Кто может осуществлять образовательную деятельность?

Кто может осуществлять образовательную деятельность?

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и долго можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Данное положение закона в принципе говорит о том, что образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.
При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:
1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» )
2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Читая данную статью, можно сделать вывод о том, что законодатель объединяет все организационно-правовые формы, которые могут заниматься образовательной деятельностью в единое понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная особенность этого образовательного учреждения, это осуществление образовательного процесса. Понятие образовательного процесса законодатель при этом в законе четко не раскрывает, а делает ссылку на то, что это есть реализация одной или несколько образовательных программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает нам четкое понятие и различные виды образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
В целом, проблемы с образовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы встречаются очень редко, куда сложнее четко квалифицировать образовательные программы дополнительно профессионального образования.
В настоящее время, большое развитие получили различные курсы, индивидуальное профессиональное обучение. Яркий пример, обучение вождению автотранспортных средств. Сегодня, автошколы открываются в различных организационно-правовых формах, но чаще всего в коммерческих, что в целом вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в одной из статей этого закона не говорится об организационно-правовых формах коммерческих организации. При этом они прекрасно проходят государственную регистрацию в налоговых органах, получают образовательную лицензию в Министерстве образования Российской Федерации, а также в иных государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, что уже является нарушением и не соблюдением норм действующего законодательства.
Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22 августа 1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
В соответствии с данным Положение, не подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Все иные виды образовательной деятельности обязаны данную деятельность лицензировать, а именно:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В вышеуказанном примере, деятельность автошкол подпадает под лицензируемые виды деятельности и относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, но как они получают лицензию, регистрируя юридическое лицо в организационно- правовой форме одной из видов коммерческой организации до сих пор остается загадкой.
Статья подготовлена специалистом Казанского юридического центра Птичкиной Екатериной Михайловной

Раздел: Мнение эксперта Просмотров страницы: 20471

В ст. 31 Закона N 273-ФЗ приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность. К таким организациям, в частности, относятся:

— научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— организации, осуществляющие социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Предполагается, что такие организации вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность.

В отдельную категорию выделены российские дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 Закона N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой организацией.

Вышеприведенные нормы ст. 31 Закона N 273-ФЗ во многом дополняют и систематизируют положения Закона N 3266-1. Так, в новом Законе можно наблюдать определенную детализацию положений ст. 26 Закона N 3266-1, согласно которой дополнительные образовательные программы могут реализовываться:

— общеобразовательными учреждениями и образовательными учреждениями профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— образовательными учреждениями дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, детские школы искусств, спортивные школы, иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии);

— индивидуальными предпринимателями, занимающимися педагогической деятельностью; научными организациями (п. 2 ст. 26 Закона N 3266-1).

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│ Статья 26. Дополнительное│ Статья 31. Организации,│

│образование │осуществляющие обучение │

│ │ │

│ 2. К дополнительным│ 1. К организациям, осуществляющим│

│образовательным программам относятся│обучение, относятся осуществляющие│

│образовательные программы различной│образовательную деятельность научные│

│направленности, реализуемые: │организации, организации для детей-│

│ в общеобразовательных учреждениях│сирот и детей, оставшихся без│

│и образовательных учреждениях│попечения родителей, организации,│

│профессионального образования за│осуществляющие лечение, оздоровление│

│пределами определяющих их статус│и (или) отдых, организации,│

│основных образовательных программ; │осуществляющие социальное│

│ в образовательных учреждениях│обслуживание, и иные юридические│

│дополнительного образования (в│лица. │

│учреждениях повышения квалификации,│ 2. Научные организации вправе│

│на курсах, в центрах профессиональной│осуществлять образовательную│

│ориентации, детских школах искусств│деятельность по программам│

│(в том числе по различным видам│магистратуры, программам подготовки│

│искусств), спортивных школах, домах│научно-педагогических кадров,│

│детского творчества, на станциях юных│программам ординатуры, программам│

│техников, станциях юных натуралистов│профессионального обучения и│

│и в иных учреждениях, имеющих│дополнительным профессиональным│

│соответствующие лицензии); │программам. │

│ посредством индивидуальной│ 3. Организации, осуществляющие│

│педагогической деятельности; │лечение, оздоровление и (или) отдых,│

│ в научных организациях. │организации, осуществляющие│

│ │социальное обслуживание, вправе│

│ │осуществлять образовательную│

│ │деятельность по основным и│

│ │дополнительным общеобразовательным│

│ │программам, основным программам│

│ │профессионального обучения. │

│ │ 4. Дипломатические│

│ │представительства и консульские│

│ │учреждения Российской Федерации,│

│ │представительства Российской│

│ │Федерации при международных│

│ │(межгосударственных, │

│ │межправительственных) организациях│

│ │(далее — загранучреждения│

│ │Министерства иностранных дел│

│ │Российской Федерации) вправе│

│ │осуществлять образовательную│

│ │деятельность по основным и│

│ │дополнительным общеобразовательным│

│ │программам с учетом особенностей,│

│ │установленных статьей 88 настоящего│

│ │Федерального закона. │

│ │ 5. Иные юридические лица вправе│

│ │осуществлять образовательную│

│ │деятельность по программам│

│ │профессионального обучения,│

│ │образовательным программам│

│ │дошкольного образования и│

│ │дополнительным образовательным│

│ │программам. │

│ │ 6. Для осуществления│

│ │образовательной деятельности│

│ │организацией, осуществляющей│

│ │обучение, в ее структуре создается│

│ │специализированное структурное│

│ │образовательное подразделение.│

│ │Деятельность такого подразделения│

│ │регулируется положением,│

│ │разрабатываемым и утверждаемым│

│ │организацией, осуществляющей│

│ │обучение. │

Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение. В управленческой литературе оно трактуется как комплексный, непрерывный процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

Необходимость организации непрерывного обучения авиационного персонала обусловлена, с одной стороны, общими факторами, такими как: глобальная конкуренция, динамика внешней среды, технический прогресс, необходимость освоения новых видов деятельности, возрастание роли образования и культуры работника. Развитие новых наукоемких технологий обусловило быстрый рост образовательного уровня работника. Современному производству необходим уровень образования не менее 10-13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональные и управленческие знания устаревают на 50 %, через 24 года – на 75 %, к концу работы — на 90 %.

О важности непрерывного профессионального образования свидетельствует опыт аэрокосмической промышленности США – одного из лидеров современного научно-технического развития. Более 75 % всех, занятых в этой отрасли сотрудников, нуждаются для сохранения своего рабочего местав переподготовке.Причем, переподготовка, как показала практика, нужна и выпускникам учебных заведений, не проработавшим в этой отрасли и двух лет. Американские специалисты подсчитали, что уже в 2010 г. примерно на 80% всех рабочих мест потребуются сотрудники со средним образованием и дополнительной подготовкой, а на 61% — с образованием на уровне где-то посредине между выпускниками колледжа и вуза. При этом фирмы должны быть готовыми обучать вновь принятых на работу, поскольку всего 63% молодежи поступают в колледжи и только 30% получают степени бакалавра в вузах .

Наряду с общими факторами, необходимость создания единой системы непрерывного профессионального обучения авиационного персонала вызывают и специфические причины, вызванные нынешним состоянием гражданской авиации. Во-первых, в связи с наблюдающимся сегодня моральным и физическим износом авиационной техники ожидается массовое поступление в авиапредприятия новых воздушных судов (Ил-96-300, ИЛ-96-400М, Ил-114, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214, Ан-148-100А100В/100Е, Ан 140-100, Ан-124-100, Ан-74, Ан-38, RRJ «Суперджет» и др.), современных летных и диспетчерских тренажеров, что вызывает необходимость освоения этой авиационной техники летным, инженерно-техническим и диспетчерским составом. Создание системы непрерывного профессионального образования является, во-вторых, средством преодоления негативных тенденций, возникших в последние десятилетия в системе отраслевого профессионального образования. И, наконец, необходимость непрерывной профессиональной подготовки вызывается спецификой авиационного производства, особым значением человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов. И без того высокие требования, предъявляемые к поддержанию летной годности и обеспечению безопасности полетов воздушных судов, в соответствии с требованиями ICAO к профессиональной подготовке летного и инженерно-технического состава, еще более ужесточаются. Все острее становится необходимость освоения современных типов воздушных судов, особенно зарубежных, в возрастающем количестве поступающих в последние годы в российские авиакомпании. Кроме того, в 2006 г. ICAO утвердило новые правила подготовки авиационного персонала, а в 2008 г. введет уровни знания английского языка для летного состава на т.н. четвертом рабочем уровне (условно говоря, на уровне дипломатов). Это означает, что нужно вносить изменения в государственные стандарты обучения, менять программы учебных авиационных центров, в которых пилоты проходят переподготовку. В результате пилот, не овладевший английским языком на должном уровне, может лишиться работы.

Учитывая все вышеназванные обстоятельства, руководство ФАВТ в качестве одной из неотложных ближайшей задачи поставило объединение все составляющих профессиональной подготовки в единую систему профессионального непрерывного образования под руководством отдельного структурного подразделения Росавиации.

Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда .

В передовых современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (см. рис. 7 в приложении). Наиболее часто встречающаяся модель организации процесса обучения состоит из трех стадий:

· анализ необходимости в обучении, включая определение целей и задач обучения;

· организация обучения;

· оценка результатов обучения.

Оценка потребности в обучении персонала является ключевым звеном в организации обучения. От качества анализа потребностей в обучении зависит эффективность затрат и результативность последующей деятельности сотрудников. Поэтому и управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, и необходимости выполнения сотрудниками организации своих производственных обязанностей.

Основой для анализа потребностей в обучении является, как правило, бизнес-план. На его базе проводится анализ того, что действительно необходимо для эффективной работы организации. Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:

· индивидуальные планы развития;

· заявки и пожелания самих сотрудников;

· стратегия развития компании.

Бюджет профессионального обучения. Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Два фактора влияют на величину бюджета – потребности компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливают приоритеты в профессиональном обучении.

Определение целей профессионального обучения и критериев оценки его эффективности. Цели профессионального обучения должны быть:

· конкретными и специфическими;

· ориентированными на получение практических навыков;

· поддающимися оценке, измеримыми.

При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое направлено на развитие конкретных умений и навыков, необходимых данной организации, второе – на общее развитие обучающихся в определенной сфере знаний.

Цели и задачи обучения определяют:

— базу для содержательной разработки курса;

— базу для выбора методов обучения;

— критерии для отбора обучающих (организаций, преподавателей);

— критерии для оценки эффективности обучения.

Оценка эффективности программ обучения — центральный момент управления профессиональным обучением в современной компании. Существуют четыре основных категории эффектов обучения, которые можно измерить:

1) Реакция. Оценивают реакцию обучаемых на программу: нравится им эта программа; считают ли они ее полезной.

2) Степень усвоения. Тестируют обучающихся, чтобы определить, удалось ли им в полной мере изучить основные принципы и приобрести необходимые навыки.

3) Поведение. Выясняют, изменилось ли поведение обучающихся на рабочем месте благодаря обучению.

4) Результаты. Это возможно, самое главное – определяют, какие окончательные результаты достигнуты в рамках изначально поставленных целей; снизилось ли число жалоб со стороны клиентов; уменьшились ли отходы производства; выполняются ли после профессионального обучения производственные нормативы и т.д.

Выбор конкретных форм подготовки работников российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут для этого создавать учебные центры или заключать договоры на обучение с профессионально-техническими учебными заведениями и учебными центрами. Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих местах данного предприятия, которым разрабатываются и утверждаются учебные планы и программы .

Определение форм и методов обучения зависит от конкретной ситуации и возможностей организации. Главное общее правило: методы обучения должны соответствовать поставленным целям и задачам обучения.

Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то всех их следует разделить на:

а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;

б) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);

в) методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов (см. табл. 5-6 в приложении).

Основными методами обучения на рабочем месте являются инструктаж, ученичество, наставничество и ротация. Эти методы, за исключением последнего, достаточно широко применяются в профессиональном обучении авиационного персонала. Возможности ротации (систематического служебно-профессионального передвижения авиаспециалистов) на практике используются редко, только в связи с крайней производственной необходимостью.

Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами.

Различают следующие методы обучения вне рабочего места: лекция, рассмотрение практических ситуаций (кейсов), деловые игры, семинар, тренинг, учебный фильм, программное компьютерное обучение (обучение на тренажерах), самостоятельное обучение и др. Наглядное представление о преимуществах и недостатках методов обучения дает табл. 7 (см. приложение).

Многие из этих методов в той или иной степени используется в системе профессионального обучения в гражданской авиации. Кроме того, в процессе профессиональной подготовки и переподготовки летного состава и другие методы, такие, как: разбор и розыгрыш полетов, демонстрация, экскурсия, показ, упражнение и др.

В гражданской авиации сложилась и действует многоуровневая и разветвленная система профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки авиационного персонала. Обучение управленческих кадров и первоначальная подготовка специалистов для авиапредприятий и авиакомпаний осуществляются в Московском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и Ульяновском высшем авиационном училище и действующих на их базе центрах повышения квалификации и школах менеджеров. Повышение квалификации управленческих кадров предприятий и организаций гражданской авиации проводится 1 раз в 5 лет на основе планов, составляемых в авиапредприятиях. При перечисленных вузах созданы отраслевые учебные комплексы, взаимодействующие со средними профессиональными учебными заведениями – Санкт-Петербургским, Иркутским, Рыльским и Егорьевским колледжами. Кроме того, на предприятиях и в авиакомпаниях существует собственная система профессионального обучения. Так в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» создана достаточно эффективная система обучения и повышения квалификации авиационного персонала, организованная на базе «Центра подготовки персонала» (ЦПП), являющемся негосударственной образовательной организацией дополнительного профессионального образования авиационного персонала. В ЦПП проводятся следующие виды обучения:

· Повышение квалификации летного состава по следующим типам ВС: Ту-154, Ту-134, Ан-24/26, Ан-2, Як-40, Ми-26,Ми-8, Ми-2; Ми-10;

· Переподготовка летного состава по следующим типам ВС: Ту-154, Ту-134, Ан-24/26, Як-40, Ми-26, Ми-8;

· Подготовка экипажей к выполнению международных полетов;

· Первичная подготовка и повышение квалификации бортпроводников, бортоператоров;

· Первичная подготовка и повышение квалификации специалистов службы организации воздушных перевозок, службы авиационной безопасности аэропортов и других специалистов;

· Моделирование поведения членов экипажей ВС в различных психологических ситуациях;

· Аварийно-спасательная подготовка членов экипажа.

Для теоретической и практической подготовки авиаспециалистов в Центре имеется несколько десятков учебных классов, оборудованных современной техникой и оборудованием. В частности, по каждому типу воздушных судов классы оборудованы действующими стендами систем ВС, разрезными макетами двигателей, агрегатов, изделиями авиационного и радиоэлектронного оборудования. Процедурные тренажеры-кабины экипажей ВС Ми-8Т и Ми-26Т позволяют отрабатывать вопросы контроля за работой систем, их проверку и неисправности. Кроме того, в Центре имеются специализированные классы по аварийно-спасательной подготовке, авиационной безопасности, изучению аэродинамики самолетов, аэродинамики вертолетов, воздушно-правовой подготовке, организации воздушных перевозок, а также класс для бортпроводников. Обучение английскому языку проводится в трех лингафонных классах, укомплектованных аудио и видеотехническими средствами, компьютерной техникой, учебными пособиями.

Для психологического тренинга членов экипажа (CRM) имеется специально оборудованный кабинет, включающий в себя два помещения с современными средствами обучения. Занятия, проводимые в Центре, имеют эксплуатационную (практическую) направленность. Процедурные тренажеры-кабины экипажа ВС Ми-8Т и Ми-26Т позволяют слушателям отрабатывать вопросы контроля за системами, проверку систем и их неисправностей. Изготовлен тренажер аварийно-спасательных процедур, на котором отрабатывается порядок открытия и закрытия основных и аварийных выходов, эвакуация пассажиров по аварийному трапу, тушение пожара (при этом создается эффект задымления).

Подготовлен к работе тренажер для бортпроводников, на котором они могут отрабатывать практические навыки по технологии обслуживания пассажиров, эксплуатации буфетно-кухонного и аварийно-спасательного оборудования. Занятия по аварийно-спасательной водной подготовке проводятся в бассейне.

Расположенные в непосредственной близости от Центра авиационно-технические центры авиакомпании «ЮТэйр» позволяют проводить практические занятия с летным и техническим составом во время прохождения курсов непосредственно на ВС. Центр располагает библиотекой, где слушатели могут взять учебную литературу по предметам курса, а также сборники нормативных документов госорганов, издания периодической печати.

Имеется также участок тренажерной подготовки, который организует и проводит тренировки авиаперсонала на тренажерах с целью отработки, поддержания и совершенствования практических навыков летной эксплуатации ВС. Участок располагает двумя помещениями, в которых установлены тренажеры КТС Ту-154, КТС Ту-134, КТС Як-40, ТП Ан-2, КТС Ан-26 с подвижной платформой, Ми-8, Ми-8МТВ, т.е. имеются тренажеры по всем типам ВС, эксплуатируемым в авиапредприятиях региона. Тренажер Ан-26 допущен для подтверждения права членов летного экипажа на взлет в условиях присвоенного метеоминимума 50*300м.

В Центре установлены два новейших уникальных тренажера нового поколения Ми-8Т и Ми-8МТВ, выполненных на цифровой базе. Эти тренажеры позволяют проводить тренировки летного состава по правилам визуального полета (ПВП), днем и ночью, по правилам приборного полета (ППП). Позволяют отработку практических навыков и действий в сложных и аварийных случаях полета, тренировку экипажей для подготовки к различным видам авиационных работ. Впервые на этих тренажерах можно отрабатывать полеты в условиях ограниченной видимости по ПВП, взлета и посадки в условиях снежного (пыльного) вихря, предельных центровок, высоких температур наружного воздуха, обледенения.

Тренажеры позволяют подтвердить минимум по ППП и ПВП, выполнять посадки, близкие к реальным, посадки с неработающим одним или двумя двигателями. Тренажеры имеют сферические экраны и восьмиканальную систему визуализации, что позволяет решать большое число задач по подготовке экипажей: в частности, отрабатывать заход на площадку ограниченных размеров, буровую платформу; выполнять такие упражнения, как посадку с подбором площадки с воздуха и т.п. Инструкторский и инженерно-технический состав участка тренажерной подготовки имеют большой опыт в проведении тренировок и обслуживании тренажеров.

Заслуживает внимания опыт профессиональной подготовки авиаспециалистов в Санкт-Петербургском учебно-тренировочном центре (УТЦ). Этот центр ведет подготовку и переподготовку авиаспециалистов многих авиакомпаний Северо-Западного и других регионов России, а также кадров для иностранных авиакомпаний, эксплуатирующих российскую авиатехнику. На базе центра создана рабочая группа Региональной квалификационной комиссии (РКК), в состав которой входят специалисты и преподавательский состав центра и ведущие специалисты авиапредприятий. По отзывам зарубежных экспертов, качество подготовки здесь авиаспециалистов отвечает международному уровню.

Однако в этом УТЦ профессиональным обучением охвачены лишь ведущие категории авиационного персонала, непосредственно обеспечивающие безопасность полетов – летный, диспетчерский и инженерно-авиационный состав. Преподавательский состав центра активно участвует в разработке и внедрении новых технологий по обеспечению безопасности полетов, совершенствованию летно-методической работы. Тренажерный комплекс центра включает тренажеры воздушных судов ТУ-204, ТУ-154 (Б,М), ТУ-134, АН-12, а также навигационные тренажеры, диспетчерский комплексный аэронавигационный тренажер и тренажер аварийно-спасательных процедур. Здесь же ведется профессиональная подготовка бортпроводников. Они изучают иностранный язык, а также проходят специальную аварийно-спасательную подготовку на суше и в воде.

Хорошие результаты дает обучение авиационного персонала на автоматизированной системе СИТА, используемой в России с 1977 года. Она установлена и используется в 11 региональных учебно-тренировочных центрах. Курс обучения проводится на нескольких иностранных языках.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © Д.А. Каверин, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Дмитрий Андреевич Каверин, адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: wowcold@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Аннотация. Анализируются правовые основы образовательной деятельности, дается определение понятия «образовательная деятельность» в юридическом аспекте. Рассмотрены виды образовательной деятельности, дана классификация и определены перспективные направления ее развития.

Ключевые слова: образовательная деятельность, виды образовательной деятельности, содержание образования, образовательная организация.

LEGAL BASIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY: CONCEPT, TYPES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Kaverin A. Dmitriy, adjunct

Scientific adviser: doctor of jurisprudence, professor E.N. Khazov

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Каверин Д.А. Правовые основы образовательной деятельности, понятие, виды и перспективы развития. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):29-33.

Статья 43 Конституции РФ закрепила каждому право на образование1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях2. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов3.

Модернизация российского образования внесла свои коррективы в понятие и виды образовательной деятельности. Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию 1 марта

2018 г. сказал, что нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего, по передовым направлениям технологического развития. Сформировать ступень прикладного бакалавриата по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификаций для уже работающих граждан4.

2 Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. М., 2018.

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. // URL: http://www.kremlin.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рассматривать образовательную деятельность можно с различных позиций. Е.А. Савченко, Т.П. Макарова рассматривают образовательную деятельность как социокультурный феномен и в зависимости от типов культуры и моделей образования выявляют определенные закономерности, а именно: образовательная деятельность является связующим звеном между культурой и образованием; онтологический смысл образовательной деятельности состоит в формировании гармонично развитой личности; социокультурный аспект образовательной деятельности заключается: во-первых, в способе духовного производства общества, обусловливающего экономические, политические и другие сферы; а во-вторых, обеспечивает педагогизацию социума, социализацию личности, сохранение и развитие социальных и культурных ценностей общества, народа, нации, и как следствие, обеспечивает национальную, духовную безопасность; личный аспект образовательной деятельности заключается в обеспечении человека знаниями, активизации креативного потенциала, ориентации стратегии жизнедеятельности5.

Представив образовательную деятельность как социокультурный феномен, далее мы не будем акцентировать на этом внимание, так как в рамках данной статьи понятие образовательной деятельности нас интересует в правовом аспекте.

Понятие образовательной деятельности в России как правовое явление закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в РФ»), который образовательную деятельность определяет как деятельность по реализации образовательных программ. Аналогичное определение дано и в словаре терминов и понятий дополнительного профессионального образования6.

Более развернутое определение дано в модельном законе «О статусе работника образования», в котором под «Образовательной деятельностью понимается совокупность определенных действий, осуществляющихся в определенном порядке, которые предпринимают организаторы образования, педагогические и иные работники образования для того, чтобы достигнуть результатов, которые предусмотрены социальными целями образования, а также задачами образования»7.

Анализируя понятие образовательной деятельности, на первый взгляд, представляется кратким и

лаконичным, но его содержание является емким и объемным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Осуществлять образовательную деятельность могут специальные субъекты, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью. К таким субъектам относятся образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели.

2. Образовательная деятельность государственно регламентирована. Именно государство устанавливает единые требования к осуществлению образовательной деятельности, процедуры, связанные с проверкой соблюдения установленных требований, которые заключаются в лицензировании образовательной деятельности, государственной аккредитацией образовательной деятельности и государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

3. Образовательная деятельность — это деятельность по созданию организационно-педагогических условий для оказания образовательных услуг.

Рассматривая виды образовательной деятельности, отметим, что отдельной статьей в ФЗ «Об образовании в РФ» они не определены, но исходя из содержания понятия образовательной деятельности, можно выделить, как минимум, две видовых группы:

1) по субъектам, осуществляющим образовательную деятельность — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели;

2) по реализации образовательных программ.

Рассмотрим представленные видовые группы

образовательной деятельности.

Образовательную деятельность имеют право осуществлять следующие образовательные организации: 1) дошкольные образовательные организации; 2) общеобразовательные организации; 3) профессиональные образовательные организации; 4) образовательные организации высшего образования; 5) организации дополнительного образования.

5 Савченко Е.А, Макарова Т.П. Соотношение понятий «культура», «образование» и «образовательная деятельность» // Педагогическое образование и наука. 2016. № 1. С. 46—50.

7 Модельный закон о статусе работника образования (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением 27-13 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 223—236.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Образовательная деятельность организаций регламентирована, кроме норм федерального законодательства, и иными документами; так, деятельность образовательных организаций регулируется порядком организации и осуществления образовательной деятельности: по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации); по дополнительным общеобразовательным программам — уставами образовательных организаций, федеральными государственными образовательными стандартами, программами развития образовательных организации, санитарно-эпидемиологическими правилами, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.

Таким образом, система законодательства, регламентирующая организацию образовательной деятельности в образовательных организациях, состоит из нескольких уровней: федерального, регионального и муниципального (местного).

Что касается содержания образовательной деятельности, то оно определяется самим содержанием образовательного процесса.

Содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается им самостоятельно. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольная образовательная организация может реализовы-вать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей обучаемых и на основе договора, заключаемого между дошкольной образовательной организации и родителями (законными представителями). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

Содержание образовательной деятельности общеобразовательных учреждений определяется федеральными государственными стандартами и программами.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в зависимости от уров-

ней общеобразовательных программ. В России предусмотрены три ступени общего образования: к первой ступени относится начальное общее образование, с нормативным сроком обучения четыре года; ко второй ступени относится основное общее образование, с нормативным сроком обучения пять лет8; к третьей ступени относится среднее (полное) общее образование, с нормативным сроком обучения два года.

Все три ступени объедены принципом преемственности, каждая ступень является базой для получения образования на последующей ступени.

В образовательной организации может быть предусмотрено обучение по различным профилям и направлениям, если в этом имеется необходимость и существует запрос от обучающихся и их родителей.

Содержание образовательного процесса в общеобразовательной организации определяется основной общеобразовательной программой, которая разрабатывается и утверждается им самостоятельно и основу которой содержат государственные образовательные стандарты и примерные образовательные учебные программы, курсы, дисциплины.

Образовательная деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования осуществляется по программам среднего профессионального образования на основе федерального государственного стандарта.

Образовательная деятельность в высших учебных заведениях осуществляется по программам бакалавриата, специалиста, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации, которые реализуются по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования9, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования10.

Образовательную деятельность ведут и организации, которые осуществляют обучение; это относится к: 1) научным организациям; 2) организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) организациям, которые осуществляют

8 Касаткин М.Н., Хазов Е.Н. Конституционное право человека на общее образование в Российской Федерации и особенности механизма его реализации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 85—88.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лечение, оздоровление и отдых; 4) организациям, которые осуществляют социальное обслуживание.

Научная организация является юридическим лицом, основной деятельностью которой является научная, научно-техническая деятельность11.

Образовательная деятельность в научных организациях осуществляется по таким программам, как: магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатура, дополнительные профессиональные программы12 и программы профессионального обучения13.

Что касается образовательной деятельности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то такая деятельность осуществляется в детских домах, детских домах-школах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. К образовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут относиться и иные организации, если в их основной деятельности будет закреплено ведение образовательной деятельности; такую интерпретацию содержит письмо Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г. «Об организациях для детей-сирот»14.

Образовательная деятельность в организациях, которые осуществляют лечение, оздоровление и отдых, осуществляется в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программа, основных программ профессионального обучения.

Образовательную деятельность такие организации осуществляют для того, чтобы предоставить детям достаточный уровень знаний, обеспечить комфортную адаптацию такого ребенка к учебному процессу после длительного перерыва, в связи с лечением, отдыхом во внеканикулярное время. В каникулярное время такие организации могут оказывать и дополнительные образовательные услуги (художественная, спортивная и иная направленность). Образовательная деятельность в таких организациях направлена на непрерывность реализации детьми права на образование.

Образовательная деятельность организаций социального обслуживания может осуществляться на дому, в полустационарных учреждениях, стационар ных учреждениях в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ, основных программ профессионального обучения15.

Образовательную деятельность могут осуществлять и иные юридические лица. Исходя из юридической логики к иным юридическим лицам можно отнести любые организации как коммерческие, так и некоммерческие, для которых образовательная деятельность не выступает как основная, но дополнительные образовательные услуги оказываются16. В качестве примера можно привести те организации, которые обучают своих сотрудников в рамках реализации программ профессионального обучения.

Новым субъектом образовательной деятельности является индивидуальный предприниматель. Индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью и официально зарегистрирована в данном качестве.

Образовательная деятельность индивидуального предпринимателя имеет определенную специфику, которая регламентирована нормами ФЗ «Об образовании в РФ». Индивидуальный предприниматель:

1) может осуществлять образовательную деятельность по определенным образовательным программам: основные и дополнительные общеобразовательные программы, профессиональное обучение;

2) должен предоставить обучающимся или их родителям информацию о его зарегистрированном статусе, профессиональном образовании, общем стаже педагогической деятельности, в том числе об индивидуальном педагогическом стаже в качестве предпринимателя, а если к образовательной деятельности индивидуальный предприниматель привлекает иных педагогических работников, то предоставляет информацию об их профессиональном образовании, общем стаже педагогической деятельности;

11 Маилян С.С., Хазов Е.Н., Гончаров С.И. и др. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Московском университете МВД России. Правовое регулирование и организация работы. М., 2011.

12 Хазов Е.Н., Егоров С.А., Дурнев В.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» для всех форм обучения. М., 2013.

15 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3) может вести образовательную деятельность без лицензии, например, оказание репетиторских услуг лично и на основании лицензии, если к образовательной деятельности привлечены иные педагогические работники.

Занимаясь образовательной деятельность индивидуальный предприниматель имеет основную цель такой деятельности — систематическое получение прибыли.

Образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Таким образом, для предпринимателей установлены законодательные ограничения в реализации образовательной деятельности — они не имеют права осуществлять образовательную деятельность по профессиональным программам как основным, так и дополнительным .

Более того, государство уделяет особое внимание данному субъекту образовательной деятельности.

Так с 2013 г. новой формой государственных мер поддержки стали субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством РФ.

Индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии из федерального бюджета в размерах от 1 до 10 млн руб. в зависимости от вида образовательной деятельности. Условием предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования является включение мер по поддержке развития негосударственного сектора дошкольного образования в утвержденный в субъекте Федерации комплекс мероприятий17:

♦ в России существуют ряд уже принятых приоритетных направлений. Это проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Цель проекта—повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта РФ;

♦ приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Цель проекта — обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 г. не менее пяти, а в 2025 г. не менее де-

сяти ведущих российских университетов; создать в субъектах РФ в 2018 г. не менее 55, а в 2025 г. не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов;

♦ приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников». Цель проекта — обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся на обучение в одну смену;

♦ приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Цель проекта — создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта — создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.;

♦ приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Цель проекта — обеспечение реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70—75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования18.

В статье были рассмотрены основные виды образовательной деятельности, которые в настоящее время достаточно интенсивно развиваются, совершенствуются и появляются другие виды образовательных услуг с различными узкопрофильными направлениями.

Таким образом, можно констатировать, что понятие образовательной деятельности имеет законодательную регламентацию, а отдельные виды образовательной деятельности находятся в стадии развития и совершенствования, что требует также четкой законодательной регламентации.

18 Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) // URL: https://Минобрнауки РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *