Когда отключение электроэнергии незаконно?

Когда отключение электроэнергии незаконно?

Отключение МКД от коммунальной услуги по электроснабжению более чем на сутки, суммарно, в год нарушает требования Правил предоставления коммунальных услуг № 354 (далее – Правил № 354), однако не является правонарушением, если срок отключения не «дорос» до 72 часов. Поэтому – в указанных обстоятельствах – нельзя привлечь энергосбытовую компанию к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами).

Правовая позиция высказана сразу в нескольких делах, все – против одного гарантирующего поставщика электроэнергии, перерывы в электроснабжении вызваны неудовлетворительной работой одних и тех же подстанций (Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г. № 308-ЭС19-17927, Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г. № 308-ЭС19-17904, Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г. № 308-ЭС19-17902 ).

Совместная проверка прокуратуры и органа ГЖН выяснила, что за полгода перерывы в электроснабжении обслуживаемых МКД превысили в сумме 24 часа (перерывы составили 34 часа, 47 часов, 42 часа).

При этом согласно п. 9 Приложения № 1 к Правилам № 354, к коммунальной услуге «электроснабжение» предъявляется следующее требование:

  • бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года,
  • допустимая продолжительность перерыва электроснабжения – 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и 24 часа – при наличии 1 источника питания,
  • в «беспросветных» пострадавших домах – по одному источнику питания в каждом,
  • а значит, гарантирующего поставщика нужно привлечь по ст. 7.23 КоАП РФ, что и было сделано.

Однако суд отменил все постановления о привлечении к административной ответственности:

  • действительно, нарушение Правил № 354 имело место;
  • однако применять их в данном деле нельзя;
  • а применять надо Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, потому что они определяют общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электроэнергии;
  • причем согласно п. 31.6 Правил № 861, обязательства сетевой организации по обеспечению надежности электроснабжения зависят от категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор;
  • энергопринимающие устройства потребителей электроэнергии в МКД относятся к третьей категории надежности;
  • а для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд;
  • а значит, нет даже события административного правонарушения.

Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела, отметив, что событие правонарушения и впрямь не доказано.

Любопытно, что спорная проверка, закончившаяся ничем, была инициирована обращением депутата Госдумы, который действовал в интересах жителей потерпевших МКД. Теперь ему придется написать избирателям, что их права, оказывается, не нарушались, а энергосбыт ничего не нарушал.

Работу энергоснабжающих компаний и условия ограничения подачи электричества населению регулирует Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Постановление определяет ряд случаев, когда поставщик вправе отключить свет:

  1. Неисполнение обязательств по оплате, в сумме превышающий размер трех месячных платежей.
  2. Неправомерное присоединение к источникам питания сети.
  3. Иные нарушения соглашения, заключенного между потребителем и поставщиком.
  4. Проведение ремонтных работ.
  5. Устранение аварийной ситуации.
  6. Подача заявления от потребителя об ограничении энергоснабжения.

Поставщики электроэнергии обязаны предупредить граждан о сроках и причинах отключения не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятий.

Ограничение подачи электроэнергии для жителей многоквартирных домов и частного сектора не должно превышать срок более суток и составлять более 72 часов в год.

Для предприятий и организаций нормы прописываются в договоре с поставщиком услуг.

Незаконные основания отключения

Помимо плановых проверок, существуют ситуации, когда отсутствие электроэнергии нарушает права граждан и требует обращения в различные инстанции, призванные решить конфликт:

  1. Свет отсутствует более 24 часов даже при условии проведения плановой проверки.
  2. Поставщик ограничил подачу без указания основания.
  3. Ограничение превышает 72 часа в год.
  4. Отключение за неуплату в сумме менее трехмесячного размера оплаты за свет.
  5. Отключение за неуплату без предварительного предупреждения должника официальным письмом с подтверждающей подписью последнего.

Куда жаловаться на отключение электроэнергии

В случаях постоянного отключения света без предупреждения граждане имеют право подать жалобу на организацию, осуществляющую поставку электроэнергии в следующие инстанции.

Ресурсоснабжающая организация

Первым шагом при решении проблемы с отключением электроэнергии будет письменное обращение к поставщику услуги.

Если имело место массовое отключение электроэнергии, подавать жалобу на незаконное отключение лучше всего коллективно. Заявление стоит подготовить в двух экземплярах, один из которых с пометкой о получении нужно оставить на руках. О результатах обратившиеся будут оповещены письменно.

Если проблема после обращения останется, следует жаловаться в вышестоящие органы.

Прокуратура

Жалобу в прокуратуру можно подать в случае, если действия поставщика носили незаконный характер и граждане обладают достаточной доказательной базой: вызов сотрудников энергоснабжающей организации, звонок в УК, в аварийную службу, заявление поставщику и т. д.

Роспотребнадзор

Подать жалобу в Роспотребнадзор можно несколькими способами:

  • при личном обращении по месту жительства. Заявление составляется в произвольной форме, с подробным описанием ситуации. Предпочтителен вариант коллективной жалобы, они рассматриваются в первую очередь и имеют больший резонанс;
  • почтовым отправлением на адрес органа;
  • посредством подачи электронного заявления на официальном сайте Роспотребнадзора. К обращению можно прикрепить доказательства в виде фото- и видеофиксации, отсканированные документы и прочее.

Органы местного самоуправления

Жалобу на постоянное отключение света можно подать в местную администрацию. В срок до 30 дней специалисты обязаны дать письменный ответ по обращению с разъяснением причин.

Суд

При постоянном отключении света и бездействии по этому вопросу ресурсоснабжающей организации и администрации можно подать исковое заявление в судебные органы по месту жительства. К заявлению нужно приложить все имеющиеся доказательства по делу.

Как правильно написать жалобу

При составлении заявления в прокуратуру, суд или Роспотребнадзор нужно придерживаться нескольких правил:

  1. В шапке заявления указать название организации, куда пишется заявление, а также ФИО руководителя и личные данные заявителя с контактами. Анонимные обращения ни одной инстанцией рассмотрены не будут в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N59-ФЗ.
  2. В основной части документа следует подробно описать проблему с указанием оснований для обращения.
  3. В конце документа следует изложить требования.
  4. Внизу указать дату и подпись всех заявителей (в случае коллективной жалобы).
  5. Приложить доказательства.

Образец жалобы на отключение электроэнергии в прокуратуру, суд или Роспотребнадзор можно посмотреть поссылке.

Фиксация нарушения

Для того чтобы доказать постоянное отключение света, можно использовать свидетельские показания или отмечать факт ограничений вызовом сотрудников аварийной или ресурсоснабжающей службы, которые обязаны составить акт на незаконное отключение света. Именно этот документ можно будет в дальнейшем использовать в качестве основного доказательства.

Какие документы следует приложить к жалобе?

При подаче заявления наличие доказательств является определяющим для принятия решения о незаконности ограничения подачи света.

К документу следует приложить:

  • свидетельские показания;
  • квитанции, подтверждающие отсутствие задолженности;
  • акт, подтверждающий отключение света, составленный специалистами аварийной службы или организации, поставляющей электроэнергию;
  • заявление и ответы от поставщика услуг, управляющей компании или местной администрации;
  • иные документы, подтверждающие факт неправомерного отключения.

Способы подачи жалобы

Жалобу можно подать несколькими способами:

  1. Лично при обращении в организацию по месту жительства.
  2. По почте заказным письмом по месту нахождения организации.
  3. На электронный ящик организации (если имеется).
  4. Через электронную приемную (Роспотребнадзор).

В случае если будет доказан факт неправомерного отключения электроэнергии, ресурсоснабжающая организация будет привлечена к административной или уголовной ответственности. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Современный человек достаточно сильно зависит от электричества. Даже его кратковременное отключение может доставить массу неудобств. Если отключение электроснабжения — плановое, о чем люди были предупреждены, можно подготовиться – погладить вещи, помыть заранее голову и так далее.

Незаконное отключение электричества — это самоуправство?

Неожиданное отключение электричества часто приводит к ступору. Если причиной тому является авария на линии – остается только ждать, когда специалисты устранят поломку. А вдруг произошло внеплановое и незаконное отключение электричества – что делать в этом случае?

Отключение электричества должно производиться со строжайшим соблюдением правил, люди об этом должны быть обязательно предупреждены.

Незаконным считается отключение от электроснабжения в таких случаях, как:

  1. Долги за уплату коммунальных услуг, если при этом задолженность за электроэнергию отсутствует.
  2. В отопительный сезон запрещено отключать электроэнергию в домовладениях, которые отапливаются электрическими приборами.
  3. Если у человека долги по оплате за электроэнергию, ограничение электроснабжения не должно касаться его соседей.
  4. Плановые отключения превышают допустимую норму по длительности.
  5. Прошло более двух суток с момента погашения долга по оплате за электричество.

Незаконное отключение электроэнергии в квартире должно быть обязательно зафиксировано.

В идеале — создана комиссия, в которую будут включены представители компании-поставщика электроэнергии и соседи. В результате работы комиссии составляется акт, который скрепляется подписями всех участников.

Согласно действующему законодательству, субъекты, предоставляющие населению услуги электроснабжения, ежегодно составляют список людей, отсутствие электричества у которых может повлечь за собой нежелательные последствия – социальные, экологические или другие.

Незаконное отключение электроэнергии управляющей компанией – куда жаловаться?

Если отключение электричества незаконно, нельзя это оставлять безнаказанным, нужно принимать меры.

Первым делом, необходимо изложить жалобу в письменной форме (в двух экземплярах). Определенной формы жалобы не существует – писать можно в произвольной форме.

Главное, максимально полно изложить информацию — такую, как:

  1. Дата незаконного отключения электричества.
  2. Время происшедшего.
  3. Длительность.
  4. Данные потребителя электроэнергии.
  5. Данные договора на поставку электричества.

Жалобу на незаконное отключение электроэнергии в квартире необходимо направить в организацию, предоставляющую абоненту услуги электроснабжения.

Куда жаловаться, если УК незаконно отключила электричество и не реагирует на обращения?

Если никакой ответной реакции на обращение к руководству компании, предоставляющей услуги электроснабжения, не последовало, нужно писать жалобу в такие инстанции, как:

  1. Райгосадминистрация.
  2. Прокуратура.
  3. Роспотребнадзор.

Письмо с претензиями следует либо отдавать в канцелярию лично под роспись, либо отправлять почтой заказным письмом с уведомлением. Ответная реакция должна последовать не позже, чем 30 дней с момента обращения.

Если в результате незаконного ограничения электроснабжения пользователям был причинен ущерб, можно потребовать от компании-поставщика компенсации. Для этого следует обратиться в суд по месту жительства с соответствующим исковым заявлением.

Чтобы иск был удовлетворен, в нем необходимо подробно изложить, к каким последствиям привело отключение электроэнергии, а также указаны нормы законов РФ, которые были нарушены.

Незаконное отключение электричества не должно оставаться безнаказанным, поскольку последствиями подобной деятельности может быть не только порча имущества в виде неисправных бытовых электроприборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *