ЖК ст 154

ЖК ст 154

Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 306-ЭС17-6930 по делу N А65-22631/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 218, 249, 290, 395, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 46, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги, признав доводы заявителя о самостоятельном содержании общего имущества многоквартирного дома несостоятельными.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 118-ПЭК17 по делу N А37-1715/2015 Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности за потребленную теплоэнергию, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Президиум ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что в отсутствие договора теплоснабжения между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате коммунального ресурса лежит на собственнике (ссудодателе) помещения.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование за счет казны муниципального образования, руководствовались положениями статей 210, 239, 689, 690, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что в рассматриваемом случае комитет, как собственник объекта недвижимости, обязан в силу закона оплатить поставленный ему истцом коммунальный ресурс.

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2017 N 309-ЭС17-6931 по делу N А60-10217/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга за содержание общего имущества и оказанные коммунальные услуги. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды установили, что общество, владеющее на праве собственности долей нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, а также двумя машино-местами в подвальном помещении (паркинге) того же дома, не исполнило денежное обязательство перед истцом как законно избранной управляющей компанией в части платы за содержание общего имущества и коммунальную услугу по электроснабжению.

Удовлетворяя заявленные компанией требования, суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 303-ЭС17-6572 по делу N А73-8708/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежной суммы. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в спорный период лежит на собственнике помещения.

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 210, 309, 310, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, проанализировали условия договоров и установив, что сторонами не было достигнуто согласия по пунктам 5.1, 8.1 договоров, содержащих условия об оплате пользователями расходов за период, предшествующий их заключению и начале их действия с 01.05.2012, принимая во внимание, что общество в спорный период являлось арендатором нежилых помещений, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в спорный период лежит на собственнике помещения.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 310-ЭС17-6627 по делу N А14-17743/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту, пени. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку факт непредставления истцом платежных документов на оплату оказанных услуг не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, от исполнения его обязанности по оплате фактически оказанных услуг.

Установив факт оказания истцом услуг и выполнения работ по управлению многоквартирным домом, проверив представленный истцом расчет предъявленной ко взысканию суммы долга, суды, руководствуясь статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, пунктом 1 статьи 158, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в размере 713 107 руб. 31 коп.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 306-ЭС17-6421 по делу N А57-19437/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства того, что в спорный период ответчик без разрешения общего собрания заключал договоры на проведение ремонтных работ и в отсутствие договорных отношений производил начисление и сбор с жильцов платы за коммунальные услуги.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 46, 135, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 181.3, 181.5, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ТСЖ.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 310-ЭС17-6039 по делу N А62-4222/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию и процентов. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд установил факт поставки ресурсоснабжающей организацией ответчику тепловой энергии в спорный период, объем и стоимость указанного ресурса, признал верным расчет взыскиваемой суммы долга и констатировал отсутствие доказательств оплаты поставленного спорного ресурса.

Суды, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 333, 395, 401, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установив факт поставки ресурсоснабжающей организацией обществу «Жилищник» тепловой энергии в спорный период, объем и стоимость указанного ресурса, признали верным расчет взыскиваемой суммы долга, выполненный с учетом доводов общества «Жилищник», и констатировав отсутствие доказательств оплаты поставленного спорного ресурса, правомерно удовлетворили исковые требования.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 309-КГ17-536 по делу N А60-16325/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий, постановления об обращении взыскания на имущественное право. Решение: Дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку заслуживают внимания доводы заявителей о том, что выводы судов относительно целевого характера денежных средств, принимаемых от населения платежными агентами в силу договора, являются ошибочными, собранные денежные средства населения, оплачиваемые за жилое помещение и коммунальные услуги, перечисляются платежными агентами на банковский счет управляющей компании, в связи с чем компания получает возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Свердловской области, руководствуясь статьями 154, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 68, 69, 75, 76, 83 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пришел к выводу о законности и обоснованности действий и постановления судебного пристава об обращении взыскания на имущественное право УК «Пионер».

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 301-ЭС17-4935 по делу N А43-8810/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об оказании товариществу услуг по передаче электрической энергии в рамках заключенного сторонами договора, возникновении у него обязанности по их оплате, ненадлежащем исполнении данной обязанности.

В своих выводах суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 154, 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 306-ЭС17-5321 по делу N А55-19089/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что истец как собственник помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества дома.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статей 210, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 154 ЖК РФ

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ определение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Подобной компетенции нет у органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим принятие региональных и местных актов жилищного законодательства по этим вопросам неправомерно.

2. Жилищный кодекс РФ не устанавливает структуру платы и требования к определению размера платы для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда. Этот вопрос урегулирован гл. 35 ГК РФ «Наем жилого помещения». Согласно ст. 682 ГК РФ наниматель и наймодатель самостоятельно устанавливают в договоре найма жилого помещения размер платы за жилое помещение.

3. Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за пользование жилым помещением (за наем), не уплачиваемую собственниками жилых помещений.

Взимая плату за наем или арендную плату (в экономической литературе эти термины используются как синонимы), собственник в первую очередь компенсирует свои расходы, связанные с приобретением или строительством данного жилого помещения.

В рассматриваемой статье 154 ЖК РФ плата за наем рассматривается исключительно в отношении публичных собственников. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как собственники государственного и муниципального жилищных фондов и наймодатели имеют в этом отношении существенные особенности, что и определяет необходимость специального регулирования в ЖК РФ. Во-первых, государственный и муниципальный жилищные фонды предназначены для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих и иных установленных законом категорий граждан и, как правило, не должны использоваться с целью извлечения прибыли. Во-вторых, ЖК РФ полностью освобождает от внесения наймодателю платы за наем такую группу пользователей муниципального жилищного фонда, как малоимущие граждане (ч. 9 ст. 156). Очевидно, что и для остальных категорий пользователей по договорам социального найма и найма в государственном и муниципальном жилищных фондах плата за наем будет устанавливаться, как правило, не в полном размере (т.е. в размере, не обеспечивающем компенсацию расходов собственника, связанных с приобретением или строительством жилых помещений) с целью сохранения доступности платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. также комментарий к ст. 156 ЖК).

4. Понятие «плата за содержание и ремонт жилого помещения», используемое в ЖК РФ, охватывает собой плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенного как внутри, так и вне жилого помещения. Важно подчеркнуть, что используемый термин не должен пониматься буквально, этим понятием не охватываются услуги и работы, связанные с содержанием и ремонтом элементов жилого помещения, не являющихся общим имуществом (например, ремонт смесителя, газовой плиты или водонагревателя, внутриквартирной электропроводки) (см. комментарий к ч. 10 ст. 155 ЖК). Состав общего имущества определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и в п. п. 2 — 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (см. комментарий к ст. ст. 36 и 39 ЖК).

5. Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится как нанимателями жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, так и собственниками помещений в многоквартирном доме — как жилых, так и нежилых. Таким образом, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вносит «плату за содержание и ремонт жилого помещения» в том же порядке и размере, что и собственники жилых помещений в этом доме.

6. Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи 154 ЖК России плата за жилое помещение для нанимателей таких помещений государственного и муниципального жилищных фондов не включает в себя расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором проживает наниматель. Эти расходы покрываются собственниками соответствующих помещений государственного и муниципального жилищных фондов наравне с иными собственниками помещений в данном многоквартирном доме. По общему правилу капитальный ремонт многоквартирных жилых домов осуществляется за счет средств собственников помещений в таких домах (см. комментарий к ст. 158 ЖК). В настоящее время расходы собственников жилых помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома не учитываются при предоставлении жилищных субсидий, поскольку при определении прав граждан на жилищные субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленные исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, а плата за жилое помещение для таких нанимателей не включает плату за капитальный ремонт дома (см. комментарий к ч. 6 ст. 159 ЖК). Однако следует учесть, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов (см. комментарий к ч. 1 ст. 165 ЖК; ст. ст. 14.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

7. Часть 3 комментируемой статьи определяет структуру платежей для собственников жилых домов — индивидуально определенных зданий, не являющихся многоквартирными домами (см. комментарий к ст. 16 ЖК РФ). Для этой категории граждан не предусмотрена жесткая структура платы; ЖК РФ устанавливает лишь обязанность по несению расходов на содержание и ремонт принадлежащих им домов, а также по оплате потребляемых коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами (см. ч. 9 ст. 155 ЖК).

8. Согласно ч. 4 комментируемой статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги, вносимая как нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и собственниками помещений в многоквартирных домах и собственниками жилых домов, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Установив непосредственно в федеральном законе перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ЖК РФ юридически зафиксировал решение, являющееся предметом многочисленных споров среди специалистов жилищно-коммунального хозяйства о том, относятся ли, например, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтов и иные аналогичные работы, а также утилизация (уничтожение) бытовых отходов к коммунальным услугам.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.Положения пункта 2 части 1 настоящей статьи (в редакции Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года, — пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ. ____________________________________________________________________
3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:
1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;
2) плату за коммунальные услуги.(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.Положения пункта 1 части 2 настоящей статьи (в редакции Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года, — пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.____________________________________________________________________
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.

Комментарий к статье 154 ЖК РФ

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и для собственников жилья в многоквартирных домах.

Плата за жилое помещение для нанимателей определена ч. 1 ст. 154, для собственников — ч. 2. Общим является «наполняемость» понятия платы за содержание и ремонт жилого помещения; она включает в себя плату: 1) за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; 2) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Однако в части ремонта для нанимателей обозначен только текущий ремонт общего имущества дома, а для собственников — текущий и капитальный.

Общим является также обязанность (как нанимателя, так и собственника) оплачивать коммунальные услуги.

Что касается платы за пользование жилым помещением (платы за наем), то, разумеется, это неприменимо к собственнику.

2. Часть 4 комментируемой статьи фактически содержит полный перечень коммунальных услуг. Перечень является закрытым, следовательно, обслуживание лифтов, вывоз мусора и проч. не могут быть отнесены к коммунальным услугам.

3. Собственники индивидуальных жилых домов (см. ст. 16 ЖК РФ) согласно ч. 3 комментируемой статьи несут расходы на содержание и ремонт домов, а также оплачивают потребляемые коммунальные услуги согласно соответствующим договорам с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (см. также ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Другой комментарий к статье 154 ЖК РФ

1. В комментируемой статье законодатель исчерпывающим образом установил состав, или, другими словами, структуру платежей, которые вносятся собственниками и нанимателями жилых помещений. Ввиду отсутствия в Кодексе собирательного понятия (термина), которое охватывало бы все эти платежи, можно было бы использовать широко употребляемое в бытовой лексике выражение «оплата жилья» или «плата за жилье». В современный нам период этот логотип постепенно заменил столь же широко употреблявшееся в советский период словосочетание «квартирная плата», или, сокращенно, «квартплата». В контексте коммент. ст. плата за наем и содержание жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги — это и есть плата за жилье, поскольку коммунальные услуги в том же контексте — это именно те услуги, которые неразрывно связаны с использованием жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах; точнее было бы называть их жилищно-коммунальными услугами. Такое выражение употреблено в ч. ч. 6 и 11 ст. 159 Кодекса.

Элементы структуры платы за жилье в целом зависят от принадлежности жилого помещения, но во всех случаях в состав платы входят две основные составляющие или две группы платежей: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения; 2) плата за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов платят плату за пользование жилым помещением; эту часть платы законодатель называет также платой за наем. Этот элемент платы за жилье по своей экономической сущности и юридической природе аналогичен арендной плате в обязательствах из договора найма (аренды).

Принято считать, что экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договорам социального и общегражданского найма. Приблизительно так записано в Методических указаниях по расчету ставок за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (п. 1.1). Эти Методические указания были утверждены Приказом Минстроя РФ от 2 декабря 1996 г. по согласованию с Минфином РФ и носят рекомендательный характер. Несмотря на то что Методические указания были утверждены еще до принятия ЖК РФ, их значение не утрачено; в частности, в них приведены подробные расчеты базовой ставки платы за наем жилого помещения (п. 1.2), критерии ее дифференциации (п. п. 1.3 и 1.4), порядок расчета дифференцированных ставок платы за наем по группам жилищного фонда (п. 1.5). Эти расчеты и приведенные примеры могут быть использованы и в настоящее время. Но при подготовке данных Методических указаний разработчики исходили из того, что в плату нанимателя за содержание и ремонт жилья должна включаться компенсация затрат на проведение капитального ремонта дома. Теперь это положение противоречит нормам Кодекса, которыми установлено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (п. 2 ч. 1 коммент. ст.); эта норма императивная и не предусматривает никаких исключений. Поэтому было бы все же целесообразно, чтобы были разработаны, приняты и опубликованы новые методические указания по расчету ставок платы за наем жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Естественно, что собственник жилого помещения не платит за наем, так как жилое помещение принадлежит ему на праве собственности и он сам определяет характер его использования. Также не платят за наем члены жилищных кооперативов, ибо жилые помещения предоставляются им не внаем, а во владение и пользование как членам кооператива; по выплате паевого взноса в полном размере жилое помещение переходит в собственность члена кооператива (ч. 1 ст. 129 Кодекса).

2. Вторым элементом платы за жилье является плата за содержание и ремонт жилого помещения. Обязательство по оплате расходов по содержанию и ремонту жилого помещения лежит как на нанимателе, так и на собственнике жилого помещения. Эта часть платы за жилье также структурируется. Ее первый внутренний элемент — плата за содержание и ремонт жилого помещения; ее не надо смешивать с платой за пользование жилым помещением (платой за наем). У платы за содержание жилого помещения иная экономическая сущность и юридическая природа. Назначение этой платы — возмещение расходов (затрат) по эксплуатации дома в целом, общего имущества дома, принадлежащего собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Ввиду разного назначения платы за пользование (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения законодатель «развел» эти элементы платы за жилье и отнес плату за содержание жилого помещения к группе платежей, включающей в себя не только оплату текущих расходов, но и оплату ремонта общего имущества многоквартирного дома — второй внутренний составной элемент этой группы платежей. Таким образом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя:

— плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

— плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Услуги и работы по управлению многоквартирным домом не следует смешивать с коммунальными услугами. Услуги и работы по управлению многоквартирным домом осуществляет обслуживающая организация: управляющая компания, жилкомсервис; ТСЖ или жилищный кооператив в многоквартирных домах, помещения в которых принадлежат физическим и юридическим лицам на праве частной собственности. Это услуги и работы:

по содержанию общего имущества дома: подъездов, лестниц, крыш, подвалов, чердаков;

по содержанию и уборке придомовой территории;

по техническому обслуживанию технических устройств коммуникаций, узлов учета потребления энергии, воды;

по эксплуатации лифтового хозяйства;

по устранению каких-либо неисправностей в оборудовании жилых помещений (электричество, сантехника);

по вывозу бытовых отходов и иного мусора.

Более подробно состав жилищно-эксплуатационных услуг по содержанию жилых помещений перечислен, в частности, в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; этот состав можно назвать федеральным стандартом набора жилищно-эксплуатационных услуг. Но могут быть региональные и местные стандарты. Органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и перечни работ по ремонту жилья с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселений. Например, в Санкт-Петербурге постоянно идет работа по обновлению окраски фасадов зданий ввиду того, что вследствие повышенной влажности воздуха покраска зданий блекнет и облупливается быстрее, чем предусмотрено нормативами по содержанию фасадов зданий. Более подробный перечень услуг, связанных с содержанием жилых помещений и жилых домов и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, подлежит утверждению Министерством промышленности и торговли РФ.

Услуги такого характера в практике принято называть эксплуатационными или жилищно-эксплуатационными услугами. Обслуживающая организация оказывает все эти услуги и выполняет работы либо своими силами, либо посредством привлечения специализированных организаций или даже индивидуальных предпринимателей, но в любом случае все эти расходы подлежат возмещению собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Проживающим в жилых домах могут оказываться и другие — дополнительные — услуги, например по подключению к кабельному телевидению, устройству и обслуживанию домофонов на входных дверях, охране дома и придомовой территории, очищению крыш от снега, правовые услуги, услуги по осуществлению регистрационного учета граждан и выдаче им необходимых справок и т.д. Оплата таких услуг выходит за рамки понятия платы за жилое помещение; такие услуги оплачиваются проживающими по договорным ценам, предусматриваемым в договорах, заключаемых с предоставляющими эти услуги организациями.

3. По существу, содержание общего имущества в многоквартирном доме относится к выше охарактеризованной группе жилищно-эксплуатационных услуг — «услуги и работы по управлению многоквартирным домом»; общее имущество поддерживается в надлежащем состоянии либо самими собственниками жилых помещений, либо созданными ими ТСЖ или жилищным кооперативом, либо управляющей компанией.

Что же касается ремонта, то обязательства по его проведению и финансированию распределяются в зависимости от характера прав на жилые помещения. Собственники жилых помещений несут обязанности по оплате текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в полном объеме, об этом прямо сказано в п. 1 ч. 2 коммент. ст. В многоквартирном доме государственного и муниципального жилищных фондов капитальный ремонт общего имущества производится за счет публично-правового образования — собственника жилищного фонда, поэтому на нанимателей жилых помещений не могут быть отнесены расходы на капитальный ремонт жилого дома как частичный, так и полный, даже в тех случаях, когда капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: фундамента, стен, перекрытий, крыши, лестниц — повлечет за собой проявление улучшений в жилом помещении, занимаемом нанимателем. Никакие сборы на капитальный ремонт многоквартирного дома типа амортизационных отчислений не могут истребоваться с нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального фондов.

В отличие от нанимателей собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы не только по текущему, но и по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (см. об этом ниже: коммент. к ст. 158 Кодекса).

4. Для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме даже текущий ремонт общего имущества оказывается довольно обременительным, не говоря уже о капитальном ремонте. Поэтому целесообразно заблаговременно едва ли не с самого начала приобретения жилого помещения в собственность или по крайней мере с момента решения вопроса об управлении многоквартирным домом (путем создания ТСЖ или передачи дома в управление управляющей компании) позаботиться об аккумулировании средств, необходимых для производства ремонта тогда, когда это станет необходимым.

Аналогичные задачи у собственников индивидуальных жилых домов, которые, согласно ч. 3 коммент. ст., несут расходы по содержанию, текущему и капитальному ремонту своих домов в полном объеме.

5. Особенность коммунальных услуг состоит в том, что, во-первых, публично-правовые образования обязаны организовывать и обеспечивать предоставление этих услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2507), утратили силу. В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Российская газета. 2011. 1 июня; далее по тексту — Правила предоставления коммунальных услуг). Во-вторых, оплата коммунальных услуг производится по регулируемым ставкам (тарифам), устанавливаемым в определенном порядке; договорные цены к оплате коммунальных услуг применению не подлежат.

Порядок регулирования тарифов на коммунальные услуги предусмотрен в Основах ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. II). Ст. 3518). Размеры тарифов на коммунальные услуги устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы организаций, оказывающих услуги; размеры надбавок к тарифам на коммунальные услуги и размеры тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы. К методам регулирования относятся установление фиксированных тарифов, установление предельных тарифов и индексация установленных тарифов. Положения, содержащиеся в названных Основах ценообразования, служат руководством для Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и других уполномоченных органов при установлении конкретных размеров регулируемых тарифов.

В ч. 4 коммент. ст. раскрыт состав платы за жилищно-коммунальные услуги; она включает в себя плату за:

холодное водоснабжение;

горячее водоснабжение;

водоотведение;

электроснабжение;

газоснабжение;

отопление.

Кроме этих видов коммунальных услуг в Основах ценообразования к регулируемым тарифам отнесены тарифы на очистку сточных вод и тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *