Закупки 94 ФЗ

Закупки 94 ФЗ

я — от 20.07.2012 (с изм. от 16.10.2012), информация постоянно дополняется с выходом новых изменений) внесены поправки и изменения более чем десятком Федеральных законов (полный список представлен в колонке справа).

Бесплатно скачать закон 94-ФЗ с последними изменениями можно по ссылке ниже, электронная версия документа постоянно обновляется с выходом новых редакций. Рекомендуем занести эту страницу в «Закладки» и регулярно проверять её на наличие информации о новых редакциях Федерального закона о государственных закупках.

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
  • Глава 2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА, ИСПОЛНЕНИЯ, НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОКАТА ИЛИ ПОКАЗА НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА
  • Глава 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА
  • Глава 3.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
  • Глава 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК
  • Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИБО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ИЛИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Глава 6. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) И ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 7. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ БИРЖЕВЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ (утратила силу)
  • Глава 7.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ЭНЕРГОСЕРВИС ДЛЯ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ
  • Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
  • Глава 9. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Также, в связи с множеством актуальных вопросов по практике применения закона 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд открыт целый раздел для обсуждений на форуме закона 94-ФЗ.

Обратите внимание! В 2013 году принят 44-ФЗ «О контрактной системе» (ФКС), который с 1 января 2014 года полностью заменит действующее законодательство, регулирующее сферу государственных закупок.

Ссылка для скачивания:
Cкачать Федеральный закон 94-ФЗ от 21 июля 2005 в последней редакции.
Текущая редакция Федерального закона с изменениями, вступившими в силу с 07 июня 2013 года.

Обратите внимание! Последняя редакция закона № 94-ФЗ всегда доступна бесплатно на нашем сайте по этому адресу: http://www.gov-zakupki.ru/zakon/2. Просьба при публикации ссылок на закон указывать адрес страницы, а не файла.

Размещение поставок на различные товары, необходимые для нужд государственных и муниципальных учреждений, регулируется большим количеством законов, одним из которых является федеральный закон 94 о госзакупках. Данный закон был введен 21 июля 2005 года, за это время он претерпел большое количество изменений и поправок.

ФЗ 94 о закупках включает в себя девять глав, которые в свою очередь содержат 65 статей. Данный закон регулирует различные вопросы, которые касаются размещения и осуществления поставок товаров для нужд муниципальных и государственных учреждений путем проведения аукционов, конкурсов и прочих мероприятий.

ФЗ 94: что понимается под государственными и муниципальными нуждами

Как уже упоминалось выше, 94 закон ФЗ о закупках регулирует размещение заявок на покупку товаров, необходимых для различных учреждений (муниципальных и государственных).

  • Государственные нужды представляют собой потребности Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета, а также бюджетов субъектов России и других внебюджетных источников финансирования, в товарах, услугах, и прочее, которые нужны для осуществления главных функций страны в целом, ее отдельных субъектов, для выполнения различных международных обязательств и так далее;
  • Муниципальные нужды представляют собой потребности отдельных муниципальных объектов и образований, будь то села, городские округи, муниципальные районы и так далее, которые обеспечиваются за счет денежных средств местных бюджетов, в услугах и товарах.

Закон 94 фз о закупках: способы размещения заказа

Согласно ФЗ 94 о закупках существует несколько способов размещения заказа:

  1. Первым способом является проведение конкурса, в результате которого избирается лицо, которое предложило наиболее выгодные условия выполнения контракта. Конкурс может вестись как в закрытой, так и в открытой формах. Участие в конкурсе является бесплатным, однако заказчик может потребовать предоставление денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки. Сумма обеспечения не должна превышать пяти процентов от стоимости контракта;
  2. Вторым способом является проведение аукциона, который представляет собой торги, в ходе которых выбирается тот участник, который предложил самую маленькую цену контракта. Аукцион также проводится в открытой или закрытой формах. Закрытая форма уместна лишь в тех случая, когда происходит размещение на заказ товаров и услуг, сведения о которых являют собой государственную тайну. Однако чаще всего аукцион проводится в открытой форме. Участие в аукционе бесплатное, однако, необходимо, как и в прошлом случае, обеспечение заявки на участие в аукционе, которое также составляет пять процентов от общей суммы. Для участников, участвующих в торгах существуют определенные требования, прописанные в 94 фз закон о госзакупках;
  3. Третий способ представляет собой запрос котировок, при котором данные, содержащие информацию о потребностях в тех или иных товарах, находятся в открытом доступе на официальном сайте. Победителем является тот, кто предложил самую низкую стоимость контракта;
  4. Также размещение заказа возможно у единственного поставщика. Такой случай применяется, если необходимые товары производятся единственным юридическим лицом, являющимся монополистом в данной отрасли.

94 закон ФЗ о закупках утратил силу

Однако 94 ФЗ с изменениями последними был в 2012 году, после чего в 2014 году фз 94, когда утратил силу, на его смену пришел федеральный закон 44 от пятого апреля 2013 года, который вступил в силу с первого января 2014 года. Именно поэтому в интернете уже не найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2016.

По своей сути этот закон представляет расширенную версию фз 94 о закупках, он имеет больше функций, однако суть от этого не меняется. ФЗ 44 состоит из 114 статей, он регулирует больше правоотношений в отличие от фз закупки 94. По мнению разработчиков закона, данная рокировка позволит снизить риски коррупции в сфере государственных закупок, позволит лучше следить за осуществлением подписания контракта, чтобы заказчик заключал договор только с проверенными добросовестными поставщиками. ФЗ 94 фз с изменениями, которые были внесены в последний раз в 2012 году, можно найти в интернете.

ФЗ о закупках 94: сравнения с ФЗ 44, основные отличия

Федеральный закон о госзакупках 94 имеет некоторое количество отличий от нового федерального закона 44. Основные отличия состоят в следующем:

  1. Сам по себе ФЗ 44 гораздо больше, он содержит практически в два раза больше статей. Поэтому сфера регулирования ФЗ 44 в отличие от закона ФЗ 94 о госзакупках гораздо шире и распространяется не только на государственные и муниципальные учреждения, но также и на субъекты Российской Федерации. Сам закон регулирует и нормирует различные вопросы, связанные с формированием, размещением, обоснованием государственных закупок, осуществляет контроль за исполнением государственных контрактов и так далее. В то время как закон о госзакупках ФЗ 94 распространяет свое действие только на составление и заключение договоров на доставку, различных товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  2. Закупки по ФЗ 94 могут осуществляться без какого-либо порядка, то есть формирование и размещение заказа не имеет строгой формы, отсутствие единой системы размещения заказов не является хорошим показателем, поскольку отсутствует какая-либо систематика. Согласно закону 44 существуют следующие принципы размещения заказов:
  • Вся информация должна быть в открытом доступе для всех участников и людей;
  • Необходимо обеспечивать здоровую конкуренцию, ведь конкуренция – это двигатель экономики. Однако нужно следить за конкуренцией, чтобы все было законно, чтобы она была неценовая, а нацелена на качественное исполнение;
  • Все заказчики должны быть профессионалами своего дела;
  • Вся система должна быть едина.
  1. 94 федеральный закон о госзакупках не имеет четких указаний, касающихся планирования и обоснования закупок. В нем лишь написано, что необходимо предоставлять план-график размещения заказов. Что касается нового обновленного закона, то в нем данной проблеме посвящена целая глава (глава номер 2), в которой написано, что необходимо предоставлять планы закупок на 3 года вперед, план-график размещения заказов на один финансовый год, закупки, которые не внесены в вышеописанные графики не осуществляются. Также данный закон вводит ограничения, касающиеся товаров и услуг, которые представляют предметы роскоши;
  2. Также важным изменением является то, что заказчики обязаны создавать контрактную службу и комиссию по осуществлению закупок в случае, если общий объем закупок в течение года будет более ста миллионов рублей. При этом участники таких комиссий должны иметь высшее или дополнительной образование в сфере государственных закупок. До 2016 года сотрудники могли подтверждать свои знания на курсах повышения квалификации в соответствие с ФЗ 94 о госзакупках, однако в настоящее время необходимо ссылаться на ФЗ 44. Количество членов комиссии также четко приписано, их должно быть не менее пяти в случае конкурсной или аукционной комиссии, а в случае котировочной количество экспертов должно быть не менее трех человек;
  3. Как уже было описано выше, федеральный закон 94 о госзакупках имеет 4 способа размещения заказов. В новом законе данный раздел отличается тем, что способы размещения делятся на две большие группы: конкурентные и неконкурентные. К первым относят те способы, где присутствует здоровая конкуренция (торги, конкур и так далее), вторая группа представляет закупку у одного поставщика. Новый закон ужесточил правила осуществления закупок у единственного поставщика, теперь необходимо документальное обоснование, почему был выбран единственный исполнитель и так далее;
  4. Были внесены небольшие изменения касательно информационного обеспечения заявки. Если закон о закупках ФЗ 94 обязывал размещать информацию о закупке на официальном сайте, то с 2014 года этот сайт сменился;
  5. Изменились порядки проведения конкурсах, котировок и аукционов. Важной особенностью нововведений является то, что обеспечение заявки на участие в конкурсе, начиная с 2014 года может выполняться с помощью банковской гарантии;
  6. Также было изменено положение, касающееся расторжения контракта. Если закон 94 ФЗ о госзакупках диктовал, что расторжение контракта на осуществление государственных закупок возможно в случае отказа обеих сторон и по решению суда, то новый закон вводит дополнительный случай, когда одна из сторон отказывается от получения или предоставления услуги, однако в таком случае это должно быть заранее прописано в договоре;
  7. Также важным отличием является то, что в федеральном законе № 44 были введены антидемпинговые меры, направленные на борьбу с искусственным занижением цены в корыстных целях;
  8. Были внесены изменения в требования к участникам. К уже существующим была добавлена правомочность участника закупки к заключению контракта.

Вышеописанные изменения представляют малую часть от общего количества, однако есть разделы, которые остались нетронутыми.

Таким образом, госзакупки по федеральному закон 94 ФЗ уже не выполняются, начиная с 2014 года. Новый федеральный закон № 44 внес большие изменения в предыдущий закон, однако суть и общий смысл остались теми же. Стоит отметить, что благодаря нововведениям были снижены случаи коррупции, улучшилась система проведения конкурсов, аукционов и котировок. ФЗ 94 и ФЗ 44 необходимо знать и понимать, как и для чего он работает, всем людям, работающим в сфере государственных закупок.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2005 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105, в «Парламентской газете» от 9 августа 2005 г. N 138

Соглашением о государственных (муниципальных) закупках (Москва, 9 декабря 2010 г.) с 1 января 2012 г. для Российской Федерации и Республики Белоруссия внедряются электронные процедуры торгов, а также вводится национальный режим для поставщиков данных сторон. Для Республики Казахстан электронные процедуры торгов внедряются с 1 июля 2012 г., национальный режим для поставщиков всех сторон — с 1 января 2014 г.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования , за исключением пункта 2 части 4 статьи 1, вступающего в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 9 и части 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 15 мая 2009 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 316-Ф3

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

Изменения в части дополнения статьи 65 настоящего Федерального закона частью 39 вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статью 10, а также изменения в части дополнения статьи 65 настоящего Федерального закона частью 40 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2009 г. N 144-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 15 мая 2009 г.

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 30 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 65 настоящего Федерального закона в части дополнения ее частью 18, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ)

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г., за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 10 настоящего Федерального закона в части дополнения ее частью 4.1, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

В 2014 году вместо ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу иной закон о госзакупках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков. В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

ФЗ-44 о закупках

Если старый 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственных или муниципальных заказов, то сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире. Она описывает полный закупочный цикл начиная от этапа прогнозирования и планирования закупки, заканчивая этапом проведения итогов закупки, а также оценкой эффективности проводимой закупки.

ФЗ-44 состоит из 8 глав и 114 статей. Он потребовал принятия более 60 подзаконных актов на федеральном уровне и установил возможность регулирования отдельных положений на уровне российского субъекта или муниципалитета.

В 44-ФЗ регулируются особенности заключения контрактов на поставку товаров и оказание услуг, а также на покупку недвижимости, аренду и прочие договоры, которые предполагают оплату из бюджета.

Целями принятия нового 44-ФЗ о госзакупках стали:

  1. Предотвращение коррупции и иных проявлений злоупотреблений в закупочной деятельности.
  2. Внедрение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам в процессе проведения конкурсов и аукционов.
  3. Повышение профессионального уровня заказчиков.
  4. Стимуляция инноваций и пр.

Все нововведения 44-ФЗ призваны усовершенствовать систему госзакупок, повысить ее открытость и прозрачность. В конечном итоге изменения, по мнению законодателей, должны были привести к росту эффективности расходования денежных средств.

Так, в 94-ФЗ отсутствовали нормы, которые бы затрагивали контроль за исполнением заказа. В 44-ФЗ были внедрены следующие изменения, которые повышают степень ответственности заказчика за эффективное проведение закупочной процедуры:

  1. Заинтересованным лицам предоставляется неограниченный доступ к информации о закупочной процедуре.
  2. Публикация материалов обо всех этапах закупок по новым правилам стала обязательной.
  3. Был создан общественный комитет по контролю за госзакупками.
  4. Предусмотрено планирование закупок.
  5. Способ определения исполнителей по закупке зависит от предмета.
  6. Повышена ответственность заказчиков за исполнение законодательных требований в закупочной деятельности.
  7. Предусмотрено предельное значение понижения контрактной цены (25%), после чего заказчик должен предоставить обоснование расчетной цены.
  8. Внедрена возможность аудита исполнения контрактов.

В 44-ФЗ впервые были зафиксированы принципы контрактной системы, в числе которых:

  1. Открытость и прозрачность информации по закупке. Вся она подлежит размещению в ЕИС и должна соответствовать критериям полноты и достоверности.
  2. Обеспечение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.
  3. Профессионализм заказчика: на базе заказчика должна действовать контрактная служба или профессиональный управляющий, которые прошли специальное обучение в сфере проведения закупок.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единая контрактная система.
  6. Ответственность заказчика за результаты закупок и эффективность их осуществления.

В 44-ФЗ были прямо запрещены закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.

ФЗ-44 существенно усложнил процедуру закупок. В него были включены разделы, которые регулируют планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит, контрольные мероприятия, порядок разрешения спорных моментов и процедуры осуществления отдельных закупок.

В новом законе появилась отдельная глава, которая посвящена планированию закупочной деятельности. В ней была установлена необходимость формирования и утверждения планов закупок на три года, планов-графиков на текущий финансовый год, обоснование закупок с учетом текущих правовых норм.

При подготовке плана-графика заказчик должен обосновать начальные цены контракта с использованием методов и источников данных из ст. 22 44-ФЗ. Приоритетом в данном случае обладает метод сопоставимых рыночных цен.

44-ФЗ сделал следующие требования к участникам госзакупок обязательными (ранее по 94-ФЗ они были дополнительными):

  1. Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает ПО.
  2. Сведения об участнике закупки не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Также законом были установлены новые требования к участнику госзакупки:

  • он должен быть правомочен заключать контракт;
  • в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть сведений не только об участниках закупки (самих исполнителях или подрядчиках), но и данных об учредителях и членах исполнительного органа;
  • отсутствие у участника в статусе физлица или руководителя, главного бухгалтера судимостей за экономические преступления.

В 44-ФЗ были введены новые способы определения поставщика: конкурс с ограниченным участием (по ст. 56 ФЗ-44), двухэтапный конкурс (по ст. 57 44-ФЗ) и запрос предложений (по ст. 83 44-ФЗ).

44-ФЗ также ужесточил условия для заключения контракта с единственным поставщиком. Ранее заказчик мог подписать контракт на закупку в пределах 100 тыс. р. в течение квартала. Начиная с 2014 года заказчик должен соблюсти следующие условия для заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. Сумма контракта не должна превышать 100 тыс. р. за любой временной промежуток.
  2. Общая сумма закупки за год по подобным контрактам (каждый из которых менее 100 тыс. р.) не должна быть более 5% от суммы предполагаемых закупок и в совокупности не может превышать 50 млн р.
  3. Заказчик должен прописать в отчете цену контракта и привести обоснование, почему поставщика невозможно выбрать иным способом.

Изменились и процессуальные требования к основным формам государственных закупок. Так, через запрос котировок допускается заключение контракта с победителем, если сумма закупки не превышает 500 тыс. р., а общая сумма подписанных за год контрактов не превышает 10% от общего объема закупок и находится в пределах 100 млн р. в год. Также подача заявок на запрос котировок может производиться исключительно в запечатанных конвертах для снижения коррупционной составляющей.

Что качается электронного аукциона, то изменения по 44-ФЗ были не столь существенны. Так, изменились в меньшую сторону минимальные сроки размещения извещения о закупке с ценой более 3 млн р. с 20 до 15 дней.

Новый закон также сделал обязательным обеспечение по заявке на участие в торгах с начальной ценой 3 млн р. Обеспечение вносится в размере 1% от цены контракта.

При признании аукциона не состоявшимся заказчику следует заключить контракт с единственным поставщиком после согласования с антимонопольной службой либо провести запрос предложений.

По новому закону закупки через открытый конкурс теперь должны отвечать измененным требованиям:

  1. Извещение о конкурсе подлежит размещению не менее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (это на 10 дней меньше, чем по 94-ФЗ).
  2. Срок подачи заявок при внесении изменений в конкурсную документацию продлевается вместо 20 до 10 дней.
  3. Процедура рассмотрения и оценки заявок теперь оформляется в виде одного протокола.
  4. Количество параметров для оценки поступившей на конкурс заявки изменилось с 8 до 5.

44-ФЗ также предусмотрел возможность внесения обеспечения не только перечислением денежных средств, но и с помощью банковской гарантии.

Основные отличия двух законов: общие моменты

Приведем основные отличия ФЗ-44 от ФЗ-94:

  1. Требований данного ФЗ должны придерживаться и бюджетные учреждения при закупках за государственный счет.
  2. Внедрены принципы контрактной системы.
  3. Предусмотрен исчерпывающий перечень документации, который следует подготовить заказчику (ранее достаточно было разместить план-график на текущий год).
  4. Появились установленные законодательно методы определения цены контракта.
  5. Появилось требование об обосновании не только цены контракта, но и объекта закупки, его стоимости и способа выбора подрядчика или исполнителя.
  6. Появилось требование о создании контрактной службы на стороне заказчика при закупках свыше 100 млн р. и назначение управляющего при годовых закупках, не превышающих указанное значение.
  7. Внедрение обязанности по предоставлению заказчиком преимуществ для учреждений УИС и организациям инвалидов.
  8. Не менее 15% от общего объема закупок должно быть направлено на контракты с субъектами малого бизнеса.
  9. Внедрена обязанность участников вести обеспечение при крупных закупках и возможность предоставить взамен денежного взноса банковскую гарантию.
  10. Расширены способы проведения закупок и процессуальные требования к ним.
  11. Изменены сроки отказа от проведения торгов до 5 дней до окончания приема заявок.
  12. Появилось требование об описании объекта закупки.

Таким образом, после вступления в юридическую силу 44-ФЗ в 2014 году с расширенной сферой правового регулирования старый закон о госзакупках 94-ФЗ утратил свое значение. Новый закон 44-ФЗ существенно ужесточил требования к госзакупкам и усложнил их, так как увеличил обязанности заказчиков в части планирования закупок и повысил их ответственность за эффективность закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *