Назначение военнослужащих на воинские должности

Назначение военнослужащих на воинские должности

I. Общие положения

1. Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, зачисление в распоряжение, увольнение их с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) по личному составу**.

Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольнение с военной службы высших офицеров и присвоение воинских званий высшим офицерам осуществляются указами Президента Российской Федерации и оформляются приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

2. Приказы по личному составу (далее именуются – приказы) имеют право издавать***:
Министр обороны Российской Федерации;
статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации;
командующие войсками военных округов;
начальники военно-учебных научных центров, военных академий (далее именуются – военно-учебные заведения);
командиры соединений и им равные, имеющие в подчинении кадровые органы.
3. Переводы военнослужащих между видами Вооруженных Сил, военными округами, родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления, военно-учебными заведениями осуществляются Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, подписываемых начальником Генерального штаба – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Переводы военнослужащих в видах Вооруженных Сил, военных округах и родах Вооруженных Сил, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, осуществляются:
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации;
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными командующим войсками военных округов, – на основании приказов соответствующих командующих войсками военных округов.

Основанием для подготовки документов по переводу военнослужащих являются планы замены и перевода, приказы и распоряжения должностных лиц Вооруженных Сил, отдаваемые в соответствии с предоставленными им полномочиями, отношения, подписанные командующими войсками военных округов, начальниками военно-учебных заведений, в распоряжение которых переводится военнослужащий, а также другие основания, определенные законодательством.

4. Назначение в Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности, секретариат Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производит Министр обороны Российской Федерации, на остальные – статс-секретарь заместитель Министра обороны Российской Федерации.

5. Назначение на воинские должности военнослужащих, непосредственно подчиненных Министру обороны Российской Федерации, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, производит статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации.

6. Назначение военнослужащих на воинские должности в военно-учебные заведении осуществляется Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Направление военнослужащих не на воинские должности в учебные военные центры, на факультеты военного обучения (военные кафедры) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по представлениям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующих войсками военных округов.

Назначение военнослужащих на должности профессорско-преподавательского состава и научных работников, а также перемещение военнослужащих, направленных в образовательное учреждение, на другие должности в учебном военном центре и на военной кафедре осуществляются ректором образовательного учреждения по согласованию с руководителями центральных органов военного управления.

7. Военнослужащие, принятые решениями приемных комиссий на учебу в военно-учебные заведения, зачисляются в них приказом Министра обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, отчисленные из военно-учебного заведения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, направляемых для прохождения военной службы по призыву, направляются к прежнему месту военной службы и зачисляются в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу.

Отчисление военнослужащих из военно-учебного заведения и зачисление в распоряжение соответствующих должностных лиц производится:
со всех курсов, кроме выпускного — приказом начальника военно-учебного заведения;
с выпускного курса — приказом Министра обороны Российской Федерации.

8. Военнослужащие с их согласия могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность и при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов.

9. Освобождение военнослужащих от занимаемых воинских должностей производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

10. Представление военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы, присвоению им воинских званий указами Президента Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации осуществляется через Главное управление кадров.

Согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации, производится по подчиненности до представления документов в Главное управление кадров.

В остальных случаях согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий с заинтересованными должностными лицами осуществляет кадровый орган, непосредственно подчиненный должностному лицу, чьим приказом будут реализованы указанные представления.

II. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности, освобождению от воинских должностей

Должностные лица, осуществляющие назначение и освобождение Воинские должности, на которые назначаются и от которых освобождаются военнослужащие
Министр обороны Российской Федерации Вооруженные Силы Российской Федерации Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, а также воинские должности командиров батальонов, дивизионов, эскадрилий, кораблей, заместителей (старших помощников) командиров полков, авиабаз, кораблей, соединений, для которых штатом предусмотрены воинские звания подполковник, капитан 2 ранга
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации Центральные органы военного управления, соединения, воинские части, организации и военно-учебные заведения, находящиеся в непосредственном и прямом подчинении Министра обороны Российской Федерации, заместителей Министра обороны Российской Федерации Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, за исключением воинских должностей, на которые назначают Министр обороны Российской Федерации Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, находящиеся в непосредственном и прямом подчинении главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, командующих родами войск Вооруженных Сил Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации
Командующие войсками военных округов Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, находящиеся в непосредственном и прямом подчинении командующих войсками военных округов Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до майора, капитана 3 ранга включительно
Начальники военно-учебных заведений Военно-учебные заведения Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до майора, капитана 3 ранга включительно
Командиры соединений и им равные Управления соединений, воинские части и подразделения, находящиеся в непосредственном и прямом подчинении соответствующих командиров Воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшего лейтенанта включительно

Примечание. В случае, если воинская должность имеет двойное наименование, то назначение военнослужащего осуществляется приказом командира (начальника), имеющего право назначать на воинскую должность, которая считается высшей из этих воинских должностей.

III. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы

Увольнение военнослужащих производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

Досрочное увольнение за невыполнение условий контракта военнослужащих, назначенных на воинские должности Министром обороны Российской Федерации должностными лицами, которым это право предоставляется в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, производится только после освобождения указанных военнослужащих от воинских должностей.

Увольнение военнослужащих, воинские звания которых выше штатно-должностных категорий воинских должностей, ими замещаемых, а также военнослужащих состоящих в распоряжении соответствующих должностных лиц производят:
в воинских званиях до полковника, капитана 1 ранга включительно – Министр обороны Российской Федерации;
в воинских званиях до подполковника, капитана 2 ранга включительно – статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации;
в воинских званиях до майора, капитана 3 ранга включительно — командующие войсками военных округов, начальники военно-учебных заведений;
в воинских званиях до старшего лейтенанта включительно – командиры соединений и им равные, имеющие в подчинении кадровые органы.

IV. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по присвоению военнослужащим воинских званий

Воинские звания офицеров до полковника (капитана 1 ранга) включительно, в том числе, досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинские звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, присваивает Министр обороны Российской Федерации.

Присвоение воинского звания досрочно производится не более двух раз за весь период военной службы: по одному разу в составе младших и старших офицеров. При этом к присвоению воинского звания досрочно представляются офицеры, прослужившие не менее половины срока в воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности.

*Далее, в тексте настоящего приложения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации – Министерством обороны; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации – Главным управлением кадров; центральные органы военного управления, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты – воинскими частями; военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации – военно-учебными заведениями или вузами.

**Назначение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение их с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) по строевой части.

Е.Н. Нестеров,
майор юстиции, помощник командира войсковой части 83440 — начальник юридической службы
Дата публикации — 26.12.2005г.

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской
должности при временном исполнении должностей

В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:

— вакантной (незанятой) воинской должности с его согласия (временное исполнение должности врид), т.е. должности, на которую в установленном порядке не назначен военнослужащий или лицо, гражданского персонала (когда допускается назначение лица гражданского персонала на воинскую должность;

— невакантной (занятой) воинской должности без его согласия (временное исполнение обязанностей врио), т.е. в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего (например, при нахождении в отпуске, командировке и т.д.) или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности.

При этом военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

Ответственность в данном случае военнослужащий может нести только за исполнение обязанностей по временно исполняемой воинской должности.

Возложение временного исполнения обязанностей по нижестоящей воинской должности и должности, подлежащей укомплектованию лицом гражданского персонала, не допускается.

Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать:

— шести месяцев в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности;

— четырех месяцев в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности.

На военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком.

Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность.

При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации.

Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей. В случае отсутствия штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование военнослужащий докладывает об этом старшему командиру или начальнику (ст. 84 УВС ВС РФ).

Временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.

Для временного исполнения обязанностей по вакантным и невакантным воинским должностям назначаются военнослужащие соответствующего состава.

— солдаты, матросы, сержанты и старшины по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены указанные воинские звания, а также воинские звания прапорщиков (мичманов);

— прапорщики и мичманы по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов) и младших офицеров;

— младшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров и старших офицеров;

— старшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские
звания старших офицеров и высших офицеров;

— высшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности на военнослужащего производится только в связи со служебной необходимостью, которую определяет командир (начальник), в чьем прямом подчинении находится или должен находиться военнослужащий по указанной должности.

Положением о порядке прохождения военной службы не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же или иной воинской должности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Положения, установившим непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускается возможность последующего возложения указанных обязанностей после его перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Издание приказа о временном возложении обязанностей по вакантной или невакантной воинской должности является основанием для приема обязанностей и дел по ней.

Денежное довольствие по временно исполняемой вакантной должности должно выплачиваться исходя из оклада по воинской должности, которую военнослужащий исполняет, т.е. после приема дел и обязанностей, что подтверждается написанием рапорта и изданием на его основании приказа по строевой части.

Военнослужащим, временно исполняющим должности с большими окладами, выплачиваются с соблюдением следующего:

А) военнослужащему, допущенному к временному исполнению невакантной должности, оклад по этой должности выплачивается, если военнослужащий, постоянно занимающий должность, а также его заместители и помощники — военнослужащие, независимо от их функциональных обязанностей, убыли из воинской части или временно освобождены от служебных обязанностей по болезни.

При этом срок временного исполнения должности не прерывается, если военнослужащий, постоянно занимающий эту должность, или его заместитель (помощник) возвратился в воинскую часть и, не вступая в исполнение должности, вновь убыл из части или освобожден от служебных обязанностей по болезни;

Б) военнослужащим — начальникам штабов воинских частей и подразделений, заместителям и помощникам командиров и начальников всех наименований, независимо от их функциональных обязанностей, при временном исполнении невакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по основным, а не по временно исполняемым должностям.

При временном исполнении указанными военнослужащими вакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям на общих основаниях.

Военнослужащим допущенным к временному исполнению вакантных и невакантных должностей в другой воинской части, оклады по временно исполняемым должностям не выплачиваются, исключения составляют:

1. Офицеры-врачи и офицеры, находящиеся в распоряжении, которым разрешается исполнять должности в любой воинской части. Доплата разницы в окладах производится с учетом исполняемой должности;

2. Офицеры, состоящие в распоряжении, допущенные приказом командира (начальника), в распоряжении которого они состоят, к временному исполнению вакантных должностей по их специальности, за время фактического исполнения этих должностей выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям.

Второе исключение распространяется только на находящихся в распоряжении офицеров. На прапорщиков, мичманов, иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, оно не распространяется.

При временном исполнении должностей прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат, сержантов, доплата определяется так же, как у офицеров, однако при временном исполнении офицерских должностей разница определяется от 9-го тарифного разряда.

Разница в окладах по основной и временно исполняемой должности выплачивается за прошлый месяц (месяцы) одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, а военнослужащим, откомандированным к новому месту службы (учебы) или увольняемым с военной службы, — при убытии из воинской части во всех случаях при условии, что ко дню выплаты истекли установленные минимальные сроки временного исполнения должности.

Чтобы исключить повторные выплаты разницы в окладах, доплата за временное исполнение должностей производится только по основным ведомостям.

Во всех случаях основаниями для выплаты разницы в окладах при временном исполнении должностей являются:

— приказ командира части о допуске к временному исполнению должности;

— приказ командира части о вступлении во временное исполнение должности;

— приказ командира части об освобождении военнослужащего от временного исполнения должности.

Одним из обязательных условий для выплаты разницы в окладах по временно исполняемым должностям, предусмотренным ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. 075, является непрерывное исполнение должностей свыше 30 или 60 дней (соответственно, вакантных и невакантных должностей).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. КАС05-137, признано недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения вышеуказанного определения ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями) недействующей в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой должности для лиц, исполнявших невакантную должность непрерывно не более 60 дней, считая, что такое ограничение противоречит конституционному принципу вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, нарушает его права. В обоснование своего требования он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности, в том числе в течение последнего года в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток, в связи с чем на основании статьи 59 Положения ему оклад по временно исполняемой должности выплачен не был, хотя при этом возрастают объем и сложность выполняемой работы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 года в удовлетворении указанного требования отказано.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Военная служба является особым видом государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно пункту 2 статьи 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно статье 12 этого Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение временно отсутствующего лица, то предусмотренное нормативным правовым актом ниже уровня федерального закона ограничение права на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не соответствует требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Указанное ограничение прав военнослужащих не может применяться и в силу статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации, поскольку установлено правовой нормой, включенной в Положение с грифом «секретно», которое по этой причине не опубликовано официально для всеобщего сведения. Сведения о денежном довольствии военнослужащих, относящемся по своему характеру к социальным гарантиям, предоставляемым государством гражданам, проходящим военную службу, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

При таком положении оспариваемое нормативное положение не может быть признано законным, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового решения о признании статьи 59 Положения в оспариваемой части не действующей со дня вынесения решения, то есть с 12 апреля 2005 года.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения настоящего решения статью 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.
(Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 12 апреля 2005 г. КАС05-137)

В п. 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена ежемесячная доплата к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом. Порядок определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанный Закон допускает возможность временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, т.е. незанятой воинской должности, без освобождения от обязанностей по занимаемой воинской должности.

Дополнительная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не устанавливается военнослужащим, на которых в связи со служебной необходимостью возложено временное исполнение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности, т.е. в случае, когда военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой должности, но от должности не освобождается.

В оформлении официальных документов важно правильно указывать все реквизиты. Одним из них является подпись руководителя. Но иногда, при временном отсутствии руководителя, право подписи передается другому лицу — исполняющему обязанности руководителя.

В такой ситуации от правильного оформления документа зависит его действительность. Рассмотрим, как же сделать все максимально грамотно.

Временно исполняющий обязанности и исполняющий обязанности — в чем отличие?

В делопроизводстве для обозначения работника, которому принадлежит право подписи на документах вместо официально назначенного руководителя, используются два сокращения: и.о. и врио.

То есть, исполняющий обязанности и временно исполняющий обязанности. Но в законодательстве упоминания о них не содержится. Нет и единого мнения, как правильно писать подобные сокращения. Так может подобные конструкции и вовсе незаконны? Давайте разберемся.

Правовые основы

Поручение одному из сотрудников выполнение обязанностей ответствующего по различным причинам коллеги в дополнение к его собственным регламентировано ст. 60.2 ТК РФ. Для этого с работником заключается соответствующее соглашение и издается приказ о поручении дополнительной работы.

Ограничений на выполнение по такой схеме обязанностей руководителя в статье нет. Но оно есть в подзаконном акте, точнее в Разъяснении Госкомтруда СССР от 1965 г., которое действует до сих пор.

В нем сказано, что такое совмещение допускается только в том случае, если на временно порученную должность руководитель назначается вышестоящим органом.

Это не единственный вариант временного закрытия руководящей вакансии. На нее можно:

  • оформить перевод (ст.72.2 ТК РФ);
  • переместить сотрудника (ст. 72.1 ТК РФ);
  • принять кого-то по срочному договору (ст. 59 ТК РФ).

Однако во всех этих случаях есть один небольшой нюанс. Такие работники не будут считаться исполняющими обязанности руководителя. Они и будут руководителями. Что и должно соответственно отражаться в документах. Следовательно, к нашему случаю эти варианты не относятся.

В каких случаях применяется ио

Исполняющий обязанности назначается в том случае, когда должность руководителя освобождается. Причин может быть много:

  • личное желание прежнего руководителя;
  • решение учредителя или вышестоящего начальства;
  • перевод руководителя на другую должность;
  • и т. д.

Независимо от причины, следствием является открытие вакансии руководителя. На подбор подходящего кандидата требуется определенное время. Но производственные и управленческие процессы ждать не могут, их требуется оформлять соответствующими распорядительными документами. Поэтому выполнение обязанностей руководителя в полном объеме поручается другому лицу. Как правило, это первый заместитель.

До утверждения его в должности на постоянной основе или до назначения на нее более подходящей кандидатуры, такой работник считается исполняющим обязанности главного лица компании.

Такое назначение официально оформляется дополнительным соглашением и приказом. А вот запись в трудовой книжке о таком назначении не делается.

В каких случаях пишется врио

Временное исполнение своих обязанностей может поручить своему заместителю или кому-то еще и сам руководитель. Например, отправляясь в отпуск, в длительную командировку или при болезни. То есть в тех ситуациях, когда спустя некоторое время руководитель вновь вернется к своей работе.

Поручение обязательно оформляется приказом по организации. В нем указываются временные рамки поручения в форме конкретных дат или формулировки «на период отсутствия», если точно неизвестно, когда он завершится.

Если за период отсутствия начальства предполагается подписание финансовых документов или соглашений с контрагентами, то в банк и руководству компании-партнера направляется копия приказа.

Записи в трудовой книжке исполняющего обязанности не делается. А вот дополнительное соглашение, где помимо прочего указан размер доплаты, заключается обязательно.

Как правильно писать врио и и.о. в документах

Существующее в делопроизводстве разделение на «врио» и «и.о.» весьма условно. Ведь и в том и в другом случае обязанности выполняются временно.

Однако общепринято, что перед должностью лица, исполняющего обязанности директора на время его отпуска или болезни пишется «врио». А для отражения факта открытой руководящей вакансии используется сокращение «и.о.». Есть и отличия в их написании.

При временной передаче руководящих функций и права подписи самим гендиректором, уполномоченное лицо может использовать два варианта оформления подписи:

  • так и писать врио директора А.Б. Петров;
  • использовать наименование собственной должности — первый заместитель директора В.Г. Сидоров.

Обратите внимание, что врио пишется с маленькой буквы и без каких либо точек между ними. Такой вариант считается единственно корректным. С заглавной буквы этот акроним пишется исключительно в том случае, когда стоит в начале предложения: «Врио в своем докладе отразил…»

Иное дело сокращение при передаче руководящей должности до официального назначения нового руководителя. Здесь необходимо обязательное указание на официальный статус исполняющего обязанности. Поэтому на всех документах используется только наименование замещаемой должности. Принцип написание тоже другой, в сокращении также используются маленькие буквы, но после них ставятся точки: «и.о.»

Особенности международной переписки

В деловой переписке статус временно замещающего руководителя сотрудника также указывается. Для этого используются следующие англоязычные выражения и их сокращения:

  • Officer-in-Charge of the (наименование должности) для и.о.;
  • Director General ad Interim или Director General a.i. для врио;
  • acting head (название должности) или просто acting as+должность для и.о.

Нюансы временного исполнения обязанностей

Грамотное оформление такого реквизита, как подпись руководителя или исполняющего обязанности, безусловно, значит много в имидже компании для ее контрагентов. Однако намного важнее документальное оформление поручения права подписи. Без этого документ, подписанный хоть и.о., хоть врио просто не имеет силы.

Основной распорядительный документ в такой ситуации — это приказ. В случае назначения врио его составляет кадровик, а подписывает руководитель. Но как быть, если место руководителя вакантно? Здесь все зависит от организационной формы компании.

В коммерческих предприятиях, например, ООО, принятие решения об избрании нового директора или назначении и.о. входит в компетенцию либо общего собрания, либо коллегиального органа управления — совета директоров.

На основании должным образом оформленного решения этого органа подписывается допсоглашение и издается приказ о назначении и.о., который станет первым для пребывающего в таком статусе.

В учреждениях и прочих некоммерческих структурах назначение директора или исполняющего его обязанности происходит по решению учредителя (или собрания учредителей). Остальной порядок аналогичен: допсоглашение и приказ. Подписывает приказ о назначении самого себя уже и.о.

О смене лица, имеющего право подписи на финансовых документах обязательно уведомляется банк. Иначе организация не сможет пользоваться своими счетами. В банках отработаны свои процедуры, предусматривающие замену учетной карточки или заведение временной.

Читайте про ключевые показатели эффективности KPI что это такое и как их использовать в своей предпринимательской деятельности.

Разбираемся — в каких случаях овердрафт выручает в сложный момент и на что следует обращать внимание.

Почему в некоторых случаях требуется https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html заполнение сведений о бенефициарном владельце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *