К правоохранительным органам не относятся

К правоохранительным органам не относятся

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 4

Сотрудник правоохранительных органов: каким он должен быть

В статье обобщены профессиональные и нравственные требования, которыми должны обладать применяющие уголовно-процессуальные нормы сотрудники правоохранительных органов.

В данной статье мы исходим из понимания правоприменения как урегулированной законом деятельности должностных лиц государства, а также уполномоченных на это лиц негосударственных структур по реализации содержания правовых норм через формирующиеся при этом правовые отношения, направленные на защиту интересов самого государства, прав и свобод его сограждан.

Основными субъектами применения уголовно-процессуальных норм являются дознаватели и следователи, их руководители, прокуроры и судьи. Осуществляемая ими деятельность связана с разрешением человеческих судеб, зачастую судеб тех, кому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Надлежащее же разрешение человеческих судеб возможно лишь в условиях, когда субъекты, вершащие судьбы, обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и высокой нравственностью.

Анализируя предъявляемые, в частности, к судьям требования, известный юрист XIX — XX вв. А. Ф. Кони писал, что «судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела… Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос — в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях» .

Все сказанное в равной степени относится к дознавателям, следователям, прокурорам, судьям, всем другим сотрудникам правоохранительных органов государства.

Примечание. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Виды требований к сотрудникам правоохранительных органов

Все предъявляемые к должностным лицам правоохранительных органов требования представляется целесообразным подразделить на:

А) те, что имеют общеобязательный характер;

Б) те, что обусловлены спецификой юридической профессии и, соответственно, спецификой конкретной правовой деятельности;

В) те, что находятся преимущественно в плоскости нравственной составляющей отдельной юридической профессии и соответствующей правовой деятельности.

Общеобязательными требованиями для дознавателей, начальников подразделений дознания, следователей, руководителей следственных органов, прокуроров и судей являются:

А) наличие гражданства Российской Федерации;

Б) наличие юридического образования;

В) отсутствие судимости.

На принятие государственно-властных решений, тем более на постановление именем Российской Федерации приговоров, могут быть уполномочены лишь граждане РФ.

Что касается второго общеобязательного требования, то юристом может именоваться лишь тот, кто имеет соответствующий документ о наличии у него юридического образования. Различие может быть лишь в уровне последнего: а) высшее или среднее; б) полученное в государственном учебном заведении или в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) (при условии наличия у последних аккредитации).

Отсутствие судимости является общеобязательным условием для занятия следственно-прокурорских и судебных должностей. Речь идет о наличии любой судимости, в т. ч. и судимости погашенной или снятой (ч. 3 — 5 ст. 86 УК РФ). При этом необходимо отметить, что содержание ч. 6 ст. 86 УК РФ о том, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью», применительно для занятия должностей дознавателя, руководителя подразделения дознания, следователя, прокурора, судьи не действует.

Юридическое образование

В большинстве своем для занятия должности в системе правоохранительных органов необходимо наличие высшего юридического образования, полученного в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Не знающий законов и не умеющий правильно истолковать их содержание и возможности применения их предписаний к разрешению правового конфликта судья — вовсе и не судья, а, напротив, антисудья, его и близко нельзя допускать к осуществлению правосудия, для правосудия он опасен.

Вот почему в Основном Законе России в числе предъявляемых к судье требований на первом месте стоит наличие у него высшего юридического образования (ст. 119 Конституции РФ). Требование это получило свое закрепление и в специальных нормативно-правовых актах, таких как Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009) (ст. 4), Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 02.06.2009) (ст. 8).

В связи с переходом по Болонскому соглашению высшего образования на уровень бакалавриата и магистратуры, возникает необходимость и в уточнении того уровня высшего юридического образования, которому должны будут соответствовать кандидаты на должность судей. Таким требованием, скорее всего, станет наличие у них степени магистра права.

О необходимости наличия у кандидатов на должности прокуроров и следователей высшего юридического образования указывается и в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009) (ст. 40.1).

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурорами считаются и заместители прокуроров, и «иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». К числу таких лиц относятся помощники прокуроров. Они также должны иметь высшее юридическое образование. Этого требует, в частности, и реализация принципа состязательности в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддерживающие в суде государственное обвинение помощники прокурора (в суде они наделены всеми полномочиями прокуроров) состязаются с адвокатами-защитниками, которые согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» обязаны иметь высшее юридическое образование. Понятно, что требование ч. 4 ст. 15 УПК РФ о равноправии сторон обвинения и защиты перед судом относится к процессуальным полномочиям прокуроров и адвокатов-защитников. Но равенство между ними должно быть и в наличии одинакового уровня профессионального юридического образования.

В ближайшей перспективе (во втором десятилетии XXI в.), как нам представляется, должности прокуроров, их заместителей и помощников, руководителей следственных органов, а также адвокатов будут заняты только теми, кто имеет степень магистра права. С учетом же законодательного урегулирования вопроса о едином подходе к статусу следственных органов страны все следователи должны будут иметь высшее юридическое образование.

Качественное высшее юридическое образование позволяет правоприменителю правильно уяснить содержание правовых предписаний, их назначение, применить к разрешению того или иного правового вопроса, опираясь при этом на свои знания в области толкования правовых норм, языкознания, основных законов и категорий познания, категорий логических правил мышления.

Для того же, чтобы юрист в процессе правоприменения мог надлежащим образом учитывать происходящее в социуме изменения, он, во-первых, должен «жить делами социума», а во-вторых, постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства. Отдельные стимулирующие средства для этого заложены, в частности, в Национальном плане противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568): повышение качества образовательных программ в области юриспруденции; обязательность прохождения профессиональной переподготовки; совершенствование системы послевузовского образования как в установленных государственных формах, так и в виде повседневной самостоятельной работы по изучению содержания и назначения нормативных актов, научной, учебной и методической литературы; овладение соответствующими методиками, криминалистической и другой специальной техникой; внедрение в практику механизма ротации и др.

Специфические профессиональные требования

В группе требований, обусловленной спецификой конкретной юридической деятельности, надлежит указать, в частности, на:

А) наличие опыта практической работы по юридической специальности;

Б) достижение требуемого для занятия той или иной должности юриста возраста.

В настоящее время первое из таких требований предъявляется к судьям, прокурорам и адвокатам. Требовать наличия такого опыта от дознавателей и следователей органов внутренних дел Российской Федерации сегодня невозможно (менее половины из них имеют высшее юридическое образование, у каждого второго следователя органов внутренних дел стаж не превышает 2 лет; 58% дознавателей имеют стаж работы в указанной должности до 3 лет) .

Кроме опыта практической работы по юридической специальности и достижения указанного возраста, к кандидатам на соответствующие юридические должности предъявляются и иные требования. В их числе: а) отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность; б) отсутствие обстоятельств, наличие которых может ставить под сомнение возможность надлежащего, объективного, беспристрастного исполнения теми или иными должностными лицами своих служебных обязанностей. Речь в этих случаях идет не только о наличии у соответствующих должностных лиц компрометирующих родственных и дружественных связей, но и, например, их участии в предпринимательской деятельности, наличии совместного бизнеса. Согласно п. «г» ст. 2 Национального плана противодействия коррупции, одним из обстоятельств является увольнение с государственной службы по дискредитирующим основаниям. На лиц, занимающих должности прокуроров и следователей, распространяются ограничения и запреты, установленные ст. ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009). Указанные должностные лица обязаны ежегодно представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в установленном порядке. Такое требование в отношении всех должностных лиц правоохранительных органов и судей заложено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции), ст. 8.

Хочется отметить, что в последнее время в России выбран курс на поднятие престижа государственной службы. В. В. Путин указывал, на то, что каждый чиновник любого ранга должен знать, что «государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду» и что «социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса» <1>. Такие установки красной нитью пронизывают и Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 и от 12.11.2009 <2>.

<1> Российская газета. 2006. 11 мая.

<2> Российская газета. 2008. 6 ноября; 2009, 13 ноября.

Нравственные требования

Профессиональные требования органично сливаются и с нравственными требованиями, которым должны соответствовать все без исключения юристы. Требования эти в своем концентрированном виде выражены в содержании тех присяг, что принимают судьи прокуроры, следователи, сотрудники правоохранительных органов и адвокаты. Более развернуто такие требования излагаются в актах ведомственной направленности и в специальных кодексах, в частности, таких как Кодекс судейской этики от 02.12.2004 и Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24.12.2008.

Примечание. Из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ

Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

(Статья 5)

Примечание. Из Кодекса профессиональной этики адвоката

Если адвокат не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Совет соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — Совет) за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

(Статья 4)

Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.

(Статья 10)

Из Кодекса судейской этики

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

(Статья 1)

Не анализируя обстоятельно заложенные в названных Кодексах требования, отметим, что для юриста, какую бы должность он ни занимал, профессиональные и нравственные качества должны находиться в органически слитном единстве, ибо они одинаково необходимы и важны для надлежащего выполнения своих должностных обязанностей. Это и есть то, что именуется профессионализмом, который впитывает в себя интеллектуальные (знание правовой материи и способность к аналитическому мышлению в правоприменительной деятельности), нравственно-психологические качества (ответственность, честность, справедливость, внимательность, терпеливость, толерантность) и культурно-эстетические свойства (воспитанность, аккуратность, строгое следование этикету).

Модель правоприменителя

С учетом социально-правового статуса должностного лица, применяющего уголовно-процессуальные нормы, и индивидуально-личностных его характеристик представляется возможным сконструировать и своеобразную модель такого правоприменителя. В структуру модели входят как социально-правовые, так и нравственно-психологические (и даже физиологические) компоненты.

В числе первых то, что правоприменитель: а) является членом нашего социума, гражданином нашего государства, осуществляет правоприменительную деятельность; б) занимает соответствующую должность в правоприменительных структурах, в силу которых он и уполномочен на применение уголовно-процессуальных норм; в) имеет необходимый возраст и надлежащий уровень юридической подготовки, позволяющий правильно оценить обстоятельства расследуемого и разрешаемого дела, определить необходимые для применения нормы, усвоить содержание правовых предписаний, наличие условий, позволяющих применить процессуальные нормы, принять решение и сформулировать его в соответствующих правоприменительных актах.

В числе вторых (нравственно-психологических) факторов: а) воспитанность и убежденность в правоте правового регулирования соответствующих социальных отношении, в необходимости реализации предписаний уголовно-процессуальных норм; б) обладание такими социально-ценностными нравственными устоями, как доброта, справедливость, чувство долга и ответственности, включая добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, достоинство и честь, гуманное отношение к участникам уголовного судопроизводства; в) психологическая устойчивость, необходимое хладнокровие и выдержка; отсутствие психологических заболеваний; г) физиологические составляющие: отсутствие заболеваний, препятствующих занимать ту или иную должность в правоохранительных органах.

Сформулированную «модель» должностного лица, применяющего уголовно-процессуальные нормы, можно рассматривать лишь в качестве ориентирующей. В каждом отдельном случае его составные элементы (их может быть и больше) должны наполняться конкретным индивидуальным содержанием. В такой «модели» не должно быть ничего, что способствовало бы развитию у правоприменителя профессиональной деформации.

Профессиональная деформация есть не что иное, как искажение характера и результатов профессиональной деятельности определенных сотрудников, их служебных и внеслужебных отношений в коллективе, развитие у таких лиц отрицательных черт характера.

В юридической деятельности формы проявления профессиональной деформации самые разнообразные. Здесь и злоупотребление властными полномочиями (упоение властью), пренебрежение к соблюдению уголовно-процессуальной формы, высокомерие к людям (бездушное отношение к ним), чрезмерная подозрительность, злоупотребление преступным жаргоном, аморальное поведение в быту, пьянство и т. д. Особую опасность представляют случаи сращивания с преступной деятельностью. В любой форме своего проявления деформационные процессы в сфере юридической деятельности ощущаются весьма остро, ибо не только негативно отражаются на человеческих судьбах, но и подрывают авторитет юриста, а вместе с ним и органов государственной власти и управления. Этим обусловлены и те решительные меры, что предпринимаются в соответствии с Законом о противодействии коррупции в отношении так называемых оборотней в погонах.

Словарь трудового права. Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Преодолевать деформационные процессы трудно, но необходимо. Соответствующие меры лежат в самых масштабных мероприятиях экономического и социального плана. В этом направлении государство предпринимает значительные меры в части оснащения правоохранительных органов современными научно-техническими средствами, повышения материального состояния их сотрудников, улучшения условий труда и быта. Много еще надо сделать в области повышения образовательного уровня, а также воспитания высоконравственных правоохранительных органов. В правовом государстве, как Россия названа в Конституции (ст. 1), прежде всего сами правоприменители в лице судей, следователей, дознавателей должны быть высоконравственными и психологически устойчивыми людьми.

Библиография

1. Кони А. Ф. Избранные произведения. Том I. М., 1959.

Т. Шушанова

Соискатель

Удмуртского государственного

Университета,

Специалист

По учебно-методической работе

Кафедры уголовного процесса

Ижевского филиала

Нижегородской академии

МВД России

Подписано в печать

Правоохранительные органы — государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции.
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

ПрокуратураРоссийской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.

Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример — нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана — важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа — выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники — Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать:

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура
Виды правоохранительных органов:

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

Наименование органа Основные функции
Суд (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ)
Осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:

  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния

Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов) Осуществление прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.

Осуществление уголовного преследования:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
  • действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Участие в рассмотрении дел судами Общей юрисдикции и арбитражными судами.
Участие в правотворческой деятельности — специальном виде деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путём издания, изменения или отмены нормативных правовых актов.
Международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции (включают также Службу судебных приставов, Службу исполнения наказания)
  • Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
  • Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
  • Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
  • Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
  • Регулирование сферы правового обслуживания.
  • Осуществление контроля за исполнением законодательства
Органы внутренних дел (полиция, система внутренних органов, миграционная служба, служба по контролю за оборотом наркотиков) Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:

  • по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • по защите объектов, независимо от форм собственности;
  • по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер:

  • по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  • по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
Органы безопасности (Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ Осуществление контрразведывательной деятельности: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ
Федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ))
  • Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
  • Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
  • Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
  • Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
  • Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
  • Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
Органы государственной охраны (Федеральная служба охраны (ФСО) РФ Выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны (Президент РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и др.), осуществление мер по её предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны
Налоговые органы (налоговые инспекции, Налоговая полиция)
  • Осуществление учёта налогоплательщиков.
  • Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
  • Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
Таможенные органы (таможни, таможенные посты
  • Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
  • Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
  • Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
Нотариат (нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы)
  • Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
  • Охрана всех форм собственности.
  • Предупреждение правонарушений посредством:

— удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);
— выдача свидетельств на право собственности, доли в общем имуществе;
— свидетельства верности копии документа, подписи и перевода;
— удостоверения разного рода фактов

Адвокатура, (адвокатский кабинет — адвокат осуществляет деятельность индивидуально);
  • Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  • Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
  • Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
Коллегия адвокатов; адвокатское бюро — работает два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация)
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
  • выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях

В апреле 2016 г. создана Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия), основными функциями которой являются: охрана общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в территориальной обороне РФ; охрана внешних государственных объектов и специальных грузов; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, в осуществлении вневедомственной охраны.

Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ
Функции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния

Судебная система РФ включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.
Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).
Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *