Земля рекреационного назначения

Земля рекреационного назначения

Содержание

Основное понятие

Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:

  • мест массового отдыха граждан;
  • туризма;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивной деятельности.

Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке. Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.

Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.

В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.

Какие участки относятся к категории особо охраняемых зон?

Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:

  1. природоохранного назначения;
  2. историко-культурного назначения;
  3. особо ценные, уникальные массивы.

Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.

Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту. Участки могут располагаться:

  • вблизи озёр и иных водоёмов, на побережье моря;
  • в горной местности;
  • в лесной зоне.

Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям.

Земли должны быть пригодны для нижеследующего:

  1. строительства санаториев и пансионатов;
  2. туристических и спортивных баз;
  3. лыжных и гоночных трасс;
  4. детских туристических лагерей;
  5. туристских парков;
  6. кемпингов;
  7. объектов физической культуры, спорта;
  8. спортивных лагерей;
  9. домов рыболова (охотника);
  10. обустройства стационарных и палаточных лагерей;
  11. учебно-туристических троп;
  12. детских лагерей отдыха и т.п.

Зоны должны выделяться в отдалении от земель промышленности и специального назначения.

Кто является собственником

Этот вид земель не изъят из оборота и не ограничен в обороте, но при их использовании предусмотрен специальный правовой режим. Если такие участки ранее были оформлены в частную собственность, до признания таковых землями рекреационного назначения, их изъятие не допускается, если не возникли нужды федерального значения. Регламент пользования устанавливается в соответствии с целевым назначением, а также согласно нормам статьи 262 ГК РФ.

Собственником рекреационных зон федерального значения является государство. В определённых случаях у частных собственников допускается изъятие ЗУ, но только для реализации государственных программ, если они захватывают территории жилых секторов населённых пунктов. В этом случае изъятие происходит на основании выкупа по соглашению сторон. В качестве примера можно привести строительство объектов для проведения Олимпиады.

Зоны отдыха регионального масштаба остаются в обладании местных властей, и принадлежат администрации населённого пункта.

Если до выдела в рекреационные зоны они были оформлены в частную собственность, допускается обременение публичным сервитутом. По соглашению может оформляться частный сервитут.

Правила использования

Физические, юридические лица и ИП, занимаясь туристическим, спортивным бизнесом, или оказывая сопутствующие этому бизнесу услуги, не вправе претендовать на оформление таких участков в собственность. Эти правила распространяются на них, даже при условии возведения строений, которые могут принадлежать частным лицам. С разрешения региональных или федеральных властей они могут оформить право аренды, но только при условии использования земель по целевому назначению.

При проведении строительства санаториев, профилакториев, спортивных комплексов и прочих объектов, соответствующих целевому назначению, оформлять аренду ЗУ вправе как учредитель компании, предоставляющей услуги в области туризма, так и строительная компания, выступающая застройщиком капитальных объектов, предназначенных под дальнейшую эксплуатацию для отдыхающих.

Использование территории под учебно-туристические тропы и трассы, допускается по соглашению с собственниками ЗУ и иными их правообладателями. При необходимости пользование оформляется на основе обременения сервитутом, находящиеся в обременении ЗУ не изымаются из пользования.

Что запрещено делать?

Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:

  • возводить жилые строения;
  • организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
  • производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
  • заниматься браконьерством;
  • использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
  • устраивать свалки.

За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.

Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.

Кроме перечисленного, недопустимо проводить такие виды работ, которые могут повредить поверхность почвы, изменив её уникальные свойства в результате отравлений ядохимикатами, механическими повреждениями. А также проводить деятельность, допускающую нарушение экологии в зоне рекреации. Это касается и правообладателей прилегающих земельных участков, относящихся к другим категориям земель.

Аренда территорий лесного фонда для рекреации

Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.

Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.

Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.

Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ. После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.

Что можно строить?

Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:

  1. спортивную базу;
  2. лагерные стационарные помещения;
  3. домики для отдыхающих;
  4. охотничьи домики;
  5. гостиничный комплекс или пансионат.

То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.

Что требуется?

Для возведения построек арендатор обязан:

  • составить проект освоения лесов (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ);
  • осуществлять использование ЗУ в соответствии с проектом;
  • соблюдать условия договора аренды ЗУ (лесного участка);
  • использовать территорию только способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими (ограничивающими) нанесение вреда последующему воспроизводству лесов;
  • соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности;
  • подавать ежегодно лесную декларацию ( ч.2 ст. 26 ЛК РФ);
  • представлять отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);
  • представлять отчет об охране и защите лесов (ч.1 ст. 60 ЛКРФ);
  • исполнять иные предписания законодательства.

Что нельзя возводить?

Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.

В частности, нельзя строить:

  • объекты для ведения подсобного хозяйства;
  • промышленные предприятия по переработке древесины, мяса и шкур животных;
  • жилые дома и дачи.

Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.

Стоимость и сроки

Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ. Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.

В итоге право аренды получает выигравший участник аукциона. Если он является единственным – выкуп арендных прав допускается без проведения торгов. Срок аренды не может быть меньше, чем 10 лет. Максимальный срок – 49 лет.

Возможность выкупа

Такая процедура невозможна, так как земли лесного фонда не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.

Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:

  1. Провести экспертизу земель, подтверждающую возможность изменения категории. Получить заключения экспертов.
  2. Написать аргументированный запрос на имя министра Министерства Лесного хозяйства, с указанием подробных причин перевода и параметров земельного участка, с указанием кадастрового квартала.
  3. Приложить акты экспертизы, нотариально удостоверенный паспорт, выписки из ЕГРЮЛ и копию учредительной документации, если это юридическое лицо.
  4. По усмотрению Министерства, запрос передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение. Либо заявителю отправляется мотивированный отказ, со ссылкой на причину отказа.

Скачать бланк заявления на перевод земельного участка в другую категорию

В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после перевода земель в другую категорию.

В документ вносятся следующие сведения:

  • причины бесхозности ЗУ;
  • расчёты стоимости восстановления массива;
  • проект восстановления ЗУ заявителем;
  • аргументы эффективности такого перевода.

На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.

На нашем сайте также можно найти следующую информацию:

  1. Виды разрешенного использования земель.
  2. Как узнать по кадастровому номеру категорию ЗУ.
  3. Установление категории земельного участка.
  4. Что такой код категории земель?
  5. Что означает — категория земли не установлена?
  6. Какое наказание грозит за не целевое использование ЗУ?

Споры и порядок их решения

Так как регламент использования таких земель обеспечивается специальными положениями, могут возникать ситуации, вызывающие споры о нормах использования и правилах эксплуатации. В первую очередь они могут быть связаны с вопросом о нецелевом использовании арендованных участков.

Контроль над исполнением норм целевого использования возложен:

  • на государственный земельный контроль;
  • на общественный контроль по нормам земельного законодательства.

Представители этих органов вправе проводить проверки по использованию земельных массивов рекреационного значения, надзирать за исполнением установленного регламента.

Госзем контроль уполномочен:

  • запросить соответствующие документы;
  • выдать предписания;
  • подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений;
  • взыскать штраф (через суд) и вынести иные взыскания.

Если речь идёт о нарушении экологии, загрязнении озёр и повреждении лесного массива, то допускается жалоба в Роспотребнадзор, Санэпидстанцию и т.п. При нарушении норм противопожарной безопасности – жалоба подаётся в региональное управление МЧС.

Все вопросы, связанные с нарушением имущественных прав юридических лиц рассматриваются в арбитражном суде. Здесь же могут решаться вопросы о прекращении права аренды, возмещении материального ущерба и т.п. Обращаться следует в арбитражный суд по месту расположения лесного массива.

Земли рекреации входят в состав особо охраняемых зон. Используются для отдыха граждан, спортивных, туристических и лечебно-оздоровительных целей. Принадлежат государству, могут передаваться в аренду. Иногда допускается оформление в собственность, по решению Правительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.

Рекреационными зонами считается часть пространства естественной среды, предназначенного для организованного массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить социально-культурные и природные объекты, занимающие участки городской территории, пригородных, зеленых, лесопарковых зон, национальных природных парков, ботанических, дендрологических, зоологических садов, ландшафтные, рекреационные заказники, туристические маршруты, дома и базы отдыха.

Объектами охраны могут быть экосистема как целое, типичный или уникальный ландшафт, отдельные компоненты экосистем, уникальные природные объекты. Целями выделения ООПТ могут стать экологические исследования и мониторинг, экологическое образование или экологический туризм, рекреация. Охраняемые объекты могут представлять различную ценность: признаны мировым природным наследием или национальным достоянием либо отнесены к объектам регионального или местного значения. Все это обусловливает допускаемый на территории ООПТ особый режим природопользования: полная закрытость (заповедность), возможность проведения исследований и мониторинга, рекреационное природопользование, непреобразующее природопользование, ведение сельского и лесного хозяйства.

Объектами экологической экспертизы являются документы, которые предшествуют производственно-хозяйственной, рекреационной или иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека. Объектом экологической экспертизы выступает как сама эта деятельность, так и продукты, получаемые в результате этой деятельности. К объектам экологической экспертизы относятся: технико-экономическое обоснование проектов строительства и реконструкции предприятий, проекты генеральных планов застройки территорий, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов, обоснования для внедрения новой технологии и техники, лицензий и сертификатов, проекты нормативно-технической и нормативно-правовой документации в части охраны и использования природной среды.

Рекреационная нагрузка на природную среду — это степень непосредственного влияния отдыхающих людей туризм, сбор «даров” леса, охота, рыболовство и т.п.), их транспортных средств, строительства временных жилищ и других сооружений на природные комплексы или рекреационные объекты (живописные места, памятники природы). Количественная оценка рекреационной нагрузки определяется количеством людей или человеко-дней на единицу площади или рекреационный объект за фиксированный промежуток времени (день, сезон, год). Различают оптимальную (максимально допустимую) и деструкционную (гибельную) рекреационную нагрузку. Деструкционная нагрузка для лесов средней полосы Евро-Азии: сосняк — 7, ельник-черничник — 15, березняк и осинник -25-30 человек на I га одновременно и ежедневно в течение 5-7 лет.

На объектах национального и международного значения связанных с природоохранной деятельностью или особенно живописной красотой, например в Йеллоустоунском национальном парке, рекреационная ценность превосходит ценность местного производства, включающего сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность и лесозаготовки . Даже такая рекреационная активность, как охота и рыбная ловля, которая в теории является потребительской, может считаться на практике непотребительской, поскольку пищевая ценность животных, добытых рыболовами или охотниками, обычно чрезвычайно мала по сравнению со временем и финансами, затраченными на этот вид деятельности. В сельской экономике спортивное рыболовство и охота приносят сотни миллионов долларов. Рекреационная ценность может быть даже выше, чем показывают эти цифры, так как многие посетители парков, рыболовы-спортсмены и охотники говорят о том, что они готовы, если потребуется, платить еще более высокую входную плату или плату за лицензию.

Зона рекреационного использования акватории озер обеспечивает целостность, полноводность и чистоту водоемов. В ней разрешен любительский лов рыбы, отстрел уток на пролете (по лицензиям). Для туристов целесообразно оборудовать рыбацкие приюты. На территории зоны можно разместить лодочные станции, сторожевые кордоны, автостоянки, а также проводить мероприятия по сохранению водоемов, охране и воспроизводству ценных и других видов рыб, а также объектов наземной фауны.

НАГРУЗКА РЕКРЕАЦИОННАЯ — степень непосредственного влияния отдыхающих людей (туризм, сбор даров леса, спортивная охота, рыболовство и т.д.), их транспортных средств, строительства временных и дачных жилищ и других сооружений на природные комплексы или рекреационные объекты (живописные места, памятники архитектуры и т.д.).

В качестве объектов загрязнения (кроме населения) рассматривались объекты жилищно-коммунального хозяйства (селитебная территория, жилищный фонд, городской транспорт, лесные насаждения и др.), сельскохозяйственные угодья, животные и растения, лесные ресурсы, элементы основных фондов предприятий и транспорта, рыбные ресурсы, рекреационные и лечебнокурортные ресурсы.

Л.э. — важный объект хозяйственной деятельности человека. ЛЕСОПАРК (Л.) — естественный лес в пределах города, который используется для отдыха населения (рекреации). А. улучшают состояние атмосферы городов. Л. благоустраиваются для уменьшения влияния на них человека (проводятся пешеходные дорожки, создаются игровые площадки и т. д.). Л. в большинстве городов РФ находятся в неудовлетворительном состоянии в результате того, что антропогенные нагрузки превышают рекреационную емкость экосистем. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ (Л.) — использование лесных экосистем человеком в хозяйстве. Различают главное и побочное Л. При главном Л. заготовляется древесина, при побочном — грибы и ягоды, лекарственные растения. К побочному Л. относится и охота на промысловых животных.

Таким образом, рекреационная зона — понятие комплексное. Оно состоит из частей, входящих в состав природных, природнокультурных территорий и объектов, используемых в целях отдыха и туризма. Поэтому требования охраны и рационального использования естественной среды зон рекреации реализуются через эко-лого-правовые нормы, регулирующие охрану соответствующих особо охраняемых территорий и объектов.

На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Основным понятием рекреационной экологии является территориальная рекреационная система (ТРС), под которой понимают единство рекреантов, природных экосистем, рекреационных объектов, рекреационной инфраструктуры и управленческо-обслу-живающего персонала. Эти составляющие являются подсистемами ТРС, тесно связанными между собой и с рекреационной средой (рис. 21.5).

Пригодным для отдыха рекреационным объектом можно считать место, отвечающее следующим критериям: отличается от привычного места проживания и работы; представлено сочетанием двух и более различных в природном отношении сред; имеет экологически благоприятную обстановку.

Использование леса как объекта рекреации Оценка леса при его рекреационном использовании осуществляется в случае, если он фактически выполняет эту функцию. Прежде всего, здесь имеются в виду живописные леса, расположенные вблизи населенных пунктов, с хорошей транспортной доступностью. Общая экономическая стоимость такого использования леса может быть оценена через ряд показателей, определяемых в соответствии с концепцией общей экономической стоимости (ОЭС). Важнейшими из них являются стоимость использования (прямая и косвенная), а также стоимость существования.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Четвертое направление — рекреационное — создание на нарушенных землях объектов отдыха, парков, спортивных бассейнов.

В состав территориальной рекреационной системы входит управленческо-обслуживающий персонал, состоящий из двух составляющих подсистем: управленческой и обслуживающей. Управленческий персонал предназначен для анализа информации о размерах и качестве рекреационных услуг, состоянии природных экосистем, рекреационных объектов и инфраструктуры и последующего принятия решений. Обслуживающая подсистема обеспечивает условия использования рекреантами рекреационных объектов, охрану природных экосистем.

К землям природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, курортов и других объектов аналогичного назначения.

В особое пользование водные объекты предоставляются ограниченному кругу водопользователей для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Природные парки. Они являются рекреационными учреждениями, их территория также может использоваться в просветительских и рекреационных целях. Территории или акватории природных парков включают комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. В природных парках устанавливается режим особой охраны и использования, запрещается деятельность, которая могла бы изменить исторически сложившийся ландшафт, изменить эстетическое или рекреационное качество парка. В природном парке могут быть выделены зоны с различными режимами — природоохранные, рекреационные, охраны историко-культурных комплексов, агрохозяйственные и иные.

В пределах отдельных населенных мест объектом санитарного контроля является зона хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в пределах от контрольного створа в 1 км выше мест фактического (питьевого, рекреационного и др.) водопользования до нижней границы города — на водотоках. На непроточных водоемах зона водопользования заключена между контрольными створами, отстоящими на расстоянии 1 км по обе стороны от границ населенного места (с учетом фактического водопользования). В прибрежных частях морей наибольшее значение в санитарном отношении представляют районы водопользования.

При оценке транспортных издержек посетителей природного объекта спрашивают, откуда они приехали. Исходя из их ответа рассчитываются затраты на поездку. Очевидно, что чем ближе живет респондент, тем больше поездок он совершает. Затем рассчитывается общее число поездок определенной стоимости в течение года. На основании этой информации строится статистическими методами гипотетическая кривая спроса на природный объект. При таких оценках не учитываются процессы изменения предпочтения во времени, многоцелевые поездки, наличие аналогичных природных объектов поблизости и др. Однако полученные оценки в целом являются достаточно убедительными при развитии культуры активного использования рекреационных объектов.

Леса, ставшие местами массового отдыха, вызывают особый интерес как объект изучения и давно привлекают ученых (Горышина и др., 2000; Рысин и др., 2001, 2003). Объектом нашего исследования являются рекреационные леса в 7-м и 8-м микрорайонах Кирово-Чепецка.

При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов — коэффициент 3.

Основным приемом биологической рекультивации является консервация техногенных объектов лесокультурными насаждениями. Лесные насаждения могут создаваться с минимальными затратами рекультивируемых объектов, обеспечивая защиту от водной и ветровой эрозии, загрязнения окружающей среды и становясь объектом хозяйственного и рекреационного назначения.

Сведения для формирования и ведения территориальных кадастров природных ресурсов и объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота — комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.

Территория г. Миасса, расположенного у восточных предгорий Южного Урала в долине р. Миасс, насыщена водными объектами и пока еще имеет естественные и полуестественные участки ландшафта, достаточные для обитания разнообразной и обильной орнитофауны. Это р. Миасс, протекающая практически через центр города, множество техногенных водоемов (разрезов) в ее пойме и 10 озер и прудов — всего на площади более 6 тыс. га. Озера и пруды приурочены к окраинам и пригородным поселкам. Большинство искусственных водоемов мелководны, заилены, имеют богатую погруженную и прибрежную растительность, низкие берега и приобрели за почти двухвековую историю своего существования типично лесостепной облик, что обусловило высокое видовое разнообразие и обилие населяющих их водно-болотных птиц. Водно-болотные угодья имеют большое экологическое значение не только как ниши для растений и животных, источник кислорода и т. д, но и как важный рекреационный ресурс, способствующий психологической разгрузке людей.

Таким образом, можно говорить о весьма высокой степени готовности жителей г. Данилова непосредственно участвовать в сохранении Горушки как рекреационного объекта общего пользования, как памятника природы и как места расположения собора (духовная ценность).

Опасное для здоровья людей снижение качества питьевой воды вследствие интенсивного загрязнения источников водоснабжения и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов рекреационного назначения является важнейшим фактором изменения среды обитания человека и играет важную роль при определении степени экологического неблагополучия территорий.

НАГРУЗКА ПО ЗАГРЯЗНЯЮЩЕМУ ВЕЩЕСТВУ сточных вод — масса загрязняющего вещества сточных вод в интервал времени, Отнесенная к единице поверхности или объема сооружения (ГОСТ 25150-82). НАГРУЗКА РЕКРЕАЦИОННАЯ — степень непосредственного влияния отдыхающих людей (туристов, рыболовов, охотников и др.), их транспортных средств и т.п. на объекты, отнесенные к рекреационным ресурсам (охраняемые территории, живописные места, памятники природы и т. д.). Н.р. выражается числом людей или человеко-дней на единицу площади или рекреационный объект и сопоставляется с рекреационной емкостью объекта.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) России являются наименее загрязненной, по мировым стандартам, территорией, и через 5—10 лет они могут стать центром экологического возрождения России. ООПТ— это объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

Безусловно, сформированные в процессе лесовосстановительных работ культурценозы по своим функциональным, эстетическим, ландшафтным характеристикам слабо отвечают современным требованиям, предъявляемым к объектам рекреационного назначения, но тем не менее широко используются местным населением для стихийного и неорганизованного отдыха на лоне природы. Причиной активизации рекреационного лесопользования послужили известные постреформенные экономические трудности, когда основная часть населения региона стала «невыездной» и вынуждена проводить свои отпуска в местах постоянного проживания. Между тем для рекреации активно используются не только ставшие уже излюбленными близлежащие пригородные участки леса, но и все новые, более отдаленные лесные массивы. Следовательно, происходит постоянное расширение зоны рекреационного влияния. В этой связи пригородные леса областного центра по интенсивности рекреационного использования можно подразделить на три функциональные зоны: активной, умеренной и пассивной рекреации.

Коммунально-бытовое звено обеспечивает жизнедеятельность людей, занятых в промышленности и на предприятиях по производству сельскохозяйственной и другой продукции природно-промышленного комплекса. Основными объектами этого звена являются селитебная территория, предприятия питания, торговли, медицинские учреждения, общественный транспорт, культурные и учебные учреждения, рекреационные объекты (парки, пляжи, стадионы, зоны отдыха и т. п.). Продукцией коммунально-бытового звена считаются продукты, потребляемые населением, а также отходы и выбросы коммунально-бытовых предприятий.

Эстетика природного ландшафта — красота, индивидуальность местности, ее привлекательность для человека — является видом природного ресурса, необходимого для отдыха, восстановления сил и здоровья людей, удовлетворения их рекреационных потребностей. Процессы формирования ландшафта и взаимодействия с ним жилой среды и транспортных коммуникаций — предмет изучения ландшафтной архитектуры. Чем больше воспринимается ландшафт как природный, тем выше его рекреационные свойства. Разнообразие, уникальность и красота ландшафта в его естественной или сложившейся культурно-исторической форме могут пострадать от размещения транспортных сооружений и объектов дорожного сервиса. Важной задачей является сохранение исторических, культурных ландшафтов и их компонентов, характеризующихся особым своеобразием. Следует также оценить опасность нарушения картины городов и других населенных пунктов, охраняемых или достойных охраны памятников архитектуры и почвенных памятников, включая окружающую их среду.

Развитие экономики регионов вызывает усиление воздействия хозяйственных природноресурсных комплексов на окружающую среду. При этом следует отметить: традиционные и новые перспективные отечественные и международные проекты; стационарные и передвижные источники техногенного воздействия; объекты воздействия на сухопутных, морских и речных участках (атмосферный воздух, гидросфера, почвы, литосфера, растительность, в том числе леса, животный мир, включая рыбные ресурсы, рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, население и т.д.). Классификации нарушений окружающей среды, схемы взаимодействия в природно-технических геосистемах; отношения собственности на различные объекты и природные ресурсы, оценки компенсации ущербов являются довольно сложными.

В последние годы в связи с резким сокращением сельскохозяйственных площадей все большее внимание уделяется сельскохозяйственному направлению рекультивации нарушенных территорий. Вместе с тем большое распространение получило использование этих территорий в процессе градостроительной деятельности для рекреационных целей, размещения объектов со специальным акустическим и гелиотермическим режимом, хранилищ жидкостей и газов и пр.

В соответствии с методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого загрязнением окружающей среды, можно оценить предотвращенный ущерб, т.е. затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов (население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы), а также оценить собственно ущерб, т.е. затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды на реципиентов III.

Согласно этой методике под экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды, понимается сумма затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (когда такое предупреждение технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В качестве основных реципиентов рассматриваются: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства и элементы основных фондов промышленности и транспорта, а также сельскохозяйственные угодья, лесные, рыбные, рекреационные ресурсы, т.е. компоненты природно-ресурсного потенциала. Поскольку рассматриваемая методика первоначально предназначалась для расчета экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий, в ней предложено понятие предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды как ожидаемой величины непроизведенных (благодаря уменьшению загрязнения окружающей среды) затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере и расходах населения.

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе.

К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п.

2 ст. 98 ЗК РФ).

Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Земли рассматриваемой категории не изъяты и не ограничены в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются, однако для них устанавливается особый правовой режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Свободный оборот земель рекреационного назначения, в отличие от земель особо охраняемых природных территорий, земель особого историко-культурного наследия (ст. 27 ЗК РФ), означает возможность их нахождения в частной собственности, в том числе в порядке приватизации. Однако неясен порядок создания таких территорий (способ волеизъявления частного собственника и пр.), ведь данная подкатегория земель относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, которые должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п.

1 ст. 94 ЗК РФ).

Признание земель землями рекреационного назначения не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Что касается владения, пользования и распоряжения этими земельными участками, то они ограничиваются. Граждане и юридические лица, чьи земельные участки располагаются на землях рекреационного назначения, обязаны соблюдать режим, установленный для этих земель.

С 16 марта 2009 г. из состава земель рекреационного назначения исключены земли пригородных зеленых зон, которые согласно ст. 86 ЗК РФ в прежней редакции как зеленые зоны выделялись в составе пригородных зон в категории земель населенных пунктов. Теперь ст. 86 ЗК РФ определяет, что в пригородных зонах выделяются в том числе зоны отдыха населения. Следовательно, зоны отдыха населения хотя и несут аналогичное рекреационное назначение, но регулируются в категории земель населенных пунктов. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — федеральными законами.

Вместе с тем земли пригородных зон в основном заняты лесами. Городские леса, леса зеленых зон и лесопарки относятся ст. 102 ЛК РФ к категории защитных лесов, т.е. они подлежат более строгой защите в соответствии с требованиями ЛК РФ.

Кроме того, в категории земель населенных пунктов теперь непосредственно выделяются зоны рекреационного назначения (п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Граждане могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, если они не закрыты для доступа. При этом они обязаны соблюдать режим земель рекреационного назначения. Что касается земельных участков, принадлежащих на праве собственности или иных правах на землю гражданам и юридическим лицам, отнесенных к землям рекреационного назначения, то доступ на них возможен в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 262 ГК РФ), т.е. с согласия частного собственника.

Наиболее полная информация о землях рекреационного назначения

/ Недвижимость /

Когда-то рекреацией назывались каникулы, школьная перемена или помещение, где можно было отдохнуть. Позднее рекреацией стали называть различные мероприятия, которые призваны помочь утомлённым людям, восстановить их здоровье. Термин «рекреационный» расширился ещё больше, когда стал одним из определений Земельного кодекса нашей страны.

Понятие и предназначение

Статьи «земельных» законов чётко классифицируют все территории по их существующему и/или потенциальному предназначению, использованию. Некоторые территории относятся в классификации к особо охраняемым. Этому посвящена 18-я глава.

О рассматриваемых нами землях говорится в статье 98. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для создания возможности заниматься туризмом, спортом, а также отдохнуть и оздоровиться всем желающим (нуждающимся). Также 98-й статьёй оговаривается состав земель-рекреаций, а также всё, что может быть там построено.

Есть интересная особенность: зоны-рекреации могут быть выделены и в городах, посёлках и так далее. В данном случае речь идёт о парках, лесных массивах, скверах, водных объектах (пруды, водохранилища), пляжах. Такие места отдыха особо охраняемым территориями не считаются, но это их единственное отличие от прочих земель-рекреаций.

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению. Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований.

На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли. Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы.

Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин » «. Он означает ограниченное право использования.

  • Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  • Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам. Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои).

Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:

  • кемпингами;
  • домами отдыха, пансионатами;
  • объектами физической культуры и спорта;
  • туристическими базами;
  • стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
  • детскими туристическими станциями;
  • парками;
  • учебно-туристическими тропами и трассами;
  • детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.

К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.

Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.

Сервитут — ограниченное право пользования рекреационными зонами — может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.

Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.

Еще по теме § 4. Правовой режим земель рекреационного назначения:

  1. Глава 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — по земельному праву РФ выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения (земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, парков и т.д.

, вне земель оздоровительного назначения). К З.р.н. относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения. На З.р.н.

запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ» в других словарях:

    Участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения (Земельный кодекс РСФСР.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь … Экологический словарьЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав З.р.н. входят земельные участки, на которых находятся дома… … Юридическая энциклопедияУчастки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминовЗемли рекреационного назначения — 1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан. 2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные… … Официальная терминологияЗемли рекреационного назначения — земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан, на них находятся дома отдыха,… … Большой юридический словарьВыделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно … Энциклопедический словарь экономики и праваземли рекреационного назначения — по земельному праву РФ выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения (земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, парков и т.д … Большой юридический словарьЗемли рекреационного назначения — 1) вид (подкатегория) категории земель особо охраняемых территорий и объектов; 2) земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан; в состав З.р.н. входят… … Экологическое право России: словарь юридических терминовЗемли сельскохозяйственного назначения — отдельная категория земель, которые используются для нужд сельского хозяйства и предназначены для этих целей. Состоят из сельскохозяйственных угодий и земель, занятых дорогами, лесозащитными насаждениями, зданиями, строениями и сооружениями,… … Большой юридический словарьРЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЛИ — ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.

О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем такие наделы не исключаются из . Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.

П. 5 ст. 98 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на использование земель рекреации для иных целей. Это означает, что данная категория не подходит для любой другой деятельности, кроме туризма и отдыха.

Ограничения касаются и строительства объектов недвижимости. Например, на территории парка нельзя возвести жилой дом. То, что можно строить, определяется целевым назначением участка. Все здания и строения должны быть предназначены для отдыха, спорта, оздоровления, туризма или для обслуживания перечисленных объектов.

Законное использование земли контролируют органы государственного земельного надзора:

  • Росреестр,
  • Россельхознадзор,
  • Росприроднадзор.

К проверкам подключен и общественный контроль. Каждый гражданин, который выявил нарушения использования надела, может обратиться в указанные инстанции с жалобой. Если факт подтвердится, на нарушителя будет наложен административный штраф.

Административная ответственность за нарушение порядка пользования рекреационной землей варьируется в зависимости от ее субъекта. Так, если участок предоставлен в пользование государственному или муниципальному учреждению, то ответственность будут нести их должностные лица.

Размер штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее двадцати тысяч рублей. Если кадастровая цена не установлена, штраф будет назначен в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, когда участок находится у юридического лица, игнорирующего правила целевого использования, размер штрафа составит от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости, но не менее ста тысяч рублей.

Если цена по кадастру неизвестна, организация будет оштрафована на сумму от ста до двухсот тысяч рублей.

Границы ответственности установлены положениями ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Понесенное наказание не отменяет обязанности использовать земли в строгом соответствии с их назначением.

Прежде всего, нужно понимать, что это территории, используемые для организованного отдыха, спортивной и оздоровительной деятельности, туризма. Также к ним относятся земли зеленые пригородные зоны.

Если есть цель и назначение, то появятся правила и запреты. Главные ограничения связаны именно с этим, — чтобы происходящее на этих участках, возведенные постройки соответствовали указанным целям и служили им. Нецелевое их использование запрещено законом.

В состав земель природоохранного рекреационного назначения (а также историко-культурного назначения) включают площадки, на которых размещаются санатории, дома отдыха, туристические лагеря, дома охотника и рыболова, кемпинги, турбазы, лесопарки, тропы и трассы и т.д..

С этим видом земельной собственности связано понятие публичного или частного сервитута (право ограниченного использования участка без предоставления его в собственность). Например, туристические тропы и маршруты на основе сервитутов могут использоваться по соглашению с владельцами или арендаторами этих территорий.

Или на общественный пляж могут допускать все желающие.

К рекреационным могут добавляться также городские леса, парки и скверы, пруды, озера, водохранилища (и пляжи на их берегах), где люди отдыхают, занимаются спортом или туризмом.

Что касается пригородных зон, то поскольку их функция заключается в защите экологии, в таких местах запрещается деятельность, вредящая окружающей среде.

Размеры таких участков зависят от величины городов, к которым они примыкают.

Еще один вид – исторические постройки, достопримечательности (если их значение официально установлено), а также центры различных ремесел и промыслов, этнографических традиций.

Земли рекреационного назначения относятся к категории участков населенных пунктов. Они предназначены для оздоровления, отдыха и туризма и не должны использоваться в других целях. Нарушение этого правила влечет за собой административную ответственность в виде штрафа. Этот вид участков не предоставляется гражданам, в собственность его могут приобрести лишь юридические лица.

Виды разрешенного использования земельного участка:

Поделитесь в соц.сетях:

Земли рекреационного назначения в 2019 году: понятие и состав, правовой режим, порядок использования, перевод из одной категории в другую | Земельный эксперт

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения. Определение данному понятию дается в ст. 98 ЗК РФ.

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и особом природоохранном порядке.

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования:

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением, которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться за границами поселений.

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по договоруаренды или срочной эксплуатации) земель. Пользование происходит на основании заключенного договора о сервитуте, т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно ст. 8.

8 КоАП, штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей.

Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за границами поселений и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне. Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич.

Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования.

Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования, что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Список законов

  • Статья 98 ЗК РФ
  • Статья 8.8 КоАП

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *