223 ФЗ изменение условий договора

223 ФЗ изменение условий договора

В конце 2017 года в закон о проведении конкурсов, тендеров и других процедур отдельными видами юрлиц были внесены существенные изменения, которые начали действовать с 01.07.2018.

Законодателем детально регламентировано проведение конкурса по 223-ФЗ и других конкурентных торгов, введено понятие «электронный конкурс 223-ФЗ».

По новым правилам преимущество отдается электронным торгам, а конкурсы для СМСП будут проводиться исключительно в электронной форме.

Рассмотрим пошагово, как проходит проведение конкурса закупок по новым правилам.

Готовимся к проведению открытого конкурса по 223-ФЗ

1. Готовим извещение и документацию.

В извещении указываем сведения:

  • о заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

Конкурсная документация 223-ФЗ должна включать:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии — размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5 % от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Сроки проведения закупок по 223-ФЗ составляют минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн руб. — ч. 3 ст. 3.4). Если проводится закрытый тендер по № 223, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Как принять и рассмотреть заявки на конкурсы в соответствии с 223-ФЗ

В случае, если он проводится в бумажной форме, предложения принимаются в запечатанных конвертах по адресу заказчика, указанному в извещении.

На конкурс в электронной форме по 223-ФЗ предложения подаются через электронную площадку. Положением о закупке могут быть предусмотрены этапы проведения:

  1. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, содержащих сведения о предлагаемой продукции. К следующему этапу допускаются участники, которые предложили ТРУ, полностью соответствующие требованиям документации.
  2. Рассмотрение вторых частей на соответствие участника требованиям и наличие всех документов, прописанных в документации.
  3. Переторжка (если эта процедура предусмотрена положением).
  4. Оценка и сопоставление окончательных предложений.

На каждом этапе заказчик составляет протокол, который размещается в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В протокол вносятся сведения о дате подписания, количестве заявок, информация об участниках, результаты рассмотрения и основания отклонения, результат оценки по каждому критерию.

Заключаем договор

Заказчик может заключить договор как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено положением и документацией.

Срок подписания — не ранее 10 и не позднее 20 дней после публикации итогового протокола. Если в соответствии с уставными документами организации требуется одобрение органом управления, договор подписывается в течение 5 дней после получения одобрения. При обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после вынесения решения контрольным органом.

Размещаем информацию о договоре в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после подписания (ч. 2 ст. 4.1).

В случае если было внесение изменений в документацию 223-ФЗ, необходимо опубликовать информацию об изменениях не позднее 10 дней с даты заключения допсоглашения.

Согласно 223-ФЗ, отдельные виды юридических лиц могут проводить закупки в двух основных формах: конкурентной и неконкурентной. К конкурентным способам закупки, которые должен предусмотреть заказчик во внутреннем регламенте, относят конкурсы и аукционы.

Конкурентные закупки по 223-ФЗ: законодательное регулирование

223-ФЗ содержит указание на общий порядок проведения конкурентных процедур. Заказчиком по 223-ФЗ может стать одна из следующих компаний:

  1. Госкомпании (например, Ростелеком, Росатом).
  2. Естественные монополии (например, РЖД).
  3. Предприятия коммунальной сферы.
  4. ГУП или МУП (государственные и муниципальные унитарные предприятия).
  5. Автономные учреждения.
  6. Компании, в уставном капитале которой государственная доля превышает 50%.
  7. Бюджетные организации, участвующие в закупках как поставщики.

Различают конкурентные и неконкурентные способы закупок. К конкурентным относят те, которые производятся через торги, а также без торгов. В числе закупок на торгах различают аукционы и конкурсы. Закупки без торгов – это запрос предложений, котировок и конкурентные переговоры. Неконкурентные способы закупки – это, например, закупка у единственного поставщика.

Аукционом называется конкурентный способ закупки, когда победителем становится лицо, которое предложило наиболее низкую цену договора. Целью данной закупки является снижение издержек заказчика и приобретение товара и услуги по максимально низкой цене.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Помимо начальной цены (максимальной цены контракта) по аукциону заказчикам следует определиться с шагом аукциона, а именно с денежным интервалом, с учетом которого поставщики будут изменять свое ценовое предложение. Обычно это 3-5% от цены контракта.

При конкурсе победителем признают лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и оценками сопоставления заявок. Способ закупки через конкурс целесообразно использовать, если заказчику важна не только цена, но и другие параметры закупки. Победителем конкурса становится лицо, которое сумело предложить наилучшие условия исполнения договора.

Различают несколько видов конкурса: обычный конкурс (когда заявки подаются в бумажных конвертах) и закупки в электронном виде на ЭТП в соответствии с регламентом. В ближайшее время все закупки планируется перевести в электронный формат, так как он отличается большей прозрачностью реализуемых торгов.

Нередко конкурс именуется в закупочной документации тендером (чтобы избежать распространения на него отдельных норм Гражданского кодекса), но суть у этих двух процедур одна.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Еще одна разновидность конкурса – многоэтапный конкурс. На первом этапе участники предоставляют свои заявки без указания цены, а также документы, которые подтверждают соответствие требованиям. К участию в следующем этапе допускаются только одобренные комиссией по закупке участники по результатам первого этапа.

Запрос предложений по своей сути аналогичен конкурсу. В ходе такой закупки побеждает лицо, заявке которого был присвоен первый номер. Это своего рода «миниконкурс», при котором оценка производится по комплексу критериев, каждому из которых присвоен свой удельный вес. Особенность запроса предложений состоит в том, что заказчик вправе отказаться от заключения договора с победителем.

При запросе котировок побеждает участник, предложивший самую низкую цену. Это наиболее простая закупочная процедура.

Конкурентные переговоры – это способ закупки без торгов, предполагающий проведение переговоров с поставщиками. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ регулируется статьями 3.2-3.5. Закон 223 содержит только общие требования к проведению закупок. Тогда как основные требования к закупкам прописываются в Положении о закупках, которое утверждено внутри компании-заказчика по 223-ФЗ. В этом документе заказчик указывает такие сведения, как:

  1. Способы проведения закупок, которые применяются заказчиком.
  2. Условия применения конкурентных и неконкурентных закупочных процедур.
  3. Порядок подписания контрактов, их исполнения и внесения изменений.
  4. Перечень товаров, которые закупаются выбранным способом.
  5. Правила подготовки и проведения процедуры закупки.
  6. Требования к обеспечению контракта и порядок его расчета.
  7. Прочие параметры закупки.

Отсутствие жестких рамок к проведению закупок отличает 223-ФЗ от 44-ФЗ. Последний закон четко определяет, в каких случаях заказчики должны применять тот или иной способ.

Выбор способа конкурентных закупок

Ч. 3 ст. 3 ФЗ-223 содержит виды закупок, которые должны присутствовать у заказчика в обязательном порядке. В частности, это аукцион и конкурс (конкурентные способы закупок). Кроме них, прочие известные способы закупок через конкурентную борьбу между несколькими поставщиками в законодательстве не прописаны.

Таким образом, выбор процедуры проведения закупки зависит от собственных предпочтений заказчика.

При закупке определенных товаров, работ или услуг заказчик должен использовать такие способы закупок, которые предусмотрены в утвержденном им Положении о закупках. При этом применение способа закупок обуславливается определенными условиями, прописанными в этом документе.

Например, заказчик выбирает процедуру закупки через открытый конкурс, если ему важно несколько условий исполнения договора. При этом при выборе этого способа стоит понимать, что у заказчика должно быть в запасе не менее 30 дней, а начальная цена договора – выше 10 млн. р.

Если же он ориентируется на цену договора, то ему стоит выбрать процедуру открытого аукциона.

Когда у заказчика на проведение закупки есть менее 20 дней, ему важно учесть несколько условий по договору, а если начальная цена контракта менее 10 млн. р., то он может воспользоваться запросом предложений.

Если же на проведение закупки у заказчика менее 20 дней, а цена контракта является важнейшим параметром, то он может использовать запрос котировок.

Конкурентные переговоры могут применяться заказчиком, когда ему важны несколько условий исполнения договора, а сам контракт предполагает поставку сложных товаров и услуг.

Планирование конкурентной закупки

Ежегодно заказчик должен публиковать в ЕИС планы закупок товаров, услуг и работ. План закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также приобретения лекарственных средств подлежит публикации на 5-7 лет.

План закупок необходим участникам для планирования участия в закупках. Он способствует расширению численности участников и более эффективному расходованию денег.

Порядок формирования плана, порядок и сроки его размещения в ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ №932.

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Рассмотрение заявок, переторжка и выбор победителя

Процедура оценки поступивших заявок варьируется в зависимости от способа закупки.

Рассмотрим, как происходит оценка на примере конкурса. В конкурсе побеждает лицо, которое смогло предложить наилучшие условия исполнения договора.

Вместе с комплектом документов исполнители подают заявки установленной формы одновременно с ценовым предложением и прочими характеристиками товара, услуг и выполненных работ.

Например, для цены было установлено 40%, опыта работы – 25%, срока выполнения работ – 30%, гарантийных обязательств – 10%. В сумме значимость критериев должна составлять 100%. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам оценки.

При аукционе оценка заявок упрощена: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену.

В некоторых случаях в ходе закупки производится предквалификационный отбор. Обычно он необходим при специфических и высокосложных закупках (например, уникального и технически сложного оборудования). Сущность такого квалификационного отбора состоит в том, что первоначально заказчик выбирает поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он прописывает перечень требований к участникам (например, наличие определенного производственного оборудования, квалифицированного персонала или его численности), а также критерии отбора (это, например, аналогичный опыт выполнения подобных работ).

В предквалификационном отборе могут принять участие все желающие, затем среди участников выберут 3-6 поставщиков, которые наилучшим образом отвечают установленным требованиям. Непосредственно к закупке допустят только поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

Порядок подобного отбора заказчику также необходимо прописать в Положении о закупке.

По результатам проведения конкурентных процедур в обязанности заказчика входит подписание договора с победителем. Тогда как при неконкурентном способе закупки заказчик наделен правом не подписывать договор без указания на причину. Заказчик может не обосновывать закупку и НМЦК (цену контракта).

Также при описании процесса оценки поступивших заявок нельзя не рассмотреть такое понятие, как «переторжка». Это процедура, которая направлена на добровольное снижение стоимости предложенных поставщиком товаров или услуг. Таким образом, переторжка направлена на снижение издержек заказчика. Но законодательно она никак не регламентирована.

При желании проведения переторжки заказчику следует прописать в конкурсной документации, что он может предложить участникам добровольно снизить предложенные цены или улучшить условия исполнения контракта.

Переторжка оканчивается тогда, когда всеми участниками передаются окончательные цены, и они заявляют о том, что дальше не планируют снижать цены. Цена, полученная при переторжке, является окончательным предложением для каждого участника.

Срок для заключения договора составляет не менее 10 или 20 дней с момента подписания итогового протокола. Конкурентные процедуры в электронном виде производятся по регламенту согласно ст. 3.3 223-ФЗ.

Изменения в правилах

ФЗ-505, который вступил в силу в июле 2018 года, несколько изменил правила закупочной деятельности по 223-ФЗ. По новым правилам конкурентная закупка должна отвечать следующим требованиям:

  1. Сведения о проведении закупки, документация и приложения к ней подлежат размещению в общедоступной части ЕИС, либо сведения о ней должны быть направлены минимум 2 поставщикам.
  2. Заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу для участников.
  3. Описание предмета должно содержать указание только технических и качественных характеристик товаров, работ или услуг.
  4. Требование не должно содержать условия о наличии конкретных товарных знаков и брендов, если тем самым будет ограничен круг участников.

Также, согласно последним нововведениям, конкурентные закупки должны проводиться исключительно в электронном виде, кроме некоторых случаев, утвержденных заказчиком. Это должно повысить эффективность проводимых мероприятий.

Таким образом, под конкурентными способами закупок по 223-ФЗ понимаются те, на которых за право на победу борются несколько поставщиков. 223-ФЗ описывает только общий порядок закупки, тогда как главным документом в данном случае будет Положение о закупках, утвержденное заказчиком. Основными конкурентными способами закупок являются конкурс (при котором побеждает участник, предложивший наилучшие условия) и аукцион (победителем которого становится участник, предлагающий самую низкую цену). Также к подобного рода закупкам относят запрос предложений и котировок, конкурентные переговоры.

Процедура закупок включает в себя планирование и размещение плана закупок как минимум на год вперед, разработку и публикацию документации по проводимой конкурентной закупке в ЕИС, рассмотрение поступивших заявок на участие, их оценка, переторжка, подписание договора с победителем. Процедура должна проводиться с учетом регламентированных ФЗ-223 сроков.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Для внесения изменений в опубликованную процедуру:

1. Войдите в Личный кабинет по электронной подписи;

2. В разделе «Закупки» выберите нужную закупку и нажмите на ее номер;

3. В открывшейся форме «Просмотр извещения» нажмите кнопку «Внести изменения»;

4. В открывшейся форме «Внесение изменений в процедуру» отредактируйте необходимые поля;

5. Нажмите кнопку «Опубликовать изменения», расположенную внизу формы;

6. В открывшемся окне введите причину внесения изменений в поле «Основание внесения изменения»;

7. Нажмите кнопку «Продолжить».

Если в извещение внесены изменения, то в форме извещения (вверху страницы) появится надпись. Например: «Аукцион содержит изменения (действующая редакция)».

Внизу извещения в разделе «История» в поле «Дата и время публикации извещения» будет указана последняя дата изменения (публикации), чуть ниже ссылка на предыдущую редакцию.

Порядок действий по внесению изменений в конкурентную закупку с участием МСП зависит от такого, каким образом была опубликована закупка:

• Если закупка опубликована в ЕИС, то действия по внесению изменений в закупку выполняются в ЕИС;

• Если закупка опубликована на электронной площадке, то действия по внесению изменений в закупку выполняются на площадке. Порядок действий по внесению изменений стандартный.

Необходима нормативная база, указывающая на то, в каких случаях возможно изменение условий договора, в том числе увеличение объема услуг по 223 ФЗ если указанные изменения оформляются дополнительным соглашением и изначально не были включены в условия договора?

Сообщаю Вам следующее:

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке (ст. 2 Законы N 223-ФЗ). Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Возможность изменить объем, цену и (или) срок исполнения договора

подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора, в том числе увеличение объема услуг.

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981).

Таким образом, независимо от того, была ли включена возможность изменения в условия договора, изменение объема услуг при исполнении договора возможно, если это не противоречит положению о закупке.

Подборка материалов:

Документ 1

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

  1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
  2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

…5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Документ 2

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

  1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором…

Статья 452. Порядок изменения и расторжения договора

  1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное…

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) {КонсультантПлюс}

Документ 3

КАК ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

Чтобы внести изменения в договор, нужно:

Шаг 1. Проверить, какие изменения можно внести

Шаг 2. Согласовать изменения договора

Шаг 3. Оформить изменения договора

Шаг 4. Направить информацию об изменении договора в реестр договоров

Шаг 5. Разместить сведения об изменении объема, цены и сроков исполнения договора в ЕИС

Какие изменения можно внести в договор

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке. Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Объем, цена и (или) срок исполнения договора

Возможность изменить перечисленные условия подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Иные условия договора

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981). Если суд поддержит данную позицию, другие изменения могут быть признаны недействительными по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица.

Сторона договора

Помимо изменения условий договора допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения (см. Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15146).

Как согласовать изменения договора

По общему правилу изменить договор можно по соглашению сторон. Для этого нужно согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия договора.

Порядок согласования может быть предусмотрен в договоре. В таком случае необходимо придерживаться именно его. В ситуациях, когда подобный порядок не определен, целесообразно использовать те способы коммуникации, которые позволяют зафиксировать процесс и результаты согласования (например, обмен документами посредством электронной почты, факсимильной или почтовой связи).

Если стороны не достигли согласия по поводу изменения условий или расторжения договора, он может быть изменен по решению суда в следующих случаях:

— одна из сторон существенно нарушила условия договора;

— существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора (допускается только в исключительных случаях);

— в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством.

О порядке изменения отдельных видов договоров см. Путеводитель по договорной работе.

Как оформить изменение договора

Если требования к оформлению изменений предусмотрены в самом договоре, заказчику нужно придерживаться этих условий. В остальных случаях рекомендуем руководствоваться положениями ст. 452 ГК РФ, в силу которых соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Так, если договор заключен в форме единого документа, подписанного сторонами, требуется составить и подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор.

Как направить информацию об изменении договора в реестр договоров

Согласно пп. «ж» п. 2 Правил ведения реестра договоров в реестр нужно вносить изменения, касающиеся объема, цены и сроков исполнения контракта. Вместе с тем из ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ следует, что в реестр необходимо направлять информацию о любых изменениях, которые вносятся в договор. Рекомендуем отразить в реестре все изменения договора.

Сведения об изменении договора нужно внести в реестр в течение 10 дней со дня их внесения в договор. В противном случае на заказчика может быть наложен административный штраф.

См. Как внести сведения в реестр договоров по Закону N 223-ФЗ

Как разместить сведения об изменениях договора в ЕИС

Размещать сведения об изменении объема, цены или срока исполнения договора заказчик обязан в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Для этого требуется:

1) сформировать информацию об изменении договора, используя функционал ЕИС;

2) разместить в ЕИС электронную версию дополнительного соглашения или его скан-копию (если такое соглашение оформляется);

3) подписать сформированную информацию и прикрепленные документы усиленной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика.

Разместить в ЕИС информацию о внесении изменений в договор нужно в течение 10 дней с даты их внесения (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если этот срок нарушен или информация об изменении условий договора не размещена, антимонопольный орган может наложить на заказчика штраф.

Ситуация: Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}

Документ 4

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 указанной статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — Постановление N 1132, Правила).

Подпунктом «ж» пункта 2 Правил установлено, что в реестр включаются информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.

{Вопрос: О внесении заказчиком изменений в заключенный договор при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981) {КонсультантПлюс}}

Документ 5

Изменение условий договора

В соответствии с Законом N 223-ФЗ заказчик определяет в положении о закупке порядок не только заключения, но и исполнения договора (ч. 2 ст. 2), в т.ч. случаи изменения его условий.

При этом в письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3357 разъясняется, что «…при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно…»

Данный вывод сделан на основании того, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на официальном сайте информацию об изменении договора только в случае изменения перечисленных выше условий.

Представляется, что в указанном письме нарушена причинно-следственная связь. Отражение изменений договора на официальном сайте — это последствие такого изменения, а не его условие. Отсутствие обязанности размещать сведения об изменении договора в случаях, не оговоренных в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не может воспрепятствовать изменению иных условий договора.

Документ 6

Пределы изменения условий договора

В Законе N 223-ФЗ нет запрета на изменение условий договоров, заключенных по результатам закупки. Если у заказчика появилась необходимость увеличить количество товаров (работ, услуг), сроки по договору и даже цену договора, то заказчик вправе произвести эти изменения.

Однако, для того чтобы это сделать, необходимо в положении о закупке заранее предусмотреть такую возможность и не забыть прописать это в самом договоре.

Это вытекает из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке в том числе должен быть порядок исполнения договора, а также из общих норм ст. 450 ГК РФ, устанавливающих, что договор может быть изменен по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Договор можно изменить и по решению суда, такие возможность и основания также можно предусмотреть в положении о закупке, но в любом случае для суда необходимо будет соблюсти досудебный претензионный порядок изменения договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Спорным на сегодняшний день остается вопрос пределов изменения условий договора. В первую очередь это касается цены, объема, ассортимента продукции.

Складывается ситуация, когда законодатель не стал ограничивать заказчиков в свободе договора, но многие заказчики опасаются менять данные условия из-за того, что, по их мнению, антимонопольный орган может усмотреть в этом ограничение конкуренции и нарушение общих принципов Закона N 223-ФЗ. Поэтому они либо вообще устанавливают запрет на изменение условий, либо предусматривают предел в виде процентного отношения к первоначальным условиям (например, не более 25%).

Судебная практика по данному вопросу не отрицает возможности менять договор.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013 указано:

«Законодательством о закупках предусмотрена возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

Суды, признавая подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» незаконными, указали на предоставление данными нормами заказчику права произвольного изменения условий договора, усмотрев в этом нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако суды фактически исходили из предположения о возможном недобросовестном поведении заказчика при реализации содержащихся в обжалуемых пунктах правил, установленных в соответствии с законодательством о закупках. Указанное в силу главы 24 АПК РФ, в рамках которой рассмотрено заявленное требование, не может служить основанием для его удовлетворения.

Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Несмотря на отсутствие законодательного запрета на изменение условий договора вариант наличия в положении о закупке пределов изменения условий договора представляется достаточно разумным, так как в отсутствие каких-либо ограничений возможна ситуация, когда заключается один договор, а затем к нему оформляется большое число дополнений на увеличение объема, цены, добавляются новые позиции товаров, работ, услуг, места поставок и т.д. и т.п. И может так сложиться, что заказчиками Закон N 223-ФЗ будет применяться только один раз — при заключении основного договора…

Статья: Сложные вопросы заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам закупки (Кошелева В.В.) («Юриспруденция», 2015) {КонсультантПлюс}

Документ 7

Заказчик предусмотрел возможность изменить условия договора при его исполнении

Арбитражные суды: Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Применимые нормы: ч. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013

«Подпунктами… Положения о закупке… предусмотрено, что заказчик по согласованию с участником… вправе изменить: предусмотренный договором объем закупаемых товаров (работ, услуг).

<…> Законодательством о закупках предусмотрена возможность… изменить объем, цену… или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе… Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

<…> Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении… нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2014 по делу N А72-3097/2014

«<…> Основным видом деятельности предприятия является сбор и очистка воды, и закупаемый раствор… используется… в указанных целях. …Заказчиком установлены… условия исполнения договора… которые являются для него наиболее значимыми.

…Требования… об изменении в пределах 50 процентов в сторону уменьшения или увеличения потребности в товаре с учетом возможных изменений качества природной воды и водопотребления города… установлено заказчиком в целях добросовестного и качественного исполнения условий договора. Данные требования продиктованы объективной необходимостью, вытекающей из специфики деятельности указанного предприятия как водоснабжающей организации…

<…> Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц».

Госорганы: две позиции (первая — совпадает с позицией судов, вторая — противоположна ей).

Позиция госорганов 1. Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Решение Архангельского УФАС России от 25.04.2013 по делу N 20т-13

«<…> По мнению Заявителя… <…> незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора путем включения дополнительных работ и… испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие…

<…> Пунктом… проекта договора предусмотрена возможность внесения в заключенный по итогам аукциона договор изменений о проведении дополнительных работ…

Законом о закупках предусмотрено право заказчика при изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора вносить в договор изменения, путем заключения дополнительного соглашения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если… изменяются объем, цена… или сроки исполнения договора… размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий, что также не противоречит пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым изменение договора возможно по соглашению сторон…»

Позиция госорганов 2. Заказчик не вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.11.2015 по делу N Т02-559/15

«…Согласно пп… Документации Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе увеличить предусмотренный договором объем товаров… не более чем на 30% и уменьшить не более чем на 70% при изменении потребности… При этом должна быть пропорционально изменена цена договора.

…Наличие указанного… условия противоречит содержанию извещения о Закупке. Кроме этого, возможное 70%-ное уменьшение объема товаров… с пропорциональным уменьшением цены может повлечь невозможность или убыточность заключения такого договора для потенциального участника Закупки, и, как следствие, служит ограничивающим конкуренцию условием.

…Комиссия… усматривает в действиях Организатора торгов по установлению… условия о возможности изменения объема товаров… нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ».

Все выводы из практики судов и госорганов к ст. 2 «Правовая основа закупки товаров, работ, услуг» Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ

{Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ). Заказчик предусмотрел возможность изменить условия договора при его исполнении (Правовая основа закупки товаров, работ, услуг) {КонсультантПлюс}}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 26.02.2018

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *