Рабочее место не соответствует условиям труда

Рабочее место не соответствует условиям труда

На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н ответственным за проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) является работодатель, как и за представленные результаты по итогам. Аттестация позволяет выявить все недостатки в организации рабочей среды. По мере ее проведения за выявленные нарушения в области охраны труда работодатель не облагается штрафами. Напротив, она проводится для того, чтобы он смог увидеть их и улучшить условия труда.

Специалистами Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» даны ответы на ряд наиболее актуальных вопросов, касающихся правомерности действий работодателя в отношении организации производственной среды и проведения обязательных процессов по контролю и оценке условий труда.

Содержание

Какая ответственность за нарушение порядка аттестации рабочих мест?

Нарушения законодательства о труде и об охране труда в организации выявляются в результате проверок государственных органов (Государственной инспекции по труду (ГИТ, – ред.), Роспотребнадзора, прокуратуры и т.д.). Нарушение порядка аттестации рабочих мест приравнивается к административной ответственности. В таком случае, согласно статье 5.27 КоАП РФ:

  • должностное лицо облагается материальным взысканием в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • предприниматель, не являющийся юридическим лицом – от 1000 до 5000 рублей;
  • юридическое лицо – от 30000 до 50000.

Для индивидуального предпринимателя и для юридического лица по усмотрению ГИТ также предусмотрено приостановление деятельности сроком от 1 до 90 суток включительно. Должностное лицо же при выявлении повторных нарушений может быть отстранено от деятельности сроком от одного до трех лет.

В случае невыполнения в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области охраны труда, должностные лица облагаются штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей или отстраняются от выполнения своих обязанностей сроком до трех лет, юридические лица – от 10000 до 20000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

Какая ответственность предусмотрена за непроведение аттестации рабочих мест?

Непроведение аттестации рабочих мест является административным правонарушением со стороны работодателя. В статье 212 ТК РФ сказано, что проведение аттестации с последующей сертификацией рабочих мест является прямой обязанностью работодателя. За неисполнение законодательства о труде и об охране труда, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Наложение административного штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 1000 до 5000 рублей. Материальное взыскание для юридического лица составляет 30000-50000 рублей. Кроме того, по усмотрению государственного органа, для индивидуального предпринимателя и юридического лица денежное взыскание может быть заменено на административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Может ли сотрудник отказаться от выполнения работы, если рабочее место не прошло аттестацию?

В Конституции РФ говорится о праве каждого человека на свободный труд, отдых. Подчеркивается право сотрудника на работу в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Эти требования составили в дальнейшем платформу для федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», который расширил права работника на безопасность.

При устройстве на работу каждый сотрудник, помимо знакомства с трудовым договором, коллективными распорядками, должностными инструкциями, должен быть ознакомлен с условиями труда на его рабочем месте. Главным документом, отображающим их, является карта аттестации рабочего места. Карта оформляется при проведении аттестации. Она полностью отражает существующие условия, определяет класс условий труда, на основании чего затем назначаются компенсации и льготы (если условия признаны вредными или опасными). Статистика показывает, что мало кто из работников при устройстве на работу задумывается над этим вопросом, да и, наверняка ли знает, что должен знакомиться с картой, так как большинство работодателей и сами часто не берут во внимание данный факт.

Любые несоответствия на рабочем месте, рано или поздно, работник выявит для себя. Нередко неблагоприятные условия приводят к риску развития профессиональных заболеваний, травм. Сможет ли тогда сотрудник отказаться от выполнения работы? И может ли он отказаться от выполнения обязанностей, даже если рабочее место не прошло аттестацию?

Гарантии прав на основании законодательства о труде позволяют работникам отказываться от работы в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. В данном случае, отказ от выполнения должностных обязанностей не будет являться дисциплинарным проступком. Чаще всего работники направляют жалобы в прокуратуру, трудовую инспекцию. В таком случае, госорганами осуществляется проверка, которая подтверждает соответствие (несоответствие) условий труда.

Можно ли работать, не проводя аттестацию рабочих мест?

Можно ответить образно: до поры до времени. Несмотря на то, что проведение АРМ является прямой обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ), среди них все же находятся те, кто не спешит ее проводить, в связи с чем, ставят под угрозу здоровье и жизнь своих работников.

Любые нарушения со стороны работодателя законодательства о труде рано или поздно, но будут выявлены. При проверках Роспотребнадзора, Санитарно-эпидемиологической службы, прокуратуры, государственной инспекции по труду запрашиваются материалы аттестации, которые свидетельствуют об оценке условий труда на всех рабочих местах предприятия. При отсутствии этих документов, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Содержание документов по аттестации при проверках также проверяется государственными органами. Главным образом их интересует именно выполнение предписаний и требований по улучшению условий труда, за невыполнение которых работодатель также облагается штрафом по указанной ранее статье.

Информация о непроведении аттестации может выявиться также при проверках госорганов, вызванных жалобами работников и при расследовании несчастных случаев на производстве. В последнем случае, при отсутствии документов по аттестации, работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Так что, самый хороший совет для каждого работодателя – правомерное ведение своей деятельности, исполнение всех положений, предписаний, порядков в соответствии с российским законодательством.

Подробнее с размерами и видами штрафов Вы можете ознакомиться в материале: «Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

СТ 21 ТК РФ.

Работник имеет право на:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
  • подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Комментарий к Ст. 21 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья 21 ТК РФ наполняет общий трудоправовой статус работника конкретными правами и обязанностями, которыми в обязательном порядке и в равном объеме наделяются все без исключения работники, занятые на условиях трудового договора у любого работодателя. Поскольку эти права работника прямо вытекают из Конституции РФ, международного гуманитарного и трудового права, а также из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней), постольку все они имеют основополагающий и общеобязательный характер. При этом следует отметить, что в данной статье приведены не только индивидуальные права собственно работника, но и коллективные права объединений работников, реализуемые через их представителей.

К числу индивидуальных трудовых прав работника относятся: права на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; своевременная и в полном размере выплата заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, его количеством и качеством; объединение, включая право создания профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, и др. Данные права предоставляются работникам в основном как субъектам индивидуальных трудовых отношений. Однако некоторыми из них работники наделяются как субъекты иных отношений. К такого рода правам необходимо отнести: права на заключение трудового договора при трудоустройстве на работу; подготовку и дополнительное профессиональное образование; разрешение индивидуальных трудовых споров; возмещение вреда и компенсацию морального вреда (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней).

2. В буквальном смысле коллективные трудовые права принадлежат не отдельно взятому работнику, а представителям работников, которые выступают от имени объединения работников, созданного ими в результате реализации каждым своего индивидуального права на объединение. Тем не менее они указаны в составе прав работника. В число таких прав включены права: на участие в управлении организацией в формах, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора и соглашений.

3. Коллективными являются также права на защиту трудовых прав работников профессиональными союзами; коллективную самозащиту и защиту прав работников (см. ст. 352 ТК РФ и комментарий к ней); разрешение коллективных трудовых споров; забастовку. Данные права предоставляются представителям работников в связи с тем, что они выступают в качестве субъектов отношений по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением законодательства о труде (включая законодательство об охране труда); разрешению коллективных трудовых споров (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Детализированная характеристика названных индивидуальных трудовых прав, обязанностей и гарантий их реализации содержится в других частях, разделах и главах ТК РФ. Например, нормы, посвященные заключению, изменению и расторжению трудового договора, а также предоставлению физическому лицу работы, обусловленной трудовым договором, помещены в гл. 10 — 13 ТК РФ. Правомочия работника, связанные с предоставлением ему рабочего места, отвечающего государственным нормативным требованиям безопасности труда, раскрываются в статьях об охране труда и обеспечении прав работника на охрану труда (см. ст. ст. 209 — 231 ТК РФ и комментарии к ним). Их гарантией является право работника отказаться в целях самозащиты своих трудовых прав от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней). Правомочия работника по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы обеспечиваются: а) введением запрета принудительного труда, к которому относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере (см. ст. 4 ТК РФ и комментарий к ней); б) отсутствием максимальных пределов для оплаты труда; в) установлением федеральным законом минимального размера оплаты труда (см. ст. ст. 129 — 158 ТК РФ и комментарии к ним). Право работника на отдых детализируется в статьях, содержащихся в гл. 15 — 19 ТК РФ. Право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте дополняется нормами, устанавливающими требования к содержанию ряда условий трудового договора (см. статью 57 ТК России и комментарий к ней). Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (см. ст. ст. 196 — 208 ТК РФ и комментарии к ним). Право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав и законных интересов, закрепленное и ст. 30 Конституции РФ, обеспечивается нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который предоставляет каждому работнику, достигшему возраста 14 лет, право вступать в профсоюз. Право на участие в управлении организацией отнесено ТК РФ к формам социального партнерства (см. ст. 27 ТК РФ и комментарий к ней). Это право реализуется через представительные органы работников (см. ст. 52 ТК РФ и комментарий к ней). Конкретные формы и порядок осуществления права на участие в управлении организацией регламентируются нормами ТК РФ (см. ст. 53 и комментарий к ней) и содержанием конкретных коллективных договоров. Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, а также право на информацию о выполнении коллективного договора или соглашения реализуются через представителей работников в рамках их социального партнерства с работодателем (см. ст. ст. 27, 36 — 51 ТК РФ и комментарии к ним).

В числе основных прав работника названо право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Осуществлению этого права ТК РФ уделяет особое внимание. В ст. 352 ТК РФ предусмотрены четыре способа защиты трудовых прав работников: 1) самозащита работниками трудовых прав; 2) защита трудовых прав профессиональными союзами; 3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита. Порядок реализации этих способов защиты определен в гл. 57 — 62 ТК РФ.

Право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и на компенсацию морального вреда осуществляется посредством привлечения работодателя к материальной ответственности. В отличие от прежнего Кодекса, который не уделял данной проблеме большого внимания, ТК РФ обязывает каждого работодателя возмещать своему работнику материальный ущерб в следующих случаях: 1) при незаконном лишении работника возможности трудиться (см. ст. 234 ТК РФ и комментарий к ней); 2) причинении ущерба имуществу работника (см. ст. 235 ТК РФ и комментарий к ней); 3) задержке выплаты заработной платы (см. ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней); 4) причинении работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя (см. ст. 237 ТК РФ и комментарий к ней).

Право на обязательное социальное страхование в буквальном смысле не относится к трудовым правам работника, поскольку оно реализуется вне сферы общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования собственно трудового законодательства. Однако в силу ст. 2 ТК РФ обеспечение права на обязательное социальное страхование признается одним из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений. Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» каждый работник подлежит обязательному социальному страхованию применительно к определенным видам страховых рисков. В качестве страхователей выступают работодатели, обязанные уплачивать страховые взносы (страховые платежи), а в качестве страховщиков — государственные внебюджетные фонды.

5. Наряду с основными трудовыми правами комментируемая статья 21 Трудового кодекса РФ приводит перечень трудовых обязанностей работников. С точки зрения источника все обязанности работника, включенные в этот перечень, подразделяются на собственно трудовые обязанности работника, которые возложены на него трудовым договором, и иные обязанности работника, вытекающие из правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны и безопасности труда, использования имущества работодателя и проч. Практическое значение этой классификации состоит, в частности, в том, что согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ работник несет дисциплинарную ответственность в первую очередь за нарушение своих трудовых обязанностей, к которым согласно формулировке абз. 1 ч. 2 ст. 21 ТК РФ относятся обязанности, предусмотренные заключенным с ним трудовым договором.

Это, впрочем, не означает, что за нарушение других обязанностей работник не несет никакой ответственности. Например, он может нести материальную ответственность за нарушение обязанности по бережному отношению к имуществу работодателя (см. ст. ст. 238, 239 ТК РФ и комментарии к ним). Вместе с тем в случае нарушения работником формально не предусмотренной трудовым договором обязанности, за неисполнение которой трудовое законодательство прямо не предусмотрело конкретных мер ответственности, он в принципе не должен нести дисциплинарную ответственность, поскольку в буквальном смысле факт нарушения трудовых обязанностей в этой ситуации отсутствует. Такой подход к определению состава трудовых обязанностей работника и мер ответственности за их невыполнение означает, с одной стороны, стремление законодателя реально повысить регулирующую роль и правовое значение трудового договора, а с другой — отказ государства от излишнего публично-правового вмешательства в регулирование отношений, возникающих у конкретного работодателя в сфере организации и управления трудом, включая такой их аспект, как дисциплина труда, обеспечение которой является в настоящее время частным делом каждого самостоятельно хозяйствующего работодателя.

6. Перечень прав и обязанностей работников, приведенный в ст. 21 ТК РФ, носит статутный и в этом смысле обобщенный характер. Реальный же объем конкретных прав работников устанавливается в индивидуально-договорном и локально-нормативном порядке: а) трудовым договором; б) коллективным договором; в) локальными нормативными правовыми актами работодателя. Все они не могут содержать положения, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней), а локальные нормативные акты работодателя не должны, кроме того, ухудшать положение работников в сравнении не только с трудовым законодательством, но и с коллективными договорами и соглашениями (см. ст. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

Новая редакция Ст. 212 ТК РФ

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Статье 212 ТК РФ

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены в комментируемой статье. Перечень этот исчерпывающий. Итак, работодатель обязан:

— обеспечить безопасные условия труда сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также использовать в производстве безопасные инструменты, сырье и материалы;

— применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы. Их сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 34 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты». То есть при покупке средств защиты работодатель должен проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающих, что данная продукция сертифицирована. Согласно пункту 6 Правил приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается;

— обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— покупать за свой счет и выдавать сертифицированную спецодежду сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работодатель может взять средства спецзащиты и во временное пользование;

— обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— не допускать к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29;

— организовать контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

— в предусмотренных законом случаях проводить обязательные, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также внеочередные медицинские осмотры. А также обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время осмотров и освидетельствований с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ст. 185 Трудового кодекса РФ). Кроме того, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

— информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Поэтому при заключении трудового договора новый сотрудник должен быть под расписку ознакомлен с Правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, с положениями коллективного договора или соглашения, касающимися их использования, а также с локальным нормативным актом;

— предоставлять чиновникам Роструда и других ведомств, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда;

— принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

— обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— беспрепятственно допускать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов ФСС России, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;

— обязательно застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомить работников с требованиями охраны труда. Если эта обязанность им соблюдена (у работодателя должны быть подтверждающие это документы), но в результате нарушения данных требований работником наступили тяжкие последствия либо возникла реальная угроза их наступления, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с этим работником по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ;

— разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, «Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования» и «Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования» (Охрана труда. М., 2002. С. 94 — 116).

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости — аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

1) степени вредности и опасности;

2) степени травмобезопасности;

3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

— общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

— требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

— требования безопасности в аварийных ситуациях.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной задачей каждого работодателя.

На каждом рабочем месте, в том числе на производстве, необходимо улучшать условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.

Для этих целей разработан целый ряд нормативных документов, которым должны следовать все работодатели.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются гл. 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Так, работодатель обязан обеспечить:

• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

• предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

• ознакомление работников с требованиями охраны труда;

• разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Кроме того, постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации.

Трудовым кодексом РФ также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Это, прежде всего, право:

• на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными.

В настоящее время действует значительное количество законодательных и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности и охраны труда, а также множество международных конвенций.

Верховенство норм международного права предусмотрено ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ также устанавливает, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основу международного права составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

• Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1998) и др.

ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Основные показатели, влияющие на здоровье человека-работника, в том числе его репродуктивные функции, регламентирует Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда».

Данное Руководство применяют с целью:

• контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

• установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

• создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

• аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

• составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

• анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

• расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Работник имеет право получить достоверную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты и медико-профилактических мероприятиях.

Документ предназначен в том числе для информирования работодателя и работников об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности).

В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен обеспечить необходимые для здоровья человека условия выполняемых работ.

Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий: организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника (рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).

Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (например, труд летчиков, моряков, водолазов, пожарных, спасателей и др.), является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях.

Вредными могут быть физические, химические, биологические факторы, а также факторы трудового процесса.

В настоящее время только в рассматриваемом документе дано определение физических факторов и напряженности труда.

Рассмотрим их более подробно.

Так, вредными физическими факторами являются:

• температура, влажность, скорость движения воздуха;

• тепловое излучение;

• неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, широкополосные электромагнитные импульсы, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);

• ионизирующие излучения;

• производственный шум;

• ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая);

• аэрозоли (пыли) преимущественного фиброгенного действия;

• освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);

• электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы.

Что касается напряженности труда, то ученые установили, что напряженность труда — это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

• интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки;

• монотонность нагрузок;

• режим работы.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» работникам установлены сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада).

В мире высоких технологий, безусловно, оказывает вредное воздействие на здоровье работников использование в их деятельности персональных компьютеров.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ

Внедрение компьютерных технологий обработки информации способствовало совершенствованию организации и эффективности управленческого труда. Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда специалистов различного профиля организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наиболее важными возможными последствиями неблагоприятного воздействия на здоровье работников являются:

• заболевания глаз и зрительный дискомфорт;

• изменения костно-мышечной системы;

• нарушения, связанные со стрессом;

• кожные заболевания и др.

К другим обнаруженным жалобам на здоровье работников относятся «пелена перед глазами», сыпь на лице, хронические головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, следует отнести:

• электромагнитные и электростатические поля;

• акустический шум;

• изменение ионного состава воздуха и параметров расположения экрана монитора (дисплея), которые приводят, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора, и т. д.

Немаловажную роль играют и состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

Научными исследованиями установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования.

Оценка условий труда, проводимая специалистами, свидетельствует, что размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации труда и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей.

Использование компьютерной техники в данных условиях, с учетом сочетания комплекса производственных факторов с интеллектуальной, эмоциональной нагрузками, ведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ухудшает организацию труда работающих.

В настоящее время действуют «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03» (далее — СанПин), разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.12.2010).

СанПин содержит разделы:

I. Общие положения и область применения.

II. Требования к ПЭВМ.

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

IV. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

V. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

VI. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Главным государственным врачом РФ и Минтрудом России 16.06.1998 утверждены «МУ 2.2.4.706-98/ МУ ОТ РМ 01-98. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Оценка освещения рабочих мест. Методические указания».

VII. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

VIII. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах.

IX. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

X. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.

Кроме того, СанПин содержит также требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ и требования к проведению государственного надзора и производственного контроля.

В результате проводимых проверок в работе кадровых служб фиксируются нарушения, когда в должностных инструкциях работников не учитываются требования по организации работ с использованием компьютерной техники.

По данному вопросу Минтрудом Россиибыли разработаны Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте).

Разработано также значительное количество отраслевых тарифных соглашений, например Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009–2011 годы, Отраслевое тарифное соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009–2011 годы и др.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Как уже говорилось, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя1.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда раскрывает общие положения и основные понятия данного процесса, а также регламентирует:

• подготовку к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

• гигиеническую оценку условий труда;

• оценку травмобезопасности рабочих мест;

• оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

• оценку фактического состояния условий труда на рабочих местах и оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Для аттестации рабочих мест по условиям труда может быть привлечена сторонняя организация (аттестующая организация), которая также должна проводить работу в соответствии с вышеуказанным Порядком.

После проведения аттестации рабочих мест результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям трудаи сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Таким образом, соблюдение требований Трудового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства.

Статья 212 ТК РФ.

Статья 219 ТК РФ.

Утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (в ред. от 03.09.2010).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *