Статья 37 44 ФЗ

Статья 37 44 ФЗ

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

  • Статья 32 Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки 6. Сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять … Открыть статью
  • Статья 34 Контракт 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа; Открыть статью
  • Статья 51 Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе 4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса; Открыть статью
  • Статья 54 Заключение контракта по результатам конкурса 3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. Открыть статью
  • Статья 83.2 Заключение контракта по результатам электронной процедуры 3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от … Открыть статью
  • Статья 95 Изменение, расторжение контракта 17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии … Открыть статью
  • Статья 96 Обеспечение исполнения контракта 6.3. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Бесплатная консультация юриста по телефону:

До принятия Федерального закона 44 недобросовестный поставщик, оформивший на рассмотрение заказчика более низкую цену в аукционе или конкурсе, мог выиграть. Но после принятия описываемого закона были приняты антидемпинговые меры, а значит, каждый исполнитель будет проверяться, если он предложил цену более низкую, чем другие участники.

Ст. 37 Федерального закона 44 состоит из 12 пунктов. Последние изменения в статье были внесены 4 июня 2014 года, при принятии ФЗ номер 140. При последних изменениях в статью был добавлен пункт номер 12. 37 статья описывает проведение и использование антидемпинговых мер при проведении закупочных аукционов и конкурсов.

Содержание 37 статьи Федерального закона номер 44 о контрактной системе в области закупок товаров, услуг и работ:

Первый пункт. Когда денежная сумма договора исчисляется в 15 миллионов рублей и более, а участник закупки (покупатель) предлагает изменить цену на 25% ниже, применяются антидемп. меры. Это означает, что контракт может быть подписан и осуществлен, только если участник, предложивший понижение цены, гарантирует осуществление заказа с помощью повышения денежной гарантии в полтора раза. Условия подробно описываются в договоре. Если в договоре указан аванс, то сумма не должна быть меньше его.

В ч. 2 ст. 37 закона 44 описана такая же ситуация, как в первом пункте. Когда НМЦК является 15 миллионов рублей и выше, а покупатель предлагает цену ниже на 25% и более, применяются антидемпинговые меры. В отличие от информации, оформленной в пункте первом, во втором пункте вместо денежной гарантии участнику предлагается предоставить особую документацию с подтверждением его добросовестности. Бумаги должны быть новыми, актуальными на момент подписания договора.

В третьем пункте описываемой статьи оформлена информация о бумагах, предоставляемых участником сделки для подтверждения его добросовестности. Информация, которую он предоставляет другой стороне сделки, должна быть оформлена в специальном реестре и удовлетворять определенные требования.

Среди этих требований:

  • Поставщик должен выполнить в течение одного года от трех и более заказов, договоры должны быть исполнены и закрыты. В сведениях не должно быть информации о неустойках, штрафах, нарушениях и т. д.;
  • Поставщик также имеет право предоставить бумаги, в которых оформлена информация о выполненных обязательствах согласно 3 договорам в течение трех лет. В сведениях о поставщике также должна отсутствовать информация о каких-либо штрафах или нарушениях;
  • Поставщик может предоставить заказчику информацию о 4 и более выполненных сделках, исполненных в течение двух лет. 75% из этих договоров не должны иметь никаких сведений о штрафах, неустойках, нарушениях или некачественном выполнении обязательств.

В третьем пункте написано, что основным требованием антидемпинговых мер является соотношение стоимости одного контракта, равного стоимости, предложенной поставщиком, не менее 20%.

В ФЗ 44 ч. 4 ст. 37 оформлена информация о том, что если заказчик проводит конкурс, то сведения, описанные в пункте три, должны быть прикреплены вместе с заявкой на участие в конкурсе. В случае если сведения, закрепленные вместе с заявкой, не подтверждены официально, то проверяющая комиссия имеет право отклонить запрос поставщика. Однако комиссия обязана объяснить участнику конкурса причины отклонения заявки и описать их в протоколе проверки. После подписания протокола комиссия обязана в течение одного рабочего дня уведомить поставщика об отклонении заявки. В этом пункте также подтверждается информация, оформленная в пункте 1. Если поставщик не предоставил информацию о собственной добросовестности, то он обязан оплатить денежную гарантию в 1,5 раза больше объема обеспечения выполнения контракта для участия в конкурсе.

Пятый пункт. В этом пункте написано, что в случае, если заказчик устроил не конкурс, а аукцион, информация, описанная в пункте три, предоставляется поставщиком заказчику в момент передачи подписанного договора. Если исполнитель не предоставил покупателю информации о собственной добросовестности при передаче подписанного договора или если проверочная комиссия определила, что информация, предоставленная победителем аукциона недостоверна, то поставщик будет признан уклонившимся от подписания договора и выполнения обязательств. Все сведения будут внесены комиссией в протокол и добавлены в соответствующий реестр.

Шестой пункт. В этом пункте описано, что сведения или оплата, включенные в пункт 1 и 2, должны быть предоставлены исполнителем до момента заключения договора. Как и в пятом пункте, невыполнение этого условия закона считается уклонением от заключения контракта и выполнения собственных обязательств. Согласно описываемой 37 статье, информация о поставщике записывается комиссией в протокол и направляется в реестр, уведомляются все участники конкурса или аукциона.

В седьмом пункте 37 статьи отдельно оформлена информация для заказов, где требуются научные, исследовательские, конструкторские, научно-технические работы и консалтинговые услуги. Благодаря антидемпинговым мерам заказчик имеет право и возможность оформить в конкурсе или аукционе способы оценки заказа.

Заказчик имеет на это право только в случаях, если:

  • Цена в договоре оформлена на 25% ниже, чем НМЦК;
  • Цена в договоре оформлена на более чем 25% ниже, чем НМЦК.

В восьмом пункте оформлена информация о том, что антидемпинговые меры будут применяться к контрактам, где предложение о стоимости было выше, чем на 25% ниже НМЦ контракта. В таких случаях, решением стало назначить ценовое предложение в сумме 10% от сумм величин других критериев оценки, оформленных в договоре.

В ч. 9 ст. 37 закона 44 оформлена информация о применении антидемпинговых мер в контрактах на поставку товаров. Если в случае заказа на какой-либо товар, цена для выполнения предложена более чем на 25% ниже, чем НЦМК, то участник, предложивший цену, обязан предоставить ее подтверждение.

Поставщик предоставляет следующий список бумаг:

  • Гарантийные талоны с информацией об изготовителе товара, а также с описанием стоимости и объема;
  • Расчетный план и другие документы с доказательством, что поставщик реализует обязательства в срок и по предложенной цене;
  • Документы с доказательством, что участник владеет товаром.

Десятый пункт. В десятом пункте оформлены случаи, когда при введении антидемпинговых мер участник обязан предоставить подтверждение предлагаемой им цены исполнения обязательств договора:

  • Предоставление подтверждения происходит участником закупки, когда предложенная им цена ниже НМЦК на 25% и выше при обращении для участия в конкурсе. Информация проверяется комиссией, заявка ей же отклоняется и все сведения о поставщике вносятся в протокол, а затем в реестр;
  • Предоставление подтверждения происходит участником закупки, который отправил подписанный договор заказчику в случае проведения аукциона. Если исполнитель не отправил подписанный договор, он будет считаться нарушителем, уклонившимся от выполнения обязательств, и к нему будут применены антидемпинговые меры.

В 11 пункте описываемой статьи написано, что антидемпинговые меры и ответственность применяются к участнику в полной мере, без послаблений, если он был признан комиссией уклонившимся от заключения контракта.

Согласно последней редакции 37 статьи, в нее был добавлен пункт номер 12. В нем написано, что антидемпинговые меры не применяются к участникам, осуществляющим закупку жизненно важных для населения лекарств.

Скачать действующую редакцию закона о госзакупках

Статья 37 Федерального закона номер 44 принята для регулирования и контроля над ценами контрактов. Эта статья регламентирует процессы и меры, благодаря которым невозможны искусственные занижения или завышения стоимости контрактов во время аукционов или конкурсов. Для более подробного изучения возможностей осуществления закупок рекомендуется прочесть описываемый закон.

Скачать текст Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Новая редакция Ст. 37 УК РФ

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Комментарий к Статье 37 УК РФ

1. Необходимая оборона от общественно опасных посягательств — естественное субъективное право каждого человека, признаваемое и закрепленное законом. УК РФ по-новому определил приоритетность объектов защиты при необходимой обороне: личность и права обороняющегося или других лиц, охраняемые законом интересы общества, охраняемые законом интересы государства.

2. Часть 2 коммент. статьи декларирует право каждого гражданина на самозащиту независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Данное положение отсутствовало в прежнем УК РФ. Оно заимствовано из Постановления Пленума ВС СССР N 14.

Эта же часть статьи гласит, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

В ст. 24 Закона о милиции указано, что «на деятельность сотрудника милиции распространяются положения о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные законодательством». В то же время обеспечение правопорядка и пресечение преступлений — это не субъективное право, а служебная обязанность сотрудника милиции, в связи с чем он в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 12 — 16 Закона о милиции, может применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452.

<3> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594; 1997. N 29. Ст. 3502.

<4> Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 888; 2003. N 2. Ст. 167; 2006. N 30. Ст. 3294.

3. Часть 1 коммент. статьи в общем виде определяет условия правомерности необходимой обороны, а ч. 2 — условия неправомерности. Условия правомерности необходимой обороны разделяются на условия, относящиеся к посягательству и защите.

4. К условиям посягательства относятся: а) общественная опасность посягательства; б) наличность посягательства; в) действительность посягательства; г) неспровоцированность нападения.

4.1. Оборона допустима только в отношении преступного посягательства, ибо признак общественной опасности характерен только для преступлений.

4.2. Посягательство считается наличным, когда нападающий начал причинять вред объекту или создал реальную непосредственную угрозу причинения вреда. Состояние необходимой обороны существует до тех пор, пока посягательство еще не окончено. ВС СССР в Постановлении Пленума N 14 разъяснил, что состояние необходимой обороны не может считаться устраненным и в том случае, когда акт самозащиты последовал непосредственно за актом хотя бы и оконченного нападения, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент окончания нападения.

4.3. Действительность посягательства означает, что оно существует реально, а не в воображении обороняющегося. Действительное нападение следует отличать от мнимого. При мнимой обороне имеет место фактическая ошибка и применяются правила о влиянии фактической ошибки на ответственность. В Постановлении Пленума ВС СССР N 14 разъяснено, что при мнимой обороне лицо не несет УО за причиненный вред в тех случаях, когда вся обстановка происшествия давала лицу, применившему средства защиты, достаточные основания полагать, что имело место реальное посягательство. Если лицо должно было и могло осознавать ошибочность своего предположения, оно несет ответственность за неосторожное преступление.

4.4. Неспровоцированность посягательства означает, что поведение нападающего не было спровоцировано самим обороняющимся с намерением причинить ему физический вред. В связи с чем в Постановлении Пленума ВС СССР N 14 разъяснено, что не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое намеренно вызвало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т.п.). В таких случаях содеянное должно квалифицироваться на общих основаниях (см. п. 6 Постановления Пленума ВС СССР N 14).

5. Условиями, относящимися к защите при необходимой обороне, на основании закона выступают: а) защита охраняемых законом благ; б) соразмерность защиты характеру и степени общественной опасности посягательства; в) причинение вреда только посягающему.

5.1. В коммент. статье названы в самом широком смысле объекты защиты: личность и права обороняющегося или другого лица, интересы общества или государства. Нельзя защищать с использованием положений о необходимой обороне не охраняемые законом блага (посевы наркотикосодержащих растений, похищенное имущество и т.д.). Никто не имеет права обороняться от законных действий. И наоборот, граждане имеют право обороняться от антиконституционных и других незаконных действий.

В связи со сказанным нельзя, например, гражданину считать явно незаконными действия сотрудника милиции, который в соответствии со ст. 11 Закона о милиции требует, чтобы гражданин предъявил документы, имея достаточные основания подозревать данного гражданина в совершении преступления или административного правонарушения, хотя бы предположения работника милиции оказались неосновательными.

5.2. Соразмерность защиты нападению означает, что причиненный вред нападающему не должен быть чрезмерным: он может быть равным и даже несколько большим, чем намеревался причинить посягающий, однако минимальный в данных конкретных обстоятельствах и условиях.

Если же посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, или хотя бы с непосредственной угрозой применения такого насилия, то возможно причинение любого вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни.

В иных случаях характер защитительных действий, вид и тяжесть причиненного вреда для отражения посягательства должны быть разумно необходимыми для отражения посягательства. При оценке правомерности обороны учитываются как степень и характер опасности, угрожающей обороняющемуся, так и его силы и возможности отразить нападение. В частности, должны учитываться количество посягающих и обороняющихся, их возраст, физическое состояние, наличие оружия, место и время посягательства и другие обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (см. Постановление Пленума ВС СССР N 14).

5.3. Превышение пределов необходимой обороны — это очевидное несоответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется вред, указанный в ст. 108 и 114. Причинение посягающему вреда по неосторожности не влечет УО (см. Постановление Пленума ВС СССР N 14).

5.4. Определение пределов защиты должно решаться для каждого случая сугубо индивидуально. Однако следует иметь в виду, что в состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно взвесить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты (см. Постановление Пленума ВС СССР N 14).

5.5. Недопустима защита после очевидного окончания нападения (нападающий убегает или повержен и просит пощады). Месть нападающему должна расцениваться как умышленное преступление (обычное или совершенное в состоянии сильного душевного волнения), а не превышение пределов необходимой обороны. Вместе с тем состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела обороняющемуся не был ясен момент его окончания. Переход же оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к обороняющемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства (п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 14).

Другой комментарий к Ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к посягательству, от которого осуществляется защита, являются: а) общественная опасность посягательства; б) действительность посягательства; в) наличность посягательства.

2. Необходимая оборона допускается только от общественно опасных посягательств. К общественно опасным посягательствам относятся действия, которые немедленно по их совершении и неотвратимо вызывают наступление реальных серьезных вредных последствий для личности, общества или государства, причинение которых в принципе уголовно наказуемо.

Поскольку в законе говорится об общественно опасном посягательстве, а не о преступлении, необходимая оборона допустима от действий невменяемых лиц, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественного опасных посягательств»).

При этом невозможна необходимая оборона от посягательств, совершаемых путем бездействия. С дугой стороны, возможна необходимая оборона от неправомерных как по существу, так и по форме действий должностных лиц, связанных с применением насилия в отношении граждан либо с угрозой его применения.

Нарушает данное условие правомерности и не создает необходимой обороны так называемая провокация необходимой обороны, т.е. умышленные действия лица, вызывающего на себя посягательство со стороны другого лица и использующего нападение со стороны последнего как повод для расправы с ним. Содеянное квалифицируется как умышленное преступление на общих основаниях (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14).

Нарушает данное условие правомерности и не создает необходимой обороны также защита от действий, хотя формально и содержащих признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но заведомо для причинившего вред не представлявших в силу малозначительности общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ) (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14). В таких случаях ответственность наступает за умышленное преступление на общих основаниях.

3. Действительность посягательства означает, что посягательство происходит в реальной действительности, в реальной жизни, а не в воображении обороняющегося.

Нарушение рассматриваемого условия правомерности, т.е. предположение обороняющегося о существовании посягательства при его фактическом отсутствии, именуется в уголовном праве либо воображаемой обороной, либо мнимой обороной.

Воображаемая оборона имеет место тогда, когда посягательства не существовало в реальности и обстоятельства не давали лицу абсолютно никаких оснований полагать, что оно происходит. В таких случаях чьи-то действия рассматриваются как посягательство из страха или вследствие самовнушения. Квалифицируются они как умышленное причинение вреда на общих основаниях.

Мнимая оборона является разновидностью фактической ошибки и имеет место тогда, когда посягательства не существовало в реальности, однако лицо полагало, что оно происходит. Правила квалификации мнимой обороны приведены в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14.

4. Наличие посягательства означает временной интервал существования посягательства, в течение которого действия рассматриваются как посягательство и дают лицу обороняющемуся защищаться от него.

5. Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к действиям по защите от посягательства, являются: а) защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов; б) защита должна быть сопряжена с причинением вреда исключительно посягающему; в) защита должна быть своевременной.

6. Такое условие правомерности необходимой обороны, как то, что защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов, означает следующее. В соответствии с уголовным законом посредством необходимой обороны могут защищаться, во-первых, личность и права обороняющегося; во-вторых, личность и права других лиц (как близких обороняющемуся, так и совершенно посторонних для него); в-третьих, охраняемые законом интересы общества; в-четвертых, охраняемые законом интересы государства. При этом защищаемые интересы должны быть правомерными: так, нельзя рассматривать как необходимую оборону насильственные действия во избежание раскрытия преступления или действия, внешне подпадающие под иные условия правомерности необходимой обороны, однако нацеленные на расправу с посягающим.

7. Второе условие правомерности в данной группе связано с тем, что защита от посягательства должна быть сопряжена с причинением вреда исключительно посягающему. В этом условии можно выделить два значимых момента: во-первых, защита состоит в совершении активных действий по причинению физического или, крайне редко, имущественного вреда; во-вторых, вред при необходимой обороне причиняется исключительно посягающему, что, среди прочего, отличает необходимую оборону от крайней необходимости.

При этом право на защитные действия принадлежит в равной мере всем лицам и не связано с возможностью избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч. 3).

В случае если посягающих несколько, вред может причиняться как всем им, так и любому из них. В таком случае не требуется причинения равного вреда всем посягающим, а меры защиты зависят не от поведения конкретного участника группы посягающих, а от поведения всей такой группы в целом (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14).

8. Своевременность защитных действий означает, что оборона допустима только от наличного посягательства, т.е. от посягательства, уже начавшегося и еще не закончившегося (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14).

В данной ситуации момент окончания посягательства не совпадает с юридическим моментом окончания совершаемого посягающим преступления. Моментом окончания посягательства признается момент прекращения посягающим своих действий либо вследствие встречного отпора со стороны обороняющегося, либо вследствие достижения им своей цели, либо вследствие добровольного отказа от дальнейшего продолжения посягательства.

Тем не менее, как и в случае с моментом начала посягательства, момент окончания посягательства оценивается субъективно обороняющимся с учетом объективно сложившейся обстановки. Поэтому если обороняющемуся по обстоятельствам дела не был с очевидностью ясен момент окончания посягательства, то посягательство не считается оконченным. Следует обратить внимание на то, что переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягающего к обороняющемуся сам по себе не свидетельствует об окончании посягательства.

Соответственно, своевременной защита будет тогда, когда защитные действия происходят во временном промежутке между моментами начала и окончания посягательства.

Нарушение рассматриваемого условия правомерности образует либо преждевременную, либо запоздалую оборону. Явно преждевременная оборона имеет место до момента начала посягательства и квалифицируется как умышленное преступление на общих основаниях. Явно запоздалая оборона имеет место после очевидного окончания посягательства и образует саморасправу с посягающим; квалифицируется она как умышленное преступление на общих основаниях. В случае если действия лица после очевидного окончания посягательства совершались в состоянии аффекта, содеянное квалифицируется по соответствующим нормам, предусматривающим ответственность за преступление, совершенное в состоянии аффекта (ст. ст. 107, 113 УК РФ).

9. Соблюдение перечисленных условий правомерности необходимой обороны предполагает оценку соблюдения последнего условия правомерности, связанного с отсутствием на стороне обороняющегося превышения пределов необходимой обороны.

В затронутом контексте необходимо отметить, что уголовному закону известно два вида необходимой обороны.

В первом случае, если посягательство, от которого осуществляется защита, сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, необходимая оборона носит абсолютный характер, т.е. допускает причинение посягающему любого вреда (включая смертельный вред). В этой ситуации сама по себе постановка вопроса о превышении пределов необходимой обороны невозможна.

Во втором случае, если посягательство, от которого защищается обороняющийся, не сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, необходимая оборона носит относительный характер и признается правомерной только при отсутствии превышения пределов необходимой обороны.

10. Было ли посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, оценивается субъективно обороняющимся с учетом объективно сложившейся обстановки.

Если обстоятельства дела давали основания полагать, что возможно применение насилия именно такой степени опасности и обороняющийся именно так оценивал обстановку, то его действия рассматриваются по правилам об абсолютной необходимой обороне. Если же обстоятельства дела не давали достаточных оснований полагать, что возможно применение насилия такой степени опасности, а обороняющийся ошибочно оценивал обстановку как угрожающую жизни вследствие излишней подозрительности или самовнушения, то его действия рассматриваются по правилам об относительной необходимой обороне.

Из последнего правила законом (ч. 2.1 комментируемой статьи) сделано исключение, которое переводит в разряд абсолютной необходимой обороны все ситуации субъективной уверенности лица в возможности применения к нему угрожающего жизни насилия вне зависимости от того, давали ли обстоятельства дела объективно достаточные основания полагать о возможности применение насилия такой степени опасности. Неожиданность посягательства в данном случае позволяет расценивать по правилам об абсолютной необходимой обороне все случаи неожиданного нападения на лицо, создающие у него субъективную уверенность в угрозе для его жизни со стороны посягающего, независимо от того, давали ли обстоятельства дела достаточные основания полагать, что возможно применение насилия такой степени опасности.

11. Под превышением пределов необходимой обороны (ч. 2) следует понимать причинение посягающему без необходимости к тому такого вреда, который очевидно, явно для обороняющегося не соответствует характеру и опасности посягательства. При этом превышение пределов необходимой обороны признается преступным, во-первых, только в случае умышленного причинения вреда и, во-вторых, только в случае причинения посягающему смерти или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 108, ч. 1 ст. 114 УК РФ).

Оценочная характеристика «явности» превышения связана, во-первых, с фактическим и значительным несоответствием защиты характеру и опасности посягательства и, во-вторых, с осознанием этого несоответствия обороняющимся. Фактическое и значительное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства связано с оценкой множества факторов реального посягательства и мер защиты. К ним, в частности, относятся: характер интересов (благ), на которые посягает виновный; характер и степень опасности, угрожавшей обороняющемуся лично или другому лицу; интенсивность нападения; вооруженность посягающего и обороняющегося; силы и возможности обороняющегося по отражению посягательства; любые иные обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил.

12. Использование гражданами различного рода предохранительных устройств (капканов, ловушек, отравленной пищи и питья и т.п.) при защите от посягательств на собственность является необходимой обороной с соблюдением всех условий ее правомерности (в том числе условия о соразмерности), если размещение устройств исключает реальную возможность причинения вреда посторонним лицам (т.е. не посягающему лицу) и срабатывают эти устройства в момент посягательства.

Антидемпинговые меры – это меры, направленные против искусственного занижения стоимости при проведении государственных закупок. Их применению в ходе заключения контрактов посвящена ст. 37 ФЗ-44.

Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»

Демпинг – один из способов недобросовестной конкуренции, который препятствует заключению честных выгодных контрактов. Демпинг – это схема, предполагающая продажу товаров и оказание услуг по заведомо заниженным ценам (которые не соответствуют рыночным реалиям и далеки от среднерыночной отметки).

Он достаточно широко применяется в практике заключения государственных контрактов, а проблема демпинга весьма актуальна на сегодняшний день, поэтому ему посвящена отдельная 37 статья ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона».

Чаще всего демпинг применяется для устранения независимых поставщиков и заключения договора с участником, который наиболее выгоден заказчику. При этом сами демпинговые цены являются убыточными для поставщика /подрядчика и фигурируют лишь на бумаге, но возможности у других поставщиков для заключения контракта отсутствуют.

С учетом специфики действия ФЗ-44 искусственное занижение стоимости является эффективным способом для устранения конкурентов. Зачастую применению демпинговой политики предшествует предварительный сговор заказчика с подрядчиком (поставщиком).

Демпинг в процессе проведения государственных закупок опасен по следующим причинам:

  1. Он негативно влияет на формирование здоровой конкурентной борьбы среди участников.
  2. Ухудшается качество исполнения государственных контрактов (срываются сроки, поставляется товар низкого качества или выполняются некачественные работы).
  3. Часто срывается исполнение контракта и приходится его аннулировать, проводить новый аукцион и заключать новый договор.
  4. Он активно используется в коррупционных схемах и приводит к убыткам бюджета. В этом случае в результате демпинга побеждает аффилированная с заказчиком компания, что позволяет ему фактически присвоить деньги.

В ст. 37 ФЗ-44 прописаны меры, которые призваны сделать процесс государственных закупок предельно открытым и на практике должны максимально снизить вероятность демпингового сговора.

Хотя эксперты признаются, что указанных мер зачастую недостаточно для полного устранения демпинговых схем.

Антидемпинговые меры

Статья 37 приводит два основных метода борьбы с искусственным занижением стоимости:

  1. Тщательная проверка благонадежности поставщика.
  2. Необходимость повышенного размера финансового обеспечения.

Антидемпинговые меры применяются в практике проведения государственных закупок в следующих случаях:

  1. Если начальная цена контракта составляет менее 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от стоимости (ч. 2 ст. 37 ФЗ-44).
  2. Если начальная цена контракта составляет более 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от начальной максимальной стоимости (ч. 1 ст. 37 ФЗ-44).

В указанных ситуациях для исключения демпинга участнику потребуется дополнительно указать свою благонадежность. При стоимости контракта в пределах 15 млн. р. вариантов у участника два:

  1. Он может представить дополнительную информацию о себе. В частности, о ранее заключенных и успешно завершенных контрактах.
  2. Либо заплатить повышенный размер государственного обеспечения (в 1,5 раза больше, чем величина гарантии по тендерной документации) – данный способ при закупках на сумму менее 15 млн. р. применяется редко. Стоит отметить, что если контракт предусматривает выплату аванса, то внесенное обеспечение должно быть больше авансирования.

Если же контракт предполагает стоимость свыше 15 млн. р., то доказать свою благонадежность у подрядчика получится только путем предоставления увеличенной суммы обеспечения. При неисполнении контракта указанная сумма утрачивается участником. Дополнительные документы в этом случае не требуются.

Согласно ч. 6 ст. 37 обеспечительные меры должны быть внесены поставщиком до заключения сделки. Невыполнение указанного требования будет восприниматься как уклонение от контракта, информация о чем вносится в реестр.

Документы для подтверждения благонадежности поставщика

В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:

  1. Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
  2. Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.

В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:

  • 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
  • 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.

При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.

Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).

Шанс реабилитироваться и доказать свою благонадежность есть только у давно работающих на рынке госзакупок поставщиков, которые за последние 1-3 года имеют успешно реализованные контракты.

При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.

Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.

Особые случаи применения антидемпинговых мер

Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.

В данном случае предельная цена на товары определяется государственными органами, а не конкретным заказчиком, поэтому снижение 25% учитывается не от начальной максимальной цены, а от предельной стоимости.

В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:

  1. Гарантийные письма от производителей.
  2. Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
  3. Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.

Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.

При участии в спецзакупке и снижении стоимости на 25% и более применяется следующая антидемпинговая схема: значимость критерия «цена» считается равной 10% от суммы значимости всех критериев (согласно ч. 8 ст. 37).

Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.

В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.

В статью 37 ФЗ-44 постоянно вносятся изменения, последние из них датируются концом 2017 года. Полная актуальная версия ст. 37 ФЗ-44 находится по .

Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок. Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн. р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *