Места общественного пользования в многоквартирном доме

Места общественного пользования в многоквартирном доме

5/5 (2)

Содержание

Что закреплено в законодательстве

В многоквартирном доме имеется имущество, принадлежащее всем жителям. Мало кто задумывается о том, что к нему относится. Однако знать это необходимо. Ведь расчет стоимости коммунальных услуг происходит с применением этих нормативов.

Законодательное регулирование предоставления коммунальных услуг регулируется на основании множества нормативно-правовых актов. Не каждый человек знает наверняка, что при этом используется.

Внимание! К главным документам, регулирующим деятельность по исчислению стоимости коммунальных услуг, относят:

  • Жилищный и Гражданский кодекс Российской Федерации – основные НПА, направленные на регулирование подобных правоотношений;
  • постановление Правительства РФ N491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» от 13 августа 2006 года, который определяет порядок пользования и обслуживания общедомовой территорией;
  • постановление Правительства Российской Федерации N290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» от 03 апреля 2013 года, которое устанавливает возможность передачи обязанностей по обслуживанию мест общего пользования, а также правила установления расценок на услуги;
  • постановление Госстроя Российской Федерации N170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 года;
  • ГОСТ Р 51617-2000 «ЖКУ», где описаны требования к качеству оказываемых коммунальных услуг.

Жилищный кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, которые относятся к правам использовать общее жилое имущество в конкретном многоквартирном доме.

Постановление Правительства Российской Федерации N491 от 13 августа 2006 года содержит правила по оказанию коммунальных услуг. Здесь содержится информация о том, кто обязан осуществлять уход за общим имуществом многоквартирного дома.

Кроме того, в документе содержится перечень работ, выполняемых коммунальными службами.

ПП РФ N290 устанавливает перечень лиц, ответственных за содержание общего имущества многоквартирного дома.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полномочия председателя совета МКД.

Третий раздел ПП N491 включает в себя способы покрытия расходов, направленных на содержание имущества, принадлежащего всем жителям многоквартирного дома. Чаще всего – это личные сбережения владельцев собственности, выплачиваемые частями в пропорциональном владению объеме.

Постановление Госстроя Российской Федерации N170 содержит в себе сведения о нормативах оказания услуг по обслуживанию частного многоквартирного дома.

ГОСТ – это основные требования к качеству оказываемых услуг на основании исследований СанПиНа. Здесь отражаются четкие нормы температуры воды, воздуха, состояние отопительных, осветительных приборов и тому подобное.

Если управляющая компания отказывается от управления домом.

Какие правила нужно соблюдать при проживании в многоквартирном доме, .

Что такое места общего пользования

Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации дает разъяснения по поводу мест общественного пользования. Таковыми называют те места, которые могут использовать все владельцы квартир в конкретном доме в пропорциональном владению порядке.

Владельцы общего имущества вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Кроме того, на них возлагается обязанность по его содержанию.

Важно! К МОП (местам общественного пользования) принято относить следующее имущество:

  • помещения, используемые для обслуживания частного дома. При этом они не могут относиться к категории квартир. Например, шахта лифта, коридор, чердак, подъезд, подвал и так далее;
  • квартиры, комнаты, которые не занимают жители дома, а используются в качестве предоставления социально-бытовых услуг. Например, место для проведения кружков, секций и так далее;
  • крыша дома, любые конструкции, которые предназначены для ограждения и тому подобное. Главное условие – это их общее количество больше 2 штук;
  • помещения и другие строения, расположенные на придомовой территории, а также сама площадь. Например, скамейки, лавочки, пункт охраны двора и так далее.

В любом случае ухаживать и содержать в нормальном состоянии МОП обязаны собственники квартир. Другое дело, что для этих нужд они нанимают управляющую компанию. В этом случае все обязанности по обслуживанию территории возлагаются на ее сотрудников.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Зачем отделять места общего пользования в многоквартирном доме

Чтобы разобраться в вопросе, какое имущество в многоквартирном доме называют общим, необходимо окунуться в суть проблемы. Легче понять, как собственность разделяется между всеми жителями дома путем исследования конкретного примера.

В одном из городов Московской области жители многоквартирного дома получили квитанцию на оплату коммунальных услуг, а в частности электроэнергии.

Документ включал в себя дополнительные сроки. Согласно новой платежке, появилась новая услуга «Освещение мест общественного пользования». Фактически у собственников жилья возник актуальный вопрос: «Откуда появилась новая графа, и на что направляются деньги».

Ответ прост. Новая строка – это отдельное отражение оплаты услуг за поставленную электроэнергию на места общественного пользования. То есть там, где все жители дома, а не единственный человек, конкретная семья, успешно используют освещение.

Важно! Оплата данной коммунальной услуги происходила и ранее. Только она не отражалась в платежке, а теперь выделяется отдельной строкой. Никто новых платежей не ввел.

Сейчас управляющие компании уверяют, что стоимость услуги в пять-десять раз превышает потребление света конкретной семьей. Такое происходит из-за несовершенства системы распределения общественных расходов.

По мнению общественной палаты Правительства РФ и глав УК требуется ввести пропорциональное владению разделение расходов. Например, в доме содержится 20 квартир. Из них занято всего 10. Фактически только 10 семей пользуются общественным имуществом. Поэтому и оплату требуется взимать с них.

Учтите! Каждый из собственников владеет недвижимостью, площадь которого составляет:

  • семья 1 – 30 м2;
  • семья 2 – 35 м2;
  • семья 3 – 40 м2;
  • семья 4 – 40 м2;
  • семья 5 – 35 м2;
  • семья 6 – 30 м2;
  • семья 7 – 50 м2;
  • семья 8 – 40 м2;
  • семья 9 – 35 м2;
  • семья 10 – 50 м2.

Общее потребление электроэнергии для обслуживания мест общественного пользования составило 2000 кВт. Стоимость 1 кВт равна 2,62 рублей.

Для расчета используются все числа. Округления допускаются крайне редко, когда без него невозможно произвести целесообразный расчет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сроки устранения неисправностей в МКД.

Далее можно узнать, сколько кВт приходится на каждую конкретную семью:

Теперь можно проверить полученные данные.

Для этого сложим сумму платежа каждого собственника и рассчитаем общую сумму, подлежащую к оплате:

  • 408,31 + 476,36 + 544,42 + 544,42 + 476,36 + 408,31 + 680,52 + 544,42 + 476,36 + 680,52 = 5240 рублей;
  • 2 000 * 2,62 = 5240 рублей.

Таким образом, первый результат равен второму, поэтому можно сделать вывод, что все расчеты произведены верно.

Обратите внимание на то, что электроэнергия используется не только для освещения подъездов, но и для других общественных нужд.

Запомните! К примеру, к ним можно отнести:

  • фактически потери ресурса;
  • пользование домофоном;
  • различные усилители, стабилизаторы, если таковые предусмотрены;
  • освещение подвальных помещений и чердаков;
  • освещение придомовой территории;
  • электричество, которое используется для открывания или запирания дверей, насосных станций и так далее.

Иногда распределение потребленной общественной энергии происходит в равном объеме между всеми жителями дома. При этом не имеет никакого значения, сколько человек проживает в квартире, а также какую площадь занимает семья.

Посмотрите видео. Общее имущество МКД и права собственников:

Порядок содержания и обслуживания

Обязанность по содержанию общественного имущества возлагается на всех собственников квартир в многоквартирном доме. При этом функции по обслуживанию территории могут передаваться управляющей компании.

Краткий их перечень включает в себя следующее:

  • регулярный осмотр имущества, которое передано в обслуживание УК;
  • контроль беспрерывной подачи электроэнергии и тепла, если таковое предусмотрено, на места общественного пользования;
  • обеспечение температурного режима, а также положенной влажности на общих объектах;
  • уборка территории, принадлежащей всем собственникам квартир в доме;
  • сбор отходов;
  • ликвидация отходов;
  • соблюдение и обеспечение мер пожарной безопасности;
  • полное благоустройство территорий, озеленение при необходимости.

Управляющие компании обязаны регулярно проводить текущий ремонт. Он помогает устранить существующие недочеты и содержать имущество в надлежащем состоянии.

Внимание! Желающие ознакомиться с полным перечнем работ могут прибегнуть к помощи Постановления Правительства Российской Федерации N29 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» от 3 апреля 2013 года.

Правила пользования в МКД

Обратите внимание на то, что на федеральном уровне установлены основные правила проживания в многоквартирном доме. При этом им должны следовать не только собственники квартир, но и гости дома, а также квартиросъемщики.

Однако отдельного нормативно-правового акта, устанавливающего четких правил проживания, не существует. Его роль выполняют другие документы. Это Гражданский, Жилищный кодексы Российской Федерации. Местные органы власти вправе разрабатывать собственные бумаги, направленные на регулирование отношений между жителями многоквартирных домов и управляющими компаниями.

Управляющие компании имеют право разрабатывать собственный перечень правил проживания в многоквартирном доме, которые не противоречат действующим нормам российского законодательства.

К основным правилам проживания в многоквартирном доме относят:

  • соблюдение тишины в период с 23.00 до 8.00 часов (в некоторых регионах временной промежуток может меняться);
  • возможность использования лифта и сооружений, предназначенных для подъема и спуска;
  • требования соблюдения чистоты и порядка;
  • основные нормативы соблюдения пожарной безопасности;
  • содержание и вывод домашних животных;
  • ответственность сторон при нарушении существующих правил;
  • правила парковки транспорта;
  • обязанности сторон;
  • уборка территорий.

Важно! Зачастую управляющие компании категорически запрещают:

  • распивать спиртные напитки на местах общественного пользования, например, в подъезде, в подвале, на чердаке;
  • курить в местах общественного пользования;
  • наносить вред имуществу третьих лиц, даже если они не проживают в доме;
  • оскорблять соседей, гостей дома;
  • устанавливать приспособления собственной жизнедеятельности на общей территории, например, растягивание бельевых веревок;
  • расклеивать объявления любого содержания.

Перечень правил расширяется зависимости от потребностей сторон. Он утверждается всеми жителями дома на общем собрании.

Кто следит за порядком

Согласно действующему российскому законодательству, владельцы дома вправе выбрать, кто будет следить за их общественным имуществом.

Предполагается два варианта:

  • передача функций управляющей компании за оговоренную плату;
  • самостоятельное содержание имущества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как узаконить парковочное место возле дома?

При этом в первом случае все обязанности по обеспечению сохранности собственности возлагаются именно на УК. Она обязана проводить уборку, текущий ремонт. Однако средства взимаются из кармана собственников.

Во втором случае собственники сами следят за общим имуществом, при этом никому не платят за оказание подобных услуг.

Вариант управления избирается на общем собрании. При этом решение принимается путем голосования. Надо заметить, что на собрании должно присутствовать более 50% жителей дома. В ином случае решение признается недействительным.

Правила оплаты содержания

Если для содержания территорий общественного назначения избирается Управляющая компания, необходимо утвердить правила оплаты ее услуг.

Подобные принципы отражены в договоре. Поэтому прежде чем подписывать договор, внимательно изучайте его.

Надо сказать, что документ включает в себя следующие разделы:

  • общие положения;
  • права и обязанности сторон;
  • оплата услуг;
  • финансовые риски;
  • заключительные положения.

Ответственность за порчу

Имущество, принадлежащее всем собственникам, часто портят третьи лица. Причем нарушителя установить становится очень сложно. Однако если удается найти виновного, то его ждет наказание по статье 7.17 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации. Согласно этому положению, штрафное взыскание составляет 500 рублей.

Статья 20.1 КоАП РФ за подобное правонарушение устанавливает наказание в виде штрафа в размере до 1000 рублей.

Если был нанесен значительный ущерб, виновного можно привлечь к уголовной ответственности по статье 167 УК РФ.

Наказание по этому положению:

  • штраф до 40 000 рублей;
  • лишение свободы до пяти лет.

Значительным ущербом признается нанесение убытков в результате поджога, взрыва, причинения вреда здоровью людей. Если виновные – лица, не достигшие возраста 14 лет, то ответственность понесут их родители.

Посмотрите видео. Содержание общего имущества:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Под вспомогательными помещениями понимаются помещения, предназначенные для эксплуатации здания или квартиры, для обеспечения бытовых, культурных, санитарных и иных нужд жильцов, персонала, посетителей объекта. Даже при максимально возможном использовании площадей под основное целевое назначение здания, невозможно обойтись без вспомогательных помещений. Образование таких помещений может происходить при проектировании и строительстве нового здания, при проведении работ по реконструкции или перепланировке.

Читайте в статье, что относится к вспомогательным помещениям по СП, ГОСТ и Приказу МЭР № 953, чем отличаются они от мест общего пользования МКД или нежилого объекта, какие особенности их правового статуса предусматривают нормативные акты.

Что относится к вспомогательным помещениям

Вспомогательные площади могут быть у здания или помещения. Они нужны для следующих целей:

  • для обеспечения эксплуатации основного объекта (например, вспомогательные помещения квартиры включают кухню, коридор, санузел);
  • для обеспечения нужд персонала, посетителей и жильцов (например, комнаты для отдыха и приема пищи на производственном объекте);
  • для иных целей, не связанных с основным назначением объекта.

Специальные нормы о правовом статусе вспомогательных помещений появились в Приказе МЭР № 953 (скачать). В МКД такие помещения отнесены к общему имуществу многоквартирного дома. Для нежилых объектов места общего пользования отсутствуют, поэтому при разделе такого здания на помещения в техническом плане указывают вспомогательные помещения.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Естественно, площади вспомогательных помещений всегда будут меньше площадей основного объекта. Владелец коммерческой недвижимости может быть заинтересован в сокращении количества и площади вспомогательных помещений, чтобы расширить производство, торговые залы. Однако полностью убрать такие помещения нельзя. СП и ГОСТ на все виды зданий предусматривают обязательные нормативы для вспомогательных помещений (по площади, по видам, по оснащению и т.д.).

Наличие вспомогательного помещения должно быть непосредственно связано с эксплуатацией основного объекта. Например, для постоянно работающего предприятия это будут помещения для медпункта или оказания медицинских услуг иным способом, для организации питания работников. Для обеспечения таких нужд могут возводиться отдельно стоящие вспомогательные здания. Однако даже их наличие не позволяет убрать все вспомогательные помещения.

Вспомогательные помещения предназначены для обслуживания здания, удовлетворения нужд жильцов, персонала. посетителей. На данном примере вспомогательное помещение используется для размещения технического оборудования.

Юридически

Официальная трактовка вспомогательных помещений раскрыта в СП 54.13330.2016 (для многоквартирных зданий), в Приказе МЭР № 953 (для нежилых зданий). Согласно пункту 3.21 СП, это помещения, которые являются частью квартиры, обеспечивают санитарные, хозяйственные, бытовые, технические, коммуникационные нужды жильцов. В технических планах и сведениях ЕГРН такие помещения отражаются как места общего пользования (МОП). По СП 54.13330.2016 (скачать) в специальные группы вспомогательных помещений здания выделены:

  • помещения (места) общего назначения – не являются частью квартир, используются для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения (технические помещения, встроенные паркинги, коридоры, лестничные клетки в подъездах и т.д.);
  • помещения (места) общественного назначения – предназначены для ведения какой-либо деятельности, связанной с обслуживанием граждан, имеют отдельные входы с участка или непосредственно из МКД;
  • технические помещения и этажи – относятся к нежилым объектам, нужны для технического обслуживания инженерных коммуникаций дома (доступ на эти площади разрешен только для сотрудников эксплуатирующих организаций).

Для нежилых зданий ситуация отличается. Там нет мест общего пользования, поэтому Приказ МЭР № 953 предусматривает образование вспомогательных помещений. Они нужны для обеспечения санитарных, бытовых и иных нужд, проектируются и образуются для пользования всеми сотрудниками, либо с разграничением по участкам. Также отдельные вспомогательные помещения требуются арендаторам нежилых помещений – для хранения товара, размещения оборудования, в иных целях.

Вспомогательные помещения и что к ним относится. Вопросы эксперту. Евгений А. Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос Вопрос эксперту Добрый день! Какие-то обязательные нормативы по площади для вспомогательных помещений есть? Строгих нормативов по размерам вспомогательных помещений в СП или ГОСТ нет. Главное условие — вспомогательные помещения должны обеспечивать технические, санитарные и иные нужды. Как можно поделить вспомогательные помещения между собственниками здания? На вспомогательные помещения и места общего пользования нельзя зарегистрировать право только для одного собственника. Это общие помещения, поэтому владеть ими будут все собственники. Добрый день! В каком законе можно посмотреть про вспомогательные помещения? Специального закона для проектирования и описания вспомогательных помещений нет. Основные требования указаны в Приказе МЭР № 953.

Простым языком

Теоретически, можно распределить всю площадь здания только на помещения под основной целевой вид деятельности. Однако в этом случае при входе с улицы граждане попадали бы сразу в производственные цеха, в жилые комнаты и т.д. Размещать инженерное и иное оборудование пришлось бы за пределами внутреннего объема здания, либо непосредственно в основных помещениях. Это причиняло бы неудобства в использовании объектов, создавало риски и угрозы безопасности.

Виды и характеристики вспомогательных помещений отличаются для разных типов зданий, их технического оснащения. Например, если в МКД не более 5 этажей, для него не нужно отводить объем и площади под технический этаж (он тоже относится к МОП). Если на крупном предприятии построено отдельное здание для питания сотрудников, соответствующие помещения не нужно проектировать и образовывать в каждом корпусе.

Комментарий эксперта. Вспомогательное помещение не является самостоятельным объектом недвижимости. Вспомогательные помещения могут принадлежать собственнику нежилого здания, либо являться местами общего пользования для правообладателей всех квартир в МКД. В некоторых случаях допускается объединение части вспомогательных площадей с основными помещениями, либо перераспределение их объема. Однако при проектировании таких работ нужно соблюсти обязательные нормативы СП и ГОСТ. Подробнее об этих нюансах вы можете узнать у специалистов компании Смарт Вэй.

Исследования компании Смарт Вэй

  1. Вспомогательные помещения выделяются отдельно только для нежилых зданий. В МКД они входят в состав общедомового имущества.
  2. 3 документа, которые предусматривают образование вспомогательных помещений – технический план, технический паспорт, проект.
  3. Высота вспомогательных помещений, размещаемых в производственных зданиях — не менее 2,4 м.
  4. Для определения вида основного использования здания площадь вспомогательных помещений обычно непревышает 80%.
  5. Приказ МЭР № 953 – основной нормативный акт, предусматривающий описание вспомогательных помещений при разделе здания.
  6. Кадастровый учет раздела с образованием вспомогательных помещений занимает 5 рабочих дней.
  7. Вспомогательные помещения отражаются на поэтажных планах для каждого этажа здания.

В чем отличие между МОП и Вспомогательными помещениями в МКД и нежилых зданиях

Разграничение между МОП и вспомогательными помещениями МКД и нежилых зданий лучше всего отражено в Приказе МЭР № 953. При образовании в нежилом здании помещений, предназначенных для обслуживания всех остальных помещений и машино-мест, отмечается их целевое назначение – «помещение вспомогательного использования”. В МКД нежилые помещения образуются и отмечаются в техническом плане как «общее имущество в многоквартирном доме”.

Также разные определения вспомогательных помещений и мест общего пользования (МОП) есть в СП 54.13330.2016. МОП предназначены для обслуживания более одной квартиры или нежилого помещения дома. Следовательно, у всех жильцов дома есть равные права на такие площади (лестничные клетки, коридоры холлы и т.д.). Присоединить часть площади МОП к жилому или нежилому помещению можно только с согласия всех собственников дома (во многих случаях это вообще запрещено законом).

Для нежилых зданий места общего пользования не образуются. Поэтому при разделе объема нежилого здания он распределяется на основные и вспомогательные помещения. Вот несколько примеров образования вспомогательных помещений в нежилых зданиях:

  • для пользования всеми сотрудниками, арендаторами и посетителями проектируются и образуются коридоры, тамбуры, холлы, лестничные клетки и т.д.;
  • для самостоятельных объектов недвижимости, образованных в здании, могут выделяться отдельные вспомогательные помещения (подсобки, санузлы, места для складирования и т.д.);
  • для технического обслуживания объекта образуются вспомогательные помещения, доступ в которые не зависит от желания или решения владельцев отдельных объектов (например, арендатор одного помещения не может ограничить доступ к техническому оборудованию здания).

Под каждый вид вспомогательных помещений есть свои нормативы. Например, есть нормы по площади, освещенности и планировке для гардеробных, санитарно-бытовых помещений. Их нужно учесть при первоначальном проектировании, либо при последующей реконструкции, перепланировке.

Вспомогательные помещения отражаются на поэтажных планах наряду с основными помещениями и конструкциями здания. Здесь — помещение 74, 78

Почему при разделе здания образуются вспомогательные помещения

Раздел здания заключается в выделении из его объема помещений разной площади. По причинам, указанным выше, невозможно распределить весь объем здания только на помещения с основным целевым назначением. В этом случае будет невозможен проход к отдельным помещениям, перемещение по зданию, обеспечение санитарных и иных нужд. Также собственник должен предусмотреть часть площадей под технические и эксплуатационные нужды.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Комментарий эксперта. При проектировании и образовании вспомогательных помещений нужно не только обеспечить соответствие нормативам СП и ГОСТ, но и учесть интересы собственника. Ошибки при проектировании или отведение слишком больших площадей под вспомогательные помещения могут снизить доход от эксплуатации здания, затруднить его обслуживание. Специалисты компании Смарт Вэй всегда уделяют особое внимание при выборе и обосновании решений для вспомогательных помещений, чтобы соблюсти баланс интересов заказчика и нормативные требования.

Для каких объектов вы заказывали проектирование вспомогательных помещений? Торговый центр 0% Производственный объект 0% Общественное здание 33.33% Офисное здание 66.67% Проголосовало: 3

Кому принадлежат вспомогательные помещения при разделе

Принадлежность вспомогательных помещений зависит от статуса делимых объектов. Могут возникать следующие ситуации:

  • при образовании полноценного, изолированного и обособленного объекта недвижимости при разделе в его составе обязательно должны быть вспомогательные помещения;
  • при любом варианте раздела собственники новых объектов сохранят право на места общего пользования МКД и вспомогательные помещения нежилого здания;
  • при выделении временного объекта (например, для передачи в аренду), вспомогательные помещения образовывать не обязательно.

При разделе недвижимости нужно соблюдать главное правило – для каждого объекта должны предусматриваться вспомогательные помещения, предназначенные для обеспечения нужд собственника, технического обслуживания и эксплуатации.

При разделе зданий для каждого изолированного и обособленного помещения делаются отдельные выходы. обеспечивается доступ к вспомогательным помещениям.

Какой налог на кадастровую стоимость на вспомогательные помещения и отличается ли он от обычных ставок

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости в отношении всей площади объекта. Поэтому процентное отношение вспомогательных и основных площадей не имеет значения. Налоговые ставки определяются нормативными актами субъекта РФ, но не могут превышать 2.2 или 2% от стоимости объекта (в зависимости от его вида). Например, ставка 2% от кадастровой стоимости применяется к зданиям и помещениям офисного типа, административно-бытовым и ряду иных объектов.

В ст. 378.2 НК РФ есть важные правила для налогообложения торговых и административно-деловых центров, объектов общепита и бытовых услуг, офисных и некоторых иных зданий. Для отнесения здания к указанным видам объектов нужно, чтобы площадь помещений с основным назначением составляла более 20% от общей площади здания. Соответственно, если площадь вспомогательных и иных помещений будет превышать 80%, здание не будет признано офисным, торговым центром или иным профильным типом объекта. Это может повлиять на ставку имущественного налога, так как субъекты РФ вправе устанавливать их дифференцировано.

Комментарий эксперта. Площади основных и вспомогательных помещений могут иметь важное значение для определения ставок по аренде недвижимости в Москве. По показателям площади может предоставляться льготная ставка для объектов общепита, бытовых услуг, по ряду иных сфер деятельности. Поэтому за счет изменения назначения помещений можно добиться снижения арендных платежей. Подробнее об этих вопросах вы можете узнать у экспертов компании Смарт Вэй.

Примеры образования вспомогательных помещений

Предлагаем ознакомиться с примерами образования вспомогательных помещений, которые выполнили специалисты компании Смарт Вэй.

Пример 1. На данном примере спроектированы вспомогательные помещения для организации общественного питания.

Пример 2. На данном примере поэтажного плана указаны вспомогательные помещения торгового здания.

Изготовление технических планов при создании вспомогательных помещений

Образование новых или изменение характеристик существующих вспомогательных помещений может осуществляться в ходе реконструкции или перепланировки. Чтобы внести новые данные в ЕГРН на объект недвижимости, необходимо изготовить технический план. Этот документ нужен, даже если не меняются характеристики основных помещений здания.

Общие правила изготовления техпланов при создании вспомогательных помещений:

  • так как вспомогательные площади не являются самостоятельным объектом недвижимости, права на них будут у владельца основного здания или помещения;
  • технический план оформляется на основной объект, чьи характеристики меняются при создании вспомогательных помещений;
  • заказать техплан можно через кадастрового инженера, который обследует объект после выполнения работ, изучит документы и кадастровые сведения;
  • с техпланом нужно обращаться в Росреестр, где специалисты проведут кадастровый учет, обновят сведения ЕГРН.

На техплане будут указаны границы вспомогательного помещения, образованные за счет стен и перегородок, места дверных и оконных проемов. При образовании указанных помещений будет уменьшена площадь других объектов, что также требует оформления технического плана, проведения кадастрового учета в Росреестре. Заказать обследование и изготовление техплана можно в компании Смарт Вэй.

Наши услуги и цены

В компании Смарт Вэй вы можете заказать любые услуги, связанные с проектированием строительства, реконструкции и перепланировок, в том числе с образованием, разделом и изменением вспомогательных помещений. Наши преимущества:

  • собственный штат специалистов, имеющих опыт проектирования любой сложности;
  • сопровождение все процедур согласований, помощь в получении разрешений;
  • доступные расценки на все виды работ и услуг, индивидуальные предложения каждому клиенту.

Обо всех условиях сотрудничества и преимуществах нашей компании можно узнать по телефонам, указанным на сайте, через онлайн-форму обратной связи, по электронной почте.

Выводы

  • Вспомогательные помещения предназначены для эксплуатации здания, для обеспечения бытовых, культурных, санитарных и иных нужд жильцов, персонала, посетителей.
  • Для МКД вспомогательные помещения включены в места общего пользования (МОП).
  • В нежилых зданиях мест общего пользования нет, поэтому при разделе там образуются и ставятся на учет вспомогательные помещения.
  • Образование вспомогательных помещений может происходить при проектировании и строительстве нового здания, при проведении работ по реконструкции или перепланировке.

По вопросам, связанным с проектированием, образованием и разделом вспомогательных помещений, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Часто задаваемые вопросы Что такое вспомогательные помещения? Вспомогательные помещения предназначены для эксплуатации здания, для обеспечения бытовых, культурных, санитарных и иных нужд жильцов, персонала, посетителей. Как происходит образование вспомогательных помещений? Образование вспомогательных помещений может происходить при проектировании и строительстве нового здания, при проведении работ по реконструкции или перепланировке. Как разделить нежилое здание с вспомогательными помещениями? В нежилых зданиях мест общего пользования нет, поэтому при разделе там образуются и ставятся на учет вспомогательные помещения.

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов сайта https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html

Согласно ст. 39 ЖК РФ, собственники должны содержать свои квартиры (комнаты), иные объекты в надлежащем состоянии. Ответственными же за ремонт общего домового имущества являются компании-посредники, прошедшие государственную регистрацию и имеющие лицензию. Разберемся, что такое МОП в многоквартирном доме, чем отличается от общего имущества, как оплачивается содержание, кто должен отвечать за сохранность имущества и проводить ремонтные работы.

Расшифровка понятия

В многоквартирных домах, кроме квартир и нежилых помещений, есть места, которые доступны для использования (посещения, пребывания) всеми лицами, проживающими в них. Очевидно, расшифровка аббревиатуры МОП довольно проста. Это места общего пользования. Хотя, следует подчеркнуть, что ни один нормативно-правовой акт не содержит определения именно этому понятию. Оно упоминается только в п. 1.8 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», остальные – содержат понятие «общее имущество» многоквартирного дома.

В статье 289 Гражданского кодекса РФ указано, что собственнику квартиры в многоквартирном доме (МКД) наряду с ней, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290). Статья 36 Жилищного кодекс РФ содержит перечень того, что в него входит. Более подробный – представлен в постановлении Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (последняя редакция от 13.09.2018).

Что относится к местам общего пользования

Состав такого имущества вправе определить сами жильцы, органы местного самоуправления. Детально он указывается в договоре управления МКД. Приведем основной перечень того имущества, что входит в МОП в многоквартирном доме (в соответствии с разделом I Постановления Правительства РФ № 491):

  • помещения, предназначенные для вспомогательных целей или обслуживания дома;
  • крыши, несущие конструкции;
  • механическое, электротехническое, отопительное оборудование, обеспечивающее функционирование МКД;
  • земельный участок, на котором расположен дом;
  • прилегающие к жилому строению территории;
  • инженерные коммуникации;
  • общие счетчики и др. имущество.

Освещение в подъезде, отопление лестничных площадок, вспомогательных помещений также относится к МОП, оплата осуществляется за счет жильцов, а поддерживается в надлежащем состоянии управляющей организацией. Все работы выполняются согласно установленным тарифам, утверждаемым на общем собрании. Обычно они не ниже тех, что действуют на региональном уровне.

Придомовое освещение многоквартирного дома оплачивается за счет средств собственников квартир и нежилых помещений. По желанию жильцов и при наличии технической возможности, устанавливаются энергосберегающие лампы с автоматическим управлением и датчиками движения.

Подвальное помещение тоже находится в собственности всего дома. По совместной договоренности и согласованию с УК помещение может сдаваться в аренду, например, под мастерскую. Вырученные средства в этом случае направляются на нужды МКД. За содержание и ремонт лифтов тоже платят и собственники (наниматели) квартир (причем неважно, на каком этаже они проживают) и нежилых помещений.

Правила пользования

МОП являются общими и принадлежат каждому собственнику квартиры пропорционально размеру занимаемой ими жилплощади. Пользование осуществляется согласно договору управления МКД. Содержание МОП предполагает работу по его комплексному обслуживанию. Уполномоченные специалисты управляющей организации обязаны проводить работы по поддержанию надлежащего состояния имущества МКД на средства, собранные с жильцов. Придомовое освещение многоквартирного дома оплачивается по показаниям общего домового счетчика.

Она осуществляется по тарифам, предложенным управляющей организацией. Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, средства вносятся каждый месяц и не позднее 10 числа. За 30 дней до собрания жильцов МКД управляющая организация должна внести предложения по расчету платы за содержание общего домового имущества. Все тарифы должны быть обоснованными.

Расчет стоимости освещения

Он осуществляется согласно показаниям общего счетчика, их специалисты управляющей организации должны снимать ежемесячно. Полученная сумма в КВт/час сопоставляется с показателями квартирных приборов учета. Разность в полученных результатах умножается на тариф, устанавливаемый в пределах региона, и долю в процентах, которую составляет каждая квартира (от суммарной квадратуры помещений в МКД). В Москве полный перечень тарифов за электроэнергию можно посмотреть на сайте www.mosenergosbyt.ru

Лестницы, лифты, коридоры, подвальные и чердачные помещения должны быть обеспечены освещенностью не ниже 20 люксов. В обязательном порядке над входом в подъезд МКД на высоте от пола не ниже 2 м должен быть установлен светильник яркостью минимум 6 лк. Подобные правила регулируются пп. 5.4-5.6 Постановления Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 (СанПиН, устанавливающий требования к освещению, 2.1.2.2645-10).

Права и обязанности жильцов многоквартирного дома

Детально они указаны в договоре управления МКД. Жильцы могут:

  • приобрести право собственности на часть в общем имуществе – вместе с покупкой недвижимости. Доля не выделяется в натуре;
  • контролировать работу управляющих организаций, проверять качество ремонта;
  • оспаривать размер начисленной платы за общее имущество;
  • по договоренности сдавать его в аренду, направлять вырученные средства на поддержание МКД в надлежащем состоянии.

Жильцы обязаны постоянно платить за коммунальные услуги, в том числе за содержание общего имущества и монтаж приборов учета. От них также требуется бережное отношение к местам общего пользования, другим помещениям и элементам технической инфраструктуры дома.

Некоторые особенности

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома выполняется за счет средств жильцов. Если управляющая организация, получая регулярно средства за свою работу, отказывается выполнять обязанности по договору, то собственникам квартир и нежилых помещений необходимо обращаться с претензией к руководству УК, а в случае бездействия адресовать свою жалобу в ГЖИ или прокуратуру, обращаться с иском в суд.

Кто осуществляет контроль

Прежде всего, его вправе осуществлять сами жильцы. Согласно Постановлению Правительства № 731 от 23.09.2010, УК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, размещать необходимые сведения на портале «Реформа ЖКХ» (https://www.reformagkh.ru/mymanager). Контроль осуществляют жилищные инспекции в регионах, прокуратура. Заставить УК работать также может суд.

Она зависит от степени правонарушения. Жильцы несут гражданско-правовую ответственность. Инициатором судебного разбирательства может быть управляющая организация или конкретные собственники недвижимости. Нарушитель обязан возместить стоимость испорченного имущества, оплатить его ремонт или приобрести взамен поврежденного новое за свой счет, включая внесение средств за его установку.

Проведение капитального ремонта

Взносы за него обязательны с 2012 года (ст. 169 ЖК). Проведение капитального ремонта осуществляется строго согласно графику. О нем жильцы предупреждаются заблаговременно, еще за 6 месяцев до его начала. За 3 месяца должен быть определен полный перечень работ. Взносы перечисляются квалифицированному оператору или на специальный счет. Содействовать проведению трудоемких строительно-технических мероприятий должен региональный фонд капитального ремонта.

Подводя итоги

Содержание общего домового имущества – обязанность жильцов. Все технические работы выполняются УК или ТСЖ в заранее установленные сроки или по мере необходимости. Собственники обязаны регулярно осуществлять взносы на содержание общего домового имущества МКД. Спорные ситуации с управляющей организацией решаются в порядке, предусмотренном актуальным законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *