Постановление о газификации 1314

Постановление о газификации 1314

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.

Подключение газа по новым правилам

В Республике Беларусь аналогичным документом считается Указ 368 о газификации (Указ Президента от 2 июня 2006 г. №368 «О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан») ссылка на скачивание, который утверждает единый порядок подключения природного газа для граждан Республики Беларусь, а так же стоимость подключения.

Наиболее распространенные нарушения положений Правил подключения № 1314 со стороны ГРО

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

В соответствии с п. 59 Правил подключения технологическое присоединение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Встречаются случаи, когда газораспределительные организации (ГРО, Исполнитель) злоупотребляют своими правами и не соблюдают положения договора о подключении и/или Правил подключения, тем самым нарушая положения действующего законодательства РФ.

ГРО обязаны соблюдать ограничения, действующие для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке в силу того, что являются субъектами естественной монополии (ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

При несоблюдении вышеуказанных ограничений газораспределительные организации несут административную ответственность или ответственность, предусмотренную антимонопольным законодательством.

Наиболее встречающимися нарушениями являются следующие случаи:

1. Нарушение сроков осуществления мероприятий по подключению.

Пунктами 85, 85.1 Правил подключения предусмотрены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые дифференцируются по категориям заявителей.

При нарушении установленного срока со стороны ГРО даже на 1 день заявитель вправе обратиться в Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (антимонопольный орган) с жалобой на действия Исполнителя, а также потребовать уплатить в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки.

2. Навязывание дополнительных прав и обязанностей Заявителю при подключении по п. 112 Правил подключения.

В п. 112 Правил подключения перечислены случаи, когда Заявитель вправе выполнить мероприятия по подключению не только в пределах границ своего земельного участка, но и до границ участка Заявителя (категория заявителей – индивидуальный проект).

Если Заявитель указал в заявке о заключении договора о подключении перечень мероприятий, который намерен выполнять собственными силами по п. 112 Правил подключения (например, проектирование и строительство сети газораспределения), а ГРО выдала договор о подключении по типовой форме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 г. № 713, не адаптируя положения договора о подключении под ситуацию Заявителя (иногда ссылаясь на то, что скорректируют положения договора после утверждения размера платы тарифным органом), тем самым возлагая на себя дополнительные обязанности (по разработке проектной документации и/или строительству сети газораспределения), за которые предусмотрена плата.

Сначала стороны должны распределить обязательства по договору, т.е. определить на кого из сторон возлагается обязанность по разработке проектной документации и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя. Затем, исходя из того, какие обязанности будут возложены на газораспределительную организацию, уполномоченный орган утвердит размер платы за подключение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, выполняемому газораспределительной организацией.

Стоимость мероприятий (в том числе по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя), выполняемых Заявителем, не может быть включена в размер платы за подключение по индивидуальному проекту.

В силу п. 111 Правил подключения в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения после разработки и проведения экспертизы проектной документации Заявитель компенсирует исполнителю фактически понесенные им подтвержденные расходы, связанные с разработкой и проведением экспертизы проектной документации, но не более размера указанных расходов, отраженного в договоре о подключении.

Таким образом, если при заключении договора не распределить права и обязанности сторон по договору, то в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения денежные средства, уплаченные ГРО за выполнение мероприятий по проектированию сети газораспределения не подлежат возвращению в полном объеме.

Правилами подключения предусмотрен порядок урегулирования разногласий между сторонами в случае, если одна из сторон не согласна с предложенным проектом договора о подключении.

Согласно п. 77 Правил подключения Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий.

При несогласии ГРО внести изменения в положения договора на этапе заключения Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

3. Необоснованное увеличение размера платы за подключение (технологическое присоединение).

Размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен, и является обязательным приложением к договору о подключении.

Необоснованное увеличение размера платы за подключение может происходить за счет:

– применения вместо стандартизированных тарифных ставок укрупненных нормативов цен на строительство или локального сметного расчета;

– применения стандартизированных тарифных ставок/укрупненных нормативов цен на строительство/локального сметного расчета (в зависимости от обстоятельств дела) не соответствующих проектной документации, разработанной ГРО (например, проектом, разработанным ГРО, предусмотрено строительство газопровода, пункта редуцирования газа, установление различных устройств и сооружений, но не предусмотрена установка отключающих устройств, однако предварительный размер платы, рассчитанный ГРО включает в себя эти работы);

– технические условия содержат информацию о подключении к газопроводу, находящему на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя (например, в 5 метрах от границы вашего земельного участка проходит газопровод, но ГРО выдает технические условия на подключение к газопроводу, находящему от вас в 300 м. За счет увеличения длины строящегося газопровода увеличивается размер платы за подключение);

– непринятие во внимание всего пакета документов, приложенного Заявителем к заявке о заключении договора о подключении или к запросу на выдачу технических условий.

По данному вопросу необходимо пояснить следующее.

Пунктами 8, 69 Правил подключения предусмотрен перечень документов, прилагаемых к запросу и/или заявке, с учетом варианта подключения (подключение к сетям ГРО, подключение к сетям основного абонента, подключение посредством уступки мощности и т.д.)

Например, при подключении к сетям основного абонента необходимо приложить к запросу/заявке его согласие на технологическое присоединении.

В ряде случае Исполнитель не принимает во внимание указанный документ, выдает проект договора о подключении к своим сетям газораспределения, находящимся на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя, чем газопровод основного абонента, тем самым увеличивая размер платы за подключение.

В такой ситуации Заявитель вправе подготовить в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного Исполнителем проекта договора о подключении протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении условий договора о подключении.

При необоснованном увеличении размера платы за подключение Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 и/или п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Кроме того, ввиду того, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию Заявитель вправе направить обращение в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен.

4. Уклонение ГРО от заключения договора о подключении/выдачи технических условий.

Правилами подключения предусмотрено единственное основание для отказа от заключения договора о подключении или выдачи технических условий: отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе отсутствие пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы.

Если ГРО отказывает в выдаче указанных документов по иным причинам, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 5 ч.1. ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

5. Невыдача со стороны ГРО документов, оформляемых в процессе осуществлении мероприятий по подключению после завершения определенного этапа.

По завершении определенного этапа по подключению оформляются, например, акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению, акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, рекомендации по устранению замечаний, выявленных в результате мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Иногда ГРО игнорируют необходимость своевременной выдачи указанных документов, что приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по подключению.

Если ГРО уклоняется от выдачи документов, предусмотренных положениями договора о подключении и Правил подключения, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ.

Распоряжение Правительства РФ — дорожная карта снижения сроков и препонов по газификации.

Если Вам начнут в ГРО говорить, как им сложно жить — ссылайтесь смело. Часть пунктов должны действовать уже с марта 17 года.

Разъяснения (письмо) ФАС в части технологического присоединения к газопроводам (10.2015)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 15 октября 2015 г. N АГ/56690/15

О ПРАВИЛАХ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СЕТЯМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Обращение от 07.09.2015 рассмотрено. По результатам рассмотрения сообщаем.

По первому вопросу обращения сообщаем следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 были утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила) и внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее — Основные положения), в части дополнения их разделом «VI. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

В соответствии с Правилами подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.

Необходимо отметить, что пунктом 34 Правил предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий для случая, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее — основной абонент).

Таким образом, действие Правил в части технологического присоединения объектов капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента распространяется только в части определения и предоставления технических условий.

Кроме того, государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляемое в соответствии с Основными положениями, не распространяется на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа.

Вместе с тем на газопроводы, как и на другие объекты гражданских прав, распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае использования имущества без согласия собственника собственник в праве требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, основной абонент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к сети газопотребления, выданного в соответствии с пунктом 34 Правил, в рамках договорных отношений.

Как указывалось выше, Правила и Основные положения не распространяются на случаи подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, принадлежащим основному абоненту.

Полагаем, что в таких случаях мероприятия по технологическому присоединению могут быть осуществлены в рамках договорных отношений.

По второму вопросу обращения сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 69 и подпунктом «б» пункта 71 Правил к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя.

Таким образом, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства и на земельный участок. В случае отсутствия одного из двух выше указанных правоустанавливающих документов к заявке прикладывается копия имеющегося в наличии у заявителя одного правоустанавливающего документа.

Также сообщаем, что согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому в том числе относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, по мнению ФСТ России, право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в силу закона одновременно с государственной регистрацией права на помещение в таком доме и не требует обязательной государственной регистрации, в связи с чем заявители могут предоставить копию документов, свидетельствующих о праве собственности на такое помещение.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством газификация многоквартирных домов допускается только в случаях, когда это предусмотрено проектной документацией и, как правило, мероприятия по газификации указанных объектов осуществляются в процессе их строительства.

По третьему вопросу обращения сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 61 Правил заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

б) увеличения объема потребления газа и (или) пропускной способности (для сети газораспределения) подключаемого объекта капитального строительства;

в) изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 88 Правил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 Правил.

Обращаем внимание, что в пределах границ земельного участка заявителя стоимость мероприятий по строительству сети газопотребления, а также стоимость установки газоиспользующего оборудования в настоящее время не подлежит государственному регулированию.

Вместе с тем, в случае если для подключения газоиспользующего оборудования при наличии пропускной способности газораспределительной сети, свидетельством чего являются выданные технические условия, не требуется проведение мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка заявителя, то плата за технологическое присоединение не взимается.

Необходимо отметить, что в случае необходимости осуществления мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной сети, а также строительства подводящего участка газопровода расчет стоимости подключения осуществляется в соответствии с положениями Правил и Основных положений.

Аналитические обзоры

Новые правила для потребителей газа

VEGAS LEX_Новые правила для потребителей газа

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор » Новые правила для потребителей газа » .

1 марта 2014 года вступили в силу Правила подключения к сетям газораспределения . Указанные Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к газовым сетям проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Документ закрепляет, среди прочего:

  • порядок определения и предоставления технических условий;
  • особенности информирования заявителя о размере платы за технологическое присоединение;
  • порядок заключения договоров о подключении;
  • порядок корректировки размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному тарифу.

Как известно, из статьи 23.2 Закона о газоснабжении следует, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Такое установление происходит в порядке, определенном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением № 1314 Федеральной службе по тарифам Российской Федерации (далее –
ФСТ России) поручено в срок до 1 марта 2014 года разработать с участием Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития) и утвердить методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методика расчета размера платы).

Упомянутым Постановлением также устанавливается, что начиная с 2014 года газораспределительные организации должны будут вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с подключением объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Предполагается, что, благодаря устанавливаемому порядку осуществления присоединения к газовым сетям, Правила подключения к сетям газораспределения будут в первую очередь способствовать упрощению и удешевлению процедуры технологического присоединения для частных лиц и субъектов малого предпринимательства.

В то же время промышленные потребители, нуждающиеся в больших объемах газа, столкнутся с вводимой системой дифференциации потребителей, а также с изменениями в части установления платы за технологическое присоединение.

Необходимо отметить, что Постановлением № 1314 вносятся изменения в определенные нормативно-правовые акты в области газоснабжения. Так, Основные положения формирования цен на газ дополнены разделом VI.2, регулирующим порядок осуществления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Согласно упомянутому разделу, при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов до присоединяемых объектов. При этом для целей определения платы за технологическое присоединение разделом VI.2 выделено несколько категорий потребителей газа.

Таким образом, рассматривая Правила подключения к сетям газораспределения во взаимодействии с разделом VI .2 Основных положений формирования цен на газ, можно выделить три группы потребителей газа.

Первая группа – частный сектор (жилые дома, коттеджи и т. д.), общественные здания, а также предприятия бытового обслуживания непроизводственного характера (магазины, кафе и т. д.).

К первой группе относятся потребители с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров (намеревающиеся использовать газ для целей предпринимательской/коммерческой деятельности) или 5 куб. метров (прочие потребители). В данном случае плата за технологическое присоединение устанавливается в размере от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования заявителя до сети газораспределения газораспределительной организации составляет не более 200 метров при проектном рабочем давлении не более 0,3 МПа.

Мероприятия по подключению упомянутых потребителей осуществляются в срок, не превышающий 1 год, в случае, когда расстояние от границы земельного участка заявителя до точки подключения составляет не более 40 метров и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии со схемой газоснабжения. Исключением являются случаи, когда плата за технологическое присоединение устанавливается в индивидуальном порядке. Также упомянутое правило не действует, если иные сроки предусмотрены инвестиционной программой и соглашением сторон (но не более 2 лет).

Вторая группа – средние промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия бытового обслуживания производственного характера (прачечные, фабрики химчистки, предприятия по производству хлеба и кондитерских изделий т. д.), небольшие котельные и т. д.

Для второй группы потребителей газа предусмотрено определение размера платы на основании устанавливаемых стандартизированных тарифных ставок. К данной группе относятся потребители, максимальный часовой расход газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе – менее 0,6 МПа включительно, при этом:

I . протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, от границы земельного участка до точки подключения составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;

II . указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования.

Для данной группы потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года, за исключением случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 3 лет).

В третью группу будут попадать в первую очередь крупные энергетические объекты, в том числе тепло- и электрогенерации, а также объекты производства и промышленности, агрохимические предприятия, ритейлерские сети и иные потребители, деятельность которых связана с большими объемами газопотребления.

К данной группе относятся потребители, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также потребители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, при этом:

I. пр отяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до точки подключения, составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений;

II . указанная сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования.

Для указанной выше категории потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 2 года, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 4 лет).

Согласно пункту 26 (23) раздела VI.2 Основных положений формирования цен на газ, плата за подключение устанавливается исходя из стоимости мероприятий по подключению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в следующих случаях:

§ в случае подключения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа;

§ если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения (в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации).

Таким образом, с 1 марта 2014 года, с вступлением в силу Правил подключения к сетям газораспределения, вводятся новые методы формирования платы за технологическое присоединение.

Как упоминалось ранее, ФСТ России было поручено в срок до 1 марта 2014 года утвердить Методику расчета размера платы. Указанная методика в настоящее время не утверждена.

Во второй половине февраля 2014 года ФСТ России был представлен проект Методики. Следует отметить, что на практике утверждение такого рода документа может осуществляться в сроки, зачастую превышающие 6 месяцев.

Таким образом, в настоящее время складывается ситуация, при которой соответствующие органы тарифного регулирования будут вынуждены устанавливать плату за подключение к газовым сетям, не располагая при этом соответствующими методическими указаниями.

Отсутствие документа, регламентирующего порядок расчета размера платы и (или) соответствующих стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, может привести к разногласиям в части метода расчета платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.

Учитывая стоимость мероприятий по подключению к газовым сетям промышленных и генерирующих объектов, потребляющих наибольшие объемы газа, упомянутые выше разногласия могут вылиться в судебные споры крупных потребителей газа с соответствующими органами тарифного регулирования.

Следует также отметить, что, несмотря на достаточно удачную попытку законодателя регламентировать отношения, связанные с присоединением к газовым сетям, Правила подключения к сетям газораспределения, вероятнее всего, будут уже на первом этапе применения подвергаться постоянным доработкам и изменениям. Это будет связано, прежде всего, с выявлением на практике нюансов, которым было уделено недостаточное внимание. Учитывая неоднозначность введенной дифференциации крупных потребителей, усложнившуюся систему установления платы за подключение, велика вероятность возникновения судебных споров, вызванных разногласиями в толковании принятых норм.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее – Правила подключения к сетям газораспределения и Постановление № 1314 соответственно).

Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ” (далее – Закон о газоснабжении).

Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 (далее – Основные положения формирования цен на газ).

Аналитические обзоры
Аналитические обзоры Новые правила для потребителей газа VEGAS LEX_Новые правила для потребителей газа Представляем Вашему вниманию аналитический обзор » Новые правила для потребителей

В Оренбургское УФАС России поступило заявление гражданина»<…..>»

б/д б/н (вх.№ 13521к от 22.12.2014 г.) на действия ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» по навязыванию невыгодных условий договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения.

В соответствии с п. 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, (далее Правила № 1314) подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно п. 60 Правил № 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

В п.п. «а» п. 61 Правил № 1314 закреплено, что в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства заявителем подается заявка о подключении (технологическом присоединении).

Из п. 63 Правил № 1314 следует, что для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

В соответствии с п. 64 Правил № 1314 заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2-х экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить заявку о подключении (технологическом присоединении) через представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.

В соответствии с п. 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

7 августа 2014 года «<…..>» обратился в филиал ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» в г. Оренбурге с заявлением о предоставлении технических условий на подключение к сети газораспределения объекта капитального строительства «Тепличное хозяйство», расположенного: «<…..>».

Техническая возможность подключения заявленного объекта была определена, заявителю 26 августа 2014 года были выданы технические условия № 09-17/2300 в соответствие с пунктом 28 Правил № 1314.

Данными техническими условиями был предусмотрен максимальный расход газа – 1 445, 83 м3/час, и было определено, что техническая возможность подключения существует от двух источников газоснабжения: ГРС-1 г. Оренбурга и ГРС-3 г. Оренбурга. Так же в технических условиях говорилось о том, что технические условия подготовлены без учета технической возможности транспортировки газа по технологическим связанным газотранспортным сетям ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». При заключении договора о подключении Технические условия будут дополнены информацией, предусмотренной Правилами № 1314, при наличии заключения ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» технической возможности подключения.

«<…..>» получил заключение ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» № 1074 от 01.10.2014 года о технической возможности подачи природного газа, в котором подтвердил техническую возможность подачи природного газа для теплоснабжения теплиц (2 к/а «RS-D4000», 2 к/а «RS-D4500»), расположенных в «<…..>» в объеме 3.360 тыс.т.у.т в год через г. Оренбург, ГРС-3.

22 октября 2014 года «<…..>» обратился в ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» с заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (вх.№ 5024 от 22.10.2014 г.), в котором был указан объем потребления природного газа – 1 445, 83 м3/час. В этом же заявлении он просил заключить с ним договор о подключении в соответствии с п. 112 Правил № 1314, указав при этом, что мероприятия по подключению за границами участка до точки врезки (проектирование, строительство) заявитель будет осуществлять своими силами, а объект капитального строительства, построенный заявителем за границами своего участка, будет оформлен в его собственность, и по нему заявитель будет нести эксплуатационную ответственность.

В п. 112 Правил № 1314 установлено, что в случае если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения), в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Согласно п. 88 Правил № 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

В соответствии с п. 89 Правил № 1314 заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Как следует из содержания п. 112 Правил № 1314, в его взаимосвязи с п. 88 и п. 89 этого же нормативного правового акта, он закрепляет возможность осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения за границами участка заявителя не газораспределительной организацией, а заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа. При этом в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Принимая во внимание, что максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования заявителя, определенный техническими условиями № 09-17/2300 от 26.08.2014 г. и указанный «<…..>» в заявлении на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (вх.№ 5024 от 22.10.2014 г.), составляет 1 445, 83 м3/час, у ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» не имелось оснований для отказа заявителю во включении в договор на подключение условий о том, что мероприятия по подключению за границами участка до точки врезки (проектирование, строительство) заявитель будет осуществлять своими силами, а объект капитального строительства, построенный заявителем за границами своего участка, будет оформлен в его собственность, и по нему заявитель будет нести эксплуатационную ответственность.

Кроме того п. 74 Правил № 1314 закрепляет положение о том, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 — 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении. В случае если заявителю ранее выдавались технические условия, вместе с проектом договора о подключении ему направляются технические условия, дополненные информацией, указанной в пункте 37 настоящих Правил.

Тем не менее, исходя из представленных документов, в установленный п. 74 Правил № 1314 тридцатидневный срок со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), а именно – до 22.11.2014 г., ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах и дополненные указанной в пункте 37 настоящих Правил информацией технические условия в адрес заявителя направлены не были (доказательств обратного ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» не представило).

Данные бездействия свидетельствуют о признаках необоснованного уклонения ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» от заключения договора на подключение (технологическое присоединение) с «<…..>», что запрещено п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

02.12.2014 г. в ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» поступило письменное обращение «<…..>» (вх№ 5761 от 02.12.2014 г.) с просьбой разъяснить причину задержки выдачи технических условий и предоставления ему договора на технологическое присоединение в соответствии с заявлением от 22.10.2014 г.

Как утверждает заявитель, только после указанного обращения, 04.12.2014 года ему удалось получить подписанный со стороны ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» договор о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения № (08)16-208i/000005-14 от 05.11.2014 г. и технические условия № 187/2-30А от 05.11.2014 г. (дополненные ТУ № 09-17/2300 от 26.08.2014 г.) подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

В п. 2.4 указанного договора установлено, что мероприятия по подключению до границы земельного участка заявителя осуществляются исполнителем, то есть ОАО «Газпром газораспределение Оренбург».

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» безосновательно проигнорировало обращение «<…..>» (вх.№ 5024 от 22.10.2014 г.) в части заключения с ним договора о подключении в соответствии с п. 112 Правил № 1314 и включения в договор положений о том, что мероприятия по подключению за границами участка до точки врезки (проектирование, строительство) заявитель будет осуществлять своими силами, а объект капитального строительства, построенный заявителем за границами своего участка, будет оформлен в его собственность, и по нему заявитель будет нести эксплуатационную ответственность.

Кроме того, в нарушение п.п. «з» п. 83 Правил № 1314 технические условия № 187/2-30А от 05.11.2014 г. (дополненные ТУ № 09-17/2300 от 26.08.2014 г.) подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения не были дополнены необходимой информацией в соответствии с п. 37 Правил № 1314, а именно: в них не была указана информация о диаметре труб, о газопроводе к которому осуществляется подключение, точке подключения, об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа. Такие действия свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» признаков необоснованного уклонения от заключения договора на подключение.

П.104 Правил № 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

В соответствии с п. 77 Правил № 1314 в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.

15 декабря 2014 года в ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» поступило письмо»<…..>» (вх.№ 6029 от 15.12.2014 г.), в котором последний указывал на невозможность подписания предложенного договора № (08)16-208i/000005-14 от 05.11.2014 г. в связи с его не соответствием заявлению от 22.10.2014 г. и п. 112, п. 83, п. 37 Правил № 1314. В данном письме «<…..>» также просил в трехдневный срок выдать ему дополненные технические условия, соответствующие п. 37 Правил № 1314 и заключить с ним договор о подключении (технологическом присоединении) в соответствии с п. 112 Правил № 1314.

На письмо заявителя (вх.№ 6029 от 15.12.2014 г.) ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» дало ответ № 09-17/3563 от 25.12.2014 г. (О договоре на подключение), в котором отказало в удовлетворении его требований, посчитав их незаконными, и отметив, что поскольку Правилами № 1314 предусмотрена обязанность исполнителя выполнить мероприятия до границы земельного участка заявителя, иное должно быть только по соглашению сторон. Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» объяснило свой отказ заявителю в заключении договора по его заявлению отсутствием у данной организации такой обязанности.

Действия ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» по направлению проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения № (08)16-208i/000005-14 от 05.11.2014 г. и технических условий № 187/2-30А от 05.11.2014 г. (дополненных ТУ № 09-17/2300 от 26.08.2014 г.) подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также ответа № 09-17/3563 от 25.12.2014 г. (О договоре на подключение) содержат признаки навязывания заявителю невыгодных условий договора.

Согласно п. 3, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» (место нахождения: ул. Краснознаменная, д. 39, г. Оренбург), выразившихся в экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения с «<…..>» и навязыванию ему условий договора, невыгодных для него, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Оренбургское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости в срок до «30» апреля 2015 года прекращения указанных действий (бездействия) путем следующих действий:

1.направления в соответствии с п. 74 Правил № 1314 в адрес «<…..>»подписанного со своей стороны проекта договора о подключении, предусматривающего условия о том, что мероприятия по подключению за границами участка до точки врезки (проектирование, строительство) заявитель будет осуществлять своими силами, а объект капитального строительства, построенный заявителем за границами своего участка, будет оформлен в его собственность, и по нему заявитель будет нести эксплуатационную ответственность;

2. направления вместе с указанным в п. 1 настоящего предупреждения договором технических условий, дополненных информацией, указанной в пункте 37 Правил № 1314.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *