Прекращение права на земельный участок

Прекращение права на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Содержание

Комментарий к Ст. 44 ЗК РФ

Данной статьей установлены основания прекращения права собственности как по воле собственника, так и в принудительном порядке.

Это соответствует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК, согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права собственности; в) гибели или уничтожении имущества; г) утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки. Особенности заключения сделок с земельными участками определены ст. ст. 27, 37, 38 ЗК (см. комментарии к ним) и иными земельно-правовыми актами.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

При этом та же статья ГК лежит в основе нормы комментируемой статьи о том, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу.

В соответствии с упомянутой выше ст. 235 ГК принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам.

При этом изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором (ст. 237 ГК). Право собственности на земельный участок, на который обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество;

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) реквизиция земельного участка;

4) конфискация земельного участка;

5) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293 ГК.

Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмещением их стоимости и других убытков в порядке, установленном ЗК и ст. 306 ГК.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 ЗК и комментарий к ней).

Статья 238 ГК устанавливает особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать. Это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании данного Кодекса из оборота.

В соответствии с той же ст. 238 ГК в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Согласно общим правилам (ст. 239 ГК) в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Наряду с приобретением права собственности не менее важным является и факт его лишения. В нашей статье мы подробно расскажем вам о законодательных нормах, которые регулируют прекращения права собственности на участок земли.

О том, как возникает право собственности на участок земли, об основаниях для прекращения и о самом порядке.

Законодательство

Земельный кодекс России регламентирует основной порядок, специфику и особенности прекращения права собственности на участок земли в государстве.

Согласно 35-й статье Конституции, право собственности в РФ охраняется и защищено законом, а любое прекращение права собственности возможно лишь на основании решения судебной инстанции. При этом законом допускается отчуждение имущества: как принудительное, так и добровольное, как с последующей выплатой компенсации, так и без нее.

  • В Земельном кодексе Российской Федерации прекращениям прав собственности посвящена целая седьмая глава.
  • Так, 44-я статья регламентирует основания для прекращения права собственности на участок земли в России.
  • Следующая статья – 45-я, описывает основания для прекращения права наследования или бессрочного использования земли.
  • Статья 49 рассказывает о случаях, когда допустимо выкупать земельные участки для государственных или региональных нужд.
  • 50-я статья описывает процесс конфискации земли, а 51-я реквизиции.
  • Статья 52 и 53 описывает как порядок отчуждения и отказа от права собственности, так и условия, которые должны присутствовать.
  • 55-я статья регламентирует изъятие земли для муниципальных или государственных нужд.

Статья 209 Гражданского кодекса дает лицу полное право распоряжаться своим имуществом на свое усмотрение, если его действия и желания не противоречат законным нормам.

Так 209-й статьей допускается и отчуждать собственное имущество в пользу других лиц, а также продавать, передавать и т.д.

Когда право собственности может возникнуть

Право собственности на земельный участок может возникнуть благодаря самым разнообразным юридическим основаниям. Чаще всего право собственности возникает благодаря проведению определенной сделки и подписанию договора.

Это может быть договор купли-продажи, мены или дарения, а также вступления в наследство.

Гражданский и Земельный кодексы также допускают возможность возникновения права собственности на участок земли благодаря решению судебной инстанции. В таком случае основанием для возникновения права собственности будет являться решение российского суда.

Право собственности может быть приобретено благодаря вынесению решения федеральными или муниципальными властями. Не редко юридическое или физическое лицо сначала арендует земельный участок у государства, использует его согласно целевому назначению, а потом через некоторое время просто выкупает за определенную сумму финансовых средств.

Нередко право собственности может возникнуть благодаря вступлению в наследство. В Российской Федерации наследовать землю могут как физические, так и юридические лица.

Самым редким случаем приобретения права собственности у нас в стране является вступление в силу приобретательной давности. Так, если вы не являетесь собственником земли, но на протяжении всех пятнадцати лет ухаживаете за участком и поддерживаете его в хорошем состоянии, вы имеете полное право заявить о переходе права собственности к вам исходя из приобретательной давности.

Основания для прекращения права собственности на земельные участки

Все основания для прекращения права собственности на участки земли в России описаны в законодательстве страны. Чаще всего право собственности прекращается в следующих случаях:

Отказ от права собственности на землю

Федеральное законодательство страны предусматривает и право отказа от частной собственности. Если ранее при отказе от собственного участка, земельный участок приобретал статус бесхозного недвижимого имущества, а сам момент прекращения права собственности точно не указывался, то с 2008 года ситуация несколько изменилась.

Вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земли.

Сегодня для того, чтобы отказаться от участка земли, нужно, чтобы собственник участка земли подал заявление в соответствующий орган федеральных властей – Росреестр.

Прекращение права собственности происходит с момента регистрации собственником имущества этого желания в Росреестре.

Помните, что отказаться можно только от тех участков земли, которые находятся непосредственно в вашей частной собственности.

Отчуждение земельного участка в пользу других лиц

Исходя из норм Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что каждый

гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, исходя из своих личных побуждений и желаний. Основной закон страны также разрешает распоряжаться землей не единолично, а в паре с другими лицами, не теряя при этом права собственности.

Согласно Земельному кодексу распоряжение земельным участком происходит собственником земли в свободном ключе, если его действия не нарушают законодательство. В свою очередь Гражданский кодекс дает лицу полное право на свое усмотрение совершать с землей различные сделки, которые не противоречат законным нормам, в том числе – отчуждать в пользу других.

Отчуждение земли в пользу других лиц происходит на основании совершения сделки в рамках установленных законодательством правил.

Но не забывайте о том, что нужно учитывать также ограничения в обороте определенных земельных участков, специализацию и категорию.

Принудительное отчуждение земли у собственника в пользу государства

Конституция Российской Федерации регламентирует, что лишить права собственности в стране можно лишь через решение суда. При этом все основания для лишения права собственности на землю в РФ исчерпывающе описаны в Гражданском кодексе.

Так, землю у гражданина или организации могут изъять в следующих случаях:

Если на землю были наложены обременения

Если собственник земли взял кредит, а в залог оставил свой участок земли, банк вправе заявить в суде о требовании взыскать долг с гражданина при помощи отчуждения у него земельного участка, который находится в его собственности.

Когда землю унаследовало иностранное лицо

Согласно законодательству, иностранные лица и организации не могут владеть в Российской Федерации участками земли, а лишь арендовать. В случае если иностранное лицо получило земельный участок в наследство – он должен быть отчужден.

Компетентный орган сначала потребует сделать это добровольно, а в случае отказа – обратиться в суд.

Судебная инстанция будет вынуждена затребовать принудительное отчуждение земли у иностранца, согласно законодательным нормам.

Земля может быть реквизирована, конфискована или национализированной

В определенных случаях землю могут через суд реквизировать, конфисковать или национализировать. Чаще всего, это касается только особо важных участков земли (например, для обороны или как культурное наследие).

  • Если доля не может быть выделена в натуре, она может быть отчуждена в пользу другого лица с уплатой компенсации.
  • Земля может быть выкуплена государством у частного лица для государственных нужд.
  • Если участок земли использовался с нарушениями норм законодательства, то государство может изъять его при помощи решения суда.

Принудительное изъятие (реквизиция или выкуп) земли у собственника происходит согласно четко прописанным правилам.

Так, изымать участок земли могут в следующих случаях:

  1. Если государство выполняет международное обязательство.
  2. Когда отсутствуют другие варианты, но нужно разместить объект государственного или муниципального значения.
  3. Иные случаи, которые предусмотрены федеральным или муниципальным законодательством.

Принудительное изъятие земли происходит на основе выкупа земельного участка у собственника недвижимости. Основанием для выкупа служит решение российского суда.

Равноценное возмещение – выкуп участка земли согласно его выкупной цене, в которую включена рыночная цена, а также цена находящегося на участке земли другого недвижимого имущества и убытки, которые понесет собственник имущества из-за выкупа земли.

Также закон предусматривает возмещение собственнику убытков понесенных из-за

обязательств перед другими лицами или из-за упущенной выгоды.

Существует некоторый риск, что убытки и затраты с момента изъятия и до момента окончательного решения суда о выкупной цене участка, будут возложены на собственника земли. Это касается расширения и реконструкции зданий, которые находятся на изъятом участке.

Если собственник не согласен с конечной выкупной ценой, которая установлена в решении соответствующего органа, то он вправе обратится в суд для оспаривания этой суммы.

Земельный кодекс также допускает и изъятие земли у собственника из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, стихийного бедствия, серьезной аварии или катастрофы, эпидемии и т.д. В таком случае участок изымается временно для определенных целей: защиты интересов граждан, общества или государства.

Собственнику выдают свидетельство о реквизиции земли, где четко прописаны причины и обстоятельства. После возвращения ему будут возмещены все убытки, которые он понес.

Если такой участок земли нельзя вернуть, то государство или муниципальные власти возмещают ему рыночную стоимость за землю или могут предоставить равноценный участок в обмен на изъятый.

Если обстоятельства были исчерпаны, а участок земли не был возвращен собственнику, он может требовать в судебном порядке вернуть ему недвижимое имущество и компенсировать убытки.

Узнайте, как определить границы вашего участка!
Наша статья про межевание дачных участков поможет вам в этом деле!
Узнайте про то, как подарить долю земельного участка в нашем экспертном материале.

Порядок прекращения права собственности на землю

Земельный участок может быть изъят с компенсацией (последующей выплатой выкупной цены собственнику) или без компенсации.

Компенсацию выплачивают в большинстве случаев. Если участок земли изымается для государственных или муниципальных нужд, в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, техногенная катастрофа или эпидемия), в случае выполнения международных обязательств и т.д.

  1. Вынесение решения об изъятия земли у собственника компетентным муниципальным или федеральным органом властей.
  2. Анализ ситуации и вынесение решения о выкупной цене земли.
  3. Уведомление собственника участка земли о причинах и обстоятельствах изъятия, а также о возмещении убытков и цены участка.
  4. Изъятие земли у собственника.
  5. Выплата соответствующей и соразмерной компенсации за имущество.

Если собственник согласен на изъятие участка, то начинается процедура отчуждения и выкупа, если не согласен – судебные тяжбы.

Муниципальные или федеральные власти могут подать в суд на собственника земли, если тот отказался одобрить решение властей.

В свою очередь собственник сам может подать иск в суд для того, чтобы оспорить выкупную цену земли, которую озвучила инспекция.

Изъятие земли в случае отказа будет происходить только после окончания судебных тяжб и вынесения решения судом. А вот споры о выкупной цене могут тянуться очень долго, если стороны к согласию не пришли, то решение может выносить даже арбитражный суд исходя из множества различных факторов, которые влияют на цену недвижимого имущества.

Важно помнить, что согласно законодательству, выкуп участка может произойти только спустя год, как собственник участка получил уведомление властей.

Крайне редко земля изымается у собственников без последующей выплаты компенсации. Такое возможно в случае непредвиденных объективных обстоятельств. Например, если земля находится на острове и из-за размытия происходит потеря определенной части недвижимого имущества.

В таком случае земля переходит из одной категории в другую.

Подобное произошло на одном из российских островов, где из-за размывания почвы было утеряно десятки метров земли сельскохозяйственного назначения. В последствии, земля была перенесена в водный фонд. Также возможно изъятие земли из-за совершения серьезного преступления, банкротства и т.д.

  • Уполномоченный орган местных или федеральных властей принимает решение исходя из обстоятельств.
  • Орган обязан уведомить собственника земли об изъятии его имущества согласно ходатайству об изъятии.
  • Если собственник участка земли отказывается одобрить решение – дело передают в суд для последующих судебных разбирательств. Суд анализирует ситуацию и выносит свое решение.
  • Вступление в силу решения и изъятие земли у собственника.

Если выкуп земли происходит только с согласия собственника участка, то принудительное изъятие может происходить и без его согласия. В зависимости от обстоятельств изъятия земли.

Таким образом, прекращение права собственности может произойти по самым различным обстоятельствам, от добровольного отказа до чрезвычайной ситуации. В большинстве случае изъятие участка (как с последующей выплатой компенсации, так и без) можно оспорить через суд, если вы не согласны с решением муниципальных или федеральных властей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Права на земельные участки могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Общими основаниями прекращения вещных и иных прав на землю являются:

— добровольный отказ;

— ликвидация юридического лица;

— смерть гражданина;

— изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— реквизиция;

— гибель земельного участка;

— принудительное изъятие земельного участка по основаниям, предусмотренным законом.

Основания прекращения прав на земельные участки можно разделить на добровольные(по инициативе правообладателей, например, добровольный отказ) и принудительные(по инициативе государства, например, конфискация).

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в случае добровольного отказа от права, приватизации, смерти гражданина, гибели земельного участка и т.д.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Аренда может прекращаться как по инициативе арендодателя, так и по инициативе арендатора (ст.ст. 450, 611, 613, 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ). Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

— по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

— по основаниям, указанным в пунктах 1,2 ст. 45 ЗК РФ (случаи принудительного прекращения).

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 48 ЗК РФ; ст. 276 ГК РФ). Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в виду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме этого собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута по суду в случаях, когда в результате обременения сервитутом, участок не может использоваться в соответствии с назначением.


Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст.48 ЗК РФ). Акт об отмене сервитута принимает тот орган государственной власти или местного самоуправления, который принимает решение об установлении данного сервитута.

Перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.

Общими основаниями для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и аренды являются:

— использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

— использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права аренды по перечисленным основаниям не допускается в

период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных

федеральными законами случаях.

— неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений; При этом необходимо иметь в виду, что право постоянного (бессрочного пользования), право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения прекращаются за совершение правонарушений, перечисленных в п.п. 3 ст. 45 ЗК РФ, а право аренды за совершение .правонарушений, перечисленных в п.п.З ст. 46 ЗК РФ;

— неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства , в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

— изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В указанных случаях аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения прекращаются по решению суда, а право безвозмездного срочного пользования по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право аренды земельными участками, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также участками, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным ГУПам, ФГУ может быть прекращено по инициативе органа государственной власти субъекта РФ независимо от оснований, предусмотренных соответственно п.2 ст.45 ЗК РФ и п.2 ст. 46 ЗК РФ (ст.3.2. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие таких решений возможно при наличии следующих условий:

принятияв период с 1.05.2007 г. по 1.11.2008 г. решений о включении указанных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, до 1.05.2007 г. (особо ценные продуктивные участки, предоставленные ФГУП и ФГУ);

передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по управлению и распоряжению такими земельными участками на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.

В случае принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям при наличии заявлений указанных предприятий органы государственной власти субъектов РФ обязаны взамен изымаемых участков предоставить земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования.

Добровольный отказ землепользователей, землевладельцев от права на земельный участок оформляется подачей заявления об отказе в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками. В случае отказа работника от служебного надела заявление подается в администрацию организации, предоставившей надел.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. К заявлению прилагаются кадастровая карта (план) участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо на отказ от права пользования участком. Заявление рассматривается в течение одного месяцаи по результатам его рассмотрения соответствующий уполномоченный орган выносит решение о прекращении права на земельный участок. Копия решения направляется заявителю в течение трех дней со дня его принятия. Право на участок, которое не было зарегистрировано в ЕГРП, прекращается с момента принятия решения. Если право на участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, то соответствующий орган, принявший решение о прекращении права, обязан обратиться в недельный срок со дня принятия решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права (п. 3 ст. 53 ЗК РФ).

Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования и права безвозмездного срочного пользования земельным участком в связи с совершением земельного правонарушения определен в ст. 54 ЗК РФ.

Принудительное прекращение указанных прав осуществляется, при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.Одновременно с наложением административного взыскания, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Форма предупреждения установлена в Положении о государственном земельном контроле, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года, № 68956 .

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решение. Указанный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суд.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). При этом работник имеет право после прекращения трудовых отношений использовать служебный надел в течение срока, необходимого /для окончания сельскохозяйственных работ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей надел. Вместе с тем право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работника, призванного на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступившего на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей пожизненно, а для детей — до их совершеннолетия.

Рассмотрим еще один важный вопрос — новый упрощенный порядок приобретения гражданами в собственность земельного участка, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, закрепленный в ФЗ от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» («Закон о дачной амнистии»).

Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 г. Граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право), автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Это положение содержится в п.9.1 ФЗ от 25 октября 2001г.№137 » О введении в действие ЗК РФ» Согласно которому, если ЗУ предоставили гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного( бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой ЗУ, за исключением случаев, когда такой участок не может в соответствии с федеральным законом передаваться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации…» ( с послед. изм.).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством;

2. Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством;

3. Выдаваемое органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, Закон о данной амнистии признает любые документы- решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка.

Обязательным приложением к предоставляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с тем, что значится в документах, новый закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта привилегия действует при двух условиях:

1. При межевании не нарушены права смежных землепользователей;

2. Уточненная площадь земельного участка не превышает минимального размера.

Для государственной регистрации необходим документ, подтверждающий оплату госпошлины, госпошлина на сегодняшний день составляет 100 руб.

Прекращение прав на земельные участки – это непростая юридическая процедура, основания для проведения которой регламентированы законом. Под основанием ее проведения понимается истинная причина, провоцирующая прекращение прав на какую-либо землю определенным лицом.

Законодательством РФ рассмотрены подобные причины и лишь они могут иметь законную силу для осуществления принудительного прекращения возможности владения. Помимо этого, любой гражданин имеет полное право добровольного отказа от конкретной собственности, в том числе, и земельного участка.

Для того чтобы в полной мере разобраться с порядком указанной процедуры, советуем ознакомиться с представленным ниже материалом.

Основания прекращения прав на земельные участки — законодательные положения

Рассматривая какую-либо юридически значимую процедуру, очень важно ознакомится с законодательными положениями, которые так или иначе определяют порядок ее проведения.

В случае с отнятием прав на участок потребуется взять на рассмотрение сразу несколько законодательных актов:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ);
  • Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ);
  • Некоторые Федеральные законы (ФЗ) РФ.

В первую очередь, обратимся к главному нормативно-правовому акту на территории нашей страны. Конституция определяет в 36-ой статье следующее:

  • Любой гражданин имеет полное право владеть таким видом частной собственности как земля.
  • Использовать свой земляной участок лица могут в своих интересах как угодно, главное, чтобы процесс пользования не нарушал положения действующего законодательства РФ, прав других граждан страны и не наносил какого-либо вреда окружающей среде.
  • Условия и порядок пользования землей определяется Федеральными законами и другими законодательными актами РФ (в том числе, в них регламентируются основные принципы и правила отчуждения прав собственности на землю).

Ни один нормативно-правовой акт, принятый правительством РФ, не должен противоречить представленным выше положениям Конституции.

Основываясь на данном принципе, законодатель РФ сформировал общие правила и порядок такой процедуры. Важнейшие законодательные пункты по рассматриваемой нами теме содержатся в ЗК РФ. Обобщив информацию из кодекса, можно выделить такие основные положения как:

  • Отчуждение права собственности на землю происходит либо при отчуждении его собственника от данного права любым законно оформленным способом в добровольном порядке, либо при принудительном изъятии земли у ее собственника в порядке, установленным действующим законодательством РФ.
  • Порядок обеих вариантов отчуждения прав на земельные участки регламентирован в законодательных актах: Федеральные законы и Земельный/Гражданский Кодексы РФ.
  • Это возможно для любой земли, принадлежащую конкретному лицу, вне зависимости от того, на каких основаниях данное право было получено (договор купли-продажи, наследство, аренда и т.д.).

Для лучшего понимания сути процедуры по прекращению прав на землю необходимо досконально изучить 7-ую главу ЗК РФ и те законодательные акты, на которые ссылается законодатель в статьях данного кодекса.

Стоит понимать, что в ряде ситуаций юридически неподкованный гражданин не сможет разобраться со всеми нюансами рассматриваемой нами теме. В таком случае желательно обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Основания для прекращения права на землю

Как было отмечено ранее, основания для указанного процесс – это истинная причина, по которой конкретный собственник лишается данного права.

При этом основание должно быть законным. Под последним словом понимается то, что причина, по которой это происходит, так или иначе определена или регламентирована законодательством РФ.

В большинстве своем основания регламентированы Земельным Кодексом, где подразделены на две большие группы:

  • Основания, в соответствии с которыми прекращение прав происходит добровольно со стороны собственника земельного участка. К подобным относятся: отчуждение прав по договорам аренды, купли-продажи, мены и тому подобное. Отличительной особенностью таких оснований является, что отчуждение прав на собственность происходит в добровольном порядке и по решению самого собственника земли.
  • Основания, в соответствии с которыми ограничение прав происходит принудительно, то есть без учета мнения самого собственника земельного участка. Подобные причины определены ЗК и ГК РФ. Данная процедура осуществляется только в том случае, если это не противоречит законодательству РФ. По результатам лишения прав собственности собственник может получить компенсацию (прекращение с выкупом), а может вовсе остаться ни с чем (прекращение без выкупа). Все нюансы данного вида потери возможности владения землей регламентированы законами нашей страны.

Важно понимать, что основания для прекращения каких-либо прав должны быть законными. В противном случае незаконно лишенный земли гражданин имеет полное право восстановить справедливость в судебном порядке.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольное отчуждение права на землю

Добровольное отчуждение от прав на участок земли – это нередко встречающееся мероприятие в нашей стране. Подобный вид прекращения прав на землю имеет место быть в огромном количестве юридических сделок.

Зачастую добровольное отчуждение со стороны собственника происходит в тех ситуациях, когда по какому-либо соглашению он обязуется передать конкретный земельный участок в пользовании другом лицу.

В такой ситуации прекращение возможности владения с его стороны просто необходимо, ведь без данного мероприятия новый владелец земли не сможет зарегистрировать право собственности на себя.

Обязательно добровольное отчуждение проводится:

  • при продаже земли;
  • при сдаче земли в аренду;
  • при передаче земли по договору дарения;
  • при передаче земли по договору мены;
  • при передаче земли в государственный земельный фонд.

Таким образом, добровольное отчуждение можно классифицировать на два вида:

  • в пользу других лиц;
  • прекращение прав собственности на земельный участок путем отказа его собственником от своих прав, при этом не в пользу других лиц.

Осуществление данного мероприятия, вне зависимости от его вида, происходит так:

  1. Собственник приходит в ближайшее отделение Росреестра или Многофункционального центра (МФЦ).
  2. Предоставляет определенному сотруднику госоргана следующий перечень бумаг:
  • заявление об отчуждении или отказе от земельного участка;
  • правоустанавливающие документы на данный участок;
  • паспорт;
  • квитанцию об уплате госпошлины.
  1. Подав документы, собственник должен взять с сотрудника соответствующую расписку и выждать от 10 до 18 дней, в ходе которых право собственности с его стороны на конкретный участок земли будет прекращено.

Стоит понимать, что, если отчуждение происходит в пользу другого лица, ему необходимо своевременно зарегистрировать свои права собственности на приобретенный или полученный во владение земельный надел в том же Росреестре или МФЦ.

В противном случае государство может посчитать землю «бесхозной» и начать использовать ее в своих интересах, что может доставить немало проблем новому собственнику данной земли.

Нюансы принудительного прекращения прав

Принудительное прекращение права на землю

Принудительное прекращение прав на землю – это более сложный юридический процесс. Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается законодательством РФ.

Как было отмечено ранее, суть подобного вида лишения прав заключается в том, что собственника земельного участка не спрашивают о его желании расстаться со своей собственностью.

Решение о принудительном прекращении прав принимается соответствующими госорганами.

Лишить прав собственности на землю в принудительном порядке гражданина могут в следующих ситуациях:

  • при нарушении условий договора со стороны текущего собственника земли, по которому он получил ее в собственность (прекращение прав осуществляется через судебные прения, инициатор которых, как правило, оппонент собственника земли по конкретной сделке);
  • при необходимости государства изъять земельный надел для государственных или муниципальных нужд (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов);
  • при решении суда, по которому собственник земли обязуется отдать ее в качестве оплаты за совершенные деяния, иначе данный процесс называется «конфискация» (прекращение прав осуществляется черед суд);
  • при необходимости государства изъять землю с целью защиты общества, граждан страны и в целом национальной безопасности, иначе — «реквизиция» (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов).

Процесс принудительного отнятия прав не требует участия собственника земли, за исключением тех случаев, когда вопрос решается в судебном органе.

По результату мероприятия по лишению прав на землю ее, уже бывший, собственник получит соответствующее уведомление и, если это предусматривает законодательство, компенсацию за «отобранную» собственность.

Не забывайте, что любое принудительное прекращение прав на землю может быть оспорено в суде бывшим собственником данной земли.

Нюансы изъятия за выкуп

Отдельного внимания заслуживает ситуация принудительного прекращения прав на землю, которая предполагает получение бывшим собственником участка некоторой компенсации.

Такая процедура регламентирована законодательством РФ и называется изъятием с выкупом.

Она может быть осуществлена только в том случае, если земельный участок конкретного гражданина неотложно понадобился государству или местному муниципалитету в их пользование (постройка линии тепловых труб, возведение электростанции и т.п.).

Более подробно изъятие с выкупом рассмотрено в 49-ой статье ЗК РФ.

Порядок процедуры изъятия с выкупом выглядит следующим образом:

  1. Уполномоченные в конкретных вопросах госорганы принимают решение о том, что государству или местному муниципалитету необходимо получить в пользовании определенную землю.
  2. Затем они официально регистрируют такую необходимость и оповещают о данном явлении собственника земельного участка, который будет изъят.
  3. Далее уполномоченные госорганы и собственник оформляю необходимую документацию, используя которую, гражданин, лишившийся земли, должен получить компенсацию за изъятую собственность.

Стоит отметить, что компенсации за изъятый земельный участок рассчитывает исходя из действующей кадастровой стоимости за один квадратный метр земли. При желании и наличии такой возможности любое лицо может получить не компенсацию, а эквивалентную изъятой собственность.

Помимо изъятия земли с выкупом по инициативе государства, подобная практика имеет место быть и в других ситуациях, пусть – крайне редко.

Так, например, гражданина в суде могут обязать продать свой земельный надел другому лицу, если подобная мера позволительна с точки зрения законодательства РФ и ни капли не нарушает его. Такие ситуации очень сложны в юридическом плане, поэтому рассматривать их важно только с профессиональным юристом.

В целом, разобраться с основаниями отнятия прав на земельный участок и общей сутью данной процедуры не столь сложно.

Главное в подобном мероприятии – подробно изучить законодательство РФ и представленный выше материал. Надеемся, сегодняшняя статья дала вам ответы на интересующие вопросы.

Об основаниях для прекращения права на земельный участок вы можете узнать, посмотрев видео:

Основания прекращения права собственности на землю

Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:

  1. отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
  2. отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  3. принудительное изъятие земельного участка у собственника.

Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.

1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка). Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки — завещания.

2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.

С 23 октября 2008 г. вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земельный участок, установленный Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений». Ранее при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. При этом момент прекращения права собственности конкретно определен не был.

Теперь отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

3. Принудительное изъятие земельного участка у собственника.

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

  1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
  2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
  3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
  4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
  5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:

  1. с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
  2. с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
  3. в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

Основания прекращения иных прав на землю

Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право аренды могут быть прекращены при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками осуществляется на основании решений о прекращении прав на землю. Указанные вторичные права на землю прекращаются при:

  1. использовании земельного участка не по целевому назначению категории земель;
  2. использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;
  3. неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
    • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    • систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
    • систематическое невнесение земельного налога;
  4. неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  5. изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  6. реквизиции земельного участка.

Решение о прекращении прав на землю может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены посредством отказа от них.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Если право было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вышеуказанный орган обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения соответствующего права. Распоряжение данным участком после отказа от прав на него осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принудительное лишение лица права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования в случае ненадлежащего использования земельного участка производится при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельных участков после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в совершении нарушения земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных нарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное нарушение;
  2. срок, в течение которого нарушение должно быть устранено;
  3. указание на возможное лишение права на земельный участок в случае неустранения нарушения;
  4. разъяснение прав лица в случае возбуждения процедуры принудительного лишения прав на землю;
  5. иные необходимые реквизиты.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении нарушений в установленный срок участок изымается на основании решения суда.

Право безвозмездного срочного пользования прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, либо по соглашению сторон (ст. 47 ЗК РФ):

  1. по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
  2. по основаниям, аналогичным прекращению прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Право на служебный земельный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный земельный надел был предоставлен, на основании приказа руководителя организации, предоставившей надел в пользование. Право на служебный земельный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения, при переходе его на пенсию по старости или инвалидности.

Право на служебный земельный надел сохраняется за одним из членов семьи:

  1. работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы;
  2. работника, поступившего на учебу, — на весь срок обучения в учебном заведении;
  3. работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный земельный надел сохраняется:

  1. для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно;
  2. для детей — до их совершеннолетия.

Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный земельный надел, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

В соответствии со ст. 48 ЗК РФ частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 276 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае минования общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Понятие и основания ограничений прав на землю

Земельный кодекс РФ провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Существование юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства в процесс реализации частных интересов. Правовые нормы, устанавливаемые в отношении реализации публичных интересов, предоставляют государству и его органам правовые средства, необходимые для осуществления данных интересов. Публичные ограничения имущественных прав на землю — одно из таких правовых средств.

Конституция РФ в п. 3 ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В теории земельного права разграничиваются понятия ограничений и обременений.

Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав. При этом ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а уменьшают возможности собственника в осуществлении субъективного права.

Они не могут выходить за пределы права собственности. Установление ограничений прав на землю не означает, что правообладатель полностью или в части лишается своих правомочий по владению, пользованию или распоряжению земельным участком.

Под обременениями понимается наличие дополнительных обязанностей по содержанию недвижимого имущества и пользованию им, установленных на взаимной основе, по соглашению сторон и иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Обременения характеризуются как результаты осуществления субъектом своих прав и обязанностей и заключаются в дополнительных взаимных обязанностях лиц. Таким образом, обременения основываются на воле субъекта, которую он закрепляет в форме различного вида сделок, устанавливающих, прекращающих, изменяющих права. Существенным признаком обременений также является взаимное ущемление прав участников.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.

Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют «изъятыми из оборота»). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют «ограниченными в обороте»). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно:

  1. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  2. особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  3. условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  4. иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Некоторые из указанных ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *