Работы на объекте культурного наследия

Работы на объекте культурного наследия

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

  1. Получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

  2. Разработать проектную документацию;

  3. Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации;

  4. Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ;

  5. Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (30 рабочих дней);

  6. Получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней);

  7. Получить в КГИОП разрешение на строительство (10 дней);

  8. Сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

  9. Получить согласование научного отчета (30 рабочих дней);

  10. Получить акт приемки работ по сохранению (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета);

  11. Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность является примерной и может отличаться в каждом конкретном случае.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

  • Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625;

  • Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749;

  • Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

  • Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942.

Статья 42. Ремонт памятника
Комментарий к статье 42
1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, возникающих при проведении ремонтных работ в целях сохранения памятников истории и культуры. Отношения, возникающие в результате их осуществления, регулируются помимо комментируемого Закона также гражданским и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Ремонт памятника является одним из видов работ по сохранению объекта культурного наследия и предполагает проведение комплекса различных мероприятий, направленных на поддержание памятника в эксплуатационном состоянии, включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (см. п. 1 комментария к ст. 40).
Главной особенностью ремонтных работ в соответствии с комментируемой статьей является их цель — поддержание памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Ремонт проводится в целях компенсации физического и морального износа объекта, приведения исторического здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально существующее техническое состояние или восстановления изношенных элементов здания (сооружения) проектными решениями, реализованными в процессе реставрации и приспособления к современному использованию (см. Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в целях сохранения объектов культурного наследия в процессе современного использования <51>).
———————————
<51> Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/07_03_2017_02.pdf (дата обращения: 1 августа 2017 г.).
Законодательством не раскрывается понятие «эксплуатационное состояние памятника». В данном случае можно говорить о работоспособном техническом состоянии объекта культурного наследия, то есть такой категории технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
Эксплуатация объекта культурного наследия включает в себя комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.
В процессе эксплуатации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, осуществляется эксплуатационный контроль (ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ). Положениями ст. 55.25 ГрК РФ регламентирован правовой статус лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Согласно разъяснениям Министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения — оборудование, улучшающее показатели (см. письмо Минкультуры России от 24 мая 2014 г. N-106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах»).
Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
2. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе и ремонтных работ, регламентирован ст. 45 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье).
Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.
Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.
Приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683 утвержден Административный регламент предоставления Министерством культуры РФ государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.
Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектную документацию для проведения ремонтных работ необходимо разработать вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (см. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 593-ст)). Проектная документация выполняется на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержит текстовые и графические материалы, а также определяющие архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и государственной экспертизы один экземпляр проектной документации направляется в орган охраны объектов культурного наследия.
Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 г. N 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.
В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственник или иной законный владелец не вправе производить самостоятельно какие-либо изменения в данном ему объекте культурного наследия. Например, нельзя без соответствующего разрешения и согласования выполнять перепланировку, косметический ремонт, капитальный ремонт объекта культурного наследия. В противном случае орган по охране объекта культурного наследия вправе обратиться с требованием (в том числе и в суд) об устранении произведенных изменений за свой счет и в жесткие сроки. Ненадлежащее исполнение обязанностей влечет административную и уголовную ответственность. Требования к форме, содержанию охранного обязательства объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.6 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Описание предмета охраны объекта культурного наследия содержится в паспорте объекта культурного наследия (ст. 21 комментируемого Закона), который является неотъемлемой частью охранного обязательства. Следует отметить, что в ходе проведения ремонтных работ могут возникнуть случаи, когда характеристики, указанные в предмете охраны объекта культурного наследия, потребуют расширения. Такие изменения следует в установленном порядке зафиксировать.
Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.
Пример: ООО «Кастл» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области (далее — Инспекция) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области.
Как следует из материалов дела, Инспекцией было выявлено, что Общество, являясь собственником помещений первого этажа объекта культурного наследия регионального значения Ольгинской женской гимназии, осуществляло ремонтные работы (ремонт напольного покрытия, стен, потолка внутренних помещений правого крыла в здании) без получения соответствующего разрешения и задания на производство работ органа охраны объектов культурного наследия, а также при отсутствии согласования проводимых работ с Инспекцией, что является нарушением требований п. п. 2 и 4 ст. 35, п. 1 ст. 45 комментируемого Закона. По мнению Инспекции, в связи с неполучением Обществом разрешения на проведение ремонтных работ и отсутствием согласования проводимых работ с Инспекцией данные работы могут представлять угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии, нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия. Обществу было вынесено предписание о необходимости приостановления работ.
Признавая данное требование Инспекции незаконным, суды провели анализ охранного обязательства по данному недвижимому памятнику истории и культуры. В нем указывалось, что Общество обязалось не производить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия (предмет охраны фиксируется актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством) без согласования с Комитетом. Согласно имеющемуся в материалах дела акту технического состояния памятника предметом охраны объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии является фасад здания (внешние архитектурно-конструктивные элементы): фундаменты, цоколи и отмостки около них, стены, внешнее декоративное убранство. Внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (полы, стены, перекрытия, окна и двери) предметом охраны не являются, за исключением лестниц. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что в данном случае Общество проводило устройство подвесных потолков, разборку покрытий полов и керамической плитки и устройство новых полов, шпаклевку и оклейку новыми обоями стен, монтаж новых дверных блоков и демонтаж осветительных приборов, то есть осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны спорного объекта культурного наследия. Следовательно, исходя из положений охранного обязательства соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия на производство таких работ не требовалось (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу N А05-2935/2011).
3. Раздел 5.2 Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия, указанных в п. 1 комментария к настоящей статье, определяет порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта здания или сооружения.
Ремонт выполняется каждые 2 — 3 года для зданий из кирпича, естественного камня с деревянными перекрытиями, а также деревянных зданий с нормальными условиями эксплуатации (содержания) и носит планово-предупредительный (профилактический) характер. Он также может быть внеплановым (непредвиденным), выполняемым в срочном порядке в промежутках между плановыми ремонтами.
Установлены сроки проведения непредвиденного ремонта для устранения неисправностей:
— кровля: протечки — 1 сутки; водосточные элементы — 5 суток;
— стены: утрата связи кирпичей с кладкой наружных стен с угрозой для безопасности людей — 1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны); отслоения штукатурки потолка, верхней части стен, угрожающие обрушением — 5 суток (с немедленным принятием мер по безопасности);
— фасады: нарушение каменной облицовки, карнизных камней, лепнины на фасадах на высоте более 1,5 м — 1 сутки (с немедленным принятием мер по безопасности); то же в цокольной части — 5 суток.
Основанием к плановому ремонту являются результаты технических осмотров и акты технического состояния, утвержденные представителем органа охраны объектов культурного наследия.

Правовые основы получения лицензии на ремонт объектов культурного наследия

Законодателем определены направления деятельности, подлежащие лицензированию. Работы в отношении объектов культурного наследия в силу п. 48 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ могут проводиться только при наличии специального разрешения.

Деятельность по оформлению и выдаче указанных разрешений осуществляется на федеральном уровне. В качестве лицензирующего органа выступает Министерство культуры РФ.

Приложением к Положению о лицензировании…, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 (далее — Положение о лицензировании), в перечень объектов, требующих получения лицензии, включены:

  • разработка необходимых проектных документов с целью воссоздания, консервации, реставрации и ремонта объектов культурного наследия;
  • непосредственно работы по воссозданию, консервации, реставрации и ремонту таких объектов.

Лицензия Минкультуры на реставрацию объектов культурного наследия, виды реставрационных работ, подлежащие лицензированию

Под реставрацией, согласно ст. 43 ФЗ № 73-ФЗ, понимается проведение комплекса работ, связанных с сохранением исторической и культурной ценности объекта:

  • научно-исследовательских;
  • изыскательных;
  • проектных;
  • производственных.

Порядок получения лицензии на их проведение определен в гл. 2 ФЗ № 99-ФЗ и предполагает необходимость обращения соискателя с заявлением в лицензирующий орган.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

При этом реставрация, в соответствии с перечнем работ, указанных в Положении о лицензировании, осуществляется в отношении следующих элементов объектов культуры:

  • фундамента, оснований;
  • металлоконструкций;
  • деревянных конструкций;
  • декора;
  • камней (независимо от их происхождения);
  • произведений живописи, прикладного искусства и скульптуры;
  • произведений садово-паркового искусства;
  • исторического ландшафта.

Порядок получения в отношении объектов культурного наследия лицензии на проектирование и проведение работ

Для получения разрешения соискателю необходимо:

  • для юридических лиц — наличие в штате не менее трех работников с руководящими должностями, прошедших аттестацию и имеющих стаж работы не менее 3 лет в течение последних 10 лет;
  • для ИП — прохождение аттестации, наличие стажа работы не менее 3 лет в сфере сохранения памятников культуры за последние 10 лет либо наличие сотрудников, с которыми заключен трудовой контракт и у которых есть стаж не менее 3 лет в данной сфере.

Для оформления лицензии в Минкультуры РФ необходимо представить:

  1. Заявление.
  2. Копии документов, которые подтверждают:
    • наличие у юр. лица или ИП работников;
    • прохождение аттестации (в случаях, когда аттестация необходима);
    • стаж работы ИП (только для ИП);
    • наличие у ИП образования, квалификации.
  3. Опись документов

ВАЖНО! Для получения лицензии на разработку проектных документов по ремонту и приспособлению культурных объектов, а также их ремонт и приспособление от работников юридического лица или ИП прохождения аттестации не требуется — достаточно наличия профессионального образования и соответствующего стажа.

Подпишитесь на рассылку

Сведения о выдаче лицензии на работы на объектах культурного наследия подлежат размещению в официальных электронных и печатных СМИ.

Ответственность за нарушение порядка лицензирования

Поскольку для разработки проектной документации и проведения работ на объектах культурного наследия получение лицензии является обязательным, за ее неоформление предусмотрена ответственность.

Так, осуществление работ при отсутствии надлежащим образом оформленной лицензии ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет штраф до 50 000 руб.

Выполнение проектных работ и осуществление деятельности, направленной на реставрацию объекта культурного наследия, с привлечением работников без аттестации также является несоблюдением лицензионных условий и влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ — штраф до 40 000 руб.

***

Таким образом, для проектирования и проведения работ на объектах культурного наследия лицензия обязательна. Для ее получения потребуется собрать необходимый перечень документов и подать их в Минкультуры РФ. Кроме того, необходимо соответствовать лицензионным требованиям, перечень которых мы привели выше.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Закон о сохранении культурного наследия мешает его сохранять?

В соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) провозглашена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода. Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал. Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

  • проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
  • получение задания на проведение указанных работ;
  • получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.

Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного в
статье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене. Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника. Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст. 42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта. При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов. Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей. Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением. Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ. Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка. На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая. Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса. Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория). Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ. Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА). Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

Автор статьи: Татьяна Голод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *