Протест прокурора

Протест прокурора

  1. Протест прокурора на противоречащие закону правовые акты.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федера­ции. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, проку­рор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, при­несшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом». Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования проку­рора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в со­ответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного само­управления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Определение органа, в который приносится протест, производится прокурором исходя из кон­кретных обстоятельств, характеризующих состояние законности в органе, издавшем незаконный право­вой акт, содержание установленных в акте противоречий и актуальность их устранения, масштабы рас­пространенности нарушений, представленных в подлежащем опротестованию акте. Протест приносится в орган, издавший противоречащий закону правовой акт, при наличии данных о реальности серьезного и ответственного подхода к его рассмотрению.

В законе форма протеста не определяется, однако в практике прокурорского надзора, по существу, един­ственной признается письменная форма. Его обяза­тельными реквизитами являются:

— точное название органа, в который приносится протест;

— наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

— конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротесто­ванный акт;

— обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;

— четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

— подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

№3 (29) 2012

Галиев Ф.Ф.

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА КАК АКТ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

В статье рассматриваются особенности правоприменительной деятельности как одного из видов правоприменения — властной деятельности компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.

Властные полномочия могут осуществляться в виде оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности.

Непосредственное отношение к правоохранительной деятельности имеет протест прокурора как акт прокурорского реагирования на противоправный акт государственного или иных органов и соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

В форме протеста прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права.

Ключевые слова: правовое регулирование, реализация права, применение права, акты прокурорского реагирования, протест прокурора.

Galiev F.F.

PROSECUTOR’S PROTEST AS A LAW ENFORCEMENT ACT

Authoritative power can be exercised in the form of operational executive and law enforcement activities.

Современные представления о правовом государстве включают в себя полное признание прав человека и становление эффективной системы гарантий их защиты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наше государство является правовым государством, которое призвано использовать свою власть, прежде всего, для того, чтобы обеспечить соблюдение права, его верховенство в обществе. В свою очередь, право, оставаясь выражением воли гражданского общества, становится единственным верховным и универсальным средством в руках государства, обеспечивающего естественные права и свободы человека на жизнь, иму-

щество и безопасность1. Однако, право, в полном смысле этого слова, регулятором общественных отношений становится только тогда, когда требования его норм воплощаются в поведении и поступках субъектов права, способствуя созданию оптимальных взаимоотношений людей в обществе. Превращение, претворение, или, другими словами, воплощение содержания нормы права в поведении субъектов права называется реализацией права.

Особой формой реализации субъективных прав и юридических обязанностей выступает правоприменение — властная деятельность компетентных органов и

1 См.: Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации . — Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. С.128.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика___ должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу2. Тем не менее, применение права от реализации права в форме соблюдения, исполнения и использования предписаний нормы права отличается не только тем, что в этом случае для реализации правовых норм требуется участие принудительной силы государства.

Применение права от соблюдения, исполнения и использования нормы права, отличается также своей целенаправленностью. «Цель реализации права — это воплощение правовых предписаний в фактической правомерной деятельности. Цель правоприменения — обеспечить нормальный ход правореализации, т.е. оказать юридическое содействие гражданам в реализации их прав и обязанностей».3

Поэтому, прежде всего, применение права — это «осуществляемая в установленном законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических актов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации власт-

— 4

ных полномочий» .

Применение права, как правило, сопровождается вынесением специального решения (акта применения права) в установленной форме. Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответст-

3 Червенюк В.И. Теория государства и права: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2007. С.513.

4 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник.

Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Эксмо, 2007. С.309.

вующих правовых норм и в интересах их осуществления5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Властные полномочия могут осуществляться в виде оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Непосредственное отношение к правоохранительной деятельности имеет протест прокурора как акт прокурорского реагирования, так как прокуратура в целях устранения выявленных в ходе прокурорских проверок нарушений закона наделена специальными властными полномочиями. «Реализация правозащитной функции основана на государственно-властных полномочиях прокуратуры, которые выражаются в актах прокурорского 6

реагирования» .

Акты прокурорского реагирования есть специфические, установленные законом правовые средства, применяемые указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий. Акты прокурорского реагирования имеют свою специфику, которая заключается в том, что прокуроры обладают строго очерченной законом определенной властью. Данное обстоятельство определяет характер изложенного в акте требования прокурора. Обязанностью лица, которому был адресован акт прокурорского реагирования, является направление прокурору в установленный срок ответа о результатах рассмотрения акта. В силу этого, основными свойствами любого акта прокурорского реагирования, которые обеспечивают эффективность и оперативность его воздействия, являются обоснованность, мотивированность и убедительность, а также законность, принципиальность и требовательность.

Тем не менее, несмотря на большое число и огромную практическую значимость этих актов, их важную роль в системе правовых актов современного российского государства, им до последнего вре-

5 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.

B.В.Лазарева. 4-е изд., переаб. и доп. М.: Юристъ, 2007.

мени не было уделено должное внимание в

специальном литературе .

Действующим российским законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень средств и способов эффективного прокурорского реагирования на нарушения законности, «правовых форм осуществления установленных законом полномочий прокурора по выявлению, устранению нарушений законов и привлечению к ответственности правонарушите— 8 лей» .

Полномочия прокурора по своевременному выявлению и устранению нарушений закона представляют собой целую систему правовых средств, которые направлены на пресечение правонарушений, восстановление законности и нарушенных прав граждан, а также на ликвидацию негативных последствий, вызванных нарушениями закона.

В пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обозначены такие акты прокурорского реагирования, как постановление, протест, представление, обращение в суд или арбитражный суд. Статья 25.1 предусматривает такой вид актов прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона.

Среди них не только самым «популярным», но и, безусловно, самым «старинным» документом прокурорского реагирования, который на правовом пространстве нашего государства появился еще при Петре I и до сегодняшнего дня не потерял своей актуальности, является про-

тест прокурора .

В основе этимологии термина «протест» лежит латинское слово «protestor», обозначающее публичное возражение, требование, заявление, доказывание10.

8 Государственная собственность в Российской Федерации (Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика): Научно-практический комментарий. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. С.275.

10 См.: Большой энциклопедический словарь / Главный

редактор А.М.Прохоров. Изд-е 2-е, переработанное и

_№3 (29) 2012

«Протест» в обыденном понимании есть решительное возражение против чего-нибудь или же заявление о несогласии с каким-нибудь решением11.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, которые указаны в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест — это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика___ ски обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом. «Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов»12.

Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо про-

тиворечие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

Работники прокуратуры при подготовке проекта протеста должны наиболее полно исследовать правовую проблематику норм, на которые предполагается направить прокурорское воздействие. Нельзя допустить, чтобы требования, предъявленные прокурором в протесте, вступали в логическое противоречие между собой. По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее, имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта того акта, который противоречит закону.

Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

На наш взгляд, можно выделить несколько вопросов, связанных с реализацией полномочий органов прокуратуры по внесению протеста и его рассмотрению, которые возможно решить путем совершенствования законодательных норм. Например, в п.2 ст.23 Закона о прокуратуре не закреплена обязанность органа или должностного лица, которым приносится

№3 (29) 2012

протест, мотивировать свою позицию, если они не согласны с прокурором. Так же очевидна необходимость отдельной регламентации процедуры опротестования правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

В то же время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе

участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Таким образом, протест прокурора является действенным актом реагирования, непосредственно влекущим за собой юридические последствия, способным отменить незаконный правовой акт в целях восстановления нарушенного права и законности.

Пристатейный библиографический список:

2. Государственная собственность в Российской Федерации (Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика): Научно-практический комментарий. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012.

7. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.

8. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта федерации: теория и практика // Журнал российского права. 2002. №2.

10. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Эксмо, 2007.

11. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

протест прокурора (от лат potestor заявляю, свидетельствую, публично объявляю) одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают П.п., вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления, предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий, восстановления нарушенного права.

П.п. приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах. Решения по необоснованному отклоненному протесту принимает вышестоящий прокурор.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного. П.п. в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного П.п. нарушения, допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу 7 дней, по гражданскому10 дней.

Частный П.п. приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

П.п. в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу, т.е. по истечении 7-дневного срока со дня вынесения приговора по уголовному делу и 10-дневного срока относительно решения по гражданскому делу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела. Важно отметить и то, что принесение протеста Генеральным прокурором РФ на приговор суда, которым в качестве меры наказания определена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Протест прокурора: основания и порядок принесения, правовые последствия

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов1.

Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

Протест — акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу).

Если в указанные сроки вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *