Органы опеки и попечительства функции

Органы опеки и попечительства функции

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Обратите внимание!

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

Деятельность органов четко регламентирована ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ. В их обязанности входит:

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

Обратите внимание!

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Лишение прав — крайняя мера правовой защиты несовершеннолетних

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ. Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ, опекунами могут быть:

  1. лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

    Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

  2. различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

    Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

  3. непосредственно орган опеки и попечительства.

    Если ребенок не был отдан под надзор третьего лица в период до 30-ти дней;

  4. иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены основные направления деятельности прокурора:

  • осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  • исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  • обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  • надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  • требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

  • выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

  • ведут учет таких детей соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101,

  • обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),

  • осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

  • незамедлительно уведомить прокурора,
  • обеспечить временное устройство ребенка,
  • в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Комментарий к Ст. 34 ГК РФ

1. Статья 34 ГК РФ — одна из немногих статей Кодекса, содержащих нормы публично-правовой природы. Прежде всего в ней определены органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это положение дублируется в ст. 6 Закона об опеке, а также в п. 2 ст. 121 СК РФ.

В комментируемую статью, а также в ст. 121 СК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения. Названный Федеральный закон передал полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 г.

До указанной даты органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, несмотря на то, что в действительности органы опеки и попечительства при осуществлении своих функций всегда выполняли задачи общефедерального, государственного масштаба — прежде всего задачи охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения выживания иных особых категорий граждан (страдающих психическими расстройствами или иными тяжелыми заболеваниями, затрудняющими самостоятельную защиту своих интересов).

Тем самым на органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации права человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), социальных прав человека, а также по реализации принципа государственной защиты детства (ст. 38 Конституции РФ), которые могут быть отнесены к вопросам компетенции органов государственной власти, но никак не к вопросам местного значения (ст. 130 Конституции РФ).

В то же время передача полномочий, связанных с опекой и попечительством, на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации не должна означать отдаление органов опеки и попечительства от населения территории и его насущных проблем. Реформа органов опеки и попечительства, проводимая в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и Законом об опеке, должна завершиться созданием в регионах отлаженной и разветвленной системы указанных органов, создаваемых при необходимости на уровне поселений, муниципальных районов или иных территорий в зависимости от потребностей региона, численности населения, удаленности территорий от центра субъекта Российской Федерации и т.п.

В настоящее время большинство организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также органов, управляющих такими организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы и функционируют не на уровне муниципалитетов, а на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными преимуществами строящейся системы органов опеки и попечительства как органов государственной власти должны стать их единство и управляемость, позволяющие обеспечить максимально эффективную и оперативную защиту прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан во взаимодействии с организациями и службами социальной защиты населения.

Вместе с тем ответ на вопрос об уровне власти, к которому относятся органы опеки и попечительства, осложнен одним обстоятельством. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внося в ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменения, предполагающие передачу полномочий по опеке и попечительству субъектам Российской Федерации, одновременно попытался допустить возможность передачи этих полномочий органам местного самоуправления. Это вытекает из текста ч. 6 ст. 26.3 вышеназванного Федерального закона (в ред. от 1 января 2008 г.), со ссылкой на которую многие субъекты Российской Федерации приняли законы, передающие полномочия органов опеки и попечительства органам местного самоуправления (города Москва и Санкт-Петербург, Алтайский край, Вологодская область и многие другие).

Однако необходимо отметить, что норма, допускающая передачу полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления, вступает в противоречие с вышеназванными положениями ст. 34 ГК РФ и ст. 121 СК РФ. Более того, эта норма противоречит и императивному правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 6 Закона об опеке: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Процитированное правило не содержит оговорки «если иное не установлено федеральным законом». Статья 3 Закона об опеке, определяя уровень нормативно-правового регулирования вопросов создания органов опеки и попечительства, прямо упоминает о «структуре исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству», не подразумевая какой бы то ни было передачи таких полномочий органам местного самоуправления.

По указанным причинам осуществление органами местного самоуправления полномочий органов опеки и попечительства в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2008 г. Закона об опеке входит в противоречие с федеральным законодательством, что требует скорейшего приведения законов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством об опеке и попечительстве.

2. Часть 5 ст. 6 Закона об опеке впервые в законодательстве прямо предусматривает, что деятельность органов опеки и попечительства как органов исполнительной власти субъектов Федерации будет вестись под контролем и с методическим сопровождением со стороны федеральной исполнительной власти в лице уполномоченного Правительством РФ органа. В настоящее время этот орган еще не определен соответствующим актом Правительства РФ, однако уже сейчас ясно, что это должен быть один орган исполнительной власти, а не несколько. Компетенция органов опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством широка и разнообразна. Так, например, органы опеки и попечительства не только выявляют недееспособных и не полностью дееспособных лиц, назначают и отстраняют опекунов и попечителей в отношении подопечных, но и обязаны предпринимать ряд мер по охране имущества безвестно отсутствующих граждан (ст. 43 ГК). В то же время большинство полномочий органов опеки и попечительства должно осуществляться ими одинаково, независимо от возраста подопечного или от причины назначения над ним опеки (попечительства): полномочия по охране и управлению имуществом подопечного, по надзору за опекунами (попечителями) и оказанию им необходимой помощи. В этой связи нецелесообразно как создание отдельных органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, так и наделение разных федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и методической поддержке органов опеки и попечительства. Так, например, наделение Министерства образования и науки РФ соответствующими полномочиями в части работы органов опеки и попечительства с несовершеннолетними подопечными, а Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РФ такими же полномочиями в части работы с совершеннолетними подопечными, на наш взгляд, было бы нерационально и противоречило бы формулировке ч. 5 ст. 6 Закона об опеке, которая четко и недвусмысленно определяет возложение соответствующих функций на единый федеральный орган исполнительной власти.

3. Каждый отдельный орган опеки и попечительства приобретает свой статус на основании устава, положения или иного акта (ч. 2 ст. 6 Закона об опеке), в котором четко должно быть указано на наличие такого статуса. Так, например, законодательством Республики Адыгея полномочия органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан возложены на территориальные органы исполнительной власти республики, ведающие вопросами социальной защиты. Положения или уставы каждого из этих территориальных органов должны содержать в себе прямое указание на то, что такой орган является органом опеки и попечительства в отношении отдельной категории подопечных.

4. Закон об опеке, определяя порядок взаимодействия органов опеки и попечительства с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями и лицами, впервые в истории российского законодательства фактически закрепляет систему организации социальной заботы в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан. В центре этой системы находятся органы опеки и попечительства как органы государственной власти, наделенные весьма существенными властными полномочиями. Вместе с тем немалая часть их деятельности носит не юридический, а скорее фактический или организационный характер, поэтому Закон об опеке допускает, что работа по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, может вестись органами опеки и попечительства с «посторонней» помощью. Иными словами, непосредственное предоставление подопечным или опекунам медицинских услуг, консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и тому подобных видов помощи может быть возложено не на органы опеки и попечительства, а на иные организации или органы в соответствии с действующим законодательством.

По вышеперечисленным направлениям работы необходимую помощь в деятельности органов опеки и попечительства могут и должны оказывать прежде всего иные органы государственной власти, например органы социальной защиты населения в случаях, когда полномочия по опеке и попечительству возложены не на них. Закон об опеке предусматривает возможность взаимодействия органов опеки и попечительства не только с органами государственной власти субъектов Федерации, но и с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства могут взаимодействовать также и с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Так, например, в соответствии с законодательством Ленинградской области органами опеки и попечительства являются соответствующие органы исполнительной власти этого субъекта, однако органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставлено право создавать общественные советы по опеке и попечительству (попечительские советы). Такие советы не имеют и не могут иметь полномочий органов опеки и попечительства, однако на них могут быть возложены консультативные, информационные или контрольные функции и задачи.

Закон об опеке (ст. 6) допускает также возможность взаимодействия органов опеки и попечительства с различного рода юридическими лицами — образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Помимо организаций, прямо перечисленных в Законе об опеке, к числу организаций, с которыми органы опеки и попечительства осуществляют взаимодействие, следует отнести:

— комплексные центры социального обслуживания населения;

— территориальные центры социальной помощи семье и детям;

— центры социального обслуживания;

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— социальные приюты для детей и подростков;

— центры психолого-педагогической помощи населению;

— центры экстренной психологической помощи по телефону;

— центры (отделения) социальной помощи на дому;

— дома ночного пребывания;

— специальные дома для одиноких престарелых;

— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

— геронтологические центры;

— иные организации, предоставляющие социальные услуги.

5. В некоторых регионах Российской Федерации сложилась практика передачи функционала органов опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным учреждениям (организациям) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет о так называемом делегировании полномочий органов опеки и попечительства. Термин «делегирование» является условным, не упоминается в законодательстве, в связи с чем его применение в юридическом лексиконе нежелательно.

Соответствующие законы субъектов Федерации в таких случаях предусматривают возложение на названные организации обязанностей органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также по поиску для них принимающих семей, психологической подготовке семей к принятию детей на воспитание и дальнейшей психологической поддержке таких семей. К сожалению, в большинстве случаев практика передачи обязанностей органов опеки и попечительства отдельным организациям (юридическим лицам) сложилась в результате недостаточного кадрового и финансового обеспечения этих органов.

Идя навстречу пожеланиям субъектов Федерации, федеральный законодатель допустил ограниченную возможность осуществления полномочий органов опеки и попечительства разного рода организациями. Однако, во-первых, это касается весьма узкого круга полномочий:

— по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Таким образом, работа по выявлению как взрослых, так и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также по поиску потенциальных опекунов и попечителей может вестись не только органами опеки и попечительства, но и соответствующими юридическими лицами.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что такая работа может вестись юридическими лицами исключительно в тех случаях, которые устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ должно также установить и порядок осуществления некоторых полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами.

Действующее российское законодательство не предусматривает в принципе возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем надо признать, что вышеприведенная норма является абсолютной новеллой. В то же время такое непосредственное осуществление государственных полномочий со стороны организаций, не входящих в систему органов государственной власти, представляет собой своего рода юридический нонсенс, и если оно и возможно, то исключительно в рамках законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными нуждами субъекта Федерации являются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъекта Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъекта Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъекта Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, выполнение юридическими лицами (образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями) государственных полномочий органов опеки и попечительства возможно лишь при условии соблюдения процедур, установленных указанным Федеральным законом, например проведение торгов в форме конкурса, аукциона.

6. Комментируемая статья не перечисляет полномочий органов опеки и попечительства. Указанные полномочия определены ст. 8 Закона об опеке. Часть полномочий органов опеки и попечительства непосредственно связаны с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства). К таковым относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с Законом об опеке опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных и др.

Вторая часть полномочий органов опеки и попечительства с опекой (попечительством) непосредственно не связана. Эти полномочия возложены на органы опеки и попечительства иными федеральными законами, но могут быть возложены также законами субъектов Федерации.

К этой группе полномочий относятся: подача в суд заявлений об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК); объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ; назначение помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ; заключение договора доверительного управления имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК); дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК РФ), а также на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных ст. 72 ЖК РФ; подача заявления о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных ст. 28 СК РФ; дача согласия на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 48 СК РФ; подача заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона об актах гражданского состояния; защита прав и интересов несовершеннолетних (ст. 56 СК России); разрешение разногласий между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (п. 4 ст. 58 СК), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК РФ); дача разрешений в порядке ст. 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии; подача исков о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ); подача исков о лишении родительских прав и ограничении родительских прав (ст. ст. 70 и 73 СК), исков об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ) и еще более двух десятков иных полномочий.

7. В соответствии с положениями комментируемой статьи определен в общем виде порядок действий органов опеки и попечительства при установлении и осуществлении опеки или попечительства.

Прежде всего установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Таким образом, информация о необходимости установления опеки или попечительства над взрослыми подопечными может поступить в орган опеки и попечительства от суда. Статья 11 Закона об опеке не исключает того, что такая информация поступит в орган опеки и попечительства и из иных источников, поэтому закрепляет за органом опеки и попечительства обязанность назначить опеку (попечительство) в течение месяца со дня получения соответствующих сведений.

В свою очередь, порядок деятельности органов опеки и попечительства по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними подопечными определен ст. 122 СК РФ. Информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать в орган опеки и попечительства должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане. В течение месяца со дня поступления таких сведений орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, в том числе, если это отвечает интересам ребенка, под опеку (попечительство).

8. В комментируемой статье, действующей в редакции от 24 апреля 2008 г. (Федеральный закон N 49-ФЗ), впервые четко определено, какой именно орган несет ответственность за конкретного подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Для этого орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *