НКО образование

НКО образование

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• муниципальные;

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

Добрый день, Андрей!

Постараюсь ответить на ваши вопросы:

1.Да, правильно вы понимаете: закон не ограничивает количество учредителей при создании АНО. Согласно пункту 1 статьи 123.24. Гражданского кодекса РФ АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Для принятия решений коллегиальным высшим органом управления по вопросам деятельности АНО удобнее, на мой взгляд, голосовать нечетным количеством учредителей ( членов органа), так как решения по вопросам исключительной компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством (2/3) голосов.

2.АНО создается на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Сумма взносов не ограничено: это может быть и 100 рублей и более- на усмотрение учредителей. Но, если организация планирует вести приносящую доход деятельность (это предусмотрено ее уставом ), до начала ведения такой деятельности учредители должны внести достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО. В настоящее время- это либо деньги в сумме не менее 10000 рублей либо иное имущество такой же стоимостью( на такую же сумму) (п.5 ст. 50 ГК РФ).

3.Вы вправе заключать договоры оказания услуг, договоры с добровольцами. Если отношения будут трудовыми, вы должны оформить с работником трудовой договор.

4.С директором может быть заключен любой из вышеуказанных видов договоров. Обязанности директора может исполнять и ИП.

5.В АНО обязательно формируется коллегиальный высший орган управления ( п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В него входят учредители, которые осуществляют управление и надзор в АНО (п.1 ст.123.25 ГК РФ) . Орган может называться Правление. Но может называться и по иному: Собрание либо Совет учредителей.

6.В НКО все выплаты обычно рассчитываются , исходя из годового бюджета или смет на отдельные проекты (программы) на определенный период. Понятие заработная плата характерно для трудовых отношений. В этом случае при полном рабочем дне работника размер оплаты труда не может быть ниже официально установленного минимального размера. Если заключен договор оказания услуг, то такого ограничения нет. Выплата вознаграждения осуществляется в том размере, который указан в соответствующем договоре.

Также рекомендую вам ознакомиться с другими решениями о создании АНО в разделе «Похожие проблемы». Возможно, они будут вам полезны.

У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)

Особенности НКО различных форм

Общественные и религиозные

Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

Фонды

Фонды – унитарные НКО, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.).

В наименование подобной некоммерческой структуры обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой структуры формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

НП является юр. лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НП создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы такой струтктуры является то, что имущество, переданное НП его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов НКО относится возможность участвовать в управлении делами НП, получать информацию о деятельности НП согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из НП и другие.

Высшим органом управления НП является общее собрание членов этой структуры. Участник НП может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из НП участник имеет право на получение части имущества этой структуры или стоимости этого имущества.

Частные учреждения

Частные учреждения представляют собой распространенный вид НКО, которые учреждают физические или юр лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

В отличие от иных видов НКО частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

Автономные НКО

Автономные НКО представляют собой структуры, не основанные на членстве, которые учреждены физическими или юр лицами на основе добровольных взносов с целью предоставления образовательных, медицинских, культурных и иных видов услуг.

Данный тип НКО во многом схож с иными их видами, но имеет ряд существенных отличий:

В отличие от ассоциаций (союзов) и НП, автономные НКО не основаны на членстве, хоть и создаются для схожих целей.

В отличие от учреждений автономные НКО обладают правом собственности на имущество, полученное от участников и учредителей. Стоит отметить, что учредители при этом не несут ответственности по обязательствам данного типа организаций.

В отличие от фонда автономные НКО создаются с целью предоставления услуг граждан и юр лицам.

Автономные НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение их основных целей. Учредители имеют право осуществлять надзорную деятельность за этой автономной структурой, порядок которой определяется в уставных документах.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства

Ассоциациями и союзами признаются добровольные объединения юр. и (или) физических лиц, которые учреждены для защиты общих интересов и достижения общих целей. Чаще всего подобные объединения носят профессиональный характер, в частности координацию предпринимательской деятельности отдельных субъектов хозяйствования, входящих в ассоциацию. Примеры: Круглый стол предпринимателей России, территориальные ассоциации предпринимателей, Ассоциация российских банков и т.д.

Одной из форм ассоциаций (союзов) признается НП – НКО, основанная на членстве и учреждаемая физическими и (или) юр. лицами с целью выполнения социальных, управленческих, культурных, образовательных и иных задач, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов физических и юр. лиц, разрешения спорных и конфликтных ситуаций и т.д. Имущество, переданное участниками и учредителями партнерству становится его собственностью, однако возвращается участнику при выходе из партнерства.

Отличительные черты НКО от коммерческих

Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.

Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.

В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании

Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.

Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.

В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Прежде всего отметим, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее по тексту — «Законом»). К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п.

Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом (цитируем Закон) «государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, законодательство исключает коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность не вправе.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом — предпринимателем, по Закону не лицензируется. Закон не расшифровывает, что следует понимать под индивидуальной педагогической деятельностью. По нашему мнению, основанному на сложившейся практике, к ней следует относить образовательные услуги, оказываемые физическим лицом, имеющим соответствующее педагогическое (профессиональное) образование, единолично, собственным трудом (без привлечения по найму и по иным основаниям других специалистов, занятых в образовательном процессе) — например, репетиторство, гувернерство и т.п.

Процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложна, о ней мы расскажем ниже. Здесь же отметим, что обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя — подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д. — но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В качестве примера деятельности, не являющейся образовательной и не подлежащей лицензированию, можно привести лекции по астрономии, читаемые в Планетарии, сопровождающиеся демонстрацией звездного неба с помощью специального аппарата, которые может посетить любой желающий, купивший билет. Аналогично, не относится к образовательной деятельность музеев, предоставляющих широкой публике доступ к своим экспонатам.

Очевидно, что деятельностью, «похожей» на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации.

Cоздание и регистрация образовательного учреждения

Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. В данной статье мы только перечислим допустимые по законодательству формы некоммерческих организаций:
общественное объединение,
некоммерческое партнерство,
автономная некоммерческая организация,
фонд,
ассоциация (союз),
учреждение,
потребительский кооператив.

Согласно Закону (цитата) «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников».
Сам термин «образовательное учреждение», используемый в Законе, с нашей точки зрения, является крайне неудачным, поскольку вызывает путаницу и может привести к ошибочному выводу о том, что образовательной деятельностью вправе заниматься только учреждения — единственная из возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Это неверно — образовательные услуги может оказывать некоммерческая организация любой из перечисленных выше форм.
Дело в том, что Гражданский кодекс дает учреждению следующее определение: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как видно, это определение в корне отличается от определения образовательного учреждения. Получается, что по Закону «Об образовании» образовательное учреждение может быть создано в «гражданско-правовом смысле», например, в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации, а также и в форме собственно учреждения. Надеемся, Вы правильно поняли нашу мысль, поскольку тавтология в терминах «учреждение — вид некоммерческой организации» и «образовательное учреждение», может запутать кого угодно. По нашему мнению, было бы более правильно использовать единственный термин — «образовательная организация». По какой причине законодателю потребовалось вводить еще одно понятие — «образовательное учреждение», остается не ясным. Однако данный термин вошел в широкое употребление, поэтому мы также будем его использовать в дальнейшем.

Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения. В уставе в обязательном порядке должны быть указаны: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) сведения об учредителях;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
г) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;
д) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
е) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию образовательных учреждений (за исключением созданных в форме потребительских кооперативов) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет Главное управление Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС по СПб и ЛО). Регистрацию образовательных учреждений в форме потребительских кооперативов производят налоговые органы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН — идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в в органе государственной статистики (в Санкт-Петербурге — в Петербургкомстате) (с получением статистических кодов — ОКВЭД, ОКПО и других).

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:
— уплатить государственную пошлину (2000 рублей);
— подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы — протокол или решение о создании организации, Устав, возможно — учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа;
— заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи — Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Непосредственно Министерство образования РФ осуществляет лицензирование следующих видов образовательной деятельности:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации (в Санкт-Петербурге — Комитет по образованию Санкт-Петербурга) и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено настоящим Положением к компетенции Министерства образования Российской Федерации).

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) — представление руководства соответствующей конфессии;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
Образовательное учреждение, имеющее намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а по специальностям в области информационной безопасности — также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Образовательное учреждение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет программу обучения, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;
з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;
и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях);
к) опись документов, представленных для получения лицензии.
Формы документов, указанных в пунктах «а», «г», «д», «з», «и», утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов…), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и(или) квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *