Билет банка России

Билет банка России

Фото: flickr.com

Содержание

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Центробанка является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Реклама

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

Реклама

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

— устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

По материалам cbr.ru

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+EnterКитай. XII век. Медное клише для печати банкнот и оттиск банкноты

Банкно́та (банкно́т) (от англ. bank — банк и англ. note — расписка) — денежный знак, изготовленный на основе бумаги из хлопка, реже льна или абаки, специальных видов пластика, или их сочетания, так называемых «гибридных банкнот». Ранее — также из плотной ткани (обычно шёлка), кожи, дерева или металла, обычно прямоугольной формы.

Первоначально правом эмиссии банкнот обладали многие коммерческие банки. Затем государство сосредоточило выпуск банкнот в центральном банке. Сейчас банкноты национальных валют выпускаются, как правило, центральными банками и де-юре обязательны к приёму на всей территории страны наравне с монетами (в некоторых странах монеты не выпускаются).

Самыми древними банкнотами являются китайские (династии Тан), датируемые VIII веком.

Подделка и защита от неё

Основная статья: Фальшивомонетничество

Хотя слово «фальшивомонетчик» сперва подразумевало только подделку монет, сейчас его используют и для обозначения злоумышленников, занимающихся подделкой любых денежных знаков. В отличие от циркуляционных монет, стоимость которых в настоящее время невелика, а качественная подделка сопряжена с техническими сложностями, подделывание банкнот относительно проще и экономически целесообразнее, поэтому распространено гораздо шире. Фальшивомонетничество незаконно и осуществляется как частными лицами в корыстных интересах, так и целыми государствами с целью подрыва экономики враждебных стран или улучшения положения в своей собственной.

Необычные банкноты мира

Миллиард триллионов (то есть 1021) пенгё 1946 в конце гиперинфляции. Самая большая по номиналу банкнота в мире

Самая древняя известная банкнота мира

  • Китай: частная — VIII век; государственная — 812 год н. э.

Самая крупная по номиналу банкнота мира

Денежная единица Венгрии пенгё в 1945—1946 годах «прославилась» самым высоким уровнем инфляции за всю историю денежного обращения в мире.

В январе 1946 года была введена дополнительная денежная единица адопенгё, курс которой к 28 июля того же года был равен двум триллионам пенгё.

3 июля 1946 года была выпущена банкнота номиналом в 1 миллиард триллионов (то есть 1021) пенгё — самая большая по номиналу банкнота в мире. Для сравнения, диаметр всей нашей Вселенной по научным оценкам — 14,76⋅1023 км.

Самые крупные по покупательной способности действующие банкноты

10 000 долларов США

  • 10 000 долларов США. Банкноты выпускались в США с 1880-х годов. Последний выпуск был в 1944 году (серия 1934 года). Первоначально эти банкноты имели покупательную способность в десятки раз выше, но за сотню лет из-за инфляции и отказа от золотого стандарта они многократно обесценились.
    Количество этих банкнот отслеживает ФРС. При попадании в банковскую систему они подлежат изъятию из оборота. В настоящий момент из всех выпущенных банкнот номиналом 10 тысяч долларов не изъяты из обращения только 130 штук, включая и погибшие банкноты. Поэтому их стоимость в современных каталогах обычно вообще не указывается.
  • 500 000 (пятьсот тысяч) тайских батов. Выпущена 26 мая 2000 года Банком Таиланда ограниченным тиражом в 1998 экземпляров в честь золотой свадьбы короля Пхумипона Адульядета и королевы Сирикит и их коронации. По состоянию на август 2014 года по рыночному курсу номинальная стоимость банкноты составляла 15 560 долларов США. Каталожная цена — 25 000 долларов США.
  • Из банкнот, реально находящихся в обращении, наибольшей покупательной способностью обладают 10 000 брунейских и сингапурских долларов, которые были эквивалентны, по состоянию на август 2014 года, примерно 8000 долларов США.

Самая крупная по покупательной способности банкнота для внутренних расчётов

100 000 долларов США

  • 1 миллион фунтов стерлингов 1948 года (выведены из оборота). Для расчётов внутри Банка Англии. Известны 2 шт. Аукционная стоимость на 2008 год 78 тысяч фунтов стерлингов.
  • Сто тысяч долларов США. Действующая только для расчётов между Казначейством США, ФРС и банками. В обороте никогда не находилась. Коллекционерам не продаётся.

Самая крупная по размеру банкнота

Памятная банкнота Малайзии номиналом в 600 ринггитов образца 2017 года имеет размеры 370×220 мм, немного ей уступает памятная банкнота Филиппин номиналом 100 тысяч песо образца 1998 года, имеющая размеры 355×215 мм.

Российская империя, СССР, СНГ, Россия

Самая крупная по номиналу банкнота страны

1 миллиард рублей ЗСФСР 1924 — крупнейшая банкнота государств бывшей Российской империи

  • Один миллиард (в просторечии лимонард), ЗСФСР 1924 года.

Самая мелкая по номиналу банкнота страны

  • Одна копейка. Впервые выпущена при Николае Втором в 1915 году из-за дефицита разменной монеты в связи с начавшейся мировой войной. Впоследствии выпускалась в Либаве, региональными выпусками во время Гражданской войны, в СССР Госбанком, различными наркоматами и министерствами, Внешторгбанком, Внешпосылторгом трестом Арктикуголь — для внутренних расчётов.

Самая крупная по покупательной способности и размеру банкнота Российской империи

500 рублей «петенька» 1912

  • 500 рублей 1898/1912 года (петенька) — самые крупные до 1917 года находившиеся в обращении банкноты России, обеспеченные 387,1 граммами чистого золота. Размер банкноты образца 1912—275×126 мм. 1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Закон от 27 июля 1914 отменил размен кредитных билетов на золото.

Самая крупная по покупательной способности банкнота СССР

5 миллионов белорусских рублей 1999

  • 25 червонцев 1922 года (250 рублей) — самая крупная после 1917 года находившаяся в обращении банкнота РСФСР и СССР, обеспеченная 193,56 граммами чистого золота.

Самая мелкая по покупательной способности банкнота страны

  • Один рубль пятаковками 1918 или совзнаками 1919 года в 1924 году стоил во время деноминации одну пятидесятимиллиардную часть одного рубля советскими червонцами, то есть один червонец стоил пятьсот миллиардов рублей 1918 года.

Самая крупная по номиналу банкнота стран СНГ

  • Пять миллионов неденоминированных белорусских рублей 1999 года.

Самая большая по размеру банкнота страны

  • Петенька — 500 рублей Российской империи образца 1912 года.

Самая маленькая по размеру банкнота страны

Банкнота 1 пуд хлеба Киев, 1921

  • Один рубль-марка РСФСР 1922 года.

Необычные банкноты

  • Во время голода 1921 года и безудержной гиперинфляции советских рублей — совзнаков Киевским Натурсоюзом были выпущены расчётные чеки в не обесценивающейся каждый день валюте — достоинством 1 пуд хлеба.
  • В период с 1919 по 1921 годы в Якутии в качестве бумажных денег использовались специальным образом оформленные винные этикетки.

Примечания

  1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова. Дата обращения 30 марта 2013.
  2. БАНКНОТЫ — три способа найти БАНКНОТЫ — для толковых и бестолковых. Дата обращения 30 марта 2013.
  3. Современная физика. Ученые рассчитали диаметр Вселенной
  4. Bank of Thailand — 500 000 bat Архивировано 10 июля 2012 года. (англ.)
  5. www.bonistika.net — Бонистика Клуб — Мы собираем деньги!
  6. Рябцевич В. Н. О чём рассказывают монеты / Под ред. д.и.н. Игнатенко. — Изд. 2-е, перер. и доп. — Минск: Народная асвета, 1977. — с. 194
  7. Бонистика

Литература

Ссылки

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Нумизматика и бонистика»
  • Банкноты России
  • Каталог бон необязательного обращения Соколова
  • Банкноты крупных и очень крупных номиналов
  • Ən maraqlı əsginaslar / banknotlar (азерб.)

В другом языковом разделе есть более полная статья Banknote (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Банковские Билеты (банкноты)

— разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными банками (см. Виды денег и кредитные деньги).

Смотреть значение Банковские Билеты (банкноты) в других словарях

Банкноты Мн. — 1. Бумажные денежные знаки, заменяющие в обращении металлические деньги; банковские билеты.
Толковый словарь Ефремовой

Банкноты — -но́т и -но́тов; мн. (ед. банкно́т -а; м. и банкно́та, -ы; ж.). . = Банковские билеты.
Толковый словарь Кузнецова

Активные Банковские Операции — — учетно-кредитные операции банков и банковские инвестиции.
Юридический словарь

Банковские Депозиты — — вклады, денежные средства, вносимые в банки в виде вкладов, по которым банк выплачивает проценты.
Юридический словарь

Банковские Документы — — документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для осуществления банковских операций; подтверждают их законность и являются основанием для отражения……..
Юридический словарь

Банковские Инвестиции — — 1) вложения банковских ресурсов (как правило, на длительный срок) в облигации государственных займов, акции и другие ценные бумаги. Этим достигается рассредоточение……..
Юридический словарь

Банковские Монополии — — крупнейшие банки и их объединения (синдикаты, картели и др.), господствующие в проведении банковских операций и на этой основе извлекающие монопольно высокие прибыли.
Юридический словарь

Банковские Операции — — по законодательству РФ операции, которые могут осуществлять исключительно банки и другие кредитные организации. К таким операциям ФЗ «О банках и банковской деятельности»……..
Юридический словарь

Банковские Оффшорные Зоны — — пространства, обладающие географической и (или) юридической экстерриториальностью и используемые их участниками для проведения банковских операций с нерезидентами……..
Юридический словарь

Банковские Переводы За Границу — а) переводы средств со счетов резидентов и нерезидентов (кроме банков) — перевододателей, открытых в уполномоченных банках, на счета резидентов (кроме банков), а также……..
Юридический словарь

Банковские Переводы Юридических Лиц — Под понятием «банковские переводы юридических лиц» понимаются, кроме переводов собственно юридических лиц, переводы из-за границы в пользу и за границу по поручению……..
Юридический словарь

Банковские Правила — — не относящиеся к законодательным правовые нормы, регулирующие деятельность кредитных организаций. Б. п. существуют преимущественно в форме инструкций, распоряжений,……..
Юридический словарь

Банковские Процессинговые Центры — — это структурные подразделения банков, осуществляющие информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов и обеспечивающие проведение внутрибанковского……..
Юридический словарь

Банковские Резервы — — средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии……..
Юридический словарь

Банковские Ресурсы — — разновидность, составная часть финансовых ресурсов, включающая собственные и привлеченные средства банков. Собственные средства — акционерный и резервный капитал,……..
Юридический словарь

Банковские Сделки — — сделки, которые могут осуществлять (наряду с банковскими операциями) банки и другие кредитные организации. Закон ограничивает этот перечень, поскольку кредитные организации……..
Юридический словарь

Банковские Слитки — — слитки золота, серебра и платины, соответствующие стандартам на золото, серебро и платину в слитках, действующим в Республике Беларусь, либо соответствующие международному……..
Юридический словарь

Кредитные Билеты — — знаки стоимости, выпускаемые центральными банками; тождественны банковским билетам.
Юридический словарь

Международные Банковские Группировки — — крупнейшие объединения транснациональных банков; появились в конце 60 — начале 70-х гг. XX в. Включают большинство крупных банков Западной Европы, ряд американских и японских……..
Юридический словарь

Неразменные Банкноты — — банковские билеты, которые не размениваются на золото.
Юридический словарь

Различные Банковские Начисления — — банковские начисления за оказание таких услуг клиенту, как инкассация и погашение векселей, осуществление расчетов, предоставление чеков и т.п.
Юридический словарь

Банкноты — см. Банковские билеты.
Большой энциклопедический словарь

Банковские Билеты — (банкноты) — кредитные знаки денег, выпускаемыеэмиссионными банками и замещающие металлические деньги в обращении.Представляют собой бессрочные долговые обязательства………
Большой энциклопедический словарь

Казначейские Билеты — бумажные деньги, выпускаемые казначейством, какправило, для покрытия бюджетного дефицита. После отмены золотого стандартагрань между казначейскими билетами и банковскими……..
Большой энциклопедический словарь

Кредитные Билеты — знаки стоимости, выпускаемые эмиссионными банками.Понятие кредитных билетов тождественно банковским билетам.
Большой энциклопедический словарь

Банкноты — — кредитные денежные знаки, замещающие в обращении металлические деньги. Представляют собой бессрочные долговые обязательства. Обеспечиваются золотым запасом и прочими……..
Исторический словарь

Казначейские Билеты — — бумажные деньги.
Исторический словарь

Кредитные Билеты — — знаки стоимости, выпускаемые эмиссионными банками и играющие роль кредитных денег. Понятие тождественно банковским билетам.
Исторический словарь

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Комментарий к Статье 75 Конституции РФ

1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

Положения комментируемой статьи развиваются в Законе о ЦБ РФ. В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.

Закон о ЦБ РФ предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29). Гражданский кодекс содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).

Пункт 4 ст. 4 Закона о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. В настоящее время в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Она используется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины, предусмотрены в указанном Законе.

Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета. Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится лишь при недостаточности средств на рублевых счетах. В этом случае взыскание налога производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты; при взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).

Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008), который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном Законом (ст. 6, 10).

Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляется ЦБ РФ монопольно (п. 2 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований) и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ).

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать: установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31), обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).

Анализ комментируемой статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что ЦБ РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти)*(928).

В соответствии с Законом о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее ЦБ РФ по характеру своей деятельности прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.

Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.

На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Понятия «система налогов» не может быть сведено к понятиям перечня или совокупности налогов. Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Так, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (пп. 1 п. 4 ст. 340 НК).

Установление налогов в виде системы обеспечивает соблюдение принципа соразмерности налогообложения. Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет данному принципу особое значение, указывая на то, что налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией, ее ст. 34, 35 и др. (Постановление от 04.04.1996 N 9-П*(929). Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь, к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов, что продиктовано природой данного налога, а также принципом соразмерности налогообложения.

При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются.

Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный Кодекс предусматривает не только систему налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (о федеральных, региональных и местных налогах и сборах см. комментарий к ст. 57).

Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Так же и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований. Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.

Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.

Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов, взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.

Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны публичных интересов (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).

Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются в НК. Согласно НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются в п. 3 ст. 12 НК.

Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).

Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.

4. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому ст. 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются Российская Федерация и ее субъекты: государственные займы — это договоры, займодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Применительно к государственным займам комментируемое конституционное положение употребляет термин «выпуск». Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК, договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ. Вопросы государственного и муниципального заимствования регулируются главным образом в ст. 103 («Осуществление государственных и муниципальных заимствований») и 104 («Заимствования и гарантии субъектов РФ, муниципальных образований в иностранной валюте»). В соответствии с положениями пп. 4 и 6 ст.103 БК только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права. Если учитывать, что отношения по привлечению иностранных займов регулируются нормами гражданского права, то подобное ограничение имеет свое конституционное оправдание: в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме того, допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось, имеет интегративную направленность в регулировании федеративного устройства. Однако субъекты РФ обладают правом привлечения займов от иностранных банков в порядке, установленном Правительством РФ, а также выпускать внешние облигационные займы в соответствии с БК РФ и Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (абз. третий п. 6 ст. 103 и п. 1 ст. 104).

Не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции и займы, выпускаемые органами местного самоуправления, хотя они и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 N 540-О*(930).

Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов. Поэтому она имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Данное конституционное требование реализовано в ГК, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).

Возьмите в руки любую рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это — деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это — «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас — «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ — «Российская Федерация — Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!

Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы — нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! — ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация — Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.

На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его — нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России — является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является — государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара — This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.

Раз нет такого указания, также как и названия страны, где «Банк России» сию купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является исключительной собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар — бумажка авторская. У нас рубль — банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это — мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! — скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное — подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР. «. Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» — бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя. А теперь внимание! Кто является учредителем Банка России?

Ни великий Гугул, ни могущественный Яедекс не знают ответа на этот вопрос. Законодательство РФ о ЦБ РФ – крайне запутанное и противоречивое. Эти противоречия возникли не вчера, но никто их устранять не собирается. Вероятно, потому, что такой статус ЦБ вполне устраивает его хозяина. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

Коротко остановимся на этих противоречиях.

Противоречие первое. Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка — не отвечает государство.

Противоречие второе. ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.

Противоречие третье. Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.

Противоречие четвертое. Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.

Противоречие пятое. Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.

Противоречие шестое. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.

Противоречие седьмое. В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.

Какие же непрописанные права имеет ЦБ РФ при таком противоречивом законодательстве и для чего он создан с такими противоречиями. Читайте во второй части статьи.

Копипастить с википедии, конечно, — не хорошо, но я сделаю это.

Биле́т (фр. billet, от средневекового billetus — записка, письмо, свидетельство; удостоверение) — документ, удостоверяющий наличие некоего права у какого-либо определённого лица или у предъявителя билета. Действие билета может на конкретное время или не иметь сроков.

Т.Е. материальная купюра не является рублём, она лишь удостоверяет его существование.

Потому что регулирование деятельностью ЦБ РФ осуществляется через Законы.

Банки не живут за счет налогоплательщиков. Банки сами являются налогоплательщиками.

Куда тратятся налоги можете узнать из Бюджетного Кодекса РФ.

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами; .

ЦБ РФ предоставляет деньги для извлечения выгоды. Если ЦБ РФ получает упущенную выгоду, то осуществляет мероприятия по санации.

«Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти (часть 2). Эти функции, как указал Конституционный суд Российской Федерации «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.»

С денежными средствами ежедневно сталкивается в своей жизни каждый человек. Но редко кто из простых обывателей внимательно изучает купюры. А если и вооружается лупой, то только для проверки подлинности. Но стоит еще раз тщательно изучить наши привычные деньги, акцентируя свое внимание на имеющихся на купюрах подписи. Они заслуживают отдельного внимания.

Внимательно изучив любую купюру, можно заметить надпись, которая присутствует у всех представителей бумажного денежного сообщества РФ – билет банка России. Данное наименование получили платежные средства, имеющие хождение на российской территории с 1992 года. Но почему было взято именно такое наименование?

Ответственность за выпуск и контроль над количеством денег лежит на Центробанке РФ

Билеты банка России: немного истории

Первые ассигнации, как именовались ранее в царской России денежные банкноты, были изданы в 1769, во времена царствования императрицы Екатерины II. Они выпускались банком и несли под собой определенные банковские обязательства. Владелец ассигнации имел право на получение по данной бумаге сумму монет, равноценную номиналу дензнака.

Главной проблемой первых денежных билетов являлся их низкий уровень защищенности, в результате по стране распространилось множество подделок.

Массовое распространение фальшивок привело в итоге к обесцениванию ассигнаций. Поэтому первенство на рынке платежей осталось за монетами. Повторная проба создания и выпуска бумажных денег была предпринята в начале века XIX. Ассигнации стали совершеннее и приобрели защитные свойства (в этот период человечество уже успело познакомиться с водяными знаками).

Помимо водяных знаков, ассигнации стали выпускаться на плотной бумажной основе. Спустя несколько десятилетий бумажные деньги стали обеспечиваться серебром, а чуть позже и золотом. Советские банкноты, имеющие хождения вплоть до распада СССР именовались иначе – казначейские государственные билеты. Их дизайн многократно менялся, становилась все совершеннее и система защиты. Их хождение закончилось в 1997 году при проведении деноминации.

Первые банкноты были изданы по указанию Екатерины 2

Современные дензнаки РФ

Банкноты банка России представляют собой законные средства платежей, выпускаемые ЦБ РФ. Центробанк несет полную ответственность за выпуск (эмиссию) денежных средств, к которым относятся как бумажные деньги, так и монеты. Современные банкнота не имеют золотого или серебряного обеспечения, как это было в дореволюционной Российской Империи (данное время называлось «золотым стандартом»).

Вместо золотого обеспечения денежные банкноты приобрели другое покрытие – обеспечение активами ЦБ РФ. То есть, их выпуск стал фидуциарным (основанным на доверии). И, если Центробанк выпустить количество банкнот, превышающих возможности их «усвоения» экономикой, в стране отметится повышение уровня инфляции.

Но такой же нежелательной становится и обратная ситуация – выпуск денег, не достигающий уровня потребности хозоборота. Такое несоответствие приведет к дестабилизации экономической ситуации – росту числа невыплаты зарплаты и массовые банковские долги граждан.

Основной и важной задачей Центробанка становится выпуск такого количества купюр, которое необходимо для нормального поддержания экономических процессов. Такие сведения ЦБ РФ получает на базе специализированных прогнозов аналитиков.

Номенклатура

Современные купюры банка России обладают дизайном, разработанным еще в 1997 году. Нынешние банкноты, выпускаемые Центробанком, объединены под единой тематикой – все они носят изображение крупных российских городов, имеющих важное значение в исторических моментах. В частности:

Традиция изображать прославленные российские города тщательно соблюдается и при выпуске памятных банкнот, приуроченных знатным датам. Например, банкнота в 100 руб., изданная в 2014, к Сочинской олимпиаде, несет изображение Сочи, а 100-рублевка, выпущенная в 2015 к дате присоединения Крыма к России – Севастополь. 2010 год ознаменовался проведением модификации бумажных банкнот, в результате которой деньги получили улучшенные уровни защиты.

Проверка подлинности

На основании факта, что билет банка России – что это такое денежное средство, которое является официальным и законным платежно-финансовым инструментом, ЦБ РФ в целях обеспечения защиты подлинных дензнаков предприняло немало шагов в плане усовершенствования их защитных качеств. Для этого было проведено несколько модификаций банкнот.

Производство фальшивых денег и попытка их сбыта на территории России строго карается действующим законодательством.

Центробанк в целях гарантированного обеспечения бумажных банкнот от подделки, взял на вооружение самые надежные методы западных коллег по защите денежных знаков. Как проверить любую купюру на подлинность должен знать и уметь делать каждый россиянин. Визуально различимые признаки защиты имеют следующий вид:

  1. Заметны на просвет. Водяные знаки, имеющаяся защитная металлизированная нить и совмещение отдельных фрагментов лица и оборотной стороны банкноты.
  2. При рассмотрении купюры через лупу. Микроскопические тексты, микроузелки и специализированные, переплетенные с основой волокна.
  3. При наклоне (перемена угла зрения). Проявление специально дополненного к общему дизайну рисунка (он нанесен особой проявляющимся красителем) и букв РР, спрятанных при прямом рассмотрении.
  4. Метки для слабовидящих. На подлинных банкнотах присутствуют специальные меточки и прощупываемые выпуклые элементы, образующие текст «Билет Банка России».

Все банковские организации обязаны тщательно перепроверять поступающие к ним бумажные купюры на подлинность. В этих целях применяется специальное устройство. В случае обнаружения на банкноте признаков, вызывающих сомнение в подлинности, аппарат отбраковывает их. Но помимо техники, ответственное лицо тоже обязано просмотреть дензнаки и вручную, ведь механизированные агрегаты могут давать сбои и ошибаться, бракуя платежеспособные образцы.

Признаки платежеспособности

К платежеспособным относятся денежные купюры, изданные ЦБ РФ, в том числе и подлежащие изъятию и последующей замене, имеющие хождение по территории России. К платежеспособным относятся и дензнаки, обладающие некоторыми повреждениями. А именно:

  • потертость;
  • изношенность;
  • надорванность;
  • загрязненность;
  • дыры и маленькие отверстия;
  • посторонние подписи, рисунки, пятна, следы печатей/штампов.

К обязательной замене принадлежат купюры РФ, не обладающие признаками фальсификации. Но с более крупными повреждениями:

  • при утрате значительных фрагментов, но с условием сохранности от 55% всей площади дензнака (порванные, подвергшиеся негативному воздействию агрессивных сред, стлевшие и обугленные);
  • проклеенные в единый билет (независимо от количества частей), но при условии, что 1–2 куска принадлежат одинаковой купюре, занимающие не менее 55% площади всей единой банкноты;
  • если дензнаки составлены из пары кусков, принадлежащих различным банкнотам (одинакового номинала), но, если отдельный фрагмент занимает от 50% общей площади единой купюры, допускается отличие частей по графическому дизайну друг от друга;
  • поменявшие изначальную окраску, а также свечение при ультрафиолете, если при просмотре отчетливо видны присущие дизайну изображения (за исключением наличия на банкнотах краски, используемой для меток или в целях предохранения денежных сумм при перевозке).

Разновидности банкнот

Ко многим знатным датам и событиям Центробанк РФ издает памятные монеты и купюры. Эти лимитированные выпуски распространяются по банковским организациям и предлагаются к приобретению клиентам по себестоимости. Из-за их ограниченного тиража, такие купюры быстро заканчиваются и превращаются в нумизматическую ценность, тем самым во много раз повышая свою стоимость.

К основным отличительным их особенностям относится необычный дизайн и внешний вид. Однако все памятные монеты/купюры имеют официальное право хождения и принимаются к оплате, как и обычные билеты ЦБ. Они также несут все имеющиеся у обычных дензнаков степени защиты.

Памятные банкноты России имеют такое же официальное хождение, как и обычные купюры

Самые дорогие банкноты банка России

Как это ни странно, но самыми значимыми и редкими купюрами Банка России являются ничем не примечательные обычные банкноты номиналом в 10 рублей 1997 года выпуска, модифицированные в 2004. А именно:

  1. Серия ПБ 0000000.
  2. Серия ИЯ 0000000.

Их редкость состоит в нулевой нумерации. Эти купюры были выпущены для служебного использования и не были предназначены для общего оборота. Но они все же встречаются в денежном потоке и представляют уникальную ценность со стоимостью несколько десяткой тысяч рублей.

Интересные факты о денежных банкнотах

В среднем срок обращения и жизнеспособности банкноты Центробанка составляет около 2,5–3 лет. Наиболее долго «живет» дензнак номиналом в 5 000 руб. (от 4 лет), а меньше всего (около 2 лет) – 1 000-ная банкнота. Кстати, срок жизни американских долларов значительно выше – в среднем период их оборота равен 9–10 годам. Это объясняется достаточно редким использованием бумажных дензнаков в повседневном быте американцев, они предпочитают безналичное обслуживание.

Ежегодно Центральный Банк уводит из обращения порядка 4–5 тонн банкнот. Во времена Союза дензнаки, вышедшие из употребления, для утилизации просто сжигали. Но сейчас, по экологическим соображениям, от такого способа уничтожения отказались. Современные банкноты, подлежащие утилизации, измельчают на маленькие частички (шириной 1–2 мм), затем прессуют и отправляют на переработку. Из бывших дензнаков производят стройматериалы, удобрения, различные урны, туалетную бумагу и даже памятники для могил.

Выводы

Следует понимать, что ЦБ России по своей сути является обычной финансовой организацией с возложенной на нее миссией от государства по обеспечению российских граждан денежными купюрами. И поэтому все «детища» ЦБ РФ являются исключительно их произведением, а не государственным, по этой причине банкноты и не имеют привычной символики в виде российского герба.

Современные банкноты не обеспечиваются золотом и не могут быть казначейскими. Если ранее денежные банкноты имели золотое/серебряное обеспечение и любой гражданин мог обменять купюру, получив за нее некий эквивалент стоимости золота, то сейчас мы в состоянии лишь купить банкноты, как и любой иной товар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *