Пенсионный фонд

Пенсионный фонд

Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиком по обязательному пенсионному страхованию определён Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно норме закона ПФР является государственным учреждением, имеет территориальные органы совместно с которым и он составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

При этом в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (установление и выплата ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного обеспечения отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и другие).

В связи с проводимой в настоящее время административной реформой изменилось в том числе управление государственными внебюджетными фондами. Как говорилось выше, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено положение о том, что федеральное министерство здравоохранения и социального развития осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, а также установлен перечень функций, которые осуществляет федеральный министр в отношении государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, определил круг полномочий федерального министра, реализуемых им в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц.

Проводимые в современный период преобразования финансовых основ Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным изменением вертикали власти в государстве неизбежно актуализируют вопрос определения правового статуса Фонда и выработку путей повышения эффективности правовых норм, регулирующих статусные полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации.

С точки зрения организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации его характеризуют следующие элементы: нормативное регулирование порядка образования, реорганизации, ликвидации Фонда; подконтрольность государственных внебюджетных фондов; внутренняя организационная структура, органы администрации; процедуры деятельности; право на официальные символы.

Несмотря на значительное сходство, каждый фонд имеет существенные отличия в организационной структуре управления и в региональном построении своих отделений. Указанные особенности определяются в положениях и уставе о каждом из государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

Рис. 1 Структура Пенсионного Фонда РФ

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, заместители председателя, исполнительный директор Фонда а также управляющие двенадцатью региональными отделениями Фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

— несет всю полноту ответственности за своевременное и полное финансирование расходов на выплату пенсий и пособий из средств Фонда;

— определяет перспективные и текущие задачи Фонда;

— утверждает бюджет и сметы расходов Фонда, его отделений и отчеты об их исполнении;

— назначает и освобождает от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, Председателя ревизионной комиссии, руководителей отделений Фонда;

— утверждает структуру, штаты и смету расходов, включая фонд оплаты труда, центральных и региональных исполнительных органов, ревизионной комиссии;

— утверждает положения об исполнительной дирекции Фонда и ревизионной комиссии;

— издает в пределах своей компетенции положения, инструкции и другие нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда;

— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации.

Образованный в целях государственного управления денежным фондом, ПФР был наделен государственно-властными полномочиями, многие из которых свойственны государственным органам исполнительной власти. Как указывалось выше в соответствии с действовавшим до 1 января 2001 г. специальным законодательством государственные внебюджетные социальные фонды обладали административно-властными полномочиями в области сбора страховых взносов, аналогичными полномочиям налоговых органов. Это прежде всего относилось к полномочиям, связанным с осуществлением контроля за уплатой взносов, взысканием недоимки и пени, наложением финансовых санкций, обращением взыскания на имущество плательщиков.

Изменения были введены после вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов были делегированы налоговым органам.

В соответствии со статьями 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации на фонды возлагается составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении, представление которых на рассмотрение законодательных органов производится государственными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Государственные внебюджетные социальные фонды официально не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Несмотря на то, что официально они не признаны как органы государственного управления, тем не менее, не являясь таковыми официально, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере. Правовой статус ПФР включает в себя некоторые элементы, характерные для правового статуса органов государственного управления.

Так, деятельность, осуществляемая фондами, характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса, т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; возможностью применения мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний. Кроме того, фонды обладают определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно определенным порядком образования, реорганизации, ликвидации фондов; внутренней структурой фондов; территориальными пределами деятельности.

С другой стороны, ПФР обладает свойствами, порожденными двойственностью его правового статуса и не позволяющими однозначно отнести его к органам государственного управления:

1) ПФР не является автономной частью государственного аппарата;

2) ПФР — самостоятельное юридическое лицо, действующее не от имени государства, а по его поручению от собственного имени;

3) ПФР несет самостоятельную ответственность, при этом ответственность государства за действия Фонда ограничена рамками гражданского законодательства;

4) ПФР самостоятельно в процессе своей деятельности создает финансовые ресурсы, являющиеся государственной собственностью, для осуществления своих задач, а не наделяется ими в процессе его организации;

Реализация Фондом полномочий в отношении финансовых средств опосредуется отношениями с государственными органами, осуществляющими от имени Российской Федерации ее права собственника. Такие отношения возникают в связи с необходимостью получения согласия собственника на распоряжение имуществом в определенных случаях, осуществлением контроля уполномоченными государственными органами за деятельностью ПФР и других случаях. В отношении фондов как государственных учреждений, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по широкому кругу вопросов.

Это объясняется тем, что ПФР реализуют свои полномочия в отношении финансовых средств:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) заданиями собственника;

4) назначением финансовых средств.

При этом собственник вправе перераспределить финансовые средства ПФР путем принятия федеральных законов. В отношении ПФР предусмотрен режим финансового планирования, основными плановыми документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов ПФР, принимаемые Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов.

Органы государственной власти России наделены значительными полномочиями по контролю за деятельностью фондов, которые во многом определяются правовым режимом финансовых средств ПФР, являющихся государственной собственностью Российской Федерации.

Основными из этих полномочий являются:

1) создание, реорганизация и ликвидация ПФР;

2) утверждение Положения о Фонде (учредительных документов);

3) определение целей, задач и функций Фонда;

4) составление и утверждение бюджетов Фонда;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей ПФР;

6) перераспределение финансовых средств Фонда;

7) установление целевого расходования денежных средств, аккумулированных Фондом;

8) контроль за сбором, использованием и распределением финансовых средств Фонда.

Цели, задачи и функции, закрепленные в нормативных актах, во многом определяют организационно-структурное построение ПФР, сферу его деятельности и компетенцию. Анализ нормативных актов, определяющих основы деятельности ПФР, показывает, что главными целями его создания и деятельности являются: создание государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами пенсионного фонда. Эти цели достигаются в ходе решения таких задач, как: поддержание финансовой стабильности и обеспеченности пенсионной сферы, обеспечение прав граждан на социальные выплаты, своевременное и полное финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и др.), участие в разработке и реализации государственных программ в социальной сфере, финансирование целевых программ и т.д.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов. В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий Фонда по вопросам сбора, использования и распределения финансовых средств, являющихся государственной собственностью, а также полномочий по проведению государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан страны. Компетенция ПФР закрепляется в законах и нормативных актах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность фондов. Закрепление компетенции ПФР осуществляется разными технико-юридическими способами.

Весьма специфическим способом наделения фондов государственными полномочиями является их делегирование органами государственной власти. Делегирование означает возложение на фонды прав и обязанностей по осуществлению определенных действий, отнесенных к компетенции государственных органов, от имени этих государственных органов. По сравнению с органами государственной власти, которым делегирование полномочий вышестоящих органов осуществляется в административно-правовом порядке, делегирование полномочий органов государственной власти фондам, являющимся государственными учреждениями, может осуществляться только в гражданско-правовом порядке, поскольку фонды не имеют вышестоящих государственных органов в порядке подчиненности.

Делегирование государственных полномочий фондам может осуществляться в соответствии со статьёй 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом фонды выступают от имени органов государственной власти по их специальному поручению. Такой механизм делегирования полномочий государственных органов является одним из способов «вступления» государства в гражданские правоотношения и опосредованное приобретение им гражданских прав и обязанностей через действия государственных внебюджетных фондов. В то же время делегирование полномочий центрального аппарата фонда региональному отделению осуществляется в административно-правовом порядке путем принятия соответствующего правового акта самого фонда.

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе ПФР и его должностных лиц, которые несут правовую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе осуществления своей деятельности. Из всех видов ответственности наиболее урегулированной в правовом плане является гражданско-правовая ответственность ПФР, которая наступает и реализуется в соответствии с действующим гражданским законодательством. Остальные виды ответственности ПФР и его должностных лиц также регулируются в общем порядке, предусмотренном административным, трудовым и уголовным законодательством.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 августа 2018 года президент РФ Владимир Путин в своем телеобращении предложил корректировки в законопроект о пенсионных изменениях, внесенный правительством РФ и рассматриваемый в настоящее время Госдумой. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — государственный внебюджетный фонд, занимающийся выплатой пенсионного обеспечения граждан РФ (трудовые, государственные и другие пенсии), учетом страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, персонифицированным учетом участников системы обязательного пенсионного страхования, выплатой материнского капитала, управлением средствами пенсионной системы.

Пенсионный фонд РСФСР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года. Современное название получил согласно постановлению Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года.

Законодательство

Первоначально фонд был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В соответствии с постановлением Совета министров — правительства РФ от 22 сентября 1993 года, ПФР был переведен в ведение правительства РФ. Координация деятельности фонда возложена на Министерство труда и социальной защиты РФ (в соответствии с указом президента РФ от 21 мая 2012 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Основными документами, регулирующими деятельность ПФР, являются Положение о Фонде (утверждено постановлением Верховного совета РФ от 28 декабря 1991 года), федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года и другие.

В соответствии с Положением о ПФР, он и его денежные средства находятся в собственности государства. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. При этом средства Фонда формируются за счет страховых взносов (работодателей и работающих граждан) и ассигнований из бюджета РФ. Бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной думой РФ по представлению правительства РФ.

Основная задача ПФР — сбор и распределением пенсионных средств, учет пенсионеров, разъяснительная работа с населением. Фонд сам не выступает с инициативами об изменениях в пенсионном законодательстве, но проводит научно-исследовательские работы в этой области участвует в разработке нормативных актов.

Статистика

В составе ПФР 84 отделения во всех регионах РФ, а также в городе Байконур (Казахстан), при этом в Москве и Московской области и Санкт-Петербурге и Ленинградской области отделения совмещены. Всего в ПФР действуют 2 тыс. 460 управлений и клиентских служб. Численность персонала фонда — 108,8 тыс. человек. О средней заработной плате ПФР в годовых отчетах не сообщает, по состоянию на конец 2016 года в системе ПФР рядовые сотрудники получали около 30 тыс. руб.

По данным годового отчета, в 2017 году доходы ПФР составляли 8,26 трлн руб. (рост на 8,3% по сравнению с 2016 годом). Дотации из федерального бюджета — 3,7 трлн руб. Расходы фонда в 2017 году — 8,32 трлн руб. (рост на 6,3%), из них 6,38 трлн руб. — выплаты страховой части трудовой пенсии. Всего в России выплаты из ПФР в 2017 году получали 43,5 млн человек.

Дефицит бюджета ПФР в 2017 году составил 59,4 млрд руб., в 2016 году — 204,4 млрд руб. Основной источник покрытия дефицита фонда — дотации из федерального бюджета.

Председатель правления ПФР с 17 июля 2008 года — Антон Дроздов.

Официальный сайт — www.pfrf.ru.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

  • Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

  • Подать заявление на получение пенсии.

  • Выбрать способ получения пенсии.

  • Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

  • Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

  • Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии.

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 января 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил бывшего министра труда и социальной защиты Максима Топилина председателем правления Пенсионного фонда РФ.

Он родился 19 апреля 1967 года в Москве. Его отец — Анатолий Васильевич (род. 1940), экономист, социолог; доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела воспроизводства трудовых ресурсов и занятости населения Центра социальной демографии Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

В 1988 году Максим Топилин окончил Московский институт народного хозяйства (ныне — Российский экономический университет) им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист». В 1988-1991 годах учился в аспирантуре Научно-исследовательского института (НИИ) труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

Кандидат экономических наук. В 1991 году в НИИ труда защитил диссертацию по теме «Материальное стимулирование трудового вклада структурных подразделений предприятия».

С 1988 года был младшим научным сотрудником, с 1991 по 1994 годы — старшим научным сотрудником НИИ труда.

В 1994-2001 годах работал в аппарате правительства РФ. Занимал должности специалиста-эксперта, консультанта отдела труда, занятости и миграции департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения. В 1996-1997 годах — консультант отдела социальной политики и труда департамента труда и здравоохранения. В 1997-1998 годах — консультант отдела социальной политики и труда департамента социального развития, в 1998-2001 годах — начальник отдела.

С 10 июля 2001 года по 29 марта 2004 года — заместитель министра труда и социального развития РФ Александра Починка (в марте 2004 года ведомство было упразднено, его функции переданы Федеральной службе по труду и занятости, подчиненной Министерству здравоохранения и социального развития РФ).

С 29 марта 2004 года по 31 июля 2008 года — руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Одновременно с 27 мая 2005 года являлся главным государственным инспектором труда РФ.

С 31 июля 2008 года по 21 мая 2012 года — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой.

С 21 мая 2012 года по 21 января 2020 года занимал должность министра труда и социальной защиты РФ в правительстве Дмитрия Медведева (переназначен на должность 18 мая 2018 года). Министерство труда и социальной защиты было образовано на базе упраздненного Минздравсоцразвития. 15 января 2020 года второе правительство Дмитрия Медведева ушло в отставку, члены кабинета исполняли свои обязанности до 21 января. В новое правительство Михаила Мишустина Максим Топилин не вошел.

19 сентября 2012 года Максиму Топилину указом президента РФ Владимира Путина был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение майских указов. 30 сентября 2013 года глава государства снял дисциплинарное взыскание с министра.

Входил в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (2012-2020).

Был сопредседателем Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ (2012-2018).

Общая сумма декларированного дохода за 2018 год составила 6 млн 910 тыс. рублей, супруги — 16 млн 565 тыс. рублей. В собственности жены была квартира (115 кв. м) в Болгарии.

Действительный государственный советник РФ I класса (2009).

Награжден орденом Мужества (2008; «за мужество и самоотверженность, проявленные при оказании медицинской помощи пострадавшим в грузино-югоосетинском конфликте»). Отмечен Почетной грамотой президента РФ (2010).

Женат, супруга — Мария Валентиновна Топилина (род. 1969). Две дочери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *