Применение физической силы сотрудниками полиции

Применение физической силы сотрудниками полиции

Задержанные часто жалуются на необоснованное применение физической силы сотрудниками полиции. Работники органов МВД так же часто обращают внимание общественности на неадекватность задержанных. Действительно, мы все видели видеоролики, в которых странные люди в ответ на просьбу показать водительское удостоверение, например, внезапно разражаются бранью или лезут в драку.

На самом деле хороши и те, и эти. А дело в элементарном незнании своих прав и обязанностей. И если для сотрудника полиции это должностное преступление, то почему-то считается, что незнание прав для обычного человека — в порядке вещей. Но полицейские — тоже люди, и если вы стремитесь обязательно дотянуться до лица сотрудника МВД кулаками или ногтями, то в конце концов получите ответ.

Мы сейчас не оправдываем тех полицейских, которые считают дубинку логическим продолжением руки. Однако точно зная, где заканчиваются права и начинаются обязанности, и грамотно применяя эти знания на практике, вы уменьшите возможность встречи с полицейским неадекватом процентов так на 50%. А мы вам в этом поможем.

Если вы уже столкнулись с таким и не знаете, как избежать ответственности за то, в чем совсем не виноваты, не впадайте в панику, обратитесь к юристам.

Они подскажут, куда обратиться с жалобой, защитят ваши интересы в суде, максимально противодействуя преступным действиям со стороны работников правоохранительных органов.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 69 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Когда применение физической силы разрешено

Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.

Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.

То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:

  • при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
  • во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
  • если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.

Также применение физической силы полицией считается правомерным при использовании сотрудником (в рамках закона) спецсредств или огнестрельного оружия.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

Если сотрудниками полиции причинен физический вред, первая помощь должна быть оказана ими тут же на месте. Медицинская поддержка раненому предоставляется в максимально короткий срок. Информацию о получении травм, повреждений, которые возникли после применения силовых методов, сотрудники обязаны сообщить родственникам травмированного человека. Время на сообщение — не больше 24 часов.

О любом случае применения полицией действий, в результате которых гражданин получил ранения, травмы, или наступил летальный исход, извещается прокурор. Также не позднее 24 часов с момента происшествия. В обязанности сотрудника входит сохранение неприкосновенности места происшествия. Зачем — в законе не сказано. Видимо, для последующего расследования.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Единственное ограничение изложено в 1 пункте 20 статьи Закона: «если несиловые способы не обеспечивают…». На это и нужно ссылаться при необоснованных насильственных действиях полицейских.

Также отсутствуют и запреты на силовое воздействие сотрудников полиции применительно к субъектам. Статья 22 «Запреты и ограничения» говорит о спецсредствах. То есть в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов и малолетних детей действует запрет только на использование специальных средств.

Таким образом, превышением полномочий считается любое силовое воздействие, которое не было вызвано крайней необходимостью или злостным неповиновением.

Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно

Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.

Вам не могут запретить съемку: законодательного запрета просто не существует. Более того, ст. 8 ФЗ «О полиции» регламентирует ее деятельность открытой для общества. Если сотрудник запрещает вам снимать, он должен указать причину запрета — конкретный нормативный акт, пункт и статью закона.

Можно позвонить по телефону 8-800-222-74-47 на горячую линию МВД России. Этот номер предназначен для сообщений о неправомерных действиях сотрудников полиции. Это номер министерства, на сайте МВД во вкладке «контакты» размещены телефонные номера региональных «горячих линий».

Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру. Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.

Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.

1) В каких случаях сотрудник полиции не имеет права применять специальное средство «Палка специальная»:

1. для пресечения преступления или административного правонарушения;

2. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

3. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;*

4. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2) Сотрудник полиции не имеет права применить огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем:

1. оружия и боеприпасов;

2. взрывчатых веществ, взрывных устройств;

3. ядовитых или радиоактивных веществ;

4. наркотических средств и психотропных веществ.*

3) В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить специальные средства?

1. для задержания лица, застигнутого при совершении административного правонарушения;

2. для пресечения преступления или административного правонарушения;*

3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику Росгвардии;

4. для задержания лица, если это лицо может оказать сопротивление.

4) Применение водометов не осуществляется:

1. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;*

2. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

3. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

4. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

5) Огнестрельное оружие не применяется:

1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2. для освобождения насильственно удерживаемых в помещениях лиц;*

3. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

4. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

6) Сотруднику полиции не запрещено применять специальные средства:

1. в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц;

2. в отношении несовершеннолетних лиц, женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности;

3. для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.*

7) Допускается ли нанесение человеку ударов специальным средством – палкой специальной в область ключицы?

1. только с разрешения старшего группы (наряда).

2. да.

3. только по указанию дежурного по ОВД.

4. нет*

8) Имеет ли право сотрудник полиции применять специальные средства в отношении женщин?

1. не имеет.

2. имеет, кроме женщин с видимыми признаками беременности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

3. имеет, кроме женщин с видимыми признаками беременности или явными признаками инвалидности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции*

4. имеет, кроме женщин с явными признаками инвалидности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

9) Имеют ли право сотрудники полиции применять специальные средства для пресечения попытки завладения транспортным средством полиции?

1. да*

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. нет.

4. только по указанию дежурного по ОВД.

10) Допускается ли нанесение человеку ударов специальным средством – палкой специальной по голове?

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. да.

4. нет.*

5. только по указанию дежурного по ОВД.

11) Разрешено ли сотрудникам полиции применять специальные средства – специальные газовые средства для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения?

1. да.

2. нет.*

3. только с разрешения старшего группы (наряда).

4. только по указанию дежурного по ОВД.

12) Имеет ли право сотрудник полиции применить огнестрельное оружие для обезвреживания собаки, угрожающей здоровью граждан?

1. да.*

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. только по указанию дежурного по ОВД.

4. нет.

13) Разрешено ли сотрудникам полиции применять специальные средства – специальные газовые средства для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования сотрудника полиции об остановке?

1. только с разрешения старшего группы (наряда).

2. нет.*

3. только по указанию дежурного по ОВД.

4. да.

14) Установлены ли запреты на применение сотрудником полиции физической силы по кругу лиц?

1. ограничений по кругу лиц не установлено; *

2. запрещено в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции;

3. запрещено в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних;

4. запрещено в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

15) В отношении какой категории лиц по общему правилу запрещено применять специальные средства?

1. ограничений по кругу лиц не установлено;

2. в отношении женщин;

3. в отношении лиц с явными признаками инвалидности; *

4. в отношении несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции.

16) В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?

1. несовершеннолетних;

2. малолетних;*

3. женщин;

4. лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;

5. иностранцев и лиц без гражданства.

17) В каких случаях сотруднику полиции разрешено применять огнестрельное оружие без предупреждения?

1. когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции;

2. если промедление в применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;*

3. когда предупреждение является неуместным или невозможным;

4. когда может повлечь иные последствия.

18) В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?

1. если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

2. если управляющее лицо создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

3. если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4. если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.*

19) Что необходимо сделать сотруднику полиции в первую очередь в случае ранения человека из табельного оружия?

1. написать рапорт о факте применения табельного оружия;

2. оказать первую помощь раненому;*

3. сообщить родственникам пострадавшего о происшедшем.

4. сообщить о данном факте в дежурную часть ОВД;

5. вызвать скорую помощь.

20) Кто из ниже перечисленных лиц не входит в перечень тех, против кого запрещено применять огнестрельное оружие?

1. женщины;

2. несовершеннолетние;

3. лица с явными признаками алкогольного либо наркотического опьянения;*

4. лица с явными признаками инвалидности;

5. все указанные варианты верны.

21) В статье 24 Федерального закона РФ «О полиции» говориться о том, что сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке:

1. возникли предусмотренные законом основания для его применения;

2. могут возникнуть основания для его применения;*

3. возникают основания для его применения;

4. в законе «О полиции» ничего об этом не говорится.

22) Кого обязан уведомить сотрудник полиции обо всех случаях причинения смерти или ранения правонарушителю?

1. прокурора;

2. судью;

3. начальника территориального ОВД;*

4. командира своего строевого подразделения.

23) В какой ситуации допускается применение огнестрельного оружия в отношении лиц, против которых по общему правилу запрещается его применение?

1. в случае совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.*

2. в случае совершения указанными категориями лиц вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан или сотрудника полиции;

3. в случае пресечения незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;

4. в случае совершения ими тяжкого преступления и пытающихся скрыться.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принятие Федерального закона «О полиции» конкретизировало и увеличило основания применения специальных средств полицией, определило основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширило запреты, связанные с их применением.

Специальные средства — это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:

· палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);

· ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;

· наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

· светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);

· средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);

· электрошоковые устройства;

· средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);

· водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);

· специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);

· сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;

· служебные лошади.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства РФ. Так, в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, вошли не указанные в законе резиновые пули ударного непроникающего действия.

В ст. 21 Федерального закона «О полиции» выделены следующие признаки специальных средств:

1. в качестве специальных средств Закон допускает применение химических веществ (газов, окрашивающих и маркирующих средств), технических устройств и приспособлений, а также служебных животных;

2. они представляют повышенную опасность для человека;

3. прежде чем поступить на вооружение полиции, эти средства должны пройти специальную процедуру допуска в целях определения характера их воздействия1Так, в соответствии с приказом МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минздравсоцразвития России от 3 марта 2010 г. «О создании Межведомственной экспертной комиссии» специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, по результатам экспертного заключения и комиссионного рассмотрения материалов могут быть включены в утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации перечни образцов огнестрельного оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, а также специальных средств и иных видов вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, органов ФСБ и ФСИН.;

4. эти средства используются только в ситуациях, прямо разрешенных законом в целях борьбы с правонарушениями.

В ряде случаев специальные средства могут быть применены только посредством производства выстрела из огнестрельного оружия. Например, пули травматические ударного непроникающего воздействия «Волна-Р» (пуля резиновая сферической формы); пули ударного комбинированного останавливающего действия «Волна-1», «Волна-2»; патроны со светозвуковой гранатой для имитации взрыва и психического воздействия «Звезда» и фанатами раздражающего действия «Черемуха-7», «Черемуха-7М», «Сирень-7».

Применение специальных средств допустимо и законно только в случае активных насильственных действий. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для их применения. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:

1. отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2. пресечения преступления или административного правонарушения;

3. пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4. задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5. задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6. доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7. освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8. пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9. остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10. выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11. защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Кроме того, работникам полиции разрешается использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О полиции» запрещается применять специальные средства против:

1. женщин с видимыми признаками беременности;

2. лиц с явными признаками инвалидности;

3. малолетних (в соответствии со ст. 28 ГК РФ лицо, не достигшее 14 лет).

Исключение составляют случаи оказания указанными лицами вооруженного сопротивления и совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Статья 22 Федерального закона «О полиции» впервые на законодательном уровне определила не только запреты на применение специальных средств, но и ограничения, связанные с их применением:

1. не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2. не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3. не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4. установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» для применения перечисленных специальных средств сотрудники полиции вправе применять служебное огнестрельное оружие.

Огнестрельное оружие — это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

Современное применение полицией специальных средств и огнестрельного оружия предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др. Указанные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности: «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д. Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Так, применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» в ряде случаев сотрудникам полиции позволяется, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев, таких как: состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Состояние крайней необходимости по ст. 39 УК РФ характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 УК установлено понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».

Кунцевская межрайонная прокуратура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *