Иная форма собственности

Иная форма собственности

Понятие форма собственности преподносится как опора, на которой устойчиво держится любое общество. Как явление она возникла в самом начале развития человечества. Уже тогда имея основные разделения, она могла присваиваться как личное имущество и как коллективное.

Что это

Понятие означает отношение между распределением и присвоением. Характеризует наличие права у субъекта (юридического, физического лица или группы лиц) распоряжаться своим имущественным правом, имея определённые цели.

Сегодня, чтобы определить какие 4 основные формы, виды и подвиды собственности закреплены в государстве, можно изучить положения в гражданском праве, данные в Российском законодательстве относительно схемы и специальных указанных кодов, а также изучить положения, предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Разновидности

Общество не может существовать без каких-либо разновидностей, личных или общественных материальных ценностей. Вопрос о том, как они распределяются, для многих актуален.

Определяется правовладение материальными ценностями при соблюдении требований законодательства. Закон признает наличие равных условий управления по различным критериям выбора. Следовательно, требуется знать, какие бывают виды и организационные формы собственности, какие существуют имущественные взаимоотношения организаций, какие правила есть в РФ, насколько они признаются правильными в современной России и какие особенности существую в положениях Российской Федерации.

Обладать правовладением в Российской Федерации и быть защищённым законом в своих правах на материальные ценности гражданин России может на основании существующих юридических норм. Нормам подчинена форма собственности частного лица или организации юридического лица, будь это ООО, представительство акционерного общества с ограниченной ответственностью, АО, государственная федеральная компания или иной владелец объекта или объектов, какие бывают по определению.

В связи с этим в Гражданском кодексе Российской Федерации классифицировано 4 вида имущества и обозначены основные распорядители.

Государственная

Правовладельцем является РФ. Все результаты труда, полученные в ходе эксплуатации, принадлежат исключительно государству.

Важная роль в экономике страны обозначает:

  • Необходимость подобной разновидности обусловлена в тех отраслях, где не может существовать частный бизнес. Это, например, сфера энергоснабжения или ж/д транспорт.
  • Государственный тип характерен для производства общественных благ. Это наиболее важные сферы, включающие обороноспособность государства.
  • Включаются также предприятия, подвергшиеся национализации в период перестройки экономики.

Отличительная черта — форма в проигрыше частному правовладению в отношении показателей экономической эффективности. В случае государственного правовладения заинтересованность в контроле более низкая.

Муниципальная

На основании статьи 8 Конституции РФ муниципальный тип владения характеризуется как самостоятельная категория и не считается государственным. Данный способ управления отличает конкретный порядок владения. Право распоряжаться имуществом дано органам самоуправления, поскольку данное право — результат воли и интересов местного населения.

Муниципальным считается правовладение городским имуществом, сельским и владение прочими муниципальными образованиями. Муниципальные ценности берутся в управление на основании порядка, установленного в части 2 статьи 125 ГК РФ. По регламенту право распоряжаться сооружениями предоставляется местным должностным лицам. В отдельных случаях такое право получает население.

Имущество местного характера – целевое. На этом строятся его характерные стороны, эксплуатационные способы, особенности.

Муниципальный тип владения требуется для решения следующих задач:

  • Чтобы оперативно решить вопросы регионального уровня.
  • Чтобы решить задачи, поставленные государством, правительством перед местной властью.
  • Чтобы местные органы управления могли полноценно функционировать.

Частная

К единичной индивидуальной частной разновидности владения, учитывая 3 разновидности собственности, дополнительно относятся партнёрская и корпоративная разновидности, которые вместе уступают государственной форме собственности, когда это относится к определению входящих видов.

Тип управления выделяет два основных вида: индивидуальный и общественный. Каждому виду соответствуют законно обоснованные подкатегории, обладающие юридическими особенностями. Их подробное описание содержит Гражданский кодекс РФ.

В свою очередь индивидуальная разновидность подразделяется на следующие виды:

  • Вид единства, когда все блага принадлежат единственному гражданину, у которого есть право привлекать работников по найму.
  • Вид партнерства, характерный для объединения физических лиц, с целью ведения предпринимательской деятельности, поддержания производственных отношений, что соответствует виду и форме собственности в России.
  • Тип кооператива. Лица, продающие свободные акции и создающие капитал.

Основной общественный вид характеризуется несколькими подвидами:

  • Коллективным. Когда права управления равноценно разделены между работниками.
  • Государственным. Когда имуществом владеет город или поселок.
  • Общенародным. Если ценности принадлежат государственным резидентам. Например, музеи или памятные места.
  • Комбинированным. Образование, созданное путём объединения разных видов имущества.

Важно также знать о совместном и долевом виде управления, доступных каждому человеку. В Российской Федерации признаются различные типы управления, следующие по формам собственности, в том числе имущество предприятия в России может принадлежать частным лицам, проживающим в РФ, когда оно может быть распределено между ними в равных долях при равноправных условиях.

Общественная

Владельцем и распорядителем является общество, обозначенное, как коллективный субъект.

Муниципальная разновидность владения, общественная и корпоративная представляют организационно-правовую форму по каждому виду собственности и когда отдельно это касается общественной собственности. Данная разновидности представляет три типа имущественного владения:

  • Государственную. Здесь обозначена внутренняя деятельность страны. Проведение национализации, строительство зданий и сооружений на средства федерального бюджета.
  • Коллективную. Принадлежность общественных организаций, церквей, партий.
  • Муниципальную. Имуществом распоряжаются местные органы власти.

Основные отличия

Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.

Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.

Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.

Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:

  • Свободу на право владения.
  • Разделение материальной ответственности.
  • Разницу в контроле поведения.
  • Соизмеримость интересов.
  • Целевые направления.

Смешанная форма

Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.

Каждый объект недвижимости определяется, в том числе, по виду собственности, на основании которой зафиксирован и закреплён за владельцем в учётных записях государственного кадастра.

Под формой собственности понимается вид права, возникший в результате гражданских правоотношений, допускающих беспрепятственное владение недвижимостью.

Главным фактором, объясняющим полноправное владение землёй, квартирой или жилым (нежилым) помещением, становится степень допустимости распоряжением объектом.

Формы собственности недвижимости

Собственность предусмотрена как неотъемлемое конституционное право субъекта владеть и распоряжаться недвижимым имуществом. Она представляет предельно свободное оперирование объектами, допускает имущественное распоряжение, позволяющее сдавать квартиры в аренду, наём, выставлять на торги.

Обозначенное право даёт наибольшие гарантии защиты имущества от притязания третьих лиц. А так же – полноправные полномочия на отчуждение объектов, ограниченные лишь соответствием законодательным нормам.

Принято выделять формы собственности, ориентирующиеся на статус правообладателя, за субъектом которого закрепляется земельный массив или участок, а так же здания и расположенные в нём жилые и нежилые помещения.

Дифференциация субъектов правообладания определена п.2 ст.9 Конституции РФ, а так же – статьями 209-217 ГК РФ.

В их числе:

  1. государственная;
  2. муниципальная;
  3. частная.

В свою очередь частная собственность подразделяется на:

  • личная – недвижимость физических лиц;
  • зарегистрированная на юридическое лицо;
  • общая: совместная и долевая.

Субъект владения недвижимостью получает право распоряжения отчуждённым в его ведение ресурсом, наряду с чем приобретает обязанность по добросовестному ее содержанию, а так же – ответственному управлению.

Государственная недвижимость

Государство – полноправный владелец всех видов имущества, к которым относятся земельные массивы, здания и помещения, состоящие на балансе федерального бюджета. Это недвижимость, принадлежащая государству полностью или на основании долевого и совместного права с организациями и компаниями, по взаимной договорённости сторон.

Структуры федеральной власти вправе пользоваться такими объектами для нужд управления и обеспечения общественной пользы населения страны или субъектов Федерации.

Федеральные образования власти управляют таким имуществом самостоятельно, регламентируя её использование по целевому назначению и соответственно установленным законодательством нормативам.

Государство может делегировать полномочия по управлению промышленным и иным компаниям, а так же регионам, которые управляют вверенным имуществом под непосредственным надзором государственных органов и структур.

Не передаются в ведение муниципалитетов и частных собственников из числа физических и юридических лиц:

  • особо охраняемые территории земель;
  • лесные и водные массивы;
  • территории, недра которых содержат полезные ископаемые;
  • культурные памятники государственного значения и т.п.

Такие виды недвижимости допустимо только получать в аренду, если иное не предусмотрено законодательством.

Так же, земельная собственность находится полностью в ведении государства, которое передаёт полномочия по распоряжению регионам на основании постоянного (бессрочного) пользования.

Исключение составляют наделы, переданные в собственность гражданам или компаниям.

Муниципальная недвижимость

Переданное государством во владение муниципалитетам имущество не имеет жёсткой грани разделения субъекта распоряжения. Передавая недвижимость в регионы, государство обеспечивает административные структуры нормативами и резолюциями по использованию и допустимым видам распоряжения.

По факту, объекты переходят в ведение муниципальных властей, но юридически не отчуждаются от федерального имущественного базиса. Управление осуществляется только в рамках компетенции местных органов власти.

Такое положение вещей определяет муниципальное имущество подведомственной формой собственности, подотчётной государству. Позиция собственника местного органа власти определяется в контексте взаимосвязи с федеральным имущественным ресурсом.

Недвижимость ставится на баланс местного бюджета, а часть средств от её использования вовлекаются в местный бюджет, которым муниципалитеты вправе распоряжаться самостоятельно.

В ведение муниципальных властей переходят следующие объекты:

  • Земельные массивы и участки соответствующих категорий и видов разрешённого использования, по преимуществу – земли населённых пунктов и массивы земель сельскохозяйственного назначения.
  • Здания из числа нежилого и жилого фонда, промышленные здания и сооружения, здания из числа использующихся под муниципальные нужды – школы, детские сады, медицинские учреждения и т.п.
  • Объекты культурного наследия, исторические памятники и памятники архитектуры, отражающие исторический и культурный контекст региона.
  • Административные здания.

Не смотря на иерархическую подчинённость регионов государству, законодательство разграничивает ответственное владение недвижимостью, определяя автономность имущественных позиций муниципалитетов. Эта позиция определена в Постановлении ВС РФ от 27.12.91 г., под № 3020-1.

Частная недвижимость

В частное владение недвижимость поступает:

  1. из государственного или муниципального ресурса;
  2. в результате имущественных сделок.

Федеральный и муниципальный земельные ресурсы, или ресурсы жилого фонда обеспечивают владение объектами путём приватизации земель и квартир. Переоформление путём приватизации передаёт полноправное обладание объектом в сторону владельцев квартир или земельных участков.

Кроме этого, частный фонд жилого имущества или участков, пополняется в результате выкупа объектов у государства или административных органов.

Частное владение предоставляет максимальные гарантии гражданам из числа физических и юридических лиц.

Основной источник гарантий собственников – Конституция РФ и Гражданский кодекс, которые оглашают данное право наряду с приоритетными гражданскими правами.

Обозначенное право вступает в юридическую силу после регистрации объекта в качестве принадлежащего физическому или юридическому лицу. Регистрация проводится в местных отделениях МФЦ, передавая регистрационные сведения в Государственный Реестр правообладателей, на основании которого констатировано обозначенное право.

Собственники на основании сведений из реестра получают правоудостоверяющую документацию в виде свидетельств о регистрации права в учётных записях, где указаны дифференцированные нормативы владения. Они определяют полноправное обладание объектом со стороны граждан или компаний, организаций. А так же обозначают долевое или совместное владение таковым.

Регистрирующий орган определяет обременения, то есть позиции, которые не допускают полноценно распоряжаться участком или квартирой. Такие случаи определяют наличие сервитута на землю, что выделяет часть площади на территории владельцев. То же происходит, когда квартира оформлена в ипотеку, или объект заложен под получение кредита на иные нужды собственника.

Личная

Данные правоотношения распространяются на следующие виды недвижимости:

  • участки под ИЖС, ЛПХ и т.п.;
  • квартиры;
  • частные дома с участками или без таковых.

Характеризуются тем, что во владении физического лица официально оформлена полная учётная единица.

Владелец рассматривается как единственный правообладатель, приобретший право беспрепятственного имущественного распоряжения и является физическим лицом. При этом не играет роли наличие гражданства РФ и иные факторы, удостоверяющие правоспособность гражданина, в том числе – совершеннолетний возраст.

Лица, не достигшие 18 лет, вправе получать во владение недвижимость, при этом распоряжение и ответственное управление таковой, осуществляют их законные представители – родители или опекуны (см. Жилье на ребенка).

Собственность юридических лиц

Владельцами недвижимости, в данном случае, рассматриваются не граждане, а учредители компаний и организаций, а так же обществ с ограниченной ответственностью.

То есть – юридические лица, с официально закреплённым соответствующим статусом, владеющие:

  • корпоративным имуществом;
  • кооперативным имуществом;
  • недвижимостью акционерных обществ и т.п.

Нюансы этого вида обладания ориентированы на имущественные интересы организации, которой принадлежат здания, помещения или земли. Основой имущественных правоотношений определяется совместный интерес круга лиц, финансирующих деятельность компании.

Учредитель, которым является юридическое лицо – сформатированный субъект.

При выделении одного из участников в автономное владение объектом, или при выбытии такового из коммерческой деятельности, определяется доля стоимости зданий, земель и иного имущества, соразмерно принадлежащая партнёру.

По преимуществу в основе финансового базиса компании лежат интересы нескольких лиц, являющихся соучредителями организации, что вносит в контекст правоотношений дополнительные юридические связи, когда распоряжение имуществом ограничивается только совладельцами.

Общая совместная и общая долевая собственность

В отличие от индивидуального, совместное владение помещением или участком, предусматривает разделение права собственности между несколькими участниками. Такие имущественные отношения складываются в результате приватизации квартир, после получения объекта в наследство или после раздела имущества при разводе супругов.

Совместное владение без выделения долей допускает полноценное использование и распоряжение помещением или участком всеми лицами, официально оформленными в качестве владельцев. Они несут солидарную ответственность за содержание помещения или участка, а при сбыте имущества, получают равные суммы денежных средств, если соглашением не предусмотрено иное.

По преимуществу совместное распоряжение приводит к выделению долей, что предусматривает распределение объёма прав и ответственности в отношении квартиры или иного имущества, пропорционально выделенным долям.

В таком случае имущественные отношения допускают участие в сделке доли одного из совладельцев, но при обязательном согласии остальных.

Примером таких отношений служат:

  • доли в жилом помещении;
  • коммунальные квартиры;
  • участки в СНТ и ДНТ;
  • кооперативные квартиры;
  • паи в гаражном кооперативе и т.п.

Данный вид гражданских отношений возникает не только в отношении жилья и земельных участков, используемых гражданами. Они формируются так же в структуре юридического лица.

В их отношении действуют те же юридические позиции, которые требуют согласования имущественных операций с недвижимостью с соучредителями и партнёрами.

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30). При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат. Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица. В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность. Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ. На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций. При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Публичная форма собственности — это принадлежность объекта недвижимости к публично-общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет. Поэтому многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации. Только так ваша квартира сможет стать по-настоящему вашей.

В чем преимущества публично формы собственности?

Многие наниматели государственных квартир стараются как можно быстрее их приватизировать. Но это не обязательно делать. Ведь даже жилье, принадлежащее публичному образованию (области, краю, горсовету) имеет ряд преимуществ, куда входит:

•Отсутствие налога на недвижимость. Сбор в размере 0,3% — 2% от кадастровой стоимости жилья выплачивается только собственниками, но не нанимателями квартир;

•Большие возможности по улучшению жилищных условий. Если размеры «публичной» квартиры не соответствуют санитарным нормам, то вам предоставят более просторное жилье. В то время как частная собственность может быть заменена (при помощи государства) только на равнозначную квартиру;

•Предоставление другой квартиры в замен утраченной. В случае повреждения квартиры в результате форс мажора государство должно предоставить вам жилье;

•Защита от мошенников. Государственное жилье нельзя просто так переписать на постороннего человека. Поэтому злоумышленники редко пытаются отобрать у нанимателей такую недвижимость.

Публичная форма собственности активно практиковалась в Советском Союзе. Сегодня многие жилые дома находятся в собственности государства. Но данный ряд преимуществ делает их во многом не хуже частной недвижимости.

Минусы публичной собственности

У таких московских квартир существует всего два минуса, которые для многих являются серьезными. Во-первых, данную недвижимость нельзя продавать, дарить, менять и тд. Собственником ваших квадратных метров является государство, и только оно может решать судьбу жилья.

Из этого следует и второй минус — это риск лишиться квартиры. Если наниматель недвижимости постоянно нарушает закон, мешая спокойно проживать соседям, то его могут выселить без предоставления другой квартиры. А при выселении добросовестных граждан государство предоставляет равнозначное жилье. Но при этом собственника квартиры выселить из дома не имеет права никто.

Поэтому чтобы распоряжаться своей собственность полноправно необходимо провести приватизацию. Но не стоит приватизировать аварийное жилье. Ведь с таком случае, вам не предоставят замену ветхой квартиры.

Публичная форма собственности проявляется в том, что недвижимость принадлежит тому или иному государственному образованию. А жители такой недвижимости всего лишь социальные квартиросъемщики. Если у вас есть такая квартира, то вы несете за нее меньшую ответственность. Хотя и свобод в праве ее использования у вас также меньше. Поэтому стоит основательно подумать над тем, переводить ли жилье в частную собственность или оставить все «на своих местах».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *