Обращение взыскания на пенсию

Обращение взыскания на пенсию

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 г.) «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель исключил пенсию по старости из доходов, на которое не может быть обращено взыскание.

Согласно ст. 37 Закона об исполнительном производстве взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Судопроизводство, связанное с предоставлением рассрочки, регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Указанные заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.

Теперь о размере возможных удержаний.

Согласно ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов.

Согласно ч. 3 ст. 29 указанного закона удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Таким образом, вышеприведенные законы устанавливают 50-процентный «потолок» удержаний (случай с удержанием не более 70% — это при алиментных обязательствах). Были все основания обжаловать определение суда в частном порядке в Мосгорсуд.

Однако вот пример из судебной практики Мосгорсуда.

Пенсионерка обратилась в суд с заявлением о рассрочке исполнения решения суда, указав, что по исполнительному листу из пенсии в пользу ответчиков производится удержание. На оставшуюся после удержания сумму в размере 4635,99 руб. с учетом существующих цен на коммунальные платежи, продукты питания и необходимые ей лекарства невозможно жить. Такое положение обрекает ее на голод и нищенское существование, и она просит суд установить размер ежемесячных удержаний из пенсии не более 15%.

Отказывая в заявлении, суд первой инстанции сослался на указанные выше нормы права, а также на положения постановления Правительства РФ, согласно которым величина прожиточного минимума для пенсионеров в настоящее время составляет 4091 руб., в связи с чем суд не согласился с доводами истицы о том, что после удержания сумма пенсии составляет 4635 руб., указав, что размер производимых удержаний из пенсии истицы не превышает установленный законом размер, в связи с чем не имеется оснований для изменения порядка исполнения решения суда.

Апелляционная инстанция Мосгорсуда согласилась с указанным выводом суда, так как он основан на правильном применении норм материального и процессуального законодательства. Отказывая в удовлетворении частной жалобы должника, судебная коллегия Московского городского суда в своем определении от 28.10.2010 по делу № 33-33121 указала, что размер производимых удержаний из пенсии истицы не превышает установленный законом размер удержаний, в связи с чем не имеется оснований для изменения порядка исполнения решения суд». Ссылка в частной жалобе на тяжелое материальное положение не может служить основанием к отмене определения суда и удовлетворении заявления Г., поскольку в силу ст. 24 Гражданского кодекса РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, в связи с чем необходимо учитывать не только ежемесячный доход истицы, но и всю совокупность принадлежащего ей имущества. Из объяснений истицы, ее частной жалобы следует, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок в СНТ, что свидетельствует об отсутствии у нее каких-либо материальных затруднений в рамках применения положений ст. 203 ГПК РФ.

Сегодня прожиточный уровень пенсионеров в Москве во 2 квартале 2017 года составил 11 603 руб. Поэтому после удержания по исполнительному листу автору вопроса должно остаться не менее 50% пенсии, но не менее 11 603 руб. Не забудьте учесть земельные участки, автомобили и прочую «роскошь», которую можно продать и жить на вырученные деньги.

Многие пенсионеры ждут наступления 1 июня 2020 года, когда вступит в силу изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» иногда называемые «закон о защите пенсий», якобы запрещающий судебным приставам списывать долги с пособий и пенсионных начислений. Так ли это на самом деле? Какова ситуация со взысканием долгов с пенсий сейчас и какие изменения ожидаются в ближайшее время, читайте подробнее в нашей статье.

Ст. 101 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»

Именно данная норма закона устанавливает перечень доходов, на которые взыскание по исполнительным листам запрещено:

  1. денежные средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда здоровью. К примеру, если Иванов В.В. попал в ДТП и серьезно пострадал, то выплаченные ему средства на лечение, находящиеся на счету в банке, не могут быть удержаны.
  2. средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
  3. денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей. К таким лицам относятся не только проходящие военную службу, но и сотрудники МЧС, пострадавшие в ходе спасательных операций, сотрудники полиции и т.д. Неприкосновенными являются и суммы, которые выплачены родственникам погибших при исполнении служебных обязанностей.
  4. компенсации, выплаченные гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К примеру, не могут списать со счета и тем самым лишить выплат граждан, пострадавших вследствие катастрофы чернобыльской АЭС.
  5. компенсации за счет бюджета (как федерального, так и местного) тем, кто ухаживает за нетрудоспособными гражданами. К примеру, компенсации в размере 1200 рублей за патронаж над пожилыми людьми.
  6. так называемые «монетизированные» льготы. Имеются ввиду компенсационные покрытия льгот на проезд, на лекарства, когда гражданин выбрал деньги вместо этой самой льготы.
  7. денежные средства, начисленные в качестве алиментов на содержание родителей или детей, а также выплаты детям на период, пока разыскиваются их родители.
  8. компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. К примеру, выплата работнику предприятия за увольнение вследствие аварии или несчастного случая на производстве.
  9. денежные средства, выплаченные гражданину в качестве оплаты командировочных расходов, или в связи с переводом в другой регион по условиям трудового договора, или в связи с изнашиванием инструмента, используемого работником для выполнения своих трудовых обязанностей.
  10. начисления, произведенные организацией-работодателем по случаю рождения ребенка, вступления в брак или смерти близкого родственника.
  11. выплаченная страховка в рамках обязательного социального страхования.
  12. пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
  13. пособия от государства на содержание детей, в том числе средства материнского капитала — лишение должника даже части таких денег приставу запрещено.
  14. единовременные выплаты в связи со стихийным бедствием, террористическим актом, гуманитарная помощь и т.д.
  15. компенсации путевок и санаторно-курортного лечения, в том числе на не достигших совершеннолетия членов семьи должника, а также возмещение проезда к месту лечения.
  16. так называемые «похоронные» (пособие на погребение).

Обращаем внимание, что среди указанных пунктов нет страховой пенсии по старости, по инвалидности, а также накопительной пенсии и пособия по временной нетрудоспособности. Эти доходы не включены на сегодняшний день в список тех, которые защищены законом от судебных приставов.

Таким образом, в настоящее время ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен четкий перечень доходов, на которые невозможно обратить взыскание по долгам. Законодательством обязанность отслеживания вида дохода и соблюдение запрета списания социальных денег возложена на судебного пристава, в ведении которого находится исполнительное производство.

На практике, конечно, не всегда пристав обладает полной информацией о происхождении дохода должника. В этой связи нередки случаи, когда арестовывают деньги, не подлежащие аресту. Законом предусмотрена процедура отмены блокировки счета, но она занимает время, в течение которого должнику необходимо на что-то жить, питаться, оплачивать коммунальные расходы и т.д.

Если судебный пристав не спешит снять арест, его действия можно обжаловать руководителю ФССП, в прокуратуру или в суд. В 2020 году в указанную статью будут внесены изменения.

Новшества в законодательстве об исполнительном производстве

Еще в феврале 2019 года в статью 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в ряд других связанных норм были внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июня 2020 года:

  • статья 101 дополняется еще одним пунктом, согласно которому запрещено забирать за долги денежные средства, выплаченные в качестве материальной помощи пострадавшим в результате ЧС или утратившим имущество первой необходимости. К примеру, семьям пострадавших в результате пожара и утратившим частично или полностью имущество, включая жилье, положена финансовая помощь. Эти деньги нельзя блокировать на счете по исполнительному листу.
  • чтобы исключить необоснованные списания, работодателям необходимо будет в отношении каждого вида дохода работника проставлять индивидуальный код. Линейка кодов разработана и утверждена Центральным Банком России.
  • вводится обязанность банков и иных кредитных учреждений высчитывать размер денежных средств, на которые предполагается наложить арест, с учетом кодовой маркировки. То есть, при наличии в этом учреждений счета должника банк рассчитывает возможную сумму списания за исключением тех денежных средств, которые предусмотрены статьей 101 Закона «Об исполнительном производстве». Порядок расчета утвержден Приказом Минюста РФ №330 от 27.12.2019. Если у должника несколько счетов, то расчет проводится в отношении каждого счета в отдельности. Для банков предусмотрена ответственность в виде штрафов за невыполнение этих требований. После расчета кредитная организация обязана уведомить судебного пристава или взыскателя в течение 3-х дней о размере денежных средств на счетах должника, с отдельным указанием видов дохода, не подлежащих списанию.

Примечательно, что в начале 2019 года, когда еще перечисленные изменения были законопроектом, во втором чтении от КПРФ были внесены поправки с предложением правила взыскания задолженности по исполнительному листу с пенсий с обязательным остатком в размере прожиточного минимума. Пояснения к поправкам содержали доводы о том, что в подавляющем большинстве клиентами микрофинансовых организаций являются именно пенсионеры, которым долги выставляются в огромных суммах, и после списания единственного источника дохода они обречены на нищенское существование. В 2019 году данные поправки не были приняты.

Закон о запрете взыскания долгов с пенсии должника

Пенсионеры в России – люди далеко небогатые. По данным ПФР, средний размер пенсии по старости в четвертом квартале 2019 года составила 15495 рублей. Располагая даже этой суммой, хотя большинство пожилых россиян получают существенно меньше, затруднительно оплачивать коммунальные услуги, обеспечивать себя продуктами и лекарствами. При этом практически в каждом банке есть кредитная линия, ориентированная на пенсионеров. Многие из них оформляют кредит, который потом не в силах погасить.

Как мы указывали выше, пенсия по возрасту не входит в число доходов, на которые распространяется запрет ареста в рамках исполнительного производства. И на сегодняшний день иного закона, который бы запрещал обращение взыскания на пенсии, не существует.

Вместе с тем, в декабре 2019 года от представителей Минэкономразвития были внесены два законопроекта, в которых предусмотрены требования по ограничению обращения взыскания на пенсию.

В одном из них содержится изменение в ту самую ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве»: предлагается дополнить список «неприкосновенных» доходов пенсией по старости, страховой пенсией по инвалидности (о чем ранее заявлялось КПРФ поправками), накопительной пенсией. В то же время, предлагаются и исключения. К примеру, с пенсий все же можно будет удерживать деньги в счет погашения долгов за услуги ЖКХ, а также по исполнительным листам о взыскании административного, судебного штрафа, возмещения вреда вследствие преступления.

Другим законопроектом предусмотрено, что при любых взысканиях, в том числе и с пенсий, должен оставаться прожиточный минимум. Это изменение планируется внести в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в п. 4 этой нормы содержится общее правило о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для должника и членов его семьи. Изменения вносят конкретизацию – неприкосновенность прожиточного минимума дохода предлагается закрепить в федеральном законодательстве. По официальным данным Пенсионного фонда РФ, в 2019 году величина прожиточного минимума для пенсионера составляла 8846 рублей, с 1 января 2020 года – 9311 рублей. Это установлено на федеральном уровне, но для расчета неприкосновенного минимума будут исходить из размера, установленного в регионе, где проживает должник.

Из правила о неприкосновенности прожиточного минимума в законопроекте также есть исключения. Ограничения не коснутся исполнительных производств, содержащих требования:

  • о погашении алиментной задолженности на содержание несовершеннолетних детей;
  • о возмещении ущерба в связи со смертью кормильца;
  • об уплате административного или судебного (уголовного) штрафа;
  • об иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (к примеру, налоги и сборы);
  • об уплате задолженностей за все виды услуг ЖКХ.

Подробнее о предлагаемых изменениях можно прочитать здесь. Законопроекты уже были одобрены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в настоящее время (январь 2020) находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

Вопрос-ответ

Предлагаем вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы читателей. Обращаем внимание на то, что ответы даны на основании законодательства, действующего на 31.01.2020 (т.е., без учета законопроектов).

Вопрос: Могут ли арестовать пенсию за долги по кредиту? В соответствии со ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут, если это только не пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
Вопрос: Сколько процентов могут снимать судебные приставы с пенсии? В соответствии со ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», приставы не вправе удерживать, в том числе и с пенсии, более 50 %, а по некоторым взысканиям (к примеру, алименты на детей или возмещение вреда здоровью) – не более 70%.
Вопрос: Имеют ли право приставы высчитывать долги за квартиру с пенсии? Да, имеют, если указанные долги взысканы по судебному решению или судебному приказу ().
Вопрос: Могут ли арестовать пенсию по потере кормильца за долги? Нет, не могут – согласно положению п. 10 ч. 1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вопрос: Могут ли приставы арестовать пенсию по инвалидности за долги? Могут, но взыскать вправе только в пределах установленных ограничений – 50 или 70% (ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве»).
Вопрос: Могут ли банки с пенсии удерживать долг по кредиту? Могут, если основанием для этого служит исполнительный документ и если это не пенсия по потере кормильца.
Ссылки на законодательные акты

  1. Статья 101 ФЗ N229 «Об исполнительном производстве». Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Для многих граждан страны преклонного возраста пенсия является единственным источником получения средств для решения минимальных жизненных проблем – покупки еды, оплаты коммунальных и лечения. Но и этот источник может уменьшить удержание части пенсии приставами, которые занимаются взысканием долга по судебному производству и исполнительному листу.

И, в связи с этим вопрос о вычетах из пенсии является достаточно актуальным и болезненным, особенно для тех, чьи пенсионные выплаты представляют собой небольшую сумму.

Имеет ли право судебный пристав арестовывать пенсию, если других доходов у пожилого человека нет, ведь тем самым создается угроза нормальному существованию человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть законодательные акты, касающиеся открытия судебного производства, работы судебных приставов, требований к принудительному взысканию долгов. Пенсионеры, как и граждане других возрастных категорий, также берут кредиты в банках и иногда становятся кредитными должниками.

Для взыскания задолженности с такого заемщика могут применяться разные меры, в том числе и вычеты с пенсий. Но сколько могут удерживать из пенсии судебные приставы, какие существуют ограничения по законодательству?

Основания

Число должников кредитных организаций, банков постоянно возрастает, к сожалению. Кредиторы не могут оставить вопрос без решения, так как терпят серьезные убытки. Для того, чтобы вернуть задолженность, открывается по решению суда производство, в рамках которого судебные приставы могут, в том числе, и оформлять удержание с части дохода (зарплаты, пенсии).

Вычеты производятся для уплаты долга не только по кредиту, но и, например, по алиментам. Есть ряд начислений, на которые начисления не налагаются. Среди них – пенсия по утрате кормильца.

Также в это перечень входит:

  • материнский капитал;
  • детское пособие;
  • алименты;
  • компенсация за моральный ущерб или причинение вреда здоровью;
  • пособие для ухода за инвалидом.

Это необлагаемые налоги, они не могут ограничиваться со стороны государственных или частных структур, даже по делу, связанного с взысканием долга.

ВНИМАНИЕ! Пенсия по старости не включена в данный список, но это не значит, что приставы могут оставить пожилого человека без средств для существования. Установлен определенный размер удержания с пенсий, вычеты могут составлять только до 50%.

Судебный пристав определяет, какую часть можно удерживать с пенсии с учетом размера долга, размера пенсионной выплаты. Учитываются также и судебные издержки, государственная пошлина, которая уплачивается для проведения судебного разбирательства.

Снимать деньги с пенсии приставы, основываясь на судебном решении, в любом случае будет, независимо от того, согласен с этом должник пенсионного возраста или нет.

Когда судом назначено взыскание задолженности, пенсионер может добровольно, в установленный срок вернуть положенную сумму. В противном случае взыскивать долг будут судебные приставы на основании исполнительного листа из суда. Пристав является уполномоченным лицом, главная задача которого – выполнить судебное решение в деле о долге.

Взыскание долгов с пенсионеров судебными приставами осуществляется в рамках законодательства РФ, но может проходить разными способами. Если у должника нет имущества, которое можно арестовать, продать, чтобы отдать долг, деньги высчитывают из пенсии.

Истцом по делу о долге может выступать не только физическое лицо, но и Пенсионный фонд.

Как минимизировать удержания

Получение долга с пенсионера – это проблема, которую можно решить в суде. Суд рассматривает основания для взыскания и принимает решение. Можно вернуть деньги добровольно, после постановления суда, чтобы не ждать открытия судебного производства. Если пенсионер не спешит вернуть долг, приставы снимают часть денег ежемесячно, с пенсии, в счет погашения задолженности.

ВНИМАНИЕ! Если сумма взысканий слишком большая и оставляет пенсионера без средств для существования, он может обжаловать действия судебных приставов в суде.

Для обжалования следует подготовить документы, подтверждающие затрудненное материальное положение. Например, в семье возникли непредвиденные расходы из-за продолжительного лечения.

Причины

Порядок удержания части пенсии регулируется ФЗ под номером 400 от 28.12.2013 (пункт 1, статья 29). Согласно этому закону, приставы могут удерживать часть пенсии на основании:

  1. исполнительного листа;
  2. решения Пенсионного фонда (при излишне выплаченных сумма);
  3. решения суда.

Размер вычета

Гражданин пенсионного возраста не может быть лишен 100 источника дохода по исполнительному листу или судебному решению.

Государство разрешает удерживать с этого источника дохода только до 50%. Удержание производится с страховой пенсии. Если же взыскание производится по решению Пенсионного Фонда, перечислившего ранее на пенсию излишние суммы, удерживается не более пятой части пенсионных выплат.

Но с пенсии может удерживаться и 70%, если речь идет о долге, связанного с компенсацией за причинение вреда здоровью, с ущербом в результате уголовного правонарушения.

Закон

С учетом статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязательно при удержании части пенсии должен соблюдаться принцип неприкосновенности той минимальной суммы, которая необходима для существования должника, а также его семьи. Этот принцип обязательно соблюдается судебными приставами, которые занимаются делом о долге и назначают взыскание.

У службы судебных приставов есть право на удержание части пенсии, это принудительная мера исполнения судебного решения. По статье 68 указанного ФЗ с целью исполнения решения суда может осуществляться взыскание с доходов, полученных в силу трудовых или социальных отношений.

Если у должника нет средств или имущества, за счет которых можно погасить долг, он будет выплачивать его с зарплаты или пенсии, назначенной по старости.

ВАЖНО! Статья 99 (часть 2) ФЗ «Об исполнительном производстве» ограничивает взыскания с зарплаты и пенсии.

Они могут составлять не более 50%. Если долг связана с компенсацией за вред, причиненный здоровью или с ущербом в результате преступления, назначается взыскание в размере 70%, в том числе и с пенсий.

Если пенсионер не может отдавать 50% с пенсии

Если в силу определенных обстоятельств пенсионера не может отдавать назначенные проценты от своей пенсии, он может обратиться с соответствующим заявлением в суд. Такое право ему дает статья 434 Гражданско-процессуального кодекса.

Эта статья разрешает поставить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления суда при наличии обстоятельств, из-за которых затрудняется выполнение судебного постановления. В суд подается заявление от самого должника или взыскателя, судебного пристава-исполнителя.

Суд, рассмотрев заявление и обстоятельства, имущественное положение ответчика, может задержать выплату долга или назначить выплату с рассрочкой.

Для принятия решения суд назначает заседание, на котором должны присутствовать участники этого дела. Но даже если одна из сторон не явится на заседание, решение по отсрочке может быть принято.

ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы суд вынес решение о рассрочке исполнения, нужно приложить к заявлению документы, подтверждающие финансовые трудности.

Также должник обязан доказать, что удержание с пенсии 50% от суммы лишает его даже минимума, необходимого для проживания.

Что следует знать

  • Когда появляется долг по кредиту, рекомендуется погасить его до судебного разбирательства. В противном случае нужно будет заплатить еще судебные расходы, госпошлину.
  • Суд назначит в любом случае взыскание, даже если должник – человек пенсионного возраста и не имеет других доходов, помимо пенсии.
  • После принятия судебного решения должник может выплатить задолженность добровольно, в установленный срок.
  • Если этого не произошло, исполнительный лист попадет в службу судебных приставов, которые откроют дело по долгу.
  • При отсутствии других средств для уплаты долга у пенсионера, приставы примут решение о вычете части пенсионных выплат.
  • Размер вычета не должен превышать 50%. Если долг образовался по алиментам, по компенсации за причиненный здоровью вред, удержание может составлять и 70%.
  • Взыскание долга путем вычета из пенсии не должно лишать пенсионера минимума средств, необходимых для существования.
  • Если удержание оставляет слишком мизерную сумму для проживания, можно обратиться в суд и поставить вопрос о рассрочке выплат по долгу или об отсрочке.

Для суда нужно подготовить документы, которые подтвердят затрудненное финансовое положение и невозможность выполнения предписаний исполнительного листа.

При установлении источников дохода должника судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (пенсию, пособие по безработице, заработную плату должника отбывающего наказаний и др. доходы) при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 ст. 99 Закона, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Исполнительное производство о взыскании периодических платежей может быть окончено судебным приставом-исполнителем по п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона по заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника, в том числе на денежные средства, поступающие на лицевые счета осужденных от родственников и иных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 866-О), с учетом положений ст. 107 УИК РФ.

Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25 % от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50 % в начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *