Бюджетное место в вузе

Бюджетное место в вузе

Поступать в вузы можно на не только общих основаниях, но и с использованием особых прав, участвуя в отдельном конкурсе. Для зачисления на учебу абитуриентов льготных категорий государство предоставляет фиксированный процент мест – особую и целевую квоты.

Что такое квота

Для каждого направления профподготовки в бакалавриате и специалитете Минобрнауки выделяет определенное количество бюджетных мест – на юридическом языке это число называется контрольными цифрами приема (КЦП). Часть из них – не меньше 10 % – отводится для приема на учебу абитуриентов льготных категорий. Эта доля и есть квота на поступление в вуз абитуриентов с особыми правами.

Квота на поступление в вуз – это выделенные государством бюджетные места, на которые высшее учебное заведение зачислит абитуриентов, имеющих право стать студентами на льготных основаниях.

В зависимости от того, какого характера эти льготные основания, квота может быть двух видов: особой (ее еще называют социальной) или целевой.

Особая

Эта квота согласно закону об образовании и приказу Минобрнауки № 1147 предназначена для абитуриентов, относящихся к числу:

  • инвалидов разных статусов:
    • детей (до 18 лет)
    • с детства (после 18 лет);
    • I–II групп;
    • получивших инвалидность в результате перенесенных во время службы в армии или участия в боевых действиях травмы или болезни;
  • сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (до 23 лет);
  • ветеранов боевых действий.

Подавая заявление на участие в конкурсе для поступления по особой квоте, абитуриенты должны подтвердить свое право на льготное зачисление:

  • инвалиды – справкой МСЭ;
  • ветераны боевых действий – своим удостоверением.

Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не достигших 23 лет, пакет подтверждающих документов состоит:

  • из свидетельства о рождении;
  • свидетельства о смерти родителей;
  • решения суда (о признании родителей без вести пропавшими, умершими, лишенными родительских прав), если нет свидетельства о смерти;
  • постановления органов опеки.

Два года назад в закон об образовании внесены изменения. В соответствии с коррективами абитуриенты, имеющие право на особую квоту при поступлении, могут подать документы в 5 вузов и на 3 направления в каждом и одновременно участвовать в льготном конкурсе во всех учебных заведениях.

10-процентная доля от КЦП – это количество мест для поступающих именно по особой, а не по целевой квоте.

Целевая

Эта квота предназначена для будущих студентов, поступающих на учебу по направлению организаций и предприятий. Окончив институт, молодой специалист обязан отработать три года в компании, направившей его в вуз. Возникающие обязательства оформляются двух- или трехсторонним договором, который заключается между:

  • абитуриентом;
  • заказчиком;
  • вузом (он может и не быть подписантом договора).

Есть два вида целевого набора:

  • официальный – по квоте Правительства и Минобрнауки;
  • коммерческий, когда обучение студента по договору оплачивает частное предприятие.

Таким образом, в качестве заказчика целевого места могут выступить:

  • федеральные либо региональные органы власти;
  • акционерные общества или ИП.

Пункт 2 главы I постановления Правительства РФ № 312

Если на учебу направило госпредприятие или любая организация с долей государственных средств в уставном капитале, абитуриент участвует в конкурсе на места целевой квоты в рамках КЦП. В случае, когда подготовку специалиста заказал индивидуальный предприниматель или частная фирма, студента зачислят на платное место, если вузу не выделили специальных целевых квот на интересующем заказчика направлении. Конкурс и проходные баллы у контрактников, как правило, намного ниже, чем у абитуриентов бюджетного отделения, поэтому поступление практически гарантировано.

Поступление на бюджет по целевой квоте возможно только по направлениям подготовки, которые внесены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Актуальный на начало 2020 года документ – № 186-р.

Количество целевых мест по конкретным направлениям ежегодно определяет правительство, руководствуясь потребностями отраслей экономики в регионах. Поэтому целевая квота при поступлении в вуз выделяется не на все направления – востребованы в основном технические специальности. С 2021 года планируется увеличение количества мест в тех вузах, которые могут подготовить специалистов для своего региона.

Предприятие, которое оплачивает обучение студента на контрактной основе, может:

  • выплачивать стипендию;
  • оплачивать место в общежитии;
  • начислять зарплату за практику в своей компании.

Чтобы получить целевое направление, стоит заранее начать поиск компании, которая нуждается в квалифицированных работниках и готова финансировать их обучение. Многие предприятия организуют тематические конкурсы для школьников, чтобы присмотреться и выбрать для себя потенциальных сотрудников.

Обычно у каждого вуза, особенно не многопрофильного, а определенной специализации, есть список предприятий и организаций, с которыми он сотрудничает по целевому набору. Перечень может ежегодно обновляться, но в основном в него входят одни и те же компании.

Целевое обучение гарантирует трудоустройство, так как студент должен отработать выделенные на его обучение деньги. В случае несоблюдения условий контракта он обязан вернуть средства.

Целевики могут подавать заявление одновременно на поступление и на общих основаниях в том же вузе и на ту же специальность или в другом университете/институте и на другое направление. Если получилось пройти на бюджет по конкурсу для «обычных» абитуриентов, можно отказаться от места по целевой квоте и подать согласие на зачисление на стандартных условиях, чтобы не быть связанным договорными отношениями с заказчиком учебы, которые предусматривают обязательную трехлетнюю отработку. В этом случае надо письменно проинформировать организацию, выдавшую направление, о непоступлении на целевую учебу. Договор без всяких штрафных санкций расторгается, и стороны полностью освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по нему.

Порядок поступления по квоте

Поступающие и по особой, и по целевой квоте не участвуют в общем конкурсе – их зачисляют в вуз до его начала, тем не менее они должны сдавать вступительные испытания, которыми считаются:

  • ЕГЭ – для большинства абитуриентов;
  • внутренние экзамены вуза – для тех, кто в школе проходил ГВЭ или в качестве документа об образовании представляет в приемную комиссию диплом колледжа.

В творческих и некоторых других высших учебных заведениях придется сдавать и ДВИ.

Баллы, полученные на испытаниях, не должны быть ниже минимума, с которым по правилам приема вуза можно подавать документы на поступление.

С результатами экзаменов абитуриенты участвуют в конкурсе – раздельном для целевиков и для претендующих на зачисление по особой квоте. Если количество поданных заявок превышает число выделенных мест, то поступают претенденты, набравшие более высокие баллы (с учетом индивидуальных достижений). Квотированные места, оставшиеся незаполненными, добавляются к общим конкурсным.

Сведения о количестве мест по особой и целевой квотам, отдельно для каждой, публикуются на официальных сайтах всех вузов не позднее 1 июня. Учебные заведения наделены правом самостоятельно решать, сколько и каких примут льготников. Например, если на специальность «менеджмент» государство выделило 50 бесплатных мест, 5 из них (10 %) по умолчанию предназначаются поступающим по особым квотам. Для целевиков мест может и не быть вовсе, и вуз не обязан принимать на бюджет всех, кто пришел в приемную комиссию с направлением предприятия.

Установленный законом для особой квоты минимальный лимит в 10 % может быть увеличен за счет внутренних резервов вуза. К тому же, если десятая часть бюджетных мест на направлении составляет дробное число, цифра округляется в большую сторону. Например, по КЦП 42 бесплатных места, 10 % для особой квоты – это 4,2, значит, на учебу примут 5 абитуриентов, подтвердивших свои особые права. Если десятая часть меньше единицы, по квоте поступит один абитуриент.

Сведения о местах в рамках особой квоты с сайта МГУ

Этапы поступления по квотам:

  • завершение приема документов – 26 июля;
  • публикация конкурсных списков – 27 июля;
  • окончание приема оригиналов и согласий на зачисление – 28 июля;
  • издание приказов о зачислении – 29 июля.

В целом поступление по квоте – это преимущество, которое государство предоставляет особым категориям абитуриентов. Оно дает студенту возможность зачисления с более низкими баллами на бюджетные места в вузах.

Получить высшее образование в учебном заведении – это следующее главное задание после окончания школы. Однако куда более приятно, сэкономить крупную сумму средств при помощи бесплатного обучения (за счет государства). Актуальным и главным вопросом у всех абитуриентов становится – что необходимо сделать и знать, чтобы попасть на бюджет?

Зачем поступать в ВУЗ на бюджет?

На сегодняшний день обучение в высшем учебном заведении стоит довольно-таки дорого на контракте, что и является первостепенной причиной, почему абитуриенты пытаются занять бюджетное место. За все обучение на бакалаврате семья отдает весомую сумму ВУЗу. Однако проще же хорошо учится в школе и на максимально высокий бал сдать экзамены. К сожалению, политика любого ВУЗа основана на том, что бюджетные места ежегодно рассчитывают исходя из средств в государственной казне, и возможности выплачивать стипендию учащимся, поэтому мест значительно меньше, чем тех, кто хочет на него попасть. При хороших результатах на экзаменах после школы и при вступительных испытаний, абитуриент может легко пройти конкуренцию среди других поступающих. На практике поступить на бюджет можно при баллах не намного выше среднего. Основной задачей поступающего является, как можно лучше сдать экзамены и выиграть ожесточенную борьбу за место в рейтинговом списке поступающих. Есть возможность заработать дополнительные баллы в течение последнего учебного года в школе – на индивидуальных достижениях – итоговых сочинениях, золотой медали, значков и т.п. Поступив на бюджет, студент, таким образом, помогает родителям или опекунам сохранить семейные средства. Повысить шанс на зачисление на бюджетное место можно несколькими способами.

  1. Документы рекомендуется подавать не в один ВУЗ, а несколько в районе пяти по несколько факультетов. Чтобы понять свои шансы, оцените проходные баллы за прошлые несколько лет.
  2. В течение 11-ого класса постарайтесь как можно больше получить дополнительных баллов.
  3. Ситуация в рейтинговых списках не стабильна, поэтому раньше времени, впадать в панику не стоит, всё может измениться в последний момент.
  4. К экзаменам стоит готовиться по проверенным источникам и с профессионалами. Не стоит доверять маминым подругам, чтобы они учили вас математике или физике.
  5. Стоит отметить, что подготовительные курсы от ВУЗа не начисляет никаких дополнительных баллов, а сертификат по окончанию не учитывается при поступлении. Все сдают экзамены на равных правах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Тонкости, о которых нужно знать при поступлении на бюджет

Существуют определённые тонкости в поступлении на бюджет в ВУЗах. Их можно сгруппировать в 5 основных, но важных правил для абитуриента. Каждый год Министерство образование изменяет условия для абитуриентов на поступление в высшее образовательное учреждение. В некоторых случаях даже приемные комиссии в университетах не всегда могут объяснить их суть. Однако от того, что поступающий не знает правил приема, это не освобождает его от ответственности и обязанности. Заняв одно из бюджетных мест в любом ВУЗе у абитуриента пропадает право поменять специальность, учебное заведение и т.д. поскольку количество мест строго контролируется государством. В чем же заключаются 5 главных пунктов при зачислении на бюджетное место?

  1. Одним из первых и важных условий при подаче пакета с документами в приёмную комиссию выбранного высшего учебного заведения вне зависимости от формы обучения является – соответствие между перечнем предметов экзаменов после окончания школы с теми предметами, которые указываются ВУЗом для зачисления на тот или иной факультет по определённой специальности. За этим необходимо следить, поскольку список предметов во многих образовательных учреждениях меняется – некоторые предметы в один год относятся к обязательным для сдачи, некоторые по желанию, и наоборот. С перечнем всех необходимых предметов для поступления на определённую специальность можно ознакомиться на официальном сайте университета или института.
  2. Второе правило относится к тем, у кого экзамены не соответствуют перечню предметов в ВУЗе. Такие случаи достаточно распространенны на практике. В любом случае можно выбрать направление (похожую специальность) с теми предметами, которые поступающий сдавал. Если сданным предметом была история можно выбрать гуманитарные науки, если математика – то точные специальности, связанные с вычислениями, физикой, химией и т.д.
  3. Третья рекомендация связана с теми поступающими, которые не сдавали необходимые вступительные экзамены. Такая ситуация может возникнуть по нескольким причинам: ни один предмет не совпал с профильным и сданные предметы нельзя использовать ни для одной специальности, плохие итоговые результаты (т.е. абитуриент не смог набрать достаточное количество баллов, чтобы пройти порог).Выгодно выйти из возникшей ситуации можно выбрав ВУЗ, где требуется не все 3 предмета, а только 1 или 2, а третий экзамен – внутренний, который проводиться в виде творческого испытания – рисунка, сочинения и других работ.
  4. Четвертое правило рекомендует абитуриентам подбирать высшие учебные заведения исходя из количества бюджетных мест. Если у поступающего были некоторые трудности или проблемы со сдачей школьных выпускных или вступительных экзаменов, то ему лучше всего выбрать ВУЗ, где есть такие престижные факультеты, как туризм или гостинично-ресторанное дело. Без сдачи экзаменов можно поступить на ускоренный курс обучения после колледжа сразу на 2-3 курс. Такая возможность широко распространенна среди учащихся и хорошо востребована. Рекомендуется заранее уточнять о дополнительных возможностях и тонкостях поступления непосредственно через официальные сайты университетов и институтов.
  5. Пятый совет поможет тем, кто рассматривает бюджетную форму обучения как единственную, исходя из своих возможностей. С большей вероятностей получить бюджетное место можно на специальностях, связанных с техническими науками – электротехника, механика, архитектура, биология, физика, машиностроение, география и т.д. Стоит отметить, что Министерство образования определяет количество мест по количеству желающих поступить в конкретный ВУЗ с максимальным количеством баллов. В системе распределения количество может варьироваться и уходит от одного ВУЗа в другой либо в области одного ВУЗа между факультетами.

Исходя из изложенных выше рекомендаций и всех нюансов поступления на бюджет в высшее учебное учреждение, каждый абитуриент имеет возможность на бесплатной основе получить образование и получать за это стипендию.

У всех на виду та огромная работа, которая проводится Министерством образования и Рособрнадзором с целью сделать процедуру ЕГЭ максимально прозрачной, а выставление баллов за итоговую аттестацию – максимально объективным. Чтобы достичь этой цели, вся система образования в России уже многие годы находится в режиме постоянного реформирования и новаций. Даже опытные квалифицированные педагоги не знают, какие еще изменения могут произойти в структуре ЕГЭ.

И при этом действующая система зачисления абитуриентов в вузы до обидного несовершенна, потому что не гарантирует поступление способным и талантливым ребятам.

Порядок приема студентов на первый курс в прошедшую вступительную кампанию был определен приказом Министерства образования от 28 июля 2014 года, согласно которому зачисление проводилось в два этапа. Причем в первую волну вузы имели право зачислить студентов только на 80% бюджетных мест. Остальные 20% мест можно было занять во вторую волну приема, которая состоялась через три дня после первой. При этом для зачисления необходимо соблюдение двух условий: победа по конкурсу набранных за ЕГЭ баллов и наличие подлинника документа об образовании (школьный аттестат или диплом ссуза).

Как выяснилось по результатам анализа, такой порядок создает условия для серьезных погрешностей при зачислении. То есть абитуриентов с высокими баллами, подавших оригинал аттестата во вторую волну, в вуз не берут, а ребят с меньшим количеством баллов (соответственно, с худшим уровнем подготовки), которые принесли аттестат сразу, зачисляют на первый курс. Скорее всего, после первой же сессии плохо подготовленные студенты будут отчислены. Ведь им будет слишком сложно справляться с учебной нагрузкой, рассчитанной на сильных, способных учащихся. Но сейчас такой горе-студент занимает чужое бюджетное место. Как это происходит?

Эксперты обращают внимание на то, что дата представления оригинала аттестата или диплома в приемную комиссию вуза не может служить определяющим критерием выбора абитуриентов для зачисления в учреждения высшего образования.

Поскольку большая часть абитуриентов не знают точно, на поступление в какой университет они могут реально рассчитывать, ребята подают документы в несколько вузов. И разумно было бы достойных зачисления абитуриентов принимать на первый курс независимо от того, принесли они в приемную комиссию копию или подлинник аттестата.

Чтобы понять, насколько несправедливой может оказаться процедура зачисления, можно привести два примера.

Ситуация «попал в топ рейтинга или не попал».

Если для упрощения анализа считать, что в условном вузе только пять бюджетных мест, то в первую волну может быть зачислено четыре студента. Пятый абитуриент может быть принят только во второй период набора.

Возьмем, к примеру, такой рейтинг абитуриентов:

  • А 290 баллов подлинник;
  • Б 285 баллов подлинник;
  • В 280 баллов подлинник;
  • Г 275 баллов подлинник;
  • Д 270 баллов подлинник;
  • Е 265 баллов подлинник;
  • Ж 260 баллов копия;
  • З 120 баллов копия;
  • И 110 баллов копия.

В течение первого периода набора абитуриент Д зачислен не будет, зачислят только первых четырех: А, Б, В и Г. Как быть абитуриенту Д – неизвестно. Может быть, нужно переждать эти три дня, и оказаться зачисленным в течение второй волны приема. Но так же вполне вероятна ситуация, при которой в этот вуз принесут подлинники документов абитуриенты с более высокими баллами. И тогда Д не поступит ни в этот вуз, ни в другой. И даже эксперты из приемных комиссий не могут дать надежный совет в данном случае. Возможно, следует все-таки забрать подлинник аттестата и принести его в тот вуз, где у него больше шансов по баллам.

Второй возможный вариант развития событий. Ситуация «зачислим слабых абитуриентов, сильных – оставим без высшего образования».

Рейтинг первой волны может выглядеть, например, так:

  • А 290 подлинник аттестата;
  • Б 285 копия;
  • В 280 копия;
  • Г 275 копия;
  • Д 270 подлинник аттестата;
  • Е 265 копия;
  • Ж 260 подлинник аттестата;
  • З 120 подлинник аттестата;
  • И 110 подлинник аттестата.

Поскольку приемная комиссия должна зачислить 80% претендентов, предоставивших подлинники документов, в первую волну поступят А, Д, Ж и З. Остается одно бюджетное место. Остальные абитуриенты могут быстро забрать подлинники из других вузов и принести их в эту приемную комиссию. Кто-то даже успеет слетать в другой город, а кто-то не успеет, потому что времени у ребят – всего лишь три дня. У каждого абитуриента в душе живет надежда, что он такой единственный, ведь ребята ничего не знают о своих конкурентах; о том, сколько у них баллов, какие у них планы и приоритеты.

Итак, формируется список абитуриентов второй волны зачисления в ситуации «зачислим слабых абитуриентов, сильных – оставим без высшего образования».

  • А 290 принят на первый курс;
  • Б 285 подлинник аттестата;
  • В 280 подлинник аттестата;
  • Г 275 подлинник аттестата;
  • Д 270 принят на первый курс;
  • Е 265 подлинник аттестата;
  • Ж 260 принят на первый курс;
  • З 120 принят на первый курс;
  • И 110 подлинник аттестата.

Так как после первой волны осталось одно место, будет зачислен абитуриент Б, а итоговый список абитуриентов и зачисленных на первый курс вуза будет выглядеть следующим образом:

  • А 290 принят на первый курс;
  • Б 285 принят на первый курс;
  • В 280 не принят, подлинник аттестата;
  • Г 275 не принят, подлинник аттестата;
  • Д 270 принят на первый курс;
  • Е 265 не принят, подлинник аттестата;
  • Ж 260 принят на первый курс;
  • З 120 принят на первый курс;
  • И 110 не принят, подлинник аттестата.

Таким образом, абитуриенты В и Г, предоставившие подлинники документов и имевшие высокий рейтинг по баллам, в университет не поступают, а отправляются в армию или ищут работу. При этом зачисленным оказывается абитуриент З с низкими баллами по ЕГЭ. Очевидно, что уровень его знаний не отвечает уровню учебной программы вуза, и после первой же сессии студент З будет отчислен. Но сейчас он занимает место талантливых и способных абитуриентов, не поступивших в этом году никуда.

Две волны зачисления и три дня между ними

На сегодняшний день абитуриенты имеют право подавать документы в пять вузов одновременно. При этом подлинник аттестата или диплома, как правило, подают в более престижные университеты Петербурга и Москвы.

У тех ребят, которые поступают во второй волне, могут возникнуть серьезные сложности. За три дня многие иногородние абитуриенты просто физически не успевают забрать подлинник из столичного вуза и привезти его в региональный университет, в который они проходят по баллам. Для кого-то авиаперелеты – это дорого, кому-то просто не достанется билета на самолет, а поездом ехать – слишком долго. Это приводит к тому, что абитуриенты во вторую волну подают документы в том же городе, но в менее престижные вузы. Кому-то даже приходится отказываться от выбранной специальности в пользу направления подготовки с меньшим конкурсом.

Таким образом в крупных городах формируется чрезмерно высокий конкурс абитуриентов, а в регионах – слишком низкий. В столичных вузах из-за слишком высокого конкурса не примут на первый курс многих талантливых и способных ребят, а на периферии в течение первого периода зачисления будут приняты практически все желающие, откровенно слабые в том числе. Напомним, что в течение первой волны зачисления на 80 процентов мест пройдут кандидаты с низкими баллами, подавшие подлинники документов. Поэтому абитуриенты с высокими баллами, вернувшиеся из Питера и Москвы, в региональный университет также не поступят.

О том, какой же должна быть справедливая система зачисления в вузы, читайте в нашей следующей статье.

Пока #абитуриенты 2020 сдают ЕГЭ, в рубрике #вопросы абитуриентов и ответы на них обсудим такую интересную вещь, как поступление на целевые места. Немало вопросов поступает на канал именно об этом.

Сначала — небольшой ликбез, вдруг не знаете 🙂 Целевая квота — это определённый для каждой образовательной программы индивидуально процент бюджетных мест, которые выделены для приема по так называемому целевому конкурсу. Приходят на эти места поступать (и учиться, если поступят) абитуриенты, которые заключили договор с какой-либо организацией, которая после окончания учебы обязуется взять этого человека на работу, а человек, в свою очередь, обязуется отработать в этой организации после окончания учебы N лет (обычно N — от 3 до 5). Также организация по своему усмотрению может (может, но не обязана!) обеспечить студента дополнительной стипендией, жильем и т.д.

Фото из группы https://vk.com/math_yargu

Зачем это организации? Для того, чтобы точно получить через 2-4-6 лет сотрудника, который связан нехилыми обязательствами перед этой самой организацией, который обязан отработать положенные годы и не станет сильно настаивать на повышении зарплаты, должностном росте и т.д.

Зачем это абитуриенту? Для того, чтобы по окончанию вуза иметь гарантированное на те самые N лет место работы. Многие почему-то рассматривают целевой прием как простой способ попасть в вуз на бюджетное место, не задумываясь о последствиях. А зря. Лично знаю двух людей, которым по разным причинам пришлось отказаться от работы на «свою организацию» (один — переехал с семьей, другой — нашел очень высокооплачиваемую работу), и эти парни выплачивали стоимость своего обучения в полном объеме своему несостоявшемуся работодателю.

Зачем это вузу? Вузу, вообще говоря, без разницы — придут люди на целевые места — ОК, не придут — незаполненные места перейдут в общий конкурс. Обратите внимание, что «целевики» при соблюдении всех необходимых условий зачисляются раньше — на этапе приоритетного зачисления.

А теперь перейдем к ответам на ваши вопросы о целевом приеме.

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите, можно ли отказаться от поступления по целевому договору в случае успешной сдачи ЕГЭ (если понимаешь, что пройдёшь на бюджет и без него) и поступить на бюджет в другой вуз, если договор уже заключен? Правильно ли я понимаю, что для этого нужно просто просто не давать согласие на зачисление по целевому? Что мне грозит, если я так поступлю? Или заключение целевого договора- это приговор учиться только в одном вузе? Зачем тогда в остальные 4 подавать документы?

Ответ: Я не читала ваш договор вдруг вы его кровью подписали в обмен на душу, но стандартный договор о целевом как правило, не подразумевает приговора: мало ли, вдруг вы по конкурсу не прошли? Но вообще люди должны ДУМАТЬ и понимать, что обязательства есть обязательства, а не игрушки: вы, судя по вопросу, хотите и привилегии сохранить, и обязанностей избежать. Так редко когда получается, поэтому перед подписанием договора рекомендую как следует всё обдумать, взвесить и осознать ответственность.

Зачем тогда в остальные 4 подавать документы? — Кто-то и не подает, это ведь ваш выбор. Откуда ж я знаю, зачем вам это?

Вопрос: Добрый день! СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,у меня есть целевое направление в ВУЗ.Но я хочу ещё подать документы в другие ВУЗЫ и на др.специальности и участвовать в общем конкурсе.Не получится так,что я должен буду сразу написать соглашение по целевому,а др.вузы ,и этот же вуз не будут рассматривать.И как быстро забрать соглашение,если вдруг попаду по баллам на бюджет?

Ответ: Здравствуйте. По аналогии с предыдущим вопросом — я не могу знать, на что вы подписались и какие обязательства на себя взяли по договору. О том, как быстро забрать соглашение, тоже не могу сказать — если под соглашением подразумеваете #согласие на зачисление — то на этот вопрос ответит выбранный вами вуз, если «забрать соглашение» = «расторгнуть договор» — ответ даст организация, с которой вы его заключали.

Вопрос: Добрый день. Мой вопрос об особой квоте и целевиках. Беру цифры одного из направлений Вашего факультета. Количество мест на бюджет 30, из них особая квота — 3, целевой прием — 9. Правильно ли я понимаю, что если места по целевому приему и особой квоте будут использованы, то для остальных абитуриентов останется 18 бюджетных мест? А если они не будут заполнены, то перейдут в общий конкурс.

Ответ: Здравствуйте. Да, вы все правильно понимаете — всё, что не будет заполнено на этапе приоритетного зачисления, перейдет в общий конкурс.

При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.

Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления

О зачислении

Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.

КЦП можно найти на сайте вуза

Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.

Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.

*Все даты указаны для 2018 года поступления.

Читайте также нашу статью «Пришел, увидел, поступил: как вовремя подать документы в вуз после 11 класса»

На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах

Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.

Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.

О экзаменах

БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.

ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.

Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.

Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.

Топовые вузы страны проводят ДВИ

Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.

За какие заслуги можно получить бонусы, читайте в нашей статье «7 способов получить дополнительные баллы при поступлении».

Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.

О деньгах

Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.

С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.

О ступенях образования

Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.

Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.

Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.

Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.

Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.

Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.

Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.

Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.

Об обучении

Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.

Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки

Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:

  • Очная – предполагает ежедневное посещение вуза студентами (кроме установленных выходных) в течение всего учебного года.
  • Очно-заочная – обучение производится в вечернее время или выходные дни. Количество лекций и семинаров меньше, чем на очной форме.
  • Заочная – студенты самостоятельно осваивают учебные материалы. При этом они несколько раз в год посещают вуз, чтобы прослушать сжатый курс лекций, сдать зачеты и экзамены. За счет того, что учебный план растянут, обучение длится в 1,5 раза дольше, чем на очной форме.
  • Дистанционная – обучение производится через интернет. Студенты слушают лекции в режиме онлайн, могут задавать вопросы преподавателю в чате. Контрольные и практические задания получают по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *