплачивать добровольно, выход только один – обращение в суд. Исковое заявление о взыскании суммы ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия подается в суд по месту его жительства. Исключений в данном случае из общих правил подсудности спора нет. В зависимости от суммы ущерба: превышает она пятьдесят тысяч рублей или нет, иск может быть подан мировому судье или в районный суд. С виновника, также подлежит взысканию, расходы, понесенные на оценку ущерба, величина утраты товарной стоимости автомобиля, расходы на оплату услуг представителя.

Важно! Не стоит при предъявлении иска заявлять требование о компенсации морального вреда. В данном случае в отличие от споров со страховой компанией моральный вред взысканию не подлежит.

С вступлением вынесенного судом решения в законную силу, оно подлежит передаче к исполнению в службу судебных приставов. Для этих целей в канцелярии суда получается исполнительный лист, на основании которого по заявлению потерпевшего судебным приставом-исполнителем должно быть осуществлено исполнительное производство и произведено взыскание ущерба, в размере установленного судом.

Стоит учитывать тот факт, что если виновник аварии имел полис ОСАГО, а потерпевший нет, то страховая компания вправе после выплаты страхового возмещения другому участнику ДТП, на основании п.1 ст. 965 ГК РФ взыскать с виновника уплаченные денежные средства в порядке суброгации.

Потерпевший в ДТП без страховки ОСАГО

В случае с отсутствием полиса ОСАГО у потерпевшего, дела обстоят несколько проще. Административного штрафа ему, конечно, не избежать, а вот с возмещением ущерба судебных мытарств может и не быть. В отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО он не лишается права на получение страхового возмещения. Вот только обращаться за ним ему придется в страховую компанию виновника. Подобное положение вещей связано с тем, что по ОСАГО страхуется не имущество, а ответственность его владельца перед третьими лицами за причинение вреда в результате использования транспортного средства.

В основном алгоритм обращения в страховую компанию виновника аналогичен тому, что и при подаче заявления в свою компанию в порядке прямого возмещения ущерба.

От потерпевшего требуется предоставить аналогичный пакет документов, также происходит оценка полученного ущерба, и в отведенные законом двадцать дней с даты обращения должна быть произведена выплата страхового возмещения. Причем на ее размер отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО не влияет. Отсутствие у потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии полиса ОСАГО также не может служить основанием для отказа в выплате ему страхового возмещения. Подобный отказ может быть обжалован в судебном порядке с достаточно высокой перспективой вынесения решения в пользу истца.

Важно! При отсутствии у потерпевшего в ДТП полиса ОСАГО он вправе обратиться за выплатой страхового возмещения в компанию виновника.

Что делать, если попал в ДТП без страховки?

На тот случай если вы попали в ДТП без страховки особых рекомендаций нет. Процедура его оформления ничем не отличается от порядка оформления ДТП при наличии страховки у его участников. Как уже было отмечено выше, оформление ДТП в таком случае происходит исключительно сотрудниками ГИБДД, возможность его оформления по «европротоколу» исключена. Каждому из участников подобного ДТП, независимо от их роли (статуса): виновный или потерпевший, при оформлении ДТП стоит убедиться в наличии в процессуальных документах контактных данных участников (паспорт, адрес, номер телефона). Именно на основании этих сведений определяется суд, в который в перспективе будут обращены требования о взыскании причиненного ущерба.

Важно! Оформление ДТП по европротоколу допускается только в том случае, если оба водителя застраховали гражданскую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм действий водителя при возникновении ДТП должен быть в любом случае соблюден:

  • вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП;
  • ни в коем случае до приезда сотрудников ГИБДД не передвигать транспортное средство и не покидать место аварии;
  • по возможности зафиксировать место аварии на фото или видеосъемку;
  • найти свидетелей ДТП и попросить их предоставить вам телефоны и адреса;
  • после того, как сотрудники ГИБДД произвели соответствующие действия, следует убрать с места ДТП транспортные средства, чтобы они не создавали препятствия другим водителям.

Сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке должны быть произведены указанные действия:

  • составление схемы места ДТП;
  • осмотр транспортных средств и определение повреждений;
  • определение виновника ДТП;
  • опрос свидетелей (при наличии) или просмотр видеозаписи, зафиксировавшей происшествие;
  • оформление протокола.

После того, как инспектор произвел вышеперечисленные действия, он обязан выдать копию составленного протокола всем участникам ДТП. Данный документ выступает доказательной базой при определении виновности в суде одного из водителей.

Как взыскать неустойку с физического лица при ДТП без страховки

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ если ущерб был нанесен имуществу гражданина, то лицо, которое нанесло данный ущерб, обязано возместить его в полном объеме. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Учитывая факт, что лицо, которое стало виновником аварии, не имеет полиса обязательного страхования гражданской ответственности, то потерпевший вправе взыскать причиненный ему вред только в порядке судебного производства.

Для этого ему необходимо предъявить исковые требования по месту проживания ответчика в суд общей юрисдикции. Стоит учитывать, что если цена иска определена менее 50 тысяч рублей, исковое заявление направляется мировому судье, в остальном случае данное гражданское дело рассматривает районный суд согласно ст.23, ст.24 ГПК РФ. Общее основание взыскания ущерба с собственника — это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь — водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии.

При удовлетворении требований заявителя, суд учитывает все обстоятельства дела и обязывает лицо, которое причинило вред, возместить вред в натуре (к примеру, оплатить ремонт автомобиля) либо возместить причиненные убытки согласно ст. 1082 ГК РФ.

Важно! Сроки возмещения имущественного вреда судом не устанавливаются.

Согласно п. 12 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения виновником ДТП постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного на основании решения суда, судебным приставом-исполнителем, устанавливается пятидневный срок, когда он может добровольно исполнить свое обязательство.

Если же постановление не было оспорено и в указанный срок виновник ДТП не исполнил обязательства, судебный пристав-исполнитель начинает процедуру по розыску денежных средств, имущества и иных доходов должника, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист будет направлен на официальное место работы виновник ДТП и в соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ с заработной платы последнего могут удерживать до 50%, пока обязательство не будет исполнено. Судебный пристав-исполнитель может наложить арест на имущество или иные доходы должника. Возможна и опись его вещей (бытовая техника, дорогая мебель и т. д.) по месту проживания или регистрации, которые будут изъяты и проданы на торгах. Вырученные средства же пойдут на погашение долга.

Если вы попали в подобную ситуацию, следует сразу обратиться за помощью к юристу. При обращении к специалисту, он сможет, проанализировав ваши документы, определить дальнейшее максимально удачное для вас развитие ситуации. Наши автоюристы готовы предложить свою помощь, обратитесь к нам, воспользовавшись формой обратной связи или позвонив по указанным на нашем сайте номерам телефонов.

На автофорумах, порталах ответов и в комментариях автосайтов водители часто задают такой вопрос: «Попал в ДТП без страховки ОСАГО виновный я, что делать?».

В сети существует немало публикаций на этот счет, но большинство из них подают информацию неполно, а иногда и неверно. Это может подтолкнуть читателя к избранию ошибочной стратегии в решении вопроса и привести к ощутимым потерям денег, времени и нервов. Вы намного уменьшите подобный риск, если прочитаете данную публикацию.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.

Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Может ли дисциплинированный водитель оказаться виновником ДТП, не имея страховки?

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Но есть еще три категории автомобилистов, которым нужно читать статью дальше, несмотря на честность и дисциплину:

  1. Сезонные водители;
  2. Сменные владельцы;
  3. Водители-профи.

Сезонные водители

В последние годы, из-за возросших цен, стали популярны сезонные полисы (на 3 и 6 мес.). Их покупают дачники, студенты, женщины-пенсионеры, некоторые категории отдыхающих и т. п.

Конечно, обеспечение страховкой какого-либо времени года не исключает периодического использования машины вне страхового периода. Ведь разные бывают случаи – не платить же тысячи рублей за пару поездок. И по закону подлости именно в такие моменты случается ДТП.

Сменные владельцы

Еще более обширная категория – это сменные владельцы. Мало кто не ездил на машине с обозначением в страховке, как водитель допущенный к управлению (вписанный). Но зачастую на такое вписание нет времени, т. к. ехать нужно срочно. А спешка чаще всего и приводит к ДТП.

Важно: владельцем транспортного средства (далее ТС) является не его собственник, а тот, кто на законных основаниях находится за рулем. При ДТП время нахождения за рулем не имеет значения – это может быть и пара минут на пробу управления.

Водители-профи

Есть еще и третья, менее обширная категория – это профи вождения, или считающие себя таковыми. Некоторые водители, имея солидный безаварийный стаж, приходят к логическому заключению, что зря «выкидывают деньги на ветер» и приобретают всяческие подделки.

Но в ДТП огромную роль имеет множество случайных факторов, предусмотреть которые на все 100% не сможет никто. Поэтому риск аварии распространяется на всех без исключения, в том числе и в качестве виновного лица.

Итак, из изложенного выше становится понятно, что риск оказаться виновником ДТП не имея автогражданки, касается почти всех, а ознакомиться с приведенной ниже информацией полезно каждому.

Что будет виновнику ДТП, не имеющему ОСАГО?

Начнем с того, что больше всего интересует водителей – какова ответственность за отсутствие страхового полиса в момент аварии.

Эта ответственность разделяется на две формы:

  1. Административную;
  2. Претензионную.

Административная ответственность водителя-виновника ДТП

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.

  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

В каких случаях считается, что полис у водителя отсутствует?

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

Важно: если обнаруживается, что полис является недействительным по халатности или корыстному умыслу штатного работника (или официального представителя) страховой компании (далее СК), то вина за это ложится на страховщика и выплаты должны быть осуществлены в общем порядке.

Оправдывает ли себя езда без ОСАГО с угрозой штрафа?

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время). Справка: имейте в виду, что в обозримой перспективе указанные штрафы существенно увеличатся – с соответствующим законопроектом давно работают в Думе. Также планируется внедрение автоматической проверки наличия полисов по госномеру автомобиля средствами роботизированного контроля («письма счастья»).

Применяется ли сегодня снятие номеров и эвакуация ТС?

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.

Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:

  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Важно: в случае получения пострадавшей стороной телесного вреда, вне зависимости от наличия полиса у виновника, фондом РСА (Российский союз автостраховщиков) будут произведены выплаты. Сумма этой выплаты впоследствии по регрессу будет представлена для погашения виновнику ДТП.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Обязательные действия виновника ДТП для всех ситуаций

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

Возможные развития ситуации на месте ДТП

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.

Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:

  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Частное решение вопроса о возмещении на месте ДТП

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

Справка: если потерпевший не против частного возмещения, но сомневается насчет суммы, то предложите ему провести обследование на ближайшем СТО.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Справка: если у виновника ДТП имеются сопутствующие серьезные нарушения (нет прав, остаточное опьянение и т. д.), то ему бывает выгодней согласиться даже на несправедливые условия возмещения, чтобы избежать жестких административных санкций.

Официальное оформление ДТП

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в досудебном порядке

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в порядке судебного разбирательства

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Как можно уменьшить сумму возмещения?

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

В соответствии со статьёй 12.38 пунктом 2 КоАП РФ, если водитель управляет автотранспортным средством без страховки (независимо от того, виновен он в ДТП либо нет), на него накладывается штраф в 800 рублей. Это самое первое последствие, если потерпевший в ДТП управлял авто без страховки ОСАГО. В инциденте может пострадать не только автотранспорт, но и люди. Полис автогражданки позволит получить возмещение по полученному вреду.

Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО

После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника. Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:

  • Виноватый водитель имеет действующий полис;
  • Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
  • Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
  • Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
  • Полис ОСАГО оказался поддельным.

Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.

Компенсирует ли страховщик ущерб, если пострадавший в ДТП без ОСАГО

Здесь нужно вспомнить сущность обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста. Наличие ОСАГО гарантирует, что потерпевший в дорожном инциденте получит страховое возмещение. Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди. В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором – оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием.

Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным.

Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?

Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:

  • Страховщик виновного водителя (при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП);
  • Виновный водитель (не оформлена автогражданка).

Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.

Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).

Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего – нет

В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими:

  1. Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая.
  2. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы.
  3. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

Что будет при просроченном ОСАГО?

На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.

Если у пострадавшего просрочен полис ОСАГО, однако есть действующий КАСКО?

Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:

  • Виновный в ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО. Пострадавшая сторона обращается к страховщику, в котором он оформил полис КАСКО. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии (в некоторых случаях это достаточно проблематично): он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд. После восстановления автотранспорта пострадавшего страховщик, который оформил КАСКО, может взыскать ущерб с виновного в аварии водителя.
  • Виновный водитель имеет действующий полис автогражданки, а у пострадавшего есть КАСКО. При отсутствии у потерпевшего ОСАГО ему на выбор предоставляется 2 варианта:
  1. Восстановить ТС по КАСКО. Этот способ выгодный, если стоимость восстановительных работ больше максимальной выплаты по автогражданке. В такой ситуации пострадавший ремонтирует ТС в полном объёме, после чего страховщик взыскивает необходимую сумму со страховой виноватого и самого виновника дорожного инцидента.
  2. Восстановить машину по автогражданке виновного. Если затраты на восстановление авто превысят установленную законодательством сумму, пострадавшему недостающие деньги придётся самостоятельно взыскать с виновного в аварии.

Можно ли составить европротокол, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО

В соответствии со страховым законодательством, участники ДТП могут оформить его по упрощённой процедуре, составив европротокол. В этом случае участие сотрудника ГИБДД не является обязательным. Рассмотрим возможную ситуацию. Допустим, произошла авария, в которой у потерпевшего нет ОСАГО, стороны могут оформить европротокол. Такой порядок можно использовать при небольших повреждениях автотранспорта и отсутствия причинения вреда здоровью. Ещё одно его преимущество – не нужно ждать приезда полиции и оформления всех документов.

Закон «Об ОСАГО» в статье 11.1 пункте 1 устанавливает, что в упрощённом порядке европротокол можно использовать лишь в тех случаях, когда в ДТП столкнулись 2 автомобиля, гражданская ответственность которых застрахована в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, если у пострадавшего нет ОСАГО, оформление европротокола не будет иметь законной силы. Единственным решением в такой ситуации станет вызов полиции.

Если у пострадавшего поддельный ОСАГО

Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО. Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии. Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).

Если у потерпевшего в аварии ОСАГО оказался поддельным, а узнал он об этом лишь при обращении к страховщику при подаче заявления о страховом возмещении, тогда придётся обратиться за компенсацией полученного ущерба в компанию виновного водителя. При отсутствии полиса у виновника аварии придётся взыскивать убытки непосредственно с него в досудебном либо судебном порядке.

Если автомобилист узнал, что у него поддельная страховка, это не значит, что ничего нельзя сделать. Нередко сами компании злоупотребляют законодательством с тем, чтобы не производить выплаты по автогражданке. Один из вариантов – страховка может быть недействительной, однако она при этом не поддельная. Это происходит в результате того, что агенты и брокеры страховщиков несвоевременно сдают страховые премии по автогражданке, а также оформляют недействительные страховки или изменяют сроки их действия.

В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.

Когда пострадавший не имеет ОСАГО и получил травму в ДТП

В законе «Об ОСАГО» в статье 6 пункте 1 говорится, что помимо ответственности за ущерб имуществу пострадавших страхуется риск причинения вреда здоровью и жизни пострадавших в аварии. В статье 14.1 пункте 1 регламентируется, что прямое возмещение ущерба здоровью прямым способом не осуществляется.

Независимо от того, имеется ли ОСАГО при аварии у пострадавшего либо нет для возмещения причинённого здоровью ущерба необходимо обратиться в страховую организацию виновного водителя.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Судебная практика: у потерпевшего нет ОСАГО

Подать судебный иск на виновного в аварии при отсутствии ОСАГО у пострадавшего в аварии можно в таких ситуациях:

  • У виноватого в аварии отсутствует полис автогражданки;
  • У потерпевшего отсутствует автогражданка, инцидент оформлен по европротоколу;
  • У виновного в аварии действует автостраховка, однако ущерб превышает страховую сумму;
  • Виновный водитель отказывает в компенсации вреда, хотя первоначально согласился на это, в результате чего авария не была должным образом оформлена.

Пострадавший сам принимает решение, когда подать судебный иск. Законодательство отводит на это три года.

В этой области судебная практика многогранна, на неё влияет квалификация юристов и представителей каждой стороны. В принципах правосудия закрепляется состязательность каждой стороны во время разбирательства. К примеру, адвокат виновника может значительно занизить величину ущерба.

Как видно, у пострадавшего в ДТП без ОСАГО есть все шансы получить возмещение ущерба. Сделать это намного проще, если у виновного в аварии не было автогражданки. При аварии без страхового полиса пострадавший обращается к страховщику.

Порядок действий при ДТП без ОСАГО потерпевшего

Если страховка отсутствует, аварию необходимо оформлять в обычном порядке, если ОСАГО имеется у всех других участников. В такой ситуации документы об инциденте обязаны заполнять сотрудники ГИБДД. Использование европротокола в таком случае не допускается. Каждый участник (виноватый или нет) должен проверить наличие в процессуальных документах контактной информации других сторон (телефонный номер, гражданский паспорт, адрес проживания). Эти сведения требуются, чтобы определить суд, в который при необходимости будет направлено требование о компенсации полученного вреда.

Внимание! Действующее законодательство позволяет оформить европротокол только в том случае, если у каждого автомобилиста застрахована гражданская ответственность.

При наступлении дорожного инцидента необходимо предпринять такие действия:

  1. Вызов сотрудников дорожной полиции на место дорожного инцидента
  2. Нельзя перемещать автотранспорт и покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД
  3. Фиксация основных деталей происшествия на фото либо видео
  4. Поиск свидетелей инцидента и получение информации об их контактных данных
  5. Освобождение проезжей части от автомобилей после оформления документов дорожной полицией

Законодательство обязывает сотрудников дорожной полиции выполнить следующие действия:

  • Составление схемы происшествия;
  • Определение виновного водителя;
  • Осмотр автотранспорта и повреждений, полученных в результате аварии;
  • Оформление протокола;
  • Просмотр видеозаписи с регистратора и опрос свидетелей.

Когда инспектор выполнит обозначенные выше действия, он должен предоставить копию протокола каждому участнику инцидента. Документ будет выступать доказательством при определении виновности при ведении судебного процесса.

Как взыскать возмещение с другого водителя при аварии без ОСАГО

Гражданский кодекс РФ в статье 1064 пункте 1 определяет: при нанесении ущерба имуществу гражданина лицо, причинившее вред, должно полностью компенсировать его. Законодательство относит использование автотранспорта к виду деятельности, который создаёт высокую опасность окружающим (статья 1079). Собственник машины должен компенсировать причинённый ущерб, если не сможет доказать обстоятельства, которые исключают его ответственность. С учётом того, что виновник ДТП не имеет ОСАГО, пострадавший может взыскать компенсацию лишь в судебном порядке.

Судебный иск следует направить в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика. Если его величина не превышает 50000 рублей, то заявление нужно подать мировому судье, в противном случае – в районный суд. Это регламентируют статьи 23 и 24 Гражданского кодекса РФ. Наличие вины является общим основанием для взыскания с владельца авто ущерба. При распределении ответственности суд использует принцип виновности, прежде всего это относится к водителю, который находился в момент ДТП за рулём автотранспорта.

В случае удовлетворения требования заявителя судья примет во внимание все обстоятельства и обяжет лицо, причинившее ущерб, компенсировать его в натуральном виде (например, произвести оплату ремонтных работ) или возместить нанесённый вред в соответствии с 1082 статьёй Гражданского Кодекса РФ.

Внимание! Суд не устанавливает срок компенсации имущественного ущерба.

Федеральный закон №229 в статье 30.12 указывает, что после получения виноватым водителем постановления об исполнительном производстве он должен добровольно исполнить обязательства. Для этого установлен срок в 5 дней.

Если решение не оспаривается и виноватый водитель не выполнил обязательства, судебный пристав инициирует процедуру поиска денежных средств, имущества и прочего дохода, с которых может быть взыскан ущерб. Исполнительный лист может быть направлен на место трудовой деятельности виновного водителя. В соответствии с ТК РФ статьёй 138 до исполнения обязательств из зарплаты должника может быть удержано до 50%. Судебный пристав уполномочен арестовать имущество либо прочие доходы виновного. Также допускается опись имущества (дорогостоящая мебель, бытовая техники и прочее) по месту регистрации либо проживания, они будут проданы с аукциона. Полученные денежные средства будут использованы для погашения задолженности.

В сложных ситуациях лучше без промедления обратиться к квалифицированному юристу. Он сможет изучить документацию, разработать общую стратегию и план действий. В этом случае отсутствие ОСАГО при ДТП не станет проблемой для страхового возмещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *