Ои МКД, что это?

Ои МКД, что это?

Получая квитанцию, многие жильцы задаются вопросом: что означает строка «Ремонт и содержание жилья»? Чтобы знать, за что вы платите, следует ознакомиться со списком услуг, которые включены в данную графу.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ текущее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме – это перечень необходимых сезонных и иных работ, проводимых с целью поддержания дома в надлежащем внешнем и функциональном виде, устранение недочетов и неполадок для комфортного проживания собственников в своих квартирах.

В соответствии со статьей 10 Правил по содержанию имущества многоквартирного дома (утверждены постановлением Правительства 13.08.2006 г. № 491) общедомовое имущество должно содержаться с учетом требований законодательства РФ. Кроме того, управляющая компания должна отслеживать состояние общей собственности и предотвращать ее порчу.

В плату за содержание жилого помещения включается плата: за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома коммунальные ресурсы.

Состав платы за содержание жилого помещения

Платеж «Содержание жилого помещения» выделяется в платежном документе на оплату содержания и ремонта жилого помещения, предоставления коммунальных услуг. Ранее он назывался «Содержание и ремонт жилого помещения».

Плата за содержание жилого помещения входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и подлежит уплате собственниками жилых помещений, а также нанимателями по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя:

  1. плату за услуги и работы по управлению домом;
  2. плату за содержание и текущий ремонт общего имущества;
  3. плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД.

Организации, которые отвечают за безопасность жильцов многоэтажного дома, регулярно должны проводить осмотр здания для выявления каких-либо неисправностей, оценки состояния дома и его отдельных зон. В оплату услуг по содержанию также входят:

  • осмотр общего имущества;
  • освещение зон общего пользования;
  • уборка помещений общего пользования;
  • поддержание чистоты на придомовом участке;
  • озеленение двора и прилегающей территории;
  • гарантирование надлежащей температуры и относительной влажности воздуха внутри дома;
  • обеспечение всех норм безопасности;
  • своевременный вывоз мусора;
  • меры пожарной безопасности;
  • мероприятия по энергосбережению.

Вышеперечисленные услуги относятся к основным. Кроме этого, содержание жилья включает еще целый ряд дополнительных работ, которые более подробно изложены в статье 154 ЖК РФ. В перечень периодически вносятся изменения и различные дополнения, решение о которых принимается на общем собрании жильцов. На этом собрании должны присутствовать представители ЖКХ для составления протокола, который вступает в силу только после того, как его подпишут уполномоченные сотрудники УО (управляющей организации) и представители от жильцов многоэтажного дома.

Услуги по управлению МКД

Перечень услуг и работ по управлению МКД устанавливается, в частности, договором управления МКД, заключенным с управляющей организацией.

К ним относятся:

  • прием, хранение и передача технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования, а также их актуализация и восстановление;
  • ведение реестра собственников помещений, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в этом доме на основании договоров;
  • подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества дома;
  • организация рассмотрения общим собранием собственников помещений вопросов по управлению МКД, а также обеспечение проведения такого собрания и контроля за исполнением решений такого собрания;
  • организация оказания предусмотренных услуг и выполнения работ;
  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  • организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества.

Содержание и текущий ремонт общего имущества

Как правило, в перечень услуг входит ремонт газового оборудования, находящегося внутри дома, проведение восстановительных работ различных конструктивных элементов здания, а также плановое обслуживание инженерных систем и оборудования.

Все эти услуги жильцы должны оплачивать, в зависимости от размера своей доли в собственности, которая принадлежит всем владельцам квартир в данном здании. Размер платы устанавливается на общем собрании. Чтобы самостоятельно рассчитать точную сумму платежа, необходимо узнать значение действующего тарифа и умножить на квадратуру вашей квартиры.

В состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Содержание общего имущества может включать, в частности, его осмотр в целях выявления несоответствия требованиям законодательства и безопасности, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к работе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, а также сбор и вывоз жидких бытовых отходов, приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.

В частности, к таким работам могут относиться:

  1. ремонтные работы и укрепление кровли, водостоков.
  2. содержание фасадов, а также удаление отслоившейся штукатурки или замена плитки на стенах здания.
  3. уход за перилами, дверями и окнами.
  4. сезонные работы по покрытию деревянных конструкций антисептическими средствами.
  5. очистка крыши от снега и льда в зимнее время года.
  6. уборка снега на территории, прилегающей к дому.
  7. подготовка (покраска) детских площадок к использованию в теплое время года.
  8. уход за растениями на земельном участке возле каждого подъезда и на все прилегающей к дому территории.
  9. расконсервация и консервация отопительной системы.

Текущим ремонтом общего имущества МКД является комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей и восстановления работоспособности элементов, оборудования и инженерных систем МКД для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно статье 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491): общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), обеспечивающем:

  1. соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
  2. безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
  3. доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
  4. соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
  5. постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
  6. поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
  7. соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

  1. осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
  2. обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
  3. поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
  4. уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
  5. сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
  6. организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности;
  7. меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
  8. содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
    текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
  9. проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В соответствии с приложением №4 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» работы по содержанию жилых домов включают в себя:

Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов:

  • Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка-шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей – дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.).
  • Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре; разборка, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантозов, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.).
  • Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).
  • Прочистка канализационного лежака.
  • Проверка исправности канализационных вытяжек.
  • Проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах.
  • Проверка заземления ванн.
  • Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
  • Промазка суриковой замазкой свищей, участков гребней стальной кровли и др.
  • Проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов.
  • Осмотр пожарной сигнализации и средств тушения в домах.

Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период:

  • Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
  • Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
  • Снятие пружин на входных дверях.
  • Консервация системы центрального отопления.
  • Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
  • Ремонт просевших отмосток.
  • Устройство дополнительной сети поливочных систем.
  • Укрепление флагодержателей.

Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период:

  • Утепление оконных и балконных проемов.
  • Замена разбитых стекол окон и балконных дверей.
  • Утепление входных дверей в квартиры.
  • Утепление чердачных перекрытий.
  • Утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях.
  • Укрепление и ремонт парапетных ограждений.
  • Проверка исправности слуховых окон и жалюзи.
  • Изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках.
  • Ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
  • Ремонт печей и кухонных очагов.
  • Утепление бойлеров.
  • Утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
  • Замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений.
  • Консервация поливочных систем.
  • Укрепление флагодержателей.
  • Проверка состояния продухов в цоколях зданий.
  • Ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок.
  • Поставка доводчиков на входных дверях.
  • Ремонт и укрепление входных дверей.

Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров:

  • Промазка суриковой замазкой или другой мастикой гребней и свищей в местах протечек кровли.
  • Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и газоходах.
  • Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
  • Смена прокладок в водопроводных кранах.
  • Уплотнение сгонов.
  • Прочистка внутренней канализации.
  • Прочистка сифонов.
  • Регулировка смывного бачка.
  • Притирка пробочного крана в смесителе.
  • Регулировка и ремонт трехходового крана.
  • Укрепление расшатавшихся сантехприборов приборов в местах их присоединения к трубопроводу.
  • Набивка сальников в вентилях, кранах, задвижках.
  • Укрепление трубопроводов.
  • Проверка канализационных вытяжек.
  • Мелкий ремонт изоляции.
  • Проветривание колодцев.
  • Протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в лестничных клетках, технических подпольях и чердаках.
  • Устранение мелких неисправностей электропроводки.
  • Смена (исправление) штепсельных розеток и выключателей.

Прочие работы:

  • Регулировка и наладка систем центрального отопления.
  • То же вентиляции.
  • Промывка и опрессовка системы центрального отопления.
  • Очистка и промывка водопроводных кранов.
  • Регулировка и наладка систем автоматического управления инженерным оборудованием.
  • Подготовка зданий к праздникам.
  • Озеленение территории, уход за зелеными насаждениями.
  • Удаление с крыш снега и наледей.
  • Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
  • Уборка и очистка придомовой территории.
  • Уборка жилых, подсобных и вспомогательных помещений.
  • Мытье окон, полов, лестничных маршей, площадок, стен, удаление пыли и т.д. в лестничных клетках.
  • Удаление мусора из здания и его вывозка.
  • Очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов.
  • Поливка тротуаров и замощенной территории.

Примерный Перечень работ, относящихся к текущему ремонту приведен в приложении №7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»:

  1. Фундаменты: Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
  2. Стены и фасады: Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
  3. Перекрытия: Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
  4. Крыши: Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
  5. Оконные и дверные заполнения: Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
  6. Межквартирные перегородки: Усиление, смена, заделка отдельных участков.
  7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей: Восстановление или замена отдельных участков и элементов.
  8. Полы: Замена, восстановление отдельных участков.
  9. Печи и очаги: Работы по устранению неисправностей.
  10. Внутренняя отделка: Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
  11. Центральное отопление: Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные.
  12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях.
  13. Электроснабжение и электротехнические устройства: Установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
  14. Вентиляция: Замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
  15. Мусоропроводы: Восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
  16. Специальные общедомовые технические устройства: Замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемых специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
  17. Внешнее благоустройство: Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

Коммунальные ресурсы

К коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества МКД, относятся холодная вода, горячая вода, электроэнергия и отведение сточных вод. Плата за указанные ресурсы включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД позволяют потреблять соответствующий вид коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

После установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 – 48, 156 ЖК РФ.

В случае:

  • отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме после установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, после проведения первоначального включения в плату (независимо от причин такого отсутствия,
  • наличия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, срок действия которого еще не истек, –

плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества учитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества.

Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее – исполнители) приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:

  1. на покупку коммунальных ресурсов, используемых: в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
  2. на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).

Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета – исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.

Фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, сформированной по правилам, установленным частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, а также пунктом 29 Правил № 491 в редакции Постановления № 1498.

Нередко отдельные позиции в квитанции по оплате коммунальных услуг вызывают вопросы у потребителей. Рассмотрим порядок начисления счетов за отведение сточных вод и отображения этой суммы в квитанции ЖКХ, с учётом требований отечественного законодательства.

Понятие отведения сточных вод с точки зрения законодательства

Необходимость уплаты водоотведения, включая непосредственно данное понятие, определяется правительственным постановлением № 354, подписанным в мае 2011 года и определяющим порядок оказания населению коммунальных услуг. Читать постановление № 354.

Согласно этому документу, услуги водоотведения предполагают оплату утилизации, сбора, доставки использованной воды к очистительным комплексам, очистки.

Многие потребители ошибочно предполагают, что отвод стоков является составной частью услуг по подаче воды. Водоотведение предполагает выполнение следующих операций:

  • вывода сточных вод вместе с нечистотами из квартиры и дома;
  • удаления стоков за границы населённого пункта, с доставкой к сооружениям по очистке;
  • очистка стоков с фильтрацией и утилизацией отходов.

Представленный перечень подразумевает, что воду недостаточно вывести из дома. Она подлежит очистке и последующему использованию.

Полученные за оплату данных услуг средства расходуются управляющей компанией в следующих целях:

  • обеспечение надлежащего технического состояния канализационных систем;
  • проведение ремонта и технического обслуживания водонапорных сооружений;
  • функционирования очистительных комплексов;
  • утилизации отходов, полученных в ходе очистки сточных вод.

Для обеспечения финансирования перечисленных работ взимается плата с потребителя.

Порядок расчёта оплаты за стоки

Оплата услуг ЖКХ за водоотведение предусматривает использование следующей формулы:

ОВ = (ОХВ + ОГВ) * Тс

в которой:

  • ОВ – сумма оплаты за водоотведение;
  • ОХВ – объём потреблённого холодного водоснабжения;
  • ОГВ – количество использованной горячей воды;
  • Тс – размер тарифа, установленного для расценки стоков.

Чтобы определить размер показателей, подставляемых в формулу, необходимо:

  • суммировать показания холодного и горячего водомеров, эти сведения подставляются в формулу, единица измерения – кубические метры;
  • уточнить размер тарифа, принятого в регионе.

Величина тарифа водоотведения в регионе складывается из комплексного влияния следующих факторов:

  • степени износа и объёма канализационных коммуникаций, необходимости в модернизации и ремонте;
  • состояния очистных сооружений, их оснащённости;
  • прочих критериев, влияющих на установление расценки.

Важно учитывать обеспеченность коммунальных служб рабочим и ремонтным персоналом, условия выполнения работ и другие характеристики. Размер назначенных тарифов регулярно пересматривается, исходя из развития инфляционных процессов. О величине тарифа, действующего в конкретном регионе, потребитель сможет узнать из средств массовой информации, посетив официальный сайт местной администрации или позвонив поставщику ресурсов.

При отсутствии в квартире индивидуального прибора учёта объём потреблённых ресурсов может оцениваться, исходя из показаний общедомового счётчика, при его наличии. В противном случае учитываются нормируемые показатели, утверждённые в конкретном регионе.

Но при отсутствии индивидуального счётчика, размер платежей за воду, включая услуги водоотведения, существенно возрастёт.

Методы снижения суммы за водоотведение

Нередко управляющие компании необоснованно завышают размер оплаты за услуги водоотведения. Чтобы исключить подобные ситуации и защитить свои права, потребителям необходимо прибегнуть к следующим действиям:

  • регулярно контролировать сумму, предъявленную к оплате;
  • в случае расхождений обратиться в управляющую компанию, потребовав перерасчёта;
  • установить индивидуальные приборы учёта, если они не использовались;
  • минимизировать расход ресурсов, прибегнув к традиционным способам экономии.

В интернете представлены многочисленные сайты, предлагающие возможность расчёта суммы оплаты за водоотведение. Разработаны специальные калькуляторы. Пользователю достаточно войти на сайт, подставить объём потреблённых ресурсов и указать регион, чтобы получить итоговую сумму к оплате.

Возможен и самостоятельный расчёт, с использованием указанной выше формулы.

Чем грозит отказ от оплаты за водоотведение

Если потребитель отказывается платить за отвод стоков или задерживает платежи, коммунальная организация может прибегнуть к следующим мерам:

  • начисления пени, если услуги не оплачены вовремя – оплата должна быть произведена до истечения десятого числа месяца, который следует за отчётным;
  • обращения в судебную инстанцию с взысканием задолженности в принудительном порядке – если суд сочтёт требования истца обоснованными, решение передаётся исполнительным органам, после чего возможен арест имущества и другие меры для получения с должника необходимой суммы;
  • запрет выезда за рубеж – сведения о должниках передаются в соответствующие службы, не выпускающие таких лиц за границу.

Услуги водоотведения требуют оплаты, наравне с остальными коммунальными платежами. Эта позиция прописывается отдельной строкой в квитанции ЖКХ. Если потребитель хочет избежать неприятностей, связанных с просрочкой платежей, счета должны полностью и своевременно оплачиваться, чтобы поставщик ресурсов получил возможность обеспечить функционирование системы водоотведения.

Все жители многоквартирных домов ежемесячно могут видеть в своей квитанции за коммунальные услуги строчку «Содержание и текущий ремонт общего имущества», «Содержание мест общего пользования» или нечто подобное.

Обратимся к жилищному законодательству

Ст. 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает плату:

• за услуги, работы по управлению МКД;

• за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД;

• за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение).

Согласно ст. 156 ЖК РФ, при наличии общедомовых приборов учета сумма платы за коммунальные ресурсы определяется на основании показаний этих приборов. Если таких приборов не установлено – тогда по тарифам, которые установлены в регионе проживания.

Что включает в себя содержание общего имущества МКД

Минимальный перечень услуг и работ, которые должны выполняться управляющей компанией для надлежащего содержания МКД, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290. Перечень содержит три раздела, в частности он включает:

• проверка подвальных помещений на наличие влаги, при выявлении нарушений – устранение причин,

• проверка кровли на наличие протекания, при выявлении – незамедлительный ремонт,

• очистка крыши от снега и льда и проверка состояния водостоков,

• проверка состояния дверей и окон в подъездах, при необходимости ремонта в отопительный сезон работы по восстановлению проводятся незамедлительно,

• при протечке инженерных систем внутри подъезда – незамедлительное устранение,

• сухая и влажная уборка внутри всего подъезда, протирка подоконников и мытье окон,

• очистка придомовой территории от мусора, снега и льда, очистка и помывка урн у подъездов, уборка крылечек и выкашивание газонов.

Правила оказания услуг по содержанию общего имущества МКД утверждены вышеназванным постановлением № 290. В них указано, что перечень работ и услуг из минимального перечня должен быть отражен в договоре управления МКД. Этот перечень определяется с учетом особенностей каждого многоквартирного дома.

Если жильцы платят за содержание общего имущества, как правило, эта услуга содержится в общей квитанции, тогда они вправе требовать выполнения этих работ и услуг, либо требовать перерасчет в связи с их ненадлежащим выполнением.

Как заставить управляющую компанию работать, читайте в одноименной статье «Как заставить управляющую компанию работать».

Опубликовано22 апреля 2019 в 12:08

Здравствуйте.

В соответствии со ст. 30, 39, 154 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (МКД), в котором проживает собственник.

Размер платы за коммунальную услугу в МКД, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с разд. IV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение одного рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее трех лет.

По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, гражданин сможет проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета.

Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в т.ч. о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подп. «р» п. 31 Правил N 354).

Для более подробного разъяснения оплат, производимых на общедомовые нужны, необходимо обратиться к исполнителю, который осуществляет предоставление коммунальных услуг по конкретному МКД, в т.ч. для выяснения правильности определения показаний общедомового прибора учета коммунального ресурса.

В случае, если, на взгляд потребителя, исполнитель нарушает его права и обязанности, потребитель в соответствии со ст. 20 ЖК РФ вправе обратиться в региональный орган государственного жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию) с требованием о проведении проверки в отношении исполнителя на предмет соблюдения им действующего законодательства.

< < < Начало статьи

Позиция АКАТО

Приведенная позиция АКАТО сформулирована для случаев управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья или кооперативом.

1. О включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества дома, в состав платы за содержание жилого помещения

С 01.01.2017 года в соответствии с частью 9 статьи 12 федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ (далее — Закон 176-ФЗ) вступили в силу нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД).

Действующей редакцией ЖК РФ (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ) предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя:
— плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом,
— плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
— плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491), в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498, устанавливает:

«11. Содержание общего имущества … включает в себя:

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме…».

Пункт 29 Правил 491 устанавливает:

«29. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату … расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме….

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг…

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов».

Таким образом, содержание общего имущества (далее — ОИ) включает в себя в числе прочего приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, а расходы на приобретение таких ресурсов, соответственно, включаются в состав расходов за содержание ОИ многоквартирного дома (далее — МКД).

Необходимо отметить, что «плата за содержание ОИ» является одной из составляющих «платы за содержание жилого помещения» (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ). При этом согласно пункту 11 Правил 491 «содержание ОИ» включает в себя приобретение коммунальных ресурсов на содержание ОИ, а согласно п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154, ч.9.1 ст.156 ЖК РФ и п.29 Правил 491 «плата за содержание жилого помещения» содержит в себе плату за коммунальные ресурсы на содержание ОИ. Из комплексной оценки приведенных норм вытекает, что коммунальные ресурсы на содержание ОИ дважды оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения (один раз в составе «платы за содержание ОИ», структурно входящей в состав «платы за содержание жилого помещения», второй раз — в составе непосредственно «платы за содержание жилого помещения»). Представляется необходимым внести поправки в жилищное законодательство РФ для устранения указанного несоответствия.

2. Об установлении размера платы за содержание жилого помещения с учетом включения в состав этой платы расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Частью 9 статьи 12 Закона 176-ФЗ в действующей редакции установлено: «9. Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года».

Часть 10 статьи 12 Закона 176-ФЗ устанавливает: «10. … Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Необходимо напомнить, что нормы законодательства надо понимать дословно, буквально. Из представленной нормы следует, что законодатель включил расходы за ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, установив, что для такого включения решения общего собрания собственников не требуется. Но законодатель не установил, что общий размер платы за содержание жилого помещения подлежит увеличению.

Норма об отсутствии необходимости решения ОСС в данном случае представляется излишней. Например, тем же ПП РФ от 26.12.2016 N1498 в пункт 29 Правил 491 внесены изменения в части отнесения к расходам на содержание в числе прочего расходов «на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», при этом ни о каких решениях общих собраний, ни о каком изменении размера платы за содержание речи не ведется. Состав услуг и работ по содержанию жилого помещения менялся неоднократно, и никогда изменение этого состава не влияло на порядок установления и размер платы за содержание жилья.

Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения четко установлен. Статья 156 ЖК РФ устанавливают:

«7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45–48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива».

Правила 491 дополняют приведенные нормы:

«31. При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил».

То есть, в случае управления домом управляющей организацией (далее — УО) размер платы за содержание жилых помещений устанавливает общее собрание собственников, а в случае управления домом ТСЖ или ЖСК, размер платы за содержание жилых помещений устанавливается на основании сметы доходов и расходов.

При управлении домом УО согласно статье 162 ЖК РФ:

«1. …При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания…

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, … жилищного кооператива или … иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».

Часть 1 статьи 432 ГК РФ устанавливает:

«1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Часть 1 статьи 450 ГК РФ устанавливает: «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Из комплексной оценки приведенных норм следует: п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ устанавливает в качестве обязательного требования к договору управления включение в указанный договор порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения. Поскольку указанное требование содержится в ЖК РФ, согласно ч.1 ст.432 ГК РФ определение порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения относится к существенным условиям договора, без согласования которого сторонами (согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ одной стороной является УО, второй – собственники помещений) договор не может считаться заключенным. Изменение договора управления согласно ч.8 ст.162 ЖК РФ производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, при этом ч.1 ст.450 ГК РФ предусматривает изменение договора либо по соглашению сторон, либо в случаях, предусмотренных законами. Необходимо отметить, что по вопросу включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, требований к изменению договоров управления ни один закон не устанавливает.

Следовательно, включение расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, не влечет за собой изменения цены договора управления.

Дополнительно необходимо отметить, что согласно п.1 ч.5 ст.162 ЖК РФ договор заключается на срок не менее, чем один год, согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год», согласно п.31 Правил 491 «При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год». Таким образом, в случае, если размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент вступления в силу норм о включении в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, установлен менее одного года назад, он не подлежит изменению даже по решению ОСС.

В случае управления домом ТСЖ все расходы (в том числе расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ) должны быть учтены в смете расходов и доходов.

Пункт 33 Правил 491 устанавливает: «33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил».

Статья 145 ЖК РФ устанавливает:

«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

…»

Таким образом, при управлении домом ТСЖ утверждение размера платы за содержание жилья является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ и производится на основании сметы, утверждение которой так же является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ. Никаких норм о включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, именно в смету ТСЖ действующее законодательство не содержит. А именно исходя из утвержденной сметы определяется размер платы за содержание жилья. Законодательство устанавливает обязанность включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, но никоим образом не содержит требований об изменении/увеличении размера этой платы.

Из изложенного следует однозначный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает изменения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ. Порядок изменения такой платы четко регламентирован процитированными нормами законодательства РФ.

Важно понимать, что несмотря на кажущуюся логичность повышения размера платы за содержание в связи с увеличением состава содержания, нормы законодательства необходимо понимать буквально, а действующие нормы не содержат требований о повышении такого размера «в силу закона». Законодатель мог прямо указать, например: «…при первоначальном включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент такого включения, увеличивается на размер стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, определенной исходя их нормативов потребления…». Но такого указания в законодательстве РФ нет. Дополнительно необходимо напомнить, что предоставление услуг по содержанию жилых помещений не является регулируемым видом деятельности, и органы государственной власти не имеют права устанавливать стоимость этих услуг.

Выводы

Представленное в настоящей статье исследование позволяет сделать вывод, что никакого «автоматического» увеличения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, действующее законодательство РФ не предусматривает. Все нормы, регламентирующие порядок установления стоимости содержания жилья, предусматривают решения либо общего собрания собственников, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК.

Мнение Минстроя России, основой которого является фраза «под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения» представляется несостоятельным. В процитированной фразе Минстроя России (который, между прочим, не уполномочен давать официальные разъяснения федеральных законов) абсолютно непонятно, кем и на каком основании именно таким образом что-то «понимается». Вообще, использование в разъяснениях норм законодательства фраз «понимается», «подразумевается», «имеется в виду» представляется неверным.

Дополнительно стоит обратить внимание, что письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем сам Минстрой часто заявлял в своих письмах, но в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04 этот момент не отметил.

В любом случае, две представленные в настоящей публикации позиции являются лишь частными мнениями. Читатели могут самостоятельно выбирать, придерживаться позиции Минстроя или позиции АКАТО, верная точка зрения будет определена по мере формирования правоприменительной практики по рассмотренному в статье вопросу, в том числе по мере принятия решений надзорными и судебными инстанциями.

В ситуации сложившейся неопределенности АКАТО рекомендует не производить увеличение размера платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке, поскольку риск признания таких действий противоречащими жилищному законодательству РФ крайне высок. Более разумным представляется провести общее собрание собственников помещений МКД (либо членов ТСЖ/ЖСК) с повесткой дня, содержащей вопрос увеличения размера платы за содержание жилья на величину стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, рассчитанную исходя из тарифов и нормативов потребления таких ресурсов. Изменение размера платы за содержание жилья на основании решения общего собрания не противоречит позиции Минстроя России. При этом если надзорными и/или судебными инстанциями мнение Минстроя будет признано неверным, тогда исключительно соответствующее решение общего собрания (собственников помещений или членов ТСЖ/ЖСК) будет основанием и доказательством правомерности увеличения размера платы за содержание жилого помещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *