45 1

45 1

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.

Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2.1. Взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.

Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:

1) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;

2) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;

3) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2019 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.

3. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами;

7) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

8) со дня принятия налоговым органом в соответствии со статьей 45.1 настоящего Кодекса решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет исполнения обязанности налогоплательщика — физического лица по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц;

9) со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

2) отзыва организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) организации неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

4) неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

5. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

6. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Правила, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.

Уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

О налоговых органах Российской Федерации

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О налоговых органах Российской Федерации*

(с изменениями на 26 марта 2020 года)

Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3181-1 (Российская газета N 182, 14.08.92);
Законом Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4549-1 (Российская газета N 53, 19.03.93);
Федеральным законом от 13 июня 1996 года N 67-ФЗ (Российская газета, N 114, 19.06.1996);
Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Российская газета N 226, 22.11.97);
Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ (Российская газета, N 134, 14.07.99);
Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ (Российская газета, N 215, 09.11.2000);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001) (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ (Российская газета, N 97, 31.05.2002) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ);
Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ (Российская газета, N 99, 27.05.2003);
Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);
Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2005);
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ (Российская газета, N 165, 29.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ);
Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ (Российская газета, N 269, 29.11.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ);
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ);
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ);
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);
Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 24 Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ);
Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040021) (вступил в силу с 1 января 2017 года);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040160) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ);
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 523-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280010);
Федеральным законом от 26 марта 2020 года N 68-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2020, N 0001202003260029).

Глава I. Общие положения

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) — единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 2

Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; дополнена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ)

Статья 3

Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

Статья 4

Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ. — См. предыдущую редакцию).

Статья 5

Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Глава II. Задачи, права и обязанности налоговых органов

Глава II
ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

(наименование в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 6

Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 6_1

Статья 6_1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий компетентного (уполномоченного) органа в соответствии с правом Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

контроль за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками;
функционирование системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
координацию деятельности органов исполнительной власти по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками.
(Статья дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ)

Статья 7

Статья 7. Налоговым органам предоставляется право (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(Абзац дополнительно включен с 27 июня 2003 года Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Выносить предписания за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(Абзац дополнительно включен с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований (абзац дополнительно включен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

3_1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года).

4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

10. Пункт утратил силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года. — См. предыдущую редакцию)

12. Пункт утратил силу с 1 июля 2002 года — Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

13. Пункт утратил силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

14. Пункт, дополнительно включенный с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, утратил силу с 31 июля 2005 года — Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

15. Пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ; утратил силу со 2 мая 2014 года — Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 7_1

Статья 7_1. Налоговые органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Налоговые органы при наличии согласия работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием представляют в государственные органы имеющиеся у них сведения о размере и об источниках доходов указанных лиц в случаях и порядке, определяемых нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ)

Статья 7_2

Статья 7_2. Налоговые органы представляют, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, имеющиеся у них сведения о доходах физических лиц по запросам органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 26 марта 2020 года N 68-ФЗ)

Статья 8

Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1-7, 15 статьи 7 закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8-13, — только руководителям налоговых органов и их заместителям (статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

Статья 9

Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 10

Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

Глава III. Ответственность налоговых органов

Глава III
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

(наименование в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 11

Статья 11. Утратила силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 12

Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13

Статья 13. Утратила силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 14

Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; дополнена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, — см. предыдущую редакцию).

Глава IV. Иные вопросы деятельности налоговых органов

Глава IV
ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

(наименование в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 15

Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 523-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 16

Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 17

Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет — разница между размерами его должностного оклада и пенсией (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 18

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.
Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 19

Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья дополнительно включена с 9 ноября 2000 года Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ).

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР
21 марта 1991 года
N 943-1

Текст постановления Верховного Совета РСФСР от 21 марта 1991 года N 944-1 «О порядке введения в действие закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» см. .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 декабря 2006 года N 03-02-07/2-122

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев с участием Федерального казначейства письмо, а также в соответствии с пунктами 4 и 5 протокола Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере от 28.09.2006 N 5 сообщает следующее.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» уточнены положения о признании обязанности по уплате налога, исполненной налогоплательщиком (пункт 3), об обстоятельствах, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной налогоплательщиком (пункт 4), предусмотрены полномочия налоговых органов по осуществлению пересчета пеней, начисленных на сумму налога, в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о допущенной им ошибке в оформлении поручения на перечисление налога и уточнении платежа. Правила данной статьи применяются также в отношении сборов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В пункте 4 новой редакции статьи 45 Кодекса предусмотрены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Неисполнение обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, в том числе по причине ошибочного перечисления соответствующих денежных средств на другой счет Федерального казначейства, влечет начисление пеней в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Однако непризнание обязанности по уплате налога исполненной налогоплательщиком в случае неправильного указания им в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего перечисление этой суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на другой счет Федерального казначейства, не влечет изменения сущности такого платежа, а также ограничения права налогоплательщика на своевременный возврат ему суммы излишне уплаченного налога в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, и уплату процентов за каждый день нарушения срока возврата такой суммы налога.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 30 Кодекса), обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 33 Кодекса, статья 10 Закона Российской федерации от 21.03.91 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Пунктом 5 протокола Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере от 28.09.2006 N 5 поручено Минфину России совместно с ФНС России и Федеральным казначейством подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в статью 78 Кодекса. Таким образом, Комиссия согласилась с предложением ФНС России о правовом обеспечении осуществления Федеральным казначейством возврата указанных сумм излишне уплаченных налогов в соответствии с поручениями на их возврат, оформленными на основании решений, принятых налоговыми органами по месту зачисления этих сумм налогов. При подготовке соответствующих изменений потребуется определить порядок возврата указанных сумм налоговыми органами по месту их зачисления в случае, когда налогоплательщики не состоят на учете в этих налоговых органах. Соответствующие предложения ФНС России могут быть дополнительно рассмотрены Минфином России с участием Федерального казначейства.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых его статьей 7 установлены иные сроки вступления в силу. Положения Кодекса в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Согласно пунктам 9 и 10 указанного Федерального закона суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79 и 333.40 Кодекса (в редакции Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона. Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Поскольку положение пункта 7 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), оно в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Кодекса имеет обратную силу и распространяется также на поручения на перечисление налогов (сборов), при оформлении которых до 1 января 2007 года допущены вышеуказанные ошибки.
Межведомственной комиссией по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере принято решение (пункт 4 протокола от 28 сентября 2006 года N 5), согласно которому в случае уточнения платежа и КБК конкретного налога на день фактической его уплаты налогоплательщиком на соответствующий счет Федерального казначейства пересчет пеней осуществляется в 2007 году в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если в поручении на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиком допущена ошибка в указании кода ОКАТО, пересчет в 2007 году пеней на сумму налога, подлежащего в установленном порядке перечислению в местный бюджет, не осуществляется.
Вместе с тем пересчет пеней по налогам (сборам) может осуществляться после уточнения соответствующих платежей, отнесенных в 2006 году к «невыясненным поступлениям» в связи с указанием налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) при уплате налогов (сборов) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2006 года, кодов ОКАТО муниципальных образований, реорганизованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пересчет пеней по конкретному налогу может также осуществляться налоговым органом при уточнении КБК по этому налогу, доход от которого подлежит зачислению в соответствующий бюджет (е пределах одного ОКАТО) по нормативу отчислений, установленному в размере 100 процентов, либо по иным нормативам отчислений, установленным в одинаковом размере по тем КБК, по которым производится уточнение.
Примерный перечень КБК по доходам от федеральных налогов (сборов), которые подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативам отчислений, установленным в размере 100 процентов, может быть согласован для целей уточнения платежей и пересчета пеней в случае ошибочного указания налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) КБК в поручениях на перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации только после принятия федеральных законов о федеральном бюджете на 2007 год и о внесении соответствующих изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации.
При уточнении платежей и принятии налоговыми органами решений в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ о пересчете пеней в случае ошибочного указания налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) КБК в поручениях на перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, доходы от которых подлежат зачислению в региональные и (или) местные бюджеты, следует учитывать нормативы отчислений, установленные законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в пределах бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Заместитель
министра финансов РФ
С.Д.Шаталов

Текст документа сверен по:
Учет, налоги, право с приложением
«Официальные документы»,
N 7, 20.02.2007

Как сказано в пояснительной записке, данным законопроектом предусматривается с 1 января 2021 года увеличение до 15% налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей в год.

Увеличение налоговой ставки приведет к дополнительному поступлению НДФЛ в размере 60 млрд рублей в год, говорится в финансово-экономическом обосновании проекта закона.

В документах также упоминается, что данные налоговые поступления будут зачисляться в федеральный бюджет и направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.

«Бюджетные ассигнования в размере 60 млрд рублей (в 2021 году), 64 млрд рублей (в 2022 году) и 68,5 млрд рублей (в 2023 году) уже зарезервированы при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», — говорится в документе.

Рассмотрение в приоритетном порядке

Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» направил в профильный Комитет внесенные Правительством РФ проекты бюджетообразующих законов. Он отметил, что Государственная Дума в приоритетном порядке рассмотрит инициативу, которая позволит выделить дополнительные средства на лечение детей с орфанными заболеваниями.

«Одним из законопроектов предлагается установить ставку НДФЛ в 15% на доходы свыше пяти миллионов рублей в год. По инициативе Президента Владимира Владимировича Путина средства, которые поступят в бюджет в результате повышения налога, будут адресно направлены на лечение детей, страдающих орфанными заболеваниями. Согласно расчетам, эта сумма составит порядка 60 миллиардов рублей», — сказал Председатель Государственной Думы.

«Это справедливое решение. Уверен, что общество его поддержит, — подчеркнул Вячеслав Володин. — В том числе и те, чьи доходы будут облагаться этим налогом, воспримут его с пониманием».

С инициативой разработать соответствующие поправки в законодательство в июне в своем обращении выступил Президент РФ Владимир Путин. Он подчеркнул, что полученные от такого режима налогооблажения средства пойдут на лечение детей, страдающих орфанными заболеваниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *