Правовые акты и нормативно правовые акты отличие

Правовые акты и нормативно правовые акты отличие

Что такое нормативный акт

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов.

Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Система нормативных актов– это совокупность правовых актов, которые характеризуются согласованностью, иерархичностью и дифференциацией по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов в РФ включает в себя:

1) правовые акты общефедеральных органов;

2) акты субъектов РФ;

3) акты местного самоуправления;

4) акты прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов:

1) в зависимости от субъекта правотворчества:

а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;

б) нормативные акты исполнительных органов;

в) нормативные акты правоохранительных органов;

г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;

2) в зависимости от сферы действия:

а) общефедеральные;

б) акты субъектов РФ;

в) акты органов местного самоуправления;

3) в зависимости от срока действия:

а) акты неопределенно длительного действия;

б) временные акты;

4) в зависимости от способов установления государством:

а) принимаемые;

б) санкционированные;

в) признанные;

5) по юридической силе:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Отличия нормативного правового акта от акта применения права:

1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;

2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;

6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ

Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Основные признаки закона:

1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;

2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;

3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;

4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;

5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.

Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:

– Конституция РФ – Основной Закон государства;

– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;

– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;

б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;

– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;

г) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– законы субъектов Федерации;

д) по отраслям права:

– государственно–правовые;

– уголовно–правовые;

– гражданско–правовые и т. д.

Виды толкования нормативно-правовых актов: 1. по субъектам: 1) официальное — осуществляется уполномоченными на то • государственными органами и должностными лицами, закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для I других субъектов: а) нормативное — является обязательным, обладает общим характером, возможностью неоднократного использования, но не ведет к созданию новых норм права: — аутентичное (авторское) — разъяснение правовой нормы принявшим ее органом; — легальное разъяснение производится теми субъектами, которым это разрешено или поручено;

б) казуальное — является обязательным, обладает индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю; 2) неофициальное — дается субъектами, не имеющими официального статуса и не обладающими полномочиями официально разъяснять нормы права: а) научное (доктринальное) — разъяснение правовых норм учеными, научно-исследовательскими учреждениями в различных научных статьях, монографиях, конференциях; б) компетентное — разъяснение норм права, осуществляемое должностными лицами государственного аппарата, юристов-практиков;

в) обыденное — разъяснение норм права, осуществляемое любым гражданином; 2. по объему: 1) буквальное — заключается в том. Что смысл, который законодатель вложил в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права; 2) расширительное — распространительное — заключается в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, шире смысла, вытекающего из ее текста; 3) ограничительная — смысл, который вложил законодатель • в норму права, уже смысла, вытекающего из нее.

В зависимости от юридических последствий, к кото­рым приводит разъяснение, различают 2 основных вида толкования: официальноеи неофициаль­ноетолкование.

1. Официальное толкованиедается уполномо­ченными на то субъектами — государственными орга­нами, должностными лицами, общественными орга­низациями. Оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия и ориентирует право­применителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное толкование делится на:1 (нормативное (общее) толкование- не ведет к созданию новых правовых норм, а только разъяс­няет смысл уже действующих. Сущность его состо­ит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным.

Виды нормативного толкования:

а)аутентичное (авторское) толкование озна­чает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, и его субъектами могут быть все правотворческие органы (например, Государственная Дума РФ);

б)легальное (разрешенное, делегирован­ное) толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено;

2) казуальное (индивидуальное) толкование так — же является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Его цель — правильное разрешение определенной жизненной ситуации.

2. Неофициальное толкование дается субъек­тами, не имеющими официального статуса, не обла­дающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть об­щественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники.

Виды неофициального толкования: 1) обыденное может осуществляться любым граж­данином. В нем выражается уровень правосозна­ния различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества; 2)профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профес­сионалов, специалистов в области права);

3) доктринальное (научное) толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т. д.

81. Интерпретационные акты (акты толкования), их юридическая природа и отличие от иных правовых актов.

От толкования-уяснения и толкования-разъяснения сле­дует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т. е. недостатки в юридическом оформ­лении мысли законодателя или несоответствие между содер­жанием закона и логической формой его выражения.

В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта на­зывается буквальным, или адекватным, толкованием.

Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключа­ется в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы «и то, и другое», «и да, и нет».

В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором — расширительным.

При режиме законности расширительное и ограничитель­ное толкование является исключением из общего правила, за­крепляющего соответствие буквального текста и действитель­ного смысла акта. В данном случае не происходит распростра­нения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее объем остается неиз­менным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть это содержание. Воля законодателя определяется только по отношению к бук­вальному тексту.

При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не. охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. При аналогии нормативный акт распростра­няется на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных усло­виях.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования — интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъ­ясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми норматив­ными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделя­ют их судьбу.

В теории государства и права различаются два вида актов толкования:

интерпретационные акты правотворчества — нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или ле­гального толкования;

интерпретационные акты правоприменения — специфиче­ские правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

82. Правомерное поведение в сфере правового регулирования: понятие и виды.

Правомерное поведение – это такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм. Правомерным признается общественно необходимое и общественно полезное поведение, служащее объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, его благополучия и развития. В основе правомерного поведения лежит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, их ответственность перед обществом и государством за свои поступки, что основано на социальной зрелости и юридической грамотности личности.

Правомерное поведение – антипод правонарушения. Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных, общественных и личных интересов, ценностей и целей.

Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Социальная ценность правомерного поведения проявляется в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения.

Цивилизованность – обширное понятие, включающее многие внешние проявления культуры человека и общества. В более узком понимании применительно к теме цивилизованное поведение включает такие качества культуры поведения, как толерантность (терпимость), ответственность, порядочность.

По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения:

1) социально активное поведение включает в себя:

а) активное участие в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности.

б) активное участие в государственных организованных формах деятельности: в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, участие в выборах представительных органов власти и т. д.);

в) активное участие в создании и деятельности альтернативных или параллельных, общественных и общественногосударственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства и т. д.);

г) самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов, инициативные предложения по политикоправовым вопросам и т. д.);

2)привычное поведение. Человек путем проб и ошибок привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает высокий уровень развития личности, если исполнение требований происходит не бездумно, хотя и привычно, а со знанием дела. негативная сторона привычки – консерватизм;

3)конформистское поведение – представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение действий мнению окружающих.

Социальноправовой конформизм признается полезным, т. к. индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Но конформистское поведение не является желаемым для общества, т. к. представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следованию праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений;

4) маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованием правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе формального маргинального поведения, т. е. пограничного.

Оно составляет состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, но не становится таким в силу обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы – угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива и т. д. В политическом плане маргинальный человек, видя главную причину своей постоянной неудовлетворенности в общественных переменах, готов воспринимать крайние лозунги, стать на путь антисоциального поведения, впадать в агрессивность или социальную апатию.

Также правомерное поведение можно классифицировать по отраслям права, по субъектам, по формам (демократические, авторитарные), по культуре и традициям

83. Правонарушение: понятие, признаки, виды. Состав правонарушения. Основания юридической ответственности.

Правонарушение (противоправное действие): юридический факт, представляющий собой противоправное действие; общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу и государству.

Общественная опасность, вредность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Чем выше общественная опасность правонарушения, тем более тяжким является правонарушение. Критерии общественной опасности:

а) значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства: личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация); отношения собственности; безопасность государства; порядок государственного управления.

б) размер причиненного ущерба;

в) способ, время, место совершения правонарушения.

Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено законом в качестве противоправного.

По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Преступление – это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Преступление – наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер уголовного наказания.

Юридическая классификация преступлений, предусмотренных УК РФ, осуществляется:

1) в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: преступления небольшой тяжести; преступления средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления.

2) по формам вины: умышленные; неосторожные;

3) по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные; корыстные;

—насильственные и другие;

4) по социальнодемографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних; на первичную, повторную и рецидивную преступность;

5) по главам и статьям уголовных кодексов.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений – проступкам.

1. Противоправные проступки в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций подразделяются на:

а) административные проступки ~ правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. К таким проступкам относятся: нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и другие;

б) дисциплинарные проступки – правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. К таким проступкам относятся прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации и т. д.;

в) гражданские проступки (деликты), предусмотренные соответствующими отраслями права, – неисполнение или ненадлежащие исполнение взятых обязательств, причинение тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, заключение противоправных сделок, нарушение права собственности, авторских или изобретательских и других гражданских прав.

2. В зависимости от характера гражданскоправового правонарушения:

а) договорные правонарушения б) внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушение обязательств стороной гражданскоправового договора, вторые – с несоблюдением или неисполнением требований гражданскоправовых норм. Наряду с преступлением и проступком ещe одним видом правонарушения является деликт – отклонение от требований права, от пол0жений договоров в среде имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Деликты влекут гражданскоправовую ответственность.

Особым видом правонарушения является процессуальное правонарушение. Он связано с нарушениями гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении (это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей). К процессуальным правонарушениям относится не правовая деятельность органов исполнительной, судебной власти: издание неправомерных актов, вынесение неправосудных приговоров и тому подобное.

Международное правонарушение – международнопротивоправное деяние, представляющее собой нарушение государством или иным субъектом международного права своих международных обязательств.

Состав правонарушения: 1. Объект правонарушения (т. е. то, на что направлено преступное действие) – общественные отношения, охраняемые правом и законом.

Виды объектов правонарушения:

а) общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом;

б) родовой объект – группа однородных общественных отношений (например, отношения собственности);

в) непосредственный объект то общественное отношение, на которое посягает правонарушитель (например, здоровье человека, его личная свобода).

2. Объективная сторона – внешнее выражение правонарушения – это событие, обстоятельства, время, место, личность правонарушителя.

Элементы объективной стороны:

1)само деяние – это действие или юридически значимое бездействие;

2)противоправность деяния, которая может быть установлена прямым и косвенным запретом, изложением в праве норм правомерного поведения;

3)вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные последствия, возникшие в результате правонарушения.

4)причинноследственная связь между деянием и его вредом.

3. Субъект правонарушения – это всегда человек (иногда – организация). Индивида характеризует де ликтоспособность, т. е. способность нести ответственность за свое деяние. В России она называется вменяемостью (недееспособный всегда неделиктоспособен).

‘ Характеристика субъекта:

а) он не должен страдать психическими расстройствами;

б) он должен достичь определенного возраста (по большинству статей Уголовного кодекса РФ деликтоспособность начинается с 18 лет, по тяжким преступлениям – с 16 лет, по особо тяжким – с 14 лет).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Вина – особое психическое состояние человека, отражающее его отношение к содеянному. Формы вины:

1) умысел (когда правонарушитель не только сознает противоправность деяния и возможность наступления в его результате общественно опасных последствий, но и:

а) желает наступления этих последствий (прямой умысел);

б) сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный или эвентуальный умысел);

2) неосторожность, которая выступает в виде:

а) небрежности (когда субъект правонарушения не отдает себе отчета в противоправности деяния и (или) не предвидит его общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть);

б) самонадеянности (когда субъект правонарушения осознает противоправность деяния, предвидит вред, который может наступить, но надеется его предотвратить).

В субъективную сторону входят также:

а) казус (случай) – факт, не влекущий юридической ответственности;

б) мотив (внутреннее побуждение);

в) цель (конечный результат). Правонарушения являются таковыми, только если

есть все четыре элемента, если нет хотя бы одного, то это деяние, а не правонарушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *