Реклама на фасаде дома

Реклама на фасаде дома

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Содержание

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

Не так давно в нашем блоге была статья об установлении Верховным судом РФ (ВС РФ) в своем определении по делу критериев законности рекламной вывески на многоквартирном доме (МКД).

Высший суд четко указал, что любые рекламные вывески, которые размещены с использованием общего имущества МКД, требуют обязательного согласования с собственниками путем принятия положительного решения общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД.

Однако, как правильно действовать управляющей организации (УО) при обнаружении такой незаконной рекламной конструкции на фасаде или ином общем имуществе дома? Ведь необходимо, чтобы ситуация разрешилась с наименьшими потерями, как моральными, так и финансовыми для УО (особенно финансовыми!).

Некоторые управляющие организации принимают решение просто демонтировать незаконные конструкции и вывески самостоятельно, устав предъявлять претензии к их собственнику. Другие предпочитают действовать в судебном или административном порядке. Жаловаться на такого собственника в органы государственного жилищного надзора (ГЖН) – может выйти себе дороже. Еще и управляющую организацию привлекут, недолго думая: за что – найдут.

Но желательно все свои действия совершать на основании норм закона. Иначе можно и в ответ получить иск о причинении ущерба от собственника незаконной рекламы. Ведь право УО на демонтаж незаконных конструкций прямо не прописано в законе, хотя управляющая организация и должна осуществлять контроль за состоянием общего имущества (ОИ) МКД.

Согласно пункту 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, разрешить рекламную или иную вывеску на фасаде либо стене МКД может только общее собрание собственников этого дома. Однако данное требование не распространяется на информационные вывески, которые обязательно должны быть размещены в силу Закона о защите прав потребителей продавцами, исполнителями услуг и иными лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность, которая связана с обслуживанием потребителей.

На предмет разрешенных размеров, количества, мест размещения таких информационных вывесок необходимо подробно изучить нормы федерального законодательства, законодательства субъекта РФ, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Обычно эти требования закреплены в правилах благоустройства городов и поселений. Подробно разъяснены требования к информационным вывескам и различиях между информационными и рекламными вывесками в письмах Федеральной антимонопольной службы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Пунктом 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе установлено понятие рекламы товара:

  1. реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

  2. объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе установлено, что указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьями 9, 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о ЗПП) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, сведения о государственной регистрации, наименование зарегистрировавшего органа, сведения о лицензии (при ее наличии).

Также разъяснения законодательства по данному вопросу содержатся и в письмах Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2010 г. № АК/6745 «О размещении вывесок на многоквартирных домах» и № АК/47658/13 от 28.11.2013 г. «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных».

Если, изучив фактические обстоятельства и нормативную базу, управляющей организацией будет установлено, что вывеска носит рекламный характер и не соответствует требованиям закона об информационной вывеске юридического лица или индивидуального предпринимателя, необходимо, в первую очередь, закрепить в письменном акте сам факт нарушения закона и прав собственников МКД.

Пунктом 13 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491) предусмотрено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Пунктом 14 Правил 491 установлено, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее — акт осмотра).

Таким образом, управляющая организация должна провести внеочередной осмотр общего имущества МКД и составить акт осмотра. При этом желательно присутствие нескольких собственников помещений МКД, членов Совета МКД или Председателя Совета МКД. По возможности нужно пригласить и собственника незаконной вывески. Форма акта законом не установлена, но можно применить типовой акт осмотра, используемый для сезонных осмотров ОИ МКД (весенних и осенних).

После составления акта осмотра необходимо направить в адрес собственника вывески претензию о необходимости демонтировать незаконную рекламу, размещенную с использованием общего имущества МКД.

Примерная форма претензии:

ФИО ИП или наименование ЮЛ

Претензия

о необходимости демонтажа незаконно установленной рекламной конструкции.

В силу положений пункта 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и части 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) общее имущество в многоквартирном доме (МКД) принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, установленном судом (п. 1 ст. 247 ГК РФ). Таким образом, определение порядка использование общего имущества многоквартирного дома, разрешение на использование общего имущества, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, принятого в соответствии со ст. 44-48 ЖК РФ.

Однако в нарушение вышеназванных норм закона вашей организацией незаконно, без согласия на то собственников помещений многоквартирного дома № 7 по улице Чистопольской города Иваново на фасаде (или ином месте) указанного дома была размещена рекламная вывеска, которая не является информационной вывеской в силу норм Закона о защите прав потребителей и Правил благоустройства города Иваново.

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе и:

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

10 декабря 2018 года представителями управляющей организации МКД ООО «Умный дом» с участием представителей собственников помещений дома был составлен акт осмотра общего имущества многоквартирного дома, в котором отражен факт размещения Вашей несогласованной рекламной вывески.

Учитывая изложенное, настоятельно требуем в срок до 25 декабря 2018 года произвести демонтаж незаконной рекламной вывески. В противном случае, будем вынуждены обратиться в суд с иском об обязании демонтировать незаконную рекламную вывеску с возложением на Вашу организацию всех судебных расходов и расходов по принудительному исполнению решения суда.

Руководитель ООО «Умный дом» _____________ И.И. Петров

Претензию необходимо вручить нарочно с отметкой о вручении либо направить заказным письмом с описью вложения, то есть способом, который позволит подтвердить факт отправки и получения претензии. Если нарушитель не явится за письмом на почту, то претензия все равно считается полученной. Главное, чтобы она была направлена по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В случае неисполнения требования о демонтаже незаконной рекламы в установленный в претензии срок, необходимо разрешать спорную ситуацию в судебном порядке во избежание каких-либо негативных последствий со стороны ГЖН. Самовольный демонтаж силами собственников или управляющей организации запросто может вылезти боком: может даже придется возмещать ущерб собственнику незаконной рекламы, если он пойдет в суд.

Примером взыскания ущерба от незаконного демонтажа может служить следующее судебное решение.

Постановление АС Северо-Западного округа от 7 февраля 2017 г. по делу № А56-4625/2016: «…Согласно протоколу от 15.02.2014 № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее — МКД) по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 111, корпус 1, собственниками помещений было принято решение наделить управляющую организацию ООО «ЖКС № 2 Выборгского района» необходимыми полномочиями по устранению нарушений в отношении использования общего имущества третьими лицами в отсутствие согласия собственников, а также обязать демонтировать незаконно установленные на фасаде дома рекламные конструкции и вывески (пункт 3).

Демонтаж спорных конструкций, по утверждению, ООО «ЖКС № 2 Выборгского района», произведен на основании письма Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» от 04.06.2014 № 277, согласно которому руководителям управляющих организаций в срок до 30.06.2014 предписано лично осуществить осмотр МКД, находящихся в управлении, на предмет выявления самовольно установленных рекламных конструкций, рекламных щитов, растяжек на фасадах, иного оборудования на общем имуществе, с последующем демонтажем в срок до 31.07.2014.

ООО «Гранд Оптик», ссылаясь на то, что ООО «ЖКС № 2 Выборгского района» причинило ущерб его имуществу, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из того, что спорная конструкция размещена на фасаде здания, в котором ООО «Гранд Оптик» является арендатором помещения данного МКД на основании договора аренды от 31.01.2014 № 14/814, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Темп».

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Как установлено судами и следует из материалов дела, спорная конструкция располагалась на фасаде здания, находящемся в управлении ООО «ЖКС № 2 Выборгского района». При этом, как правильно указали суды, соответствующая информация представляла собой сведения о наименовании (коммерческом обозначении) и виде деятельности организации, была размещена в целях доведения до потребителей; в ней не содержалось конкретных указаний на товар (работы, услуги), на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к статье 3 Закона о рекламе». Судом взыскано 137 924 руб. 56 коп. ущерба, так как суд посчитал вывеску не рекламой.

Положительная судебная практика по демонтажу незаконных вывесок и рекламы.

Определение ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 41-КГ18-13 признал выводы нижестоящих судов в отказе в иске не соответствующими закону и противоречащими нормам жилищного законодательства. Собственники подали иск к собственнику вывески на фасаде об обязании демонтировать вывеску. Суды трех инстанций отказали в иске. ВС указал: «…Ответчиком с внешней стороны принадлежащих истцам квартир размещена вывеска, закрепленная на несущей стене многоквартирного дома.

…Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с обжалуемыми судебными постановлениями согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

…Из приведенных правовых норм следует, что передача в пользование третьим лицам общего имущества многоквартирного дома допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома, независимо от того, передается ли общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.

Это не было учтено судами первой и апелляционной инстанций, указавшими, что передача в пользование третьим лицам общего имущества многоквартирного дома для размещения каких-либо конструкций требуется только в случае, если такие конструкции носят рекламный характер. Судом также установлено, что согласие собственников помещений многоквартирного дома на размещение данной вывески ответчиком получено не было.

При таких обстоятельствах судам следовало дать правовую оценку действиям ответчика по использованию общего имущества многоквартирного дома без согласия собственников помещений этого дома. Однако это не было сделано судами первой и апелляционной инстанций».

Аналогичные решения: Определение ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № ВАС-7057/09, Постановление 17ААС от 10 ноября 2016 г. № 17АП-12647/2016-ГК, Решение АС Свердловской области от 21 июля 2016 г. по делу № А60-12752/2016, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 13 сентября 2017 г. по делу № 33-6442/2017, Апелляционное определение Омского областного суда от 09.12.2015 по делу № 33-9231/2015.

Но есть и отрицательные решения: Постановления ФАС Московского округа от 10 августа 2009 г. № КГ-А40/7355-09 по делу № А40-49692/08-81-510, 9 ААС от 27 апреля 2009 г. № 09АП-5009/2009 по делу № А40-49692/08-81-510 (иски поданы от имени ТСЖ, суд не усмотрел нарушения прав ТСЖ).

Анализируя приведенную практику, можно сказать, что обращаться в суд предпочтительнее от имени одного из лояльных собственников силами УО, хотя есть и судебные решения об удовлетворении исков управляющих организаций по аналогичным делам.

Таким образом, решать вопрос с незаконной рекламой необходимо в правовом поле, чтобы в дальнейшем принудительным исполнением решения суда занимались судебные приставы-исполнители в силу норм закона, если оно не будет исполнено добровольно. Также имеются правовые основания для взыскания неосновательного обогащения за использование чужого имущества. Но об этом мы расскажем в одной из следующих статей.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2019». Вся необходимая информация о сервисе .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Право собственности граждан – неотъемлемое конституционное право, также как неприкосновенность его жилища. Поэтому никакая крупная компания, преследующая собственные цели, связанные с размещением рекламы, не может произвольно нарушить эти права. Чтобы представители рекламных компаний, равно, как и жильцы многоэтажных домов, где она размещается, не злоупотребляли своими правами, их взаимодействие координируется законодательством.

Можно ли размещать вывески и рекламу на фасадах жилых домов?

Источники законодательства, регулирующие правоотношения между жильцами многоквартирных домов, на которых размещаются рекламные щиты и вывески, не многочисленны. Поэтому чтобы решить все вопросы, проистекающие из данных правоотношений, приходится расширять их спектр муниципальными и локальными актами.
К федеральному законодательству, регламентирующему размещение рекламы на фасадах жилых домов, относится:
• статьи 19, 20 Закона о рекламе № 38-ФЗ от 13.03.06 г.;
• статьи 9,10 Закона о защите прав потребителей № 2300-1 от 07.02.1992 г.
• Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ от 27.06.06 г. (антимонопольный закон).
Кроме этого, некоторые вопросы освещают решения Верховного, Высшего арбитражного и кассационного суда. На основании комплекса законодательных актов разрешается использовать жилые дома под рекламу.

Как проводится процедура согласования размещения рекламы

Реклама, прежде чем закрепить конструкцию на жилой дом, должна быть согласована, как минимум, дважды:
• в администрации населённого пункта;
• в управляющей компании.
ВАЖНО: Рекламные сооружения, установленные на проезжей части, дополнительно согласовываются в органах ГИБДД.
Прежде чем установить щит, вывеску или электронное табло, рекламодатель обязан получить разрешение в местной администрации. С полученным разрешением он должен обратиться в управляющую компанию (УК) того многоквартирного дома, где планируется произвести монтаж конструкции. Руководитель УК, на этом основании, обязан:
1. Провести общее собрание жильцов многоквартирного дома, можно в заочной или электронной форме.
2. Получить согласие большинства собственников квартир на монтаж рекламной конструкции.
3. Составить протокол собрания и голосования, удостоверенный счётной комиссией.
Если такое согласование не проводилось, то можно считать вывешенную конструкцию незаконно установленной.
В зависимости от факта согласования рекламы на административном уровне и в руководстве УК, а также в зависимости от нарушений, которые причиняет рекламный щит, можно выбирать учреждения и инстанции, в которых можно обжаловать его установку.

Куда жаловаться на несогласованную рекламу

Нередко рекламодатель напрямую договаривается с руководством УК о том, чтобы использовать фасад жилого дома в рекламных целях. Соответственно, этот процесс является нерегулируемым на административном уровне, а прибыль, получаемая от рекламодателя, нигде не фиксируется и может присваиваться недобросовестным руководством УК.
Согласно статье 19 Закона № 38-ФЗ, в случае обнаружения такой конструкции, администрация выпишет предписание, посредством которого принудит владельца рекламного щита демонтировать его за свой счёт. В случае не обнаружения такого владельца, предписание будет выдано руководству УК, за счёт которого придётся провести демонтаж. Если УК не осведомлено о нарушении, оно будет выдано собственнику помещения, который разрешил воспользоваться своим окном, балконом и иным элементом здания. Если виновные в несанкционированной рекламе найдены не будут, то рекламная конструкция будет демонтирована силами администрации. Кроме указанной статьи, незаконная реклама регулируется Постановлением ВАС № 58 РФ от 8.10.12 г.

На незаконную рекламу нужно жаловаться в управляющую компанию, в ведении которой находится жилой дом с установленной конструкцией. В зависимости от сопутствующих обстоятельств, УК обязана:
• предъявить пакет документации о согласовании рекламы;
• подготовить отчёт о получении и расходовании средств от рекламодателя;
• дать развёрнутый ответ на полученную жалобу.
Если руководство этого не сделает, либо предоставит заинтересованному лицу неудовлетворяющий его ответ, он может жаловаться на действия управляющей компании:
• в антимонопольный комитет местной администрации;
• при отсутствии такого комитета – председателю исполкома;
• в Государственную жилищную инспекцию;
• в прокуратуру.
ВНИМАНИЕ: Согласно положению статьи 14.37 КоАП РФ с виновного лица может взиматься административный штраф. Юридические лица могут заплатить от полумиллиона до миллиона рублей.

Куда жаловаться, если реклама не нравится по эстетическим и иным соображениям
Нередко граждане принимают общим собранием единогласное решение о возведении на фасаде дома рекламной конструкции, но после её установки приходят в ужас от того, насколько дисгармонично она вписывается в общий окружающий контекст. Например, в районе населённого пункта со старинными постройками и изобилием памятников культурного наследия, появляется вульгарная реклама:
• развлекательного учреждения;
• массажного салона;
• центра обучения танцу тверк;
• стриптиз-бара.
Такая реклама может не только резко контрастировать с духом этого района, но и входить в диссонанс с моральными убеждениями граждан. Особенно, если рядом расположен храм, исторический музей, детский сад или школа.

В таком случае следует сразу обращаться в администрацию населённого пункта: в отдел градостроительства и архитектуры или к председателю местного райисполкома. Лучше всего, если жалоба будет коллективной, с привлечением руководства УК. По данному вопросу должно быть принято административное решение. Если оно окажется отрицательным, оспорить его можно в суде.

Куда жаловаться, если реклама мешает жильцам

Иногда вывешенный рекламный щит загораживает свет в окнах, или электронное табло светит прямо в окна, мешая спать ночью. В этих случаях следует ориентироваться на нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Здесь указаны гигиенические нормы освещения, которые должны быть в помещении в дневное и ночное время.
Если эти нормы нарушаются, нужно обратиться в управляющую компанию и составить акт о наличии данных нарушений. На основании данного акта следует обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, к которой приложен акт, составленный управляющей компанией. В жалобе следует указать требование об отключении рекламы в ночное время. Если Роспотребнадзор откажет в удовлетворении требований, следует обратиться с иском на рекламную компанию, разместившую конструкцию, в суд.

Куда можно жаловаться на временные вывески

К категории обязательных информационных табличек относятся временные вывески. Они вывешиваются на фасаде здания, рядом с магазином или офисом и содержат сведения:
• с его наименованием;
• адресом;
• графиком работы;
• иной существенной информацией.
От рекламы такие вывески отличаются следующими характеристиками:
1. Размером, который регулируется соответствующими нормами. В высоту такая вывеска не может превышать 50 см., а в ширину 70% ширины фасада, но не более 15 м.
2. Срочным (временным) характером, так как они могут располагаться рядом с входом в помещение только на время расположения в данном здании компании, указанной в табличке.
3. Отсутствием рекламы, наличием только осведомительной информации.
Вывески защищены Законом о правах потребителей. Этот документ в статьях 9 и 10 настоящего закона обязывает руководителей компаний к осведомлению граждан о своих услугах и координатах, по которым их можно найти. Поэтому их расположение законно, кроме случаев, когда они нарушают установленный регламент, предусмотренный для стандарта вывески, например:
• они больше по размеру чем положено;
• несут рекламную информацию.

Инстанции, в которые допустимо подавать жалобу в этом случае, следующие:
• Роспотребнадзор;
• управляющая компания;
• городская администрация.
Если жалоба в данные инстанции не даст ожидаемого результата, то нужно обращаться в районный суд с иском.
СПРАВКА: В суд следует обращаться по месту расположения здания, на котором расположена оспариваемая вывеска.
Должен ли собственник рекламной конструкции платить за аренду фасада здания
Согласно статье 44 ЖК РФ за любое использование площадей общего пользования, предусматривается оплата. К общему имуществу относится, в том числе:
• фасад здания;
• крыша;
• чердачное и подвальное помещение.
Поэтому использование любых элементов здания предусматривает возмездный характер. Оплата перечисляется в управляющую компанию, где фиксируется в приходной документации. Она расходуется по назначению и идёт в фонд жильцов дома, на котором размещена рекламная конструкция. Статья расходов устанавливается жильцами на общем собрании. Полученные деньги могут тратиться:
• на текущий или капитальный ремонт;
• благоустройство придомовой территории;
• внесение неотделимых улучшений в места общего пользования;
• частичное погашение коммунальных платежей.
Если эти деньги расходуются руководством УК без согласования с жильцами, то целесообразно обратиться с жалобой в прокуратуру. По результатам прокурорской проверки может быть возбуждено уголовное дело по статье «хищение».
ВНИМАНИЕ: За размещение временных табличек со сведениями о компаниях, даже если они расположены с другой стороны от входа в магазин (иное заведение), плата не взимается. Дата публикации 21.05.2019

Стоимость аренды баннера исходит из рыночной стоимости размещения рекламы в Вашем регионе. Реклама просто так висеть не может. Полотно должно висеть на конструкции, на которую, орган местного самоуправления обязан выдать паспорт, а он выдается, если все решено общим собранием, а это должно быть согласие 2/3 собственников, от общего числа собственников.

Только собственники решают, на каких условиях будет сдаваться в аренду часть фасада, а также их решение не должно противоречить законодательству.

Нужно заключить договор, на общем собрании, в котором не забудьте указать лиц, имеющих полномочия подписывать договора.

В договоре обязательно укажите стоимость аренды в месяц, с одного метра квадратного, также напишите об условии, что арендатор (то есть Вы) перед установкой баннера, вносит дополнительный платеж за демонтаж рекламы, и внесите примечание, что когда закончится срок аренды и арендатор не снял баннер, то уполномоченные лица должны сами, за дополнительный платеж ее снять, и доставить в место обговоренное договором, а дальше ответственности за сохранность баннера, лицо не несет. Напишите, куда нужно будет отвезти баннер, к мусорному контейнеру.

В большинстве случаев, когда арендатор перестает платить, реклама продолжает висеть, только из-за того, что снять баннер стоит денег, а если рекламу снимут, то не имеют ее права выбросить, пока не отвезут в мусорный контейнер.

Наружная реклама на фасадах жилых домов. Некоторые комментарии с примерами из судебной практики

В данной публикации (обзоре) освещены некоторые вопросы, касающиеся размещения наружной рекламы на внешних несущих конструкциях (фасадах зданий) жилых домов.

Ответы на вопросы в данном обзоре будут полезны как представителям товариществ собственников жилья, простым собственникам помещений многоквартирных домов, так и предпринимателям, желающим разместить на фасаде жилого дома рекламную конструкцию или обычную вывеску с указанием наименования, места нахождения и режима работы предприятия.

Разумеется, круг вопросов, возникающих у граждан по заданной теме существенно шире, нежели мы постарались осветить в настоящем обзоре, но, по мере накопления полезного материала, в будущем будем выкладывать комментарии и по другим проблемным и спорным вопросам.

Также рекомендуем публикации в разделе «Общее имущество в многоквартирном доме», где размещены, в том числе некоторые процессуальные документы (исковые заявления, письменные доводы и другие) по спорам о демонтаже рекламных конструкций, взыскании неосновательного обогащения за размещение на фасадах зданий рекламных конструкций.

Прим. (добавлено 10.08.2015г.): обращаем внимание на позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 303-ЭС14-395, согласно которой, за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для целей размещения на нем вывесок (информационных табличек) владелец вывески не должен платить собственникам помещений дома, поскольку такие сведения он обязан размещать в силу требований Закона о защите прав потребителей (ст. ст. 9, 10 закона о ЗПП). Все другие конструкции должны быть отнесены к рекламным и могут быть размещены на общем имуществе дома за плату.

Разрешение (согласие) собственников помещений дома на размещение рекламной конструкции на фасаде дома

Разрешение собственников на размещение рекламной конструкции на фасаде дома

Требуется ли разрешение всех собственников на установку (монтаж) рекламной конструкции на фасаде здания жилого дома? В какой форме должно быть получено такое разрешение?

Размещение рекламы на жилом доме в отсутствие согласия собственников

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме желает разместить рекламную конструкцию на фасаде здания. При этом, данный собственник полагает, что он вправе повесить на жилой дом рекламную вывеску, не спрашивая согласие других собственников помещений…

Когда решение собрания собственников МКД о размещении рекламы на доме недействительно

Несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ действует с 2005 года, многие граждане все еще не уяснили смысл положений данного закона. Речь, разумеется, пойдет о нарушении порядка созыва и проведения общих собраний собственников, неправильном подсчете голосов и проч.

Вывеска или реклама?

Размещение вывески на фасаде дома не требует согласия собственников

Вправе ли собственник помещения, используемого под магазин разместить на фасаде жилого дома вывеску с наименованием магазина не спрашивая согласия собственников помещений дома? Как разграничить где вывеска, а где уже реклама?

Вывеска или реклама на доме? Коммерческое обозначение?

Какую вывеску имеет право разместить на фасаде здания собственник нежилого помещения без согласия собственников, т.е. в отсутствие решения общего собрания собственников? Требуется ли согласование с собственниками помещений жилого дома размещения на фасаде здания коммерческого обозначения?

Реклама на вывеске или коммерческое обозначение? Судебная практика

Напомним, что по сложившимся обычаям делового оборота организация, или индивидуальный предприниматель в месте своего нахождения вправе разместить вывеску, содержащую сведения о коммерческом обозначении предприятия (торговли, общественного питания и проч.). Приведем некоторые примеры из судебной практики

Относятся ли к рекламе сведения о деятельности, видах услуг?

Будет ли являться рекламой указание на вывеске перечня ряда услуг, например, медицинского учреждения? Какова судебная практика?

Сведения о виде деятельности не являются рекламой

Будет ли считаться рекламой информация: «ООО «Витязь. Системы пожаротушения. Телефон: …»? Указанный баннер мы хотим разместить рядом с входом в наш офис. При этом, имеется и вывеска, на которой размещены сведения, указанные в п. 2 статьи 9 закона о защите прав потребителей.

Оплата за размещение вывески, рекламы на доме

​Когда и за вывеску и за рекламу на фасаде дома нужно платить?

Один из собственников нежилого помещения, используемого под магазин разместил на фасаде здания рядом с входом в свой магазин конструкцию, на которой крупными буквами написано «МАГАЗИН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ «СВЕЖЕСТЬ». Площадь конструкции 5 метров. На предложение ТСЖ вносить оплату за пользование общим собственников (фасадом здания) владелец магазина (и спорной конструкции) ответил отказом, мотивируя это тем, что указанные на вывеске сведения не являются рекламой, а представляют собой указание на вид деятельности и являются коммерческим обозначением. Правомерен ли такой отказ?

Хоть вывеска, хоть реклама – платить за размещение конструкции на здании обязан! Судебная практика

Размещение на здании жилого дома «вывески», «коммерческого обозначения», признаваемых таковыми обычаем делового оборота, не может ограничивать право собственников на принятие и реализацию решений о пользовании общим имуществом собственников за плату (на возмездной основе). Данную позицию разделяют и некоторые суды, во всяком случае, в судебной практике имеются следующие примеры.

  • Рекомендуем также: Реклама на жилых домах. Кто должен платить за размещение?

Право ТСЖ на обращение в суд с иском

Право ТСЖ на обжалование решения общего собрания собственников

По смыслу статьи 46 Жилищного кодекса РФ, обжаловать в судебном порядке решение, принятое общим собранием собственников, вправе только собственник помещения в многоквартирном доме.

Полномочия ТСЖ на обращение в суд. Судебная практика

Какова судебная практика по вопросу прав ТСЖ на обращение в суды с исковыми заявлениями о взыскании, понуждении (обязании)? Требуется ли для обращения в суд проводить общее собрание собственников, на котором большинством голосов принимать решение о наделении ТСЖ соответствующими полномочиями?

Примеры исковых заявлений

Исковое заявление об обязании демонтировать рекламные конструкции с фасада жилого дома и взыскании неосновательно сбереженных денежных средств

Исковое заявление об обязании ответчика демонтировать с фасада жилого дома рекламные конструкции, взыскании неосновательного обогащения за незаконное пользование общим имуществом (фасадом здания)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.08.2014г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *